На главную
На главную

ГОСТ 2.749-84* «ЕСКД. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки»

Настоящий стандарт распространяется на электрические схемы железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), выполняемые вручную или автоматизированным способом, и устанавливает условные графические обозначения элементов и устройств железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки.

Обозначение: ГОСТ 2.749-84*
Название рус.: ЕСКД. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки
Статус: действующий Переиздание (октябрь 1994 г.)
Заменяет собой: ГОСТ 2.749-70
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1985
Разработан: МПС СССР
Госстандарт СССР
Утвержден: Госстандарт СССР (31.03.1984)
Опубликован: Издательство стандартов № 1995

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Единая система конструкторской документации

ОБОЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ В СХЕМАХ

ЭЛЕМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ,
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ

ГОСТ 2.749-84

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

мОСКВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Единая система конструкторской документации

ЭЛЕМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ

Unified system of design documentation.
Graphic identifications schemes Elements and means of railway signaling, centralization and blocking

ГОСТ
2.749-84

(CT СЭВ 5680-86)

Дата введения 01.01.85

Настоящий стандартраспространяется на электрические схемы железнодорожной сигнализации,централизации и блокировки (СЦБ),выполняемые вручную или автоматизированным способом, и устанавливает условныеграфические обозначения элементов и устройств железнодорожной сигнализации,централизации и блокировки.

1.Обозначения реле приведены в табл. 1.

Таблица1

Наименование

Обозначение

1. Реле нейтральное постоянного тока общее обозначение

с двумя параллельно соединенными обмотками

с двумя раздельными обмотками

с нагревательным элементом

с выпрямителем

с замедлением при отпускании

с замедлением при срабатывании

2. Реле поляризованное постоянного тока: нормального действия

с преобладанием полярности

с выпрямительным элементом

3. Реле комбинированное постоянного тока: нормального действия

с замедлением при отпускании нейтрального якоря

с самоудержанием нейтрального якоря

4. Реле с магнитной системой, реагирующей на ток одной полярности:

нормального действия

с замедлением при отпускании

5. Реле (датчик) импульсов, маятниковое постоянного тока

6. Реле переменного тока одноэлементное

двухэлементное

7. Реле трансмиттерное переменного тока

Примечания:

При выполнении схем автоматизированным способом допускается вместо зачернения подменять наклонную штриховку, например, реле постоянного тока с замедлением при отпускании.

2. Реле, предназначенное для выполнения вспомогательных функций, обозначают в соответствии с ГОСТ 2756-76

2. Обозначения контактов коммутационныхустройств приведены в табл. 2.

Таблица 2

Наименование

Обозначение

1. Контакт нейтрального якоря реле:

замыкающий

размыкающий

переключающий

усиленный замыкающий

усиленный размыкающий

усиленный переключающий

переключающий с магнитным гашением

переключающий с безобрывным переключением

2. Контакт поляризованного якоря поляризованного реле:

переключающий

с магнитным гашением

усиленный

3. Контакт кнопочного выключателя без фиксации при нажатии:

замыкающий

размыкающий

переключающий

4. Контакт кнопочного выключателя с фиксацией при нажатии

замыкающий

размыкающий

переключающий

5. Контакт коммутатора

6. Контакт ключа-жезла

Примечание. Условные обозначения допускается выполнять линиямиодной толщины.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3. Обозначения стрелок соборудованием на схематическом плане приведены в табл. 3.

Таблица 3

Наименование

Обозначение

1. Стрелка, не оборудованная устройствами СЦБ

2. Стрелка, оборудованная контрольными замками:

одним

двумя

3. Стрелка, оборудовавшая электрозамком

4. Стрелка, оборудованная электрическим приводом:

одиночная

перекрестная

5. Стрелка, оборудованная электрическим приводом с двойным управлением

6. Стрелка, оборудованная электрическим приводом, включенная в маневровую централизацию

7. Стрелка сбрасывающая, оборудованная электрическим приводом

8. Стрелка сбрасывающая, не оборудованная устройствами СЦБ

9. Стрелка с подвижным сердечником, оборудованная электрическим приводом

4. Обозначения стрелок с оборудованием насхематическом плане, выполненном с соблюдением масштаба путевого развития,приведены в табл. 4.

Таблица 4

Наименование

Обозначение

1. Стрелка, не оборудованная устройствами СЦБ

2. Стрелка, оборудованная контрольными замками: одним

двумя

3. Стрелка, оборудованная электрическим приводом

4. Стрелка, оборудованная электрическим приводом с двойным управлением

5. Стрелка, оборудованная электрическим приводом, включенная в маневровую централизацию

6. Стрелка сбрасывающая, оборудованная электрическим приводом

Примечание к пп. 4-6. Условное обозначение «->» показывает нормальное положение остряков стрелочного перевода, принятое за плюсовое.

5. Обозначения светофоров, указателей ишлагбаумов приведены в табл. 5.

Таблица 5

Наименование

Обозначение

1. Светофор без трансформаторного ящика: на железобетонной мачте

на металлической мачте

2. Светофор с трансформаторным ящиком:

с одним

с двумя:

3. Светофор карликовый

4. Светофор, устанавливаемый в туннелях

5. Светофор на консоли на металлической мачте

6. Светофор на мостике на железобетонных опорах

Примечания к пп. 1-6:

1. Число кружков должно соответствовать числу сигнальных огней светофора.

2. У сигнального огня, имеющего двухнитевую лампу, ставится цифра 2.

7. Светофор заградительный:

на железобетонной мачте

карликовый

8. Светофор, предупредительный к заградительному:

на железобетонной мачте

карликовый

9. Светофор повторительный:

на железобетонной мачте

карликовый

10. Светофор с указателем отсутствия тормозного пути белого цвета на мачте:

одинарным

сдвоенным

11 Светофор с сигнальной полосой зеленого цвета (указатель скорости) на мачте

12. Светофор с условно-разрешающим сигналом на мачте

13 Светофор с колонкой местного управления на мачте

14 Светофор с двузначным карликовым светофором на мачте

15 Светофор с телефоном (наружной установки в ящике) на мачте

16 Светофор со звонком на мачте

17. Светофор с платформенным выключателем на мачте

18. Указатель маршрутный буквенно-цифровой

с зелеными линзами

с белыми линзами

Например:

указатель маршрутный с белыми линзами на мачте светофора;

указатель маршрутный сдвоенный с зелеными и белыми линзами на мачте светофора

19. Указатель маршрутный положения

Например, указатель маршрутный положения на отдельной мачте

20. Указатель перегрева букс

Например, указатель перегрева букс на отдельной мачте

21 Светофор переездной сигнализации

22. Шлагбаум автоматический со светофором переездной сигнализации

23. Шлагбаум полуавтоматический со светофором переездной сигнализации

(Измененная редакция, Изм. № 1).

6. Обозначения сигнальных огнейприведены в табл. 6.

Таблица6

Наименование

Обозначение

1. Цвет сигнальных огней светофоров: красный

зеленый

желтый

белый

синий

2. Заглушка сигнального огня

3. Огонь сигнальный мигающий: редкое мигание

частое мигание

4. Цвет контрольных огней для обозначения на аппаратах управления:

красный

зеленый

желтый

белый

7. Обозначения путевого оборудованияприведены в табл. 7.

Таблица7

Наименование

Обозначение

1. Изолирующий стык на одном рельсе

2. Изолирующий стык на обоих рельсах

3. Стык изолирующий, устанавливаемый за предельным столбиком (габаритный)

4. Стык изолирующий, устанавливаемый между стрелкой и ее предельным столбиком (негабаритный)

5. Стойка кабельная конечная:

общее назначение

релейная

питающая

релейно-питающая

6. Муфта кабельная разветвительная

Примечание. Количество направлений указывается цифрой внутри муфты, например, на 7 направлении

7. Ящик трансформаторный:

общее обозначение

с одним питающим трансформатором

с двумя питающими трансформаторами

с одним релейным трансформатором

с двумя релейными трансформаторами

с релейно-питающим трансформатором

с ключом местного управления

8. Дроссель-трансформатор путевой: общее обозначение

сдвоенный

с перемычкой

ДТ-1-150

ДТ-0,6-500

ДТ-0,6-500С

Примечание. Для других типов дроссель-трансформаторов около обозначения указывается их полное наименование

9. Ящик трансформаторный с трансформаторами для обогрева контактной системы стрелочных электроприводов:

с одним трансформатором

с двумя трансформаторами

10. Ящик трансформаторный с установкой в нем выравнивателя или разрядника РВНШ-250

11. Привод стрелочный:

общее обозначение

с ящиком и приборами управления стрелкой

с ящиком и приборами магистрального управления стрелкой

с кабельной муфтой

12. Соединитель рельсовый:

тяговый

сигнальный

13. Клапан электропневматический

14. Фотодатчик

15. Осветитель с трансформаторным ящиком

16. Скоростемер

17. Шкаф релейный:

наружной установки

наружной установки с телефоном

туннельной установки

18. Шкаф батарейный

Примечание. Количество аккумуляторов указывается цифрой внутри обозначения, например, на 7 аккумуляторов.

19. Колонка маневровая

20. Аппаратура напольная перегрева букс

21. Бункер приема документов

22. Замедлитель вагонный

23. Весомер

24. Датчик путевой:

индуктивный

магнитный

токовый

25. Пост стрелочный, будка переездная

26. Пункт технического осмотра, маневровая вышка

27. Здание с пультом (аппаратом) управления и местом дежурного

28. Здание служебно-техническое

29. Будка релейная

30. Брус заградительный

8. Размеры условных графических обозначенийприведены в табл. 8.

Таблица 8

Наименование

Обозначение

1. Реле

2. Реле трансмиттерное

3. Контакт нейтрального якоря реле

4. Контакт поляризованного якоря реле

5. Контакт кнопочного выключателя без фиксации

6. Контакт кнопочного выключателя с фиксацией

7. Контакт коммутатора

8. Контакт ключа-жезла

9. Стрелка, оборудованная устройствами СЦБ:

с контрольным замком

с электрическим приводом

10. Светофор

11. Светофор с трансформаторным ящиком

12. Светофор карликовый

13. Светофор заградительный, предупредительный, повторительный

14. Светофор с условно-разрешающим сигналом на мачте

15. Светофор с колонкой местного управления на мачте

l6. Светофор с телефоном на мачте

17. Светофор со звонком на мачте

18. Указатель маршрутный

19. Указатель перегрева букс

20. Шлагбаум автоматический со светофором переездной сигнализации

21. Контрольный огонь для обозначения на аппаратах управления

22. Стык изолирующий на обоих рельсах

23. Стойка кабельная

24. Муфта разветвительная

25. Ящик трансформаторный

26. Дроссель-трансформатор путевой

27. Привод стрелочный

28. Фотодатчик

29. Осветитель

30. Скоростемер

31. Шкаф релейный

32. Шкаф батарейный

33. Колонка маневровая

34. Аппаратура напольная перегрева букс

35. Бункер приема документов

36. Замедлитель вагонный

37. Весомер

38. Датчик путевой

39. Пост стрелочный, будка переездная

40. Пункт технического осмотра, маневровая вышка

41. Здание с аппаратом управления и местом дежурного

42. Здание служебно-техническое (пассажирское здание)

43. Будка релейная

44. Брус заградительный

7, 8 (Измененная редакция, Изм. № 1).

ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщенияСССР, Государственным комитетом СССР по стандартам

ИСПОЛНИТЕЛИ

Ю. Д. Прокопин, Е. И. Булавская, Г. А. Спасов, Ю. Д. Смаль, С. С.Борушек, Т. Н. Назарова

2. УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартамот 31 марта 1984 г. №1166

3 Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 5680-86

4. ВЗАМЕН ГОСТ2.749-70

5. ССЫЛОЧНЫЕНОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на которые дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 2.756-76

1

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1994 г.) с Изменением № 1, утвержденным в марте1987 г. (ИУС № 6-87)

588
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.