
Черт. 1
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Копры должны изготовляться в соответствии стребованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным вустановленном порядке.
2.2. Масса станины копра должна быть не менее чем в 12раз больше массы маятника.
2.3. Твердость рабочих поверхностей ножа и опор должнабыть 56...61 HRC.
2.4. Параметр шероховатости Rа рабочихповерхностей ножа и опор не должен превышать 0,63 мкм по
ГОСТ 2789
.
2.5. Отклонение от параллельности горизонтальнойповерхности опор относительно оси качания маятника не должно быть более 1 мм надлине 1000 мм.
2.6. Отклонение от перпендикулярности боковыхповерхностей молота относительно вертикальной и горизонтальной поверхностейопор не должно быть более 0,3 мм на длине 100 мм.
2.7. Отклонение от симметричности установочной шкалыопор относительно оси ножа маятника не должно быть более 0,5 мм.
2.8. Разность между расстоянием от оси качания маятникаи отметкой на середине ножа маятника и расстоянием от оси качания маятника досередины образца не должна превышать 1 мм.
2.9. Конструкция копров должна обеспечивать касаниеножа маятника по линии в вертикальной плоскости с поверхностью контрольногообразца. Отклонение положения рабочей кромки ножа маятника от контрольногообразца не должно быть более ± 0,1 мм.
2.10. Отклонение от параллельности боковых поверхностеймолота относительно плоскости его качания не должно превышать 1 мм на длине1000 мм.
2.11. Осевой зазор оси качания маятника не должен бытьболее 0,2 мм.
2.12. В устройствах для испытания материалов приположительных и отрицательных температурах должно быть обеспечено регулированиетемпературы с погрешностью, указанной в табл. 3.
Таблица 3
°C
Диапазон регулируемых температур | Пределы допускаемой погрешности регулирования температур при установленном режиме |
От - 150 до + 10 | ± 2,0 |
» - 40 » + 300 | ± 3,0 |
» - 300 » + 600 | ± 6,0 |
» - 300 » + 900 | ± 8,0 |
» - 600 » + 1100 | ± 8,0 |

1 - центр удара; 2 -середина образца
Черт. 2
2.13. Разность между расстоянием L (черт. 2) от осикачания до середины образца и расстоянием l от оси качания маятника до центра удара не должнапревышать ± 1 % от расстояния L.
2.14. Копры с номинальным запасом потенциальной энергии150 Дж и более должны быть снабжены автоматическими устройствами для подъемамаятника.
Конструкциякопров должна предусматривать следующую автоматизацию испытаний (для машин сцифровым отсчетным устройством):
- вывод результатов в цифровой форме навнешнюю магистраль;
- вывод данных на анакографический дисплей;
- комплектацию графопостроителем. Оснащениедатчиком силы удара (с 01.01.89 до 01.01.91);
- полную автоматизацию процесса испытаний иобработки результатов испытаний по заданной программе (с 01.01.91 до 01.01.96).
Примечание. Конкретную степеньавтоматизации устанавливают в технических условиях на машину конкретного типа.
2.15. Лакокрасочные покрытия копров должны соответствовать
ГОСТ 9.032
.Гальванические покрытия должны соответствовать требованиям
ГОСТ 9.306
и
ГОСТ 9.303
.
2.14,2.15. (Измененная редакция, Изм. № 2).
2.16. Копры в упаковке для транспортирования должнывыдерживать:
- воздействие температур от минус 50 до плюс50 °С;
- воздействие относительной влажности (95 ±3) % при температуре плюс 35 °С;
- транспортную тряску с ускорением 30 м/с2и частотой 1,2 Гц.
2.17. Сопротивление изоляции между электрическими цепямии корпусом при температуре окружающего воздуха (22 ± 8) °С иотносительной влажности 80 % должно быть не менее 1 МОм.
2.18. Средняя наработка на отказ должна быть, не менее:
- до 01.01.91 - 267000 циклов (25000 ч), втом числе для машин с применением электроники и вычислительной техники 133000циклов (12500 ч);
- с 01.01.91 - 320000 циклов (30000 ч), в томчисле для машин с применением электроники и вычислительной техники 159000циклов (15000 ч).
Установленнаябезотказная наработка должна быть, не менее:
- до 01.01.91 - 133000 циклов (12500 ч), втом числе для машин с применением электроники и вычислительной техники 13300циклов (1250 ч);
- с 01.01.91 - 159000 циклов (15000 ч), в томчисле для машин с применением электроники и вычислительной техники 15900 циклов(1500 ч).
2.19. Средний срок службы до капитального ремонта:
10 лет - до 01.01.91;
14 лет - с 01.01.91.
2.20. Установленный срок службы до капитального ремонта:
5 лет - до 01.01.91;
7 лет - с 01.01.91.
2.18 - 2.20. (Измененнаяредакция, Изм. № 2).
3.1. Для соблюдения требований и необходимых мер для обеспечениябезопасности работающих на копрах необходимо:
- оградить траекторию движения маятника укопров с номинальным значением потенциальной энергии более 50 Дж;
- сделать ограждение для разлетающихсяосколков образца;
- закрыть ограждениями и крышками открытыетоковедущие части электрооборудования;
- установить заземляющее устройство накорпусе копра для подсоединения линии защитного заземления.
3.2. Копры с автоматическим подъемом и спуском маятникадолжны быть снабжены блокировочным устройством, исключающим возможность спускамаятника при открытом ограждении.
4.1. Копры должны быть укомплектованы шаблонами иприспособлениями для установки образцов с надрезом и расстояния в свету междуопорами.
4.2. К комплекту должна быть приложена эксплуатационнаядокументация.
5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
5.1. Копры следует подвергать приемо-сдаточным,периодическим типовым, контрольным испытаниям на надежность и государственнымиспытаниям.
5.2. Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждыйкопер на соответствие требованиям пп. 2, 3, 7- 9 табл. 2 и пп. 2.3 - 2.13, 2.17.
5.3. Периодическим испытаниям следует подвергать неменее трех копров не реже одного раза в три года, прошедших приемо-сдаточныеиспытания на соответствие всем требованиям настоящего стандарта, кроме пп. 2.18 - 2.20.
Принесоответствии копров хотя бы одному из требований настоящего стандарта,проводят повторные периодические испытания на удвоенном количестве копров.
Повторныеиспытания допускается проводить по сокращенной программе, но обязательно потребованиям несоответствия.
Результатыповторных испытаний являются окончательными.
Порядокпроведения испытаний - по ГОСТ15.001.
(Измененная редакция, Изм. №2).
5.4. Типовые испытания проводят при измененииконструкции копра или технологии его производства, влияющем на метрологическиеи технические характеристики, оговоренные настоящим стандартом.
5.5. Контрольным испытаниям на надежность (п. 2.18) следуетподвергать не менее трех копров не реже одного раза в три года, прошедшихприемо-сдаточные испытания.
5.6. Государственные приемочные контрольные испытанияпроводят по ГОСТ 8.383 и ГОСТ 8.001.
(Измененная редакция, Изм. №1).
6. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
6.1. Проверку запаса потенциальной энергии маятника поп. 1.2.1 и отклонения запаса потенциальнойэнергии маятника по п. 1.2.2 проводят по нормативно-технической документации,утвержденной в установленном порядке.
6.2. Копры (пп. 3, 8 - 10 табл. 2 и пп. 2.6 - 2.12) проверяютпо нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
6.3. Абсолютную погрешность копра (п. 7 табл. 2)проверяют по нормативно-технической документации, утвержденной в установленномпорядке.
6.1 - 6.3. (Измененнаяредакция, Изм. № 2).
6.4. Массу копров (п. 2.1)проверяют на товарных весах.
6.5. Твердость ножа маятника и рабочих частей опор (п. 2.3)проверяют на твердомерах по ГОСТ 23677.
6.6. Шероховатость рабочих поверхностей ножа маятника ирабочих частей опор (п. 2.4) проверяют профилометром по
ГОСТ 19300
или сравнениемс образцами шероховатости по
ГОСТ 9378
.
6.7. Копры (п. 2.5) следуетпроверять штангенрейсмасом по
ГОСТ 164
с ценойделения 0,1 мм, предел измерения 100 - 1000 мм, со специальной разметочнойножкой.
6.8. Копры (п. 2.13)проверяют расчетом длины математического маятника, изохронного с даннымфизическим, по формуле

где l - расстояние от оси качания маятника до центраудара, м;
g - ускорениесилы тяжести, м/с2;
Т- периодполного колебания, с.
Расстояниеот оси качания маятника до середины образца определяют штангенрейсмасом по ГОСТ 164.
6.9. Копры на воздействие температур и влажности (п. 2.16)проверяют в термобарокамере.
6.10. Копры на влияние транспортной тряски (п. 2.16)проверяют на вибростенде, обеспечивающем ускорение 30 м/с2 причастоте 1 - 2 Гц.
Допускаетсяпроверять копры на влияние транспортной тряски транспортированием на грузовомавтомобиле по грунтовым и булыжным дорогам на расстояние 100 км со скоростью 30- 40 км/ч.
6.11. Сопротивления электрической изоляции копров (п. 2.17)проверяют измерительной аппаратурой.
6.12. Копры проверяют на надежность (п. 2.18) методомпоследовательных испытаний в соответствии с кодом В3-1 поГОСТ 27.410 пририске изготовления a = 0,2 и риске потребителя b = 0,2.
Приемочныеуровни Т0для копров без термостатирующих устройств - 267000циклов, с термостатирующими устройствами - 80000 циклов.
Браковочныезначения наработки на отказ Т1 для копров безтермостатирующих устройств - 40000 циклов, с термостатирующими устройствами -11000 циклов.
Испытанияна надежность следует проводить разрушением образцов на копрах для всех запасовэнергии с равномерным распределением времени испытаний.
Работа,затраченная на разрушение образцов, должна составлять не менее 10 % запасаэнергии маятника. В процессе испытаний должно быть не менее трех контрольныхпроверок (пп. 2, 3, 7 - 9 табл. 2 и пп. 2.3 - 2.13).
6.13. Средний и установленный сроки службы (пп. 2.19, 2.20)подтверждают сбором эксплуатационной информации по истечении срока,установленного РД 50-690-89.
7.1. На копре на видном месте должна быть прикрепленатабличка по
ГОСТ 12971
,содержащая:
- знак Государственного реестра (на копер,внесенный в Государственный реестр);
- товарный знак или наименованиепредприятия-изготовителя;
- обозначение копра;
- номер копра по системе нумерациипредприятия-изготовителя;
- обозначение настоящего стандарта;
- год выпуска.
7.2. На сменных молотах (маятниках) должны бытьнанесены номинальные значения запаса потенциальной энергии и номер копра посистеме нумерации предприятия-изготовителя.
7.3. Неокрашенные поверхности копра должны бытьподвергнуты консервации по группе II-3
ГОСТ 9.014
дляусловий хранения и транспортирования по категории Ж
ГОСТ 15150
. Срокзащиты без переконсервации - три года.
7.4 Копры должны быть упакованы в ящики, изготовленныепо рабочим чертежам предприятия-изготовителя.
Техническиетребования к ящикам - по ГОСТ10198.
7.5. Маркировка ящиков должна быть выполнена по
ГОСТ14192
.
7.6. Копры в упаковке могут транспортироваться любымвидом транспорта при температуре окружающей среды от минус 50 до плюс 50 °С по
ГОСТ 15150
.
7.7. Хранение копров - по группе 3 (ЖЗ)
ГОСТ 15150
.
8.1. Изготовитель гарантирует соответствие копровтребованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации,транспортирования и хранения.
8.2. Гарантийный срок эксплуатации копров - 18 мес содня ввода их в эксплуатацию.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством приборостроения, средствавтоматизации и систем управления
РАЗРАБОТЧИКИ
Ф.М. Никитин (руководительтемы), Ю.Н.Кузнецов, Б.В. Кутрынин
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитетаСССР по стандартам от 22.06.82 № 2480
3. В стандарте учтены требования СТ СЭВ 473-77, СТ СЭВ 472-77 ирекомендации СЭВ по стандартизации PC 460-66, PC 498-66, рекомендации ИСО/Р 148-60, ИСО/Р 179-78, ИСО/Р 442-65 имеждународного стандарта ИСО 83-76.
Стандартполностью соответствует СТ СЭВ 4173-83
4. ВЗАМЕН ГОСТ 14703-73, ГОСТ 10708-76
5. ССЫЛОЧНЫЕНОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
6. Ограничение срока действияснято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации,метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (декабрь 1998 г.) с Изменениями № 1, 2, утвержденными виюне 1984 г., июне 1989 г. (ИУС 10-84, 11-89)
СОДЕРЖАНИЕ