ГОСТ 10505-76* «Канаты стальные закрытые подъемные. Технические условия» - технические нормативы по охране труда в России
Ia aeaaio?
Ia aeaaio?
Десктопная версия

ГОСТ 10505-76* «Канаты стальные закрытые подъемные. Технические условия»

Настоящий стандарт распространяется на стальные закрытые подъемные канаты, применяемые в угольной и горнорудной промышленности.

Обозначение: ГОСТ 10505-76*
Название рус.: Канаты стальные закрытые подъемные. Технические условия
Статус: действующий
Заменяет собой: ГОСТ 10505-63
Дата актуализации текста: 01.01.2009
Дата добавления в базу: 10.11.2009
Дата введения в действие: 01.01.1978
Разработан: Министерство металлургии СССР
Утвержден: Госстандарт СССР (02.06.1976)
Опубликован: Издательство стандартов № 1976<br>Издательство стандартов № 1993

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КАНАТЫСТАЛЬНЫЕ ЗАКРЫТЫЕ
ПОДЪЕМНЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ

ГОСТ 10505-76

ИЗДАТЕЛЬСТВОСТАНДАРТОВ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕ ЗАКРЫТЫЕ ПОДЪЕМНЫЕ

Технические условия

Closed steel wire ropes for lifting purposes.

Specifications

ГОСТ
10505-76

Срок действия с 01.01.78

до 01.07.96

Настоящий стандартраспространяется на стальные закрытые подъемные канаты, применяемые в угольнойи горнорудной промышленности.

Требования по безопасностипродукции изложены в пп. 1.11, 1.13 - 1.18, 3.1, 3.3, 3.6 - 3.9.

(Поправка, ИУС 8-2002).

Поправка действуеттолько на территории Российской Федерации.

Разд. 1. (Исключен, Изм. № 5).

la. КЛАССИФИКАЦИЯ

1a. 1. Канаты изготовляются

по точности изготовления:

нормальной точности,

повышенной точности - Т;

по способу свивки:

нераскручивающиеся - Н,

раскручивающиеся - Р;

по направлению свивки:

правого направления,

левого направления - Л.

Примечание Направление свивки каната определяется направлениемсвивки проволок наружного слоя.

по механическим свойствам проволоки:

марка В - В,

марка I - I;

по назначению:

грузолюдские - ГЛ,

грузовые - Г.

Примечание.Для грузолюдского назначения применяются канаты марки В.

по виду покрытияповерхности проволоки:

из проволоки без покрытия,

из оцинкованной проволокидля средних агрессивных условий работы - С,

с протекторной защитой каната(из круглой оцинкованной и фасонной проволоки без покрытия) - ПЗ.

Примечание. Канаты с протекторной защитой изготовляют потребованию потребителя.

по степени крутимости:

малокрутящиеся - МК.

К канатам высшей категориикачества относятся канаты марки В, повышенной точности изготовления,нераскручивающиеся.

1а. (Введен дополнительно, Изм. № 3).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. (Исключен, Изм. № 3).

1.2.Канаты должны изготовляться из круглой проволоки без покрытия или оцинкованнойпо группе С, марок В и I по ГОСТ 7372 и фасонной проволоки без покрытия или оцинкованной понормативно-технической документации.

Канаты должны изготовлять потехнологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

1.3. Канаты изготовляются справым направлением свивки проволок наружного слоя, если направление свивки неоговорено с потребителем. Направление свивки проволок в двух верхних смежныхслоях должно чередоваться.

Направление свивки проволокпо слоям внутри каната определяется предприятием-изготовителем.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1.4. Первые три слоя круглыхпроволок каната при отсчете от центральной проволоки должны свиваться по типулинейного касания, последующие - по типу точечного касания.

1.5. Длина шага свивкиканата и отдельно свиваемых слоев проволок не должна превышать 9-кратногодиаметра соответственно свиваемого слоя.

Канат должен иметь по всейдлине одинаковую кратность шага свивки.

1.6. В канатах не должнобыть оборванных, перекрученных и заломанных проволок.

Проволоки в слоях не должныиметь западаний, выпячиваний и перекрещиваний. Поверхность проволок не должнаиметь вмятин, ржавчины и не должна быть сплющенной или срезанной.

1.7.При свивке каната проволоки должны иметь равномерное натяжение. Все проволоки вканате должны прилегать к проволокам нижележащих слоев. Z-образные проволоки вслое должны прилегать друг к другу, образуя соединения замком. Между фасоннымипроволоками допускается зазор, не нарушающий замка каната.

1.8.Проволоки каната должны соединяться посредством стыковой контактной сварки иливысокотемпературной пайки. В качестве припоя рекомендуется латунь марки Л060-1по ГОСТ 15527.

Места соединений не должныбыть хрупкими и утолщенными. Расстояние между местами соединений отдельныхпроволок в каждом слое должно составлять не менее пяти шагов свивки каната.

Количество сварок наружныхпроволок должно быть не более трех на длине 500 м каната.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.9.Проволоки в канатах должны быть смазаны по всей поверхности. Нанесение смазкина проволоки производят при свивке их в канат.

В качестве смазок должныприменяться Торсиол-55 по ГОСТ 20458, Торсиол-35 понормативно-технической документации или другие смазки по нормативно-техническойдокументации.

По соглашению изготовителя спотребителем канаты могут быть смазаны антикоррозионной фрикционной смазкой илипо требованию потребителя могут быть несмазанными канатными смазками понаружной поверхности.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3, 5).

1.10. На концы каната должнобыть наложено не менее трех зажимов, предохраняющих торцы каната отрасслабления, а концы проволок в торце каната должны быть соединены сваркой.

1.11.Диаметр каната должен соответствовать диаметру, указанному в ГОСТ 10506 .

Предельные отклонения подиаметру каната не должны превышать:

для канатов повышеннойточности изготовления ±2 % - для диаметров до 38 мм, ±0,75 мм - для диаметровсв. 38 мм;

для канатов нормальнойточности изготовления  % - для всехдиаметров.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 5).

1.12. Длина канатаустанавливается потребителем. Предельные отклонения по длине каната не должныпревышать:

+2 % - при длине каната до500 м;

+1 % - при длине канатасвыше 500 м.

1.13.Канаты должны изготовлять из круглых проволок по ГОСТ 7372 маркировочных групп по временному сопротивлению разрыву 1570 Н/мм2(160 кгс/мм2) - 1960 Н/мм2 (200 кгс/мм2) и изфасонных проволок по нормативно-технической документации маркировочных групп повременному сопротивлению разрыву 1270 Н/мм2 (130 кгс/мм2)- 1570 Н/мм2 (160 кгс/мм2).

Допускается снижение числаперегибов и скручиваний круглой проволоки, взятой из каната, на один перегиб иодно скручивание по сравнению с ГОСТ 7372, афасонной на два скручивания по сравнению с нормативно-техническойдокументацией.

1.12, 1.13. (Измененная редакция, Изм. № 3, 5).

1.14. Разбег временногосопротивления разрыву круглых проволок каждой группы по диаметру, взятых изканата, не должен превышать величин, указанных в табл. 1.

Таблица1

Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, Н/мм2 (кгс/мм2)

Допускаемый разбег временного сопротивления разрыву проволок каждой группы по диаметру, Н/мм2 (кгс/мм2), для марок

В

I

1570 (160)

250 (26)

310 (32)

1670 (170)

260 (27)

330 (34)

1770 (180)

280 (29)

350 (36)

1870 (190)

290 (30)

370 (38)

1960 (200)

290 (30)

370 (38)

Разбег временногосопротивления разрыву каждого профиля фасонных проволок, взятых из каната, не долженпревышать величин, указанных в табл. 2.

Таблица2

Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, Н/мм2 (кгс/мм2)

Допускаемый разбег временного сопротивления разрыву проволок каната, Н/мм2 (кгс/мм2), для марок

В

I

1270 (130)

250 (25)

270 (28)

1370 (140)

250 (25)

280 (29)

1470 (150)

250 (25)

290 (30)

1570 (160)

250 (25)

310 (32)

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 5).

1.15. Маркировочная группа канатапо временному сопротивлению разрыву должна соответствовать значениюмаркировочной группы, указанному потребителем.

Для получения требуемогоразрывного усилия каната применяют любое сочетание маркировочных групп круглойи фасонной проволоки, при этом проволоки каждой группы по диаметру должны бытьодной маркировочной группы.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 5).

1.16.Поверхностная плотность цинка и прочность его сцепления со стальной основойкруглых проволок - по ГОСТ 7372 , фасонных - по технической документации на фасонную проволоку.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

1.17. Допускается на 10 %испытанных проволок, взятых из готового каната, уменьшение на 5 % поверхностнойплотности цинка при условии, что средняя поверхностная плотность цинка напроволоках соответствует требованиям, изложенным в п. 1.16. Количество проволок,полученное путем расчета, округляют до целого числа в сторону увеличения.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1.18.Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате должно быть не менеерасчетного значения, указанного в ГОСТ 10506 , при заданной маркировочнойгруппе временного сопротивления разрыву.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1.19.Диаметры круглых проволок в канатах могут уточняться в пределах ±0,1 мм. Равныедиаметры проволок одного слоя должны уточняться на одинаковую величину.

При изменении диаметровпроволок диаметры канатов не должны выходить за предельные отклонения,указанные в п. 1.11.Допускается изменение количества Z-образных проволок в наружном слое и круглыхпроволок на одну в концентрических слоях, а в слоях из чередующихся Х-образныхи круглых проволок - на одну пару проволок, при этом должны выдерживатьсятребования пп. 1.7и 1.11.

2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

2.1. Канаты принимаютпартиями. Партия должна состоять из каната одного типоразмера и оформлена однимдокументом о качестве, содержащим:

товарный знак илинаименование и товарный знак предприятия-изготовителя;

наименование организации, всистему которой входит предприятие-изготовитель;

номер каната всистеме-нумерации предприятия-изготовителя;

назначение каната;

номинальный диаметр каната вмиллиметрах;

вид покрытия проволоки;

направление свивки каната;

способ свивки каната;

длину каната в метрах;

массу брутто каната вкилограммах;

площадь поперечного сечениявсех проволок в канате;

результаты механическихиспытаний (маркировочную группу каната по временному сопротивлению разрыву,марку каната, суммарное разрывное усилие всех проволок в канате);

дату изготовления каната;

обозначение стандарта насортамент.

2.2. Внешний вид, диаметр,механические свойства проволок каната и качество поверхностной плотности цинкапроверяют на каждом канате.

Разд. 2. (Измененная редакция, Изм. № 2).

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1.Для проверки механических свойств проволок каната и качества поверхностнойплотности цинка от каждого каната отбирают образцы длиной не менее: 1,0 м - дляканатов из проволоки без покрытия; 1,5 м - для каната из оцинкованнойпроволоки.

От образцов канатов отбираютпроволоки в количестве, указанном в табл. 3.

Таблица 3

Вид испытания

Количество испытываемых проволок каната марки

В

I

Испытание на растяжение с определением разрывного усилия

Все круглые и фасонные проволоки

25 % круглых и фасонных проволок, но не менее трех

Испытание на перегиб

Все круглые проволоки

25 % круглых проволок каждого диаметра, но не менее трех

Испытание на скручивание

Все фасонные и 25 % круглых проволок каждого диаметра, но не менее трех

25 % фасонных и 10 % круглых проволок каждого диаметра, но не менее трех

Проверка качества поверхностной плотности цинка

10 % проволок каждого диаметра в канатах всех марок, но не менее трех

Проверка прочности сцепления цинка со стальной основой

10 % проволок каждого диаметра, но не менее одной

Результаты испытаний на растяжение,перегиб и скручивание считают удовлетворительными, если суммарная площадьпоперечного сечения проволок, не соответствующая требованиям настоящегостандарта, составляет не более 5 % номинальной площади сечения всех проволок вканате при 100 %-ном испытании и не более 2 % номинальной площади сеченияканата при 25 %-ном испытании проволок в канате. Проволока, не удовлетворяющаяпо механическим свойствам требованиям настоящего стандарта, в расчет суммарногоразрывного усилия не принимается.

При несоответствиирезультатов испытаний требованиям настоящего стандарта допускается повторноеиспытание всех проволок каната марки В и 50 % проволок каната марки I. При этомсуммарная площадь поперечного сечения проволок каната марки I, несоответствующая требованиям настоящего стандарта, должна составлять не более 4% номинальной площади сечения каната.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.2. Наружный контрольканата производят визуально.

3.3.Диаметр каната проверяют в двух взаимно перпендикулярных плоскостях штангенциркулемпо ГОСТ 166 с ценой деления 0,1 мм на расстоянии не менее 5 м от конца каната.

3.4.Диаметры проволок проверяют микрометром по ГОСТ 6507 с ценой деления 0,01 мм впоперечном сечении в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

3.3, 3.4. (Измененнаяредакция, Изм. № 3, 5).

3.5. Канат удовлетворяеттребованиям по нераскручиваемости, если при освобождении концов образца отзажимов и сварке Z-образные проволоки не выходят из замка.

Определениенераскручиваемости верхнего слоя фасонных проволок производят на расстоянии неменее половины шага свивки от места отрезки.

3.6.Испытание проволок на растяжение проводят по ГОСТ 10446 , при этом расчет временногосопротивления проволок при растяжении ведется по номинальным размерам.

При 100 %-ном испытаниисуммарное разрывное усилие каната определяется суммой разрывных усилий всехпроволок. При выборочном испытании суммарное разрывное усилие канатаопределяется как сумма произведений средних значений разрывных усилийиспытанных проволок разных размеров на число в канате.

Соответствие расчетного временногосопротивления разрыву проволок, указанному в заказе, проверяют по величинесуммарного разрывного усилия каната, полученного путем испытания проволок,деленного на расчетную площадь каната, указанную в стандарте на сортамент.

При корректировке проволок всоответствии с п. 1.19 фактическая площадь каната берется поуточненным номинальным размерам проволок.

Определение маркировочнойгруппы круглых проволок каната производится путем деления суммарного разрывногоусилий всех круглых проволок на номинальную площадь их сечения и округления вменьшую сторону до ближайшего значения маркировочной группы по ГОСТ7372.

3.7.Испытание проволок на скручивание проводят по ГОСТ 1545.

3.8.Испытание проволок на перегиб проводят по ГОСТ 1579 .

3.9.Количество цинка и прочность его сцепления с основным металлом проволокпроверяют по ГОСТ 7372 .

3.10.Шаг свивки каната проверяют линейкой по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм на расстоянии не менее 5 м от конца каната. Задлину истинного шага свивки принимают среднее арифметическое значение не менеечем трех замеров.

(Измененная редакция, Изм. № 3, 5).

4. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА,ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

4.1.Канаты наматывают на деревянные барабаны по ГОСТ 11127, а также на возвратные барабаны с использованием их в установленномпорядке.

Опалубка барабанов сгрузолюдскими канатами обязательна.

Упаковка канатов для районовКрайнего Севера и труднодоступных районов - по ГОСТ15846.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4).

4.2. Диаметр цилиндрабарабана должен быть не менее 30-кратного диаметра каната.

Борт барабана долженвыступать под наружным слоем каната не менее чем на 50 мм.

На барабане канат долженбыть уложен плотными неперепутанными рядами, без защемления, чтобыобеспечивалось свободное сматывание каната с барабана. Концы каната должны бытьпрочно закреплены на внутренней щеке барабана. Конец каната обвязываетсяотходами канатов и крепится гвоздем к щеке.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.3. К каждому барабанудолжен быть прикреплен металлический ярлык, на котором указывают:

а) товарный знак илинаименование и товарный знак предприятия-изготовителя;

б) номер каната по системенумерации предприятия-изготовителя;

в) условное обозначениеканата;

г) длину каната в метрах;

д) массу брутто каната вкилограммах;

е) дату изготовления каната.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.4.Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.5.Хранение канатов - по условиям 5 ГОСТ 15150 .

При хранении каната, намотанногона барабан, ось барабана должна быть параллельна полу, на который установленбарабан.

При длительном храненииканаты необходимо периодически, не реже чем через 6 месяцев, осматривать понаружному слою и смазывать канатными смазками.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.6. Канаты транспортируютоткрытым транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозки грузов,действующими на транспорте данного вида. Размещение и крепление грузов,перевозимых по железной дороге, должно соответствовать правилам погрузки икрепления грузов, утвержденным МПС СССР.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 5).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.       РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством металлургии СССР

РАЗРАБОТЧИКИ:

И.Н.Недовизий, Н.А. Галкина, И.А. Лобанков

2.    УТВЕРЖДЕНИ ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов СоветаМинистров СССР от 02.06.76 № 1366

3.    ВЗАМЕН ГОСТ 10505-63

4.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 166-89

3.3

ГОСТ 427-75

3.10

ГОСТ 1545-80

3.7

ГОСТ 1579-80

3.8

ГОСТ 6507-90

3.4

ГОСТ 7372-79

1.2, 1.13, 1.16, 3.6, 3.9

ГОСТ 10446-80

3.6

ГОСТ 10506-76

1.11, 1.18

ГОСТ 11127-78

4.1

ГОСТ 14192-77

4.4

ГОСТ 15150-69

4.5

ГОСТ 15527-70

1.8

ГОСТ 15846-79

4.1

ГОСТ 20458-89

1.9

5. Срок действия продлен до 01.07.96 Постановлением Госстандарта СССРот 27.12.90 № 3374

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1993 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5,утвержденными в апреле 1982 г., августе 1983 г., мае 1986 г., октябре 1987 г.,декабре 1990 г. (ИУС 7-82, 11-83, 8-86, 1-88, 4-91).

СОДЕРЖАНИЕ

 

349
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки