ГОСТ Р 1.0-92* «ГСС РФ. Основные положения» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Велко
Сфера
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

ГОСТ Р 1.0-92* «ГСС РФ. Основные положения»

Стандарт устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, с государственными органами управления.

Обозначение: ГОСТ Р 1.0-92*
Название рус.: ГСС РФ. Основные положения
Статус: не действующий (Введен впервые)
Заменен: ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1993
Дата окончания срока действия: 01.07.2005
Разработан: ВНИИстандарт Госстандарта России
Утвержден: Госстандарт России (01.07.1992)
Опубликован: Издательство стандартов № 1994<br>ИПК Издательство стандартов № 1999

ГОСТ Р 1.0-92

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система стандартизации
Российской Федерации

Основные положения

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийскимнаучно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) ГосстандартаРоссии, доработан с участием рабочей группы специалистов отраслей народногохозяйства

ВНЕСЕНГлавным управлением технической политики в области стандартизации ГосстандартаРоссии

2 ПРИНЯТ ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 июля 1992 г. № 7

3 В настоящемстандарте реализованы нормы Закона Российской Федерации «О стандартизации»

4 ВВЕДЕНВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ(май 1999 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, принятыми в декабре 1993 г., сентябре1996 г., июле 1997 г.

(Постановление ГосстандартаРоссии от 15 декабря 1994 г. № 21, ИУС 12-96, 9-97)

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 2

2 Нормативные ссылки. 2

3 Определения 2

4 Задачи стандартизации. 5

5 Основные принципы стандартизации. 6

6 Организация работ по стандартизации. 7

7 Нормативные документы по стандартизации и их применение. 8

7.1 Нормативные документы по стандартизации и требования к ним.. 8

7.2 Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации. 9

7.3 Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. 10

7.4 Виды стандартов. 11

7.5 Применение нормативных документов по стандартизации. 11

7.6 Информация о нормативных документах по стандартизации, их издание и реализация. 13

8 Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. 14

9 Международное сотрудничество в области стандартизации. 16

Приложение А Библиография. 17

ГОСТ Р 1.0-92

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная системастандартизации Российской Федерации

Основные положения

State System for Standardization of RussianFederation.
Basic principles

Дата введения 1993-01-01

1 Область применения

Настоящий стандартустанавливает общие организационно-технические правила проведения работ постандартизации, формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей(далее - субъекты хозяйственной деятельности) друг с другом, с государственнымиорганами управления.

Положения стандартовгосударственной системы стандартизации Российской Федерации применяютгосударственные органы управления, субъекты хозяйственной деятельности,научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, втом числе технические комитеты по стандартизации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандартеиспользованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.114-95 Единая системаконструкторской документации. Технические условия

ГОСТ Р 1.2-92Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработкигосударственных стандартов

ГОСТР 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации.Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических,инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения

ГОСТР 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общиетребования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

ГОСТР 1.8-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации.Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов

ГОСТР 1.9-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации.Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственнымстандартам

ГОСТР 1.10-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации.Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации,метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них

3 Определения *

* Определения терминов: «стандартизация»,«нормативный документ», «стандарт», «международный стандарт», «региональныйстандарт», «унификация», «объект стандартизации», «безопасность», «охранаокружающей среды», «совместимость», «взаимозаменяемость», «международнаястандартизация», «региональная стандартизация», «национальная стандартизация»изложены с учетом определений этих терминов по [1].

3.1 Стандартизация - этодеятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее - требования)в целях обеспечения:

безопасности продукции,работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

технической и информационнойсовместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

качества продукции, работ иуслуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

единства измерений;

экономии всех видовресурсов;

безопасности хозяйственныхобъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф идругих чрезвычайных ситуаций;

обороноспособности имобилизационной готовности страны.

Стандартизация направлена надостижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредствомустановления положений для всеобщего и многократного применения в отношенииреально существующих или потенциальных задач.

Примечания

1 В частности эта деятельность проявляется приразработке, опубликовании и применении стандартов.

2 Важнейшими результатами деятельностипо стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, работ(процессов) и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров вторговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

3.2 Объект стандартизации -продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиесястандартизации.

Примечания

1 Под объектом стандартизации в широком смыслепонимаются продукция, работы (процессы) и услуги, которые в равной степениотносятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, ихсовместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

2 Стандартизация может ограничиваться определеннымиаспектами (свойствами) любого объекта. Например, применительно к обуви размерыи прочность могут быть стандартизованы отдельно.

3 Услуга как объект стандартизацииохватывает услуги для населения (включая условия обслуживания) ипроизводственные услуги для предприятий и организаций.

3.3 Нормативный документ - документ,устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиесяразличных видов деятельности или их результатов.

Примечание - Термин «Нормативный документ» являетсяродовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативныедокументы по стандартизации*, нормы, правила, своды правил, регламенты и другиедокументы, соответствующие основному определению.

* В ранее принятых документах постандартизации до окончания срока их действия или пересмотра допускаетсяприменение термина «нормативно-технический документ» без его замены на термин«нормативный документ по стандартизации».

(Измененная редакция, Изм. №2).

3.4 Стандарт - нормативныйдокумент по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия,характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам убольшинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом(предприятием).

Примечание - Стандарты основываются на обобщенных результатах науки,техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы дляобщества.

3.5 Государственный стандартРоссийской Федерации (ГОСТ Р) - стандарт, принятый Государственным комитетомРоссийской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (ГосстандартРоссии) или Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной истроительной политике (Госстрой России).

(Измененная редакция, Изм. № 3).

3.6 Стандарт отрасли -стандарт, принятый государственным органом управления в пределах егокомпетенции.

Примечание - Под отраслью в настоящем стандарте понимается совокупностьсубъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственнойпринадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящихпродукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги), определенных видов,которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение.

3.7 Стандарт предприятия -стандарт, утвержденный предприятием.

3.8 Стандартнаучно-технического, инженерного общества - стандарт, принятыйнаучно-техническим, инженерным обществом или другим общественным объединением.

3.9 Международный стандарт -стандарт, принятый международной организацией по стандартизации.

3.10 Региональный стандарт -стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

3.11 Межгосударственный стандарт(ГОСТ) - стандарт, принятый Межгосударственным Советом по стандартизации,метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссиейпо стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве.

Примечание - Межгосударственные стандарты являются стандартамирегионального типа.

(Измененная редакция, Изм. №3).

3.12 Национальный стандарт -стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.

3.13 Комплекс стандартов -совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевойнаправленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязаннымобъектам стандартизации.

3.13а Регламент - документ,содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти.

3.13б Технический регламент- регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) илисвязанные с ней процессы и методы производства. Он может также включатьтребования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию илиэтикетированию, либо быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдениетехнического регламента обязательно.

Примечания

1 К техническим регламентам следует относитьзаконодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации,содержащие требования, нормы и правила технического характера; государственныестандарты Российской Федерации в части устанавливаемых в них обязательныхтребований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, вкомпетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерациивходит установление обязательных требований.

2 Технический регламент содержиттехнические требования либо непосредственно (например: обязательные требованиягосударственных стандартов), либо путем ссылки на стандарт, либо путемвключения в себя содержания стандарта.

3.13а, 3,13б (Введеныдополнительно, Изм. № 2).

3.14 Международнаястандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующихорганов всех стран.

3.15 Региональнаястандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующихорганов стран только одного географического или экономического региона мира.

3.16 Национальнаястандартизация - стандартизация, которая проводится на уровне одной страны.

3.17 Безопасность -отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

Примечание - В области стандартизации безопасность продукции, работ(процессов) и услуг обычно рассматривается с целью достижения оптимальногобаланса ряда факторов, включая такие нетехнические факторы, как поведениечеловека, позволяющих свести риск, связанный с возможностью нанесения ущербаокружающей среде, здоровью людей и сохранности имущества, до приемлемогоуровня.

3.18 Охрана здоровья людей -защита здоровья людей от неблагоприятного воздействия продукции, работ(процессов) и услуг, окружающей среды.

3.19 Охрана окружающей среды- зашита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, работ(процессов) и услуг.

3.20Совместимость-пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, невызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условияхдля выполнения установленных требований.

3.21 Взаимозаменяемость -пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другогоизделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

3.22 Унификация - выбороптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений ихпараметров и размеров.

3.23 Применение стандарта -использование стандарта его пользователями с выполнением требований,установленных в стандарте, в соответствии с областью его распространения исферой действия.

3.24 Применениемеждународного стандарта, регионального или национального стандарта другойстраны - использование международного, регионального или национальногостандарта другой страны путем включения его полного содержания в отечественныйнормативный документ по стандартизации.

3.25 Дата введения стандартав действие - дата, с которой стандарт приобретает юридическую силу.

3.26 Пользователь стандарта- юридическое или физическое лицо, применяющее стандарт в своейпроизводственной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской,технологической, учебно-педагогической и других видах деятельности.

4 Задачи стандартизации

Основными задачамистандартизации являются:

- обеспечение взаимопониманиямежду разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

- установление оптимальныхтребований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя игосударства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды,жизни, здоровья и имущества;

- установление требований посовместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной,программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

- согласование и увязкапоказателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий,сырья и материалов;

- унификация на основеустановления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовыхконструкций, конструктивно-унифицированных блочно-модульных составных частейизделий;

- установлениеметрологических норм, правил, положений и требований;

- нормативно-техническоеобеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценкикачества продукции;

- установление требований к технологическимпроцессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости итрудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий;

- создание и ведение системклассификации и кодирования технико-экономической информации;

- нормативное обеспечениемежгосударственных и государственных социально-экономических инаучно-технических программ (проектов) и инфраструктурных комплексов(транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, контроль среды обитания,безопасность населения и т.д.);

- создание системыкаталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре иосновных показателях продукции;

- содействие выполнениюзаконодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации.

5 Основные принципыстандартизации

5.1 Стандартизация должнаосновываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон,разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию, к достижениюсогласия с учетом мнения каждой из сторон по управлению многообразиемпродукции, ее качеству, экономичности, применимости, совместимости ивзаимозаменяемости, ее безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья иимущества, а также другим вопросам, представляющим взаимный интерес.

Примечание - В международной стандартизации применяется термин консенсус,который понимается как общее согласие, характеризующееся отсутствиемвозражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон,стремлением учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения.Консенсус не предполагает полного единодушия.

5.2 Целесообразностьразработки стандарта следует оценивать с точки зрения его социальной,технической и экономической необходимости и приемлемости при применении.

В приоритетном порядкедолжны разрабатываться стандарты, способствующие обеспечению безопасности дляокружающей среды, жизни, здоровья и имущества, обеспечивающие совместимость ивзаимозаменяемость продукции.

Стандарты следуетразрабатывать такими, чтобы они не создавали препятствий международнойторговле.

При разработке стандартовследует принимать во внимание проекты и учитывать принятые международные ирегиональные стандарты, правила ЕЭК ООН и других международных организаций, атакже, при необходимости, национальные стандарты других стран.

5.3 При разработкестандартов необходимо обеспечивать:

- соответствие требованийстандартов нормам законодательства, а также нормам и правилам органов,выполняющих функции государственного контроля и надзора;

- комплексностьстандартизации взаимосвязанных объектов, включая метрологическое обеспечение,путем согласования требований к этим объектам и увязкой сроков введения вдействие нормативных документов по стандартизации;

- оптимальность требований,включаемых в стандарты.

5.4 В стандартах должнасвоевременно проводиться замена устаревших требований путем периодическогообновления стандартов для обеспечения их соответствия современнымдостижениям науки, техники и технологии, передового отечественного изарубежного опыта.

5.5 Стандарты должныустанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которыемогут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающиебезопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, совместимость ивзаимозаменяемость, а также правила маркировки и методы контроля.

Соответствие продукции иуслуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путеммаркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартампо ГОСТР 1.9.

Стандарты на продукцию иуслуги, в которых установлены требования, обеспечивающие безопасность дляокружающей среды, жизни, здоровья и имущества, должны быть пригодны для ихприменения в целях сертификации.

Стандарты должны бытьизложены четко и ясно для того, чтобы обеспечить однозначность понимания ихтребований.

Следует избегатьдублирования разработки стандартов на идентичные объекты стандартизации наразличных уровнях управления.

(Измененная редакция, Изм. №3).

6 Организация работ постандартизации

6.1 Государственноеуправление стандартизацией в Российской Федерации, включая координациюдеятельности государственных органов управления Российской Федерации,взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации,краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, собщественными объединениями, в том числе с техническими комитетами постандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляетГосстандарт России.

Госстандарт России формируети реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляетгосударственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требованийгосударственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной)стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадровв области стандартизации, а также устанавливает правила применениямеждународных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций постандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установленомеждународными договорами Российской Федерации.

Работы по стандартизации вобласти строительства организует Госстрой России.

Другие государственныеорганы управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции.

Для организации икоординации работ по стандартизации в отраслях экономики и иных сферахдеятельности государственные органы управления в пределах их компетенциисоздают, при необходимости, подразделения (службы) стандартизации и (или)назначают головные организации по стандартизации.

6.2 Для организации иосуществления работ по стандартизации определенных видов продукции и технологииили видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ помеждународной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК)по стандартизации.

К работе в ТК привлекаютсяна добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий иорганизаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции,органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации,общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ.К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые испециалисты.

ТК создаются на базепредприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции итехнологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболеевысоким научно-техническим потенциалом, в том числе на базе организацийГосстандарта России или Госстроя России.

