ГОСТ 1012-72* «Бензины авиационные. Технические условия» - технические нормативы по охране труда в России
Ia aeaaio?
Ia aeaaio?
Десктопная версия

ГОСТ 1012-72* «Бензины авиационные. Технические условия»

Настоящий стандарт распространяется на авиационные бензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя.
Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
Добавляемые в авиационные бензины высококачественные компоненты должны соответствовать действующей нормативно-технической документации.

Обозначение: ГОСТ 1012-72*
Название рус.: Бензины авиационные. Технические условия
Статус: действующий
Заменяет собой: ГОСТ 1012-54
Дата актуализации текста: 17.06.2011
Дата добавления в базу: 17.06.2011
Дата введения в действие: 01.01.1973
Разработан: Миннефтехимпром СССР
Утвержден: Госстандарт СССР (06.01.1972)
Опубликован: ИПК Издательство стандартов № 1996

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗАССР

Дата введения 01.01.73

Настоящий стандарт распространяется на авиационныебензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкойвысококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя.

Авиационные бензины должны изготовляться потехнологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцовбензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания сположительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

Добавляемые в авиационные бензины высококачественныекомпоненты должны соответствовать действующей нормативно-техническойдокументации.

Обязательные требования к качеству продукцииизложены в п. 1.2 и разд. 1б.2

(Измененная редакция, Изм. № 8).

(Измененная редакция, Изм.№ 12).

СОДЕРЖАНИЕ

1. МАРКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕТРЕБОВАНИЯ

1.1. Авиационные бензины должны выпускатьсяследующих марок:

авиационный бензин Б-95/130,

авиационный бензин Б-91/115.

1.2. По физико-химическим показателям авиационныебензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.

Таблица 1

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

Б 95/130

Б 91/115

ОКП 02

ОКП 02

51:11 0201

51:11 0301

1. Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более

3,1

2,5

По ГОСТ 13210-72 или ГОСТ 28828-90 и по пп. 2.4 или 2.7 настоящего стандарта

2. Детонационная стойкость:

 

 

По ГОСТ 511-82

октановое число по моторному методу, не менее

95

01

По ГОСТ 3338-68

сортность на богатой смеси, не менее

130

115

3. Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее

42947-103 (10250)

По ГОСТ 21261-91

 

4. Фракционный состав:

 

По ГОСТ 2177-82

температура начала перегонки, °С, не ниже

40

 

10 % перегоняется при температуре, °С, не выше

82

 

50 % перегоняется при температуре, °С, не выше

105

 

90 % перегоняется при температуре, °С, не выше

145

 

97,5 % перегоняется при температуре, °С, не выше

180

 

остаток, %, не более

1,5

 

5. Давление насыщенных паров, Па (мм рт. ст.) не менее

33325 (250)

29326 (220)

По ГОСТ 1756-52 или ГОСТ 28781-90

не более

45422 (340)

47988 (360)

 

6. Кислотность в мг/КОН на 100 см3 бензина, не более

0,3

По ГОСТ 5985-79 или ГОСТ 11362-76

7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше

-60

По ГОСТ 5066-91 (1 метод - без обезвоживания бензина)

8. Йодное число в г йода на 100 г бензина, не более

6,0

2,0

По ГОСТ 2070-82

9. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более

35

По ГОСТ 6994-74

10. Массовая концентрация фактических смол в мг на 100 см3 бензина, не более

4

3

По ГОСТ 1567-83 и п. 2.5 настоящего стандарта

11. Массовая доля серы, %, не более

0,03

По ГОСТ 19121-73

12. Испытание на медной пластинке

Выдерживает

По ГОСТ 6321-92

13. Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307-75

14. Содержание механических примесей и воды

Отсутствие

По п. 2.6

15. Прозрачность

Прозрачный

По п. 2.6

16. Цвет

Желтый

Зеленый

По п. 2.6

17. Массовая доля параоксидифениламина, %

0,002-0,005

По ГОСТ 7423-55

18. Период стабильности, ч. не менее

12

По ГОСТ 6667-75

19. Плотность при 20 °С кг/м3

Определение обязательно

По ГОСТ 3900-85

(Измененная редакция, Изм.№ 10)

(Измененная редакция, Изм.№ 11 )

(Поправка. ИУС 1-2005)

(Поправка. ИУС 1-2006)

Примечания:

1. (Исключено,Изм. № 6).

2. Для авиационного бензина марки Б-91/115,получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:

а) йодное число не более 10 г йода на 100 г бензина,

б) содержание фактических смол не более 4 мг на 100см3 бензина.

3. (Исключен, Изм.№ 8).

4. Для авиационных бензиновмарок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускаетсясодержание параоксидифениламина 0,004-0,010%, а на базе бензиновкаталитического крекинга не менее 0,004%.

5. С 1 мая по 1 октября нижний предел давлениянасыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, заисключением отгружаемых на длительное хранение.

6. Для авиационных бензинов, сдаваемых последлительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определениифракционного состава по ГОСТ2177-82 для температурыперегонки 10 и 50% на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензиныпосле длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее2 ч.

7. Примечания 1-6 не распространяются на бензин,предназначенный для экспорта.

8. Норма по показателю пункта 3 для бензинов сдобавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157-103(10300) Дж/кг (ккал/кг).

9. (Исключено.Изм. № 7).

10. По согласованию с потребителями допускаетсяизготовлять авиационные бензины по показателю «Период стабильности» с нормой«не менее 8 ч».

11. Норма по показателю «Массовая доля ароматическихуглеводородов» для ПО «Омскнефтеоргсинтез», ПО «Куйбышевнефтеоргсинтез»,Бакинского НПЗ вводится с 01.01.95. Определение обязательно».

12. До 01.01.95 при разногласиях в оценке качестваавиационных бензинов по показателю «содержание тетраэтилсвинца» определениепроводят по ГОСТ13210-72, по показателю«давление насыщенных паров» - по ГОСТ1756-52.

(Измененная редакция, Изм. № 6, 7, 8, 9,10).

(Измененная редакция, Изм.№ 11).

1.3. К авиационным бензинам прямой перегонкидопускается добавлять не более 20 % толуола по ГОСТ 14710-78 и 10 %пиробензола.

К авиационному бензину марки Б-95/130каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6 % толуола илиалкилбензол № 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6 %.

1.2, 1.3. (Измененнаяредакция, Изм. № 4,. 5, 6).

1.4. Для окрашивания этилированных бензиновдобавляются, красители, указанные в табл. 2.

Таблица 2

Марки бензинов

Цвет

Наименование красителей

Масса красителя, мг на 1 кг бензина

Б-95/130

Желтый

Жирорастворимый желтый К

6±0,1

Б-91/115

Зеленый

Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый

6±0,1

Примечания:

1. Интенсивность окраски(концентрация растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ20924-75.

2. При применениижирорастворимого зеленого антрохинонового красителя, допускается зеленый цветбензина с синеватым оттенком.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 6, 7, 8).

1а. ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ

1а.1. Авиационный бензин до этилирования иокрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючуюжидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет6%, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м3(определяется на аппарате УГ-2, в пересчете на углерод).

1а.2. Температура самовоспламенения авиационныхбензинов всех марок от 380 до 475 °С, температура вспышки от минус 34 до минус38°С, область воспламенения 0,98-5,48 % (по объему); температурные пределывоспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38 °С, верхний - от минус 10 доплюс 5°С.

1а.3. Впомещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещаетсяобращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено вовзрывобезопасном исполнении.

1а.4. При разливе бензина необходимо собрать его вотдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытойплощадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

При работе с бензином не допускается использоватьинструменты, дающие при ударе искру.

При загорании топлива применимы следующие средствапожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ,составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар.

1а.5. Авиационные бензины раздражают слизистуюоболочку и кожу человека.

При работе с авиационными бензинами применимыиндивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденнымГосударственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ПрезидиумомВЦСПС.

Оборудование и аппараты, процессы слива и налива сцелью исключения попадания паров бензина в воздушную среду рабочего помещениядолжны быть герметизированы.

Помещения, в которых проводятся работы савиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией.

1а.6. При отборе проб, проведении анализа иобращении в процессе товарнотранспортных и производственных операций савиационными бензинами необходимо соблюдать общие правила техники безопасности,утвержденные Госгортехнадзором и Президиумом ЦК профсоюза нефтяной, химическойи газовой промышленности.

Бензиновые емкости должны быть защищены отстатического электричества.

1б. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

1б.1. Авиационные бензины принимают партиями.Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе непрерывноготехнологического процесса, однородного по компонентному составу и показателямкачества и сопровождаемого одним документом о качестве.

(Измененная редакция, Изм. № 7).

1б.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85.

1б.3. Приполучении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателейпроводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются навсю партию.

(Измененная редакция, Изм. № 8).

Разд. 1а, 16. (Введеныдополнительно, Изм. № 5).

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517-85. Объемобъединенной пробы 10 дм3.

(Измененная редакция, Изм. № 8).

2.2. Содержание параоксидифениламина определяют наместе производства бензина. Теплоту сгорания определяют на месте производствабензина не реже одного раза в месяц.

(Измененная редакция, Изм. №4).

2.3. При разногласиях в оценке качества бензинапоказатель «кислотность» определяют по ГОСТ5985-79.

(Введен дополнительно, Изм. № 5).

2.4. Содержание свинца вбензине, полученное по ГОСТ 28828-90, пересчитываютна содержание тетраэтилсвинца (С1)в г на 1 кг бензина по формуле

где С1- содержание свинца в бензине по ГОСТ 28828-90, г/дм3;

ρ -плотность бензина, кг/м3;

1,561 -коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.

(Измененнаяредакция, Изм. № 8, 10).

(Измененная редакция, Изм.№ 11).

(Поправка.ИУС 1-2000).

2.5. При разногласиях воценке качества авиационных бензинов по показателю «Массовая концентрация фактическихсмол» определение проводят по ГОСТ 1567-83.

2.6. Прозрачность, цвет,содержание механических примесей и воды в бензине определяют визуально.

Бензин, помещенныйв стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным, не содержатьвзвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.

2.5, 2.6. (Введеныдополнительно, Изм. № 8).

2.7. Определение содержания свинца и тетраэтилсвинца

Метод предназначен для определения содержания свинцапри концентрации от 0,7 до 1,7 г/дм3 и тетраэтилсвинца от 1,5 до 3,5г/кг.

Сущность метода заключается в разложении алкильныхсоединений свинца насыщенным раствором йода с последующим комплексонометрическимтитрованием раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) в присутствии индикатораксиленолового оранжевого.

2.7.1. Аппаратура,реактивы, материалы

Весы лабораторные общего назначения с наибольшимпределом взвешивания 200 г, 2-го класса точности по ГОСТ24104-88.

Ареометры для нефти по ГОСТ 18481-81.

Термометры ртутные стеклянные ТЛ-4-4-Б2 по ГОСТ28498-90.

Цилиндры по ГОСТ1770-74, исполнения 1, вместимостью 10, 25, 50, 100 см3.

Колбы по ГОСТ1770-74, исполнения 2, вместимостью 100, 1000 см3.

Колбы по ГОСТ25336-82, типа КН, исполнения 1, вместимостью 250 см3ТС.

Бюретки исполнения 1, класса 2, вместимостью 5, 10,25 см3 по ГОСТ29252-91

Пипетки по ГОСТ 29169-91, исполнения1-2, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 см3.

Холодильникпрямой воздушный.

Дефлегматор 250-19/26-29/32.

Автотрансформатор лабораторный типа ЛАТР-2.

Электроплитка с закрытой спиралью.

Палочка стеклянная.

Склянка изтемного стекла.

Йод, ч. д. а.

Соль динатриевая этилендиаминтетрауксусной кислоты(ди-Na-ЭДТА) по ГОСТ10652-73, раствор концентрации 0,01 моль/дм3.

Свинец II азотнокислый, х. ч., по ГОСТ4236-77 или ТУ 6-09-2008-77, или ОС.Ч. по ТУ 6-09-121-75.

Индикатор ксиленоловый оранжевый.

Уротропин технический по ГОСТ 1381-73 или другоймарки по физико-химическим показателям не ниже технического.

Кислота соляная, х. ч., по ГОСТ3118-77 или ос. ч. по ГОСТ 14261-77, раствор 0,1моль/дм3.

Бензин марки Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505-80 или С3= 80/120, С2 = 80/120.

Вода дистиллированная рН 5,4-6,6.

Допускается применять реактивы квалификации не нижеуказанной в методе.

2.7.2. Подготовкак испытанию

2.7.2.1. Приготовление насыщенного раствора йода

В склянку с притертой пробкой из темного стеклапомещают 100 см3 бензина и добавляют (6,0±0,5) г кристаллическогойода, взвешенного с погрешностью, не более 0,1 г. Содержимое в склянкеперемешивают и ставят в темное место не менее чем за 24 ч до насыщения бензинайодом при температуре окружающей среды. Хранят не более 3 сут.

2.7.2.2. Приготовление раствора уротропина

Навеску уротропина массой (50,0±0,5) г растворяют в 70-80 см3дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 100 см3 и доводятобъем до метки.

(Измененная редакция, Изм.№ 11).

2.7.2.3. Приготовление 0,01 моль/дм3 раствораазотнокислого свинца

В мерную колбу вместимостью 1000 см3помещают (3,3±0,1) г азотнокислого свинца, добавляют 500 см3дистиллированной воды, тщательно перемешивают и доводят объем до метки.

2.7.2.4. Приготовление 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА

Навеску ди-Nа-ЭДТА массой (3,7±0,1) г растворяют в мерной колбе вместимостью 1000см3 в 400-500 см3 дистиллированной воды, перемешивают идоводят объем до метки.

2.7.2.5. Приготовление индикатора

Навеску индикатора ксиленолового оранжевого массой(1,0 + 0,1) г тщательно растирают не менее 10 мин в ступке с навескойазотнокислого калия массой (100,0±0,5) г до получения однородного цвета смеси ипереносят в склянку из темного стекла.

2.7.2.6. Приготовление 0,1-моль/дм3 раствора соляной кислоты

8 см3 концентрированной соляной кислотырастворяют в -500 см3 дистиллированной воды в мерной колбевместимостью 1000 см3 и доводят объем до метки.

2.7.2.7. Установление фактора (f)раствора ди-Nа-ЭДТА)

К 20 см3 0,01 моль/дм3раствора азотнокислого свинца добавляют 5 см3 0,1 моль/дм3раствора соляной кислоты, 2 см3 раствора уротропина и0,08÷0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраскии титруют раствором ди-Nа-ЭДТА доперехода окраски в устойчивый желтый цвет.

Фактор раствора вычисляют по формуле

где 20 - объем раствора 0,01 моль/дм3азотнокислого свинца, см3;

V - объем раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованный на титрование, см3.

Фактор раствора fвычисляют как среднее арифметическое результатов трех определений величины V.

Притемпературе (20±0,5) °С определяют плотность испытуемого бензина в соответствиис ГОСТ3900-85.

2.7.3. Проведениеиспытания

В коническую колбу вместимостью 250 см3помещают 100 см3 дистиллированной воды и подогревают до температуры80-90°С.

Затем в горячую воду вносят пипеткой 10 см3испытуемого бензина и 10 см3 раствора йода.

Присоединяют к колбе обратный холодильник илидефлегматор и устанавливают на электроплитку с закрытой спиралью на асбестовуюпрокладку. Содержимое колбы кипятят до обесцвечивания раствора, не допускаябурного кипения, постоянно перемешивая.

После обесцвечивания анализируемого растворавыключают обогрев и через 1-2 мин снимают холодильник с колбы. Если в течение30-40 мин содержимое колбы не обесцвечивается полностью, допускаетсявыдерживать на плитке колбу (без холодильника), постоянно перемешивая, дополного удаления избытка йода.

В колбу с содержимым добавляют 5 см3 0,1моль/дм3 раствора соляной кислоты, 2 см3 растворауротропина и 0,08÷0,10 г сухого смешанного индикатора до получениясиреневой окраски, после чего титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет.

Параллельно проводят контрольный опыт сдистиллированной водой.

2.7.4. Обработкарезультатов

Концентрацию свинца, г/дм3, вычисляют поформуле

где V1- объем 0,01 моль/дм3 раствора ди-Na-ЭДТА, израсходованного на титрование испытуемой пробы, см3;

V2 - объем 0,01моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА,израсходованного на титрование контрольного опыта, см3;

V - объем испытуемой пробыбензина, см3;

2,072 - масса свинца, эквивалентная 1 см30,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, мг;

f - фактор раствора ди-Nа-ЭДТА.

За результатизмерения принимают среднее арифметическое двух последовательных определений.

Содержание тетраэтилсвинца (ТЭС), г/кг, вычисляют поформуле

где С- концентрация свинца в бензине, г/дм3;

ρ - плотность бензина при 20 °С, г/см3;

1,561-коэффициент пересчета содержания свинца натетраэтилсвинец.

2.7.5. Точностьметода

Сходимость

Два результата определений, полученные однимисполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с 95%-ной доверительнойвероятностью), если расхождение между ними не превышает значение 0,03 г/дм3(свинца).

Воспроизводимость

Два результата испытаний, полученные в двух разныхлабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью),если расхождение между ними не превышает значения 0,05 г/дм3(свинца).

2.7-2.7.5. (Введеныдополнительно, Изм.№ 10).

3. УПАКОВКА,МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

3.1. Упаковку, маркировку, транспортирование ихранение авиационных бензинов производят по ГОСТ1510-84.

При хранении, транспортировании и обращении сэтилированными бензинами должны соблюдаться санитарные правила и инструкции,утвержденные Министерством здравоохранения СССР.

3.2. (Исключен,Изм. № 7).

4. ГАРАНТИИИЗГОТОВИТЕЛЯ

4.1.Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиямнастоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

4.2. Гарантийный срок хранения бензинов - пять летсо дня изготовления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерствомнефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Т.X. Мелик-Ахназаров, канд. техн. наук; В.В. Булатников, канд. техн. наук; П.С. Дейнеко, канд. техн. наук; В.Е. Емельянов, канд. техн. наук(руководители темы); Е.А. Никитина,канд. техн. наук; С.А. Бнатов,канд. техн.- наук; И.X. Городничева

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПостановлениемГосударственного комитета СССР по стандартам от 06.01.72 № 19

3. ВЗАМЕН ГОСТ 1012-54

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 511-82

1.2.2а

ГОСТ 10652-73

2.7.1

ГОСТ 1381-73

2.7.1

ГОСТ 11362-76

1.2

ГОСТ 1510-84

3.1

ГОСТ 13210-72

1.2, примечание 12

ГОСТ 1567-83

1.2

ГОСТ 14261-77

2.7.1

ГОСТ 1756-52

1.2

ГОСТ 14710-78

1.3

ГОСТ 1770-74

2.7.1

ГОСТ 18481-81

2,7.1

ГОСТ 2070-82

1.2

ГОСТ 19121-73

1.2.11

ГОСТ 2177-82

1.2, примечание 6

ГОСТ 20924-75

1.4

ГОСТ 2517-85

1б.2, 2.1

ГОСТ 21261-91

1.2

ГОСТ 3118-77

2.7.1

ГОСТ 24104-88

2.7.1

ГОСТ 3338-68

1.2

ГОСТ 25336-82

2.7.1

ГОСТ 3900-85

1.2, 2.7.2

ГОСТ 28498-90

2.7.1

ГОСТ 4236-77

2.7.1

ГОСТ 28781-90

1.2, примечание 12

ГОСТ 5066-91

1.2

ГОСТ 28782-90

2.4, 1.2

ГОСТ 5985-79

1.2, 2.3

ГОСТ 29169-91

2.7.1

ГОСТ 6307-75

1.2

ГОСТ 29252-91

2.7.1

ГОСТ 6321-92

1.2

ТУ 6-09-121-75

2.7.1

ГОСТ 6667-75

1.2

ТУ 6-09-2008-77

2.7.1

ГОСТ 6994-74

1.2

 

 

ГОСТ 7423-55

1.2

 

 

ГОСТ 8489-85

1.2

 

 

ГОСТ 8505-80

2.7.1

 

 

(Поправка. ИУС 1-2005)

5. Снято ограничение срокадействия стандарта Постановлением Госстандарта СССР от 18.07.91 № 1271

6. ПЕРЕИЗДАНИЕс Изменениями № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, утвержденными в ноябре 1976 г., феврале1984 г., сентябре 1989 г., декабре 1990 г., июле 1991 г. (ИУС 1-77, 7-82, 5-84,3-87, 1-90, 4-91, 10-91).

 

404
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки