ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗАССР
Дата введения 01.01.73
Настоящий стандарт распространяется на авиационныебензины прямой перегонки, каталитического крекинга и реформинга с добавкойвысококачественных компонентов, этиловой жидкости и антиокислителя.
Авиационные бензины должны изготовляться потехнологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцовбензинов, прошедших на авиационных двигателях государственные испытания сположительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
Добавляемые в авиационные бензины высококачественныекомпоненты должны соответствовать действующей нормативно-техническойдокументации.
Обязательные требования к качеству продукцииизложены в п. 1.2 и разд. 1б.2
(Измененная редакция, Изм. № 8).
(Измененная редакция, Изм.№ 12).
1.1. Авиационные бензины должны выпускатьсяследующих марок:
авиационный бензин Б-95/130,
авиационный бензин Б-91/115.
1.2. По физико-химическим показателям авиационныебензины должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.
Таблица 1
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания |
Б 95/130 | Б 91/115 |
ОКП 02 | ОКП 02 |
51:11 0201 | 51:11 0301 |
1. Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более | 3,1 | 2,5 | По ГОСТ 13210-72 или ГОСТ 28828-90 и по пп. 2.4 или 2.7 настоящего стандарта |
2. Детонационная стойкость: | | | По ГОСТ 511-82 |
октановое число по моторному методу, не менее | 95 | 01 | По ГОСТ 3338-68 |
сортность на богатой смеси, не менее | 130 | 115 |
3. Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее | 42947-103 (10250) | По ГОСТ 21261-91 |
|
4. Фракционный состав: | | По ГОСТ 2177-82 |
температура начала перегонки, °С, не ниже | 40 | |
10 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 82 | |
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 105 | |
90 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 145 | |
97,5 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 180 | |
остаток, %, не более | 1,5 | |
5. Давление насыщенных паров, Па (мм рт. ст.) не менее | 33325 (250) | 29326 (220) | По ГОСТ 1756-52 или ГОСТ 28781-90 |
не более | 45422 (340) | 47988 (360) | |
6. Кислотность в мг/КОН на 100 см3 бензина, не более | 0,3 | По ГОСТ 5985-79 или ГОСТ 11362-76 |
7. Температура начала кристаллизации, °С, не выше | -60 | По ГОСТ 5066-91 (1 метод - без обезвоживания бензина) |
8. Йодное число в г йода на 100 г бензина, не более | 6,0 | 2,0 | По ГОСТ 2070-82 |
9. Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более | 35 | По ГОСТ 6994-74 |
10. Массовая концентрация фактических смол в мг на 100 см3 бензина, не более | 4 | 3 | По ГОСТ 1567-83 и п. 2.5 настоящего стандарта |
11. Массовая доля серы, %, не более | 0,03 | По ГОСТ 19121-73 |
12. Испытание на медной пластинке | Выдерживает | По ГОСТ 6321-92 |
13. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307-75 |
14. Содержание механических примесей и воды | Отсутствие | По п. 2.6 |
15. Прозрачность | Прозрачный | По п. 2.6 |
16. Цвет | Желтый | Зеленый | По п. 2.6 |
17. Массовая доля параоксидифениламина, % | 0,002-0,005 | По ГОСТ 7423-55 |
18. Период стабильности, ч. не менее | 12 | По ГОСТ 6667-75 |
19. Плотность при 20 °С кг/м3 | Определение обязательно | По ГОСТ 3900-85 |
(Измененная редакция, Изм.№ 10)
(Измененная редакция, Изм.№ 11
)
(Поправка. ИУС 1-2005)
(Поправка. ИУС 1-2006)
Примечания:
1. (Исключено,Изм. № 6).
2. Для авиационного бензина марки Б-91/115,получаемого на основе компонента каталитического крекинга, устанавливаются:
а) йодное число не более 10 г йода на 100 г бензина,
б) содержание фактических смол не более 4 мг на 100см3 бензина.
3. (Исключен, Изм.№ 8).
4. Для авиационных бензиновмарок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефтей, допускаетсясодержание параоксидифениламина 0,004-0,010%, а на базе бензиновкаталитического крекинга не менее 0,004%.
5. С 1 мая по 1 октября нижний предел давлениянасыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, заисключением отгружаемых на длительное хранение.
6. Для авиационных бензинов, сдаваемых последлительного хранения (более 2 лет), допускаются отклонения при определениифракционного состава по ГОСТ2177-82 для температурыперегонки 10 и 50% на 2 °С и 90 % на 1 °С. Этилированные авиационные бензиныпосле длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее2 ч.
7. Примечания 1-6 не распространяются на бензин,предназначенный для экспорта.
8. Норма по показателю пункта 3 для бензинов сдобавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157-103(10300) Дж/кг (ккал/кг).
9. (Исключено.Изм. № 7).
10. По согласованию с потребителями допускаетсяизготовлять авиационные бензины по показателю «Период стабильности» с нормой«не менее 8 ч».
11. Норма по показателю «Массовая доля ароматическихуглеводородов» для ПО «Омскнефтеоргсинтез», ПО «Куйбышевнефтеоргсинтез»,Бакинского НПЗ вводится с 01.01.95. Определение обязательно».
12. До 01.01.95 при разногласиях в оценке качестваавиационных бензинов по показателю «содержание тетраэтилсвинца» определениепроводят по ГОСТ13210-72, по показателю«давление насыщенных паров» - по ГОСТ1756-52.
(Измененная редакция, Изм. № 6, 7, 8, 9,10).
(Измененная редакция, Изм.№ 11).
1.3. К авиационным бензинам прямой перегонкидопускается добавлять не более 20 % толуола по ГОСТ 14710-78 и 10 %пиробензола.
К авиационному бензину марки Б-95/130каталитического крекинга разрешается добавлять не более 6 % толуола илиалкилбензол № 1, 2 и 3 в общей сумме не более 6 %.
1.2, 1.3. (Измененнаяредакция, Изм. № 4,. 5, 6).
1.4. Для окрашивания этилированных бензиновдобавляются, красители, указанные в табл. 2.
Таблица 2
Марки бензинов | Цвет | Наименование красителей | Масса красителя, мг на 1 кг бензина |
Б-95/130 | Желтый | Жирорастворимый желтый К | 6±0,1 |
Б-91/115 | Зеленый | Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый | 6±0,1 |
Примечания:
1. Интенсивность окраски(концентрация растворителя) изготовитель определяет по ГОСТ20924-75.
2. При применениижирорастворимого зеленого антрохинонового красителя, допускается зеленый цветбензина с синеватым оттенком.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 6, 7, 8).
1а.1. Авиационный бензин до этилирования иокрашивания представляет собой бесцветную легковоспламеняющуюся горючуюжидкость, взрывоопасная концентрация его паров в смеси с воздухом составляет6%, предельно допустимая концентрация его паров в воздухе 100 мг/м3(определяется на аппарате УГ-2, в пересчете на углерод).
1а.2. Температура самовоспламенения авиационныхбензинов всех марок от 380 до 475 °С, температура вспышки от минус 34 до минус38°С, область воспламенения 0,98-5,48 % (по объему); температурные пределывоспламенения: нижний - от минус 34 до минус 38 °С, верхний - от минус 10 доплюс 5°С.
1а.3. Впомещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещаетсяобращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть выполнено вовзрывобезопасном исполнении.
1а.4. При разливе бензина необходимо собрать его вотдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытойплощадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
При работе с бензином не допускается использоватьинструменты, дающие при ударе искру.
При загорании топлива применимы следующие средствапожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ,составы СЖБ, 3, 5 и перегретый пар.
1а.5. Авиационные бензины раздражают слизистуюоболочку и кожу человека.
При работе с авиационными бензинами применимыиндивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденнымГосударственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ПрезидиумомВЦСПС.
Оборудование и аппараты, процессы слива и налива сцелью исключения попадания паров бензина в воздушную среду рабочего помещениядолжны быть герметизированы.
Помещения, в которых проводятся работы савиационными бензинами, должны быть оборудованы надежной вентиляцией.
1а.6. При отборе проб, проведении анализа иобращении в процессе товарнотранспортных и производственных операций савиационными бензинами необходимо соблюдать общие правила техники безопасности,утвержденные Госгортехнадзором и Президиумом ЦК профсоюза нефтяной, химическойи газовой промышленности.
Бензиновые емкости должны быть защищены отстатического электричества.
1б.1. Авиационные бензины принимают партиями.Партией считается любое количество бензина, изготовленного в ходе непрерывноготехнологического процесса, однородного по компонентному составу и показателямкачества и сопровождаемого одним документом о качестве.
(Измененная редакция, Изм. № 7).
1б.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517-85.
1б.3. Приполучении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателейпроводят повторные испытания вновь отобранной пробы той же выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются навсю партию.
(Измененная редакция, Изм. № 8).
Разд. 1а, 16. (Введеныдополнительно, Изм. № 5).
2.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517-85. Объемобъединенной пробы 10 дм3.
(Измененная редакция, Изм. № 8).
2.2. Содержание параоксидифениламина определяют наместе производства бензина. Теплоту сгорания определяют на месте производствабензина не реже одного раза в месяц.
(Измененная редакция, Изм. №4).
2.3. При разногласиях в оценке качества бензинапоказатель «кислотность» определяют по ГОСТ5985-79.
(Введен дополнительно, Изм. № 5).
2.4. Содержание свинца вбензине, полученное по ГОСТ 28828-90, пересчитываютна содержание тетраэтилсвинца (С1)в г на 1 кг бензина по формуле

где С1- содержание свинца в бензине по ГОСТ 28828-90, г/дм3;
ρ -плотность бензина, кг/м3;
1,561 -коэффициент пересчета содержания свинца на тетраэтилсвинец.
(Измененнаяредакция, Изм. № 8, 10).
(Измененная редакция, Изм.№ 11).
(Поправка.ИУС 1-2000).
2.5. При разногласиях воценке качества авиационных бензинов по показателю «Массовая концентрация фактическихсмол» определение проводят по ГОСТ 1567-83.
2.6. Прозрачность, цвет,содержание механических примесей и воды в бензине определяют визуально.
Бензин, помещенныйв стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, должен быть прозрачным, не содержатьвзвешенных и осевших на дно цилиндра посторонних примесей, в том числе и воды.
2.5, 2.6. (Введеныдополнительно, Изм. № 8).
2.7. Определение содержания свинца и тетраэтилсвинца
Метод предназначен для определения содержания свинцапри концентрации от 0,7 до 1,7 г/дм3 и тетраэтилсвинца от 1,5 до 3,5г/кг.
Сущность метода заключается в разложении алкильныхсоединений свинца насыщенным раствором йода с последующим комплексонометрическимтитрованием раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты (ди-Nа-ЭДТА) в присутствии индикатораксиленолового оранжевого.
2.7.1. Аппаратура,реактивы, материалы
Весы лабораторные общего назначения с наибольшимпределом взвешивания 200 г, 2-го класса точности по ГОСТ24104-88.
Ареометры для нефти по ГОСТ 18481-81.
Термометры ртутные стеклянные ТЛ-4-4-Б2 по ГОСТ28498-90.
Цилиндры по ГОСТ1770-74, исполнения 1, вместимостью 10, 25, 50, 100 см3.
Колбы по ГОСТ1770-74, исполнения 2, вместимостью 100, 1000 см3.
Колбы по ГОСТ25336-82, типа КН, исполнения 1, вместимостью 250 см3ТС.
Бюретки исполнения 1, класса 2, вместимостью 5, 10,25 см3 по ГОСТ29252-91
Пипетки по ГОСТ 29169-91, исполнения1-2, класса 2, вместимостью 5, 10, 25 см3.
Холодильникпрямой воздушный.
Дефлегматор 250-19/26-29/32.
Автотрансформатор лабораторный типа ЛАТР-2.
Электроплитка с закрытой спиралью.
Палочка стеклянная.
Склянка изтемного стекла.
Йод, ч. д. а.
Соль динатриевая этилендиаминтетрауксусной кислоты(ди-Na-ЭДТА) по ГОСТ10652-73, раствор концентрации 0,01 моль/дм3.
Свинец II азотнокислый, х. ч., по ГОСТ4236-77 или ТУ 6-09-2008-77, или ОС.Ч. по ТУ 6-09-121-75.
Индикатор ксиленоловый оранжевый.
Уротропин технический по ГОСТ 1381-73 или другоймарки по физико-химическим показателям не ниже технического.
Кислота соляная, х. ч., по ГОСТ3118-77 или ос. ч. по ГОСТ 14261-77, раствор 0,1моль/дм3.
Бензин марки Нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505-80 или С3= 80/120, С2 = 80/120.
Вода дистиллированная рН 5,4-6,6.
Допускается применять реактивы квалификации не нижеуказанной в методе.
2.7.2. Подготовкак испытанию
2.7.2.1. Приготовление насыщенного раствора йода
В склянку с притертой пробкой из темного стеклапомещают 100 см3 бензина и добавляют (6,0±0,5) г кристаллическогойода, взвешенного с погрешностью, не более 0,1 г. Содержимое в склянкеперемешивают и ставят в темное место не менее чем за 24 ч до насыщения бензинайодом при температуре окружающей среды. Хранят не более 3 сут.
2.7.2.2. Приготовление раствора уротропина
Навеску уротропина массой (50,0±0,5) г растворяют в 70-80 см3дистиллированной воды в мерной колбе вместимостью 100 см3 и доводятобъем до метки.
(Измененная редакция, Изм.№ 11).
2.7.2.3. Приготовление 0,01 моль/дм3 раствораазотнокислого свинца
В мерную колбу вместимостью 1000 см3помещают (3,3±0,1) г азотнокислого свинца, добавляют 500 см3дистиллированной воды, тщательно перемешивают и доводят объем до метки.
2.7.2.4. Приготовление 0,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА
Навеску ди-Nа-ЭДТА массой (3,7±0,1) г растворяют в мерной колбе вместимостью 1000см3 в 400-500 см3 дистиллированной воды, перемешивают идоводят объем до метки.
2.7.2.5. Приготовление индикатора
Навеску индикатора ксиленолового оранжевого массой(1,0 + 0,1) г тщательно растирают не менее 10 мин в ступке с навескойазотнокислого калия массой (100,0±0,5) г до получения однородного цвета смеси ипереносят в склянку из темного стекла.
2.7.2.6. Приготовление 0,1-моль/дм3 раствора соляной кислоты
8 см3 концентрированной соляной кислотырастворяют в -500 см3 дистиллированной воды в мерной колбевместимостью 1000 см3 и доводят объем до метки.
2.7.2.7. Установление фактора (f)раствора ди-Nа-ЭДТА)
К 20 см3 0,01 моль/дм3раствора азотнокислого свинца добавляют 5 см3 0,1 моль/дм3раствора соляной кислоты, 2 см3 раствора уротропина и0,08÷0,10 г сухого смешанного индикатора до получения сиреневой окраскии титруют раствором ди-Nа-ЭДТА доперехода окраски в устойчивый желтый цвет.
Фактор раствора вычисляют по формуле

где 20 - объем раствора 0,01 моль/дм3азотнокислого свинца, см3;
V - объем раствора ди-Nа-ЭДТА, израсходованный на титрование, см3.
Фактор раствора fвычисляют как среднее арифметическое результатов трех определений величины V.
Притемпературе (20±0,5) °С определяют плотность испытуемого бензина в соответствиис ГОСТ3900-85.
2.7.3. Проведениеиспытания
В коническую колбу вместимостью 250 см3помещают 100 см3 дистиллированной воды и подогревают до температуры80-90°С.
Затем в горячую воду вносят пипеткой 10 см3испытуемого бензина и 10 см3 раствора йода.
Присоединяют к колбе обратный холодильник илидефлегматор и устанавливают на электроплитку с закрытой спиралью на асбестовуюпрокладку. Содержимое колбы кипятят до обесцвечивания раствора, не допускаябурного кипения, постоянно перемешивая.
После обесцвечивания анализируемого растворавыключают обогрев и через 1-2 мин снимают холодильник с колбы. Если в течение30-40 мин содержимое колбы не обесцвечивается полностью, допускаетсявыдерживать на плитке колбу (без холодильника), постоянно перемешивая, дополного удаления избытка йода.
В колбу с содержимым добавляют 5 см3 0,1моль/дм3 раствора соляной кислоты, 2 см3 растворауротропина и 0,08÷0,10 г сухого смешанного индикатора до получениясиреневой окраски, после чего титруют раствором ди-Nа-ЭДТА до перехода окраски в устойчивый желтый цвет.
Параллельно проводят контрольный опыт сдистиллированной водой.
2.7.4. Обработкарезультатов
Концентрацию свинца, г/дм3, вычисляют поформуле

где V1- объем 0,01 моль/дм3 раствора ди-Na-ЭДТА, израсходованного на титрование испытуемой пробы, см3;
V2 - объем 0,01моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА,израсходованного на титрование контрольного опыта, см3;
V - объем испытуемой пробыбензина, см3;
2,072 - масса свинца, эквивалентная 1 см30,01 моль/дм3 раствора ди-Nа-ЭДТА, мг;
f - фактор раствора ди-Nа-ЭДТА.
За результатизмерения принимают среднее арифметическое двух последовательных определений.
Содержание тетраэтилсвинца (ТЭС), г/кг, вычисляют поформуле

где С- концентрация свинца в бензине, г/дм3;
ρ - плотность бензина при 20 °С, г/см3;
1,561-коэффициент пересчета содержания свинца натетраэтилсвинец.
2.7.5. Точностьметода
Два результата определений, полученные однимисполнителем в одной лаборатории, признаются достоверными (с 95%-ной доверительнойвероятностью), если расхождение между ними не превышает значение 0,03 г/дм3(свинца).
Два результата испытаний, полученные в двух разныхлабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью),если расхождение между ними не превышает значения 0,05 г/дм3(свинца).
2.7-2.7.5. (Введеныдополнительно, Изм.№ 10).
3.1. Упаковку, маркировку, транспортирование ихранение авиационных бензинов производят по ГОСТ1510-84.
При хранении, транспортировании и обращении сэтилированными бензинами должны соблюдаться санитарные правила и инструкции,утвержденные Министерством здравоохранения СССР.
3.2. (Исключен,Изм. № 7).
4.1.Изготовитель гарантирует соответствие качества авиационных бензинов требованиямнастоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
4.2. Гарантийный срок хранения бензинов - пять летсо дня изготовления.
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерствомнефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
Т.X. Мелик-Ахназаров, канд. техн. наук; В.В. Булатников, канд. техн. наук; П.С. Дейнеко, канд. техн. наук; В.Е. Емельянов, канд. техн. наук(руководители темы); Е.А. Никитина,канд. техн. наук; С.А. Бнатов,канд. техн.- наук; И.X. Городничева
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПостановлениемГосударственного комитета СССР по стандартам от 06.01.72 № 19
3. ВЗАМЕН ГОСТ 1012-54
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта | Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 511-82 | 1.2.2а | ГОСТ 10652-73 | 2.7.1 |
ГОСТ 1381-73 | 2.7.1 | ГОСТ 11362-76 | 1.2 |
ГОСТ 1510-84 | 3.1 | ГОСТ 13210-72 | 1.2, примечание 12 |
ГОСТ 1567-83 | 1.2 | ГОСТ 14261-77 | 2.7.1 |
ГОСТ 1756-52 | 1.2 | ГОСТ 14710-78 | 1.3 |
ГОСТ 1770-74 | 2.7.1 | ГОСТ 18481-81 | 2,7.1 |
ГОСТ 2070-82 | 1.2 | ГОСТ 19121-73 | 1.2.11 |
ГОСТ 2177-82 | 1.2, примечание 6 | ГОСТ 20924-75 | 1.4 |
ГОСТ 2517-85 | 1б.2, 2.1 | ГОСТ 21261-91 | 1.2 |
ГОСТ 3118-77 | 2.7.1 | ГОСТ 24104-88 | 2.7.1 |
ГОСТ 3338-68 | 1.2 | ГОСТ 25336-82 | 2.7.1 |
ГОСТ 3900-85 | 1.2, 2.7.2 | ГОСТ 28498-90 | 2.7.1 |
ГОСТ 4236-77 | 2.7.1 | ГОСТ 28781-90 | 1.2, примечание 12 |
ГОСТ 5066-91 | 1.2 | ГОСТ 28782-90 | 2.4, 1.2 |
ГОСТ 5985-79 | 1.2, 2.3 | ГОСТ 29169-91 | 2.7.1 |
ГОСТ 6307-75 | 1.2 | ГОСТ 29252-91 | 2.7.1 |
ГОСТ 6321-92 | 1.2 | ТУ 6-09-121-75 | 2.7.1 |
ГОСТ 6667-75 | 1.2 | ТУ 6-09-2008-77 | 2.7.1 |
ГОСТ 6994-74 | 1.2 | | |
ГОСТ 7423-55 | 1.2 | | |
ГОСТ 8489-85 | 1.2 | | |
ГОСТ 8505-80 | 2.7.1 | | |
(Поправка. ИУС 1-2005)
5. Снято ограничение срокадействия стандарта Постановлением Госстандарта СССР от 18.07.91 № 1271
6. ПЕРЕИЗДАНИЕс Изменениями № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, утвержденными в ноябре 1976 г., феврале1984 г., сентябре 1989 г., декабре 1990 г., июле 1991 г. (ИУС 1-77, 7-82, 5-84,3-87, 1-90, 4-91, 10-91).