ГОСТ 28668.1-91 Э «Низковольтные комплектные устройства распределения и управления. Часть 2. Частные требования к системам сборных шин (шинопроводам)» - технические нормативы по охране труда в России
Ia aeaaio?
Ia aeaaio?
Десктопная версия

ГОСТ 28668.1-91 Э «Низковольтные комплектные устройства распределения и управления. Часть 2. Частные требования к системам сборных шин (шинопроводам)»

Настоящий стандарт распространяется также на шинопроводы, предназначенные для питания светильников через ответвительные устройства, но не распространяется на шинопроводы, соответствующие требованиям МЭК 570.

Обозначение: ГОСТ 28668.1-91 Э
Название рус.: Низковольтные комплектные устройства распределения и управления. Часть 2. Частные требования к системам сборных шин (шинопроводам)
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1992
Разработан: Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР
Утвержден: Госстандарт СССР (08.04.1991)
Опубликован: Издательство стандартов № 1991

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР

НИЗКОВОЛЬТНЫЕКОМПЛЕКТНЫЕ
УСТРОЙСТВА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
И УПРАВЛЕНИЯ

Часть2. ЧАСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ СБОРНЫХ ШИН
(ШИНОПРОВОДАМ)

ГОСТ 28668.1-91

(МЭК439-2-87)

КОМИТЕТСТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ СССР

Москва

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Официальные решения или соглашения МЭК по техническим вопросам,подготовленные техническими комитетами, в которых представлены всезаинтересованные национальные комитеты, выражают с определенной точностьюмеждународную согласованную точку зрения по рассматриваемым вопросам.

2. Эти решения в форме международных стандартов принимаютсянациональными комитетами.

3. В целях содействия международной унификации МЭК выражает пожелание,чтобы все национальные комитеты приняли текст стандартов МЭК в качестве своихнациональных стандартов, насколько позволяют условия каждой страны. Любыерасхождения между стандартами МЭК и соответствующими национальными стандартамидолжны быть по возможности четко изложены в последних.

4. МЭК не устанавливает правил обозначения соответствия оборудованиярекомендациям МЭК и не несет ответственности, если какое-либо оборудованиезаявлено как соответствующее им.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящийстандарт подготовлен Подкомитетом 17Д «Низковольтные комплектные устройствараспределения и управления» Технического комитета МЭК 17 «Коммутационнаяаппаратура и аппаратура управления».

Настоящее второеиздание заменяет первое издание Публикации МЭК 439-2 (1975) и Поправку № 1(1979).

Текст настоящего стандарта основан на следующих документах:

Правило шести месяцев

Отчет о голосовании

17Д (ЦБ) 33

17Д(ЦБ)34

Подробнаяинформация может быть получена из Отчета о голосовании.

Системы сборныхшин (шинопроводы), предназначенные для экспорта, должны соответствоватьтребованиям ГОСТ28668 (МЭК 439-1-85) «Низковольтные комплектные устройства распределения иуправления. Часть 1. Требования к устройствам, испытанным полностью иличастично», а также частным требованиям, содержащимся в настоящем стандарте.

Пунктынастоящего стандарта изменяют и заменяют соответствующие пункты ГОСТ28668.

При отсутствии внастоящем стандарте соответствующего пункта применяют без изменения пунктосновного документа, насколько это приемлемо.

С учетом того,что настоящий стандарт следует применять вместе с ГОСТ28668, нумерация пунктов в нем соответствует нумерации последнего.Требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

НИЗКОВОЛЬТНЫЕ КОМПЛЕКТНЫЕ
УСТРОЙСТВА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
И УПРАВЛЕНИЯ

Часть 2. Частные требования к системам
сборных шин (шинопроводам)

Low-voltage switchgear and controlgear
assemblies. Part 2. Particular requirements
for busbar trunking systems (busways)

ГОСТ
28668.1-91

(МЭК 439-2-87)

Дата введения 01.01.92

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область распространения

Дополнитьабзацем:

Настоящийстандарт распространяется также на шинопроводы, предназначенные для питаниясветильников через ответвительные устройства, но не распространяется нашинопроводы, соответствующие требованиям МЭК 570.

2.ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1.1.2. НКУ распределения и управления, подвергаемые частичным типовымиспытаниям (ЧИ НКУ).

Не применяется.

2.3.4. Шинопровод - комплектноеустройство в виде системы проводников, состоящее из шин, разделенныхпромежутками и опирающихся на изолирующий материал, помещенных внутри трубы,лотка или другой подобной оболочки, прошедшее типовые испытания.

Шинопровод можетвключать в себя следующие элементы:

- секции,имеющие места для присоединения ответвительных устройств, или без них;

- секциитранспозиции фаз, компенсационные, гибкие, присоединительные и переходныесекции;

- ответвительныеустройства.

Примечание. Термин «шинопровод» не даетпредставления о геометрической форме, сечении или размерах проводника.

Дополнитьопределениями:

2.3.5. Секция шинопровода -элемент линии шинопровода вместе с шипами, их опорами и изоляцией, внешнейоболочкой и всеми устройствами для крепления и соединения с другими секциями, сместами для присоединения ответвительных устройств или без них.

Примечание. Секции шинопровода могут бытьразличной геометрической формы, например, прямые, угловые, Т-образные иликрестообразные.

2.3.6. Секция шинопровода, имеющаяместа для присоединения ответвительных устройств - секция,сконструированная таким образом, что ответвительные устройства могутустанавливаться в одной или нескольких точках, предусмотренных изготовителем.

Присоединениеответвительных устройств к шинопроводу осуществляют с отключением или безотключения шинопровода от источника питания.

2.3.7. Секция шинопровода, имеющаяместа для присоединения ответвительных устройств троллейного типа - секция,предусматривающая использование ответвительных устройств роликового илищеточного типа.

2.3.8. Переходная секция шинопровода- секция, предназначенная для соединения двух секций одной линии, но разноготипа или с разными значениями номинального тока.

2.3.9. Компенсационная секцияшинопровода - секция, допускающая возможность определенного перемещенияшинопровода в осевом направлении, например, при тепловом расширении.

2.3.10. Секция транспозиции фазшинопровода - секция, предназначенная для изменения относительногоположения фазных проводников с целью уравновешивания индуктивных сопротивленийили транспозиции фаз (например, L1 - L2 - L3 - N на N - L3 - L2 - L1).

2.3.11. Гибкая секция шинопровода- секция с проводниками и оболочками, допускающими изгиб во время установки.

2.3.12. Присоединительная секцияшинопровода - секция, служащая в качестве входного блока для присоединенияшинопровода к источнику питания. Присоединение к источнику питания можетосуществляться как с отключением, так и без отключения источника питания.

2.3.13. Ответвительное устройство - устройство для отвода электроэнергии отсекции с местами для присоединения ответвительных устройств (п. 2.3.6), например, с помощью роликов,щеток или втычных устройств.

4.ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НКУ

Дополнить пунктом 4.10:

4.10. Значения сопротивления иреактивного сопротивления

Изготовительдолжен указать следующие средние значения для различных фаз согласно разд. 5:

R - среднее омическое сопротивление шинопровода на метрдлины на фазу:

- для всехшинопроводов независимо от номинального тока - сопротивление R20 при температуре проводникаплюс 20 °С;

- кроме того,для шинопроводов па номинальный ток более 630 А - сопротивление Rtпосле достижения установившейся температуры нагрева проводника при температуреокружающего воздуха 20 °С при номинальном токе;

Х - среднее реактивное сопротивление шипопровода на метр длины на фазу приноминальной частоте.

Значения R и Х могут определяться путем непосредственного измерения или методомрасчета по результатам измерений (приложение F).

5.СВЕДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ОБ НКУ

5.1. Паспортная табличка

Дополнитьпунктом г:

г) средниезначения сопротивления и реактивного сопротивления.

7.КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

7.1.1. Общие положения

Дополнитьабзацами:

Шинопроводыдолжны конструироваться как низковольтные устройства распределения иуправления, прошедшие типовые испытания (ПИ НКУ).

Шинопроводыдолжны выдерживать указанные изготовителем:

- нормальныемеханические нагрузки (п. 7.1.1.1),

- или тяжелыемеханические нагрузки (п. 7.1.1.2),

- или особыемеханические нагрузки (п. 7.1.1.3).

7.1.1.1. Нормальные механическиенагрузки

Нормальныемеханические нагрузки шинопроводов включают в себя, кроме собственной массышинопроводов, механические нагрузки, создаваемые присоединительными иответвительными секциями.

Примечания:

1. Необходимая механическая жесткость может бытьобеспечена за счет выбора материала, его толщины, формы и/или за счет числа ирасположения точек крепления, по указанию изготовителя.

2.Присоединительные секции, поддерживаемые своими собственными отдельнымикреплениями, не должны включаться в нормальные механические нагрузки.

7.1.1.2. Тяжелые механические нагрузки

Тяжелыемеханические нагрузки шинопроводов в дополнение к нормальным механическимнагрузкам включают добавочные нагрузки, например, вес человека.

Примечания:

1. Необходимая механическая жесткость может бытьобеспечена за счет выбора материала, его толщины, формы и/или за счет числа ирасположения точек крепления, по указанию изготовителя.

2.Настоящее утверждение не означает, что шинопровод может использоваться вкачестве переходного мостика.

7.1.1.3. Особые механические нагрузки

Способностьшинопроводов выдерживать другие дополнительные нагрузки, например,осветительную арматуру, дополнительные кабели, лестничные опоры и т.д., должнаявиться предметом соглашения между изготовителем и потребителем.

7.1.1.4. Изолирующие материалы

Способностьизолирующих материалов к самогашению находится в настоящее время в стадииизучения.

Дополнить пунктом 7.1.4.

7.1.4. Требования к правильномуприсоединению ответвительных устройств

Если шинопроводс ответвительными устройствами имеет защитный или нейтральный провод, или тот идругой, то в целях обеспечения безопасности конструкция не должна допускатьвозможности неправильного монтажа составных частей шинопровода или соединенияответвительных устройств.

В случаепостоянного или однофазного переменного тока на всем протяжении линии долженсохраняться порядок расположения полярностей.

В случаетрехфазного переменного тока чередование фаз должно сохраняться на всемпротяжении линии.

Таблица«Предельные значения температуры нагрева»

Сноску 4изложить в новой редакции:

4) Если не оговорено особоотносительно внешних поверхностей оболочек шинопроводов, к которым имеетсяоткрытый доступ, но которых нет необходимости касаться во время нормальнойэксплуатации, то допускается увеличение предельных значений температуры нагревана 25 К для металлических поверхностей и на 15 К - для изолирующихповерхностей.

7.6.2.1. Доступность

Требованияпервого абзаца не распространяются.

8.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ

Нижеприведенныепункты изложить в новой редакции:

8.1.1. Типовые испытания (п. 8.2)

Типовыеиспытания предназначены для проверки соответствия шинопровода конкретного типатребованиям, изложенным в настоящем стандарте.

Типовыеиспытания должны проводиться на образце такого шинопровода или на таких частяхшинопровода, которые изготовлены по одной и той же или аналогичнойдокументации. Они должны проводиться по инициативе изготовителя. Типовыеиспытания включают в себя:

a) проверку предельных значений превышения температуры (п. 8.2.1 ГОСТ28668);

б) проверкудиэлектрических свойств (п. 8.2.2 ГОСТ28668);

c) проверку прочности при коротком замыкании (п. 8.2.3 ГОСТ28668);

d) проверку эффективности цепи защиты (п. 8.2.4ГОСТ28668);

e) проверку зазоров и длин путей утечки (п. 8.2.5ГОСТ28668);

f) проверку работоспособности механических частей (п. 8.2.6 ГОСТ28668);

g) проверку степени защиты (п. 8.2.7 ГОСТ28668);

h) проверку активного и реактивного сопротивлений (п. 8.2.8);

i) проверку прочности конструкции (п. 8.2.9);

k) проверку износостойкости шинопроводов с ответвлениями троллейноготипа (п. 8.2.10).

Эти испытаниямогут проводиться в любом порядке и/или на различных образцах одного и того жетипа.

Если в составныечасти шинопровода внесены изменения, то новые типовые испытания следуетпроводить только в той степени, в какой эти изменения могут отрицательноповлиять на результаты испытаний.

Примечание. Следуеттакже сослаться на дополненияк пп. 8.2.1и 8.2.3, приведенные в этой части стандарта.

8.2. Типовые испытания

8.2.1. Проверка предельных значенийпревышения температуры

8.2.1.2. Расположение шинопровода

Испытываемыйшинопровод должен быть установлен таким же образом, как и на местеэксплуатации, со всеми элементами оболочки и т.д.

На номинальныйток шинопровода оказывает влияние способ монтажа. Поэтому испытание напревышение температуры должно проводиться при номинальном токе, соответствующемспособу (способам) монтажа, которые указывает изготовитель.

Если проводитсятолько одно испытание, то должен использоваться наиболее неблагоприятный способмонтажа.

8.2.1.3. Испытания на превышение температуры

Испытание должнопроводиться по всей длине, равной, как минимум, 6 м и включающей, как минимум,одно контактное соединение.

Значенияиспытательных токов в проводниках, находящихся под напряжением, должны быть восновном равны.

Следуетисключить любую непреднамеренную циркуляцию воздуха в испытываемой секции,например, путем установки заглушек на ее концах.

Испытание напревышение температуры также должно быть проведено для каждого габаритаответвительного устройства, предназначенного для присоединения к шинопроводу.При этом испытании ответвительное устройство должно пропускать свой номинальныйток, а шинопровод должен быть нагружен своим номинальным током.

Размер ирасположение внешних проводников, используемых при испытании, должны бытьотражены в отчете об испытании. Испытание должно проводиться в течение времени,достаточного для того, чтобы превышение температуры достигло постоянногозначения (но не более 8 ч). На практике это состояние достигается, когдаизменение температуры не превышает 1 К/ч.

Примечание. На практике для сокращениявремени испытания ток можно повысить во время первой части испытания, а затемуменьшить до заданного значения испытательного тока.

При отсутствииподробной информации относительно условий эксплуатации поперечное сечениевнешних проводников должно соответствовать ГОСТ28668.

8.2.3. Проверка прочности при короткомзамыкании

8.2.3.2.1. Подготовка испытаний

Шинопроводдолжен быть приведен в состояние, соответствующее нормальной эксплуатации.Типовое испытание должно проводиться на линии, содержащей, как минимум, однуприсоединительную секцию, соединенную с соответствующим количеством прямыхсекций шинопровода для получения отрезка длиной не более 6 м.

Другие типысекций шинопровода и ответвительных устройств, не включенные в вышеупомянутоеиспытание, должны испытываться по отдельности.

8.2.3.2.5. Результаты испытаний

После испытанийпроводники не должны иметь недопустимых деформаций. Незначительная деформацияшин допустима при условии, что зазоры и длины путей утечки, указанные в п. 7.1.2,по-прежнему выдерживаются и что эта деформация не мешает правильномуприсоединению ответвительных устройств. Кроме того, на изоляции проводников иподдерживающих изолирующих деталей не должно наблюдаться каких-либосущественных следов повреждений, т.е. основные характеристики изоляции должныоставаться такими, чтобы механические и диэлектрические характеристикишинопровода соответствовали требованиям настоящего стандарта.

Контрольноеустройство не должно указывать на ток короткого замыкания.

Не должнонаблюдаться никакого ослабления деталей, используемых для соединенияпроводников, и происходить нарушение контакта проводников с выходными зажимами.

Надежность защитныхпроводов, обеспечивающих защиту от поражения электрическим током в случаеаварии, не должна ухудшаться.

Деформацияоболочки допустима только в той степени, при которой не уменьшается степеньзащиты, а зазоры не уменьшаются до значений меньше установленных.

Любую деформациюшин или оболочки шинопровода, которая препятствует нормальному введениювыдвижных или съемных частей шинопровода, следует рассматривать какповреждение.

В сомнительныхслучаях необходимо проверить, что аппараты, подключенные к шинопроводу,находятся в состоянии, оговоренном соответствующими стандартами.

Дополнить новымипунктами.

8.2.8. Проверка активного и реактивногосопротивления

Средние значенияактивного и реактивного сопротивлений (п. 4.10) определяют наиспытательном образце, имеющем общую длину, как минимум, 6 м, включая поменьшей мере одно контактное соединение.

Методопределения выбирает изготовитель. Пример расчета на основе результатовизмерений дан в приложении F.

8.2.9. Проверкапрочности конструкции

Соответственномеханическим нагрузкам, указанным изготовителем, проверка прочности конструкциишинопроводов, предназначенных для горизонтальной установки, должна выполнятьсясогласно следующим процедурам испытаний:

- для нормальныхмеханических нагрузок (п. 8.2.9.1);

- для тяжелыхмеханических нагрузок (п. 8.2.9.2);

- для особыхмеханических нагрузок (п. 8.2.9.3).

8.2.9.1. Проверка прочности конструкциипри нормальных механических нагрузках

С помощью этихиспытаний проверяют прочность конструкции при нормальных механических нагрузкахсогласно п. 7.1.1.1.

8.2.9.1.1. Первое испытание должно проводиться на прямой секции шинопровода,которую поддерживают опорами, как при нормальных условиях эксплуатации, в двухместах на длине D, представляющей собой максимальное расстояние между опорами, указанноеизготовителем (черт. 1).

Примечание. Расположение и вид опор - поуказанию изготовителя.

Масса М должна быть размещена без динамическойнагрузки на квадратной жесткой детали со сторонами, равными ширине шинопровода,в центре между опорами на верхней поверхности оболочки. Масса М должна быть равна массе т той части секции, которая расположенамежду опорами, плюс дополнительная масса mL, устанавливаемаяизготовителем и равная максимальной нагрузке, создаваемой присоединительнойсекцией и ответвительным устройством, которые могут быть присоединены на длине D.

Длительностьиспытания должна составлять 5 мин.

Черт. 1

где т - масса секциишинопровода между опорами;

mL - масса присоединительной секции и ответвительногоустройства.

8.2.9.1.2. Второе испытание должно проводиться на двух соединенных вместе прямыхсекциях шинопровода, имеющих опоры, как при нормальных условиях эксплуатации, сминимальным количеством точек опоры при максимальных длинах  и D1 (черт. 2).  - это расстояние,указанное в п. 8.2.9.1.1; D1 - это максимальноерасстояние между опорами, соседними с контактным соединением секций,указываемое изготовителем. Контактное соединение должно быть размещено всередине между опорами.

Масса M1 должна быть размещена бездинамической нагрузки на верху оболочки у контактного соединения на квадратной жесткойдетали со сторонами, равными ширине шинопровода. Масса M1 должна быть равна массе m1 секций шинопровода, включаяконтактное соединение, которое располагается между опорами на расстоянии D1, плюс дополнительная масса mL1,устанавливаемая изготовителем и равная максимальной нагрузке, создаваемойприсоединительной секцией и ответвительным устройством, которые могут бытьприсоединены на длине D1.

Длительностьиспытания должна составлять 5 мин.