Технические комитеты постандартизации организуются решениями Госстандарта России или Госстроя России,по предложениям заинтересованных предприятий и органов управления ирегистрируются Госстандартом России.

ТК осуществляют своюдеятельность в соответствии с положением о ТК, разработанным на основе типовогоположения о техническом комитете по стандартизации [2].

6.3 Субъекты хозяйственнойдеятельности организуют и проводят работы по стандартизации.

Подразделения (службы)стандартизации (конструкторско-технологический, научно-исследовательский отдел,лаборатория, бюро), создаваемые на предприятиях, выполняютнаучно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы постандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимыхдругими подразделениями предприятия, а также осуществляюторганизационно-методическое и научно-техническое руководство работами постандартизации на предприятии.

Службы стандартизацииосуществляют свою работу в соответствии с рекомендациями о службахстандартизации [3].

6.4 Для наиболее полногоучета интересов потребителей при проведении работ по стандартизацииразработчики стандартов взаимодействуют с общественными организациямипотребителей путем привлечения их к:

- определению номенклатуры итребований к качеству продукции, а также методов оценки ее качества;

- подготовке предложений поразработке и обновлению стандартов;

- непосредственному участиюв разработке проектов стандартов.

6.5 Заказчиками разработкигосударственных стандартов Российской Федерации, устанавливающихосновополагающие (организационно-технические и общетехнические) требования, атакже обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасностьдля окружающей среды, жизни и здоровья, имущества, совместимость ивзаимозаменяемость, а также работ по разработке и применению международных(региональных) и национальных стандартов других стран в качествегосударственных стандартов Российской Федерации, являются Госстандарт России иГосстрой России.

Заказчиками разработкигосударственных стандартов Российской Федерации могут являться такжеминистерства (ведомства), предприятия и объединения предприятий, а такжеобщественные организации потребителей, научно-технические и инженерные обществаи др.

6.6 Работы погосударственной стандартизации в Российской Федерации проводятся по плановымдокументам, составляемым Госстандартом России (Госстроем России) с учетомопределяемых ими стратегических направлений работ по государственнойстандартизации, перспективных программ (планов) работы ТК, предложенийпредприятий и объединений предприятий, государственных органов управления.

В плановые документы погосударственной стандартизации в первую очередь включаются задания наразработку государственных стандартов Российской Федерации, обеспечивающихгармонизацию отечественных стандартов с требованиями международных,региональных и национальных стандартов других стран, безопасность продукции,процессов, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, защитуинтересов потребителей, реализацию федеральных и иных государственных программ.

При разработке федеральных ииных государственных программ, финансируемых полностью или частично из средствреспубликанского бюджета Российской Федерации, в том числе программ создания иразвития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены разделынормативного обеспечения качества продукции (работ, услуг).

6.7 Координацию работ, учети контроль выполнения заданий планов государственной стандартизации ирасходования целевых средств государственного бюджета осуществляют ГосстандартРоссии и Госстрой России.

7 Нормативные документыпо стандартизации и их применение

7.1Нормативные документы по стандартизации и требования к ним

7.1.1 К нормативнымдокументам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации вслучаях, порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «Остандартизации» относятся:

- государственные стандартыРоссийской Федерации (далее - государственные стандарты); применяемые вустановленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы ирекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторытехнико-экономической информации;

- стандарты отраслей;стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ идругих общественных объединений.

Действующие государственныестандарты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они непротиворечат действующему законодательству.

Для решения задач поорганизации и координации работы по стандартизации в Российской ФедерацииГосстандарт России, Госстрой России и их организации разрабатывают и послеобсуждения с заинтересованными организациями и предприятиями выпускают правила(ПР) и рекомендации (Р) по стандартизации по ГОСТР 1.10.

(Измененная редакция, Изм. №3).

7.1.2 Требования,устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основыватьсяна современных достижениях науки, техники и технологии, международных(региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации,прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условияиспользования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимытруда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательстваРоссийской Федерации.

7.1.3 Нормативные документыпо стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии сзаконодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, покоторым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствиеэтим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информациио сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

7.2 Государственные стандарты, общероссийскиеклассификаторы технико-экономической информации

7.2.1 Государственныестандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевоезначение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.Государственные стандарты должны содержать:

- требования к продукции,работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья иимущества, требования техники безопасности и производственной санитарии;

- требования по техническойи информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- основные потребительские(эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования купаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизациипродукции;

- правила и нормы,обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве,использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, втом числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общиеправила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения ирационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения,условные обозначения, метрологические и другие общетехнические иорганизационно-технические правила и нормы.

Для обеспечениягосударственной защиты интересов Российской Федерации и конкурентоспособностиотечественной продукции (услуг) в государственных стандартах в обоснованныхслучаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающиевозможности традиционных технологий.

7.2.2 Требования,устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасностипродукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, дляобеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемостипродукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования,установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательнымидля соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственнойдеятельности.

Иные требованиягосударственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежатобязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договоралибо в том случае, если об этом указывается в технической документацииизготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этомсоответствие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартовможет определяться в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации о добровольной сертификации продукции и услуг.

7.2.3 Государственныестандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информациипринимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленностистроительных материалов - Госстрой России.

Государственные стандартывводятся в действие после их государственной регистрации в Госстандарте Россиив установленном им порядке.

7.2.4 Разработку, принятие,введение в действие, применение, ведение общероссийских классификаторовтехнико-экономической информации осуществляют в порядке, установленномГосстандартом России [4].

7.2.5 Государственныестандарты Российской Федерации разрабатывают, принимают, пересматривают,изменяют или отменяют по ГОСТ Р 1.2.

7.3 Стандарты отраслей, стандарты предприятий,стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественныхобъединений

7.3.1 Стандарты отраслеймогут разрабатываться и приниматься государственными органами управления впределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугамотраслевого значения.

Стандарты отраслей не должнынарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила инормы безопасности, установленные государственными надзорными органами повопросам, отнесенным к их компетенции.

Ответственность засоответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиямгосударственных стандартов несут принявшие их государственные органыуправления.

7.3.2 Стандарты предприятиймогут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя изнеобходимости их применения в целях совершенствования организации и управленияпроизводством.

Требования стандартовпредприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственнойдеятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции,на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

7.3.3 Стандартынаучно-технических, инженерных обществ и других общественных объединенийразрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичногораспространения и использования полученных в различных областях знанийрезультатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартовсубъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

7.3.4 Порядок разработки,утверждения, учета, изменения и отмены стандартов субъектов хозяйственнойдеятельности устанавливается ими самостоятельно.

7.3.5 Стандарты субъектовхозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственныхстандартов, а также правила и нормы безопасности, установленныегосударственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Ответственность засоответствие требований стандартов субъектов хозяйственной деятельностиобязательным требованиям государственных стандартов несут утвердившие ихсубъекты хозяйственной деятельности.

7.3.6 Порядок разработки,принятия, учетной регистрации, применения, контроля за соблюдением обязательныхтребований, изменения и отмены стандартов отраслей, а также разработкастандартов предприятий и стандартов научно-технических, инженерных обществ идругих общественных объединений - по ГОСТР 1.4.

7.4 Виды стандартов

7.4.1 В зависимости отспецифики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требованийразрабатывают стандарты следующих видов:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию,услуги;

- стандарты на работы(процессы);

- стандарты на методыконтроля (испытаний, измерений, анализа).

7.4.2 Основополагающиестандарты устанавливают общие организационно-технические положения дляопределенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы иправила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязьразличных областей науки, техники и производства в процессах создания ииспользования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции,процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехническиетребования.

7.4.3 Стандарты на продукцию(услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или кконкретной продукции (услуге).

7.4.4 Стандарты на работы(процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам,режимам, нормам) выполнения различного пода работ в технологических процессахразработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта иутилизации продукции.

7.4.5 Стандарты на методыконтроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведенияиспытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации ииспользовании.

7.4.6 Построение, изложение,оформление и содержание государственных стандартов Российской Федерации,стандартов отраслей, стандартов предприятий, стандартов научно-технических,инженерных обществ и других общественных объединений - по ГОСТР 1.5.

7.5 Применение нормативных документов постандартизации

7.5.1 Нормативные документыпо стандартизации применяют государственные органы управления, субъектыхозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции кпроизводству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования(эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работи оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской,технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листовна поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

Технические условия, накоторые делаются ссылки в договорах (контрактах) на поставляемую продукцию(оказываемые услуги), применяются в качестве нормативных документов*.

Действующие отраслевыестандарты применяются на территории Российской Федерации в случаях, если ихтребования не противоречат законодательству Российской Федерации**.

* Общие правилапостроения, изложения, оформления, согласования и утверждения техническихусловий - по ГОСТ 2.114.

** ГОСТ Р 1.3-92 отменен.

(Измененная редакция, Изм. №3).

7.5.2 Заказчик и исполнительобязаны включать в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работи оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

7.5.3 Необходимостьприменения нормативных документов по стандартизации в отношении продукции(услуг), производимой (оказываемых) на территории Российской Федерации с цельювывоза с ее территории определяется контрактом (договором), за исключениемслучаев, установленных законодательством Российской Федерации.

7.5.4 Новые и пересмотренныегосударственные стандарты Российской Федерации и стандарты отраслей допускаетсяне распространять на продукцию, выпуск которой был освоен до их введения вдействие, если это предусмотрено в этих стандартах.

7.5.5 Продукция, в том числеимпортируемая, не подлежит реализации или передаче для реализации по назначению,если она не соответствует обязательным требованиям, предусмотренным вдействующих стандартах, или если продукция, подлежащая обязательнойсертификации, не имеет сертификата и знака соответствия, выданных илипризнанных в установленном порядке уполномоченным на то органом.

7.5.6 Импортируемаяпродукция должна соответствовать обязательным требованиям по безопасности иэкологии действующих в Российской Федерации государственных стандартов, чтодолжно подтверждаться соответствующим сертификатом.

7.5.7 Международные,региональные и национальные стандарты других стран применяются на основемеждународных соглашений (договоров) о сотрудничестве или с разрешениясоответствующих региональных организаций и национальных органов, если ихтребования удовлетворяют потребностям народного хозяйства.

7.5.8Международные и региональные стандарты (при условии присоединения к нимРоссийской Федерации), а также национальные стандарты других стран (при наличиисоответствующих соглашений с этими странами) применяют на территории РоссийскойФедерации в качестве государственных стандартов.

Применение в РоссийскойФедерации международных, региональных стандартов, документов ЕЭК ООН и другихмеждународных, региональных организаций, а также национальных стандартов другихстран осуществляют принятием государственного стандарта, представляющего собой:

- или аутентичный текст нарусском языке соответствующего документа;

- или аутентичный текст нарусском языке соответствующего документа с дополнительными требованиями, отражающимиспецифику потребностей народного хозяйства.

Обозначение государственныхстандартов, оформленных на основе международных, региональных или национальныхстандартов других стран, а также сведения об их соответствии, приводимые в«Предисловии» к стандартам, - по ГОСТР 1.5.

Если в международном,региональном или национальном стандарте другой страны, подлежащем применению,имеются ссылки на другие стандарты, уже примененные ранее или по своимтребованиям аналогичные соответствующим государственным стандартам, воформляемом на его основе государственном стандарте приводятся ссылки нагосударственные стандарты.

Если международный,региональный или национальный стандарт другой страны, подлежащий применению,содержит ссылки на стандарты, не примененные в Российской Федерации, и при этомотсутствуют эквивалентные государственные стандарты, необходимо до егоприменения решить вопрос о применении этих стандартов.

Межгосударственныестандарты, к которым присоединилась Российская Федерация, применяются на еетерритории без переоформления с введением их в действие ПостановлениемГосстандарта

России (Госстроя России) иопубликованием соответствующей информации в информационном указателегосударственных стандартов Российской Федерации.

Если государственныйстандарт Российской Федерации принят в качестве межгосударственного стандарта,то этот стандарт продолжает применяться на ее территории в соответствии с ГОСТР 1.8 (подраздел 6.3).

(Измененная редакция, Изм. №3).

7.5.9 Международные,региональные стандарты, документы ЕЭК ООН и других международных, региональныхорганизаций и национальные стандарты других стран могут применяться всоответствии с 7.5.8 в качестве стандартов отраслей, стандартовпредприятий и стандартов научно-технических, инженерных обществ и другихобщественных объединений до их принятия в качестве государственных стандартовРоссийской Федерации.

7.5.10 Допускаетсяизготовление и поставка продукции на экспорт в соответствии с требованиямимеждународных, региональных и национальных стандартов других стран и стандартовфирм зарубежных стран по предложению потребителя (заказчика) этих стран надоговорной (контрактной) основе.

7.5.11 Юридические ифизические лица, допустившие нарушение требований стандартов, несутответственность в соответствии с действующим законодательством РоссийскойФедерации.

7.5.12 Нормативные документыпо стандартизации Российской Федерации могут применять другие государства, ихюридические и физические лица на основе соответствующих соглашений (договоров)о сотрудничестве или с разрешения соответствующих органов, предприятийРоссийской Федерации, принявших (утвердивших) эти документы.

7.6 Информация о нормативных документах постандартизации, их издание и реализация

7.6.1 Для обеспечениядоступности для пользователей, в том числе зарубежных, информации оразрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийскихклассификаторах технико-экономической информации, а также самих этих документовГосстандарт России организует публикацию официальной информации об этихдокументах, о международных, региональных стандартах, правилах, нормах ирекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, омеждународных договорах в области стандартизации и правилах их применения;создает и ведет федеральныйфонд государственных стандартов и общероссийских классификаторовтехнико-экономической информации, а также международных, региональныхстандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальныхстандартов зарубежных стран. Создание и пользование этим фондом осуществляетсяв установленном порядке [5].

7.6.2 Государственные органыуправления, принявшие в пределах своей компетенции нормативные документы постандартизации, субъекты хозяйственной деятельности, утвердившие нормативныедокументы по стандартизации, формируют и ведут информационные фонды этихдокументов, а также обеспечивают пользователей информацией о них и самимидокументами на договорной основе.

7.6.3 Исключительное правоофициального опубликования в установленном порядке государственных стандартов иобщероссийских классификаторов технико-экономической информации принадлежитгосударственным органам управления, принявшим эти нормативные документы постандартизации.

Опубликованиегосударственных стандартов и общероссийских классификаторовтехнико-экономической информации осуществляется в установленном порядке [6].

7.6.4 Исключительное правоофициального опубликования сведений, содержащихся в Общероссийском каталогепродукции и услуг, внесенных в Государственный реестр продукции и услуг,маркированных знаком соответствия государственным стандартам, принадлежитГосстандарту России.

7.6.5 Исключительное правоиздания и переиздания на территории Российской Федерации стандартов, правил ирекомендаций по стандартизации международных и региональных организаций, вкоторых Российскую Федерацию представляют Госстандарт России или Госстрой России,принадлежит Госстандарту России, а в области строительства - Госстрою России.

Издание национальныхстандартов других стран организует и осуществляет Госстандарт России илиГосстрой России в соответствии с договорами и соглашениями с этими странами.

Издание и переизданиеуказанных документов другими организациями может осуществляться только наоснове лицензий, выдаваемых Госстандартом России или Госстроем России.

7.6.6 Издание и переизданиестандартов отраслей, стандартов научно-технических, инженерных обществ и другихобщественных объединений осуществляют принявшие их органы.

7.6.7 Издание и переизданиестандартов предприятий организуют и осуществляют утвердившие их предприятия.

8 Государственныйконтроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

8.1 В соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «О стандартизации» государственный контроль и надзор засоблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требованийгосударственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовкипродукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи),использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а такжепри выполнении работ и оказании услуг.

8.2 Порядок осуществлениягосударственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требованийгосударственных стандартов устанавливается Госстандартом России [7].

8.3 Должностные лица субъектовхозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые дляосуществления государственного контроля и надзора.

8.4 В соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «О стандартизации» органами, осуществляющимигосударственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требованийгосударственных стандартов, являются Госстандарт России, иные специальноуполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.

8.5 Осуществлениегосударственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требованийгосударственных стандартов проводится должностными лицами государственныхорганов управления в пределах их компетенции.

Непосредственноеосуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательныхтребований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводитсяего должностными лицами - государственными инспекторами:

- главным государственныминспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами;

- главными государственнымиинспекторами республик в составе Российской Федерации, краев, областей,автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственнымистандартами;

- государственнымиинспекторами по надзору за государственными стандартами.

8.6 Государственныеинспекторы, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдениемобязательных требований государственных стандартов, в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «О стандартизации» являются представителямигосударственных органов управления и находятся под защитой государства.Государственный инспектор в соответствии с Законом Российской Федерации «Остандартизации» имеет право:

- свободного доступа вслужебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;

- получать от субъектахозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведениягосударственного контроля и надзора;

- использовать техническиесредства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведениигосударственного контроля и надзора;

- проводить в соответствии сдействующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцовпродукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиямгосударственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов изатрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производствапроверяемых субъектов хозяйственной деятельности;

- выдавать предписания обустранении выявленных нарушений обязательных требований государственныхстандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ееизготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации),хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ иоказании услуг;

- выдавать предписания озапрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования(эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услугв случаях несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиямгосударственных стандартов;

- запрещать реализациюпродукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъектахозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг дляпроверки.

Главный государственныйинспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами,главные государственные инспекторы республик в составе Российской Федерации,краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору загосударственными стандартами имеют право выдавать субъекту хозяйственнойдеятельности предписания, указанные в абзацах седьмом и восьмом настоящегопункта, а также имеют право:

- принимать постановления оприменении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушенияобязательных требований государственных стандартов;

- запрещать реализацию импортнойпродукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательнымтребованиям государственных стандартов и не прошедших государственнуюрегистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За нарушение предписанийгосударственных инспекторов о запрете или приостановке реализации (поставки,продажи) продукции, выполнения работ и оказания услуг субъекты хозяйственнойдеятельности уплачивают штраф в размере стоимости реализованной продукции,выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 миллионов рублей, вслучае если стоимость реализованной продукции, выполненных работ и оказанныхуслуг определить невозможно или необходимая отчетная документация непредставлена.

8.7 Государственныеинспекторы в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановленийсубъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые материалы варбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленныхзаконодательством Российской Федерации.

8.8 Государственныеинспекторы при осуществлении возложенных на них обязанностей должны защищатьинтересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства,руководствуясь законодательством.

8.9 Государственныеинспекторы несут установленную законодательством ответственность заневыполнение и ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей,разглашение государственной или коммерческой тайны.

8.10 Для осуществлениягосударственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственнойдеятельности обязательных требований государственных стандартовпредприятия-изготовители представляют в органы Госстандарта России информацию ввиде каталожных листов в порядке, установленном Госстандартом России [8].

9 Международное сотрудничествов области стандартизации

9.1 Госстандарт России в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «О стандартизации» вправе представлять РоссийскуюФедерацию в международных и региональных организациях, осуществляющихдеятельность по стандартизации.

9.2 Основными задачамимеждународного сотрудничества в области стандартизации являются:

- гармонизациягосударственной системы стандартизации Российской Федерации с международными,региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации другихстран;

- совершенствование фондаотечественных нормативных документов по стандартизации на основе применениямеждународных, региональных и национальных стандартов других стран имаксимального использования достижений научно-технического прогресса;

- гармонизация стандартов смеждународными, региональными стандартами и национальными стандартами другихстран;

- повышение качестваотечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;

- разработка международных ирегиональных стандартов на основе отечественных стандартов на новыеконкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные врезультате двустороннего и многостороннего сотрудничества;

- нормативное обеспечениеторгово-экономического и научно-технического сотрудничества РоссийскойФедерации с другими странами и участие Российской Федерации в международномразделении труда;

- обеспечение защитыинтересов Российской Федерации при разработке международных и региональныхстандартов;

- обеспечение единстваизмерений с другими странами.

9.3 Международноесотрудничество по стандартизации осуществляют по линии международных ирегиональных организаций по стандартизации, а также на двусторонней имногосторонней основе с соответствующими организациями других стран на основесоглашений, договоров и протоколов о сотрудничестве, обязательств, вытекающихиз участия Российской Федерации в деятельности международных и региональныхорганизаций по стандартизации.

9.4 Международноесотрудничество Российской Федерации по линии международных организаций постандартизации включает в себя непосредственное участие в работе этихорганизаций, в первую очередь, в разработке международных и региональныхстандартов, правил ЕЭК ООН и других международных организаций, а такжеобеспечение их применения в народном хозяйстве и договорно-правовых отношенияхсо странами-партнерами.

Двустороннее илимногостороннее сотрудничество по стандартизации включает работы по гармонизацииотечественных стандартов с национальными стандартами стран-партнеров,совместную разработку стандартов, проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией,взаимные консультации, обучение кадров и др.

9.5 Организация и проведениеработ по международному сотрудничеству по стандартизации осуществляется в порядке,установленном Госстандартом России, с учетом методических документов, принятыхИСО, МЭК, ГАТТ, Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии исертификации, а также другими международными и региональными организациями,занимающимися вопросами стандартизации, а также документами, действующими встране и определяющими порядок проведения работ по двустороннемунаучно-техническому сотрудничеству Российской Федерации со странами-партнерами.

9.6 В соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «О стандартизации», если международным договоромРоссийской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся взаконодательстве Российской Федерации о стандартизации, то применяются правиламеждународного договора.

Приложение А

(справочное)

Библиография

[1] Руководство

ИСО/МЭК 2                   Общиетермины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности

[2] ПР 50-688-92            Временное типовое положение о техническом комитете постандартизации

[3] Р 50-605-79-93         Рекомендации по разработке положения о службе стандартизациипредприятия

[4] ПР 50-734-93            Порядок разработки общероссийских классификаторовтехнико-экономической и социальной информации

[5]                                   Положениео порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов,общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных(региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации,национальных стандартов зарубежных стран

[6]                                   Положениео порядке опубликования государственных стандартов и общероссийскихклассификаторов технико-экономической информации

[7] ПР 50.1.003-94         Порядок проведения Госстандартом России государственногоконтроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственныхстандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией(работами, услугами)

[8] ПР 50-718-94            Правила заполнения и представления каталожных листовпродукции

Ключевые слова: стандартизация, цели, задачи,система стандартизации, принципы, нормативные документы по стандартизации,международное сотрудничество, применение стандартов, государственный контроль инадзор за соблюдением требований государственных стандартов