ГОСТ 23331-78* «Аэродромы. Дневная маркировка искусственных покрытий» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Сфера
Велко
Новатика - обучение для СОТ
НАОТ

ГОСТ 23331-78* «Аэродромы. Дневная маркировка искусственных покрытий»

Стандарт распространяется на аэродромы с искусственными покрытиями и устанавливает дневную маркировку искусственных покрытий строящихся и эксплуатируемых аэродромов

Обозначение: ГОСТ 23331-78*
Название рус.: Аэродромы. Дневная маркировка искусственных покрытий
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1980
Разработан: Министерство гражданской авиации СССР
Утвержден: Госстандарт СССР (27.10.1978)
Опубликован: Издательство стандартов № 1979

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АЭРОДРОМЫ

ДНЕВНАЯ МАРКИРОВКАИСКУССТВЕННЫХ ПОКРЫТИЙ

ГОСТ 23331-78

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССРПО СТАНДАРТАМ

Москва

РАЗРАБОТАН Министерствомгражданской авиации

ИСПОЛНИТЕЛИ

В. Н. Иванов;В. И. Черников; В. Я. Ларионов; Ю. А. Самородов (руководитель темы); А. А.Сердюченко

ВНЕСЕН Министерством гражданской авиации

Член Коллегии И.С. Разумовский

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитетаСССР по стандартам от 27 октября 1978 г. № 2801

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АЭРОДРОМЫ

Дневная маркировка искусственных покрытий

Aerodromes. Daylight marking of artificial covers

ГОСТ
23331-78

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27октября 1978 г. № 2801 срок введения установлен

с01.01.1980 г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящийстандарт распространяется на аэродромы с искусственными покрытиями иустанавливает дневную маркировку искусственных покрытий строящихся и эксплуатируемыхаэродромов.

Стандартсоответствует требованиям Международной организации гражданской авиации(«Аэродромы. Приложение 14 к конвенции ИКАО»).

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Маркировкаискусственных взлетно-посадочных полос (ИВПП), рулежных дорожек (РД), местстоянок (МС)* и перронов предназначена для обеспечения безопасности привыполнении взлетно-посадочных операций и рулении и обязательна для аэродромоввсех классов определенныхСНиП 2.05.08-85 в зависимости от размеров аэродрома и ветровой загрузки летнойполосы.

* Маркировку МС, в обоснованных случаях,допускается не наносить.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.2. Маркировкаискусственных покрытий аэродромов должна наноситься в виде линий, цифр, буквсогласно черт. 1.

1.3. Маркировкаискусственных покрытий должна выполняться специальными красками или другимиматериалами, требования к которым устанавливаются нормативно-техническойдокументацией. Материалы должны обеспечивать видимость знаков при различных условияхосвещенности и не вызывать опасности неравномерного торможения колес самолетов.

Схемамаркировки аэродрома

1 - искусственная взлетно-посадочная полоса; 2 - рулежные дорожки;3 - перрон; 4 - места стоянки

Черт.1

1.4. Всемаркировочные знаки ИВПП должны быть белого цвета и иметь максимальнуюконтрастность в любых условиях.

(Новаяредакция, Изм. № 1).

1.5.Маркировочные знаки РД, МС и перрона должны быть контрастирующими по форме илицвету с маркировочными знаками ИВПП и иметь для аэродромов гражданской авиацииоранжевый (желтый) цвет. Для аэродромов других министерств и ведомствдопускается использование белого цвета. Исключение составляют маркировочныезнаки оконтуривающих линий зон обслуживания самолетов, имеющие красный цвет, ипутей движения специальных машин - белый цвет.

(Изменениередакции, Изм. № 1).

1.6. Вотдельных случаях допускается нанесение дополнительной информации, необходимойдля решения конкретных задач.

2.МАРКИРОВКА ИСКУССТВЕННЫХ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС (ИВПП)

2.1.На покрытии ИВПП маркировочными знаками обозначают: продольную ось ИВПП, порог,цифровое значение посадочного магнитного путевого угла (ПМПУ), зонуприземления, фиксированное расстояние и край. Маркировка покрытий ИВППаэродромов всех классов должна соответствовать черт. 2, а размеры маркировочных знаков- табл. 1.


Таблица 1

Расположение, размеры и количество маркировочныхзнаков на ИВПП

 

ЭЛЕМЕНТЫ МАРКИРОВКИ ИВПП ПО КЛАССАМ АЭРОДРОМОВ

Порог

Осевая линия

Зона приземления

Зона фиксированного расстояния

А

Б

В

Г

Д

Е

А

Б

В

Г

Д

Е

А, Б

В

Г

Д

А, Б

В

Расстояние от торца ИВПП, м, не менее

6,0

6,0

6,0

6,0

6,0

6,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размеры знака:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

длина, м, не менее

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

12,0

30,0

30,0

30.0

30,0

30,0

12,0

22,5

22,5

22,5

18,0

50,0

50,0

ширина, м

1,8-2,0

1,8-2,0

1,8-2,0

1,8-2,0

1,8-2,0

1,8-2,0

0,5

0,5

0,5

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

8,0

8,0

Расстояние от начала маркировки порога, м

-

-

-

-

-

-

63,0-78,0

63,0-78,0

63,0-78,0

63,0-78,0

63,0-78,0

45,0

150,0

150,0

150,0

150,0

300,0

300,0

Количество полос, шт.

В зависимости от ширины ИВПП

В зависимости от длины ИВПП

12,0

8,0

6,0

4,0

2,0

2,0

Расстояние между внутренними сторонами знаков, ближайшими к оси ИВПП, м

3,6-4,0

3,6-4,0

3,6-4,0

3,6-4,0

3,6-4,0

3,6-4,0

-

-

-

-

-

-

22,5

18,0-22,5

18,0-22,5

18,0

22,5

18,0-22,5

Расстояние между знаками, м

1,8-2,0

1,8-2,0

1,8-2,0

1,8-2,0

1,8-2,0

1,8-2,0

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

12,0

150,0

150,0

150,0

150,0

-

-

Примечание: 1. На ИВПП, оборудованных для эксплуатации по II или III категориям ИКАО, осевая линия должна иметьширину 0,9 м.

2. Значение в скобкахсоответствует маркировке параллельных полос.

3. Количество знаков зоныприземления дано с учетом знаков фиксированного расстояния для одного курсапосадки.

4. При наличии на аэродроме двухи более ИВПП маркировку каждой из них выполняют по классу, соответствующему ихдлине.

(Измененнаяредакция, Изм. № 1).


2.2. Ось ИВППна аэродромах всех классов маркируют продольными полосами одинаковой длины,расположенными на равном расстоянии друг от друга, за исключением случая,указанного в п. 2.9.

2.3. Порог ИВППмаркируют параллельными прямоугольными полосами, расположенными симметрично осиИВПП на расстоянии не менее 6 м от торца и не более 3 м от кромок ИВПП. Ширинамаркировочных полос и расстояние между ними должно быть 1,8-2 м, а расстояниемежду двумя полосами, ближайшими к оси - 3,6-4 м. Длина полос должна быть неменее 30 м. При временном или постоянном смещении порога ИВПП маркировка егодолжна производиться в соответствии с черт. 3.

2.4. Цифровыезнаки ПМПУ располагаются на концевых участках ИВПП, у каждого порога, и состоятиз двухзначных чисел, обозначающих магнитный азимут оси ИВПП, измеренный почасовой стрелке от магнитного полюса (если смотреть со стороны посадки). Этичисла устанавливают отбрасыванием последнего знака истинной величины азимута, сокруглением при значении его больше 5 в большую сторону и меньше 5 в меньшую,когда получается однозначное число, перед ним ставится цифра 0 согласно табл. 2.Размеры и форма цифр должны соответствовать черт. 4.

МаркировкаИВПП

А Б В, Г, Д и Е - классы аэродромов; 1 - порог; 2 - цифровойзнак ПМПУ; 3 - ось ИВПП; 4 - фиксированное расстояние; 5 - зонаприземления

Черт.2

Маркировка смещенного порога

Черт.3

Таблица 2

Определениецифрового знака, обозначающего посадочный магнитно-путевой угол (ПМПУ) рабочегонаправления ИВПП

ПМПУ в градусах

Цифровой знак ИВПП

ПМПУ в градусах

Цифровой знак ИВПП

05-14

01

185-194

19

15-24

02

195-204

20

25-34

03

205-214

21

35-44

04

215-224

22

45-54

05

225-234

23

55-64

06

235-244

24

65-74

07

245-254

25

75-84

08

255-264

26

85-94

09

265-274

27

95-104

10

275-284

28

105-114

11

285-294

29

115-124

12

295-304

30

125-134

13

305-314

31

135-144

14

315-324

32

145-154

15

325-334

31

155-164

16

335-344

34

165-174

17

345-354

35

175-184

18

355-004

36

2.5.Зону приземления маркируют парами прямоугольных симметричных полос,расположенных параллельно оси ИВПП, которые наносят с продольными интервалами150 м от начала маркировки порога ИВПП.

(Измененнаяредакция, Изм. № 1).

2.6.Фиксированное расстояние на аэродромах классов А, Б и В обозначаетсяпарой параллельных прямоугольных полос, расположенных симметрично оси ИВПП нарасстоянии 300 м от начала маркировки порога ИВПП.

(Измененная редакция, Изм. №1).

2.7. Края ИВППмаркируют в международных аэропортах, а также на оборудованных по I, II и IIIкатегориям ИКАО ИВПП и выполняют в виде двух сплошных линий шириной по 0,9 м,каждую изкоторых располагают вдоль боковой границы ИВПП на расстоянии 3 м от знаковмаркировки порога и 1 м от кромки покрытия.

Формаи размеры цифр и букв на ИВПП

Черт. 4

2.8.Параллельные ИВПП дополнительно со стороны захода на посадку маркируютлатинскими буквами L (левая) и R(правая), которые располагают между знаками порога и цифровыми знаками (ПМПУ)согласно черт. 5.Форма букв и их размеры приведены в черт. 4.

2.9.В местах пересечения ИВПП маркировку главной ИВПП сохраняют. ВспомогательныеИВПП на участках пересечения с главной не маркируют.

2.10. В местахпересечения ИВПП с РД маркировку края ИВПП прерывают, а маркировку РДсохраняют.

Маркировкапараллельных ИВПП

Черт.5

2.11.Неклассифицированные аэродромы маркируют согласно черт. 6.

(Новая редакция, Изм. № 1).

Схемамаркировки неклассифицированныхаэродромов

1 - порог; 2 - ось ИВПП

Черт. 6

(Новая редакция, Изм. № 1).

3.МАРКИРОВКА РУЛЕЖНЫХ ДОРОЖЕК (РД)

3.1. ПокрытияРД маркируют по продольной оси РД, на участках сопряжения РД с ИВПП и в местахожидания самолетов перед выруливанием на ИВПП согласно черт. 7.

3.2. Продольнуюось РД (траекторию движения носового колеса) на прямолинейных и криволинейныхучастках маркируют сплошной линией шириной 0,15 м по всей длине, за исключениемтех случаев, когда она пересекается с маркировкой места ожидания привыруливании на ИВПП.

Маркировкуосевой линии РД в местах сопряжения с ИВПП продолжают параллельно маркировкеосевой линии ИВПП на расстоянии не менее 60 м от точки касания.

3.3.Маркировочный знак места ожидания самолета перед выруливанием на ИВПП наносятна расстоянии от оси ИВПП согласно табл. 3 и маркируют в соответствии счерт. 7.

Таблица 3

Характеристика расположения РД по отношению к ИВПП

Расстояние от оси ИВПП до знака ожидания на РД, м., для аэродрома класса

А, Б, В

Г, Д

Е

Расположение РД в начале и в средней части ИВПП

 

 

 

для ИВПП, оборудованных по I, II и III категориям ИКАО не менее

120

-

-

для ИВПП, не оборудованных по I, II и III категориям ИКАО не менее

90

75

30

(Новаяредакция, Изм. № 1).

3.4. Ненесущие поверхности обочин РД,площадок ожидания и перронов, трудно отличимые от несущих поверхностей, отделяютрулежными боковыми маркировочными полосами.

Рулежнаябоковая маркировочная полоса состоит из двух сплошных линий шириной по 0,15 м синтервалом между ними 0,15 м и наносится по кромке несущего покрытия так, чтобывнешний край полосы совпадал с кромкой несущего покрытия и имел тот же цвет,что и осевая линия РД - черт. 7.

МаркировкаРД

1 - место ожидания самолетов; 2 - осьРД; 3 - участок сопряжения РД с ИВПП; 4 - край ИВПП; 5 -рулежная боковая маркировочная полоса

Черт.7

(Новаяредакция, Изм. № 1).

4.МАРКИРОВКА МЕСТ СТОЯНКИ (МС) иПЕРРОНА

4.1. МаркировкуМС и перрона производят с учетом размещения типов самолетов и особенностейтехнологии их обслуживания. На местах стоянок и перроне наносят: оси рулениясамолетов по прямой, кривой (линии заруливания, разворота и выруливания);Т-образные знаки остановки самолетов и специальных машин; номера стояноксамолетов, контуры зон обслуживания и пути движения специальных машин согласночерт. 8-11.

МаркировкаМС

Примечание:Числитель - размеры для аэродромов классов А, Б и В; знаменатель - для Г и Д.

1 - оси руления по прямой и кривой; 2 -Т-образный знак, место остановки самолета; 3 - цифра (номер стоянки); 4- зона обслуживания

Черт. 8

(Новаяредакция, Изм. № 1).

Формаи размер цифр на МС и перроне

Черт.9

4.2. Заход самолета на стоянку припомощи тягача, а также выход самолета со стоянки на тяге собственных двигателейили при помощи тягача осуществляется по кривой соответствующейэксплуатационному радиусу поворота. Заход самолета на стоянку на тяге своихдвигателей производится по кривой соответствующей минимальному радиусу поворотасамолета. Линии захода самолета на тупиковую стоянку маркируют по кривой,соответствующей эксплуатационному радиусу.

(Новаяредакция, Изм. № 1).

4.3. Т-образныйзнак обозначает место остановки крайней габаритной точки самолета. Форма иразмеры знака приведены на черт. 8. Расстояние между Т-образными знаками должноравняться размаху крыла расчетного типа самолета, плюс безопасное расстояниемежду стоящими самолетами (а = 4 - 7,5 м.).

(Новаяредакция, Изм. № 1).

Расстояниемежду осями руления по прямой и поперечными линиями Т-образного знака должноравняться половине размаха крыла расчетного типа самолета, плюс безопасноерасстояние oт стоящего самолета до двигающегося самолета илипрепятствия (а = 4 - 7,5м).

4.4. Цифры,обозначающие порядковый номер места стоянки для всех классов аэродромов,наносят на расстоянии 2 м впереди Т-образного знака. Форма цифр и размерыприведены на черт. 9.

4.5. Контурзоны обслуживания наносят сплошной линией красного цвета шириной 0,15 м в видевосьмиугольника. Размеры восьмиугольника должны соответствовать габаритнымразмерам эксплуатируемых самолетов. Все стороны восьмиугольника должнынаходиться на расстоянии 2 м от крайних габаритных точек самолетов.

Маркировкаперрона

Черт.10

(Новаяредакция, Изм. № 1).

Пути движения специальных машин

1 - пути движения специальных машин; 2- знак Т для остановки специальных машин; 3 - пунктирные линии,разрешающие въезд или выезд специальных машин; 4 - место вынужденноговъезда или выезда; 5 - знак остановки самолета; 6 - контур зоныобслуживания

Черт. 11

При маркировкезоны обслуживания групповых стоянок самолетов групп III и IV, маркировочную линиювосьмиугольника располагают на расстоянии 1,5 м от крайней габаритной точкисамолета.

4.6. Путидвижения специальных машин для аэродромов всех классов маркируют сплошными ипунктирными линиями с шагом 1 м шириной 0,10 м, белого цвета согласно черт. 11. Всепути движения специальных машин не должны совмещаться с осями рулениясамолетов.

(Измененнаяредакция, Изм. № 1).

4.7.Односторонние пути движения специальных машин должны проходить перед стоящимисамолетами на расстоянии 2 м от носовой части и от консоли крыла самолета,ширина одностороннего пути движения должна быть 3,5 м.

4.8.Двухсторонние пути движения специальных машин проходят за стоящими самолетами иимеют ширину 7 м.

4.9. Путидвижения маркируют двумя сплошными линиями, обозначающими ширину проезжейчасти, двухсторонние пути движения дополнительно маркируют разделительнойпунктирной линией. Между стоянками самолетов предусматриваются специальныепроезды, где сплошная линия прерывается и заменяется пунктирной (черт. 11).

4.10. Впромежутках между стоянками самолетов наносят знак Т белого цвета, указывающийместо остановки специальных машин. Маркировочный знак Т располагают нарасстоянии не менее 10 м от крайних габаритных точек стоящих самолетов. Форма иразмер знака приведены на черт. 11.

СОДЕРЖАНИЕ