Настоящий стандарт распространяется на электрические схемы железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), выполняемые вручную или автоматизированным способом, и устанавливает условные графические обозначения элементов и устройств железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки.
Обозначение: | ГОСТ 2.749-84* |
Название рус.: | ЕСКД. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки |
Статус: | действующий Переиздание (октябрь 1994 г.) |
Заменяет собой: | ГОСТ 2.749-70 |
Дата актуализации текста: | 01.10.2008 |
Дата добавления в базу: | 01.02.2009 |
Дата введения в действие: | 01.01.1985 |
Разработан: | МПС СССР Госстандарт СССР |
Утвержден: | Госстандарт СССР (31.03.1984) |
Опубликован: | Издательство стандартов № 1995 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Единая система конструкторской документации
ОБОЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ В СХЕМАХ
ЭЛЕМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ,
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ
ГОСТ 2.749-84
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
мОСКВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Единая система конструкторской документации ЭЛЕМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ Unified system of design documentation. | ГОСТ (CT СЭВ 5680-86) |
Дата введения 01.01.85
Настоящий стандартраспространяется на электрические схемы железнодорожной сигнализации,централизации и блокировки (СЦБ),выполняемые вручную или автоматизированным способом, и устанавливает условныеграфические обозначения элементов и устройств железнодорожной сигнализации,централизации и блокировки.
1.Обозначения реле приведены в табл. 1.
Таблица1
Обозначение | |
1. Реле нейтральное постоянного тока общее обозначение |
|
с двумя параллельно соединенными обмотками |
|
с двумя раздельными обмотками |
|
с нагревательным элементом |
|
с выпрямителем |
|
с замедлением при отпускании |
|
с замедлением при срабатывании |
|
2. Реле поляризованное постоянного тока: нормального действия |
|
с преобладанием полярности |
|
с выпрямительным элементом |
|
3. Реле комбинированное постоянного тока: нормального действия |
|
с замедлением при отпускании нейтрального якоря |
|
с самоудержанием нейтрального якоря |
|
4. Реле с магнитной системой, реагирующей на ток одной полярности: нормального действия |
|
с замедлением при отпускании |
|
5. Реле (датчик) импульсов, маятниковое постоянного тока |
|
6. Реле переменного тока одноэлементное |
|
двухэлементное |
|
7. Реле трансмиттерное переменного тока |
|
Примечания: При выполнении схем автоматизированным способом допускается вместо зачернения подменять наклонную штриховку, например, реле постоянного тока с замедлением при отпускании. 2. Реле, предназначенное для выполнения вспомогательных функций, обозначают в соответствии с ГОСТ 2756-76 |
|
2. Обозначения контактов коммутационныхустройств приведены в табл. 2.
Таблица 2
Обозначение | |
1. Контакт нейтрального якоря реле: замыкающий |
|
размыкающий |
|
переключающий |
|
усиленный замыкающий |
|
усиленный размыкающий |
|
усиленный переключающий |
|
переключающий с магнитным гашением |
|
переключающий с безобрывным переключением |
|
2. Контакт поляризованного якоря поляризованного реле: переключающий |
|
с магнитным гашением |
|
усиленный |
|
3. Контакт кнопочного выключателя без фиксации при нажатии: замыкающий |
|
размыкающий |
|
переключающий |
|
4. Контакт кнопочного выключателя с фиксацией при нажатии замыкающий |
|
размыкающий |
|
переключающий |
|
5. Контакт коммутатора |
|
6. Контакт ключа-жезла |
|
Примечание. Условные обозначения допускается выполнять линиямиодной толщины.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3. Обозначения стрелок соборудованием на схематическом плане приведены в табл. 3.
Таблица 3
Обозначение | |
1. Стрелка, не оборудованная устройствами СЦБ |
|
2. Стрелка, оборудованная контрольными замками: одним |
|
двумя |
|
3. Стрелка, оборудовавшая электрозамком |
|
4. Стрелка, оборудованная электрическим приводом: одиночная |
|
перекрестная |
|
5. Стрелка, оборудованная электрическим приводом с двойным управлением |
|
6. Стрелка, оборудованная электрическим приводом, включенная в маневровую централизацию |
|
7. Стрелка сбрасывающая, оборудованная электрическим приводом |
|
8. Стрелка сбрасывающая, не оборудованная устройствами СЦБ |
|
9. Стрелка с подвижным сердечником, оборудованная электрическим приводом |
|
4. Обозначения стрелок с оборудованием насхематическом плане, выполненном с соблюдением масштаба путевого развития,приведены в табл. 4.
Таблица 4
Обозначение | |
1. Стрелка, не оборудованная устройствами СЦБ |
|
2. Стрелка, оборудованная контрольными замками: одним |
|
двумя |
|
3. Стрелка, оборудованная электрическим приводом |
|
4. Стрелка, оборудованная электрическим приводом с двойным управлением |
|
5. Стрелка, оборудованная электрическим приводом, включенная в маневровую централизацию |
|
6. Стрелка сбрасывающая, оборудованная электрическим приводом Примечание к пп. 4-6. Условное обозначение «->» показывает нормальное положение остряков стрелочного перевода, принятое за плюсовое. |
|
5. Обозначения светофоров, указателей ишлагбаумов приведены в табл. 5.
Таблица 5
Обозначение | |
1. Светофор без трансформаторного ящика: на железобетонной мачте |
|
на металлической мачте |
|
2. Светофор с трансформаторным ящиком: с одним |
|
с двумя: |
|
3. Светофор карликовый |
|
4. Светофор, устанавливаемый в туннелях |
|
5. Светофор на консоли на металлической мачте |
|
6. Светофор на мостике на железобетонных опорах |
|
Примечания к пп. 1-6: 1. Число кружков должно соответствовать числу сигнальных огней светофора. 2. У сигнального огня, имеющего двухнитевую лампу, ставится цифра 2. |
|
7. Светофор заградительный: на железобетонной мачте |
|
карликовый |
|
8. Светофор, предупредительный к заградительному: на железобетонной мачте |
|
карликовый |
|
9. Светофор повторительный: на железобетонной мачте |
|
карликовый |
|
10. Светофор с указателем отсутствия тормозного пути белого цвета на мачте: одинарным |
|
сдвоенным |
|
11 Светофор с сигнальной полосой зеленого цвета (указатель скорости) на мачте |
|
12. Светофор с условно-разрешающим сигналом на мачте |
|
13 Светофор с колонкой местного управления на мачте |
|
14 Светофор с двузначным карликовым светофором на мачте |
|
15 Светофор с телефоном (наружной установки в ящике) на мачте |
|
16 Светофор со звонком на мачте |
|
17. Светофор с платформенным выключателем на мачте |
|
18. Указатель маршрутный буквенно-цифровой с зелеными линзами |
|
с белыми линзами |
|
Например: указатель маршрутный с белыми линзами на мачте светофора; |
|
указатель маршрутный сдвоенный с зелеными и белыми линзами на мачте светофора |
|
19. Указатель маршрутный положения |
|
Например, указатель маршрутный положения на отдельной мачте |
|
20. Указатель перегрева букс |
|
Например, указатель перегрева букс на отдельной мачте |
|
21 Светофор переездной сигнализации |
|
22. Шлагбаум автоматический со светофором переездной сигнализации |
|
23. Шлагбаум полуавтоматический со светофором переездной сигнализации |
|
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6. Обозначения сигнальных огнейприведены в табл. 6.
Таблица6
Обозначение | |
1. Цвет сигнальных огней светофоров: красный |
|
зеленый |
|
желтый |
|
белый |
|
синий |
|
2. Заглушка сигнального огня |
|
3. Огонь сигнальный мигающий: редкое мигание |
|
частое мигание |
|
4. Цвет контрольных огней для обозначения на аппаратах управления: красный |
|
зеленый |
|
желтый |
|
белый |
|
7. Обозначения путевого оборудованияприведены в табл. 7.
Таблица7
Обозначение | ||
1. Изолирующий стык на одном рельсе |
| |
2. Изолирующий стык на обоих рельсах |
| |
3. Стык изолирующий, устанавливаемый за предельным столбиком (габаритный) |
| |
4. Стык изолирующий, устанавливаемый между стрелкой и ее предельным столбиком (негабаритный) |
| |
5. Стойка кабельная конечная: общее назначение |
| |
релейная |
| |
питающая |
| |
релейно-питающая |
| |
6. Муфта кабельная разветвительная |
| |
Примечание. Количество направлений указывается цифрой внутри муфты, например, на 7 направлении |
| |
7. Ящик трансформаторный: общее обозначение |
| |
с одним питающим трансформатором |
| |
с двумя питающими трансформаторами |
| |
с одним релейным трансформатором |
| |
с двумя релейными трансформаторами |
| |
с релейно-питающим трансформатором |
| |
с ключом местного управления |
| |
8. Дроссель-трансформатор путевой: общее обозначение |
| |
сдвоенный |
| |
с перемычкой |
| |
ДТ-1-150 |
| |
ДТ-0,6-500 |
| |
ДТ-0,6-500С Примечание. Для других типов дроссель-трансформаторов около обозначения указывается их полное наименование |
| |
9. Ящик трансформаторный с трансформаторами для обогрева контактной системы стрелочных электроприводов: с одним трансформатором |
| |
с двумя трансформаторами |
| |
10. Ящик трансформаторный с установкой в нем выравнивателя или разрядника РВНШ-250 |
| |
11. Привод стрелочный: общее обозначение |
| |
с ящиком и приборами управления стрелкой |
| |
с ящиком и приборами магистрального управления стрелкой |
| |
с кабельной муфтой |
| |
12. Соединитель рельсовый: тяговый |
| |
сигнальный |
| |
13. Клапан электропневматический |
| |
14. Фотодатчик |
| |
15. Осветитель с трансформаторным ящиком |
| |
16. Скоростемер |
| |
17. Шкаф релейный: наружной установки |
| |
наружной установки с телефоном |
| |
туннельной установки |
| |
18. Шкаф батарейный |
| |
Примечание. Количество аккумуляторов указывается цифрой внутри обозначения, например, на 7 аккумуляторов. |
| |
19. Колонка маневровая |
| |
20. Аппаратура напольная перегрева букс |
| |
21. Бункер приема документов |
| |
22. Замедлитель вагонный |
| |
23. Весомер |
| |
24. Датчик путевой: индуктивный |
| |
магнитный |
| |
токовый |
| |
25. Пост стрелочный, будка переездная |
| |
26. Пункт технического осмотра, маневровая вышка |
| |
27. Здание с пультом (аппаратом) управления и местом дежурного |
| |
28. Здание служебно-техническое |
| |
29. Будка релейная |
| |
30. Брус заградительный |
| |
8. Размеры условных графических обозначенийприведены в табл. 8.
Таблица 8
Обозначение | |
1. Реле |
|
2. Реле трансмиттерное |
|
3. Контакт нейтрального якоря реле |
|
4. Контакт поляризованного якоря реле |
|
5. Контакт кнопочного выключателя без фиксации |
|
6. Контакт кнопочного выключателя с фиксацией |
|
7. Контакт коммутатора |
|
8. Контакт ключа-жезла |
|
9. Стрелка, оборудованная устройствами СЦБ: с контрольным замком |
|
с электрическим приводом |
|
10. Светофор |
|
11. Светофор с трансформаторным ящиком |
|
12. Светофор карликовый |
|
13. Светофор заградительный, предупредительный, повторительный |
|
14. Светофор с условно-разрешающим сигналом на мачте |
|
15. Светофор с колонкой местного управления на мачте |
|
l6. Светофор с телефоном на мачте |
|
17. Светофор со звонком на мачте |
|
18. Указатель маршрутный |
|
19. Указатель перегрева букс |
|
20. Шлагбаум автоматический со светофором переездной сигнализации |
|
21. Контрольный огонь для обозначения на аппаратах управления |
|
22. Стык изолирующий на обоих рельсах |
|
23. Стойка кабельная |
|
24. Муфта разветвительная |
|
25. Ящик трансформаторный |
|
26. Дроссель-трансформатор путевой |
|
27. Привод стрелочный |
|
28. Фотодатчик |
|
29. Осветитель |
|
30. Скоростемер |
|
31. Шкаф релейный |
|
32. Шкаф батарейный |
|
33. Колонка маневровая |
|
34. Аппаратура напольная перегрева букс |
|
35. Бункер приема документов |
|
36. Замедлитель вагонный |
|
37. Весомер |
|
38. Датчик путевой |
|
39. Пост стрелочный, будка переездная |
|
40. Пункт технического осмотра, маневровая вышка |
|
41. Здание с аппаратом управления и местом дежурного |
|
42. Здание служебно-техническое (пассажирское здание) |
|
43. Будка релейная |
|
44. Брус заградительный |
|
7, 8 (Измененная редакция, Изм. № 1).
ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщенияСССР, Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ
Ю. Д. Прокопин, Е. И. Булавская, Г. А. Спасов, Ю. Д. Смаль, С. С.Борушек, Т. Н. Назарова
2. УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартамот 31 марта 1984 г. №1166
3 Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 5680-86
4. ВЗАМЕН ГОСТ2.749-70
5. ССЫЛОЧНЫЕНОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на которые дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 2.756-76 |
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1994 г.) с Изменением № 1, утвержденным в марте1987 г. (ИУС № 6-87)