Черт. 2

где m1 - массасекций шинопровода, включая контактное соединение между опорами на расстоянии D1;

mL1 - масса присоединительной секции и ответвительногоустройства.

8.2.9.2. Проверка прочности конструкциипри тяжелых механических нагрузках

Посредствомданных испытаний проверяют прочность конструкции при тяжелых механическихнагрузках согласно п. 7.1.1.2.

8.2.9.2.1. Испытание, описанное в п. 8.2.9.1.1, должно быть проведено смассой

8.2.9.2.2. Испытание, описанное в п. 8.2.9.1.2, должно быть проведено смассой

8.2.9.3. Проверка прочности конструкциипри особых механических нагрузках

Испытания попроверке прочности конструкции при особых механических нагрузках (п. 7.1.1.3)должны быть предметом соглашения между изготовителем и потребителем.

8.2.9.4. Результаты испытаний

Во время и послеуказанных выше испытаний секции шинопровода, контактное соединение или их частине должны иметь повреждений; кроме того, не должно быть деформации оболочки,которая привела бы к снижению степени защиты или уменьшению зазоров и длинпутей утечки до значений, меньше установленных (п. 7.1.2ГОСТ28668). После испытания не должно быть остаточной деформации, которая моглабы, например, препятствовать правильному соединению составных частейшинопровода.

Во время и послеэтих испытаний цепь защиты не должна нарушаться.

После каждого изиспытаний по пп. 8.2.9.1 - 8.2.9.3 испытываемыешинопроводы должны выдерживать диэлектрическое испытание в соответствии с п.8.2.2 ГОСТ28668.

8.2.10. Проверка износостойкостишинопроводов с ответвительными устройствами троллейного типа

С помощьюскользящих контактов, пропускающих поминальный ток при номинальном напряжении,должна быть обеспечена возможность успешного выполнения 10000 цикловперемещений вперед и назад вдоль проводников шинопровода.

Для переменноготока коэффициент мощности нагрузки должен составлять от 0,75 до 0,80.

Скоростьтроллея, несущего скользящие контакты, и расстояние его перемещения должныопределяться рабочими условиями, на которые он рассчитан. Если троллейпредназначен для поддержания какого-либо инструмента или другой механическойнагрузки, то на нем во время испытания должен быть подвешен эквивалентный груз.

По завершениииспытания не должно наблюдаться какого-либо механического или электрическогодефекта, вызванного чрезмерной эрозией, подгоранием либо свариванием контактов.

Дополнить приложение F.

ПРИЛОЖЕНИЕ F

ПРИМЕРОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИН R И Х ПУТЕМ РАСЧЕТАПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ ТРЕХФАЗНОГО ШИНОПРОВОДА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Из данных,полученных в результате испытания на нагрев, должны быт указаны:

V - среднеесреднеквадратичное падение линейного напряжения, В

I - средний среднеквадратичный ток, А

Р -полная трехфазная мощность, Вт;

L - длина от проводов вольтметра, присоединенных на стороне входа, доточки соединения шин на стороне вывода, м.

Значения полногосопротивления Z, сопротивления переменноготока R и реактивного сопротивления Х в омах на метр шинопроводарассчитывают по формулам:

Примечание. Более тщательноразработанный метод расчета - на рассмотрении.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Министерством монтажных и специальныхстроительных работ СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВНЕСЕН ВДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качествомпродукции и стандартам от 08.04.91 № 458

Настоящий стандарт подготовлен методом прямогоприменения международного стандарта МЭК 439-2-87 «Низковольтные комплектныеустройства распределения и управления. Часть 2. Частные требования к системамсборных шин (шинопроводам)»

3. Срок первой проверки -1996 г., периодичность проверки - 5 лет

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 28668-90

Введение, 8.1.1, 8.2.1.3, 8.2.9.4

МЭК 570-85

1.1

МЭК 439-1-85

Введение

МЭК 439-2-75

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

 

553
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки