ГОСТ Р 22.8.01-96* «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования» - технические нормативы по охране труда в России
Ia aeaaio?
Ia aeaaio?
Десктопная версия

ГОСТ Р 22.8.01-96* «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования»

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций. Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Обозначение: ГОСТ Р 22.8.01-96*
Название рус.: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования
Статус: действующий (Введен впервые)
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1998
Разработан: ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
ВНИИ ГОЧС МЧС России
Утвержден: Госстандарт России (28.11.1996)
Опубликован: ИПК Издательство стандартов № 1997

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХСИТУАЦИЙ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ГОСТ Р 22.8.01-96

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

ПРЕДИСЛОВИЕ.

1. РАЗРАБОТАНВсероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий(ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета постандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидациячрезвычайных ситуаций».

ВНЕСЕН Техническим комитетом постандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидациячрезвычайных ситуаций».

2. ПРИНЯТ ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. №654.

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

4. Стандартразработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации «О защитенаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «Опожарной безопасности».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения. 2

2. Нормативные ссылки. 2

3. Определения. 2

4. Общие положения. 3

5. Общие требования. 3

5.1. Разведка в зоне ЧС. 3

5.2. Неотложные работы в зоне ЧС. 5

5.3. Жизнеобеспечение населения вЧС - по ГОСТ Р 22.0.02. 6

5.4. Обеспечение процессаликвидации ЧС. 6

5.5. Организация и руководстволиквидацией ЧС. 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Общие требования

Safety in emergencies. Elimination of emergencies. General requirements.

Дата введения 1998-01-01

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.

Настоящийстандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных,биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Положения настоящегостандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросовзащиты населения и территорий от ЧС.

Настоящийстандарт применяется совместно с ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ Р22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ Р22.3.03, ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ Р22.9.04.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.

В настоящемстандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТР 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определенияосновных понятий.

ГОСТР 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайныеситуации. Термины и определения.

ГОСТР 22.0.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальныечрезвычайные ситуации. Термины и определения.

ГОСТР 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенныечрезвычайные ситуации. Термины и определения.

ГОСТ Р22.2.04-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии икатастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных техническихсистем. Основные положения и правила.

ГОСТ Р22.2.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии икатастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средствконтроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры ихметрологического обслуживания. Основные положения и правила

ГОСТР 22.3.01-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечениенаселения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования.

ГОСТР 22.3.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационноеобеспечение населения. Общие требования.

ГОСТР 22.3.03-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения.Основные положения.

ГОСТ Р22.6.01-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевоговодоснабжения. Общие требования.

ГОСТ Р22.9.02-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельностиспасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидациипоследствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования.

ГОСТР 22.9.04-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людейв завалах. Общие технические требования.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

3.1. Внастоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующимиопределениями.

3.1.1.биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологическойобстановке в зоне ЧС.

3.1.2.инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженернойобстановке в зоне ЧС.

3.1.3.медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинскойобстановке в зоне ЧС.

3.1.4.радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационнойобстановке в зоне ЧС.

3.1.5.химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химическойобстановке в зоне ЧС.

3.1.6.санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных осанитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.

3.1.7.пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке взоне ЧС.

3.1.8. санитарно-эпидемиологическиемероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС,проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения,канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применениемсредств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ подезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения илиограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.

3.1.9.дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционныхболезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими ибиологическими методами.

3.1.10.детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собойсоединения бактериального, растительного и животного происхождения.

3.1.11.дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожениюгрызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний илиэкономического ущерба от них.

3.1.12.дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственныхвредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.

3.1.13.Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02 - ГОСТ Р22.0.05.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

4.1.Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровьялюдей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальныхпотерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для нихопасных факторов.

4.2.Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:

- разведку сцелью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштабаи границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки взоне ЧС;

- анализданных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;

- принятие решенияна проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;

- проведениеаварийно-спасательных и других неотложных работ;

- обеспечениепроцесса ликвидации ЧС;

-       жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

5.1. Разведка в зоне ЧС.

5.1.1.Основными видами разведки являются:

-биологическая;

- инженерная;

-медицинская;

-радиационная;

-санитарно-эпидемиологическая;

- химическая;

- пожарная.

5.1.2. Общиетребования к разведке, наблюдению и контролю:

-непрерывность;

-своевременность;

- полнота идостоверность данных.

5.1.3. Биологическаяразведка должна:

- определитьмасштабы и границы зон заражения;

- выявитьисточники, определить вид и характер заражения;

- вестипостоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

5.1.4.Инженерная разведка должна:

- определитьсостояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутахдвижения сил ликвидации ЧС;

- определитьместа, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся взоне ЧС;

- определитьсостояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;

- установитьналичие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;

- установитьнахождение пострадавших.

5.1.5.Медицинская разведка должна:

- выявитьпораженных, их численность и состояние;

- наметитьпути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;

- определитьрайоны развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженныхна транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

5.1.6.Радиационная разведка должна:

- выявить источникирадиоактивного загрязнения;

- определитьхарактер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды,воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

- определитьнаправления и районы с наименьшими уровнями радиации;

- вестипостоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;

-предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защитынаселения и сил ликвидации ЧС.

