Настоящий стандарт распространяется на электрические схемы железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), выполняемые вручную или автоматизированным способом, и устанавливает условные графические обозначения элементов и устройств железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки.
| Обозначение: | ГОСТ 2.749-84* |
| Название рус.: | ЕСКД. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки |
| Статус: | действующий Переиздание (октябрь 1994 г.) |
| Заменяет собой: | ГОСТ 2.749-70 |
| Дата актуализации текста: | 01.10.2008 |
| Дата добавления в базу: | 01.02.2009 |
| Дата введения в действие: | 01.01.1985 |
| Разработан: | МПС СССР Госстандарт СССР |
| Утвержден: | Госстандарт СССР (31.03.1984) |
| Опубликован: | Издательство стандартов № 1995 |

ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Единая система конструкторской документации
ОБОЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ В СХЕМАХ
ЭЛЕМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ,
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ
ГОСТ 2.749-84
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
мОСКВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР
| Единая система конструкторской документации ЭЛЕМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ Unified system of design documentation. | ГОСТ (CT СЭВ 5680-86) |
Дата введения 01.01.85
Настоящий стандартраспространяется на электрические схемы железнодорожной сигнализации,централизации и блокировки (СЦБ),выполняемые вручную или автоматизированным способом, и устанавливает условныеграфические обозначения элементов и устройств железнодорожной сигнализации,централизации и блокировки.
1.Обозначения реле приведены в табл. 1.
Таблица1
| Обозначение | |
| 1. Реле нейтральное постоянного тока общее обозначение |
|
| с двумя параллельно соединенными обмотками |
|
| с двумя раздельными обмотками |
|
| с нагревательным элементом |
|
| с выпрямителем |
|
| с замедлением при отпускании |
|
| с замедлением при срабатывании |
|
| 2. Реле поляризованное постоянного тока: нормального действия |
|
| с преобладанием полярности |
|
| с выпрямительным элементом |
|
| 3. Реле комбинированное постоянного тока: нормального действия |
|
| с замедлением при отпускании нейтрального якоря |
|
| с самоудержанием нейтрального якоря |
|
| 4. Реле с магнитной системой, реагирующей на ток одной полярности: нормального действия |
|
| с замедлением при отпускании |
|
| 5. Реле (датчик) импульсов, маятниковое постоянного тока |
|
| 6. Реле переменного тока одноэлементное |
|
| двухэлементное |
|
| 7. Реле трансмиттерное переменного тока |
|
| Примечания: При выполнении схем автоматизированным способом допускается вместо зачернения подменять наклонную штриховку, например, реле постоянного тока с замедлением при отпускании. 2. Реле, предназначенное для выполнения вспомогательных функций, обозначают в соответствии с ГОСТ 2756-76 |
|
2. Обозначения контактов коммутационныхустройств приведены в табл. 2.
Таблица 2
| Обозначение | |
| 1. Контакт нейтрального якоря реле: замыкающий |
|
| размыкающий |
|
| переключающий |
|
| усиленный замыкающий |
|
| усиленный размыкающий |
|
| усиленный переключающий |
|
| переключающий с магнитным гашением |
|
| переключающий с безобрывным переключением |
|
| 2. Контакт поляризованного якоря поляризованного реле: переключающий |
|
| с магнитным гашением |
|
| усиленный |
|
| 3. Контакт кнопочного выключателя без фиксации при нажатии: замыкающий |
|
| размыкающий |
|
| переключающий |
|
| 4. Контакт кнопочного выключателя с фиксацией при нажатии замыкающий |
|
| размыкающий |
|
| переключающий |
|
| 5. Контакт коммутатора |
|
| 6. Контакт ключа-жезла |
|
Примечание. Условные обозначения допускается выполнять линиямиодной толщины.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3. Обозначения стрелок соборудованием на схематическом плане приведены в табл. 3.
Таблица 3
| Обозначение | |
| 1. Стрелка, не оборудованная устройствами СЦБ |
|
| 2. Стрелка, оборудованная контрольными замками: одним |
|
| двумя |
|
| 3. Стрелка, оборудовавшая электрозамком |
|
| 4. Стрелка, оборудованная электрическим приводом: одиночная |
|
| перекрестная |
|
| 5. Стрелка, оборудованная электрическим приводом с двойным управлением |
|
| 6. Стрелка, оборудованная электрическим приводом, включенная в маневровую централизацию |
|
| 7. Стрелка сбрасывающая, оборудованная электрическим приводом |
|
| 8. Стрелка сбрасывающая, не оборудованная устройствами СЦБ |
|
| 9. Стрелка с подвижным сердечником, оборудованная электрическим приводом |
|
4. Обозначения стрелок с оборудованием насхематическом плане, выполненном с соблюдением масштаба путевого развития,приведены в табл. 4.
Таблица 4
| Обозначение | |
| 1. Стрелка, не оборудованная устройствами СЦБ |
|
| 2. Стрелка, оборудованная контрольными замками: одним |
|
| двумя |
|
| 3. Стрелка, оборудованная электрическим приводом |
|
| 4. Стрелка, оборудованная электрическим приводом с двойным управлением |
|
| 5. Стрелка, оборудованная электрическим приводом, включенная в маневровую централизацию |
|
| 6. Стрелка сбрасывающая, оборудованная электрическим приводом Примечание к пп. 4-6. Условное обозначение «->» показывает нормальное положение остряков стрелочного перевода, принятое за плюсовое. |
|
5. Обозначения светофоров, указателей ишлагбаумов приведены в табл. 5.
Таблица 5
| Обозначение | |
| 1. Светофор без трансформаторного ящика: на железобетонной мачте |
|
| на металлической мачте |
|
| 2. Светофор с трансформаторным ящиком: с одним |
|
| с двумя: |
|
| 3. Светофор карликовый |
|
| 4. Светофор, устанавливаемый в туннелях |
|
| 5. Светофор на консоли на металлической мачте |
|
| 6. Светофор на мостике на железобетонных опорах |
|
| Примечания к пп. 1-6: 1. Число кружков должно соответствовать числу сигнальных огней светофора. 2. У сигнального огня, имеющего двухнитевую лампу, ставится цифра 2. |
|
| 7. Светофор заградительный: на железобетонной мачте |
|
| карликовый |
|
| 8. Светофор, предупредительный к заградительному: на железобетонной мачте |
|
| карликовый |
|
| 9. Светофор повторительный: на железобетонной мачте |
|
| карликовый |
|
| 10. Светофор с указателем отсутствия тормозного пути белого цвета на мачте: одинарным |
|
| сдвоенным |
|
| 11 Светофор с сигнальной полосой зеленого цвета (указатель скорости) на мачте |
|
| 12. Светофор с условно-разрешающим сигналом на мачте |
|
| 13 Светофор с колонкой местного управления на мачте |
|
| 14 Светофор с двузначным карликовым светофором на мачте |
|
| 15 Светофор с телефоном (наружной установки в ящике) на мачте |
|
| 16 Светофор со звонком на мачте |
|
| 17. Светофор с платформенным выключателем на мачте |
|
| 18. Указатель маршрутный буквенно-цифровой с зелеными линзами |
|
| с белыми линзами |
|
| Например: указатель маршрутный с белыми линзами на мачте светофора; |
|
| указатель маршрутный сдвоенный с зелеными и белыми линзами на мачте светофора |
|
| 19. Указатель маршрутный положения |
|
| Например, указатель маршрутный положения на отдельной мачте |
|
| 20. Указатель перегрева букс |
|
| Например, указатель перегрева букс на отдельной мачте |
|
| 21 Светофор переездной сигнализации |
|
| 22. Шлагбаум автоматический со светофором переездной сигнализации |
|
| 23. Шлагбаум полуавтоматический со светофором переездной сигнализации |
|
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6. Обозначения сигнальных огнейприведены в табл. 6.
Таблица6
| Обозначение | |
| 1. Цвет сигнальных огней светофоров: красный |
|
| зеленый |
|
| желтый |
|
| белый |
|
| синий |
|
| 2. Заглушка сигнального огня |
|
| 3. Огонь сигнальный мигающий: редкое мигание |
|
| частое мигание |
|
| 4. Цвет контрольных огней для обозначения на аппаратах управления: красный |
|
| зеленый |
|
| желтый |
|
| белый |
|
7. Обозначения путевого оборудованияприведены в табл. 7.
Таблица7
| Обозначение | ||
| 1. Изолирующий стык на одном рельсе |
| |
| 2. Изолирующий стык на обоих рельсах |
| |
| 3. Стык изолирующий, устанавливаемый за предельным столбиком (габаритный) |
| |
| 4. Стык изолирующий, устанавливаемый между стрелкой и ее предельным столбиком (негабаритный) |
| |
| 5. Стойка кабельная конечная: общее назначение |
| |
| релейная |
| |
| питающая |
| |
| релейно-питающая |
| |
| 6. Муфта кабельная разветвительная |
| |
| Примечание. Количество направлений указывается цифрой внутри муфты, например, на 7 направлении |
| |
| 7. Ящик трансформаторный: общее обозначение |
| |
| с одним питающим трансформатором |
| |
| с двумя питающими трансформаторами |
| |
| с одним релейным трансформатором |
| |
| с двумя релейными трансформаторами |
| |
| с релейно-питающим трансформатором |
| |
| с ключом местного управления |
| |
| 8. Дроссель-трансформатор путевой: общее обозначение |
| |
| сдвоенный |
| |
| с перемычкой |
| |
| ДТ-1-150 |
| |
| ДТ-0,6-500 |
| |
| ДТ-0,6-500С Примечание. Для других типов дроссель-трансформаторов около обозначения указывается их полное наименование |
| |
| 9. Ящик трансформаторный с трансформаторами для обогрева контактной системы стрелочных электроприводов: с одним трансформатором |
| |
| с двумя трансформаторами |
| |
| 10. Ящик трансформаторный с установкой в нем выравнивателя или разрядника РВНШ-250 |
| |
| 11. Привод стрелочный: общее обозначение |
| |
| с ящиком и приборами управления стрелкой |
| |
| с ящиком и приборами магистрального управления стрелкой |
| |
| с кабельной муфтой |
| |
| 12. Соединитель рельсовый: тяговый |
| |
| сигнальный |
| |
| 13. Клапан электропневматический |
| |
| 14. Фотодатчик |
| |
| 15. Осветитель с трансформаторным ящиком |
| |
| 16. Скоростемер |
| |
| 17. Шкаф релейный: наружной установки |
| |
| наружной установки с телефоном |
| |
| туннельной установки |
| |
| 18. Шкаф батарейный |
| |
| Примечание. Количество аккумуляторов указывается цифрой внутри обозначения, например, на 7 аккумуляторов. |
| |
| 19. Колонка маневровая |
| |
| 20. Аппаратура напольная перегрева букс |
| |
| 21. Бункер приема документов |
| |
| 22. Замедлитель вагонный |
| |
| 23. Весомер |
| |
| 24. Датчик путевой: индуктивный |
| |
| магнитный |
| |
| токовый |
| |
| 25. Пост стрелочный, будка переездная |
| |
| 26. Пункт технического осмотра, маневровая вышка |
| |
| 27. Здание с пультом (аппаратом) управления и местом дежурного |
| |
| 28. Здание служебно-техническое |
| |
| 29. Будка релейная |
| |
| 30. Брус заградительный |
| |
8. Размеры условных графических обозначенийприведены в табл. 8.
Таблица 8
| Обозначение | |
| 1. Реле |
|
| 2. Реле трансмиттерное |
|
| 3. Контакт нейтрального якоря реле |
|
| 4. Контакт поляризованного якоря реле |
|
| 5. Контакт кнопочного выключателя без фиксации |
|
| 6. Контакт кнопочного выключателя с фиксацией |
|
| 7. Контакт коммутатора |
|
| 8. Контакт ключа-жезла |
|
| 9. Стрелка, оборудованная устройствами СЦБ: с контрольным замком |
|
| с электрическим приводом |
|
| 10. Светофор |
|
| 11. Светофор с трансформаторным ящиком |
|
| 12. Светофор карликовый |
|
| 13. Светофор заградительный, предупредительный, повторительный |
|
| 14. Светофор с условно-разрешающим сигналом на мачте |
|
| 15. Светофор с колонкой местного управления на мачте |
|
| l6. Светофор с телефоном на мачте |
|
| 17. Светофор со звонком на мачте |
|
| 18. Указатель маршрутный |
|
| 19. Указатель перегрева букс |
|
| 20. Шлагбаум автоматический со светофором переездной сигнализации |
|
| 21. Контрольный огонь для обозначения на аппаратах управления |
|
| 22. Стык изолирующий на обоих рельсах |
|
| 23. Стойка кабельная |
|
| 24. Муфта разветвительная |
|
| 25. Ящик трансформаторный |
|
| 26. Дроссель-трансформатор путевой |
|
| 27. Привод стрелочный |
|
| 28. Фотодатчик |
|
| 29. Осветитель |
|
| 30. Скоростемер |
|
| 31. Шкаф релейный |
|
| 32. Шкаф батарейный |
|
| 33. Колонка маневровая |
|
| 34. Аппаратура напольная перегрева букс |
|
| 35. Бункер приема документов |
|
| 36. Замедлитель вагонный |
|
| 37. Весомер |
|
| 38. Датчик путевой |
|
| 39. Пост стрелочный, будка переездная |
|
| 40. Пункт технического осмотра, маневровая вышка |
|
| 41. Здание с аппаратом управления и местом дежурного |
|
| 42. Здание служебно-техническое (пассажирское здание) |
|
| 43. Будка релейная |
|
| 44. Брус заградительный |
|
7, 8 (Измененная редакция, Изм. № 1).
ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщенияСССР, Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ
Ю. Д. Прокопин, Е. И. Булавская, Г. А. Спасов, Ю. Д. Смаль, С. С.Борушек, Т. Н. Назарова
2. УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартамот 31 марта 1984 г. №1166
3 Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 5680-86
4. ВЗАМЕН ГОСТ2.749-70
5. ССЫЛОЧНЫЕНОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
| Обозначение НТД, на которые дана ссылка | Номер пункта |
| ГОСТ 2.756-76 |
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1994 г.) с Изменением № 1, утвержденным в марте1987 г. (ИУС № 6-87)