ГОСТ 12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Сфера
Велко
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

ГОСТ 12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности»

Стандарт устанавливает общие требования безопасности к процессам перемещения грузов на предприятиях всех отраслей народного хозяйства (погрузке, разгрузке, транспортированию, промежуточному складированию, устройству и содержанию транспортных путей) напольным колесным безрельсовым транспортом.

Обозначение: ГОСТ 12.3.020-80*
Название рус.: ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности
Статус: действующий (Переиздание. Май 1983 г.)
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.07.1981
Утвержден: Госстандарт СССР (29.04.1980)
Опубликован: Издательство стандартов № 1980<br>Издательство стандартов № 1984<br>ИПК Издательство стандартов № 2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМАСТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ПРОЦЕССЫПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

ОБЩИЕТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСТ12.3.020-80

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПОСТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система стандартов безопасности труда
ПРОЦЕССЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Общие требования безопасности

Occupational safety standards system.
Processes of load transport in all fields of national economy.
General safety requirements

ГОСТ
12.3.020-80

ПостановлениемГосударственного комитета СССР по стандартам от 29 апреля 1980 г. № 1973 сроквведения установлен

с01.07.81

до 01.07.86

Настоящийстандарт устанавливает общие требования безопасности к процессам перемещениягрузов на предприятиях* всех отраслей народного хозяйства (погрузке, разгрузке,транспортированию, промежуточному складированию, устройству и содержаниютранспортных путей) напольным колесным безрельсовым транспортом.

___________

*Предприятия, учреждения, организации, производственные объединения и др. вдальнейшем именуются "предприятия".

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Перемещение грузов на предприятияхдолжно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.002-75 и настоящего стандарта.

1.2. Для перемещения грузов на предприятияхдолжны быть разработаны транспортно-технологические схемы.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.3. Для движения транспортных средств натерритории предприятий должны быть разработаны и установлены на видных местахсхемы движения.

2.ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ

2.1. Устройство транспортных путей - по СНиПII-Д.5-72 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования", а ихосвещение - по СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормыпроектирования".

2.2. На транспортных путях предприятийдолжны быть установлены дорожные знаки по ГОСТ 10807-78 и нанесена разметка по ГОСТ13508-74. Применение технических средстврегулирования дорожного движения - по ГОСТ 23457-79. Границы проезжей части транспортныхпутей в цехах должны быть установлены с учетом габаритов транспортных средств сперемещаемыми грузами. Расстояние от границ проезжей части до элементовконструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м, а при движениилюдей - не менее 0,8 м.

2.3. Места проведения ремонтных работ натранспортных путях, включая траншеи и ямы, должны быть ограждены и обозначеныдорожными знаками по ГОСТ 10807-78 , а в темное время суток - световойсигнализацией. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76 .

2.4. Транспортные пути в тупиках должныиметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортныхсредств.

2.5. Транспортные пути должны содержаться висправном состоянии, очищаться от снега, льда, мусора. В зимнее времятранспортные пути должны посыпаться песком, шлаком или другими заменяющими ихматериалами. На предприятии должны быть установлены сроки, порядок проверки иобязанности лиц по контролю за состоянием транспортных путей.

2.6. В местах пересечения железных дорог водном уровне с транспортными путями должны быть переезды по СНиП II-39-76"Железные дороги колеи 1520 мм. Нормы проектирования"; шлагбаумы,предупредительная звуковая и световая сигнализация - по СНиП II-46-75"Промышленный транспорт. Нормы проектирования".

2.7. Транспортные пути должны быть свободныот предметов, препятствующих свободному проезду или портящих поверхностьтранспортных путей.

2.8. При озеленении территории предприятия взоне транспортных путей должна быть обеспечена видимость по СНиП II-Д.5-72.

3.ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ

3.1. Требования безопасности следует вноситьв технологические документы: МК, КТП, КТТП по ГОСТ 3.1102-74. Оформлениедокументов на процессы перемещения грузов на предприятиях - ГОСТ 3.1602-74.

3.2. При перемещении грузов должно бытьобеспечено состояние воздушной среды рабочей зоны производственных перемещенийпо ГОСТ 12.1.005-76.

3.3. Требования к погрузочно-разгрузочнымработам:

3.3.1. Требования безопасности к погрузке иразгрузке грузов по ГОСТ 12.3.009-76 и Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов,утвержденных Госгортехнадзором СССР.

3.3.2. Перемещение грузов массой более 20 кг втехнологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортныхустройств или средств механизации.

Массагруза, перемещаемая вручную женщинами, должна соответствовать нормам предельнодопустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную,утвержденных в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.3.3. Перемещение грузов в технологическомпроцессе на расстояние более 25 м должно быть механизировано.

3.3.4. Перед началом работы должно бытьпроверено наличие и исправность погрузочно-разгрузочных устройств,грузозахватных приспособлений и инструментов.

3.3.5. Размеры погрузочно-разгрузочныхплощадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств сгрузом не менее 1 м. При проведении погрузки и разгрузке вблизи здания расстояниемежду зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, приэтом должны быть предусмотрены тротуар, отбойный брус и т.п.

3.3.6. Для правильного размещения транспортныхсредств в местах погрузки сыпучих грузов из люков емкостей следуетустанавливать указатели и наносить разграничительные полосы.

3.3.7. При погрузке и разгрузке грузов,имеющих острые и режущие кромки и углы, следует применять прокладки,предотвращающие выход их строя грузозахватных устройств.

3.3.8. Штабелирование грузов в местахпромежуточного складирования должно производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76 .

3.3.9. Дештабелирование грузов должно производитьсятолько сверху вниз.

3.3.10. При промежуточном складировании наотвалах или в отсеках сыпучий материал следует складывать и отбирать с учетоместественного угла откоса для грузов данного вида. Отбор сыпучих материаловспособом подкопа не допускается. При погрузочно-разгрузочных работах с сыпучимиматериалами не допускается нахождение работающих в заполняемых емкостях.

3.3.11. Для погрузки и выгрузки штучных грузовдолжны быть предусмотрены специальные площадки (платформы, эстакады, рампы) навысоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъездатранспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м с уклоном не более 5град.

Ширинаэстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должнабыть не менее 3 м.

Эстакады,рампы складов подъездных путей должны быть оборудованы колесоотбойнымипредохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидываниютранспортных средств.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.3.12. Погрузочно-разгрузочные работыгрузоподъемными механизмами следует производить только при отсутствии людей вкабине транспортного средства.

3.3.13. Погрузочно-разгрузочные работы стяжеловесными и длинномерными грузами, а также с помощью грейфера,электромагнита и других механических грузозахватных устройств следуетпроизводить только при отсутствии людей как в кабине, так и в кузоветранспортного средства.

3.3.14. При постановке транспортных средств подпогрузочно-разгрузочные работы должны быть приняты меры, предупреждающиесамопроизвольное их движение.

3.3.15. Зона подъема и перемещения грузовэлектромагнитами и грейферами должна быть ограждена или иметь сигнализацию,указывающую на опасность нахождения людей в этой зоне. Ограждения должны бытьокрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76 .

3.3.16. Площадки для проведенияпогрузочно-разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы.

3.4. Требования к транспортированию грузов итранспортным средствам

3.4.1. Транспортирование грузов должновыполняться транспортными средствами, соответствующими требованиям ГОСТ12.2.003-74.

3.4.2. Транспортные средства предприятийдолжны иметь государственные номерные знаки или регистрационные номерапредприятия.

3.4.3. Максимальная скорость движениятранспортных средств по территории предприятия и в производственных помещенияхдолжна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей,интенсивности грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств игрузов и обеспечивать безопасность движения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.4.4. Транспортирование должно выполнятьсятранспортными средствами, имеющими устройства, исключающие возможность ихэксплуатации посторонними лицами. Оставлять транспортные средства можно приусловии, если приняты меры, предотвращающие самопроизвольное их движение, а напогрузчиках, кроме того, должен быть опущен поднятый груз.

3.4.5. Груз должен быть размещен, а принеобходимости закреплен на транспортном средстве так, чтобы он:

неподвергал опасности водителя и окружающих;

неограничивал водителю обзорности;

ненарушал устойчивости транспортного средства;

незакрывал световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки ирегистрационные номера.

3.4.6. Транспортирование грузов должнопроизводиться в таре или оснастке, которая указана в технологическойдокументации на транспортирование данного груза.

3.4.7. Транспортирование опасных грузов поГОСТ 19433-81 в таре, не соответствующей ГОСТ 19822-81, а также при отсутствиимаркировки по ГОСТ 14192-77 и знака опасности по ГОСТ 12.4.026-76 не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.4.8. При установке грузов неправильной формыи сложной конфигурации на транспортное средство, кроме грузов, которые недопускается кантовать, их следует располагать таким образом, чтобы центртяжести занимал самое низкое положение.

3.4.9. В цехах с повышенным уровнем шумадолжна быть обеспечена возможность звукового или светового определения движущегосятранспортного средства.

3.4.10. Перевозка людей на транспортныхсредствах допускается только при наличии дополнительных сидений, выполненных всоответствии с документацией предприятия-изготовителя транспортного средства.

3.4.11. Въезд во взрывоопасные помещениядопускается только для транспортных средств во взрывобезопасном исполнении.

3.4.12. При транспортировании штучных грузов,уложенных выше бортов кузова или на платформе без бортов, они должны бытьукреплены.

3.4.13. Бочки с жидкостями при транспортированиидолжны устанавливаться пробками вверх. При многорядном размещении каждый ряддолжен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.

3.4.14. Стеклянную тару с жидкостями притранспортировании следует устанавливать в кузове стоя (горловиной вверх). Приустановке ее друг на друга необходимо между тарой ставить прокладки из досок.

3.4.15. Транспортировать легковоспламеняющиесяжидкости следует на специализированных транспортных средствах, имеющихсоответствующие надписи и заземления металлическими цепочками с острием наконце. При транспортировании легковоспламеняющихся грузов в отдельных емкостях,установленных на транспортные средства, указанные емкости также должны иметьзаземление.

3.4.16. Транспортирование пылящих грузов набортовых транспортных средствах должно производиться в уплотненных кузовах, приэтом должны быть приняты меры, исключающие их распыление при движении.

3.4.17. Транспортирование грузов с температуройвыше 70 град. С должно производиться на транспортных средствах, оборудованныхметаллическими кузовами.

3.4.18. Транспортные средства, предназначенныедля перемещения баллонов с газами, нефтепродуктов и другихлегковоспламеняющихся жидкостей, должны оборудоваться искрогасителями ввыхлопных трубах и средствами пожаротушения в соответствии с правилами иобеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом,утвержденными МВД СССР.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.4.19. Баллоны со сжиженным газом следуеттранспортировать на подрессоренных транспортных средствах, при этом баллоныдолжны укладываться предохранительными колпаками в одну сторону поперек кузоваи закрепляться.

3.4.20. Перевозить баллоны с газом ввертикальном положении следует только в специальных контейнерах.

3.4.21. (Исключен,Изм. № 1).

3.4.22. Легковоспламеняющиеся жидкости иядовитые вещества допускается транспортировать с использованиемэлектротранспорта только в качестве тягача, при этом он должен быть оборудовансредствами пожаротушения.

3.4.23. Авто- и электропогрузчики следуетиспользовать на площадках с твердым и ровным покрытием.

3.4.24. При перемещении грузов погрузчикаминеобходимо применять рабочие приспособления (вилочные захваты, крюки, ковши идр.) в соответствии с технологическими документами (МК, КТП, КТТП по ГОСТ3.1102-74 и ГОСТ 24366-80).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.4.25. Погрузчики с вилочными захватами притранспортировании мелких или неустойчивых грузов должны быть оборудованыпредохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении.

3.4.26. Удлинители вилочных захватов должныбыть оборудованы соответствующими защелками или приспособлениями, надежнофиксирующими их на захватах.

3.4.27. При перерывах в работе и по окончанииее груз должен быть опущен.

3.4.28. Производить погрузчиком перемещениекрупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, следует всопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика.

3.4.29. Не допускается штабелирование груза безкабины или защитной решетки над рабочим местом водителя погрузчика и защитногоограждения каретки грузоподъемного устройства.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.5. Требования к промежуточномускладированию грузов

3.5.1. Эстакады и грузовые площадки дляпромежуточного складирования грузов - по нормам проектирования и сооруженияпромышленных предприятий, утвержденным Госстроем СССР.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.5.2. Площадки для промежуточногоскладирования грузов должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м отжелезнодорожных путей и автомобильных дорог.

3.5.3. Промежуточное складирование грузовдолжно производиться в зависимости от перемещаемого груза, тары, упаковки итехнических средств, с помощью которых осуществляется складирование.

3.5.4. Грузовые площадки, предназначенные для промежуточногоскладирования грузов без движения по ним транспортных средств, должны бытьрассчитаны при распределении груза с равномерностью не менее 250 кг на 1 кв.м.

3.5.5. Грузы, хранящиеся навалом, следуетукладывать в штабели с крутизной, соответствующей углу естественного откосаскладируемого материала. При необходимости следует устанавливать защитныерешетки.

3.5.6. При промежуточном складировании грузовдолжны быть предусмотрены мероприятия и средства, обеспечивающие устойчивость инадежность уложенных грузов.

3.5.7. Грузы в таре и кипах следует укладыватьв устойчивые штабели, высота которых должна быть определена по ГОСТ12.3.010-76.

Крупногабаритныеи тяжеловесные грузы должны быть уложены в один ряд на подкладках.

4.ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ

4.1. Порядок и виды обучения, организацияинструктажа работающих - по ГОСТ 12.0.004-79.

4.2. К управлению транспортными средствамипогрузочно-разгрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшиеобучение по специальной программе и имеющие удостоверение на право управлениятранспортным средством и выполнения соответствующего вида работ.

Куправлению электрофицированным транспортом допускаются водители, имеющие первуюквалификационную группу по технике безопасности.

4.3. Водитель транспортного средства,который работает с грузоподъемными механизмами, должен быть обучен по программестропальщика, аттестован квалификационной комиссией и иметь удостоверение направо выполнения этих работ.

4.4. Лица, допущенные к обслуживаниютранспортных средств по перевозке опасных грузов, должны проходить обучениебезопасным приемам и методам труда по специальной программе с последующейаттестацией и иметь удостоверение.

4.5. Программы для обучения работающих,занятых перемещением грузов на предприятиях, должны составляться с учетомтребований стандартов безопасности труда, правил дорожного движения и правил пообеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом,утвержденных МВД СССР, "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемныхкранов", утвержденных Госгортехнадзором СССР, "Правил техническойэксплуатации электроустановок потребителей", "Правил техникибезопасности при эксплуатации электроустановок потребителя", утвержденныхГосэнергонадзором и других нормативно-технических документов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

5.1. При перемещении грузов на предприятияхсредства защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственныхфакторов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-75.

5.2. Работающие должны быть обеспеченысредствами индивидуальной защиты с учетом воздействующих на них опасных ивредных производственных факторов в соответствии с отраслевыми нормами.

5.3. Все средства индивидуальной защиты, применяемыеработающими при работах, связанных с внутризаводским перемещением грузов,должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам и испытаниям в порядке ив сроки, установленные нормативно-технической документацией на эти средства.

5.4. Работающие, участвующие в выполнениипогрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными механизмами, должны носитьзащитные каски по ГОСТ 12.4.091-80 и ГОСТ 12.4.128-83.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.5. Хранение, дезинфекция, дегазация,дезактивация, стирка и ремонт спецодежды, спецобуви и других средствиндивидуальной защиты работающих должны производиться в порядке, установленноморганами санитарного надзора.

СОДЕРЖАНИЕ