ГОСТ 183-74** «Машины электрические вращающиеся. Общие технические требования. Общие технические условия» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Сфера
Новатика - обучение для СОТ

ГОСТ 183-74** «Машины электрические вращающиеся. Общие технические требования. Общие технические условия»

Настоящий стандарт распространяется на вращающиеся электрические машины постоянного и переменного тока без ограничения мощности, напряжения и частоты, изготовляемые для нужд народного хозяйства.

Обозначение: ГОСТ 183-74**
Название рус.: Машины электрические вращающиеся. Общие технические требования. Общие технические условия
Статус: действующий
Заменяет собой: ГОСТ 183-66
Дата актуализации текста: 01.01.2009
Дата добавления в базу: 10.11.2009
Дата введения в действие: 01.01.1976
Разработан: НИПТИЭМ
Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро крупных электрических машин
Утвержден: Госстандарт СССР (27.12.1974)
Опубликован: Издательство стандартов № 1982

Государственныйстандарт Союза ССР

Машины электрические вращающиеся.

Общие технические условия

ГОСТ 183-74

Содержание

Государственный стандарт СоюзаССР

Машины электрические вращающиеся.

Общие технические условия

Rotating electrical machinery.
General specifications

ГОСТ 183-74

Взамен
ГОСТ 183-66

ПостановлениемГосударственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 27 декабря 1974г. № 2822 срок действия установлен

с 1 января 1976 г.
до 1 января 1982 г.

Настоящий стандарт распространяется навращающиеся электрические машины постоянного и переменного тока без ограничениямощности, напряжения и частоты, изготовляемые для нужд народного хозяйства.

(Поправка).

Стандарт нераспространяется на электрические машины, предназначенные для применения вбортовых системах подвижных средств наземного, водного и воздушного транспорта.

Стандарт полностьюсоответствует СТ СЭВ 1346-78.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

В стандарте учтенытребования Публикации 34-1 МЭК (1969 г.)

1. Технические требования

1.1. Электрическиемашины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта,стандартов или технических условий на конкретные виды электрических машин порабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

1.2. Номинальныеданные электрических машин, характеризующие работу машины, следует относить кработе машины на высоте до 1000 м над уровнем моря, температуре газообразнойохлаждающей среды 40°С и охлаждающей воды 30°С, если в стандартах илитехнических условиях не установлена другая температура охлаждающей воды, но неболее 33°С.

При работе машин вусловиях, отличающихся от указанных, номинальные данные машин должны бытьизменены так, чтобы машины соответствовали требованиям п. 1.14.

Нижний пределтемпературы охлаждающей среды должен быть указан в стандартах или техническихусловиях на конкретные виды машин.

Номинальные значенияклиматических факторов внешней среды по ГОСТ15543-70, климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ15150-69 и группа условий эксплуатации по ГОСТ17516-72 электрических машин должны быть указаны в стандартах илитехнических условиях на конкретные виды машин.

1.3. Исполнениеэлектрических машин по стойкости изоляции к воздействию окружающей среды,способы охлаждения и перечень основных деталей и сборочных единиц (для машинмассового производства), которые должны быть взаимозаменяемыми, должны бытьуказаны в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

Степень защитыэлектрических машин напряжением до 1000 В - по ГОСТ17494-72.

Форма исполненияэлектрических машин - по ГОСТ2479-79.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

1.4. Номинальный режимработы электрических машин должен соответствовать одному из следующих.

Продолжительному:условное обозначение режима S1 (черт. 1).

 

 

Кратковременному сдлительностью периода неизменной номинальной нагрузки 10, 30, 60 и 90 мин (еслив стандартах или технических условиях не установлена иная); условноеобозначение режима S2 (черт. 2).

 

 

Повторно-кратковременномус продолжительностью включения (ПВ) 15, 25, 40 и 60%; продолжительность одногоцикла принимают равной 10 мин (если в стандартах или технических условиях неустановлена иная); условное обозначение режима S3 (черт. 3).

 

 

Повторно-кратковременномус частыми пусками с продолжительностью включения (ПВ) 15, 25, 40 и 60%; числомвключений в час 30, 60, 120 и 240 (если в стандартах или технических условияхне установлено иное) при коэффициенте инерции F1 1,2; 1,6; 2,0; 2,5; 4,0; 6,3 и10,0; условное обозначение режима S4 (черт. 4).

 

 

Повторно-кратковременномус частыми пусками и электрическим торможением с продолжительностью включения(ПВ) 15, 25, 40 и 60% числом включений в час 30, 60, 120 и 240 (если встандартах или технических условиях не установлено иное) при коэффициентеинерции F1 1,2; 1,6; 2,0; 2,5 и 4,0; условное обозначение режима S5 (черт. 5).

 

 

Перемежающемуся спродолжительностью нагрузки (НП) 15, 25, 40 и 60%; продолжительность одногоцикла принимают равной 10 мин (если в стандартах или технических условиях неустановлена иная); условное обозначение режима S6 (черт. 6).

 

 

Перемежающемуся счастыми реверсами при электрическом торможении с числом реверсов в час 30, 60,120 и 240 (если в стандартах или технических условиях не установлено иное) прикоэффициенте инерции F1 1,2; 1,6; 2,0; 2,5 и 4,0; условное обозначение режимаS7 (черт. 7).

 

 

Перемежающемуся сдвумя или более частотами вращения с числом циклов в час 30, 60, 120 и 240 (еслив стандартах или технических условиях не установлено иное) при коэффициентеинерции F1 1,2; 1,6; 2,0; 2,5 и 4,0; условное обозначение режима S8 (черт. 8).

 

 

Продолжительностьнагрузки на каждой из частот вращения устанавливается по согласованию между потребителеми изготовителем.

Допускаются другиеноминальные режимы работы или использование электрических машин в несколькихрежимах работы, что должно устанавливаться в стандартах или техническихусловиях на отдельные виды машин.

1.5. Генераторыпостоянного тока и синхронные компенсаторы при номинальной частоте вращения, агенераторы переменного тока, кроме того, и при номинальном коэффициентемощности должны развивать номинальную мощность при отклонениях напряжения отноминального на ± 5%. Мощность генераторов и синхронных компенсаторов приотклонениях напряжения от номинального значения более чем на ± 5% (но не болеечем на ± 10%) должна быть по требованию потребителя указанапредприятием-изготовителем.

Двигатели должнысохранять номинальную мощность (в технически обоснованных случаях - номинальныймомент) при отклонениях напряжения сети от номинального значения в пределах -от минус 5 до плюс 10%.

Генераторы и двигателипеременного тока должны сохранять номинальную мощность при отклонениях частотыпеременного тока на ± 2,5% номинального значения.

Двигатели переменноготока при одновременном отклонении напряжения и частоты переменного тока отноминальных значений должны сохранять номинальную мощность, если суммаабсолютных процентных значений этих отклонений не превосходит 10% и каждое изотклонений не превышает нормы.

Превышения температурыактивных частей машин, кроме турбо- и гидрогенераторов, возникающие привышеуказанных отклонениях напряжения и частоты переменного тока от номинальныхзначений, при условии непрерывной работы, могут быть выше значений, указанных втабл. 1, но не более чем на:

10°С - для машинмощностью до 1000 кВт (кВ ´А);

5°С - для машинмощностью свыше 1000 кВт (кВ ´А).

1.6. Электрическиемашины должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать следующиеперегрузки по току:

машины постоянноготока (кроме возбудителей с отношением предельного напряжения к номинальномунапряжению возбуждения более 1,6) и коллекторные машины переменного тока -перегрузку по току на 50% в течение 1 мин; по согласованию с потребителемдопускается изготовление машин с большей перегрузкой по току;

возбудители сотношением предельного напряжения к номинальному напряжению возбуждения более1,6 - перегрузку по току на 100% (от номинального тока возбуждения возбуждаемоймашины) в течение 1 мин; при использовании данного типа возбудителя длянескольких типов машин с различными токами возбуждения за номинальный токвозбуждения принимают наибольший из этих токов;

бесколлекторные машиныпеременного тока мощностью 0,55 кВт и выше, кроме машин с непосредственнымохлаждением обмоток, - перегрузку по току на 50% в течение 2 мин;

бесколлекторные машиныпеременного тока с непосредственным охлаждением обмоток - перегрузку по току на50% в течение 1 мин;

турбо- игидрогенераторы с косвенным охлаждением обмоток статора - перегрузку по току на50% в течение 2 мин;

турбо- игидрогенераторы с непосредственным охлаждением обмотки статора - перегрузку потоку на 50% в течение 1 мин;

двигатели малоймощности - по ГОСТ 16264-78.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

1.7. Все электрическиемашины должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать в течение 2мин следующее повышение частоты вращения:

двигатели споследовательным возбуждением постоянного и переменного тока - на 20% сверхнаибольшей, указанной на табличке двигателя, но не менее чем на 50%номинальной;

двигатели срегулировкой частоты вращения - на 20% сверх наибольшей, указанной на табличкедвигателя;

гидрогенераторы - по ГОСТ5616-72;

двигатели постоянноготока металлургические и крановые - по ГОСТ 184-71;

двигатели трехфазныеасинхронные крановые и металлургические - по ГОСТ 185-70;

остальныеэлектрические машины - на 20% сверх номинальной.

1.8. Уровень шумаэлектрических машин мощностью до 1000 кВт (кВ ´А) и частотой вращения до 4000 об/мин - по ГОСТ 16372-70.

Уровень шумаэлектрических машин мощностью свыше 1000 кВт, а также машин с частотой вращениясвыше 4000 об/мин должен быть указан в стандартах или технических условиях наконкретные виды машин.

1.9. Норма собственнойвибрации электрических машин массой от 0,25 до 2000 кг и с частотой вращения от600 до 12000 об/мин - по ГОСТ 16921-71.

Норма собственнойвибрации электрических машин массой свыше 2000 кг, а также машин с частотойвращения менее 600 и свыше 12000 об/мин должна быть указана в стандартах илитехнических условиях на конкретные виды машин.

1.10. Индустриальныерадиопомехи, создаваемые электрическими машинами, должны быть указаны встандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

1.11. Предельныедопускаемые превышения температуры частей электрических машин, предназначенныхдля продолжительного, повторно-кратковременных и перемежающихся номинальныхрежимов работы, должны соответствовать значениям, указанным в пп. 1.12 и 1.14.

Предельные допускаемыепревышения температуры частей электрических машин, предназначенных для кратковременногономинального режима работы (к концу рабочего периода), а также дляэлектрических машин с ограниченным сроком службы, должны быть указаны встандартах или технических условиях на отдельные виды машин. Для электрическихмашин, предназначенных для кратковременного номинального режима работы, длякоторых нет таких указаний, допускаемые превышения температуры могут быть вышезначений, указанных в табл. 1, на 10°С.

Скорость нарастаниятемпературы обмоток машин, если это необходимо, должна быть указана встандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

1.12.Предельные допускаемые превышения температуры частей электрических машин притемпературе газообразной охлаждаю щей среды 40°С и высоте над уровнем моря неболее 1000 м, если они не указаны в стандартах или технических условиях наконкретные виды машин, должны соответствовать значениям, указанным в табл. 1.

Для обмоток статора машинпеременного тока с воздушным охлаждением на номинальное напряжение свыше 11000В предельные допускаемые превышения температуры должны быть снижены на каждые1000 В (или на какую-то часть от 1000 В) на:

1,5°С - свыше 11000 Впри измерении термометром;

1°С - свыше 11000 до17000 В при измерении температурным индикатором;

0,5°С дополнительно -свыше 17000 В при измерении температурным индикатором.

Для турбогенераторов скосвенным охлаждением обмоток на номинальные напряжения свыше 11000 до 17000 Впредельные допускаемые превышения температуры при измерении термометром илитемпературным индикатором должны быть снижены для напряжений:

сверх 11000 В - на 1°Сна каждые 1000 В (полные или неполные);

сверх 17000 В -соответственно на 0,5°С.

Указанный в п. 10 табл. 1 класс изоляционного материалаотносится к изоляции коллектора или контактных колец или же к изоляцииприсоединенных к ним обмоток, если класс изоляции последних ниже классаизоляции коллектора или контактных колец.

 


Таблица 1

Части электрических машин

Изоляционный материал классов по ГОСТ 8865-70

А

Е

В

F

Н

Предельные длительно допускаемые превышения температуры в °С при измерении

мето­дом термо­метра

мето­дом соп­ротив­ления

методом темпера­турных индика­торов, уложен­ных в паз

мето­дом тер­мо­метра

мето­дом сопро­тивле­ния

методом темпера­турных индика­торов, уложен­ных в паз

мето­дом тер­моме­тра

методом сопро­тивле­ния

методом темпера­турных индика­торов, уложен­ных в паз

мето­дом термо­метра

методом сопро­тивле­ния

методом темпе­ратур­ных индика­торов, уложенных  в паз

мето­дом термо­метра

мето­дом соп­роти­вления

методом темпера­турных индика­торов, уложен­ных в паз

1. Обмотки переменного тока машин мощностью 5000 кВ ´ А и выше или с длиной сердечника 1 м и более

-

60

60

-

70

70

-

80

80

-

100

100

-

125

125

2. Обмотки:

50

60

-

65

75

-

70

80

-

85

100

-

105

125

-

а) обмотки переменного тока машин мощностью менее 5000 кВ ´ А или с длиной сердечника менее 1 м;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) обмотки возбуждения машин постоянного и переменного тока с возбуждением постоянным током, кроме указанных в подпунктах 3, 4, 5 настоящей таблицы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) якорные обмотки, соединенные с коллектором

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Обмотки возбуждения не явно полюсных машин с возбуждением постоянным током

-

-

-

-

-

-

-

90

-

-

110

-

-

135

-

4. Однорядные обмотки возбуждения с оголенными поверхностями

65

65

-

80

80

-

90

90

-

110

110

-

135

135

-

5. Обмотки возбуждения малого сопротивления, имеющие несколько слоев и компенсационные обмотки

60

60

-

75

75

-

80

80

-

100

100

-

125

125

-

6. Изолированные обмотки, непрерывно замкнутые на себя

60

-

-

75

-

-

80

-

-

100

-

-

125

-

-

7. Неизолированные обмотки непрерывно замкнутые на себя

Превышение температуры этих частей не должно достигать значений, которые создавали бы опасность повреждения самих элементов и соседних частей.

8. Сердечники и другие стальные части, не соприкасающиеся с изолированными обмотками

Превышение температуры этих частей не должно достигать значений, которые создавали бы опасность повреждения самих элементов и соседних частей.

9. Сердечники и другие стальные части, соприкасающиеся с изолированными обмотками

60

-

60

75

-

75

80

-

80

100

-

100

125

-

125

10. Коллекторы и контактные кольца, незащищенные и защищенные

60

-

-

70

-

-

80

-

-

90

-

-

100

-

-

 

Примечания:

1.Для стержневых обмоток ротора асинхронных машин допускается по согласованию сзаказчиком иметь превышения температуры по п. 4.

2.Превышения температуры, указанные в п. 9, не должны превосходить допускаемыезначения для соприкасающихся обмоток.

 


Допускаемые превышениятемпературы коллекторов и контактных колец могут превосходить значения,указанные в п. 10 табл. 1, если:

превышения температурыизоляционных материалов коллектора и контактных колец и связанных с нимиобмоток не будут превосходить значений, указанных в п. 2в и 4б табл. 1 дляматериалов соответствующих классов;

повышение температурыне ухудшит коммутацию;

температура не будетдостигать значений, опасных для паек соединений;

при изоляции классов Fи Н применяется материал, сохраняющий твердость при повышенной рабочей и технологическойтемпературе.

Предпочтительнымметодом измерения превышения температуры обмоток, за исключением обмоток,указанных в п. 1 табл. 1, является методсопротивления, а для обмоток, указанных в п. 1 табл. 1, - метод температурныхиндикаторов.

Если в дополнение кзначениям, полученным по методу сопротивления или температурных индикаторовпроводится отсчет по методу термометра, то превышения температуры, измеренные внаиболее нагретой доступной точке, не должны превышать:

 

65°С - для изоляциикласса А;

80°С - для изоляциикласса Е;

90°С - для изоляциикласса В;

110°C - для изоляциикласса F;

135°С - для изоляциикласса Н.

 

Предельные допускаемыепревышения температуры для обмоток электрических машин с непосредственнымохлаждением жидкостью устанавливаются в стандартах или технических условиях наэти машины.

1.13. Предельнаядопускаемая температура для какой-либо части электрической машины определяетсясуммой превышения температуры, взятой из табл. 1, и температурой 40°С(предельно допускаемой температурой газообразной охлаждающей среды, принятойпри составлении табл. 1).

1.14.Предельные допускаемые превышения температуры частей электрических машин притемпературе газообразной охлаждающей среды, отличающейся от 40°С, и на высотенад уровнем моря более 1000 м должны быть следующими:

а) при температурегазообразной охлаждающей среды выше 40°С (но не более 60°С) предельныедопускаемые превышения температуры, указанные в табл.1, уменьшаются для всех классов изоляционных материалов на разность междутемпературой охлаждающей среды и температурой 40°С; при температуре охлаждающейсреды выше 60°С допускаемые превышения температуры устанавливаются посогласованию с предприятием-изготовителем;

б) при температурегазообразной охлаждающей среды менее 40°С предельные допускаемые превышениятемпературы, указанные в табл. 1, для всехклассов изоляционных материалов могут быть увеличены на разность междутемпературой охлаждающей среды и температурой 40°С, но не более чем на 10°С длявсех электрических машин, за исключением турбогенераторов, гидрогенераторов исинхронных компенсаторов, для которых эти величины должны быть указаны встандартах или технических условиях на эти машины. Допускаемые нагрузки машин,соответствующие этим измененным предельным допускаемым превышениям температуры,должны сообщаться предприятием-изготовителем;

в) предельныедопускаемые превышения температуры электрических машин, предназначенных дляустановки на высоте над уровнем моря более 1000 м (но не более 4000 м), приизмерении температуры на высоте до 1000 м должны быть уменьшены на 1% отуказанных в табл. 1 на каждые 100 м сверх1000 м для изоляционных материалов всех классов при условии, что температураохлаждающей среды не выше 40°С.

Номинальные данныеэлектрических машин могут быть сохранены, если превышению высоты местаустановки машины сверх 1000 м над уровнем моря будет соответствовать снижениетемпературы газообразной охлаждающей среды. При этом каждым 100 м превышениявысоты места установки машины над высотой 1000 м должно соответствоватьснижение температуры газообразной охлаждающей среды не менее чем на 1%предельных допускаемых превышений температуры, указанных в табл. 1;

г) предельнодопускаемые превышения температуры электрических машин, предназначенных дляустановки на высоте над уровнем моря более 1000 м (но не более 4000 м) итемпературе охлаждающей газообразной среды, отличающейся от 40°С, должны бытьскорректированы в соответствии с п. 1.14 а, б, в одновременно.

 

Примечание. Если абсолютное давление в охлаждающейсистеме машины, соответствующее высоте над уровнем моря до 1000 м,поддерживается постоянным независимо от высоты установки машины над уровнемморя, то вводить поправку в допускаемые превышения температуры в связи сизменением высоты установки электрической машины над уровнем моря не требуется.

 

1.15. Температураподшипников не должна превышать следующих предельно допускаемых значений:

80°С - для подшипниковскольжения (температура масла при этом не должна быть более 65°С);

100°C - дляподшипников качения.

Более высокаятемпература допускается, если применены специальные подшипники качения илиспециальные сорта масел при соответствующих материалах вкладышей дляподшипников скольжения, что должно быть указано в стандартах или техническихусловиях на данный вид машины.

1.16. Каждаяэлектрическая машина должна выдерживать без повреждения изоляции:

испытаниеэлектрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса машины и междуобмотками;

испытаниеэлектрической прочности междувитковой изоляции обмоток.

Если электрическуюмашину испытывают на нагревание, то испытание электрической прочности изоляцииследует проводить непосредственно вслед за испытанием на нагревание.

1.17. Изоляция обмотокотносительно корпуса машины и между обмотками должна выдерживать безповреждения в течение 1 мин испытательное напряжение частоты 50 Гц, практическисинусоидальное, указанное в табл. 2.

Полностью собраннаяобмотка машины, выдержавшая это испытание, повторному испытанию при этомнапряжении не подвергается.

По согласованию спотребителем для машин мощностью 1000 кВт (1000 кВ ´А) и выше напряжением 3000 В и выше допускается дополнительное испытаниеизоляции выпрямленным напряжением, равным 1,6 эффективного значения переменногонапряжения, указанного в табл. 2.

Изоляция обмотокотносительно корпуса и между обмотками (фазами) у электрических машин,уложенных полностью или частично на месте установки, должна выдерживать в течение1 мин испытательное напряжение, равное 100% испытательного напряжения,указанного в табл. 2.

Все электрическиемашины, независимо от того, подвергалась ли на предприятии-изготовителе ихизоляция испытанию напряжением, указанным в табл. 2, в собранном виде илиотдельными частями, должны в собранном виде (после их установки перед сдачей вэксплуатацию) выдерживать в течение 1 мин испытание изоляции напряжением,равным 80% испытательного напряжения, указанного в табл. 2. Это испытание наместе установки является обязательным для турбогенераторов, гидрогенераторов исинхронных компенсаторов; для остальных машин такое испытание проводят поусмотрению потребителя.

Эти испытания могут непроводиться, если полностью или частично уложенные на месте установки машиныбыли испытаны 100% испытательным напряжением, указанным в табл. 2, послеустановки их на фундамент.

Таблица 2

 

Электрическая машина или ее части

Испытательное напряжение (действующее значение)

1.

Машины мощностью менее 1 кВт (или 1 кВ ´ А) на номинальное напряжение ниже 100 В за исключением указанных в пп. 4 - 8 настоящей таблицы

500 В плюс двукратное номинальное напряжение

2.

Машины мощностью от 1 кВт (или 1 кВ ´ А) и выше на номинальное напряжение ниже 100 В (за исключением указанных в п. 4)

1000 В плюс двукратное номинальное напряжение

3.

Машины:

 

 

а) мощностью до 1000 кВт (или 1000 кВ ´ А) за исключением перечисленных в пп. 1, 2 и 4 - 8

1000 В плюс двукратное номинальное напряжение, но не менее 1500 В

 

б) мощностью от 1000 кВт (или 1000 кВ ´ А) и выше, за исключением указанных в пп. 4 - 8 на номинальное напряжение:

1000 В плюс двукратное номинальное напряжение

 

до 3300 В вкл.

 

 

св. 3300 до 6600 В вкл.

2,5-кратное номинальное напряжение

 

св. 6600 до 17000 В вкл.

3000 В плюс двукратное номинальное напряжение

 

св. 17000 В

по согласованию между изготовителем и потребителем

4.

Обмотки возбуждения машин постоянного тока с независимым возбуждением

1000 В плюс двукратное номинальное напряжение возбуждения, но не менее 1500 В

5.

Обмотки возбуждения синхронных машин:

 

 

а) генераторы, двигатели и компенсаторы, пускаемые специальными пусковыми двигателями

Десятикратное номинальное напряжение возбуждения электрической машины, но не менее 1500 В и не более 3500 В

 

б) машин, предназначенных для непосредственного пуска с обмоткой возбуждения, замкнутой на сопротивление, не превышающее десятикратное сопротивление обмотки возбуждения при постоянном токе, или на источник своего питания

Десятикратное номинальное напряжение возбуждения электрической машины, но не менее 1500 В и не более 3500 В

 

в) машин, предназначенных для пуска с обмоткой возбуждения замкнутой на сопротивление, значение которого равно или более десятикратного сопротивления обмотки или с разомкнутой обмоткой возбуждения независимо от того, секционирована она или нет

1000 В плюс двукратное максимальное действующее значение напряжения, которое можно получить при данных пусковых условиях между выводами обмотки возбуждения (между выводами любой секции), но не менее 1500 В (см. примечание 3) .

6.

Вторичные обмотки асинхронных двигателей, не находящиеся непрерывно в короткозамкнутом состоянии:

 

 

а) для двигателей, допускающих торможение противовключением

1000 В плюс четырехкратное номинальное напряжение вторичной обмотки

 

б) для двигателей, не предназначенных для торможения противовключением

1000 В плюс двукратное номинальное напряжение вторичной обмотки

7.

Возбудители (за исключением указанных ниже). Возбудители для синхронных двигателей (к ним относятся и синхронизированные асинхронные двигатели), если во время пуска они заземлены или отключены от обмоток возбуждения. Обмотки возбуждения возбудителей с независимым возбуждением

Как для обмоток, к которым присоединяются возбудители. 1000 В плюс двукратное номинальное напряжение возбудителя, но не менее 1500 В

8.

Собранные в группы электрические машины и аппараты

Если испытанию подвергается группа, собранная из нескольких новых только что установленных и соединенных вместе электрических машин и аппаратов, из которых каждая машина и каждый аппарат проходили испытания на электрическую прочность, то испытательное напряжение не должно превышать 85% испытательного напряжения той машины (или того аппарата), у которой (которого) это напряжение наименьшее

 

Примечания:

1.Испытательное напряжение для машин с разными уровнями изоляции определяется посогласованию между изготовителем и потребителем.

2.Для двухфазных обмоток, имеющих общий вывод, номинальное напряжение, покоторому определяется испытательное напряжение, следует брать равным 1,4напряжения отдельной фазы.

3.Напряжение, получаемое при пусковых условиях между выводами обмоток возбужденияили между выводами секций, можно измерить при пониженном напряжении питания.Измеренное таким образом напряжение следует умножить на отношение напряжения,полученное при пусковых условиях к пониженному напряжению питания.

4.Для обмоток одной или нескольких машин, которые связаны электрически,рассматриваемое напряжение - это максимальное напряжение по отношению к земле.

 

По согласованию спотребителем допускается дополнительное испытание выпрямленным напряжением,равным 1,28 эффективного значения переменного напряжения, указанного в табл. 2.

Испытаниям повышеннымнапряжением должна предшествовать проверка сопротивления изоляции обмоток исушка, если это необходимо.

Для машин мощностью до16 кВт включительно на номинальные напряжения до 660 В при массовом выпуске наконвейере при приемо-сдаточных испытаниях допускается заменять вышеуказанноеиспытание испытанием в течение 1 с при напряжении, повышенном на 20% противуказанного в табл. 2.

1.18. Изоляция обмоткимежду смежными ее витками должна выдерживать в течение 3 мин испытаниеповышенным напряжением. Это испытание проводят при холостом ходе электрическоймашины путем повышения подводимого (при испытании в режиме электродвигателя)или генерируемого (при испытании в режиме генератора) напряжения на 30% сверхноминального напряжения.

Для электрическихмашин, у которых при напряжении 1,3 номинального ток холостого хода можетпревышать номинальный, длительность испытаний может быть сокращена до 1 мин.

Для гидрогенераторовизоляция обмотки между смежными ее витками должна выдерживать повышениенапряжения на 50% сверх номинального напряжения гидрогенератора в течение 5мин.

Для турбогенераторовизоляция обмотки между смежными ее витками должна выдерживать повышениенапряжения на 30% сверх номинального напряжения турбогенератора в течение 5мин.

Для синхронных машин(кроме турбогенераторов и гидрогенераторов), у которых при номинальном токевозбуждения напряжение холостого хода превышает номинальное напряжение машиныболее чем на 30%, испытание проводят при напряжении холостого хода,соответствующем номинальному току возбуждения.

Для электрическихмашин постоянного тока с числом полюсов более четырех повышение напряжения прииспытании не должно быть больше значения, при котором среднее напряжение междусмежными коллекторными пластинами получается равным 24 В.

Для возбудителей,рассчитанных на форсировку возбуждения, при которой напряжение возбудителяпревосходит номинальное напряжение более чем на 30%, испытание проводят припредельном напряжении форсировки в течение 1 мин.

Для трехфазныхасинхронных двигателей с фазным ротором испытание обмотки ротора следуетпроводить при неподвижном и разомкнутом роторе.

При повышениинапряжения на 30 и 50% допускается одновременное повышение частоты переменноготока, если испытание проводят на вращающейся электрической машине, то повышениечастоты не должно быть более 15%.

Для машин смноговитковыми секциями с номинальным напряжением до 660 В включительнодопускается применение устройств, основанных на принципе использования высокойили повышенной частоты.

1.19. Сопротивлениеизоляции обмоток электрической машины относительно корпуса и между обмоткамидолжно устанавливаться в стандартах или технических условиях на конкретные видымашин.

1.20. Допускаемыеотклонения от номинальных значений показателей, установленных в настоящемстандарте и в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин,должны соответствовать значениям, указанным в табл.3, если в стандартах или технических условиях на отдельные виды машин неустановлены более высокие требования к допускаемым отклонениям.

В тех случаях, когда втабл. 3 допускаемые отклонения указаны с одним знаком (только с плюсом илитолько с минусом), отклонение в противоположную сторону не ограничивается.

Таблица 3

 

Показатели

Допускаемые отклонения

1.

Коэффициент полезного действия (h) *

 

 

Определенный методом отдельных потерь:

 

 

для машин мощностью до 50 кВт вкл.

-0,15 (1 - h)

 

для машин мощностью свыше 50 кВт

-0,10 (1 - h)

 

Определенный методом непосредственной нагрузки

-0,15 (1 - h)

2.

Общие потери для машин мощностью свыше 50 кВт

+ 10% от полных потерь

3.

Коэффициент мощности (cos j) асинхронных двигателей **

1, но не менее 0,02 и не более 0,07 по абсолютной величине

4

Реактивная мощность асинхронных компенсаторов при токе возбуждения равном нулю

-10%

5.

Частота вращения двигателей постоянного тока (при номинальной нагрузке и рабочей температуре):

 

 

а) с параллельным и независимым возбуждением

При отношении номинальной мощности (Вт) к номинальной частоте вращения (об/мин):

 

 

менее 0,67             ± 15%

 

 

от 0,67 до 2,5          ± 10%

 

 

от 2,5 до 10             ± 7,5%

 

 

10 и более              ± 5%

 

б) с последовательным возбуждением, включая исполнение с небольшой параллельной стабилизирующей обмоткой

При отношении номинальной мощности (Вт) к номинальной частоте вращения (об/мин):

менее 0,67             ±20%

 

 

от 0,67 до 2,5          ± 15%

 

 

от 2,5 до 10             ± 10%

 

 

10 и более              ± 7,5%

 

в) со смешанным возбуждением

Выбирается между указанным в п. 5а и б. По согласованию между изготовителем и потребителем

6.

Скольжение асинхронных двигателей

± 20% номинального значения, знак минус относится только к двигателям с повышенным скольжением

7.

Изменение напряжения генераторов постоянного тока

± 20%, но не менее ± 2% номинального напряжения

8.

Изменение напряжения синхронных генераторов

± 20%

9.

Начальный пусковой ток асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором, синхронных двигателей и компенсаторов при асинхронном пуске

+ 20%

10.

Установившийся ток короткого замыкания для синхронных машин

+15%

11.

Изменение частоты вращения двигателей постоянного тока с параллельным или смешанным возбуждением

± 20%, но не менее ± 2% номинальной частоты вращения

12.

Начальный пусковой вращающий момент асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей при асинхронном пуске

-15%

13.

Максимальный вращающий момент двигателей переменного тока

-10%

14.

Минимальный вращающий момент в процессе пуска асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей при асинхронном пуске

-20%. В стандартах или технических условиях на отдельные виды машин допускается устанавливать дополнительно нижние предельные наименьшие значения минимального вращающего момента

15.

Момент инерции

±10%

______________________________

* С округлением допускаемых отклонений до третьей значащейцифры.

** Допускается значение измеренного коэффициента мощностименьше на 0,02 по сравнению с нижним пределом установленного значения с учетомдопускаемых отклонений при условии, что произведения полученных измерениямизначений коэффициента мощности и коэффициента полезного действия машин не нижепроизведения установленных значений этих величин, с учетом допускаемыхотклонений, предусмотренных в настоящем пункте стандарта. Допускаемоеотклонение не распространяется на однофазные асинхронные двигатели с рабочимконденсатором.

 

1.21. Водяные охладители электрических машин должныобеспечивать разность между температурой газообразной охлаждающей среды, выходящейиз охладителя, и температурой воды, поступающей в охладитель, не превышающую10°С, а для машин, температуру охлаждающей воды которых принята +33°С, непревышающую 7°С. Температура охлаждающей воды при этом не должна превышатьсоответственно +30° и +33°С.

B техническиобоснованных случаях допускается увеличивать вышеуказанную разность. В случаяхотклонения температуры газообразной охлаждающей среды от 40°С допускаемыепревышения температуры должны быть скорректированы в соответствии с п. 1.14.

 

Примечание. В тех случаях, когда вода или инаяжидкость применяется для непосредственного охлаждения электрических машин илиих частей, предельная температура охлаждающей жидкости должна устанавливатьсястандартами или техническими условиями на эти машины.

 

1.22. Направлениевращения электрической машины должно быть правым, если на это нет другихуказаний в стандартах или технических условиях.

Это требование нераспространяется на реверсивные машины или на машины, по конструкциипредназначенные только для левого вращения, а также на машины с двумя концамивала.

1.23. Искрение наколлекторе электрической машины должно оцениваться по степени искрения подсбегающим краем щетки по шкале, указанной в табл. 4, и указываться в стандартахили технических условиях на конкретные виды машин. Если степень искренияколлекторных машин постоянного тока не оговорена, то она при номинальном режимеработы машины должна быть не выше 1 1/2.

Если в стандартах илитехнических условиях оговаривается нагрузка по току от 1,5 до 2,5 номинальногозначения, то степень искрения коллекторных машин при указанных перегрузкахдолжна обеспечивать нормальную работу без дополнительной очистки коллектора иразрушения щеток.

Состояние коллектора ищеток проверяют:

а) для машин,предназначенных для продолжительного номинального режима работы, - по истечениивремени, необходимого для достижения практически установившейся температурымашины, но не ранее чем через:

2 ч после начала работы- для машин мощностью до 100 кВт включительно;

4 ч - для машинмощностью свыше 100 до 300 кВт включительно;

8 ч - для машинмощностью свыше 300 до 1000 кВт включительно;

16 ч - для машинмощностью свыше 1000 кВт;

Таблица 4

Степень искрения

Характеристика степени искрения

Состояние коллектора и щеток

1

Отсутствие искрения

Отсутствие почернения на коллекторе и следов нагара на щетках

1 1/4

Слабое искрение под небольшой частью края щетки

1 1/2

Слабое искрение под большей частью края щетки

Появление следов почернения на коллекторе и следов нагара на щетках, легко устраняемых протиранием поверхности коллектора бензином

2

Искрение под всем краем щетки. Допускается только при кратковременных толчках нагрузки и перегрузки

Появление следов почернения на коллекторе и следов нагара на щетках, не устраняемых протиранием поверхности коллектора бензином

3

Значительное искрение под всем краем щетки с появлением крупных и вылетающих искр. Допускается только для моментов прямого включения или реверсирования машин, если при этом коллектор и щепки остаются в состоянии, пригодном для дальнейшей работы

Значительное почернение на коллекторе, не устраняемое протиранием поверхности коллектора бензином, а также подгар и частичное разрушение щеток

 

б) для машин,предназначенных для кратковременного номинального режима работы, - посленескольких циклов работы (начиная с ненагретого состояния) общей продолжительностьюне менее времени, указанного для продолжительного номинального режима работы;

в) для машин,предназначенных для повторно-кратковременных и перемежающихся номинальныхрежимов работы, - после такой продолжительности работы в данном режиме, чтобысумма рабочих циклов была не менее времени, указанного для продолжительногономинального режима работы.

1.24. Положение щетокна коллекторе машины, у которой передвижение щеток по коллектору неиспользуется для управления работой машины, должно быть постоянным,установленным и отмеченным постоянной меткой предприятием - изготовителеммашин.

1.25. Номинальныйкоэффициент мощности синхронных машин при частоте 50 Гц (если нет другихуказаний в стандартах или технических условиях на отдельные виды этих машин)должен быть:

для синхронныхгенераторов - 0,8 (при отстающем токе);

для синхронныхдвигателей - 0,9 (при опережающем токе).

По заказу потребителясинхронные машины могут изготовляться с коэффициентом мощности, отличным отуказанных выше. Номинальные данные таких машин должны быть указаныпредприятием-изготовителем.

Номинальныйкоэффициент мощности синхронных машин, частота которых отличается от 50 Гц,устанавливается стандартами или техническими условиями на эти машины.

1.26. Принесимметричной нагрузке трехфазных генераторов и синхронных компенсаторовдопускается их длительная работа, если токи в фазах не превышают номинальногозначения и разность токов в фазах:

ГОСТ533-76 - для турбогенераторов;

ГОСТ5616-72 - для гидрогенераторов;

не более 20% номинальноготока фазы - для остальных генераторов и синхронных компенсаторов с явновыраженными полюсами.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

1.27. Коэффициентискажения синусоидальности кривой линейного напряжения при холостом ходе иноминальном напряжении для трехфазных генераторов переменного тока 50 Гц долженбыть не более 5% для генераторов мощностью свыше 100 кВ ´А.

Допускаетсякоэффициент искажения не более 10% для генераторов мощностью от 10 до 100 кВ ´А.

Для трехфазныхгенераторов переменного тока частотой 50 Гц мощностью ниже 10 кВ ´А коэффициент искажения синусоидальности кривой линейного напряжения прихолостом ходе и номинальном напряжении должен устанавливаться по согласованиюмежду изготовителем и потребителем в стандартах или технических условиях,утвержденных в установленном порядке.

Для однофазныхгенераторов и для генераторов на другие частоты коэффициент искажениясинусоидальности кривой напряжения должен быть указан в стандартах илитехнических условиях на эти генераторы.

При соединении обмоткистатора генератора в треугольник при номинальной мощности ток третьейгармонической не должен превышать 20% номинального тока генератора.

1.28. Многофазныедвигатели переменного тока должны отдавать номинальную мощность при работе отсети с напряжением, содержащим составляющие обратной последовательности, непревышающие 2% составляющих прямой последовательности.

1.29. Номинальныескорости нарастания напряжения возбудителей синхронных генераторов и синхронныхкомпенсаторов в режиме форсировки (в долях номинального напряжения возбужденияв 1 с) должны быть: для турбогенераторов - по ГОСТ533-76; гидрогенераторов - по ГОСТ5616-72; синхронных компенсаторов - по ГОСТ 609-75; синхронных генераторовсо статическими системами возбуждения - по ГОСТ14965-80, для всех других синхронных генераторов и двигателей - не менее0,8.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

(Измененная редакция. Изм. № 2)

1.30. Кратностьпредельного установившегося напряжения возбудителей синхронных машин должнабыть:

по ГОСТ533-76 - для турбогенераторов;

по ГОСТ5616-72 - для гидрогенераторов;

по ГОСТ 609-75 - длясинхронных компенсаторов;

не менее 1,4 - длявсех других синхронных машин, не имеющих системы автоматического регулирования.

Для машин с системамиавтоматического регулирования - по стандартам или техническим условиям на этимашины.

По заказу потребителяэто отношение для всех других синхронных машин может быть выше 1,4, но не более1,8. Большие значения кратности форсировки могут быть установлены посогласованию между изготовителем и потребителем.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

1.31. Синхронныемашины должны быть рассчитаны так, чтобы выдерживать симметричные инесимметричные внезапные короткие замыкания на выводах обмотки статора приноминальной нагрузке и напряжении, равном 105% номинального.

Испытание на внезапноекороткое замыкание синхронных генераторов следует проводить в режиме холостогохода.

Генераторы,предназначенные для работы на общие шины, должны испытывать при напряжении 105%номинального.

Генераторы,предназначенные для работы в блоке с трансформаторами, должны испытываться принапряжении холостого хода, равном 70% номинального.

1.32. Кратностьмаксимального вращающего момента для синхронных двигателей при частотепеременного тока 50 Гц и номинальных значениях напряжения и тока возбуждения ипри соединении обмоток, соответствующем номинальному режиму работы двигателядолжны быть не ниже 1,65, а при наличии быстродействующих систем возбуждения -не ниже 1,5.

Кратностьмаксимального вращающего момента для синхронных двигателей при частоте,отличающейся от 50 Гц, устанавливается в стандартах или технических условиях наэти двигатели.

1.33. Значенияноминальной кратности начального пускового вращающего момента асинхронныхдвигателей должны быть указаны в стандартах или технических условиях наконкретные виды двигателей.

1.34. Значениенаименьшей кратности минимального вращающего момента асинхронных двигателейдолжно быть не ниже:

0,5 номинального, ноне менее 0,5 пускового для односкоростных трехфазных двигателей мощностью до100 кВт;

0,3 номинального, но неменее 0,5 пускового для односкоростных трехфазных двигателей мощностью 100 кВти выше;

0,3 номинального дляоднофазных и многоскоростных трехфазных двигателей.

1.35. Номинальныезначения кратности максимального вращающего момента асинхронных двигателей должныбыть не менее 1,6 для машин общего назначения и для машин с пусковым током неболее 4,5 номинального.

1.36. Показателинадежности должны быть установлены в стандартах или технических условиях наконкретные виды машин.

Для неремонтируемыхэлектрических машин:

вероятностьбезотказной работы;

средний срок службы.

Для ремонтируемыхэлектрических машин:

вероятностьбезотказной работы;

средняя наработка наотказ.

По согласованию междуизготовителем и потребителем могут быть установлены другие показатели надежности.

1.37. Комплектностьэлектрических машин и объем технической документации, прилагаемой кэлектрической машине, должны быть указаны (в случае необходимости) в стандартахили технических условиях на конкретные виды машин.

1.38. Пояснениетерминов, встречающихся в стандарте, дано в приложении.

1.39. Масса,габаритные и установочные размеры машин должны устанавливаться в стандартах илитехнических условиях на машины конкретных типов.

(Измененнаяредакция. Изм. № 2 )

2. Требования безопасности

2.1. Электрическиемашины должны соответствовать требованиям "Правил устройстваэлектроустановок", "Правилтехнической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правилтехники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей".

3. Правила приемки

3.1. Электрическиемашины должны подвергаться приемочным, приемо-сдаточным, периодическим итиповым испытаниям.

В случае необходимостипроведения дополнительных испытаний таковые должны устанавливаться в стандартахили технических условиях на конкретные виды машин или в специальных программах,согласованных с заказчиком.

В случае невозможностипроведения дополнительных испытаний на предприятии-изготовителе эти испытаниядолжны проводиться на месте установки машины.

3.2. Приемочныеиспытания должны проводиться на опытном образце электрической машины. Числомашин, подвергаемых приемочным испытаниям, устанавливается в стандартах илитехнических условиях на отдельные виды машин. Приемочные испытания следуетпроводить по следующей программе:

Машины постоянноготока (генераторы, двигатели и возбудители):

измерениесопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками;

измерениесопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;

испытание приповышенной частоте вращения;

испытание изоляцииобмоток относительно корпуса машины и между обмотками на электрическуюпрочность;

испытание междувитковойизоляции обмоток якоря на электрическую прочность;

определение токавозбуждения генератора или частоты вращения двигателя при холостом ходе (длядвигателей с последовательным возбуждением опыт проводят при независимомвозбуждении);

проверка коммутациипри номинальной нагрузке и кратковременной перегрузке по току;

определениехарактеристики холостого хода;

определение рабочей(скоростной) характеристики (для двигателей);

определение внешнейхарактеристики (для генераторов);

определение регулировочнойхарактеристики (для генераторов и двигателей);

испытание нанагревание;

определение областибезыскровой работы (для машин с добавочными полюсами) и проверка качествакоммутации;

определениекоэффициента полезного действия;

измерение вибрации;

измерение биенияколлектора (если это установлено в стандартах на отдельные виды машин);

измерение радиопомех;

измерение уровня шума.

Синхронные машины(генераторы, двигатели и компенсаторы):

измерениесопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;

измерениесопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;

испытание приповышенной частоте вращения;

испытание изоляцииобмоток относительно корпуса и между обмотками на электрическую прочность;

испытание междувитковойизоляции обмоток переменного тока на электрическую прочность;

определениехарактеристики холостого хода;

определениехарактеристики установившегося трехфазного короткого замыкания (трехфазныхмашин) или однофазного короткого замыкания (однофазных машин);

определение токатретьей гармонической, если машина предназначена для работы при соединенииобмотки статора в треугольник;

измерение токавозбуждения в режиме ненагруженного перевозбужденного двигателя при номинальномнапряжении и номинальном токе статора (якоря) и определение U-образнойхарактеристики (для машин частотой 50 Гц и мощностью не более 1000 кВ ´А);

определениеноминального тока возбуждения, номинального изменения напряжения ирегулировочной характеристики;

испытание накратковременную перегрузку по току;

определениекоэффициента полезного действия;

испытание нанагревание;

испытание механическойпрочности при ударном токе короткого замыкания (для машин каждой серии данногопредприятия это испытание следует проводить на машинах с наибольшим полюснымделением);

определениекоэффициента искажения синусоидальности кривой линейного напряжения;

опытное определениеиндуктивных сопротивлений и постоянных времени обмоток (для машин мощностьюсвыше 100 кВ ´А);

испытание электромашинноговозбудителя по программе типовых испытаний машин постоянного тока;

определение скоростинарастания напряжения возбудителя для синхронного генератора и синхронногокомпенсатора (для машин мощностью свыше 3000 кВ ´А). Для машин мощностью 3000 кВ ´А и менее это испытание проводят при наличии указаний в стандартах илитехнических условиях на эти машины;

определение начальногопускового, минимального и входного вращающих моментов и начального пусковоготока синхронных двигателей и начального пускового тока синхронныхкомпенсаторов, не имеющих пусковых двигателей;

проверка состоянияуплотнений и определение утечки водорода (для машин с водородным охлаждением);

измерение вибрации;

измерение уровня шума.

Асинхронные двигатели:

измерение сопротивленияизоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;

измерениесопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;

определениекоэффициента трансформации (для двигателей с фазным ротором);

испытание изоляцииобмоток относительно корпуса машины и между обмотками на электрическуюпрочность;

испытаниемеждувитковой изоляции обмоток на электрическую прочность;

определение тока ипотерь холостого хода;

определение тока ипотерь короткого замыкания;

испытание приповышенной частоте вращения;

испытание нанагревание;

определениекоэффициента полезного действия, коэффициента мощности и скольжения;

испытание накратковременную перегрузку по току;

определениемаксимального вращающего момента;

определениеминимального вращающего момента в процессе пуска (для двигателей скороткозамкнутым ротором);

определение начальногопускового вращающего момента и начального пускового тока (для двигателей скороткозамкнутым ротором);

измерение вибрации;

измерение уровня шума.

3.3. Приемо-сдаточнымиспытаниям следует подвергать каждую электрическую машину по следующейпрограмме.

Машины постоянноготока (генераторы, двигатели и возбудители):

измерениесопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками;

измерениесопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;

испытание приповышенной частоте вращения;

испытание изоляцииобмоток относительно корпуса машины и между обмотками на электрическуюпрочность;

испытаниемеждувитковой изоляции обмоток якоря на электрическую прочность;

определение токавозбуждения генератора или частоты вращения двигателя при холостом ходе (длядвигателей с последовательным возбуждением опыт проводят при независимомвозбуждении);

проверка номинальныхданных машины;

проверка коммутациипри номинальной нагрузке и кратковременной перегрузке по току.

Синхронные машины(генераторы, двигатели и компенсаторы):

измерениесопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;

измерение сопротивленияобмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;

испытание приповышенной частоте вращения;

испытание изоляцииобмоток относительно корпуса и между обмотками на электрическую прочность;

испытаниемеждувитковой изоляции обмоток переменного тока на электрическую прочность;

определениехарактеристики холостого хода;

определениехарактеристики установившегося трехфазного короткого замыкания (трехфазныхмашин) или однофазного короткого замыкания (однофазных машин);

испытаниеэлектромашинного возбудителя по программе приемо-сдаточных испытаний машинпостоянного тока;

проверка состоянияуплотнений и определение утечки водорода (для машин с водородным охлаждением).

Асинхронные двигатели:

измерениесопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками;

измерениесопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодном состоянии;

определениекоэффициента трансформации (для двигателей с фазным ротором);

испытание изоляцииобмоток относительно корпуса машины и между обмотками на электрическуюпрочность;

испытаниемеждувитковой изоляции обмоток на электрическую прочность;

определение тока ипотерь холостого хода;

определение тока ипотерь короткого замыкания.

Измерениесопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками,измерение сопротивления обмоток при постоянном токе в практически холодномсостоянии, определение тока и потерь короткого замыкания при массовомпроизводстве для асинхронных двигателей допускается производить выборочно.Объем выборки устанавливается в стандартах или технических условиях наконкретные виды машин.

Вопрос об отнесенииизмерения уровня шума и вибрации электрических машин к приемо-сдаточнымиспытаниям решается в стандартах или технических условиях на конкретные видымашин. Измерение вибрации допускается производить выборочно, объем выборкиустанавливается в стандартах или технических условиях на конкретные виды машин.

3.4. Периодическиеиспытания следует проводить по программе и в сроки устанавливаемые в стандартахили технических условиях на отдельные виды машин.

3.5. Типовые испытанияследует проводить при изменении конструкции, материалов или технологии, еслиэти изменения могут оказать влияние на характеристики машин и включать проверкупараметров из программы приемочных испытаний, которые могут при этомизмениться.

3.6. Испытаниеизоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками на электрическуюпрочность, испытание междувитковой изоляции обмоток на электрическую прочность,а также испытание при повышенной частоте вращения повторно не проводят.

3.7. Если припериодических или типовых испытаниях хотя бы одна машина не будетсоответствовать требованиям настоящего стандарта, то следует проводитьповторные испытания.

Результаты повторных испытанийявляются окончательными.

4. Методы испытаний

4.1. Методы испытаниймашин - по ГОСТ 11828-75,ГОСТ 7217-79, ГОСТ10159-79 и ГОСТ 10169-77.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

(Измененная редакция. Изм. № 2)

4.2. Методы оценкивибрации машин - по ГОСТ12379-75.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.3. Метод определенияшумовых характеристик машин - по ГОСТ11929-81.

(Измененная редакция. Изм. № 2)

4.4. Методы испытания степенизащиты машин - по ГОСТ17494-72.

4.5. Методы испытанийна надежность - по технической документации, утвержденной в установленномпорядке.

5. Маркировка, упаковка, транспортирование ихранение

5.1. В электрическихмашинах постоянного тока начало и конец каждой обмотки должны обозначаться всоответствии с табл. 5 одной и той жепрописной буквой со следующими цифрами:

1 - начало, 2 - конец.

Если в машине имеетсянесколько обмоток одного наименования, то их начала и концы после буквенныхобозначений должны иметь цифровые обозначения: 1-2, 3-4, 5-6 и т.д.

Концы обмоток,соединенные между собой внутри электрической машины и не выведенные наружу, необозначают.

Обозначение выводовдолжны выполняться так, чтобы при правом вращении в режиме двигателя ток вовсех обмотках (за исключением размагничивающих обмоток на главных полюсах)протекал в направлении от начала 1 к концу 2.

Обозначение выводовобмоток электрических машин постоянного тока, не предусмотренных в настоящемпункте, должны быть установлены в стандартах или технических условиях наконкретные виды машин.

Таблица 5

Выводы обмоток

Обозначение вывозов

Начало

Конец

Обмотка якоря

Я1

Я2

Компенсационная обмотка

К1

К2

Обмотка добавочных полюсов

Д1

Д2

Последовательная обмотка

С1

С2

возбуждения

 

 

Независимая обмотка возбуждения

H1

Н2

Параллельная обмотка возбуждения

Ш1

Ш2

Пусковая обмотка

П1

П2

Уравнительный провод и

У1

У2

уравнительная обмотка

 

 

Обмотка особого назначения

О1; О3

О2; О4

 

5.2. В машинахпеременного тока выводы обмоток должны обозначаться следующим образам:

обмотки статора(якоря) синхронных и асинхронных машин - буквой С;

обмотки ротораасинхронных машин - буквой Р;

обмотки возбуждения(индуктора) синхронных машин - буквой И;

вывод от части фазымашин, работающих одновременно при двух напряжениях - буквой В.

Начала и концы обмотоки соответствующие им фазы и нулевая точка (независимо от того, заземлена онаили нет) должны обозначаться цифрами согласно табл.6 - 10.

5.3. Обозначениевыводов несекционированных обмоток трехфазных машин и обозначение выводовобмоток возбуждения синхронных машин производят в соответствии с табл. 6.

Для генераторов,предназначенных для одного определенного направления вращения, обозначениевыводов должно соответствовать порядку следования фаз для заданного напряжения,а для двигателей обозначение выводов должно быть выполнено таким образом, чтобыпри подключении к ним одноименных фаз сети ротор вращался в заданномнаправлении.

Таблица 6

Виды и схема соединения обмоток

Число выводов

Название выводов

Обозначения выводов

Начало

Конец

А. Обмотки статора (якоря); открытая схема

6

Первая фаза

С1

С4

 

 

Вторая фаза

С2

С5

 

 

Третья фаза

С3

С6

Соединение звездой

3 или 4

Первая фаза

С1

 

 

Вторая фаза

С2

 

 

Третья фаза

С3

 

 

Нулевая точка

0

Соединение треугольником

3

Первый зажим

С1

 

 

Второй зажим

С2

 

 

Третий зажим

С3

Б. Обмотки возбуждения (индукторов) синхронных машин

2

-

И1

И2

 

5.4. Обозначениевыводов составных и секционированных обмоток статоров машин переменного тока обозначаюттеми же буквами, что и простые обмотки (табл.6), но с дополнительными цифрами впереди прописных букв согласно табл. 7.

Таблица 7

Для первой обмотки

Для второй обмотки

1С1

1С4

2С1

2С4

1С2

1С5

2С2

2С5

1С3

1С6

2С3

2С6

 

5.5. Обозначениевыводов секционированных обмоток многоскоростных асинхронных двигателей,позволяющих изменять число полюсов, обозначают теми же буквами, что и простые обмотки,но с дополнительными цифрами впереди прописных букв, указывающими число полюсовданной секции согласно табл. 8.

Таблица 8

Для 4 полюсов

Для 6 полюсов

Для 8 полюсов

Для 12 полюсов

4С1

6С1

8С1

12С1

4С2

6С2

8С2

12С2

4С3

6С3

8С3

12С3

 

5.6. Выводы обмотокротора асинхронных машин должны обозначаться в соответствии с табл. 9.

Таблица 9

Число выводов на контактных кольцах

Названия выводов

Обозначения выводов

3

Первая фаза

Р1

 

Вторая фаза

Р2

 

Третья фаза

Р3

4

Первая фаза

Р1

 

Вторая фаза

Р2

 

Третья фаза

Р3

 

Нулевая точка

0

 

Контактные кольцароторов асинхронных двигателей обозначают так же, как присоединенные к ним выводыобмотки ротора; при этом расположение колец должно быть в порядке цифр,указанных в табл. 9, а кольцо Р1 должно быть наиболее удаленным от обмоткиротора. Обозначение самих колец буквами необязательно.

5.7. Выводы обмотокоднофазных машин должны обозначаться в соответствии с табл. 10.

Таблица 10

Число выводов

Название выводов

Обозначение выводов

Начало

Конец

2

Обмотка статора (якоря) синхронных машин

С1

С2

 

Обмотка статора асинхронных двигателей:

 

 

2

главная обмотка

С1

С2

2

вспомогательная обмотка

В1

В2

2

Обмотка возбуждения (индуктора) синхронных машин

И1

И2

 

5.8. Нанесениеобозначений на концы обмотки и на выводы производится непосредственно на концахобмоток, на выводах (на кабельных наконечниках, на шинных концах или наспециальных обжимах, плотно закрепленных на проводах) или на клеммной колодкерядом с выводами. Навеска бирок не допускается. В малых машинах, где буквенноеобозначение выводных концов затруднено, допускается применение обозначенийконцов разноцветными проводами: для трехфазных асинхронных машин в соответствиис табл. 11, для однофазных асинхронных машин в соответствии с табл. 12 и коллекторных машин переменного и постоянноготока в соответствии с табл. 13.

Таблица 11

Схема соединения обмотки

Число выводов

Виды выводов

Цвет выводов

Начало

Конец

Открытая схема

6

Первая фаза

Желтый

Желтый с черным

 

 

Вторая фаза

Зеленый

Зеленый с черным

 

 

Третья фаза

Красный

Красный с черным

Соединение звездой

3 или 4

Первая фаза

Желтый

-

 

 

Вторая фаза

Зеленый

-

 

 

Третья фаза

Красный

-

 

 

Нулевая точка

Черный

-

Соединение треугольником

3

Первый зажим

Желтый

-

 

 

Второй зажим

Зеленый

-

 

 

Третий зажим

Красный

-

Таблица 12

Число выводов

Выводы

Цвет выводов

Начало

Конец

4

Главная обмотка

Красный

Красный с черным

 

Вспомогательная обмотка

Синий

Синий с черным

3

Главная обмотка

Красный

-

 

Вспомогательная обмотка

Синий

-

 

Общая точка

Черный

-

 

5.9. Направление вращениямашины, предназначенной для одного определенного направления вращения,указывается стрелкой, расположенной на видном месте.

Способ указаниянаправления вращения устанавливается в стандартах или технических условиях наконкретные виды машин.

5.10. На видном местекорпуса каждой электрической машины должна быть укреплена табличка по ГОСТ12969-67 и ГОСТ 12971-67,на которой должно быть указано:

Таблица 13

Выводы

 

Цвет выводов

Начало

Конец

Дополнительный вывод

Обмотка якоря

Белый

Белый с черным

-

Последовательная обмотка возбуждения

Красный

Красный с черным

Красный с желтым

Вторая группа катушек последовательной обмотки возбуждения (при наличии двух групп или двух отдельных катушек)

Синий

Синий с черным

Синий с желтым

Параллельная обмотка возбуждения

Зеленый

Зеленый с черным

-

Вторая группа катушек параллельной обмотки возбуждения (при наличии двух групп или двух отдельных катушек)

Желтый

Желтый с черным

-

 

род (двигатель,генератор и т.д.) и тип машины;

заводской номермашины;

товарный знак;

род тока;

частота и число фаз;

соединение фаз;

способ возбуждения;

номинальный режимработы;

номинальная мощность;

номинальное напряжениеи пределы напряжения для двигателей постоянного тока, регулируемых напряжениемякоря;

номинальный ток;

номинальная частота вращенияили ряд частот вращения для многоскоростных асинхронных двигателей;

предельные частотывращения для регулируемых двигателей;

коэффициент полезногодействия (к.п.д.);

коэффициент мощности;

номинальный ток иноминальное напряжение возбуждения - для синхронных машин и машин постоянноготока с независимым возбуждением;

напряжение и токротора - для асинхронных двигателей с фазным ротором;

давление водорода приноминальной мощности - для машин с водородным охлаждением;

класс изоляции илидопустимое превышение температуры;

год выпуска;

масса машины;

обозначение настоящегостандарта или стандарта на конкретный вид машины.

Данные на табличкедопускается объединять и располагать в целесообразной последовательности.

При необходимостидопускается дополнять указанный перечень другими техническими данными.

Для специальных машинили в случае отсутствия достаточного места для крепления таблички указание всехперечисленных выше номинальных данных на табличке необязательно; в этих случаяхсодержание таблички устанавливается стандартами или техническими условиями наконкретный вид машины. Допускается данные таблички наносить на корпусеэлектрической машины.

Номинальный режимработы должен быть указан в виде условного обозначения, состоящего изобозначения режима и характеризующих его величин. Например:

S1;

S2 - 30 мин;

S3 - 25%;

S4 - 25%, 120включений в час, F1 - 2,5;

S5 - 40%, 120включений в час, F1 - 1,6;

S6 - 25%;

S7 - 240 включений вчас, F1 - 4;

S8 - 30 включений вчас, F1 - 2,5; 22 кВт; 740 об/мин; 40%; 55 кВт; 1470 об/мин; 60%.

5.11. Каждаяэлектрическая машина, кроме односкоростных асинхронных двигателей,предназначенных для работы при одном номинальном напряжении и синхронных машинбез системы самовозбуждения, должна быть снабжена табличкой со схемой соединениявыведенных концов обмоток.

5.12. Консервациямашин - по ГОСТ23216-78.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.13. Условиятранспортирования и хранения машин - по ГОСТ15150-69.

6. Гарантии изготовителя

6.1. Изготовительдолжен гарантировать соответствие электрических машин требованиям настоящегостандарта, стандартов или технических условий на конкретные виды машин приусловии соблюдения правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.

Гарантийный срокустанавливается 2 года со дня начала эксплуатации машины при гарантийнойнаработке 10000 ч.

Приложение

Справочное
к ГОСТ 183-74

Пояснение отдельных терминов, встречающихся встандарте

1. Термины и основныеопределения электрических машин - по СТ СЭВ 169-75 и ГОСТ 17154-71.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

2. Продолжительныйноминальный режим работы характеризуется продолжительностью работы машины,достаточной для достижения практически установившейся температуры всех частейэлектрической машины при неизменной внешней нагрузке.

3. Кратковременныйноминальный режим работы характеризуется работой машины при неизменной внешнейнагрузке с определенной продолжительностью, недостаточной для достиженияпрактически установившейся температуры машины, после чего следует электрическоеотключение, продолжительность которого достаточна для охлаждения машины дохолодного состояния.

4.Повторно-кратковременный номинальный режим работы характеризуется относительной(в процентах) продолжительностью включения ПВ, определяемой по формуле

,

где N - времяработы;

R- пауза.

 

Пусковые потери в этомрежиме работы практически не оказывают влияния на превышение температурыотдельных частей машины.

5.Повторно-кратковременный номинальный режим с частыми пусками характеризуетсяотносительной (в процентах) продолжительностью включения, числом пусков в час икоэффициентом инерции.

Продолжительностьвключения ПВ определяется по формуле

,

где D - времяпуска;

N- время работы;

R- пауза.

 

6.Повторно-кратковременный номинальный режим с частыми пусками и электрическимторможением характеризуется относительной (в процентах) продолжительностьювключения, числом пусков в час и коэффициентом инерции. Относительнаяпродолжительность включения определяется по формуле

,

где D - времяпуска;

N- время работы;

F- время электрического торможения;

R- пауза.

 

7. Перемежающийсяноминальный режим работы характеризуется относительной (в процентах)продолжительностью нагрузки ПН, определяемой по формуле

где N - времяработы;

V- время холостого хода.

 

8. Перемежающийсяноминальный режим с частыми реверсами характеризуется числом реверсов в час икоэффициентом инерции.

Потери приреверсировании в этом режиме оказывают существенное влияние на превышениятемпературы отдельных частей машины.

9. Перемежающийсяноминальный режим с двумя или более частотами вращения характеризуется числомциклов в час, коэффициентом инерции в относительной (в процентах)продолжительностью нагрузки на отдельных ступенях частоты вращения (ПН1,ПН2, ПН3), определяемой по формулам:

где D1- время разгона;

N1; N2 ; N3 - время работы;

F1; F2 - время электрического торможения.

 

В этом режиме работыпотери при переходе с одной частоты вращения на другую оказывают существенное влияниена превышения температуры отдельных частей машины.

10. Коэффициентинерции - отношение суммы приведенного к валу двигателя момента инерцииприводимого механизма и момента инерции ротора (якоря) двигателя к моментуинерции ротора (якоря) двигателя.

11. Номинальнаямощность электрической машины:

полезная электрическаямощность на выводах машины, выраженная в ваттах (Вт), киловаттах (кВт) илимегаваттах (МВт), - для генераторов постоянного тока;

кажущаяся электрическаямощность на выводах машины, при номинальном коэффициенте мощности, выраженная ввольтамперах (В ´А), киловольтамперах (кВ ´А) или мегавольтамперах (МВ ´А), - для синхронных генераторов;

реактивная мощностьпри опережающем токе на выводах машины, выраженная в варах (вар), киловарах(квар) или мегаварах (Мвар), - для синхронных компенсаторов;

полезная механическаямощность на валу, выраженная в ваттах (Вт), киловаттах (кВт) или мегаваттах(МВт), - для двигателей.

12. Номинальноенапряжение электрической машины - напряжение, указанное на табличке исоответствующее номинальному режиму работы электрической машины.

12.1. Номинальноенапряжение трехфазной электрической машины - междуфазное (линейное) напряжение.

12.2. Номинальноенапряжение ротора асинхронной машины с контактными кольцами - напряжениеразомкнутой роторной обмотки (вторичной цепи) между контактными кольцами принеподвижном роторе и при статорной обмотке (первичной цепи), включенной наноминальное напряжение.

12.3. Номинальноенапряжение двухфазной обмотки ротора - наибольшее из напряжений междуконтактными кольцами.

12.4. Номинальноенапряжение возбудительной системы электрической машины с независимымвозбуждением - номинальное напряжение того независимого источника, от которогополучается возбуждение.

13. Номинальный моментдвигателя - момент на валу двигателя, рассчитанный по номинальной отдаваемоймощности и номинальной частоте вращения.

14. Номинальноенапряжение возбуждения электрической машины - напряжение на выводах иликонтактных кольцах обмотки возбуждения с учетом падения напряжения под щеткамипри питании ее номинальным током, которое должно быть приведено к расчетнойрабочей температуре при номинальной температуре охлаждающей среды.

15. Нагрузкаэлектрической машины - мощность, которую развивает электрическая машина вданный момент времени.

Нагрузка выражается вваттах, киловаттах или мегаваттах, либо в вольт-амперах, киловольтамперах илимегавольтамперах, а также в процентах или в долях номинальной мощности.

Нагрузка может бытьзадана током, потребляемым или отдаваемым электрической машиной в данный моментвремени, и выражена в амперах, в процентах или в долях номинального тока.

15.1. Номинальнаянагрузка - нагрузка, равная номинальной мощности.

16. Практическинеизменная нагрузка электрической машины - такая нагрузка, при которойотклонения тока и напряжения якоря и мощности машины от заданного режима работысоставляют не более ± 3% тока возбуждения и не более ± 1% частоты.

17. Практическисимметричная трехфазная система напряжений - такая трехфазная системанапряжений, для которой напряжение обратной последовательности не превышает 1%от напряжения прямой последовательности при разложении данной трехфазнойсистемы напряжений на системы прямой и обратной последовательности.

18. Практическисимметричная трехфазная система токов - такая трехфазная система токов, длякоторой ток обратной последовательности не превышает 5% от тока прямойпоследовательности при разложении данной трехфазной системы токов на системыпрямой и обратной последовательности.

19. Практическисинусоидальное напряжение - такое, напряжение, у которого коэффициент искажениясинусоидальности кривой не превышает 5%.

20. Расчетная рабочаятемпература принимается равной:

75°С - для обмоток,предельные допускаемые превышения температуры которых соответствуют классамнагревостойкости А, Е, В;

115°С - для обмоток,предельные допускаемые превышения температуры которых соответствуют классамнагревостойкости F, Н.

21. Практическихолодное состояние электрической машины - состояние, при котором температуралюбой части электрической машины отличается от температуры окружающей среды неболее чем на ± 3°С.

22. Практическиустановившаяся температура отдельной части электрической машины - температура,изменение которой в течение 1 ч не превышает 1°С при условии, что нагрузкамашины и температура охлаждающей среды остаются практически неизменными.

23. Охлаждающая среда(газообразная или жидкая) - среда, используемая для непосредственного иликосвенного охлаждения частей электрической машины. Если для охлажденияиспользуются две или более газообразных или жидких сред, основной из нихсчитается та среда, которая поступает в машину извне, в частности в случаегазообразных сред - воздух, поступающий в машину из атмосферы непосредственноили по трубопроводам.

24. Практическинеизменная температура охлаждающей газообразной среды - температура,изменяющаяся в течение 1 ч не более чем на 1°С.

25. Практическинеизменная температура охлаждающей жидкой среды (при непосредственномохлаждении) - температура, изменяющаяся в течение 1 ч не более чем на 0,5°C.

26. Практическиповторяющаяся температура какой-либо части электрической машины приповторно-кратковременных или перемежающихся режимах работы - температуракакой-либо части электрической машины в конце рабочего периода или в концепаузы, изменение которой от одного рабочего периода к другому не превышает 2°Св течение 1 ч при условии, что нагрузка машины во время рабочих циклов, а такжепродолжительность включения или продолжительность нагрузки и температураохлаждающей среды остаются практически неизменными.

27. Номинальноеизменение напряжения генератора - изменение напряжения на выводах генератора(при работе отдельно от других генераторов) при изменении нагрузки отноминальной до нулевой и при сохранении номинальной частоты вращения; для машинс независимым возбуждением, кроме того, при сохранении номинального токавозбуждения, а для машин с самовозбуждением - при обмотке возбуждения, имеющейрасчетную рабочую температуру и неизменное сопротивление цепи обмотоквозбуждения.

Изменение напряжениявыражают в процентах или долях номинального напряжения генератора.

28. Номинальноеизменение частоты вращения двигателя - изменение частоты вращения двигателя приноминальном напряжении на его зажимах (в случае двигателя переменного тока,кроме того, при номинальной частоте тока) при следующих изменениях нагрузки:

для двигателей,допускающих нулевую нагрузку, - от номинальной нагрузки до нулевой;

для двигателей, не допускающих нулевой нагрузки, -от номинальной нагрузки до 0,25 номинальной нагрузки.

Изменение частотывращения выражают в процентах или в долях номинальной частоты вращения.

29. Номинальнаяскорость нарастания напряжения возбуждения (быстродействие системы возбуждения)Vн - номинальная скорость нарастания напряжения возбудителя врежиме форсировки, представляющая собой приращение напряжения возбудителя всекунду, выраженное в долях номинального напряжения возбуждения синхронноймашины. Номинальная скорость нарастания напряжения возбудителя определяется покривой нарастания напряжения в режиме форсировки, снятой экспериментально. Дляэтого через точку b кривой на чертеже, соответствующей 0,632 величиныразности между предельным напряжением возбудителя и номинальным напряжением,проводится прямая ab.

 

 

Точка bопределяет время t1, по прошествии которого напряжениевозбудителя достигает значения Uвн + 0,632 D Uвп.

Если площадь DS,ограниченная отрезком кривой нарастания напряжения adb и отрезкам прямойab, составляет не более чем 20% от площади треугольника abc, тономинальная скорость нарастания напряжения возбудителя определяется выражением

,

Если площадь,ограниченная кривой adb и отрезком прямой ab (DS),составляет более чем 20% от площади треугольника abc, то вноситсяпоправка в определение номинальной скорости нарастания напряжения возбудителя.

В этом случаеноминальная скорость определяется выражением

,

где

DS- площадь, заключенная между кривой adb и отрезком ab (на чертежезаштрихована).

 

Если кривая adbпересекает отрезок ab еще и в промежуточной точке, площади между кривойи отрезком, находящиеся по разные стороны от отрезка ab, суммируются сразными знаками, т.е. алгебраически.

Если площадь Oadbeбольше площади Oabe, поправка Dtвычитается, если площадь Oadbe меньше площади Oabe, поправка Dtприбавляется.

За момент началафорсировки возбуждения (точка а) принимается момент скачкообразного изменениянапряжения в сети или на входе автоматического регулятора возбуждения.

 

Примечание. Предельным напряжением возбудителясинхронных машин называется наибольшее значение напряжения, возникающего впроцессе форсировки возбуждения на выводах возбудителя, подключенного к обмоткеротора синхронной машины, работающей на сеть или в режиме короткого замыкания.Форсировка производится при начальном токе, равном номинальному токувозбуждения и при рабочей (номинальной) температуре ротора синхронной машины.Для возбудителей, дающих пульсирующее напряжение (полупроводниковые и др.),предельное напряжение определяется по среднему значению за период колебаниянапряжения возбудителя.

 

30. Кратностьпредельного установившегося напряжения возбудителя синхронных машин (кратность форсировки)- отношение наибольшего установившегося значения напряжения возбудителя(присоединенного к обмотке возбуждения синхронной машины или ее эквиваленту) кноминальному напряжению возбуждения синхронной машины.

Для возбудителей,дающих пульсирующее напряжение (ионное, полупроводниковое возбуждение и др.),кратность форсировки определяется по среднему значению за период переменнойсоставляющей напряжения возбудителя.

31. Кратностьустановившегося тока короткого замыкания синхронной машины - отношение установившегосятока короткого замыкания к номинальному току обмотки якоря.

При этом различают:

кратность привозбуждении холостого хода, т.е. при возбуждении, которое при номинальнойчастоте вращения машины и при разомкнутой обмотке якоря дает на выводах машиныноминальное напряжение; эту кратность обозначают ОКЗ (отношениекороткого замыкания);

кратность приноминальном токе возбуждения.