Меню
Навигация
Первая линия
Бесплатное обучение по программе А

ГОСТ 5762-74* «Задвижки на условное давление Ру 25 МПа (250 кгс/см2). Общие технические условия»

Настоящий стандарт распространяется на промышленную трубопроводную арматуру - задвижки общепромышленного назначения на условное давление Ру

Обозначение: ГОСТ 5762-74*
Название рус.: Задвижки на условное давление Ру
Статус: не действующий
Заменяет собой: ГОСТ 5762-65
Заменен: ГОСТ 5762-2002 «Арматура трубопроводная промышленная. Задвижки на номинальное давление не более Рном 250. Общие технические условия»
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1975
Дата окончания срока действия: 01.07.2003
Разработан: Министерство тяжелого машиностроения СССР
Утвержден: Госстандарт СССР (14.03.1974)
Опубликован: Издательство стандартов № 1974<br>Издательство стандартов № 1993

ГОСУДАРТСВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЗАДВИЖКИ НА УСЛОВНОЕДАВЛЕНИЕ
Pу£25 МПа (250 кгс/см2)

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ

ГОСТ 5762-74

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

ГОСУДАРТСВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ЗАДВИЖКИ НА УСЛОВНОЕ ДАВЛЕНИЕ
Pу£25 МПа (250 кгс/см2)

Общие технические условия

Qate vaives Pnom£ 25 MPa (250 kgf/sq×cm).
General technical requirements

ГОСТ
5762-74

Дата введения 01.01.75

Настоящийстандарт распространяется на промышленную трубопроводную арматуру - задвижкиобщепромышленного назначения на условное давление Ру £25 МПа (250 кгс/см2), изготовляемые для нужд народного хозяйства, атакже для экспорта.

Стандарт нераспространяется на футерованные задвижки и задвижки для вакуума ниже 10-3мм рт. ст.

Дополнительныетребования для экспорта, в том числе в страны с тропическим климатом, - по ГОСТ26304-84.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Задвижкидолжны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта,технических условий на конкретные задвижки по рабочим чертежам, утвержденным вустановленном порядке.

(Измененнаяредакция, Изм. № 3, 5).

1.2.Комплектующие изделия (приводы, отдельные узлы и детали) должны подвергатьсявыборочному входному контролю и соответствовать требованиям нормативно-техническойдокументации, утвержденной в установленном порядке.

(Измененнаяредакция, Изм. № 1, 4).

1.3. Рабочееположение задвижек и направление рабочей среды должны соответствовать указаннымв технических условиях или рабочих чертежах, утвержденных в установленномпорядке, на конкретные задвижки.

(Измененнаяредакция, Изм. № 1, 4, 5).

1.4. Закрытиезадвижек при ручном управлении должно производиться вращением органа ручногоуправления по часовой стрелке.

1.2 - 1.4 (Измененнаяредакция, Изм. № 1, 4).

1.5. Основныепараметры - по ГОСТ 9698-86.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

1.6. Условные,пробные и рабочие давления - по ГОСТ 356-80.

1.7.Строительные длины - по ГОСТ 3706-83 и (или) по рабочим чертежам, утвержденнымв установленном порядке.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

1.8а.Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей фланцев - поГОСТ 12815-80 и (или) по рабочим чертежам, утвержденным в установленномпорядке.

(Введендополнительно, Изм. № 5).

1.8. Муфтовыеконцы - по ГОСТ 6527-68.

Концы подприварку - по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

1.9.Отклонение от параллельности уплотнительных поверхностей присоединительныхфланцев задвижек на каждые 100 мм диаметра не должно превышать величин,указанных в табл. 1.

Таблица 1

Размеры в мм

Ру

Dy

Отклонение от параллельности

МПа

(кгс/см2)

До 1,6 вкл.

(16)

До 200 вкл.

0,20

Св. 200

 

2,5 и 4,0

(25 и 40)

Все размеры

0,20

6,4 и св.

(64)

До 200 вкл.

0,10

Св. 200

0,15

(Измененнаяредакция, Изм. № 4).

1.10. Осирезьб в муфтах задвижек должны составлять угол 180°, предельное отклонение -не более 2°.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

1.11.Предельные отклонения на размер "под ключ" для необработанныхшестигранных поверхностей отлитых в землю или кокиль деталей не должныпревышать указанных в табл. 2.

Таблица 2

Размер"под ключ" в мм

Номинальные размеры

От 19 до 30

От 32 до 50

От 55 до 60

От 70 до 105

Предельные отклонения

-1,3

-2,0

-2,4

-2,8

1.12.Неуказанные в конструкторской документации формы и расположения обработанныхповерхностей должны ограничиваться полем допуска на размер или расстояние междуповерхностями.

Отклоненияобрабатываемых угловых размеров, не ограниченных допусками, не должны превышать по ГОСТ 8908-81.

Предельныеотклонения радиусов обрабатываемых поверхностей, не ограниченных допусками, -по классу "очень грубый" ГОСТ 25670-83.

При отсутствиина чертеже указаний о радиусах сопряжений одной поверхности с другой они должныбыть выполнены радиусами, равными естественному радиусу притупленияинструмента.

1.13.Штампованные поковки - по ГОСТ 7505-89.

(Измененнаяредакция, Изм. № 1, 4).

1.14. Вмятиныи заусенцы на поверхности резьбы, препятствующие навинчиванию проходногокалибра, не допускаются. Для метрических резьб, выполняемых с полем допуска 8g и 7H, и трубных резьб, выполняемых поклассу точности В, рванины и выкрашивания на поверхности резьбы не допускаются,если они по глубине выходят за пределы среднего диаметра резьбы и общаяпротяженность рванин и выкрашивания по длине превышает половину витка.

На резьбовыхвтулках, заготовки для которых изготавливаются литьем на последних виткахходовых резьб, выполненных по классу точности В, допускается не более трехраковин размером и глубиной не более 3 мм.

На метрическихрезьбах, выполняемых с полем допуска 6g и 6H, итрубных резьбах, выполняемых по классу точности А, на ходовых резьбах шпинделяи сопряженных с ним деталях, на резьбах деталей из коррозионно-стойких ижаростойких сталей, независимо от класса точности резьбы, вмятины, заусенцы,рванины и выкрашивания не допускаются.

1.15. Позаказу потребителей допускается изготовление присоединительных фланцев безотверстий под болты и шпильки.

1.16. Сварныешвы должны быть очищены от шлака и брызг. Переход от основного металла кнаплавленному должен быть плавным, без подрезов и наплывов. Ширина и высоташвов должны быть равномерными.

1.17. Методы иобъемы контроля сварных швов должны оговариваться в соответствующейконструкторской документации.

1.16; 1.17. (Измененнаяредакция, Изм. № 5).

1.18. Проверкакачества термообработки измерением твердости не должна вести к порче рабочихповерхностей деталей.

Приневозможности определения твердости без повреждения рабочих поверхностейдопускается производить проверку на образце-свидетеле из того же материала.Образцы-свидетели должны термически обрабатываться одновременно с деталями ипомещаться в печь в равных условиях.

Контроль твердости- по ГОСТ 9012-59 и ГОСТ 9013-59.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

1.19. Методыконтроля антикоррозионных покрытий деталей - по ГОСТ 9.302-88.

1.20. Передсборкой все детали должны быть очищены от загрязнения.

Не допускаютсяк сборке детали, имеющие забоины и другие механические повреждения на рабочихповерхностях сопрягаемых деталей.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

1.21. Послеокончательного уплотнения сальниковой набивки втулка сальника должна войти вгнездо не более чем на 30 % своей высоты.

1.22.Материалы деталей и сварных швов, работающих под давлением, должны бытьпрочными и плотными. Пропуск среды через прокладочные и сальниковые соединенияне допускается.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

1.22а.Требования по герметичности в затворе, а также верхнего уплотнения (при егоналичии) должны быть указаны в технических условиях на конкретные задвижки.

Задвижкидолжны обеспечивать установленную техническими условиями герметичность вдиапазоне давлений от рабочего (Рр) до условного давления (Ру).

(Введендополнительно, Изм. № 5).

1.23. Всобранных задвижках шпильки должны быть завернуты до упора, концы болтов ишпилек должны выступать из гаек не менее чем на один шаг резьбы.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

1.24. (Исключен,Изм. № 5).

1.25.Показатели надежности, критерии отказа и предельного состояния должны бытьуказаны в технических условиях на конкретные задвижки.

1.26.Задвижки, отгружаемые в один адрес по одному товаросопроводительному документу,должны сопровождаться двумя комплектами эксплуатационной документации по ГОСТ 2.601-68, содержащей:

паспорт;

техническоеописание и инструкцию по эксплуатации.

В комплектзадвижек с электроприводом должны входить паспорт, техническое описание иинструкция по эксплуатации на электропривод.

По требованиюзаказчика предприятие-изготовитель обеспечивает эксплуатационной документациейв необходимом количестве. Запрещается эксплуатация задвижек при отсутствииэксплуатационной документации.

1.25; 1.26. (Измененнаяредакция, Изм. № 5).

2а. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2а.1.Требования безопасности - по ГОСТ12.2.063-81.

Разд. 2а. (Введендополнительно, Изм. № 4).

2. ПРИЕМКА

2.1. Дляпроверки соответствия задвижек требованиям настоящего стандарта устанавливаютсяследующие виды испытаний по ГОСТ16504-81:

приемо-сдаточные;

периодические;

типовые.

2.2. Приемо-сдаточнымиспытаниям должны подвергаться задвижки до окраски в объеме, указанном втехнических условиях на конкретное изделие. Задвижки подвергают внешнемуосмотру и следующим испытаниям:

на прочность иплотность материала деталей и сварных швов, внутренние полости которыхнаходятся под давлением среды;

нагерметичность затвора: сальниковых уплотнений, прокладочных соединений иверхнего уплотнения (если требование его герметичности оговорено в техническихусловиях на конкретные задвижки);

на вакуумную плотность:затвора, мест соединений и материала по отношению к внешней среде, еслитребования по вакуумной плотности оговорены в технических условиях наконкретные задвижки.

При окраскезадвижек снаружи и внутри полимерной порошковой краской приемо-сдаточныеиспытания допускается проводить после окраски.

2.3.Периодическим испытаниям должны подвергаться задвижки не реже одного раза в тригода. Объем выборки и контролируемые показатели - в соответствии с требованияминормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.

Допускаетсяподтверждение показателей надежности по результатам подконтрольной эксплуатацииили по результатам сбора информации об эксплуатационной надежности задвижек.

(Измененнаяредакция, Изм. № 4, 5).

2.4. Типовыеиспытания должны проводиться при изменении конструкции или технологииизготовления задвижек, если эти изменения могут повлиять на их техническиехарактеристики и работоспособность изделий.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

2.5. Сборинформации, подконтрольная эксплуатация, периодические и типовые испытаниядолжны проводиться предприятием-изготовителем по программам, составленнымпредприятием-изготовителем и согласованным с головным предприятием(организацией).

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1а. Внешнимосмотром проверяют комплектность изделия, полноту и правильность маркировки.

Контрольразмеров, указанных на сборочном чертеже, проводят с помощью универсального илиспециального измерительного инструмента.

3.1б. Задвижкииспытывают на стендах с использованием контрольно-измерительных средств,обеспечивающих заданные условия испытаний и погрешности измерений параметров.

3.1в.Предельные отклонения от номинальных значений измеряемых параметров, неуказанные в технических условиях на конкретные задвижки, не должны превышать:

± 10 %- для давления;

± 5 °С -для температуры;

± 2 с- для времени.

3.1а - 3.1в. (Введендополнительно, Изм. № 5).

3.1. Пригидравлических испытаниях должно быть обеспечено вытеснение воздуха извнутренних полостей испытываемых деталей.

Жидкая среда,оставшаяся после испытаний, должна быть удалена.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

3.2. Испытанияна прочность и плотность материала и герметичность задвижек должны проводитьсяпри постоянном давлении в течение времени, необходимого для осмотра задвижки.

3.3.Испытания на прочность и плотность материала задвижек должны проводиться водойдавлением Рпр.

Задвижки,предназначенные для газообразных взрывоопасных, легковоспламеняющихся итоксичных сред, должны дополнительно испытываться на плотность материала исварных швов воздухом давлением Ру или Рр.

Допускается:

испытаниям напрочность и плотность материала подвергать задвижки как в собранном виде, так иотдельные детали;

проводитьиспытания задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, на прочность керосиномпробным давлением Рпр, на плотность керосином условнымдавлением Ру. При этом дополнительные испытания на плотностьматериала воздухом не проводить.

Корпусазадвижек с рубашками для обогрева или охлаждения должны быть дополнительноиспытаны на прочность и плотность материала сварных швов и рубашки.

Цилиндрыпневмоприводов или гидроприводов задвижек должны быть испытаны на прочность иплотность водой давлением 1,5 Рр управляющей среды.

Материалдеталей считают прочным, если не обнаружено механических разрушений или видимыхостаточных деформаций.

Материалдеталей и сварные швы считают плотными, если при испытании водой не обнаруженотечи, потения. Метод контроля - визуальный.

Материалдеталей и сварные швы считают плотными, если при испытании воздухом необнаружено пропуска воздуха. Контроль плотности проводится пузырьковым методом- способом обмыливания или погружения в воду.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

3.4. Детали, вкоторых течь или "потение" через металл, выявленные при испытании,исправлены заваркой, должны быть повторно подвергнуты испытанию по п. 3.3.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

3.5. Методыиспытания на герметичность затвора и верхнего уплотнения следует указывать втехнических условиях на конкретные задвижки.

Допускаетсяиспытания на плотность и на герметичность затвора проводить воздухом давлением0,6 МПа (6 кгс/см2) с выборочным контролем давлением Руили Рр при условиях, установленных нормативно-техническойдокументацией.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

3.6. Прииспытании сальникового уплотнения должен производиться подъем и опусканиезатвора на весь рабочий ход.

При испытаниисальникового узла с тройным сальником (или другой конструкции) с отводомвозможных пропусков среды испытанию на герметичность условным давлением (Ру)подвергается набивка нижнего (основного) сальника, набивка верхних сальниковиспытывается давлением, указанным в технических условиях или рабочих чертежах,утвержденных в установленном порядке, на конкретные задвижки.

Подача средыосуществляется через отверстие для отвода протечек или через отверстие дляподачи среды в камеру в случае испытания сальника с гидроуплотнением.

3.7. (Исключен,Изм. № 5).

3.8. Испытаниена герметичность затвора партии электроприводных задвижек должно проводитьсяодним (штатным) приводом, указанным в конструкторской документации.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

3.9. (Исключен,Изм. № 2).

3.10. Задвижкидолжны подвергаться специальным испытаниям на ударо- и вибростойкость поуказанию в технических условиях или рабочих чертежах, утвержденных вустановленном порядке, на конкретные задвижки.

3.11. Контрольмассы проводить в соответствии с методами, указанными в технических условиях наизделие конкретного вида.

(Введендополнительно, Изм. № 5).

4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1.Маркировка и отличительная окраска задвижек - по ГОСТ 4666-75.

4.2. Приналичии запасных деталей маркировка их должна наноситься непосредственно надетали или на подвешенные к ним бирки с обозначением изделия, которое они комплектуют.

4.3.Неокрашенные или не имеющие покрытий наружные обработанные поверхности деталейзадвижек и ЗИП из углеродистой стали и чугуна должны быть подвергнутыконсервации по ГОСТ 9.014-78. Срокконсервации - 3 года.

(Измененнаяредакция, Изм. № 3).

4.4. Задвижкиусловного прохода Dудо 200 мм включительно должны быть упакованы в тару по ГОСТ 2991-85 и ГОСТ 10198-91 или контейнеры.Упаковка должна обеспечивать защиту задвижек от повреждений во время перевозоквсеми видами транспорта, при перевалках и хранении.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

4.5. Приналичии на задвижках обводов, электроприводов или невстроенных других приводовпоследние должны быть упакованы в ту же или другую тару.

4.6. Задвижки Dy свыше 200мм и более в тару или контейнеры не упаковываются, а устанавливаются на прочномосновании (поддоне); при этом они должны быть надежно закреплены, внутренниеполости предохранены от загрязнений, а привалочные поверхности и навесныеустройства - от повреждений.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

4.7.Маркировка тары - по ГОСТ 14192-77.

4.8. Задвижкимогут транспортироваться без упаковки в тару или контейнеры, а также без установкина основании. При этом установка задвижек на транспортные средства должнаисключать возможность ударов их друг о друга; внутренние поверхности должныбыть предохранены от загрязнений, а привалочные поверхности и навесныеустройства - от повреждений.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

4.9. Условиятранспортирования и хранения задвижек с электроприводом - 4 (Ж2), остальных - 8(ОЖ3), по ГОСТ 15150-69, еслидругие не указаны в технических условиях на задвижки конкретного типа или вида.

(Измененнаяредакция, Изм. № 5).

4.10. Задвижкитранспортируют транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозкигрузов, действующими на транспорте данного вида.

4.11.Допускается перевозка задвижек пакетами. Формирование пакетов - в соответствиис правилами, действующими на конкретном виде транспорта.

(Введендополнительно, Изм. № 4).

ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН ИВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

М.И.  Власов, Р.И.  Хасанов  (руководительтемы), О.С.  Басалаев,В.В.  Дмитриенко

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕНВ ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от14.03.74 № 585

3. Срок проверки- 1994 г., периодичность проверки - 5 лет

4. ВЗАМЕН ГОСТ5762-65

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

 

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 2.601-68

1.26

 

ГОСТ 9012-59

1.18

ГОСТ 9.014-78

4.3

 

ГОСТ 9013-59

1.18

ГОСТ 9.302-88

1.19

 

ГОСТ 9698-86

1.5

ГОСТ 12.2.063-81

2а.1

 

ГОСТ 10198-91

4.4

ГОСТ 356-80

1.6

 

ГОСТ 12815

1.8а

ГОСТ 2991-85

4.4

 

ГОСТ 14192-77

4.7

ГОСТ 3706-83

1.7

 

ГОСТ 15150-69

4.9

ГОСТ 4666-75

4.1

 

ГОСТ 16504-81

2.1

ГОСТ 6527-68

1.8

 

ГОСТ 25670-83

1.12

ГОСТ 7505-89

1.13

 

ГОСТ 26304-84

Вводная часть

ГОСТ 8908-81

1.12

 

 

 

6. ПостановлениемГосстандарта СССР от 20.06.89 № 1747 снято ограничение срока действия

7. ПЕРЕИЗДАНИЕ(декабрь) с Изменениями № 2, 3, 4, 5, утвержденными в октябре 1977 г., октябре1979 г., апреле 1984 г., апреле 1990 г. (ИУС 11-77, 12-79, 8-84, 7-90)