Настоящий стандарт распространяется на электрические схемы железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), выполняемые вручную или автоматизированным способом, и устанавливает условные графические обозначения элементов и устройств железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки.
Обозначение: | ГОСТ 2.749-84* |
Название рус.: | ЕСКД. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки |
Статус: | действующий Переиздание (октябрь 1994 г.) |
Заменяет собой: | ГОСТ 2.749-70 |
Дата актуализации текста: | 01.10.2008 |
Дата добавления в базу: | 01.02.2009 |
Дата введения в действие: | 01.01.1985 |
Разработан: | МПС СССР Госстандарт СССР |
Утвержден: | Госстандарт СССР (31.03.1984) |
Опубликован: | Издательство стандартов № 1995 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Единая система конструкторской документации
ОБОЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ В СХЕМАХ
ЭЛЕМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ,
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ
ГОСТ 2.749-84
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
мОСКВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Единая система конструкторской документации ЭЛЕМЕНТЫ И УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ Unified system of design documentation. | ГОСТ (CT СЭВ 5680-86) |
Дата введения 01.01.85
Настоящий стандартраспространяется на электрические схемы железнодорожной сигнализации,централизации и блокировки (СЦБ),выполняемые вручную или автоматизированным способом, и устанавливает условныеграфические обозначения элементов и устройств железнодорожной сигнализации,централизации и блокировки.
1.Обозначения реле приведены в табл. 1.
Таблица1
Обозначение | |
1. Реле нейтральное постоянного тока общее обозначение | |
с двумя параллельно соединенными обмотками | |
с двумя раздельными обмотками | |
с нагревательным элементом | |
с выпрямителем | |
с замедлением при отпускании | |
с замедлением при срабатывании | |
2. Реле поляризованное постоянного тока: нормального действия | |
с преобладанием полярности | |
с выпрямительным элементом | |
3. Реле комбинированное постоянного тока: нормального действия | |
с замедлением при отпускании нейтрального якоря | |
с самоудержанием нейтрального якоря | |
4. Реле с магнитной системой, реагирующей на ток одной полярности: нормального действия | |
с замедлением при отпускании | |
5. Реле (датчик) импульсов, маятниковое постоянного тока | |
6. Реле переменного тока одноэлементное | |
двухэлементное | |
7. Реле трансмиттерное переменного тока | |
Примечания: При выполнении схем автоматизированным способом допускается вместо зачернения подменять наклонную штриховку, например, реле постоянного тока с замедлением при отпускании. 2. Реле, предназначенное для выполнения вспомогательных функций, обозначают в соответствии с ГОСТ 2756-76 | |
2. Обозначения контактов коммутационныхустройств приведены в табл. 2.
Таблица 2
Обозначение | |
1. Контакт нейтрального якоря реле: замыкающий | |
размыкающий | |
переключающий | |
усиленный замыкающий | |
усиленный размыкающий | |
усиленный переключающий | |
переключающий с магнитным гашением | |
переключающий с безобрывным переключением | |
2. Контакт поляризованного якоря поляризованного реле: переключающий | |
с магнитным гашением | |
усиленный | |
3. Контакт кнопочного выключателя без фиксации при нажатии: замыкающий | |
размыкающий | |
переключающий | |
4. Контакт кнопочного выключателя с фиксацией при нажатии замыкающий | |
размыкающий | |
переключающий | |
5. Контакт коммутатора | |
6. Контакт ключа-жезла | |
Примечание. Условные обозначения допускается выполнять линиямиодной толщины.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3. Обозначения стрелок соборудованием на схематическом плане приведены в табл. 3.
Таблица 3
Обозначение | |
1. Стрелка, не оборудованная устройствами СЦБ | |
2. Стрелка, оборудованная контрольными замками: одним | |
двумя | |
3. Стрелка, оборудовавшая электрозамком | |
4. Стрелка, оборудованная электрическим приводом: одиночная | |
перекрестная | |
5. Стрелка, оборудованная электрическим приводом с двойным управлением | |
6. Стрелка, оборудованная электрическим приводом, включенная в маневровую централизацию | |
7. Стрелка сбрасывающая, оборудованная электрическим приводом | |
8. Стрелка сбрасывающая, не оборудованная устройствами СЦБ | |
9. Стрелка с подвижным сердечником, оборудованная электрическим приводом | |
4. Обозначения стрелок с оборудованием насхематическом плане, выполненном с соблюдением масштаба путевого развития,приведены в табл. 4.
Таблица 4
Обозначение | |
1. Стрелка, не оборудованная устройствами СЦБ | |
2. Стрелка, оборудованная контрольными замками: одним | |
двумя | |
3. Стрелка, оборудованная электрическим приводом | |
4. Стрелка, оборудованная электрическим приводом с двойным управлением | |
5. Стрелка, оборудованная электрическим приводом, включенная в маневровую централизацию | |
6. Стрелка сбрасывающая, оборудованная электрическим приводом Примечание к пп. 4-6. Условное обозначение «->» показывает нормальное положение остряков стрелочного перевода, принятое за плюсовое. | |
5. Обозначения светофоров, указателей ишлагбаумов приведены в табл. 5.
Таблица 5
Обозначение | |
1. Светофор без трансформаторного ящика: на железобетонной мачте | |
на металлической мачте | |
2. Светофор с трансформаторным ящиком: с одним | |
с двумя: | |
3. Светофор карликовый | |
4. Светофор, устанавливаемый в туннелях | |
5. Светофор на консоли на металлической мачте | |
6. Светофор на мостике на железобетонных опорах | |
Примечания к пп. 1-6: 1. Число кружков должно соответствовать числу сигнальных огней светофора. 2. У сигнального огня, имеющего двухнитевую лампу, ставится цифра 2. | |
7. Светофор заградительный: на железобетонной мачте | |
карликовый | |
8. Светофор, предупредительный к заградительному: на железобетонной мачте | |
карликовый | |
9. Светофор повторительный: на железобетонной мачте | |
карликовый | |
10. Светофор с указателем отсутствия тормозного пути белого цвета на мачте: одинарным | |
сдвоенным | |
11 Светофор с сигнальной полосой зеленого цвета (указатель скорости) на мачте | |
12. Светофор с условно-разрешающим сигналом на мачте | |
13 Светофор с колонкой местного управления на мачте | |
14 Светофор с двузначным карликовым светофором на мачте | |
15 Светофор с телефоном (наружной установки в ящике) на мачте | |
16 Светофор со звонком на мачте | |
17. Светофор с платформенным выключателем на мачте | |
18. Указатель маршрутный буквенно-цифровой с зелеными линзами | |
с белыми линзами | |
Например: указатель маршрутный с белыми линзами на мачте светофора; | |
указатель маршрутный сдвоенный с зелеными и белыми линзами на мачте светофора | |
19. Указатель маршрутный положения | |
Например, указатель маршрутный положения на отдельной мачте | |
20. Указатель перегрева букс | |
Например, указатель перегрева букс на отдельной мачте | |
21 Светофор переездной сигнализации | |
22. Шлагбаум автоматический со светофором переездной сигнализации | |
23. Шлагбаум полуавтоматический со светофором переездной сигнализации | |
(Измененная редакция, Изм. № 1).
6. Обозначения сигнальных огнейприведены в табл. 6.
Таблица6
Обозначение | |
1. Цвет сигнальных огней светофоров: красный | |
зеленый | |
желтый | |
белый | |
синий | |
2. Заглушка сигнального огня | |
3. Огонь сигнальный мигающий: редкое мигание | |
частое мигание | |
4. Цвет контрольных огней для обозначения на аппаратах управления: красный | |
зеленый | |
желтый | |
белый | |
7. Обозначения путевого оборудованияприведены в табл. 7.
Таблица7
Обозначение | ||
1. Изолирующий стык на одном рельсе | | |
2. Изолирующий стык на обоих рельсах | | |
3. Стык изолирующий, устанавливаемый за предельным столбиком (габаритный) | | |
4. Стык изолирующий, устанавливаемый между стрелкой и ее предельным столбиком (негабаритный) | | |
5. Стойка кабельная конечная: общее назначение | | |
релейная | | |
питающая | | |
релейно-питающая | | |
6. Муфта кабельная разветвительная | | |
Примечание. Количество направлений указывается цифрой внутри муфты, например, на 7 направлении | | |
7. Ящик трансформаторный: общее обозначение | | |
с одним питающим трансформатором | | |
с двумя питающими трансформаторами | | |
с одним релейным трансформатором | | |
с двумя релейными трансформаторами | | |
с релейно-питающим трансформатором | | |
с ключом местного управления | | |
8. Дроссель-трансформатор путевой: общее обозначение | | |
сдвоенный | | |
с перемычкой | | |
ДТ-1-150 | | |
ДТ-0,6-500 | | |
ДТ-0,6-500С Примечание. Для других типов дроссель-трансформаторов около обозначения указывается их полное наименование | | |
9. Ящик трансформаторный с трансформаторами для обогрева контактной системы стрелочных электроприводов: с одним трансформатором | | |
с двумя трансформаторами | | |
10. Ящик трансформаторный с установкой в нем выравнивателя или разрядника РВНШ-250 | | |
11. Привод стрелочный: общее обозначение | | |
с ящиком и приборами управления стрелкой | | |
с ящиком и приборами магистрального управления стрелкой | | |
с кабельной муфтой | | |
12. Соединитель рельсовый: тяговый | | |
сигнальный | | |
13. Клапан электропневматический | | |
14. Фотодатчик | | |
15. Осветитель с трансформаторным ящиком | | |
16. Скоростемер | | |
17. Шкаф релейный: наружной установки | | |
наружной установки с телефоном | | |
туннельной установки | | |
18. Шкаф батарейный | | |
Примечание. Количество аккумуляторов указывается цифрой внутри обозначения, например, на 7 аккумуляторов. | | |
19. Колонка маневровая | | |
20. Аппаратура напольная перегрева букс | | |
21. Бункер приема документов | | |
22. Замедлитель вагонный | | |
23. Весомер | | |
24. Датчик путевой: индуктивный | | |
магнитный | | |
токовый | | |
25. Пост стрелочный, будка переездная | | |
26. Пункт технического осмотра, маневровая вышка | | |
27. Здание с пультом (аппаратом) управления и местом дежурного | | |
28. Здание служебно-техническое | | |
29. Будка релейная | | |
30. Брус заградительный | | |
8. Размеры условных графических обозначенийприведены в табл. 8.
Таблица 8
Обозначение | |
1. Реле | |
2. Реле трансмиттерное | |
3. Контакт нейтрального якоря реле | |
4. Контакт поляризованного якоря реле | |
5. Контакт кнопочного выключателя без фиксации | |
6. Контакт кнопочного выключателя с фиксацией | |
7. Контакт коммутатора | |
8. Контакт ключа-жезла | |
9. Стрелка, оборудованная устройствами СЦБ: с контрольным замком | |
с электрическим приводом | |
10. Светофор | |
11. Светофор с трансформаторным ящиком | |
12. Светофор карликовый | |
13. Светофор заградительный, предупредительный, повторительный | |
14. Светофор с условно-разрешающим сигналом на мачте | |
15. Светофор с колонкой местного управления на мачте | |
l6. Светофор с телефоном на мачте | |
17. Светофор со звонком на мачте | |
18. Указатель маршрутный | |
19. Указатель перегрева букс | |
20. Шлагбаум автоматический со светофором переездной сигнализации | |
21. Контрольный огонь для обозначения на аппаратах управления | |
22. Стык изолирующий на обоих рельсах | |
23. Стойка кабельная | |
24. Муфта разветвительная | |
25. Ящик трансформаторный | |
26. Дроссель-трансформатор путевой | |
27. Привод стрелочный | |
28. Фотодатчик | |
29. Осветитель | |
30. Скоростемер | |
31. Шкаф релейный | |
32. Шкаф батарейный | |
33. Колонка маневровая | |
34. Аппаратура напольная перегрева букс | |
35. Бункер приема документов | |
36. Замедлитель вагонный | |
37. Весомер | |
38. Датчик путевой | |
39. Пост стрелочный, будка переездная | |
40. Пункт технического осмотра, маневровая вышка | |
41. Здание с аппаратом управления и местом дежурного | |
42. Здание служебно-техническое (пассажирское здание) | |
43. Будка релейная | |
44. Брус заградительный | |
7, 8 (Измененная редакция, Изм. № 1).
ИНФОРМАЦИОННЫЕДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщенияСССР, Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ
Ю. Д. Прокопин, Е. И. Булавская, Г. А. Спасов, Ю. Д. Смаль, С. С.Борушек, Т. Н. Назарова
2. УТВЕРЖДЕН ИВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартамот 31 марта 1984 г. №1166
3 Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 5680-86
4. ВЗАМЕН ГОСТ2.749-70
5. ССЫЛОЧНЫЕНОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на которые дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 2.756-76 |
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1994 г.) с Изменением № 1, утвержденным в марте1987 г. (ИУС № 6-87)