ГОСТ 1.2-97* «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Сфера
Велко
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

ГОСТ 1.2-97* «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Стандарт устанавливает порядок разработки, принятия, применения, обновления (внесения изменений, пересмотра) и отмены документов по межгосударственной стандартизации (межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации).

Обозначение: ГОСТ 1.2-97*
Название рус.: Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1999
Разработан: ВНИИстандарт Госстандарта России
Утвержден: Межгоссовет по стан.,метр. и сертиф. (21.11.1997)
Опубликован: ИПК Издательство стандартов № 1998<br>ИПК Издательство стандартов № 2003

ГОСТ 1.2-97

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

Межгосударственная системастандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации помежгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения,обновления и отмены

 

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙСОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Минск

 

Предисловие

 

1 РАЗРАБОТАНВсероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт)Госстандарта России

ВНЕСЕНГосстандартом России

2 ПРИНЯТМежгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации(протокол № 12-97 от 21 ноября 1997 г.)

За принятиепроголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгоссстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

ГОСТ 1.2-97

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Межгосударственнаясистема стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации помежгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения,обновления и отмены

Interstate System forStandardization. Interstate standards, rules and recommendations on interstatestandardization. Procedure for development, taking over application. renovationand cancellation

Дата введения1999-01-01*

1 Область применения

Настоящийстандарт устанавливает порядок разработки, принятия, применения, обновления(внесения изменений, пересмотра) и отмены документов по межгосударственнойстандартизации (межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственнойстандартизации)**.

Примечание - В настоящем стандартеприменены термины по ГОСТ1.1

(Измененнаяредакция, Изм. № 2 ).

Положениянастоящего стандарта предназначены для применения национальными органами постандартизации, другими государственными органами управления, Бюро постандартам Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии исертификации (далее - Бюро по стандартам), межгосударственными техническимикомитетами по стандартизации (МТК), национальными техническими комитетами постандартизации (ТК), предприятиями, организациями и другими субъектамихозяйственной деятельности, научно-техническими, инженерными обществами идругими общественными объединениями (далее - общественные объединения)государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики вобласти стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение).

Нанациональном уровне могут быть установлены дополнительные требования,конкретизирующие порядок разработки межгосударственных стандартов, правил ирекомендаций по межгосударственной стандартизации, изменений к ним, порядокприменения и прекращения применения межгосударственных стандартов, правил ирекомендаций по межгосударственной стандартизации на территориигосударства-участника Соглашения.

(Измененнаяредакция, Изм. № 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящемстандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандартымежгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственнойстандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению,содержанию и обозначению

ГОСТ1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятиямеждународных и региональных стандартов в качестве межгосударственныхстандартов

(Измененнаяредакция, Изм. № 1, Изм.№ 2 ).

3 Порядок разработки, принятия и регистрации межгосударственных стандартов

3.1 Общие положения

3.1.1Разработку межгосударственных стандартов (далее - стандартов) осуществляют, какправило, в следующем порядке:

1-я стадия -организация разработки стандарта;

2-я стадия -разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв***;

_____________

* Дату введения стандарта вдействие на территории государств устанавливают их национальные органы постандартизации.

** Порядок разработки,принятия и применения межгосударственных нормативных документов встроительстве, а также порядок внесения в них изменений и прекращенияприменения устанавливает Межгосударственная научно-техническая комиссия постандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве [1].

*** В государстве -разработчике стандарта могут быть проведены дополнительные (предшествующие)стадии разработки стандарта, которые настоящий стандарт не регламентирует.

3-ястадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее нарассмотрение и голосование;

4-я стадия -принятие стандарта и его регистрация.

В обоснованныхслучаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта или введениедополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).

3.1.2.Разработку стандартов осуществляют в соответствии с программой работ помежгосударственной стандартизации или в инициативном порядке.

3.1.3 Приразработке стандартов следует руководствоваться ГОСТ1.0.

При разработкестандартов используют результаты научно-исследовательских,опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результатыпатентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы ирекомендации по стандартизации; прогрессивные национальные стандарты государств- участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достиженияхнауки, техники и технологии.

В качестве основыдля проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий илиразрабатываемый (на любой стадии) национальный стандартгосударства-разработчика, другого государства - участника Соглашения или инойстраны; действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной редакции)международный или региональный стандарт (при наличии соответствующихмеждународных, региональных соглашений или с разрешения соответствующихорганизаций), если требования этого стандарта удовлетворяют целяммежгосударственной стандартизации по ГОСТ1.0 (раздел 4).

При применениив качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного илирегионального стандарта используют правила и методы, установленные ГОСТ1.3.

ГОСТ1.3 также можно применять при разработке межгосударственного стандарта вслучаях использования в качестве основы дляего проекта национального стандарта, в том числе национального стандартагосударства-участника Соглашения, если для этого не приемлемы правила,установленные в 3.2.8.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

3.1.4Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ1.5 с учетом ГОСТ1.3 (в случае применения в качестве основы для проекта межгосударственногостандарта международного или регионального стандарта).

(Измененнаяредакция, Изм. № 2 ).

3.1.5 Пересылку документов в процессеразработки, принятия и регистрации стандартов рекомендуется осуществлять сиспользованием электронной почты соблюдая порядок обмена документами вэлектронном формате, установленный Межгосударственным советом постандартизации, метрологии и сертификации [7].

При получениидокументов рекомендуется направить соответствующее уведомление по электроннойпочте в адрес отправителя. Требования, устанавливающие необходимостьнаправления уведомления о получении проекта стандарта, приведены в 3.2.3.2, 3.2.4.4 и 3.2.6.2.Контроль за соблюдением этих требований возложен на Бюро по стандартам. Приотсутствии электронной почты у получателя проекта стандарта уведомление следуетнаправить факсом, телефонограммой, телеграммой или иным способом,обеспечивающим оперативность его доставки.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

3.1.3-3.1.5(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2 Порядокразработки проектов стандартов

3.2.1Разработке стандарта в государстве - участнике Соглашения предшествует, какправило, подготовка национальным органом по стандартизации государства -участника Соглашения (далее - национальный орган) соответствующего предложенияк программе работ по межгосударственной стандартизации в соответствии спорядком, установленным Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологиии сертификации (далее - Межгосударственный Совет) [2].

3.2.2Организация разработки и рассмотрения проекта стандарта вгосударстве-разработчике осуществляется в соответствии с порядком,установленным национальным органом этого государства.

Перед началомразработки стандарта разработчик (национальный ТК или иная организация)направляет через национальный орган своего государства информацию о начале егоразработки (с краткой аннотацией) в национальные органы других государств,заинтересованных в разработке стандарта и указанных в программе работ помежгосударственной стандартизации, для публикации этой информации илиприменения иных форм ее распространения в этих государствах.

Если проектстандарта разрабатывается в инициативном порядке (без включения в программуработ по межгосударственной стандартизации), то указанная информациянаправляется национальным органам всех государств - участников Соглашения.

3.2.3Порядок разработки и рассмотрения первой редакции проекта стандарта вгосударстве - разработчике стандарта устанавливает его национальный орган.

3.2.2-3.2.3(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.3.1Разработчик стандарта готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительнуюзаписку к нему.

Впояснительной записке приводят:

- основаниедля разработки стандарта, указывая номер темы по программе работ помежгосударственной стандартизации или ссылку на инойорганизационно-распорядительный документ*;

- краткуюхарактеристику объекта стандартизации;

_______________

* В случае разработкистандарта в инициативном порядке приводят соответствующую запись.

-технико-экономическое социальное или иное обоснование разработки стандарта;

- обоснованиецелесообразности разработки стандарта на межгосударственном уровне;

- сведения овзаимосвязи проекта стандарта с другими межгосударственными, международнымистандартами, правилами, и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и(или) сведения о методах применения при разработке проекта стандарта международного(регионального или национального) стандарта (иного нормативного документа);

- предложенияпо изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов,противоречащих предложенному проекту стандарта;

- сведения опатентной чистоте проекта стандарта (при необходимости);

- сведения орассылке национальным органам первой редакции проекта стандарта на отзыв (суказанием исходящих номеров сопроводительных писем) и обобщенную характеристикупринципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);

- переченьисходных документов и другие источники информации, использованные приразработке стандарта, а также предусмотренную законодательством информацию,если данные документы относятся к объектам патентного или авторского права;

- сведения оразработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактноготелефона и адреса электронной почты (при ее наличии у разработчика).

3.2.3.1(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.3.2Национальный орган государства-разработчика направляет первую редакцию проектастандарта с пояснительной запиской в национальные органы государств,заинтересованных в разработке стандарта (указанных в программе работ помежгосударственной стандартизации), а также в Бюро по стандартам.

Если проект стандарта разрабатываетсягосударством - участником Соглашения в инициативном порядке, то он рассылаетсянациональным органам всех государств - участников Соглашения, если они неприслали уведомление о незаинтересованности в разработке данного стандарта.

При рассылке первой редакции проекта стандартана отзыв в сопроводительном письме указывают предельную дату получения отзывовот заинтересованных государств исходя из трехмесячного срока, которыйпредоставляют для рассмотрения проекта стандарта. При этом используют типовуюформулировку: "Окончательная дата получения отзыва - _______/дата".

Срок предоставляемый для рассмотрения проекта,может быть сокращен до 45 дней, если это обусловлено объективными причинами.Причину сокращения срока указывают в сопроводительном письме.

Национальныйорган, получивший проект стандарта, в тот же день направляет по электроннойпочте или иным оперативным способом в адрес национального органагосударства-разработчика и Бюро по стандартам уведомление о получении проектастандарта с указанием даты получения.

3.2.3.2(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.3.3Рассмотрение первой редакции проекта стандарта в заинтересованных государствахосуществляется в пределах, предоставленного для этого срока (с учетомокончательной даты получения отзыва). Отзывы на первую редакцию проектастандарта направляются в адрес национального органа государства-разработчикаили в иной указанный им адрес (в секретариат национального ТК или иномуразработчику стандарта) а также в Бюро по стандартам.

В отзыве замечания и предложения по проектустандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности:

- по проекту в целом;

- по разделам, подразделам, пунктам,подпунктам, перечислениям, приложениям - в порядке изложения проекта стандарта.

Все предложения по проекту стандарта должныбыть обоснованы, а замечания должны носить конкретный характер.

3.2.3.3(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.3.4Национальный орган государства-разработчика рассматривает полученные отзаинтересованных государств отзывы, направляет их разработчику для подготовкиокончательной редакции проекта стандарта и в случае необходимости сообщает своемнение о целесообразности реализации предложений и учета замечаний.

3.2.4Порядок разработки, рассмотрения и согласования окончательной редакции проектастандарта в государстве-разработчике устанавливает его национальный орган.

3.2.4.1а Приразработке окончательной редакции проекта стандарта разработчик готовит сводкуотзывов на его первую редакцию (вторую и последующую редакции, при их наличии),которые поступили от других государств. При этом используют форму сводкиотзывов, установленную в приложенииЕ.

Примечание - При разработкепромежуточных (второй и последующих) редакций проекта стандарта соблюдаютпроцедуру разработки, установленную для первой редакции (см. 3.2.3).При этом вместе с проектом стандарта рассылают сводку отзывов на его предыдущуюредакцию.

3.2.4.1бЦелесообразность учета при подготовке окончательной редакции проекта стандартазамечаний и предложений, которые высказаны в отзывах, поступивших послеустановленной даты их получения, определяет разработчик, если иное неустановлено национальным органом.

3.2.4.1а-3.2.4.1б(Внесены дополнительно, Изм. № 1).

3.2.4.1После принятия национальным органом государства-разработчика решения оготовности проекта стандарта (окончательной редакции) к рассылке нарассмотрение и голосование в другие государства его направляют на издательскоередактирование в ФГУП «Стандартинформ», осуществляющего функцию издательствамежгосударственных стандартов.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2 ).

3.2.4.2 Издательское редактирование проектастандарта осуществляется, как правило, в срок не более пяти дней*.

3.2.4.3При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта его разработчик вноситнеобходимые исправления.

3.2.4.4Национальный орган государства-разработчика стандарта направляет егоокончательную редакцию с пояснительной запиской и сводкой отзывов внациональные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта, атакже в Бюро по стандартам.

Если проектстандарта разрабатывают без включения в программу работ по межгосударственнойстандартизации, то на стадии подготовки окончательной редакции проектастандарта заинтересованными считаются государства, от которых поступили отзывына первую редакцию проекта стандарта.

При рассылкеокончательной редакции проекта стандарта на рассмотрение и голосование всопроводительном письме указывают дату подведения итогов голосования,устанавливаемую не ранее трех месяцев со дня рассылки. При этом используюттиповую формулировку: "дата подведения итогов голосования - ________/дата".

Срок,предоставляемый для рассмотрения окончательной редакции проекта, может бытьсокращен до 45 дней, если это обусловлено объективными причинами. Причинусокращения срока указывают в сопроводительном письме.

Национальныйорган, получивший проект стандарта, в тот же день направляет по электроннойпочте или иным оперативным способом в адрес национального органагосударства-разработчика и Бюро по стандартам уведомление о получении проектастандарта с указанием даты получения.

3.2.4.4(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.4.5 Национальные органы заинтересованныхгосударств организуют рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта, принимаютпо нему решение и направляют в национальный орган государства-разработчикабюллетени голосования до даты подведения итогов голосования а информацию опринятом решении (с обоснованием отрицательного решения) - по электронной почтев Бюро по стандартам. При этом может быть использована система электронногоголосования по проектам межгосударственных нормативных документов.

3.2.4.5(Измененная редакция, Изм. № 1, Изм. № 2).

3.2.4.6Форма бюллетеня голосования и правила его заполнения приведены в приложенияхА и Б.

3.2.4.7 Бюропо стандартам контролирует соблюдение требований ГОСТ 1.0и ГОСТ1.5, а также порядка, установленного настоящим стандартом, в частивыполнения отдельных этапов разработки стандарта, соответствия их сроковпрограмме работ по межгосударственной стандартизации, объективности содержаниясводки отзывов и подведения итогов голосования по проекту стандарта.

Если при этомвыявлены случаи несоответствия, то Бюро по стандартам направляет свои замечаниянациональному органу государства-разработчика стандарта.

3.2.4.7(Внесен дополнительно, Изм. № 1).

3.2.5Национальный орган государства-разработчика стандарта подводит итогиголосования по проекту стандарта, учитывая бюллетени голосования, поступившие кустановленной дате голосования.

Если вбюллетене голосования отмечено, что национальный орган воздерживается в связи снезаинтересованностью в применении данного стандарта, то этот бюллетень вподсчете голосов не учитывают.

3.2.5(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.5.1Результаты голосования по проекту стандарта могут считаться положительными,если за его принятие в предложенной редакции проголосовало не менее двух третейот числа национальных органов государств, заинтересованных в разработкестандарта (без учета национальных органов, воздержавшихся от голосования) ипринявших участие в голосовании, но не менее трех из них.

При подведенииитогов голосования в числе национальных органов, проголосовавших за принятиепредложенной редакции проекта стандарта, учитывается национальный органгосударства-разработчика.

3.2.5.1(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.5.2 Приположительных результатах голосования по проекту стандарта национальный органгосударства-разработчика направляет в Издательство стандартов проект стандарта(первый экземпляр и экземпляр с редакционными правками).

3.2.5.3Издательство стандартов в трехдневный срок* проводитокончательное редактирование проекта стандарта, проставляет на каждом листепервого экземпляра штамп «В НАБОР» и возвращает его вместе с экземпляром средакционными правками.

3.2.5.4Национальный орган государства-разработчика направляет в Бюро по стандартамдокументы, необходимые для регистрации принятого стандарта в соответствии спорядком, установленным Межгосударственным Советом [3].

3.2.5.5Бюллетени голосования, поступившие после дня подведения итогов голосования, неучитываются и направляются в Бюро по стандартам.

Замечания ипредложения по проекту стандарта, поступившие вместе с такими бюллетенями,могут быть учтены при очередном пересмотре принятого стандарта или при внесениив него изменения.

3.2.5.5(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.6При отрицательных результатах голосования по проекту стандарта может бытьосуществлена его доработка с учетом замечаний и предложений национальныхорганов или прекращена разработка проекта стандарта.

3.2.6.1Доработка проекта стандарта осуществляется в срок, не превышающий двух месяцев,в порядке, установленном национальным органом государства-разработчика.

При доработкепроекта стандарта разработчик составляет сводку замечаний и предложений порезультатам первоначального голосования национальных органов.

Сводкузамечаний и предложений составляют аналогично сводке отзывов (приложениеЕ), но при этом информацию о национальных органах, проголосовавших запринятие стандарта, приводят только в пояснительной записке.

3.2.6.1(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.6.2Национальный орган государства-разработчика направляет доработанный проектстандарта с пояснительной запиской и сводкой замечаний и предложений наповторное голосование в национальные органы, которые приняли участие впервоначальном голосовании, а также в Бюро по стандартам.

Национальныйорган, получивший доработанный проект стандарта, в тот же день направляетсоответствующее уведомление по электронной почте или иным оперативным способомв адрес национального органа государства-разработчика и Бюро по стандартам суказанием даты получения.

3.2.6.2(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.6.3При положительных результатах повторного голосования по проекту стандартаосуществляются работы в соответствии с 3.2.5.4 и 3.2.5.5.

3.2.6.4 Приотрицательных результатах повторного голосования по проекту стандартаокончательное решение по нему (дальнейшая доработка, прекращение разработки)принимает Межгосударственный Совет на своем заседании по рекомендациисоответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метрологии,сертификации, аккредитации, надзору и контролю) Межгосударственного Совета,если стандарт распространяется на соответствующий объект стандартизации.

В случаепринятия решения о прекращении разработки стандарта национальные органызаинтересованных государств могут использовать его проект (в любой редакции) вкачестве основы для разработки или оформления соответствующего национального стандарта.

___________

* В обоснованных случаях,связанных с объемом и (или) количеством поступивших проектов документов, срокредактирования может быть увеличен.

3.2.6.4(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.7 Еслиразработка проекта стандарта осуществляется с участием МТК, национальный органможет передать свои функции в работах по разработке (рассмотрению) проектастандарта на любой стадии своему полномочному представителю*в МТК и (или) секретариату МТК, участие которых в указанных работахопределяется положением о МТК и(или) порядком, установленным национальныморганом. При этом разработка проекта стандарта может осуществляться всоответствии с рекомендациями Межгосударственного Совета [5]**.

3.2.8В качестве окончательной редакции проекта стандарта может быть предложендействующий национальный стандарт государства-участника Соглашения,международный или региональный стандарт (при наличии соглашения, разрешающеготакое применение соответствующих региональных стандартов), если данный стандартизложен на русском языке (или при наличии его аутентичного перевода на русскийязык) и при отсутствии в нем ссылок на другие национальные (международные,региональные) стандарты и (или) иные документы, которые не действуют намежгосударственном уровне.

Соответствующеепредложение по национальному стандарту может исходить от национального органа,принявшего данный национальный стандарт, или должно быть согласовано с ним.Предложение по международному (региональному) стандарту может исходить отлюбого национального органа.

Рассылкуосуществляет национальный орган, выдвинувший это предложение, которыйнаправляет данный стандарт (его версию на русском языке или его перевод нарусский язык, если стандарт изложен на ином языке) всем национальным органам.

3.2.8.1 Еслинациональный (международный, региональный) стандарт распространяется на объектстандартизации, относящийся к сфере деятельности определенного МТК, то рассылкаможет быть осуществлена его секретариатом и только в государства, являющиесячленами данного МТК. При этом национальным органам других государств направляютуведомление о рассылке данного стандарта.

3.2.8.2Рассмотрение национального (международного, регионального) стандарта, предложенногодля принятия в качестве межгосударственного стандарта, и голосование по немуосуществляют в соответствии с 3.2.4.5, а подведение итоговголосования - в соответствии с 3.2.5.1.

3.2.8.3 При положительныхрезультатах голосования по принятию национального (международного,регионального) стандарта в качестве межгосударственного стандарта национальныйорган, принявший данный национальный стандарт или выдвинувший соответствующеепредложение переоформляет титульный лист, предисловие, первую страницу ибиблиографические данные стандарта, а, при необходимости, также разделы"Термины и определения" и "Обозначения и сокращения",приводя их в соответствии с ГОСТ1.5 и ГОСТ1.3, и обеспечивает издательское редактирование в соответствии с 3.2.4.2, 3.2.4.3 и 3.2.5.3.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

3.2.8.4 Приотрицательных результатах голосования по принятию национального(международного, регионального) стандарта в качестве межгосударственногостандарта его доработка не осуществляется. В случае оформлениемежгосударственного стандарта, идентичного международному (региональному)стандарту, допускается его доработка в части редакционных изменений, в томчисле изменения наименования стандарта. При этом соблюдают требования ГОСТ1.3.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2 ).

3.2.9 Если национальный (международный,региональный) стандарт содержит ссылки на другие национальные (международные,региональные) стандарты и (или) иные документы, не действующие намежгосударственном уровне, то разработка на его основе межгосударственногостандарта осуществляется в соответствии с 3.2.1-3.2.6.

3.2.10Если национальный орган ведет подготовку проекта межгосударственного стандарта,который является идентичным международному (региональному) стандарту (см. ГОСТ1.3), то допускается совмещение второй и третьей стадий разработки стандарта.При этом работы, предусмотренные в соответствии с 3.2.3.2-3.2.3.4, не проводятся.

В случаедоработки проекта такого стандарта с учетом замечаний и предложенийнациональных органов в соответствии с 3.2.6.1 и 3.2.6.2, как правило, осуществляется его модификацияотносительно применяемого международного (регионального) стандарта всоответствии с ГОСТ1.3.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

3.2.8-3.2.10(Введены дополнительно, Изм. № 1).

3.3 Порядокпринятия стандартов

3.3.1Межгосударственные стандарты принимает Межгосударственный Совет***,проводя голосование по переписке или непосредственно на заседанииМежгосударственного Совета.

3.3.2Голосование по проекту стандарта по переписке осуществляется в процессерассмотрения его окончательной редакции в государствах - участниках Соглашения,проводимого в соответствии с 3.2.4.5; 3.2.4.6,3.2.5 и 3.2.5.1 (или 3.2.6.2и 3.2.6.3). Стандарт считается принятым МежгосударственнымСоветом по результатам голосования по переписке, если за его принятиепроголосовали национальные органы всех заинтересованных государств, или если занего проголосовало большинство заинтересованных национальных органов, а против- не более одного. Последний случай допускается, когда национальный орган, проголосовавшийпротив принятия данного стандарта, не предложил вынести голосование назаседание Межгосударственного Совета, а стандарт не относится к числуосновополагающих стандартов (см. 3.3.3.1).

3.3.2(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.3.3Если стандарт не принят по результатам голосования по переписке в соответствиис 3.3.2, но за его принятие проголосовало не менее двухтретей от числа национальных органов, заинтересованных в применении данногостандарта (см. 3.2.5.1), то его принятие выносится назаседание Межгосударственного Совета.

3.3.3.1 Назаседание Межгосударственного Совета также выносят принятие наиболее важныхосновополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств-участниковСоглашения, а также иных стандартов, если с подобной инициативой выступил любойзаинтересованный национальный орган при положительных результатах голосованияпо переписке в соответствии с 3.2.5.1.

3.3.3.2 Приголосовании по проекту стандарта на заседании Межгосударственного Советабюллетени голосования не заполняют, а результаты голосования оформляютсоответствующим протоколом (выпиской из протокола), передаваемым национальномуоргану государства-разработчика стандарта.

3.3.3.3Если принятие стандарта вынесено на заседание Межгосударственного Совета, ачлен Совета, представляющий заинтересованное в данном стандарте государство, неможет присутствовать на этом заседании или направить на него своегополномочного представителя, то соответствующий национальный орган направляетбюллетень голосования с решением по проекту стандарта не позднее 20 дней допроведения заседания.

______________

* Термины, связанные со структуройи деятельностью МТК, - в соответствии с правилами, установленнымиМежгосударственным Советом [4].

** В Российской Федерации - посогласованию с Госстандартом России.

*** Термины, связанные сдеятельностью Межгосударственного Совета, - в соответствии с правилами,установленными Межгосударственным Советом [6].

*4 Термин «консенсус» означаетобщее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существеннымвопросам у большинства заинтересованных сторон, стремлением учесть мнения всехсторон и сблизить несовпадающие точки зрения; при этом консенсус непредполагает полного единодушия.

3.3.4 Стандарт считается принятым на заседанииМежгосударственного Совета, если за его принятие проголосовало не менее двухтретей от числа членов Совета, представляющих заинтересованные в стандартегосударства и присутствующих на этом заседании или направивших бюллетениголосования в соответствии с 3.3.3.3.

Примечания

1 При отсутствиизаинтересованности государства в принятии стандарта соответствующему членуСовета рекомендуется воздержаться при проведении голосования по проекту данногостандарта.

2 При голосовании по проектустандарта не учитывают мнение национального органа, руководитель (илиполномочный представитель) которого не присутствует на этом заседании и откоторого не поступил в соответствии с 3.3.3.3 бюллетеньголосования по данному проекту.

Если стандарт относится кчислу основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всехгосударств-участников Соглашения, то данный стандарт считается принятым толькопри достижении по нему консенсуса*4 иположительном голосовании всех членов Совета, участвующих в заседании, если ототсутствующего при этом члена Совета не поступил бюллетень голосования сотрицательным решением по данному стандарту.

3.3.4.(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.3.5 Проектстандарта, не принятый в соответствии с 3.3.4, может бытьопубликован в качестве технического отчета Межгосударственного Совета.

3.3.6Национальные органы, проголосовавшие против принятия стандарта или не принявшиеучастия в голосовании, могут в дальнейшем присоединиться к стандарту, направивв Бюро по стандартам бюллетень голосования (приложениеА) со своим положительным решением. Информация об этом решении публикуетсяв ежемесячном информационном указателе «Межгосударственные стандарты».

3.3.7 Принятиемежгосударственного стандарта не налагает каких-либо обязательств нанациональные органы, не принявших участия в голосовании по его принятию,воздержавшихся при голосовании или проголосовавших против его принятия.

Национальномуоргану, проголосовавшему против принятия стандарта, но заинтересованному в егоприменении в иной редакции, рекомендуется подготовить и принять национальныйстандарт, гармонизированный с аналогичным межгосударственным стандартом. Приэтом рекомендуется выделить (идентифицировать) все различия данных стандартов иуказать причины, обусловившие эти различия.

3.3.7.(Измененная редакция, Изм. № 1).

3.3.8Регистрация и учет принятых стандартов, в том числе оформление дела стандарта,публикация соответствующей информации в ежемесячном информационном указателе «Межгосударственныестандарты» и в годовом указателе «Межгосударственные стандарты», а такжеподготовка стандартов к изданию (обеспечение их копиями национальных органов)осуществляются в соответствии с порядком, установленным МежгосударственнымСоветом [3].

4 Порядок применения межгосударственныхстандартов

4.1Межгосударственные стандарты применяют в качестве национальных(государственных) стандартов в государствах, чьи национальные органы принялиэти стандарты (присоединились к ним), в порядке, установленном этиминациональными органами. При этом применение межгосударственных стандартов, какправило, осуществляется непосредственно, без переоформления в национальные(государственные) стандарты.

4.2Межгосударственные стандарты вводятся в действие на территории государств послеих регистрации в Бюро по стандартам принявшими эти стандарты (присоединившимисяк ним) национальными органами этих государств путем принятия соответствующихорганизационно-распорядительных документов. При этом национальный органустанавливает для каждого стандарта дату введения его в действие на территориисвоего государства и своевременно отменяет противоречащий ему (или дублирующийего) национальный (государственный) стандарт (стандарты). Для наиболее важныхосновополагающих стандартов (и изменений к ним), затрагивающих интересы всехгосударств-участников Соглашения, Межгосударственный Совет устанавливает единуюдля всех государств дату введения в действие.

Дату введенияв действие межгосударственного стандарта устанавливают не позднее двух лет содня регистрации стандарта в Бюро по стандартам. При ее установлении учитываютсоответствующие рекомендации национального органа государства-разработчика.

Примечание - Под понятием"противоречащий национальный (государственный) стандарт"подразумевается такой стандарт, который распространяется на тот же объектстандартизации и имеет ту же область применения, что и межгосударственныйстандарт, но содержит иные требования.

Вслучае принятия межгосударственного стандарта, идентичного национальномустандарту государства-участника Соглашения, национальный орган данногогосударства может принять решение о применении этого межгосударственногостандарта только в межгосударственных отношениях. В этом случае национальныйстандарт продолжает применяться на территории государства во внутреннихотношениях.

По решениюнационального органа, принявшего национальный стандарт, данный стандарт можетбыть отменен, а вместо него введен в действие в качестве национальногостандарта межгосударственный стандарт, или национальный стандарт может бытьпризнан имеющим одинаковую силу с идентичным ему межгосударственным стандартомпри применении последнего на территории этого государства.

После принятиямежгосударственного стандарта, модифицированного по отношению к национальномустандарту, последний подлежит отмене (или ограничению области применения) дляисключения противоречий с данным межгосударственным стандартом в случае иходновременного действия на территории государства

4.2. (Измененнаяредакция, Изм. № 1, Изм.№ 2).

4.3 Публикациюинформации о введении межгосударственного стандарта в действие для применения вгосударстве - участнике Соглашения, его издание и распространение на территориистраны осуществляют в порядке, установленном национальным органом этогогосударства. При этом издание стандарта осуществляют на русском илиодновременно на русском языке и государственном языке страны.

5 Порядок обновления межгосударственных стандартов

5.1 Порядок проведения проверок стандартов

5.1.1Обновление стандартов путем внесения в них изменений или пересмотра осуществляютна основе их проверок или предложений национальных органов, других органовгосударственного управления, предприятий, организаций, других субъектовхозяйственной деятельности, общественных объединений и граждан государств, натерритории которых применяют эти стандарты.

5.1.2 Проверкустандарта проводят с целью выявления необходимости его обновления, котороеможет быть направлено на приведение его в соответствие с вновь заключеннымимежгосударственными соглашениями, действующими и вводимыми нормамизаконодательств государств - участников Соглашения, применяющих этот стандарт,международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациямипо стандартизации; на распространение передового опыта, повышение качествапродукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники итехнологии, потребностями населения, экономики и обороноспособности государств- участников Соглашения и на более полное достижение целей межгосударственнойстандартизации.

5.1.3 Проверкустандарта, как правило, проводят в государстве - разработчике этого стандарта(в государстве, за которым закреплен данный стандарт), в порядке, установленномнациональным органом этого государства. К проверке стандарта может бытьпривлечен МТК, который участвовал в разработке данного стандарта.

Проверкустандарта целесообразно проводить регулярно, через пять лет после разработкиили пересмотра стандарта, принятия последнего изменения или проведенияпоследней проверки.

5.2 Порядок разработки, принятия и введения вдействие изменений к стандартам

5.2.1Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или исключенииотдельных его требований, которые не влекут за собой нарушениявзаимозаменяемости и (или) совместимости новой продукции с продукцией,изготовляемой по действующему стандарту. Изменение к стандарту на методыконтроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на сопоставимостьрезультатов испытаний (измерений, анализа, определений), полученных прииспользовании данных методов.

Примечание - При необходимостиодновременно с разработкой изменения к стандарту осуществляют работы поразработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам

Изменение кстандарту только редакционного и(или) ссылочного характера в формесамостоятельного документа не разрабатывают, а включают в очередное изменение,обусловленное заменой (дополнением, исключением) содержательных требованийстандарта.

Если встандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, аосуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр стандарта также являетсяпредпочтительным, если объем вносимого изменения может превысить 40% текстастандарта, а также в случае необходимости изменения наименования стандарта

Оформление и изложениеизменения - по ГОСТ1.5 (раздел 5).

5.2.1(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.2.2 Работыпо внесению в стандарт изменения осуществляет МТК, за которым закреплен данныйстандарт, а при его отсутствии проводят под руководством национального органагосударства - разработчика стандарта (государства, за которым закреплен данныйстандарт).

5.2.3Разработку и принятие изменения к стандарту осуществляют в порядке,установленном 3.1.1; 3.1.2; 3.1.5; 3.2 и 3.3 для проектов стандартов, со следующимидополнениями:

- еслиизменение к стандарту разрабатывается без включения в программу работ помежгосударственной стандартизации, то допускается не рассылать в другиегосударства его первую редакцию;

- изменение кстандарту считается принятым по переписке, если за это проголосовало не менеедвух третей национальных органов государств, применяющих данный стандарт;

- национальные органы, проголосовавшие противего принятия в предложенной редакции (или воздержавшиеся от голосования),решают вопрос применения стандарта на территории своих государств с учетомнецелесообразности одновременного применения в государствах - участникахСоглашения стандарта с принятым изменением и без него.

5.2.3(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.2.4 Изменения к наиболее важным основополагающим стандартам, затрагивающиминтересы всех государств - участников Соглашения, как правило, принимают назаседании Межгосударственного Совета. При этом изменение к такому стандартусчитается принятым только при достижении по нему консенсуса и положительномголосовании всех членов Совета, участвующих в заседании.

5.2.5 Регистрация принятого изменения кстандарту, обеспечение его копиями национальных органов, а также публикацияинформации о принятии изменения к стандарту и его текста в ежемесячноминформационном указателе «Межгосударственные стандарты» - в соответствии спорядком, установленным Межгосударственным Советом [3].

5.2.6 Изменение к стандарту вводится вдействие на территории государств после его регистрации в Бюро по стандартампутем принятия национальными органами соответствующихорганизационно-распорядительных документов.

Дату введенияв действие изменения к стандарту рекомендуется устанавливать не ранее шестимесяцев, но не позднее одного года со дня регистрации изменения в Бюро постандартам.

5.2.6(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.2.7Публикацию информации о введении в действие изменения к стандарту, а принеобходимости также текста изменения, осуществляют в порядке, установленномнациональным органом государства, в котором применяют данный стандарт.

Публикациютекста изменения к стандарту осуществляют на тех языках, на которых изданданный стандарт.

5.2.7(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.3 Порядок пересмотра стандартов

5.3.1Пересмотр стандарта осуществляют при установлении в нем новых, болеепрогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемостипродукции, соответствующей им, и продукции, изготовляемой до введения этихтребований или влияют на сопоставимость результатов испытаний (измерений,анализа, определений), проводимых по пересмотренному стандарту и действовавшемуранее стандарту.

При пересмотрестандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего, при этомдействовавший ранее стандарт отменяют, а в обновленном стандарте указывают,взамен какого стандарта он разработан. Обновленному стандарту присваиваютобозначение действовавшего ранее стандарта с заменой цифр года принятия.

Одновременно спересмотром стандарта осуществляют работы по обновлению или отменевзаимосвязанных с ним стандартов.

5.3.1(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.3.2При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (не взаимозаменяемую припереходе на выпуск по обновленному стандарту) в случае, если необходимоизготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенной продукции,находящейся в эксплуатации, действующий стандарт не отменяют, а вносят в негоизменение, ограничивающее соответствующим образом область применения этогостандарта. При этом сохраняют его регистрационный номер, а обновленномустандарту присваивают новый регистрационный номер.

5.3.3 Работыпо пересмотру стандарта осуществляет МТК, за которым закреплен данный стандарт,а при его отсутствии проводят под руководством национального органа государства- разработчика стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт).

5.3.4Разработку и принятие стандарта взамен действующего осуществляют в порядке,установленном 3.1, 3.2 и 3.3для вновь разрабатываемых стандартов со следующими дополнениями:

- результатыголосования по проекту обновленного стандарта могут считаться положительными,если за его принятие проголосовало не менее двух третей национальных органовгосударств, применяющих действующий стандарт;

- национальныеорганы государств, применяющих действующий стандарт, которые проголосовалипротив принятия обновленного стандарта в предложенной редакции (иливоздержавшиеся от голосования), решают вопрос о применении действовавшего ранеестандарта на территории своего государства с учетом нецелесообразностиодновременного применения в государствах - участниках Соглашения обновленного идействовавшего ранее стандартов (за исключением случаев, указанных в 5.3.2).

5.3.4(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.3.5Стандарт, принятый взамен действовавшего стандарта, вводится в действие иприменяется в соответствии с разделом 4.

6 Порядок отмены межгосударственных стандартов и прекращения их примененияв государствах - участниках Соглашения

6.1 Стандартотменяют в следующих случаях:

- в связи спрекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг),осуществлявшихся по данному стандарту во всех государствах, применявших этотстандарт;

- приразработке взамен данного стандарта другого межгосударственного стандарта(стандартов);

- припрекращении применения данного стандарта (в случаях, указанных в 6.2)во всех применявших его государствах;

- в другихобоснованных случаях.

6.2Национальный орган государства, применяющего стандарт, вправе прекратить егоприменение на территории своего государства в одностороннем порядке в следующихслучаях:

- привозникновении противоречий между установленными в данном стандарте требованиямии положениями законодательных актов этого государства;

- при несоответствииустановленных в данном стандарте требований потребностям национальной экономикии безопасности;

- принесогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, илисодержанием стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта, в случаях,указанных в 5.2.4 и 5.3.4;

- другихобоснованных случаях.

6.3Предложения о прекращении применения стандарта государственные органы управления,национальные ТК, предприятия, организации, другие субъекты хозяйственнойдеятельности, общественные объединения и граждане государства, применяющегоданный стандарт, направляют в национальный орган своего государства.

6.4Национальный орган в соответствии с установленным им порядком организуетрассмотрение поступивших предложений по прекращению применения стандарта иопределяет целесообразность реализации этих предложений в одностороннем порядке(только на территории своей страны) или путем подготовки предложения об отменеданного стандарта Межгосударственным Советом.

6.5В случае принятия решения о прекращении применения стандарта на территориигосударства в одностороннем порядке национальный орган этого государстванаправляет соответствующее уведомление (с указанием причины) в Бюро постандартам и национальные органы других государств, применяющих данныйстандарт, не позднее чем за девять месяцев до даты прекращения применения.

Информация опрекращении применения стандарта на территории какого-либо государства водностороннем порядке публикуется в ежемесячном информационном указателе«Межгосударственные стандарты».

6.6Предложение об отмене стандарта национальный орган государства, применяющегоэтот стандарт, направляет в МТК, за которым закреплен данный стандарт, или вБюро по стандартам.

6.7Секретариат МТК (Бюро по стандартам) анализирует предложения об отменестандарта, обобщает их, оценивает целесообразность реализации этих предложенийи при необходимости направляет предложение об отмене данного стандарта внациональные органы государств, применяющих данный стандарт, с обращением орассмотрении этого предложения и голосовании по нему.

6.8Национальный орган государства, применяющего стандарт, организует рассмотрениепредложения о его отмене в соответствии с порядком, установленным национальныморганом, и голосует, направляя бюллетень голосования в секретариат МТК (Бюро постандартам) не позднее трех месяцев со дня получения указанного предложения. Приэтом может быть использована система электронного голосования по проектаммежгосударственных нормативных документов.

Формабюллетеня голосования об отмене межгосударственного стандарта приведена вприложении В.

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

6.9 МТКобобщает результаты голосования об отмене стандарта и направляет бюллетениголосования в Бюро по стандартам.

6.10 Стандартсчитается отмененным Межгосударственным Советом по переписке, если за егоотмену проголосовали национальные органы всех государств, применявших данныйстандарт и принявших участие в голосовании (в течение срока, установленного дляголосования).

6.11Закрытие дела отмененного стандарта, публикацию соответствующей информациив ежемесячном информационном указателе «Межгосударственные стандарты» инаправление официальной информации об отмене стандарта в национальные органыгосударств, применявших данный стандарт, а также передачу копии дела стандартав случае одностороннего прекращения его применения в государстве, в которомхранилось это дело, осуществляют в порядке, установленном МежгосударственнымСоветом [3]. В этом случае Бюро постандартам определяет государство, в котором в дальнейшем будет храниться делостандарта.

6.12 Решение опрекращении применения стандарта на территории государства, применявшего данныйстандарт, в связи с его отменой или в одностороннем порядке национальный органэтого государства оформляет принятием соответствующего организационно-распорядительногодокумента с публикацией официальной информации об этом решении в порядке,установленном этим национальным органом.

6.13 Вчрезвычайных ситуациях, когда применение стандарта может создать угрозу длянациональной безопасности, жизни и здоровья населения страны, нанести ущерб ееэкономике или окружающей среде, национальный орган вправе временно (на срок доодного года) приостановить действие этого стандарта на территории своегогосударства. Одновременно с принятием этого решения национальный органнаправляет соответствующую информацию в национальные органы других государств,применяющих данный стандарт, и Бюро по стандартам для публикациисоответствующей информации в ежемесячном информационном указателе«Межгосударственные стандарты».

Последующеерешение по данному стандарту (о возобновлении или прекращении его применения натерритории государства) доводится национальным органом этого государства доБюро по стандартам и национальных органов других государств, применяющихстандарт.

6.14 Пересылкудокументов в процессе обмена информацией, связанной с отменой стандарта илипрекращением его применения в государстве-участнике Соглашения, рекомендуетсяосуществлять по электронной почте, соблюдая порядок обмена документами вэлектронном формате, установленный Межгосударственным советом постандартизации, метрологии и сертификации [7].

6.14(Введен дополнительно, Изм. № 1). (Измененная редакция, Изм. № 2).

7 Порядок разработки, принятия, регистрации, применения, обновления иотмены правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации

7.1 Правила помежгосударственной стандартизации (далее - правила) разрабатывают принеобходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующихосновополагающих организационно-технических и общетехническихмежгосударственных стандартов, а также при нецелесообразности разработки такихстандартов, если устанавливаемые положения определяют порядок взаимодействия вработах по стандартизации, метрологии и сертификации только на уровненациональных органов и Бюро по стандартам.

7.2Рекомендации по межгосударственной стандартизации (далее - рекомендации)разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практикенеустоявшихся, еще не ставших типовыми, организационно-методических положений ипроцедур в области стандартизации, метрологии и сертификации, т.е. до принятиясоответствующих стандартов или правил.

7.3 Правила ирекомендации не должны дублировать положения межгосударственных стандартов илипротиворечить им.

7.4Построение, изложение, оформление и обозначение правил и рекомендаций - по ГОСТ1.5.

7.4(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.5 Разработкуправил и рекомендаций осуществляют, в основном без включения в программу работпо межгосударственной стандартизации, по решению Межгосударственного Совета наоснове предложений Бюро по стандартам или национальных органов государств -участников Соглашения.

7.6Разработку правил (рекомендаций) осуществляет Бюро по стандартам илиорганизации, специализированные в области стандартизации (метрологии,сертификации).

Порекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации,метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) МежгосударственногоСовета для разработки проекта правил (рекомендаций) может быть образованарабочая группа из представителей национальных органов или иных организаций.

Пересылкудокументов в процессе разработки, обновления, отмены правил и рекомендацийосуществляют по электронной почте.

7.6(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.7 Разработкуправил осуществляют в порядке, установленном 3.1.1, 3.2 и 3.3для проектов стандартов. Если правила разрабатывают без подготовки первойредакции, то совмещают вторую и третью стадии разработки, не проводя работы,указанные в 3.2.3.2-3.2.3.4.

Порекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации,метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю МежгосударственногоСовета разработка проекта правил осуществляется с подготовкой или безподготовки первой редакции.

Проект правилрассматривают и принимают на заседании Межгосударственного Совета. При этомправила считаются принятыми только при достижении по ним консенсуса иположительном голосовании всех национальных органов. Перед заседаниемМежгосударственного Совета проект правил рекомендуется рассмотреть на заседаниисоответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метрологии,сертификации, аккредитации, надзору и контролю).

7.7(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.7.1-7.7.7Исключены, Изм. № 1).

7.8 Разработкарекомендаций осуществляется, в основном, без разработки первой редакции. Проектрекомендаций рассылается на рассмотрение в национальные органы государств -участников Соглашения, при необходимости дорабатывается, направляется наиздательское редактирование по 3.2.4.1 - 3.2.4.3,рассматривается на заседании соответствующей научно-технической комиссии (постандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) азатем рассматривается и принимается на заседании Межгосударственного Совета приположительном голосовании большинства (не менее двух третей) членов Совета,участвующих в заседании.

7.8(Измененная редакция, Изм. № 1).

7.9Регистрацию принятых правил и рекомендаций, публикацию соответствующей информации,издание правил и рекомендаций, обеспечение ими национальных органовосуществляют в порядке, установленном Межгосударственным Советом [3].

7.9(Внесена поправка и Изм. № 1).

7.10 Правила и рекомендации издаются, распространяютсяи применяются в государствах-участниках Соглашения в порядке, установленном ихнациональными органами. При этом их издание может осуществляться одновременнона русском языке и государственном языке страны.

7.11Обновление правил и рекомендаций осуществляется путем их пересмотра иливнесения в них изменений.

Разработку,принятие и применение правил (рекомендаций) в случае их пересмотра или внесенияв них изменений осуществляют в порядке, установленном в 7.6- 7.10.

7.12 Отменуправил и рекомендаций осуществляют в соответствии с 6.6 - 6.11. При этом голосование выносится на заседаниеМежгосударственного Совета.

Правила (рекомендации)отменяют, если за это проголосовало большинство (более половины) членов Совета,участвующих в заседании.

Одностороннеепрекращение применения правил в государстве - участнике Соглашения недопускается, за исключением случая возникновения противоречий междуположениями, установленными в них и в законодательных актах этого государства.При этом осуществляются процедуры, указанные в 6.5.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

Формабюллетеня голосования по проекту стандарта (изменения к стандарту

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

 

БЮЛЛЕТЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ*

__________________________________

официальное название государства

 

по проекту межгосударственного стандарта (изменения № __________ ГОСТ ___________ )

___________________________________________________________________

наименование стандарта

разработанному взамен ГОСТ __________________ .

___________________________________________________________________________

наименование голосующего национального органа

 

1

голосует за принятие стандарта (изменения) в предложенной редакции

2

голосует против принятия стандарта (изменения) в предложенной редакции; обоснование принятого решения изложено в письме ______________________________________________________________

исходящий номер и дата направления письма

3

воздерживается в связи с незаинтересованностью в применении указанного стандарта

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________

____________

_________________

должность

подпись

расшифровка подписи

 

_______________

дата

 

Правила заполнения бюллетеня голосования - по ГОСТ 1.2-97

________

* Бюллетеньголосования заполняют в соответствии с правилами, приведенными в приложении Б.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(обязательное)

ПРАВИЛА
заполнения бюллетеня голосования по проекту стандарта
(изменения к стандарту)

1 Номеризменения и обозначение стандарта, в который вносят это изменение, указываюттолько в бюллетене голосования по проекту изменения.

2 Обозначениедействующего стандарта, взамен которого разработан проект стандарта, указываюттолько в бюллетене голосования при пересмотре действующего стандарта.

3 Решение,принятое по проекту стандарта (изменения), указывают в бюллетенеперечеркиванием одного из квадратов 1, 2, 3 в соответствии со следующимпримером:

4 Заполнение квадрата3 в бюллетене голосования при пересмотре действующего стандарта или внесении внего изменения является официальным уведомлением со стороны государства,представившего этот бюллетень, о намерении прекратить применение данногостандарта на территории этого государства.

5 Подписьлица, подписавшего бюллетень голосования, подтверждается гербовой печатьюнационального органа, представившего бюллетень.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(обязательное)

Формабюллетеня голосования по отмене стандарта*

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

 

БЮЛЛЕТЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ

__________________________________

официальное название государства

 

 

об отмене ГОСТ _____________________________________________________________

обозначение и наименование стандарта.

___________________________________________________________________________

наименование голосующего национального органа

 

 

1

голосует за отмену стандарта

2

голосует против отмены стандарта

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________

____________

_________________

должность

подпись

расшифровка подписи

 

_______________

дата

 

Правила заполнения бюллетеня голосования - по ГОСТ 1.2-97

 

________

* Бюллетеньголосования об отмене стандарта заполняют в соответствии с пунктами 3 и 5правил заполнения бюллетеня голосования по проекту стандарта (приложение Б).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(рекомендуемое)

(Исключено,Изм. № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

(рекомендуемое)

(Исключено,Изм. № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

(обязательное)

Формасводки отзывов на проект межгосударственного стандарта, поступивших отзаинтересованных государств, и пример заполнения

Е.1 Форма сводки отзывов

СВОДКА ОТЗЫВОВ
на первую редакцию* проекта межгосударственного стандарта

________________________________________________________________

наименование стандарта

 

Структурный элемент стандарта

Сокращенное наименование национального органа (номер письма, дата)

Предложение, замечание

Заключение разработчика

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель разработки

____________________________

должность и наименование
предприятия-разработчика стандарта

________________

личная
подпись

____________

инициалы,
фамилия

 

 

Разработчик стандарта и (или)
составитель сводки отзывов

___________

должность

___________

личная подпись

___________

инициалы,
фамилия

 

 

____________

* Если сводку отзывовсоставляют по результатам рассмотрения второй редакции проекта стандарта, тоуказывают наименование этой редакции. По результатам рассмотрения окончательнойредакции проекта стандарта вместо сводки отзывов составляют сводку замечаний ипредложений (при их наличии), поступивших вместе с бюллетенями голосования илиизложенных в них.

 

Е.2 Пример заполнения сводки отзывов (фрагмент)

СВОДКАОТЗЫВОВ
на первую редакцию проекта межгосударственного стандарта "Правилапроведения работ по межгосударственной стандартизации. Стандартымежгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственнойстандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержаниюи обозначению", разработанного взамен ГОСТ 1.5-93

 

Структурный элемент стандарта

Сокращенное наименование национального органа (номер письма, дата)

Предложение,
замечание

Заключение разработчика

По проекту в целом

Азгосстандарт (исх. № 14-12/692 от 25.11.99)

Без замечаний.

-

Госстандарт Республики Беларусь (исх. № 02-09/5927 от 08.11.99)

На титульном листе, в "Предисловии", в пункте 3.3.2 и в приложениях А и Б привести идентичные полные наименования EASC как на русском, так и на английском языках, а по тексту стандарта вместо аббревиатуры "EASC" использовать аналогичную аббревиатуру на русском языке.

Принято

Пункт 3.3.4

Молдовастандарт (исх. № 16-39-32/822 от 21.12.99)

Изменить наименование заголовка первого столбца таблицы "Название страны по ГОСТ 7.67" на "Наименование государства по ИСО 3166" (т.к. членом EASC может быть не только государство СНГ).

Отклонено. ГОСТ 7.67-94 идентичен стандарту ИСО 3166:1988, а в межгосударственных стандартах целесообразно давать ссылки на другие межгосударственные стандарты, а не на идентичные им международные стандарты.

Госстандарт Украины (исх. № 18/6-928 от 28.03.2000)

Из таблицы исключить графу кодов стран

Принято к сведению. Предлагается обсудить на НТКС

Из фразы "введен впервые в качестве межгосударственного стандарта" исключить слова "в качестве межгосударственного стандарта"

Принято частично (эта фраза изложена в иной редакции).

 

Библиография

 

[1]

МСН 1.01-01-96

Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения

[2]

РМГ 22-97

Правила по программному планированию разработки межгосударственных стандартов

[3]

ПМГ 03-99

Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стандартизации

[4]

ПМГ 02-93

Типовое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации

[5]

РМГ 24-97

Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами по стандартизации

[6]

 

Правила процедуры Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации

[7]

Правила по межгосударственной стандартизации ПМГ 48-2002

Порядок обмена документами в электронном формате

(Измененнаяредакция, Изм. № 2).

Приложение Е (Внесены поправкаи Изм. № 1.)

 

Ключевые слова: документы помежгосударственной стандартизации, межгосударственные стандарты, правила ирекомендации по межгосударственной стандартизации, порядок разработки,рассмотрения, принятия, применения, обновления, отмены и прекращения применения