5.1.7.Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:

- определитьсанитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районовэвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;

-предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительныхмероприятий (обсервации и карантина);

- вестипостоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологическойобстановки в зоне ЧС.

5.1.8.Химическая разведка должна:

- выявитьисточники химического загрязнения;

- определитьвид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности,воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;

- определитьобходы участков химического заражения;

-предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;

- вестипостоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

5.1.9.Пожарная разведка должна:

- определитьвиды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространенияогня в очагах пожаров;

- оценитьстепень загазованности и задымления в очагах пожаров;

- определитьпожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;

- выявитьпотенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи сблизостью к очагам пожаров;

- определитьсостояние систем противопожарного водоснабжения.

5.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

(Измененнаяредакция. Изм. № 1)

5.2.1. Аварийно-спасательныеработы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни издоровью.

Каварийно-спасательным работам относят:

- поисково-спасательные работы;

- горно-спасательные работы;

- противофонтанныеработы;

- работы,связанные с тушением пожаров;

- работы по ликвидации медико-санитарных последствийвозникновения источников ЧС.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.2.2. Неотложныеработы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспеченияаварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайныхситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимальнонеобходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания ихработоспособности.

(Измененнаяредакция. Изм. № 1)

5.2.3.Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализацииотдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетяхи линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимальнонеобходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарнойочистке и обеззараживанию территории.

(Измененнаяредакция. Изм. № 1)

5.2.4.Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧСпредусматривают:

- разведку винтересах проведения указанных работ;

- инженерноеобеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;

- локализациюи ликвидацию различных очагов повышенной опасности;

- поиск,спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;

- созданиеминимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р22.3.01;

- обеспечениебезопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;

- мероприятияпо охране окружающей среды при ликвидации ЧС.

5.2.5.Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни издоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.

Экстреннаямедицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных,лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Лечебно-диагностическиеи лечебные мероприятия предусматривают:

- проведениебиологической и медицинской разведок;

- определениесостояния пораженных, их диагностирование и сортировку;

- оказаниепораженным первой медицинской помощи;

- оказаниепораженным первой врачебной помощи;

- оказаниепораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

- созданиеусловий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больныхв зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;

-лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р22.3.02.

5.2.6.Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:

- проведениесанитарно-эпидемиологической разведки;

-установление характера инфекционной патологии;

- активноераннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционныебольницы из зоны ЧС;

- предупреждениезаноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;

- выявлениелиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;

- соблюдениемер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выносаинфекционных болезней из зоны ЧС;

- введение,при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации,карантина);

- проведениедезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;

-осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционныхзаболеваний по эпидемиологическим показаниям;

- проведениесанитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждениюинфекционных заболеваний.

5.2.7. Охранаобщественного порядка в зоне ЧС.

Охрануобщественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулированиядвижения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а такжевоспрещения противоправных действий в зоне ЧС.

Мероприятияпо охране общественного порядка предусматривают:

- организациюрегулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видовтранспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;

- контроль засоблюдением установленного режима в зоне ЧС;

- пресечениемассовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;

- охрануматериальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;

- учет ипередачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальныхценностей;

- учетэвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.

5.3. Жизнеобеспечение населения в ЧС - по ГОСТ Р 22.3.01.

(Измененная редакция.Изм. № 1)

5.4. Обеспечение процесса ликвидации ЧС.

5.4.1.Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойногоудовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, созданияблагоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.2.Основными видами обеспечения являются:

- инженерное;

-медицинское;

-противопожарное;

- радиационноеи химическое;

-транспортное;

- дорожное;

-материальное;

-техническое;

- финансовое;

-метрологическое;

-гидрометеорологическое.

5.4.3.Требования к обеспечению:

- высокаяготовность;

- надежность;

- гибкость.

5.4.4. Инженерноеобеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановкидля проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.

5.4.5.Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказаниямедико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановленияработоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведениякомплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.6.Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнениязадач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.

5.4.7.Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий длявыполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением изаражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный составсил и население.

5.4.8.Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственногоманевра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимыхматериально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.

5.4.9.Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальнымисредствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.

5.4.10.Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособномсостоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники,используемой при ликвидации ЧС.

5.4.11.Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленногораспределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия поликвидации ЧС.

5.4.12.Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постояннойготовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых приликвидации ЧС.

5.4.13.Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценкиэлементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических игидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил ипроведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.

5.5. Организация и руководство ликвидацией ЧС.

5.5.1.Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований кликвидации ЧС осуществляется:

- всоответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых имиобъектах и территориях;

- всоответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах итерриториях;

-установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;

- по решениюуполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами исубъектов Российской Федерации.

5.5.2.Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, иорганизацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения,направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан иорганизаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотренозаконодательством Российской Федерации.

5.5.3.Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

- опроведении эвакуационных мероприятий;

- обостановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;

- опроведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций,находящихся в зоне ЧС;

- обограничении доступа людей в зону ЧС.

1 252
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки