Настоящий стандарт распространяется на промышленную трубопроводную арматуру - задвижки общепромышленного назначения на условное давление Ру
| Обозначение: | ГОСТ 5762-74* |
| Название рус.: | Задвижки на условное давление Ру |
| Статус: | не действующий |
| Заменяет собой: | ГОСТ 5762-65 |
| Заменен: | ГОСТ 5762-2002 «Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более Рном 250. Общие технические условия» |
| Дата актуализации текста: | 01.10.2008 |
| Дата добавления в базу: | 01.02.2009 |
| Дата введения в действие: | 01.01.1975 |
| Дата окончания срока действия: | 01.07.2003 |
| Разработан: | Министерство тяжелого машиностроения СССР |
| Утвержден: | Госстандарт СССР (14.03.1974) |
| Опубликован: | Издательство стандартов № 1974<br>Издательство стандартов № 1993 |

ГОСУДАРТСВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЗАДВИЖКИ НА УСЛОВНОЕДАВЛЕНИЕ
Pу£25 МПа (250 кгс/см2)
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ
ГОСТ 5762-74
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
ГОСУДАРТСВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
| ЗАДВИЖКИ НА УСЛОВНОЕ ДАВЛЕНИЕ Общие технические условия Qate vaives Pnom£ 25 MPa (250 kgf/sq×cm). | ГОСТ |
Дата введения 01.01.75
Настоящийстандарт распространяется на промышленную трубопроводную арматуру - задвижкиобщепромышленного назначения на условное давление Ру £25 МПа (250 кгс/см2), изготовляемые для нужд народного хозяйства, атакже для экспорта.
Стандарт нераспространяется на футерованные задвижки и задвижки для вакуума ниже 10-3мм рт. ст.
Дополнительныетребования для экспорта, в том числе в страны с тропическим климатом, - по ГОСТ26304-84.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
1.1. Задвижкидолжны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта,технических условий на конкретные задвижки по рабочим чертежам, утвержденным вустановленном порядке.
(Измененнаяредакция, Изм. № 3, 5).
1.2.Комплектующие изделия (приводы, отдельные узлы и детали) должны подвергатьсявыборочному входному контролю и соответствовать требованиям нормативно-техническойдокументации, утвержденной в установленном порядке.
(Измененнаяредакция, Изм. № 1, 4).
1.3. Рабочееположение задвижек и направление рабочей среды должны соответствовать указаннымв технических условиях или рабочих чертежах, утвержденных в установленномпорядке, на конкретные задвижки.
(Измененнаяредакция, Изм. № 1, 4, 5).
1.4. Закрытиезадвижек при ручном управлении должно производиться вращением органа ручногоуправления по часовой стрелке.
1.2 - 1.4 (Измененнаяредакция, Изм. № 1, 4).
1.5. Основныепараметры - по ГОСТ 9698-86.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
1.6. Условные,пробные и рабочие давления - по ГОСТ 356-80.
1.7.Строительные длины - по ГОСТ 3706-83 и (или) по рабочим чертежам, утвержденнымв установленном порядке.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
1.8а.Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей фланцев - поГОСТ 12815-80 и (или) по рабочим чертежам, утвержденным в установленномпорядке.
(Введендополнительно, Изм. № 5).
1.8. Муфтовыеконцы - по ГОСТ 6527-68.
Концы подприварку - по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
1.9.Отклонение от параллельности уплотнительных поверхностей присоединительныхфланцев задвижек на каждые 100 мм диаметра не должно превышать величин,указанных в табл. 1.
Размеры в мм
| Ру | Dy | Отклонение от параллельности | |
| МПа | (кгс/см2) | ||
| До 1,6 вкл. | (16) | До 200 вкл. | 0,20 |
| Св. 200 |
| ||
| 2,5 и 4,0 | (25 и 40) | Все размеры | 0,20 |
| 6,4 и св. | (64) | До 200 вкл. | 0,10 |
| Св. 200 | 0,15 | ||
(Измененнаяредакция, Изм. № 4).
1.10. Осирезьб в муфтах задвижек должны составлять угол 180°, предельное отклонение -не более 2°.
(Измененнаяредакция, Изм. № 2).
1.11.Предельные отклонения на размер "под ключ" для необработанныхшестигранных поверхностей отлитых в землю или кокиль деталей не должныпревышать указанных в табл. 2.
Размер"под ключ" в мм
| Номинальные размеры | От 19 до 30 | От 32 до 50 | От 55 до 60 | От 70 до 105 |
| Предельные отклонения | -1,3 | -2,0 | -2,4 | -2,8 |
1.12.Неуказанные в конструкторской документации формы и расположения обработанныхповерхностей должны ограничиваться полем допуска на размер или расстояние междуповерхностями.
Отклоненияобрабатываемых угловых размеров, не ограниченных допусками, не должны превышать
по ГОСТ 8908-81.
Предельныеотклонения радиусов обрабатываемых поверхностей, не ограниченных допусками, -по классу "очень грубый" ГОСТ 25670-83.
При отсутствиина чертеже указаний о радиусах сопряжений одной поверхности с другой они должныбыть выполнены радиусами, равными естественному радиусу притупленияинструмента.
1.13.Штампованные поковки - по ГОСТ 7505-89.
(Измененнаяредакция, Изм. № 1, 4).
1.14. Вмятиныи заусенцы на поверхности резьбы, препятствующие навинчиванию проходногокалибра, не допускаются. Для метрических резьб, выполняемых с полем допуска 8g и 7H, и трубных резьб, выполняемых поклассу точности В, рванины и выкрашивания на поверхности резьбы не допускаются,если они по глубине выходят за пределы среднего диаметра резьбы и общаяпротяженность рванин и выкрашивания по длине превышает половину витка.
На резьбовыхвтулках, заготовки для которых изготавливаются литьем на последних виткахходовых резьб, выполненных по классу точности В, допускается не более трехраковин размером и глубиной не более 3 мм.
На метрическихрезьбах, выполняемых с полем допуска 6g и 6H, итрубных резьбах, выполняемых по классу точности А, на ходовых резьбах шпинделяи сопряженных с ним деталях, на резьбах деталей из коррозионно-стойких ижаростойких сталей, независимо от класса точности резьбы, вмятины, заусенцы,рванины и выкрашивания не допускаются.
1.15. Позаказу потребителей допускается изготовление присоединительных фланцев безотверстий под болты и шпильки.
1.16. Сварныешвы должны быть очищены от шлака и брызг. Переход от основного металла кнаплавленному должен быть плавным, без подрезов и наплывов. Ширина и высоташвов должны быть равномерными.
1.17. Методы иобъемы контроля сварных швов должны оговариваться в соответствующейконструкторской документации.
1.16; 1.17. (Измененнаяредакция, Изм. № 5).
1.18. Проверкакачества термообработки измерением твердости не должна вести к порче рабочихповерхностей деталей.
Приневозможности определения твердости без повреждения рабочих поверхностейдопускается производить проверку на образце-свидетеле из того же материала.Образцы-свидетели должны термически обрабатываться одновременно с деталями ипомещаться в печь в равных условиях.
Контроль твердости- по ГОСТ 9012-59 и ГОСТ 9013-59.
(Измененнаяредакция, Изм. № 2).
1.19. Методыконтроля антикоррозионных покрытий деталей - по ГОСТ 9.302-88.
1.20. Передсборкой все детали должны быть очищены от загрязнения.
Не допускаютсяк сборке детали, имеющие забоины и другие механические повреждения на рабочихповерхностях сопрягаемых деталей.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
1.21. Послеокончательного уплотнения сальниковой набивки втулка сальника должна войти вгнездо не более чем на 30 % своей высоты.
1.22.Материалы деталей и сварных швов, работающих под давлением, должны бытьпрочными и плотными. Пропуск среды через прокладочные и сальниковые соединенияне допускается.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
1.22а.Требования по герметичности в затворе, а также верхнего уплотнения (при егоналичии) должны быть указаны в технических условиях на конкретные задвижки.
Задвижкидолжны обеспечивать установленную техническими условиями герметичность вдиапазоне давлений от рабочего (Рр) до условного давления (Ру).
(Введендополнительно, Изм. № 5).
1.23. Всобранных задвижках шпильки должны быть завернуты до упора, концы болтов ишпилек должны выступать из гаек не менее чем на один шаг резьбы.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
1.24. (Исключен,Изм. № 5).
1.25.Показатели надежности, критерии отказа и предельного состояния должны бытьуказаны в технических условиях на конкретные задвижки.
1.26.Задвижки, отгружаемые в один адрес по одному товаросопроводительному документу,должны сопровождаться двумя комплектами эксплуатационной документации по ГОСТ 2.601-68, содержащей:
паспорт;
техническоеописание и инструкцию по эксплуатации.
В комплектзадвижек с электроприводом должны входить паспорт, техническое описание иинструкция по эксплуатации на электропривод.
По требованиюзаказчика предприятие-изготовитель обеспечивает эксплуатационной документациейв необходимом количестве. Запрещается эксплуатация задвижек при отсутствииэксплуатационной документации.
1.25; 1.26. (Измененнаяредакция, Изм. № 5).
2а.1.Требования безопасности - по ГОСТ12.2.063-81.
Разд. 2а. (Введендополнительно, Изм. № 4).
2.1. Дляпроверки соответствия задвижек требованиям настоящего стандарта устанавливаютсяследующие виды испытаний по ГОСТ16504-81:
приемо-сдаточные;
периодические;
типовые.
2.2. Приемо-сдаточнымиспытаниям должны подвергаться задвижки до окраски в объеме, указанном втехнических условиях на конкретное изделие. Задвижки подвергают внешнемуосмотру и следующим испытаниям:
на прочность иплотность материала деталей и сварных швов, внутренние полости которыхнаходятся под давлением среды;
нагерметичность затвора: сальниковых уплотнений, прокладочных соединений иверхнего уплотнения (если требование его герметичности оговорено в техническихусловиях на конкретные задвижки);
на вакуумную плотность:затвора, мест соединений и материала по отношению к внешней среде, еслитребования по вакуумной плотности оговорены в технических условиях наконкретные задвижки.
При окраскезадвижек снаружи и внутри полимерной порошковой краской приемо-сдаточныеиспытания допускается проводить после окраски.
2.3.Периодическим испытаниям должны подвергаться задвижки не реже одного раза в тригода. Объем выборки и контролируемые показатели - в соответствии с требованияминормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Допускаетсяподтверждение показателей надежности по результатам подконтрольной эксплуатацииили по результатам сбора информации об эксплуатационной надежности задвижек.
(Измененнаяредакция, Изм. № 4, 5).
2.4. Типовыеиспытания должны проводиться при изменении конструкции или технологииизготовления задвижек, если эти изменения могут повлиять на их техническиехарактеристики и работоспособность изделий.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
2.5. Сборинформации, подконтрольная эксплуатация, периодические и типовые испытаниядолжны проводиться предприятием-изготовителем по программам, составленнымпредприятием-изготовителем и согласованным с головным предприятием(организацией).
3.1а. Внешнимосмотром проверяют комплектность изделия, полноту и правильность маркировки.
Контрольразмеров, указанных на сборочном чертеже, проводят с помощью универсального илиспециального измерительного инструмента.
3.1б. Задвижкииспытывают на стендах с использованием контрольно-измерительных средств,обеспечивающих заданные условия испытаний и погрешности измерений параметров.
3.1в.Предельные отклонения от номинальных значений измеряемых параметров, неуказанные в технических условиях на конкретные задвижки, не должны превышать:
± 10 %- для давления;
± 5 °С -для температуры;
± 2 с- для времени.
