ГОСТ 305-82* «Топливо дизельное. Технические условия»
На главную
На главную

ГОСТ 305-82* «Топливо дизельное. Технические условия»

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов.

Обозначение: ГОСТ 305-82*
Название рус.: Топливо дизельное. Технические условия
Статус: действующий
Заменяет собой: ГОСТ 305-73 ГОСТ 4749-73 «Топливо для быстроходных дизелей»
Дата актуализации текста: 17.06.2011
Дата добавления в базу: 17.06.2011
Дата введения в действие: 01.01.1983
Разработан: Миннефтехимпром СССР
Утвержден: Госстандарт СССР (31.03.1982)
Опубликован: ИПК Издательство стандартов № 2001

ГОСТ 305-82

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ

ИПКИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

Технические условия

Diesel fuel.
Specifications

ГОСТ
305-82

Дата введения 01.01.83

Настоящий стандартраспространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинныхдвигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей игазовых конденсатов.

Топливо можетсодержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающейсреде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных ирастений.

(Измененная редакция, Изм. № 3, Изм.№ 6).

1. МАРКИ

1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три маркидизельного топлива:

Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающеговоздуха 0°С и выше;

З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающеговоздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) иминус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С);

А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуреокружающего воздуха минус 50°С и выше.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1.2. Исключен.

1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

Таблица1

Марка топлива

Код ОКП

Л

02 5131

З

02 5132

А

02 5133

(Измененнаяредакция. Изм.№ 6)

1.4. В условное обозначение топлива марки Л должнывходить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 - массоваядоля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.

Примеры условногообозначения

Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки40°С:

Топливо дизельноеЛ-0,2-40 ГОСТ 305-82

Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой застыванияминус 35°С:

Топливо дизельное3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

Топливо арктическое с массовой долей серы 0,2%:

Топливо дизельноеА-0,2 ГОСТ 305-82

(Измененнаяредакция. Изм.№ 6)

Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕТРЕБОВАНИЯ

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии стребованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленномпорядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должносоответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2.

Таблица2

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

Л

З

А

1. Цетановое число, не менее

45

45

45

По ГОСТ 3122 или ГОСТ Р 52709

2. Фракционный состав:

 

 

 

По ГОСТ 2177

50% перегоняется при температуре, °С, не выше

280

280

255

 

96% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше

360

340

330

 

3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт)

3,0-6,0

1,8-5,0

1,5-4,0

По ГОСТ 33

4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны:

 

 

 

По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта

умеренной

-10

-35

-

 

холодной

-

-45

-55

 

5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны.

 

 

 

По ГОСТ 5066 (второй метод)

умеренной

-5

-25

-

 

холодной

-

-35

-

 

6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле,  °С, не ниже:

 

 

 

По ГОСТ 6356

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

62

40

35

 

для дизелей общего назначения

40

35

30

 

7. Массовая доля серы, %, не более

 

 

 

По ГОСТ 19121

вида I

 

0,20

 

 

вида II

 

0,05

 

 

8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

0,01

0,01

0,01

По ГОСТ 17323

9. Содержание сероводорода

Отсутствие

По ГОСТ 17323

10. Испытание на медной пластинке

Выдерживает

По ГОСТ 6321

11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307

12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более

40

30

30

По ГОСТ 8489

13. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более

5

5

5

По ГОСТ 5985

14 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

6

6

6

По ГОСТ 2070

15. Зольность, %, не более

0,01

0,01

0,01

По ГОСТ 1461

16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более

0,20

0,30

0,30

По ГОСТ 19932

17. Коэффициент фильтруемости, не более

3

3

3

По ГОСТ 19006

18. Содержание механических примесей

Отсутствие

По ГОСТ 6370

19. Содержание воды

То же

По ГОСТ 2477

20. Плотность при 20°С, кг/м3, не более

860

840

830

По ГОСТ 3900

21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше, для климатической зоны:

 

 

 

По ГОСТ 22254

- умеренной

Минус 5

Минус 25

-

 

- холодной

-

Минус 35

Минус 45

 

_______________

* На территории РоссийскойФедерации действует ГОСТ Р 52709-2007«Топливо дизельное. Определение цетанового числа».

(Измененнаяредакция. Изм.№ 6)

Примечания:

1. Допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З стемпературой застывания минус 45 °С и цетановым числом не менее 40 только дляфедеральных государственных нужд по государственному оборонному заказупродукции.

2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованиюпотребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус40°С.

3. Дизельное топливо вида II с массовой долей серы не более 0,05%вырабатывается и поставляется до 31.12.2008, при этом смазывающая способность(скорректированный диаметр пятна износа при температуре 60 °С) по ГОСТР ИСО 12156-1 должна быть не более 460 мкм.

Допускается выпуск дизельного топлива вида I, используемого длясельскохозяйственной и внедорожной техники, до 03.09.2011.

4. Исключен.

5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинскихнефтей, допускается зольность не более 0,02% (кроме топлив, предназначенных длягазовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см3топлива.

6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускаетсяувеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на100 см3 топлива.

7. Исключен.

8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применениетоплива марки Л с температурой застывания не выше 0°С (без определениятемпературы помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топливавысшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на местеприменения топлива) не ниже 5°С.

9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а такжеиз смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма поплотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок З и А - не более860 кг/м3.

10. Исключен.

11. Исключен.

(Измененнаяредакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5, Изм.№ 6).

(Поправка. ИУС 10-2007)

2.3. Дизельноетопливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) ивещества-метки.

(Введендополнительно. Изм.№ 6)

2.4. Дизельноетопливо не должно содержать металлосодержащие присадки.

(Введендополнительно. Изм.№ 6)

3. ТРЕБОВАНИЯБЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Дизельное топливопредставляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров исмеси с воздухом составляет 2-3% (по объему). Температура самовоспламенениятоплива марки Л - 300°С, марки З - 310°С, марки А - 330°С; температурныепределы воспламенения для марок:

Л - нижний 69°С, верхний119°С;

З          »                 62°С,                 »                      105°С;

А         »                 57°С,                 »                      100°С.

Температура вспышкидля марок: Л - выше 40°С, З - выше 30°С, А - выше 30°С - топлив для дизелейобщего назначения и соответственно: Л - выше 61°С, З - выше 40°С, А - выше 35°С- топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.

Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны300 мг/м3. Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам4-го класса опасности. Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключенияпопадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны бытьгерметизированы.

3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топливазапрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть вовзрывобезопасном исполнении.

3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты,дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средствапожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ,состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, месторазлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке месторазлива засыпать песком с последующим его удалением.

3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессетранспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальныесредства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетомСССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а такжетрубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партиейсчитают любое количество однородного по своим показателям качества топлива,сопровождаемое паспортом.

Паспортпродукции, оформляемый изготовителем или продавцом (на предприятиях,осуществляющих хранение готовой к реализации продукции), должен содержать:наименование и марку продукции; сведения об изготовителе (продавце), включаяего адрес; нормативные значения характеристик, установленные настоящимстандартом; фактические значения этих характеристик, определенные порезультатам испытаний; дату отбора проб; номер партии (резервуара, из которогоотобрана данная проба); дату изготовления; дату проведения анализа, а такжесведения о наличии (наименование и содержание) или отсутствии в дизельномтопливе присадок. Паспорт должен быть подписан руководителем предприятия-изготовителяили уполномоченным им лицом и заверен печатью.

При реализациипродукции продавец по требованию покупателя обязан предоставить ему паспортпродукции, а также другие документы, содержащие:

наименованиепродукции и ее целевое назначение;

информацию одокументах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция;

наименованиеизготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименованиеи местонахождение (адрес, телефон) продавца;

номер партиипродукции, поставленной для реализации;

массу неттопродукции в таре;

сведения оналичии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных впродукцию, или об отсутствии присадок;

знаки опасностипродукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации вобласти пожарной, экологической, а также биологической безопасности;

сведения осертификате соответствия или декларации о соответствии;

сведения побезопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизациипродукции.

Изготовитель (продавец) дизельного топлива,поступающего на реализацию, обязан в информационных материалах, размещенных вдоступных для потребителя местах, указывать наименование и марку продукции,экологический класс автомобильной техники, для которой дизельное топливорекомендовано.

(Измененнаяредакция. Изм.№ 6)

4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517 .

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы поодному из показателей, по нему проводят повторные испытания вновь отобраннойпробы от удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний распространяются навсю партию.

4.4. Исключен.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517 . Массаобъединенной пробы - 2 дм3 топлива.

5.2. Температуру застывания дизельного топливаопределяют по ГОСТ 20287 безпредварительного и последующего подогрева топлива до 50°С.

5.3. Метод определения фракционного состава по ГОСТ Р 52709 является арбитражным.

(Введен дополнительно. Изм. № 6 )

6. УПАКОВКА,МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

6.1. Упаковка, маркировка, хранение итранспортирование дизельного топлива - по ГОСТ 1510 .

 (Измененная редакция, Изм. № 4,Изм.№ 6).

7. ГАРАНТИИИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топливатребованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования ихранения.

7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дняизготовления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерствомнефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Т.Х. Мелик-Ахиазаров, Е.М. Серегин,Б.А. Энглин, B.C. Азев, О.П. Наметит, Т.Н. Митусова, А.А. Кукушкин,С.А. Бнатов, Ф.В. Туровский

2. УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартамот 31 марта 1982 г. № 1386

3. ВЗАМЕН ГОСТ305-73 и ГОСТ 4749-73

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 33-2000

2.2

ГОСТ 1461-75

2.2

ГОСТ 1510-84

6.1

ГОСТ 2070-82

2.2

ГОСТ 2177-99

2.2

ГОСТ 2477-65

2.2

ГОСТ 2517-85

4.2, 5.1

ГОСТ 2667-82

2.2

ГОСТ 3122-67

2.2

ГОСТ 3900-85

2.2

ГОСТ 5066-91

2.2

ГОСТ 5985-79

2.2

ГОСТ 6307-75

2.2

ГОСТ 6321-92

2.2

ГОСТ 6356-75

2.2

ГОСТ 6370-83

2.2

ГОСТ 8489-85

2.2

ГОСТ 16350-80

2.2

ГОСТ 17323-71

2.2

ГОСТ 19006-73

2.2

ГОСТ 19121-73

2.2

ГОСТ 19932-99

2.2

ГОСТ 20287-91

2.2, 5.2

ГОСТ 22254-92

2.2

ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006

2.2

ГОСТ Р 52709-2007

2.2, 5.3

(Измененнаяредакция. Изм.№ 6)

5.Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Советапо стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6.ИЗДАНИЕ (сентябрь 2001 г.) с Изменениями №1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83,11-87, 11-89, 4-90, 11-90)

СОДЕРЖАНИЕ

 

3 024
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки