МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE
COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
|
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
|
ГОСТ
12.0.230-
2007
|
Система стандартов безопасности труда
СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Общие требования
ILO-OSH
2001
Guidelines on occupational safety
and health management systems
(IDT)
Предисловие
Цели,
основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной
стандартизации установлены ГОСТ
1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ
1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты
межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной
стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения
о стандарте
1
ПОДГОТОВЛЕН рабочей группой, состоящей из представителей ООО «Центр
безопасности и гигиены труда» и Федерации независимых профсоюзов России, на
основании собственного аутентичного перевода Руководства, указанного в пункте 4
2
ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3
ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол № 28 от 27 марта 2007 г. по переписке)
За принятие
проголосовали:
Краткое наименование страны
по МК (ИСО 3166) 004-97
|
Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97
|
Сокращенное наименование
национального органа по стандартизации
|
Азербайджанская
Республика
|
AZ
|
Азстандарт
|
Республика Армения
|
AM
|
Армстандарт
|
Республика
Беларусь
|
BY
|
Госстандарт
Республики Беларусь
|
Грузия
|
GE
|
Грузстандарт
|
Республика Казахстан
|
KZ
|
Госстандарт
Республики Казахстан
|
Кыргызская
Республика
|
KG
|
Кыргызстандарт
|
Республика Молдова
|
MD
|
Молдова-Стандарт
|
Российская
Федерация
|
RU
|
Федеральное
агентство по техническому регулированию и метрологии
|
Республика Таджикистан
|
TJ
|
Таджикстандарт
|
Туркменистан
|
TM
|
Главная
Государственная служба «Туркменстандартлары»
|
Республика
Узбекистан
|
UZ
|
Госпотребстандарт
Украины
|
Украина
|
UA
|
Госстандарт
Украины
|
4 Настоящий стандарт идентичен документу Международной
организации труда ILO-OSH 2001 Guidelines
on occupational safety and health management systems (Руководство по
системам управления охраной труда). Наименование настоящего стандарта изменено
относительно наименования международного документа для приведения в
соответствие с ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.6)
5
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
10 июля 2007 г. № 169-ст межгосударственный стандарт ГОСТ
12.0.230-2007 введен в действие в качестве национального стандарта
Российской Федерации с 1 июля 2009 г.
(Измененная
редакция. Изм. № 1)
6
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация
о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в
указателе «Национальные стандарты».
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные
стандарты», а текст этих изменений - в информационных указателях
«Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта
соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе
«Национальные стандарты»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Положительное воздействие внедрения систем управления охраной
труда на уровне организации1), выражающееся как в снижении
воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в
повышении производительности, в настоящее время признано правительствами,
работодателями и работниками.
___________
1) Определение см. в разделе 2 «Термины
и определения».
Требования
к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией
труда (МОТ) на основе широкомасштабного подхода в соответствии с
общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ
представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Этот трехсторонний
подход обеспечивает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной
культуры безопасности труда в организации. Эти добровольно принимаемые к
исполнению требования к системам управления охраной труда отражают ценности и
средства МОТ, связанные с обеспечением безопасности и охраны здоровья
работников.
Практические
рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для
использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за
управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на
замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных
стандартов. Результат их применения не обязательно должен подвергаться
сертификации.
Примечание - Сертификация системы
управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не
обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта.
На
работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанности по
организации работ по охране труда. Применение системы управления охраной труда
способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является
практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в
осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система
стандартов безопасности труда
СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Общие требования
Occupational
safety standards system.
Occupational safety and health management systems. General requirements
|
Дата
введения - 2009-07-01
Применение
настоящего стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и
вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм,
ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных
происшествий).
На
национальном уровне стандарт должен служить:
а)
для установления национальных основ применения систем управления охраной труда,
подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;
б)
руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда
в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к
непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;
в)
руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных
стандартов и иных нормативных и методических документов по системам управления
охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей
организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.
На
уровне организации стандарт предназначен:
а)
служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления
охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы
управления;
б)
способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей,
собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с
целью применения современных принципов и методов управления охраной труда,
направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
Примечание
- Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью
организации физических лиц, а не только работников.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
В
настоящем стандарте применяемые ниже термины имеют следующие значения с
соответствующими определениями:
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
2.1
инцидент (incident): Небезопасное происшествие, связанное
с работой или произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой
несчастного случая.
2.2
комитет (комиссия) по охране труда (safety and
health committee): Комитет или
комиссия, в состав которых входят представители работников по охране труда и
представители работодателя, созданные и функционирующие на уровне организации
согласно национальным законам, правилам и практике.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
2.3
компетентное лицо (competent person): Лицо,
обладающее необходимой подготовкой и достаточными знаниями, умениями и опытом
для выполнения конкретной работы.
2.4
компетентное учреждение (competent
institution): Государственный
орган или другая организация, обладающая полномочиями по определению
национальной политики, разработке национальных основ применения систем
управления охраной труда в организациях и формулированию соответствующих
нормативных документов.
2.5
наблюдение за производственной средой (surveillance of
the working environment): Общий термин, включающий идентификацию
и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут
воздействовать на здоровье работников. Он охватывает оценки
санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые
могут представлять риск для здоровья работников, средства коллективной и
индивидуальной защиты, воздействие на работников опасных и вредных веществ и
системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения. С позиций
обеспечения здоровья работников, наблюдение за производственной средой может
быть посвящено (но не ограничиваться только ими) проблемам эргономики,
профилактике несчастных случаев и заболеваний, гигиене труда на рабочем месте,
организации труда и социально-психологическим факторам на работе.
Пункты
2.4, 2.5 (Новая редакция. Изм. № 1)
2.6
наблюдение за состоянием здоровья работников (workers' health
surveillance):
Процедуры и обследования состояния здоровья работников для обнаружения и
определения отклонений от нормы.
Примечание - Результаты
наблюдения за состоянием здоровья работников должны использоваться для защиты и
оздоровления, как отдельных работников, так и группы работников на рабочем
месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных
производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья
работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль,
рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья
работников и другие процедуры.
2.7
непрерывное совершенствование (continual
improvement):
Последовательно повторяющийся процесс повышения эффективности системы
управления охраной труда, направленный на улучшение деятельности организации по
охране труда в целом.
2.8
опасность (hazard):
Производственный фактор, способный причинить травму или нанести иной вред
здоровью человека.
2.9
организация (organization): Компания,
фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган
власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или
не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют
собственные функции и управление. В организациях, имеющих более одного
структурного подразделения, каждое отдельно взятое структурное подразделение
может рассматриваться как организация.
Пункты
2.8, 2.9 (Новая редакция. Изм. № 1)
2.10
оценка опасностей (hazard assessment):
Систематическое оценивание опасностей.
2.11
оценка риска (risk
assessment): Процесс
оценивания рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения
их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников.
2.12
подрядчик (contractor): Физическое лицо
или организация, предоставляющее услуги работодателю на территории работодателя
в соответствии с согласованными техническими требованиями, сроками и условиями.
Пункты
2.11, 2.12 (Новая редакция. Изм. № 1)
2.13
представители работников (workers’ representative): Любые лица,
признанные таковыми исходя из национального законодательства и практики.
Примечание - Представителями работников могут быть:
а) представители
профессиональных союзов, назначенные или избранные профессиональными союзами
или членами таких профсоюзов;
б)
выборные представители, свободно избранные работниками организации в
соответствии с требованиями национальных законов, правил или коллективных
договоров, и чьи функции не включают деятельность, которая признана в
соответствующем государстве в качестве исключительной прерогативы
профессиональных союзов.
2.14
представители работников по охране труда (workers’ safety
and health representatives): Представители работников,
избранные или назначенные в соответствии с национальными законами или практикой
для представления интересов работников по охране труда на месте их работы.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
2.15
проверка (audit): Систематический, независимый,
оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных
степени соблюдения установленных критериев.
Примечание - Термин необязательно означает
независимую внешнюю проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со
стороны).
2.16
место проведения работ (worksite): Физическая
зона, находящаяся под контролем работодателя, где работник должен находиться
или куда ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
2.17
работник (worker): Физическое лицо, вступившее в
трудовые отношения с работодателем.
2.18
работодатель (employer): Физическое
или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с
работником.
2.19
работники и их представители (workers and
their representatives):
Упоминание работников и их представителей указывает на то, что там, где
существуют такие представители, они должны
привлекаться к консультациям с целью обеспечения надлежащего участия
работников. В ряде случаев целесообразно привлекать всех работников и всех их
представителей.
2.20
реагирующий мониторинг (reactive monitoring): Проверка того,
что допущенные недостатки в мероприятиях по предотвращению и защите от
воздействия опасностей и рисков, а также в функционировании системы управления
охраной труда, о чем свидетельствуют случившиеся травмы, ухудшения здоровья,
болезни и инциденты, идентифицированы и устранены.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
2.21
риск (risk): Сочетание вероятности возникновения в
процессе трудовой деятельности опасного события, тяжести травмы или другого
ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием.
2.22
система управления охраной труда (occupational
safety and health management system): Набор взаимосвязанных или
взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по
охране труда и процедуры по достижению этих целей.
2.23
текущий контроль (active
monitoring): Текущая
деятельность по проверке того, что меры по предупреждению и регулированию
опасностей и рисков, а также мероприятия системы управления охраной труда
соответствуют установленным критериям.
2.24 связанные с работой травмы,
ухудшения здоровья и болезни (workrelated
injuries,
ill
health and diseases): Результаты отрицательного воздействия
на здоровье работника химических, биологических, физических факторов
производственной среды, факторов трудового процесса и организации труда, социально-психологических
и иных факторов на работе.
Примечание
- Устойчивое словосочетание и важнейшее международное понятие отрицательного
воздействия неблагоприятных условий работы, продвигаемое МОТ, включающее в себя
перечень всех возможных негативных последствий неблагоприятных условий труда, а
не только учетные производственные травмы (несчастные случаи на производстве) и
профессиональные болезни.
Пункты
2.23, 2.24 (Новая редакция. Изм. № 1)
(Новая редакция. Изм. № 1)
3.1.1
В установленном порядке следует определить компетентное учреждение или
несколько учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра
согласованной национальной политики по созданию и содействию развития систем
управления охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по
управлению охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и
периодически пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными
организациями работодателей и работников и, при необходимости, с другими
органами власти или общественными объединениями.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
3.1.2
Национальная политика по системам управления охраной труда должна устанавливать
общие принципы и процедуры для:
а)
содействия использованию и объединению систем управления охраной труда с общей
системой управления организацией в качестве подсистемы;
б)
создания основы с целью облегчения и совершенствования выполнения мероприятий
по систематическому анализу, планированию, применению и
совершенствованию деятельности по охране труда на национальном уровне и
на уровне организации;
в)
содействия участию работников и их представителей в работах по обеспечению
охраны труда в организации;
г)
осуществления непрерывного эффективного и результативного совершенствования
систем управления охраной труда без излишнего бюрократизма, администрирования и
издержек;
д)
содействия сотрудничеству и поддержке систем управления охраной труда в
организации инспекциями труда, службами охраны труда и другими национальными
органами государственного надзора и контроля и направления их деятельности по
использованию управления охраной труда;
е)
оценки через определенные промежутки времени эффективности национальной
политики и национальной структуры систем управления охраной труда с целью ее
совершенствования;
ж)
оценки и пропаганды имеющимися средствами эффективности систем управления
охраной труда и практики их применения;
и)
обеспечения применения требований по охране труда, установленных в организации,
подрядчиками и их работниками, в том числе временными работниками,
непосредственно нанятыми работодателем.
(Измененная
редакция.
Изм. № 1)
3.1.3
С целью обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и
мероприятий по ее применению компетентное учреждение должно устанавливать
национальные основы систем управления охраной труда для:
а)
определения и установления соответствующих функций и обязанностей различных
учреждений, призванных осуществлять национальную политику и выполнять
соответствующие мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними;
б)
публикации и периодического пересмотра национального стандарта по добровольному
применению и функционированию систем управления охраной труда в организациях;
в)
установления в установленном порядке критериев для назначения учреждений,
ответственных за разработку, внедрение и применение специальных стандартов по
системам управления охраной труда в организациях, и определения их
соответствующих обязанностей;
г)
обеспечения доступности национальных и специальных стандартов, а также иных
руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям для
использования ими преимуществ национальной политики.
3.1.4 Компетентное учреждение должно
проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и
другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с
охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими
указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ.
Примечание - Под службами охраны труда в
настоящем стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние
для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране
труда.
Пункты 3.1.3,
3.1.4 (Новая редакция. Изм. № 1)
3.2.1
Национальный стандарт, устанавливающий порядок добровольного применения и
систематического использования систем управления охраной труда, должен быть
разработан на основе подхода, приведенного в разделе 4, с учетом национальных условий
и практики.
3.2.2 Руководство МОТ-СУОТ 2001,
настоящий стандарт, национальный стандарт и специальные стандарты по системам
управления охраной труда должны быть увязаны между собой, предоставляя
достаточную гибкость для непосредственного или адаптированного применения на
уровне организации.
(Новая редакция. Изм. № 1)
3.3.1
Специальные стандарты, отражая общие цели настоящего стандарта, должны включать
базисные элементы национального стандарта и отражать специфические условия и
нужды организаций или групп организаций, учитывая:
а)
их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру; и
б)
типы опасностей и значимость рисков.
(Новая редакция. Изм. № 1)
3.3.2
Элементы национальных структур управления охраной труда и связи между ними
представлены на рисунке 1.

Рисунок
1 - Элементы национальных структур систем управления охраной труда
Обеспечение
охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным
национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности
работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное
руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и
организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы
системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и
осуществление, оценка и действия по совершенствованию - представлены на рисунке
2.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)

Рисунок
2 - Основные элементы системы управления охраной труда
4.1.1
Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен
изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:
а)
отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру
деятельности;
б)
быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо
работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного
лица в организации;
в)
распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;
г)
анализироваться для постоянной пригодности;
д)
быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним
заинтересованным сторонам.
4.1.2
Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие
ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:
а)
обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем
предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и
инцидентов;
б)
соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых
актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и
других требований, которые организация обязалась выполнять;
в)
обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и
привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной
труда;
г)
непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной
труда.
Подпункты
4.1.1, 4.1.2 (Новая редакция. Изм. № 1)
4.1.3
Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с
другими системами управления организации.
4.2.1
Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации.
4.2.2
Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к
консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам
охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных
аварий.
4.2.3
Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их
представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для
активного участия в процессах организации,
планирования и реализации, применении, оценки и действий по совершенствованию
системы управления охраной труда.
4.2.4
Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное
функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей
работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.
4.3.1
Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по
обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать
руководство деятельностью по охране труда в организации.
4.3.2
Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности,
ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному
функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих
целей по охране труда.
Должны
быть установлены структуры и процессы, которые бы:
а)
обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции,
известной и признанной на всех уровнях;
б)
определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и
полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски
охраны труда;
в)
осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы
гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников;
г)
способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами
организации, включая работников и их представителей, при осуществлении
элементов системы управления охраной труда данной организации;
д)
соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в
соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах,
а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на
себя;
е)
устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели;
ж)
устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или
ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе;
и)
устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления;
к)
гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию
работников и их представителей в выполнении политики по охране труда;
л)
предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по
охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли
правильно выполнять свои функции; и
м)
гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия
работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где
они существуют.
4.3.3
На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо
или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:
а)
развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления
охраной труда;
б)
периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования
системы управления охраной труда;
в)
содействию в участии всех членов организации.
Подпункты
4.3.1 - 4.3.3 (Новая редакция. Изм. № 1)
___________
*
Компетентность по охране труда включает образование, опыт работы и подготовку
либо их сочетание.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.4.1 Требования к необходимой
компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом
следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия,
обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения
своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению
безопасности и охране здоровья.
4.4.2
Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать
им) в области охраны труда для определения и устранения или регулирования
опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления
охраной труда.
4.4.3
Программы подготовки, осуществляемые в рамках требований, упомянутых в 4.4.1, должны:
а)
охватывать всех членов организации в соответствующем порядке;
б)
проводиться компетентными лицами;
в)
предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную
подготовку с соответствующей периодичностью;
г)
включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала
подготовки;
д)
периодически анализироваться. Анализ должен включать анализ подготовки членами
комитета (комиссии) по охране труда, там, где они существуют, и программ
подготовки, пересматриваемых, по мере необходимости, для гарантированного
обеспечения их соответствия и эффективности; и
е)
документироваться в установленном порядке и сообразно размеру и характеру
деятельности организации.
Пункты
4.4.1 - 4.4.3 (Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.4.4
Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться,
по возможности, в рабочее время.
4.5.1
В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации следует
устанавливать и совершенствовать документацию системы управления охраной труда,
которая может содержать:
а)
политику и цели организации по охране труда;
б)
распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по
применению системы управления охраной труда;
в)
наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации,
и мероприятия по их предупреждению и снижению;
г)
положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы,
используемые в рамках системы управления охраной труда.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.5.2
Документация системы управления охраной труда должна:
а)
быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;
б)
периодически анализироваться, при необходимости, своевременно корректироваться,
распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому
она предназначена и кого касается.
(Измененная
редакция.
Изм. № 1)
4.5.3 Записи данных по охране труда
должны устанавливаться, управляться и поддерживаться в рабочем состоянии на
местах в соответствии с потребностями организации. Они должны быть
идентифицируемыми и отслеживаемыми, а срок их хранения должен быть точно
определен.
Примечание - Записи данных - общепринятое в
практике системного управления наименование документов, фиксирующих прошедшие
события и факты. В охране труда эти данные нужны при расследовании.
4.5.4
Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной
среде и здоровью, с учетом требований конфиденциальности.
4.5.5
Записи данных по охране труда могут включать:
а)
записи данных, вытекающие из осуществления системы управления охраной труда;
б)
записи данных о связанных с работой травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и
инцидентах;
в)
записи данных, вытекающие из национальных законов или правил по охране труда;
г)
записи данных о воздействиях вредных производственных факторов на работников и
наблюдений за производственной средой и за состоянием здоровья работников; и
д)
результаты текущего контроля и реагирующего мониторинга.
Пункты
4.5.3 - 4.5.5 (Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.6.1 Следует устанавливать,
обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и
процедуры для:
а)
получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения,
связанные с охраной труда;
б)
обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между
соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;
в)
обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на
запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.7.1
В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации систему
управления охраной труда и соответствующие мероприятия. При отсутствии системы
управления охраной труда или в случае, если организация создана заново,
исходный анализ служит основой для создания системы управления охраной труда.
4.7.2
Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками
организации и (или) их представителями. Они должны:
а)
определить действующие национальные законы и правила, национальные и
специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования,
соблюдение которых организация принимает на себя;
б)
идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и
здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды
и организации труда;
в)
определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения
опасностей или ограничения рисков;
г)
проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.7.3
Результат исходного анализа должен:
а)
быть документально оформлен;
б)
стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании
системы управления охраной труда;
в)
определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного
совершенствования системы управления охраной труда в организации.
(Измененная
редакция.
Изм. № 1)
4.8.1
Целью планирования должно быть создание системы управления охраной труда,
поддерживающей:
а)
как минимум, соответствие с национальными законами и правилами;
б)
основные элементы системы управления охраной труда в организации;
в)
непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.8.2
Мероприятия по качественному планированию охраны труда должны основываться на
результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся
данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и
охрану здоровья на работе и включать:
а)
ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно,
количественную оценку целей организации по охране труда;
б)
подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и
ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению
условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для
каждого подразделения и уровня управления;
в)
отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;
г)
предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая
человеческие и финансовые.
(Измененная
редакция.
Изм. № 1)
4.8.3
Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать
разработку, развитие и функционирование всех элементов системы управления
охраной труда, описанных в разделе 4 и представленных на рисунке 2.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.9.1
В соответствии с политикой по охране труда и на основе исходного или
последующих анализов следует установить измеримые цели охраны труда, которые
должны быть:
а)
специфичными для организации, а также приемлемыми и соответствующими ее размеру
и характеру деятельности;
б)
согласованными с требованиями соответствующих и применимых национальных законов
и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации,
относящимися к охране труда;
в)
направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны
труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по
охране труда;
г)
реалистичными и достижимыми;
д)
задокументированными и доведенными до всех соответствующих функциональных
структур и уровней организации; и
е)
периодически оцениваемыми и, в случае необходимости, обновляемыми.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
(Новая редакция. Изм. № 1)
4.10.1.1
Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены
и оценены на постоянной основе.
Предупредительные
и регулирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке
приоритетности:
а)
устранение опасности/риска;
б)
ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических
средств коллективной защиты или организационных мер;
в)
минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных
систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени
контакта с вредными и опасными производственными факторами;
г)
там, где оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами
коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить работникам
соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принять
меры по обеспечению их использования и поддержания в рабочем состоянии.
4.10.1.2
Следует установить процедуры или мероприятия по предупреждению и регулированию
опасностей и рисков, которые должны:
а)
соответствовать опасностям и рискам, наблюдающимся в организации;
б)
регулярно анализироваться и, при необходимости, модифицироваться;
в)
выполнять требования национальных законов и иных нормативных правовых актов и
отражать передовой опыт;
г)
учитывать текущее состояние знаний, включая информацию или отчеты организаций, таких
как инспекции труда, службы охраны труда и других служб, в соответствии с
обстоятельствами.
Подпункты
4.10.1.1, 4.10.1.2 (Новая редакция. Изм. № 1)
4.10.2.1
Влияющие на охрану труда внутренние изменения (такие как прием на работу,
применение новых технологических и трудовых процессов или организационных
структур) и внешние изменения (например, в результате
совершенствования национальных законов и иных нормативных правовых
актов, слияния компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны
быть оценены, а соответствующие предупредительные меры выполнены еще до
введения изменений в практику.
4.10.2.2
Перед любым изменением или применением новых приемов труда, материалов,
процессов или оборудования должны быть выполнены определение опасностей и
оценка рисков на рабочих местах. Такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их
представителей и комитета (комиссии) по охране труда, где это необходимо.
4.10.2.3
При выполнении «решений об изменениях» следует обязательно обеспечивать
качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников
организации, которых затрагивает это решение.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.10.3.1
Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по
предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию.
Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных
случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними
рисков в сфере охраны труда. Все мероприятия должны быть разработаны в соответствии
с размером и характером деятельности организации.
Они
должны:
а)
гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние коммуникативное
взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей в случае аварийной
ситуации в рабочей зоне;
б)
предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным
структурам окружающего района и службам аварийного реагирования и обеспечивать
коммуникативное взаимодействие с ними;
в)
предусматривать оказание первой и медицинской помощи, противопожарные
мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; и
г)
предоставлять соответствующую информацию и возможность подготовки всем членам
организации на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по
предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию.
4.10.3.2
Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним
и реагированию должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими
органами там, где это необходимо.
Подпункты
4.10.3.1, 4.10.3.2 (Новая редакция. Изм. № 1)
4.10.4.1 Следует установить и
поддерживать в рабочем состоянии процедуры, гарантированно обеспечивающие
порядок, при котором:
а)
соответствие с требованиями обеспечения безопасности и охраны здоровья в
организации будет идентифицировано, оценено и включено в условия
материально-технического снабжения и аренды;
б)
требования национальных законов и правил, а также собственные требования
организации по охране труда будут идентифицированы до приобретения товаров и
услуг; и
в)
мероприятия по достижению соответствия с этими требованиями будут выполнены до
использования этих товаров и услуг.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.10.5.1
Устанавливают мероприятия по применению подрядчиками и их работниками
требований организации по охране труда, а также обеспечивают своевременную
корректировку этих мероприятий.
4.10.5.2
Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации,
должны:
а)
включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
б)
устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими
уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом
следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по
предупреждению и ограничению их воздействия;
в)
включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и
инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;
г)
обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для
обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их
работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от
необходимости;
д)
методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности
подрядчика на площадке организации; и
е)
гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на
площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками).
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.11.1
Постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по
охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать.
Обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению на различных уровнях управленческой структуры должны быть
распределены.
4.11.2
Выбор показателей деятельности проводят в соответствии с размерами и характером
деятельности организации и целями охраны труда.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.11.3
Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие
потребностям организации. Они должны:
а)
базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных
факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по
охране труда;
б)
поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ
эффективности управления руководством.
(Измененная
редакция.
Изм. № 1)
4.11.4
Мониторинг исполнения (контроль за исполнением) и оценка результативности
должны:
а)
использоваться как средства для определения степени, с которой политика и цели
по охране труда осуществляются, а риски регулируются;
б)
включать результаты как текущего контроля, так и реагирующего мониторинга, и не
опираться только на статистику связанных с работой травм, ухудшений здоровья,
болезней и инцидентов; и
в)
фиксироваться документально.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.11.5
Наблюдение должно обеспечивать:
а)
обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
б)
информацию для определения, результативности и эффективности текущих
мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных
производственных факторов и рисков;
в)
основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и
ограничения рисков, так и самой системы управления охраной труда.
(Измененная
редакция.
Изм. № 1)
4.11.6
Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для функционирования
упреждающей системы профилактических мер и предупредительных мероприятий, и
включать:
а)
контроль выполнения конкретных планов, установленных критериев результативности
исполнения и целей;
б)
систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и
оборудования;
в)
наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;
г)
наблюдение за состоянием здоровья работников, где это целесообразно, путем
соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего
выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения
эффективности профилактических и регулирующих мер;
д)
оценку соответствия с применимыми национальными законами и иными нормативными
актами, коллективными соглашениями и другими обязательствами по охране труда,
принятыми на себя организацией.
4.11.7
Реагирующий мониторинг должен включать определение, уведомление и
расследование:
а)
связанных с работой травм, ухудшений здоровья (включая мониторинг совокупных
данных о временной нетрудоспособности), болезней и инцидентов;
б)
других потерь, таких как имущественный ущерб;
в)
неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований
безопасности и охраны здоровья и недостатков системы управления охраной труда;
г)
программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.
Подпункты
4.11.6, 4.11.7 (Новая редакция. Изм. № 1)
4.12 Расследование связанных с работой травм,
ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по
обеспечению безопасности и охраны здоровья
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.12.1
Расследование возникновения и первопричин связанных с работой травм, ухудшений
здоровья, болезней и инцидентов должно выявлять любые недостатки в системе
управления охраной труда и быть задокументировано.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.12.2
Такие расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии
работников и их представителей.
4.12.3
Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по
охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие
рекомендации.
4.12.4
Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда
доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих
действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством
и учитывают в деятельности по непрерывному
совершенствованию.
4.12.5
Корректирующие действия, вытекающие из подобных расследований, выполняют в
целях предотвращения повторения связанных с работой травм, ухудшений здоровья,
болезней и инцидентов.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.12.6
Отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями, такими как
инспекции и учреждения социального страхования, рассматривают и принимают к
исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований, с
учетом требований конфиденциальности.
4.13.1
Устанавливают мероприятия по периодическому проведению проверок с целью
определения эффективности и результативности системы управления охраной труда и
ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и
предотвращению инцидентов.
4.13.2
Разрабатывают политику и программу проверок, включающих определение компетенции
проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы
отчетности.
4.13.3
В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов системы
управления охраной труда в организации или ее подсистем.
Проверка
должна охватывать:
а)
политику в области охраны труда;
б)
участие работников и (или) их представителей;
в)
обязанности и ответственность;
г)
компетентность и подготовку;
д)
документацию системы управления охраной труда;
е)
передачу и обмен информацией;
ж)
планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда;
и)
предупредительные и регулирующие меры;
к)
управление изменениями;
л)
предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование; м)
снабжение;
н)
подрядные работы;
п)
мониторинг исполнения и оценку результативности;
р)
расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и
инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и
охране здоровья;
с)
анализ функционирования управления охраной труда руководством;
т)
предупредительные и корректирующие действия;
у)
непрерывное совершенствование;
ф)
любые другие цели и объекты в зависимости от необходимости.
4.13.4
В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы
системы управления охраной труда или их подсистемы:
а)
эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;
б)
эффективными для содействия полному участию работников;
в)
реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и
предыдущих проверок;
г)
обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил,
относящихся к деятельности организации;
д)
обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по
охране труда.
Подпункты
4.13.3, 4.13.4 (Новая редакция. Изм. № 1)
4.13.5
Проверку проводят компетентные, несвязанными с проверяемой деятельностью лица,
работающие или не работающие в организации.
4.13.6
Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие
мероприятия.
4.13.7
Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки на рабочем месте,
включая анализ результатов проверки, должно осуществляться с участием
работников в установленном порядке.
4.14.1
При анализе эффективности системы управления охраной труда руководство:
а)
оценивает общую стратегию системы управления охраной труда для определения
достижимости запланированных целей деятельности;
б)
оценивает способность системы управления охраной труда удовлетворять общим
потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и
органы управления, надзора и контроля;
в)
оценивает необходимость изменения системы управления охраной труда, включая
политику и цели по охране труда;
г)
определяет, какие действия необходимы для своевременного устранения
недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры
организации и измерение эффективности результатов;
д)
обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов, в целях
рационального планирования и непрерывного совершенствования;
е)
оценивает прогресс в достижении целей организации по охране труда и
своевременности корректирующих действий;
ж)
оценивает эффективность действий, намеченных руководством при предыдущих
анализах эффективности системы управления охраной труда.
(Измененная
редакция.
Изм. № 1)
4.14.2
Частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления
охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии
с необходимостью и условиями деятельности организации.
4.14.3
Анализ функционирования системы управления охраной труда руководством должен
учитывать:
а)
результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья,
болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и
проверок;
б)
дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая
организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.
4.14.4
Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда
руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до
сведения:
а)
лиц, ответственных за конкретный(е) элемент(ы) системы управления охраной труда
для принятия соответствующих мер;
б)
комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.
Подпункты
4.14.3, 4.14.4 (Новая редакция. Изм. № 1)
4.15.1
Следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия по проведению
предупреждающих и корректирующих действий, являющихся следствием наблюдения и оценки результативности системы
управления охраной труда, проверок системы управления охраной труда и анализа
эффективности системы управления охраной труда руководством. Эти мероприятия
должны включать:
а)
определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и
(или) мероприятий систем управления охраной труда;
б)
инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и
документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления
охраной труда.
(Измененная
редакция.
Изм. № 1)
4.15.2
Если оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают,
что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных
факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то соответствующие
обстоятельствам другие меры, согласно принятой иерархии предупредительных и
регулирующих мер, должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и
документально оформлены.
4.16.1
Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному
совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и
системы управления охраной труда в целом.
Эти
мероприятия должны учитывать:
а)
цели организации по охране труда;
б)
результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и
рисков;
в)
результаты контроля за исполнением и оценки результативности исполнения;
г)
расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и
инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;
д)
выходные данные (выводы) анализа управления системы управления охраной труда
руководством;
е)
предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации,
включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют;
ж)
изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах
по охране труда, а также коллективных соглашениях;
и)
новую информацию в области охраны труда;
к)
результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.
(Новая
редакция.
Изм. № 1)
4.16.2
Процессы выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны
здоровья сравнивают с достижениями других организаций в целях совершенствования
деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности.
Со
времени своего основания в 1919 г. МОТ разработала и приняла 19 международных
Конвенций (и сопровождающих их 19 Рекомендаций), имеющих прямое отношение к
охране труда, а также много сводов правил и технических документов по различным
аспектам этого вопроса. Они представляют собой внушительный по объему свод
определений, принципов, обязательств, обязанностей и прав, а также технические
руководства, отражающие согласованные точки зрения входящих в МОТ
представителей трех сторон социально-трудовых отношений из 185* стран - членов
по большинству направлений охраны труда».
__________
* По данным на июнь
2012 г.
Конвенции
и Рекомендации МОТ, относящиеся к системе управления охраной труда
Конвенции
Номер
|
Название
|
115
|
Защита
от радиации, 1960
|
135
|
Представители
трудящихся, 1971
|
136
|
Бензол,
1971
|
139
|
Профессиональные
раковые заболевания, 1974
|
148
|
Производственная
среда (загрязнение воздуха, шум, вибрация), 1977
|
155
|
Безопасность
и гигиена труда, 1981
|
161
|
Службы
гигиены труда, 1985
|
162
|
Асбест,
1986
|
167
|
Безопасность
и гигиена труда в строительстве, 1988
|
170
|
Химические
вещества, 1990
|
174
|
Предупреждение
крупных промышленных аварий, 1993
|
176
|
Безопасность
и гигиена в шахтах, 1995
|
Рекомендации
Номер
|
Название
|
114
|
Защита
от радиации, 1960
|
144
|
Бензол,
1971
|
147
|
Профессиональные
раковые заболевания, 1974
|
156
|
Производственная
среда (загрязнение воздуха, шум, вибрация), 1977
|
164
|
Безопасность
и гигиена труда, 1981
|
171
|
Службы
гигиены труда, 1985
|
172
|
Асбест,
1986
|
175
|
Безопасность
и гигиена труда в строительстве, 1988
|
177
|
Химические
вещества, 1990
|
181
|
Предупреждение
крупных промышленных аварий, 1993
|
183
|
Безопасность
и гигиена в шахтах, 1995.
|
Избранные
кодексы правил безопасности, разработанные МОТ
Предупреждение
крупных промышленных аварий (Женева, 1991)
Безопасность
труда и здоровья при работе в открытых разработках (Женева, 1991)
Безопасность
и охрана труда в строительстве (Женева, 1992)
Безопасность
при работе с химическими веществами (Женева, 1993)
Предупреждение
несчастных случаев на борту судна в море и порту (Женева, 2-е изд., 1996)
Управление
вопросами, связанными с алкоголем и наркотиками, на рабочем месте (Женева,
1996)
Учет
и уведомление о несчастных случаях на производстве и профессиональных
заболеваниях (Женева, 1996)
Защита
персональной информации о работниках (Женева, 1997)
Безопасность
и охрана труда при работе в лесном хозяйстве (Женева, 2-е изд., 1998)
Факторы
окружающей среды на рабочем месте (Женева, 2001)
Публикации по данному вопросу
ILO:
Declaration on Fundamental Principles and Rights at Work and its Follow-up,
adopted by the International Labour Conference at its 86th Session,
1998. Geneva,
1998 (Декларация МОТ о фундаментальных принципах и правах работников и контроле
за их соблюдением. Принята на 86-й сессии Международной Конференции Труда 1998
г. Женева, 1998)
ILO:
Encyclopaedia of occupational health and safety, edited by Jeanne Mager
Stellman. Geneva, 4th edition, 1998; 4-volume print version and
CD-ROM (Энциклопедия
МОТ по безопасности и гигиене труда. Под редакцией Джин Мейджер
Стеллмэн. Женева, 4-е изд., 1998, четырехтомное издание или CD-ROM)
ILO:
Tehnical and ethical guidelines for workers health surveillance, Occupational
Safety and Health Series, № 72. Geneva, 1998 (MOT: технические и
этические принципы наблюдения за состоянием здоровья работников. Серия «Безопасность и гигиена труда», вып. 72,
Женева,
1998)
United
Nations Conference on Environment and Development (UNCED): Agenda 21 (Chapter
19 on environmentally sound management of chemicals). Rio de Janeiro, Brazil, 1992
(Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД). Повестка дня 21 век
(Глава 19 об экологически рациональном управлении химическими веществами).
Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1992)
Ключевые
слова:
организация (предприятие), управление охраной труда, организация работ по
безопасности и гигиене труда, система управления охраной труда, мероприятия
по охране труда, наблюдение и измерение результатов деятельности, проверка
системы управления охраной труда
|