3.1а - 3.1в. (Введендополнительно, Изм. № 5).
3.1. Пригидравлических испытаниях должно быть обеспечено вытеснение воздуха извнутренних полостей испытываемых деталей.
Жидкая среда,оставшаяся после испытаний, должна быть удалена.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
3.2. Испытанияна прочность и плотность материала и герметичность задвижек должны проводитьсяпри постоянном давлении в течение времени, необходимого для осмотра задвижки.
3.3.Испытания на прочность и плотность материала задвижек должны проводиться водойдавлением Рпр.
Задвижки,предназначенные для газообразных взрывоопасных, легковоспламеняющихся итоксичных сред, должны дополнительно испытываться на плотность материала исварных швов воздухом давлением Ру или Рр.
Допускается:
испытаниям напрочность и плотность материала подвергать задвижки как в собранном виде, так иотдельные детали;
проводитьиспытания задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, на прочность керосиномпробным давлением Рпр, на плотность керосином условнымдавлением Ру. При этом дополнительные испытания на плотностьматериала воздухом не проводить.
Корпусазадвижек с рубашками для обогрева или охлаждения должны быть дополнительноиспытаны на прочность и плотность материала сварных швов и рубашки.
Цилиндрыпневмоприводов или гидроприводов задвижек должны быть испытаны на прочность иплотность водой давлением 1,5 Рр управляющей среды.
Материалдеталей считают прочным, если не обнаружено механических разрушений или видимыхостаточных деформаций.
Материалдеталей и сварные швы считают плотными, если при испытании водой не обнаруженотечи, потения. Метод контроля - визуальный.
Материалдеталей и сварные швы считают плотными, если при испытании воздухом необнаружено пропуска воздуха. Контроль плотности проводится пузырьковым методом- способом обмыливания или погружения в воду.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
3.4. Детали, вкоторых течь или "потение" через металл, выявленные при испытании,исправлены заваркой, должны быть повторно подвергнуты испытанию по п. 3.3.
(Измененнаяредакция, Изм. № 2).
3.5. Методыиспытания на герметичность затвора и верхнего уплотнения следует указывать втехнических условиях на конкретные задвижки.
Допускаетсяиспытания на плотность и на герметичность затвора проводить воздухом давлением0,6 МПа (6 кгс/см2) с выборочным контролем давлением Руили Рр при условиях, установленных нормативно-техническойдокументацией.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
3.6. Прииспытании сальникового уплотнения должен производиться подъем и опусканиезатвора на весь рабочий ход.
При испытаниисальникового узла с тройным сальником (или другой конструкции) с отводомвозможных пропусков среды испытанию на герметичность условным давлением (Ру)подвергается набивка нижнего (основного) сальника, набивка верхних сальниковиспытывается давлением, указанным в технических условиях или рабочих чертежах,утвержденных в установленном порядке, на конкретные задвижки.
Подача средыосуществляется через отверстие для отвода протечек или через отверстие дляподачи среды в камеру в случае испытания сальника с гидроуплотнением.
3.7. (Исключен,Изм. № 5).
3.8. Испытаниена герметичность затвора партии электроприводных задвижек должно проводитьсяодним (штатным) приводом, указанным в конструкторской документации.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
3.9. (Исключен,Изм. № 2).
3.10. Задвижкидолжны подвергаться специальным испытаниям на ударо- и вибростойкость поуказанию в технических условиях или рабочих чертежах, утвержденных вустановленном порядке, на конкретные задвижки.
3.11. Контрольмассы проводить в соответствии с методами, указанными в технических условиях наизделие конкретного вида.
(Введендополнительно, Изм. № 5).
4.1.Маркировка и отличительная окраска задвижек - по ГОСТ 4666-75.
4.2. Приналичии запасных деталей маркировка их должна наноситься непосредственно надетали или на подвешенные к ним бирки с обозначением изделия, которое они комплектуют.
4.3.Неокрашенные или не имеющие покрытий наружные обработанные поверхности деталейзадвижек и ЗИП из углеродистой стали и чугуна должны быть подвергнутыконсервации по ГОСТ 9.014-78. Срокконсервации - 3 года.
(Измененнаяредакция, Изм. № 3).
4.4. Задвижкиусловного прохода Dудо 200 мм включительно должны быть упакованы в тару по ГОСТ 2991-85 и ГОСТ 10198-91 или контейнеры.Упаковка должна обеспечивать защиту задвижек от повреждений во время перевозоквсеми видами транспорта, при перевалках и хранении.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
4.5. Приналичии на задвижках обводов, электроприводов или невстроенных других приводовпоследние должны быть упакованы в ту же или другую тару.
4.6. Задвижки Dy свыше 200мм и более в тару или контейнеры не упаковываются, а устанавливаются на прочномосновании (поддоне); при этом они должны быть надежно закреплены, внутренниеполости предохранены от загрязнений, а привалочные поверхности и навесныеустройства - от повреждений.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
4.7.Маркировка тары - по ГОСТ 14192-77.
4.8. Задвижкимогут транспортироваться без упаковки в тару или контейнеры, а также без установкина основании. При этом установка задвижек на транспортные средства должнаисключать возможность ударов их друг о друга; внутренние поверхности должныбыть предохранены от загрязнений, а привалочные поверхности и навесныеустройства - от повреждений.
(Измененнаяредакция, Изм. № 2).
4.9. Условиятранспортирования и хранения задвижек с электроприводом - 4 (Ж2), остальных - 8(ОЖ3), по ГОСТ 15150-69, еслидругие не указаны в технических условиях на задвижки конкретного типа или вида.
(Измененнаяредакция, Изм. № 5).
4.10. Задвижкитранспортируют транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозкигрузов, действующими на транспорте данного вида.
4.11.Допускается перевозка задвижек пакетами. Формирование пакетов - в соответствиис правилами, действующими на конкретном виде транспорта.
(Введендополнительно, Изм. № 4).
ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН ИВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
М.И. Власов, Р.И. Хасанов (руководительтемы), О.С. Басалаев,В.В. Дмитриенко
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕНВ ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от14.03.74 № 585
3. Срок проверки- 1994 г., периодичность проверки - 5 лет
4. ВЗАМЕН ГОСТ5762-65
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕДОКУМЕНТЫ
| Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
| Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
| ГОСТ 2.601-68 | 1.26 |
| ГОСТ 9012-59 | 1.18 |
| ГОСТ 9.014-78 | 4.3 |
| ГОСТ 9013-59 | 1.18 |
| ГОСТ 9.302-88 | 1.19 |
| ГОСТ 9698-86 | 1.5 |
| ГОСТ 12.2.063-81 | 2а.1 |
| ГОСТ 10198-91 | 4.4 |
| ГОСТ 356-80 | 1.6 |
| ГОСТ 12815 | 1.8а |
| ГОСТ 2991-85 | 4.4 |
| ГОСТ 14192-77 | 4.7 |
| ГОСТ 3706-83 | 1.7 |
| ГОСТ 15150-69 | 4.9 |
| ГОСТ 4666-75 | 4.1 |
| ГОСТ 16504-81 | 2.1 |
| ГОСТ 6527-68 | 1.8 |
| ГОСТ 25670-83 | 1.12 |
| ГОСТ 7505-89 | 1.13 |
| ГОСТ 26304-84 | Вводная часть |
| ГОСТ 8908-81 | 1.12 |
|
|
|
6. ПостановлениемГосстандарта СССР от 20.06.89 № 1747 снято ограничение срока действия
7. ПЕРЕИЗДАНИЕ(декабрь) с Изменениями № 2, 3, 4, 5, утвержденными в октябре 1977 г., октябре1979 г., апреле 1984 г., апреле 1990 г. (ИУС 11-77, 12-79, 8-84, 7-90)