На главную
На главную

ВСН 013-88 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты»

Обозначение: ВСН 013-88
Название рус.: Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты
Статус: действующий Взамен ВСН 212-87 Миннефтегазстроя "Временная инструкция по закреплению трубопроводов в условиях вечномерзлых грунтов вмораживаемыми дисковыми анкерными устройствами", ВСН 221-87 Миннефтегазстроя "Закрепление трубопроводов вмораживаемыми стержневыми анкерами на вечномерзлых грунтах (для опытно-промышленных участков"
Дата актуализации текста: 01.01.2009
Дата добавления в базу: 29.04.2009
Дата введения в действие: 01.01.1989
Разработан: ВНИИСТ Миннефтегазстроя 105058, Москва, Окружной проезд, 19, ВНИИСТ
Утвержден: Миннефтегазстрой (01.12.1989)
Опубликован: ротапринт ВНИИСТа № 1990

МИНИСТЕРСТВОСТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛЬНЫХИ ПРОМЫСЛОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ В УСЛОВИЯХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ

Москва 1990

РАЗРАБОТАНЫИ ВНЕСЕНЫ Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительствумагистральных трубопроводов (ВНИИСТ) Миннефтегазстроя - Исполнители: И.Д. Красулин- канд.техн.наук; Р.Д. Габелая - канд.техн.наук; Р.С. Гаспарянц - канд.техн.наук;М.Ю. Митрохин - канд.техн.наук; В.П. Грошевский - канд.техн.наук; Т.Я. Талызина- канд.экон.наук; Л.Н. Головцова; М.В. Машков; И.А. Борисенков -канд.техн.наук; Н.Т. Виленекая; Х.К. Мухаметдинов; В.Е .Поляков -канд.техн.наук; Р.М. Хафизов - канд.техн.наук; Е.Л. Семин - канд.техн.наук;Л.П. Семенов - канд.техн.наук; А.В. Благовещенский - канд.техн.наук; С.О. Баталина;В.Б. Ковалевский - канд.техн.наук; В.П. Притула - канд.техн.наук; В.Н. Сатаров;Я.Г. Али-Заде - канд.техн.наук.

ПОДГОТОВЛЕНЫК УТВЕРЖДЕНИЮ Главным научно-техническим управлением Миннефтегазстроя - В.А. Шукаевым- зам. начальника.

С введением вдействие Ведомственных строительных норм «Строительство магистральных ипромысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты» утрачивают силу: «Временнаяинструкция по закреплению трубопроводов в условиях вечномерзлых грунтоввмораживаемыми дисковыми анкерными устройствами» ; «Закрепление трубопроводов вмораживаемыми стержневымианкерами на вечномерзлых грунтах (для опытно-промышленных участков)» ;

СОГЛАСОВАНЫ:

Госстрой                            № А4-4129-8 от22 ноября 1988 г.

Мингазпром                      № 03-02/1445 от 28.10.1988г.

Миннефтепром                 № 9-4-176/1699 от 01.11.1988г.

Госгазнадзор                     №11-5-2/282 от 28.10.1988 г.

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности

Ведомственные строительные нормы

Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты

Взамен

Содержание

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ТРАНСПОРТНЫЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

4. МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

5. ОЧИСТКА И ЗАЩИТА ПОЛОСТИ ТРУБ ОТ СНЕГА И НАЛЕДИ

6. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

7. БУРЕНИЕ СКВАЖИН И УСТАНОВКА СВАЙ

8. ИЗОЛЯЦИОННО-УКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ

9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И БАЛЛАСТИРОВКА ТРУБОПРОВОДОВ

10. СООРУЖЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ С ПОПУТНЫМ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ

11. ТЕПЛО ИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ

12. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

13. СООРУЖЕНИЕ ЛИНИЙ СВЯЗИ И ЛЭП

14. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

15. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. НастоящиеВедомственные нормы (ВСН) распространяются на сооружение в условиях вечноймерзлоты магистральных стальных трубопроводов в соответствии с п. 1.1. СНиП III-42-80, а также промысловыхстальных трубопроводов в соответствии с пп.1.1. и 1.2. «Строительствопромысловых стальных трубопроводов. Технология и организация» .

1.2. Требованиянастоящих ВСН не распространяются на сооружение подводных трубопроводов,выполняемых с применением специальных подводно-технических средств, а также навнутриплощадочные трубопроводы газовых и нефтяных месторождений, сооружениекоторых должно осуществляться в соответствии с действующими нормами.

1.3. При выполнении взрывных работ следует руководствоваться «Единымиправилами безопасности при взрывных работах», утвержденными ГосгортехнадзоромСССР.

Внесены отделом технологии строительства

Утверждены приказом Миннефтегазстроя №332
от 1 декабря 1989 г.

Срок введения в действие
1 января 1989г.

1.4.Требования к технологическим процессам сварки, сооружения подводных переходов, очисткиполости и испытания, а также контроля качества регламентируются в следующихВСН: «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка» ; «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов.Контроль качества и приемка работ» , «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов.Очистка полости и испытание» , «Строительство магистральных трубопроводов. Подводныепереходы»

1.5. Ширина полосыотвода земель на период строительства магистральных и промысловых трубопроводовопределяется проектом в соответствии с требованиями СН 452-73,специфики их сооружения и способов прокладки, необходимости проведениямероприятий по защите от снегозаноса.

1.6.Сооружение трубопроводов, прокладываемых на вечномерзлых грунтах, должноосуществляться в основном в зимнее время с использованием грунтов в качествеоснований в соответствии со СНиПII-18-76 по 1принципу. При этом в летний период при потере несущей способности деятельногослоя грунта выполняются внетрассовые работы:

транспортировкатруб, грузов и оборудования водным путем на временные пионерные базы;

заготовкагрунта в резервах для отсыпки насыпей под поверхностные опоры;

сварка иизоляция труб в секции на стационарных базах;

изготовление иизоляция гнутых отводов и кривых вставок;

сборка, изоляцияи испытания укрупненных линейных крановых узлов, узлов подключения КС и другихконструкций;

ремонт иподготовка строительной техники и автотранспорта к работе в зимних условиях.

В зимнийпериод при промерзании деятельного слоя осуществляются линейные трассовыеработы:

расчистка ипланировка строительной полосы;

сооружениезимников;

развозкасекций труб, материалов и оборудования вдоль трассы;

бурениескважин под установку свай;

установкасвайных и устройство поверхностных опор;

земляныеработы;

сварочно-монтажныеработы на трассе, трассовая изоляция стыков труб, изоляция, укладка изакрепление трубопровода в проектном положении, теплоизоляция трубопровода,очистка полости и испытание.

1.7. В летнийпериод при потере несущей способности деятельного слоя грунта и егоиспользовании в соответствии со СНиП II-18-76 по IIпринципу выполнение линейных трассовых работ допускается только с применениемспециальных технологий и техники, обоснованных технико-экономическим расчетом иотвечающих требованиям охраны окружающей среды.

2. ТРАНСПОРТНЫЕ ИПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ

2.1.Транспортные, погрузочно-разгрузочные работы выполняют в соответствии стребованиями разд. 5 СНиП III-42-80.

2.2. Научастках транспортировки грузов со спусками и подъемами 10-20° необходимоприменять дежурные гусеничные тракторы, с помощью которых транспортные средствапреодолевают эти участки.

2.3. Приэксплуатации транспортных средств в зимний период для повышения тягово-сцепныхсвойств допускается применять шины с шипами противоскольжения, разработанные вотрасли.

2.4. Трубы(секции) малых диаметров (32-325 мм) следует перевозить пакетами или вконтейнерах в соответствии с государственными стандартами и технологическимиусловиями на трубы.

2.5.Складирование труб осуществляют на подготовленных площадках, на которых должныбыть предусмотрены водоотводы от поверхностного стока. При укладке в штабелятрубы располагают в поперечном направлении к проезжей части склада. Внутренняяполость трубных секций должна быть защищена от попадания снега с помощьюинвентарных заглушек.

2.6.Транспортировка теплоизолированных трубных секций с целью исключенияповреждения тепловой изоляции должна осуществляться в специальных кассетах,исключающих их продольное и поперечное перемещения, а также деформации тепловойизоляции в местах опирания.

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕРАБОТЫ

3.1.Дополнительно к работам, изложенным в разд. 2 СНиП 3.01.01-85 и разд. 2 СНиП III-42-80, в районах распространениявечномерзлых грунтов проводятся следующие работы: геодезические разбивочные свосстановлением и закреплением оси зимней технологической дороги; разбивка изакрепление размещения карьеров, находящихся за пределами строительной полосы;заготовка и осушение грунта в карьерах; укрупнение и повышение технологическойготовности конструкций и материалов; промораживание или осушение заболоченных ипереувлажненных плохозамерзающих участков, подготовка оснований под насыпи;сооружение зимних технологических дорог.

3.2. Временныереперы на вечномерзлых грунтах при проведении геодезических разбивочных работустраиваются в виде забуренных в мерзлоту металлических трубок или стержней.Глубина заложения и конструкция временных реперов на пучинистых грунтах должнаобеспечивать отсутствие их вертикальных перемещений при процессах пучения.

3.3. Передначалом строительных работ необходимо: а) провести обследование трассывизуальным осмотром в натуре, инструментальными замерами для уточненияхарактера местности и мерзлотно-грунтово-геологических: критериев (в частности,группы грунтов, типа и протяженности болот и заболоченных участков,протяженности участков с льдонасышенными грунтами, наличия ледяных линз ипогребенных льдов); б) определить возможность применения местных грунтов длясооружения дорог, подсыпки траншей и присыпки трубопроводов, глубину оттаиваниягрунтов, залесенность, глубину и ширину зеркала воды на переходах.

Результатыобследования необходимо сравнить с проектными данными, и если отклонениясущественные, то необходимо скорректировать объемы работ и технологическиерешения, заложенные в проектах организации и производства работ, и принеобходимости разработать дополнительные мероприятия по выполнению неучтенныхвидов строительно-монтажных работ.

3.4. Заготовкуи осушение грунта для производства работ в зимний период производятпреимущественно в карьерах в летний период послойной разработкой иформированием буртов.

3.5. На лесныхучастках трансы должны быть проведены работы по вырубке леса. Расчистку полосыстроительства от леса и кустарника осуществляют с сохранением корневой системыза исключением зоны расположения траншеи под трубопровод.

3.6.Планировку полосы отвода для прохода строительной техники следует осуществлятьв основном за счет устройства грунтовых насыпей из привозного грунта.Планировка микрорельефа со срезкой неровностей допускается только по полосебудущей траншеи; на остальной части полосы отвода планировка микрорельефаосуществляется за счет формирования уплотненного снежного покрова. Уплотнениенасыпного грунта следует выполнять послойно путем многократных проходовколесных или гусеничных транспортных средств.

3.7. Защитустроительной полосы от снежных заносов, расчистку или задержание снегаосуществляют в соответствии с требованиями проекта производства работ наосновании данных о розе ветров и объемах снегопереноса.

Для расчистки снегамогут быть использованы шнекороторные снегоочистные машины, бульдозеры,путепрокладчики типа БАТ, прицепные снегоочистительные угольники.

3.8.Промораживание плохозамерзающих участков трассы осуществляют проминкоймохорастительного покрова гусеничной техникой с давлением на грунт не более0,25 кгс/см2 и удалением оседающего на полосе отвода снежногопокрова. При этом убираемый снег необходимо разравнивать. Снежные отвалывысотой более 1 м рекомендуется осуществлять с откосами 1:6.

3.9.Устройство временных дорог на вечномерзлых грунтах следует проводить без снятиямохорастительного покрова. Зимние снеголедовые дороги в зависимости от ихрасположения на местности и величины снегопереноса сооружают в нулевых отметкахили насыпях.

3.10. Пристроительстве зимних технологических дорог в нулевых отметках следуетпреимущественно ограничиваться промораживанием поверхности грунта с последующимуплотнением снежного покрова до плотности не ниже 0,6 г/м3.

Ширинупроезжей части технологических дорог определяют проектом с учетомтехнико-экономического обоснования и местных условий (розы ветров,снегопереноса. рельефа местности, направления прокладки и поперечного профилядороги), наличия строительных и дорожных машин, комплекса выполняемыхснегозащитных мероприятий.

3.11.Сооружение зимних снеголедовых дорог в насыпи из снега производится в условияхповышенного снегопереноса (более 600 м3/м). Крутизна откосов должнасоставлять 1:6.

3.12. Назалесенных участках трассы при наличии лесопорубочных материалов необходимо сооружатьзимние технологические дороги продленного срока эксплуатации с устройствомтеплоизолирующего слоя из лесопорубочных остатков (древесные опилки, щепа,ветки деревьев и тонкомерная древесина). Слой укладывают на промороженноеестественное основание зимней дороги толщиной 0,15-0,20 м, затем производятотсыпку на этот слой снегольда или смеси снегольда с добавками мохового очеса,древесных опилок или щепы. Толщина снегольда или смеси снегольда с опилкамидолжна быть не менее 0,3-0,4 м (при плотности не менее 0,7 г/см3 вверхних слоях и не менее 0,5 г/см3 в нижних слоях покрытия).

3.13. Пристроительстве и эксплуатации ледовых переправ через реки, ручьи, озера несущаяспособность льда определяется в соответствии с "Инструкцией попроектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог наснежном и ледяном покрове в условиях Сибири и северо-востока СССР" .

При толщинельда меньше минимально допустимой усиление переправы проводится армированиемили намораживанием. Толщина намороженного слоя льда не должна превышать 40 % оттолщины естественного слоя.

4. МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

4.1. Дляобеспечения одновременного производства буровзрывных и сварочно-монтажныхработ, подвоза грунта для устройства мягкого основания дна траншеи и выполненияработ по очистке траншеи от снега монтаж нитки трубопровода допускается нарасстоянии 10-12 м от бровки траншеи, но в пределах полосы отвода.

4.2. Монтажнитки трубопровода на снежных или грунтовых опорах должен осуществляться собязательным применением страховочных опор, устанавливаемых под монтируемымстыком.

4.3. Монтажригелей и опорных элементов надземного трубопровода должен выполняться послеоформления акта приемки свайных опор, которым подтверждается их соответствиепроекту.

4.4. Монтажнадземных трубопроводов диаметром 530 мм и более разрешается производить изтрехтрубных секций, свариваемых в базовых условиях. Надземные трубопроводыдиаметром менее 530 мм из-за их повышенной гибкости следует монтировать изотдельных труб или двухтрубных секций.

4.5. В местахмонтажа компенсаторов надземных трубопроводов необходимо оставлятьтехнологические разрывы. Сварочные работы при монтаже компенсаторов должнывыполняться с применением наружных центраторов.

4.6. Сваркузамыкающих стыков следует производить при температуре окружающего воздуха,регламентированной в проектной документации.

Замыкающий шовзапрещено выполнять на трубах с различной толщиной стенки, а также в составекомпенсатора.

4.7. Послезавершения монтажа трубопровода на опорах выполняется подводка ригелей подтрубопровод с заданным усилием, величина которого указывается в рабочихчертежах.

4.3. Монтажтрубопроводов диаметром до 89 мм (метанолопроводы, ингибиторопроводы и т.д.)осуществляют с одновременным протягиванием нитки трубопровода вдоль опор, послечего осуществляется укладка ее на опоры.

5. ОЧИСТКА И ЗАЩИТАПОЛОСТИ ТРУБ ОТ СНЕГА И НАЛЕДИ

5.1. Очисткаполости труб от снега и наледи, как правило, должна производиться натрубосварочной базе до сварки одиночных труб в секции. Очистка можетосуществляться либо механическим способом, либо с применением импульсного илитеплового воздействия.

5.2. Полостьсекций труб после их сварки на трубосварочной базе защищается установкойинвентарных внутритрубных заглушек. Инвентарными внутритрубными заглушкамизащищаются также полости укрупненных трубных блоков и крановых узлов.

5.3. Секциитруб вывозят на трассу с установленными внутритрубными заглушками. Снимаютзаглушки непосредственно перед установкой секций труб на штангу центратора илисварочной машины. Допускается вынимать заглушки перед вывозкой секций труб. Вэтом случае раскладку секций труб осуществляют встык с установкой между нимипрокладки, обеспечивающих сохранность торцов, а также выполняют мероприятия,обеспечивающие защиту полости от снегозаноса.

5.4. Послеокончания сварочно-монтажных работ в свободный конец монтируемого трубопроводаустанавливают инвентарную внутритрубную заглушку для предохранения от попаданияснега в период между рабочими сменами.

5.5. Снятые натрассе при монтаже трубопровода заглушки собирают и вывозят на трубосварочнуюбазу.

6. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

6.1. Земляныеработы при строительстве магистральных и промысловых трубопроводов следуетвыполнять в соответствии с разд.3 СНиП III-42-80 и настоящим разделом.

6.2.Предварительное рыхление грунта необходимо осуществлять одноковшовымиэкскаваторами при разработке грунта под траншею в зимний период.

6.3.Предварительное рыхление грунта, как правило, должно осуществляться буровзрывнымили щелевзрывным способом. При глубине разработки грунта менее 1,3 м и егопрочности до 300 ударов по плотномеру ДорНИИ допускается механическое рыхлениегрунта бульдозерами-рыхлителями.

6.4.Определение наиболее целесообразных параметров взрыва для каждых конкретныхусловий рыхления вечномерзлого грунта осуществляется пробным взрыванием.Основные расчетные параметры взрыва для рыхления вечномерзлых грунтов,подлежащие уточнению опытным взрыванием, приведены в табл.1.

6.5.Разработка траншей в зимний период землеройной техникой непрерывного действияосуществляется без предварительного рыхления грунта. Если разработка траншеитребуемого профиля за один проход невозможна, рекомендуется применятьдифференцированный способ рытья роторными экскаваторами с различной ширинойрабочих органов.

Таблица1

Группа грунтов

Мощность мерзлого слоя, м

Глубина шпура (скважина), м

Расчетная линия сопротивления, м

Расстояние между шпурами (скважинами) в ряду, м

Расстояние между рядами шпуров (скважина), м

Удельный расход ВВ кг/м3

Масса заряда ВВ, кг

Растительные и песчаные

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,22

0,75

0,7

0,7

0,75

0,75

0,34

1,0

0,95

0,95

1,0

1,0

0,5

1,5

1,3

1,3

1,5

1,5

1,7

2,2

1,9

1,9

2,0

2,0

5,3

Суглинки

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

0,6

0,26

0,75

0,7

0,7

0,75

0,6

0,4

1,0

0,95

0,95

1,0

0,9

0,6

1,5

1,3

1,3

1,3

1,2

2,1

2,0

1,8

1,5

1,5

1,5

4,8

2,5

2,0

2,0

1,5

1,5

6,4

Глины

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

0,8-1,0

0,38

0,75

0,7

0,7

0,75

0,6

0,5

1,0

0,95

0,95

1,0

0,8

0,8

1,5

1,35

1,35

1,3

1,3

2,8

2,0

1,8

1,8

1,5

1,3

6,4

2,5

2,0

2,0

1,5

1,3

8,5

6.6.Присыпку уложенного трубопровода осуществляют в зависимости от конкретныхусловий либо привозным грунтом одноковшовым экскаватором в соответствии со СНиП III-42-80, либо грунтом отвалароторным экскаватором. При применении роторного экскаватора необходимопредварительно осуществить планировку отвала, а поток грунта с транспортеранаправлять на противоположную стенку траншеи, избегая прямого попадания грунтана уложенный трубопровод. Если защита изоляции трубопровода грунтом невозможна,то допускается при соответствующем обосновании применение других способовзащиты (футеровка, нетканые синтетические и пенополимерные материалы) всоответствии с проектом.

6.7. Для учетаосадки грунта в период эксплуатации трубопровода засыпку траншеи в зимнийпериод должны осуществлять с превышением над поверхностью строительной полосыне менее чем на 30 % от глубины траншеи.

Устройство насыпейпри наземной и призм при надземной прокладке трубопровода на вечномерзлыхгрунтах

6.8. Размерынасыпи, а также крутизну ее откосов, определяют проектом.

Насыпи на вечномерзлыхгрунтах, как правило, должны устраиваться из привозного грунта, добываемого вкарьерах. Запрещается брать грунт для насыпи на полосе строительстватрубопровода. Карьер, из которого забирается грунт для устройства насыпи,следует устраивать по возможности в сыпучемерзлых грунтах, что обеспечиваеткруглогодичную эксплуатацию карьера.

6.9. Насыпинеобходимо отсыпать горизонтальными слоями толщиной 0,1-0,2 м с последующим ихуплотнением. Слои должны иметь выпуклую форму. Насыпку каждого слоя должныосуществлять на всю ширину сооружения. Во избежание образования внутри насыпиводяных линз и плоскостей скольжения вышележащих слоев грунта по нижележащим нерекомендуется отсыпать насыпь различными по свойствам грунтами. Не допускаетсявозводить и уплотнять насыпь из несвязных грунтов при интенсивном выпаденииосадков.

6.10. Насыпьвозводится в два этапа. Вначале грунт отсыпают до уровня нижней образующейтрубы, затем после выполнения сварочных и изоляционных работ засыпаюттрубопровод и возводят насыпь до требуемых размеров.

Толщина слоягрунта над трубопроводом после его засыпки и уплотнения должна соответствоватьтребованиям проекта.

6.11. Работыпо устройству призм и технические требования к их выполнению для надземнойукладки трубопровода аналогичны возведению насыпей при его наземной укладке.

7. БУРЕНИЕ СКВАЖИН И УСТАНОВКА СВАЙ

7.1. Буровые исвайные работы при строительстве трубопроводов в районах вечномерзлых грунтоввыполняют в соответствии с проектом.

7.2.Технологические схемы бурения скважин и установки свай, необходимый составмашин определяют проектом производства работ в зависимости отгранулометрического состава вечномерзлых грунтов, температурного режима,наличия в них крупнообломочных включений, времени установки свай, а такжеконструкцией свайных опор.

Диаметрскважин и их глубину определяют на основе данных геологических изысканий инесущей способности грунтов.

7.3. Проходкускважин диаметром от 150 до 600 мм и глубиной до 12 м под установку свайныхопор в вечномерзлых грунтах любой прочности и состава производят машинамитермомеханического бурения, в однородных пластичных вечномерзлых грунтахневысокой плотности (I и IIкатегории) - машинами вращательного бурения, а также установками лидерногобурения.

7.4. Лидерноебурение применяют для образования скважин в пластично-мерзлых однородныхгрунтах, содержащих не более 30 % крупнообломочных включений. Лидеры и сваизабивают в грунт с помощью серийно выпускаемых вибропогружателей, вибромолотов,дизель-молотов и др.

7.5. Приустановке свай в предварительно пробуренные скважины диаметр последних долженбыть на 50 мм больше, чем диаметр сваи.

При установкесвай методом забивки в лидерные скважины диаметр последних должен быть на 50 ммменьше, чем диаметр сваи.

7.6. Установкусвай в скважины погружным способом производят трубоукладчиками, автокранами илибуровыми машинами, оборудованными грузозахватными механизмами.

7.7.Продолжительность между бурением скважин и погружением в них свай в зимнийпериод не должна превышать 3 ч.

8.ИЗОЛЯЦИОННО-УКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ

8.1.Требования к изоляции и укладке трубопровода в проектное положение определяетсяразд.6 и 7 СНиП III-42-80, СНиП 2.05.06-85, ГОСТ25812-83.

Вид, тип иконструкция противокоррозионного покрытия, а также применяемые изоляционныематериалы, определяются проектом. Все заводские покрытия труб, нанесенные всоответствии с требованиями утвержденных в установленном порядке техническихусловий, соответствуют покрытиям усиленного типа.

8.2. Втрассовых условиях в зимний строительный сезон должны выполняться работы поизоляции сварных неповоротных стыков и ремонту изоляционного покрытиятрубопровода. Работы по изоляции трубных секций (при строительстве изнеизолированных труб) и изоляции поворотных стыков (при строительстве из труб сзаводской изоляцией) в основном необходимо выполнять в подготовительный(летний) период в базовых условиях.

8.3.Технология нанесения, контроля качества и ремонта изоляционных покрытий натрубы и трубопровод в базовых и трассовых условиях должна отвечать требованиям«Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная итепловая изоляция» ВСН008-88.

8.4. Изоляциянеповоротных сварных стыков при использовании изолированных труб осуществляетсяна месте монтажа нитки трубопровода до начала укладочных работ. Изоляциятрубопровода при применении неизолированных труб осуществляется послеперекладки трубопровода от места монтажа на берму траншеи совмещено с егоукладкой в проектное положение.

8.5. Очисткутраншеи от снега осуществляют, если есть в этом необходимость, передперемещением смонтированной и изолированной нитки трубопровода от места монтажана бровку траншеи. Очистку осуществляют технологическим модулем, состоящим изодноковшового экскаватора и бульдозера, перемещающихся вдоль траншей в зонемежду бровкой и смонтированным трубопроводом.

8.6. Приподземной прокладке трубопровода в случае его монтажа в 10-12 м от оси траншеиукладку осуществляют в два приема: перемещением смонтированной и изолированнойнитки трубопровода от места монтажа на бровку траншеи и укладкой трубопровода впроектное положение. Перемещение нитки трубопровода осуществляют захватками,длина которых равна сменному темпу потока.

Перемещениетрубопровода колонной трубоукладчиков к бровке траншеи должно осуществлятьсятолько в зоне между технологическими разрывами. Перекладка и укладка в траншеюнепрерывной нитки трубопровода не допускается.

8.7. Укладкутрубопровода осуществляют на подготовленное основание дна траншеи, исключающееповреждение изоляционного покрытия трубопровода. Подготовка дна траншеиобеспечивается отсыпкой и планировкой слоя грунта в соответствии со СНиП III-42-80.

Допускается устройствомягкого основания дна траншеи из других материалов, обеспечивающих сохранностьизоляционного покрытия трубопровода при его укладке и эксплуатации, ипредусмотренных проектом.

8.8. При перемещениитрубопровода от места монтажа на бровку траншеи и с бровки траншеи в проектноеположение краны-трубоукладчики должны быть оснащены грузоподъемными механизмамии устройствами, исключающими повреждение изоляционного покрытия трубопровода.

9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИБАЛЛАСТИРОВКА ТРУБОПРОВОДОВ

9.1.Конструктивные решения по закреплению и балластировке трубопроводов на вечноймерзлоте включают: балластировку трубопроводов железобетонными утяжелителямитипа УБО и УБК; закрепление трубопроводов вмораживаемыми анкерами;балластировку грунтом с нанесением нетканых синтетических материалов, которыеопределяются проектом.

9.2.Балластировку трубопроводов железобетонными утяжелителями типа УБО и УБК должныосуществлять в соответствии требованиями СНиП III-42-80.

9.3. Установкавмораживаемых анкеров может осуществляться опускным, буроопускным иликомбинированным методами.

9.4. Установкуанкерных устройств опускным методом осуществляют при любой конструкции вмораживаемыханкеров; при этом перед установкой анкерных устройств выполняютподготовительные работы по сборке анкера, подготовке паровой иглы кпропариванию, раскладке анкеров вдоль траншеи.

9.5. Установкуанкерных устройств опускным методом в зависимости от их конструкции выполняютсовмещенным или раздельным способами. Совмещенный способ заключается водновременном погружении анкера и паровой иглы и применяется для анкеровстержневого типа. При раздельном способе сначала формируется скважина, а затемв нее опускается анкер. Раздельный способ применяется для анкеров дисковоготипа. Перед спуском многодисковых анкерных устройств все диски на анкере должныбыть жестко закреплены.

9.6. Прираздельном способе погружения анкеров для определения требуемого диаметра скважиныперед началом работ по установке анкеров опытным путем определяют скоростьпогружения паровой иглы в грунт.

9.7. Дляформирования рабочей скважины паровую иглу с помощью грузоподъемного механизмаустанавливают над отметкой установки анкера. Игла перемещается вертикальновниз, протаивая в грунте скважину.

9.8.Комбинированный способ предусматривает бурение лидерной скважины на неполнуюпроектную глубину, последующее, паропротаивание грунта до проектной глубины,затем погружение анкера и заполнение устья скважины буровым шламом. Бурениескважины выполняют на глубину не более 1 м.

9.9. Работы побурению скважин выполняют буровыми машинами, перемещающимися по дну траншеипосле выполнения работ по планировке и подсыпке дна траншеи. Допускаетсябурение скважин с бермы траншеи с помощью специального навесного оборудования кгидравлическим одноковшовым экскаваторам.

9.10.Установка вмораживаемых анкерных устройств опускным и комбинированным методамидолжна быть закончена не позднее чем за 10-15 дней до начала работ по испытаниютрубопровода и не позднее чем 1 мес до заполнения траншеи талыми водами.

9.11.Технология установки вмораживаемых анкеров буроопускным методом включаетбурение скважин в основании дна траншеи, спуск анкеров в пробуренные скважины изаполнение скважины грунтовым раствором.

9.12.Буроопускной метод, применяется, только для дисковых анкеров со скользящимиверхними дисками. Установку анкеров осуществляют до укладки трубопровода втраншею.

9.13.Установку скользящих дисков осуществляют до полного заполнения скважины грунтом(песком).

9.14. Прибуроопускным способе обязателен пооперационный контроль качества производстваработ по заполнению скважины грунтовым раствором.

9.15.Заполнение скважин грунтовым раствором осуществляют в 2 этапа: на 1-м этапе вскважину заливают воду в соответствии с табл.2; на 2-м - в скважину засыпаетпесок. Правильность объема воды, залитой в скважину, проверяется наличиемвлажного песка на уровне устья скважины при ее полном заполнении.

Таблица2

Диаметр скважины, м

Глубина скважины, м

Количество воды, м3

0,15

2,0

0,015

3,0

0,023

4,0

0,031

5,0

0,039

0.20

2,0

0,028

3,0

0,042

4,0

0,056

5,0

0,070

9.16.Для заполнения скважин используют сухой или сыпучемерзлый песок, в которомдопускается наличие твердых включений размером не более 5 мм.

9.17. Послеустановки и вмерзания в грунт анкеров производят монтаж силовых поясов иизоляцию мест крепления.

Изоляцию силовогопояса осуществляют изоляционной лентой, наматываемой в два слоя с нахлестом,составляющим 10 % ширины ленты. Места соединения силового пояса с анкерамидолжны быть изолированы антикоррозионной пластичной композицией.

9.18. Конструктивныерешения применения нетканых синтетических материалов (НСМ) для балластировкитрубопроводов должны определяться проектом.

Размерыполотнищ НСМ для балластировки трубопровода определяются проектным поперечнымпрофилем траншей и принятым конструктивным решением.

9.19. Научастках закрепления НОМ, где скорость течения талых вод вдоль оси траншеименее 0,2 м/с, закрепление трубопровода допускается без устройства вертикальныхперегородок (перемычек). На остальных участках необходимость сооружения вертикальныхперегородок (перемычек) определяют проектом с учетом конкретныхинженерно-геологических условий.

9.20.Закрепление трубопроводов осуществляют в два этапа: а) сварка, упаковкаполотнищ НСМ в базовых условиях; б) расстилка полотнищ НСМ на трассе ибалластировка трубопровода грунтом.

9.21.Полотнища НСМ сваривают из обрезанных по требуемому размеру рулонированных НСМ.Сварку полотнищ НСМ осуществляют с помощью теплового воздействия на краясвариваемых полос и их взаимного прижатия.

9.22. Упаковкаподготовленных полотнищ НСМ должна предусматривать удобство их раскладки втрассовых условиях.

9.23.Балластировку трубопровода осуществляют, как правило, привозным грунтом, несодержащим твердых и мерзлых включений размером более 50 мм. Допускаетсябалластировка трубопровода грунтом отвала.

9.24.Балластировка трубопровода грунтом с применением НСМ включает вывозку,разгрузку и раскладку упакованных полотнищ НСМ вдоль бровки траншеи; размотку иукладку в траншею полотнищ НСМ; формирование требуемого профиля полотнища НСМ втраншее; закрепление полотнищ НСМ по краям траншеи; отсыпку балластного грунта;перекрытие балластного грунта и замыкание полотнищ НСМ; формирование земляноговалика.

9.25.Разгрузку и раскладку упакованных полотнищ НСМ осуществляют со сторонытехнологической дороги.

9.26. Размоткуи укладку полотнищ НСМ в траншею осуществляют либо с отсыпаемых в траншеегрунтовых перемычек, либо с устанавливаемых над траншеей переходных трапов. Примеханизированной размотке и укладке полотнищ НСМ устройство грунтовых перемычекили установка переходных трапов не требуется.

Соседниеполотнища НСМ укладываются в траншею с взаимным перекрытием. При сваркеполотнищ между собой их перекрытие должно быть не менее 20 см. При отсутствиисварки полотнищ их перекрытие должно быть не менее 50 см; в этом случае укладкуполотнищ НСМ осуществляют навстречу направлению тока талых вод.

9.27.Формирование профиля полотнища НСМ для придания ему проектного положенияцелесообразно осуществлять с бермы траншеи краном-трубоукладчиком, оснащеннымспециальным приспособлением.

9.28. С цельюпредотвращения срыва НСМ в траншею при отсылке балластного грунта края полотнищзакрепляют штырями, заглубляемыми в грунт.

9.29. Отсыпкубалластного грунта в полость траншеи, ограниченную полотнищами НОМ,осуществляют одноковшовым экскаватором, перемещающим привозной грунт со сторонытехнологической дороги.

Грунт отвала,используемый в качестве балласта, перед отсыпкой подвергается механическомурыхлению.

9.30.Перекрытие балластного грунта концами полотнищ НСМ осуществляют в соответствиис принятым конструктивным решением. Замыкание полотнищ НСМ по верху балластногогрунта, как правило, осуществляют сваркой внахлест их свободных концов.

10. СООРУЖЕНИЕТРУБОПРОВОДОВ С ПОПУТНЫМ ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ

10.1. Монтажтрубопровода с попутным электроподогревом должен осуществляться сиспользованием трубных модулей, представляющих собой двух- и трехтрубные секциис присоединенными к ним с помощью хомутов или сваркой секций трубы-спутника.Трубные модули должны иметь антикоррозионную и тепловую изоляцию. Трубныемодули следует изготавливать на трубозаготовительной базе и доставлять вготовом виде к месту монтажа трубопровода.

10.2.Крепление секции трубы-спутника и секции транспортной трубы в зависимости отдавления перекачиваемого продукта осуществляют сплошной приваркой одностороннимшвом, приваркой прерывистым двусторонним швом или хомутами на чистуюповерхность трубы. Соединение обогревающей трубы с транспортной осуществляетсясваркой при прокладке транспортного трубопровода с давлением перекачиваемогопродукта до 1,0 МПа, если же давление выше указанного значения, то соединениеэтих труб должно осуществляться с помощью хомутов.

Для достижениямаксимальной соосности трубных модулей при монтаже их в трассовых условияхприсоединение секции обогревающего трубопровода к секции транспортноготрубопровода при любом способе соединения должно производиться на кондукторе,обеспечивающем параллельное и соосное расположение труб-спутников.

10.3. Монтажсистемы электроподогрева необходимо выполнять протяжкой греющего кабеля внутритрубы-спутника и подключением его к источнику питания.

10.4. Передпротяжкой греющего кабеля через обогревающую трубу следует проверить еевнутреннюю поверхность путем протяжки калибра диаметром 1,25 диаметра кабеля.Протяжку калибра должны производить в направлении протяжки кабеля. При наличиив обогревающей трубе задиров, наплывов и других помех протяжку калибра следуетпроизводить после их устранения.

10.5. Протяжкукабеля должны производить раздельно на каждой секции с сохранением петли междутрубами. После протяжки кабеля на длину 100-150 м эти петли вытягивают, акабель соединяют с последующим его отрезком.

Послеокончания протяжки кабеля через весь участок обогревающего трубопровода длиной100-150 м стыки этой трубы должны быть закрыты специальными заглушками спокрытием их антикоррозионной и тепловой изоляцией.

10.6. Протяжкукабеля через П-образный и трапецеидальный компенсатор трубы-спутника следуетосуществлять вручную, для чего труба-спутник на углах компенсатора должна иметьразрывы. При протяжке на углах компенсаторов оставляются петли кабеля. Послеполной протяжки через компенсатор угловые петли кабеля убираются путем ихвытягивания. По окончании процесса протяжки кабеля угловые разрывы компенсаторовдолжны быть закрыты специальными муфтами, прикрепляемыми с помощью хомутов ктранспортному трубопроводу, и покрыты антикоррозионной и тепловой изоляцией.

10.7.Испытание системы электроподогрева следует проводить после ее монтажа в дваэтапа. На первом этапе необходимо испытать работоспособность иэлектробезопасность самого нагревателя, а на втором - эффективность работы всейнагревательной системы. Нагреватель подлежит испытанию на нескольких режимахизменения тока от минимального значения до максимального. Время работы накаждом режиме определяют полной стабилизацией температуры трубопровода.

10.8.Испытание системы электроподогрева должно осуществляться в соответствии спроектом.

11. ТЕПЛО ИЗОЛЯЦИОННЫЕРАБОТЫ

11.1. Теплоизоляциютрубопровода осуществляют с применением теплогидроизолированных в заводских(базовых) условиях труб, трубных секций, узлов и деталей, предусмотренныхпроектом.

11.2.Заводское (базовое) теплогидроизолировочное покрытие труб, трубных секций, узлови деталей должно отвечать требованиям проекта и обеспечивать выполнениесварочно-монтажных работ в трассовых условиях.

11.3.Допускается производство работ по тепловой изоляции трубопровода надземнойпрокладки с использованием индустриальных полносборных и комплектныхтеплоизоляционных конструкций на основе минераловолокнистых теплоизоляционныхматериалов и изделий из пенопластов (скорлуп, цилиндров, полуцилиндров),выполненных в соответствии с проектом.

11.4. Втрассовых условиях при отрицательных температурах окружающей средытеплоизоляция на основе пенополиуретана для трубопроводов подземной и надземнойпрокладки допускается только из элементов заводского или базового изготовления.

11.5.Теплоизоляция газопроводов диаметром более 720 мм может осуществляться втеплоизолируемых коридорах (траншеях), теплоизоляцию основания и стенок которыхосуществляют непосредственно перед спуском трубопровода.

11.6. Притеплоизоляции надземных промысловых трубопроводов с использованиемтеплогидроизолированных труб на основе пенополиуретана или пенополистирольныхскорлуп с гидроизоляционно-защитным покрытием из алюминиевой фольги илиполиэтиленовых лент необходимо выполнять через каждые 24 м разделительные поясашириной 0,5 м из несгораемых или трудносгораемых материалов(минерало-волокнистые материалы и изделия) с окожушиванием металлическимилистами (оцинкованная сталь, алюминиевый лист).

11.7. Заделкастыков теплоизолированных труб, трубных секций, узлов и деталей производитсяпосле сварки стыков и включает: нанесение антикоррозионной защиты,теплоизоляцию их сборными, индустриальными конструкциями (с использованиемполуцилиндров или скорлуп из полиуретанового пенопласта или минераловатныхизделий), последующее нанесение защитного покрытия и герметизацию швов.

11.8. Поверхностьстыков после их сварки и положительного заключения о качестве сварныхсоединений перед нанесением противокоррозионного слоя должна быть очищена отшлака, грязи, пыли, продуктов коррозии до металлического блеска и высушена.

11.9.Нанесение изоляционного покрытия из слоя грунтовки в трассовых условиях наповерхность в зоне стыка разрешается производить при температуре окружающеговоздуха не ниже –40 °С. При температуре воздуха ниже +3 °С изолируемуюповерхность необходимо подогреть до температуры не ниже +15 °С, избегаязагрязнения ее следами копоти, топлива и т.п.

Переднанесением грунтовку необходимо тщательно перемешать до полного исчезновениявозможного осадка. Для нанесения грунтовки рекомендуется применять окрасочныеволосяные кисти или поролоновые валики; можно использовать способ распыления.

11.10. Длятеплоизоляции зоны сварных стыков скорлупы или маты раскраивают по длине зонытаким образом, чтобы они плотно входили в пространство между имеющимся натрубах теплоизоляционным покрытием. Нанесенное в зоне стыка покрытие скрепляютбандажами из полимерной липкой ленты, после чего наносят гидроизоляционныйслой.

11.11. Длягидроизоляции теплоизоляционного слоя применяют полимерную ленту. Ленту наносятв два слоя спиральной намоткой с 50 %-ным нахлестом или "сигаретным"способом. Нахлест на слой заводской изоляции должен быть не менее 10 см.

11.12. Погидроизоляционному покрытия монтируют кожух из алюминия или оцинкованногожелеза толщиной 0,8 мм с замком в нижней части трубы. Допускается применение алюминиевойфольги, которую наносят спиральной намоткой с нахлестом 2-3 см.

11.13.Теплоизоляцию надземного трубопровода, смонтированного из нетеплоизолированныхтруб, осуществляют после его укладки в проектное положение на опоры. При этомповерхность трубопровода должна быть очищена и гидроизолирована слоем грунтовкитолщиной 100-130 мкм и одним слоем липкой полимерной ленты. Гидроизолированныйтрубопровод теплоизолируют с помощью монтажа скорлуп, состоящих из слоявспененного полиуретана и адгезированного на внешнем слое к нему в процессеформирования скорлупы фольгоизола.

Фольгоизолдолжен иметь выступающие за пенопласт кромки шириной до 10 см, которымигидроизолируют продольный стык. Поперечные стыки гидроизолируют наносимой послою грунтовки полимерной лентой методом "сигаретной" намотки в трислоя.

11.14.Теплоизоляцию трубопровода в местах расположения опор следует производить сприменением типовых теплоизоляционных конструкций серии 7.903-2, разработанныхММСС СССР для теплоизоляции трубопроводов с положительными и отрицательнымитемпературами.

11.15. Припроизводстве теплоизоляционных работ необходимо соблюдать требования по техникебезопасности, установленные нормативными документами на применение ипроизводство работ с использованием указанных материалов, а также общиетребования, изложенные в СНиП 3.04.01-87"Изоляционные и отделочные покрытия".

11.16. Отходыпроизводства пенополиуретановых изделий (полуцилиндров, скорлуп и покрытий трубопроводов)следует зарывать в специально отведенных местах на глубину 2 м (не менее).Сжигание отходов пенополиуретановых изделий допускается только в печах,оборудованных устройством улавливания вредных газов, образующихся при горенииСО, СН4, НСIи др.

12. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКАЯЗАЩИТА

12.1.Электрохимическую защиту трубопроводов осуществляют в соответствии с проектом.

Сооружение анодных заземлителей на мерзлых грунтах

12.2. Прирасположении нижней границы вечной мерзлоты не глубже 10 м применяются свайныеанодные заземлители, соединение которых в единую электрическую цепьосуществляют воздушной линией электропередачи; при расположении нижней границывечной мерзлоты ниже 200 м выполняют таликовое глубинное анодное заземление сприменением солевой обработки мерзлых грунтов и растепления.

Во всехостальных случаях применяют обычные глубинные заземлители, и технология ихмонтажа должна отвечать требованиям ВСН009-88.

12.3. Послеокончания монтажа анодного заземления проверяющего сопротивление, величинакоторого предусматривается проектом.

При талыхгрунтах на поверхности земли сопротивление заземления необходимо измерять потрехэлектродной схеме. Если грунты на поверхности земли мерзлые, сопротивлениезаземлителей оценивают по данным измерений сопротивления цепи«заземлитель-трубопровод» или цепи «заземлитель-заземлитель».

12.4.Протяженные проекторы можно укладывать в одну траншею с трубопроводом с помощьюспециального устройства, оборудованного стойками для барабана с намотанным нанего протектором и направляющей кассетой. Барабан с протектором допускаетсяподвешивать к крюку трубоукладчика. Протектор укладывают после спускатрубопровода в траншею.

Засыпкууложенного протектора производят грунтом, не содержащим крупных и мерзлыхвключений размером более 50 мм.

12.5.Протектор подсоединяют к трубопроводу через контрольно-измерительные пункты, с помощьюкоторых проверяют качество монтажа и эффективность защиты от коррозии, путемизмерения электродного потенциала протектора, сопротивления цепи«протектор-трубопровод» и разность потенциалов «протектор-трубопровод».Измерения выполняют не менее, чем через две недели после засыпки трубопровода.

12.6. Пристроительстве многониточной системы трубопроводов средства защиты на первыхнитках вводятся по пусковому комплексу, обеспечивающему электрохимическуюзащиту до ввода средств защиты очередной нитки. Пусковой комплекс долженвключать установки катодной защиты, сооружаемые в пределах до 10 км откомпрессорных или насосных станций и автономные средства защиты между этимиустановками.

12.7.Электрохимическую защиту очередных ниток трубопроводов допускается осуществлятьс помощью поляризованных электрических перемычек в точках дренажа ранееустановленных средств защиты.

13. СООРУЖЕНИЕ ЛИНИЙСВЯЗИ И ЛЭП

13.1.Технологическая связь на магистральных трубопроводах обеспечивается всоответствии с проектом. Целесообразность строительства кабельных линий связи(КЛС) должна быть в каждом случае обоснована технико-экономическим расчетом.

13.2. Вкомплекс радиорелейной линии (РРЛ) технологической связи трубопровода входятследующие сооружения:

подъездныедороги к площадкам РРЛ;

площадки РРЛ;

антенно-мачтовыесооружения;

помещение дляаппаратуры РРЛ;

аппаратураРРЛ;

источникиэлектропитания;

система УКВрадиосвязи.

13.3.Подъезные дороги к площадкам РРЛ должны обеспечивать проезд к ним строительнойтехники, а в дальнейшем использоваться для эксплуатации.

13.4.Строительство подъезных дорог должно быть экономически обосновано в сравнении сдругими видами транспортировки (аэросани, вертолет и т.д.) оборудования.

13.5. ПлощадкиРРЛ располагаются вдоль трубопровода в соответствии с проектом. Размер площадокРРЛ определяют в основном высотой антенно-мачтовых сооружений. Планировкуплощади производят подсыпкой насыпного грунта.

13.6.Центральным и анкерным фундаментом для антенно-мачтовых сооружений и аппаратурырадиорелейной линии связи является стальной свайный фундамент с ростверком.

13.7.Установку свай осуществляют в соответствии с требованиями разд.7 настоящих ВСН.

13.8.Нагружать буроопускные сваи допускается только после их окончательноговмерзания в грунты основания.

13.9. Дляуменьшения пучинистого воздействия грунта на сваи последние в зоне деятельногослоя обрабатываются специальной смазкой (пушечным маслом).

13.10. Дляповышения долговечности свай следует предусматривать противокоррозионныемероприятия.

13.11. Сборкумачты выполняют на площадке РРЛ в соответствии с «Инструкцией по монтажусооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения» .

13.12. Сборкусекций мачты и поворотной рамы для крепления антенн производят в соответствии счертежами, поставляемыми с каждой партией мачт.

13.13. Антенныдо закрепления на поворотной раме должны быть предварительно провереныпробником и сориентированы по азимуту в соответствии с проектом. Подъем мачтыРРЛ осуществляют способом падающей стрелы.

13.14. Длябесперебойной работы РРЛ должна быть создана система гарантированногоэлектропитания.

13.15.Установку опор (свай) для ЛЭП осуществляют буро-опускным способом.

13.16. Послеустановки опоры (сваи) на проектную отметку по глубине проверяют еерасположение в плане по вертикали, после чего опору (сваю) расклинивают в устьескважины деревянными клиньями в проектном положении.

14. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙСРЕДЫ

14.1. Все мероприятияпо охране окружающей среды при строительстве магистральных трубопроводов должныбыть выполнены в соответствии с разд.13 СНиП III-42-80 и проектом.

14.2.Трассовые строительно-монтажные работы должны выполняться преимущественно взимний строительный сезон при промерзании деятельного слоя на глубину,исключающую разрушение мохорастительного покрова строительной техникой.

14.3. Движениетранспортной и строительной техники круглогодично допускается только попостоянным дорогам, а в зимний период - по специально подготовленным зимнимтехнологическим дорогам.

14.4. Припрокладке трубопроводов следует сохранять температурный и влажностный режимвечномерзлых грунтов.

14.5. Дляпредотвращения протаивания вечномерзлых грунтов следует максимально сохранятьмохово-растительный покров и восстанавливать его путем высева злаков в пределахнарушенных участков.

14.6. Пристроительстве дорог с грунтовым основанием на вечномерзлых грунтах отсыпкуполотна дороги следует осуществлять пионерным способом "от себя", недопуская езды транспорта за пределами отсыпанного полотна. Грунт для полотнадороги следует отсыпать непосредственно на мохово-растительный покров.

14.7. Дляпредотвращения эрозионных процессов при прокладке трубопровода следуетстремиться к сохранению естественной сети местного стока, а в случае еенарушения следует производить восстановление стока.

14.8. Дляпредотвращения развития эрозии при необходимости в траншеях на склонах,крутизна которых более 3º,следует устраивать замки из слабофильтрующего грунта, препятствующие течениюводы вдоль траншеи и возникновению эрозионного выноса. На склонах, лишенныхрастительности, или на склонах с нарушенным растительным покровом следуетпроводить фиторекультивацию - залужение откосов быстрорастущими злаковыми,растениями с развитой корневой системой (овсяница, красная, лисохвост луговой идр.).

14.9. Припрокладке трубопроводов на склонах (если в этом есть необходимость) должнопроизводиться закрепление откосов в соответствии с требованиями проекта.

14.10. Припроизводстве работ в летний период следует применять строгие противопожарныемероприятия, в том числе не допускать при работе на сухих торфяниках примененияоткрытого огня, не разводить костры и не сжигать порубочные остатки; разведениеоткрытого огня допускается только в специально оборудованных местах всоответствии с правилами противопожарной безопасности.

14.11. Припроектировании и строительстве трубопровода необходимо учитывать пути миграцииживотных, максимально сохранять районы зимних и летних пастбищ.

14.12.Запрещается устраивать складирование труб и материалов, возводить временныепоселки строителей и выполнять другие строительные и вспомогательные работы научастках оленьих пастбищ.

14.13. Для восстановлениянормального режима водотоков следует предусматривать:

биологическуюрекультивацию речных пойм, нарушенных строительством;

планировкубереговых откосов и берегоукрепление;

расчисткурусел реки от насосов, вызванных строительными работами.

14.14. Длявосстановления нормального гидрологического режима территории и естественногостока поверхностных вод, а также для исключения подпора воды вдоль трассытрубопровода при необходимости в местах переходов трубопровода черезестественные препятствия осуществляют строительство водопропускных сооружений.

14.15. Послеокончания строительно-монтажных работ с трассы трубопровода должны быть удаленыостатки труб, строительных, горюче-смазочных материалов.

15. ОХРАНА ТРУДА ИТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

15.1. Пристроительстве магистральных трубопроводов, кроме СНиП III-4-80, следуетруководствоваться:

«Правиламитехники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов», утвержденнымиМиннефтегазстроем в 1981 г.;

«Правиламитехнической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техникибезопасности при эксплуатации установок потребителей (ПТЭ и ПТБ)»,утвержденными Главгосэнергонадзором в 1984 г.;

«Правилами устройстваэлектроустановок потребителей», М., Энергоатомиздат, 1985.

15.2. Лица,направляемые на работу в районы вечной мерзлоты, для определения пригодности кработе в условиях сурового климата должны пройти предварительный медицинскийосмотр.

15.3. Рабочиеперед началом зимнего строительного сезона должны пройти обучение по правиламтехники безопасности, в том числе по правилам ориентации на местности в местахпроизводства работ, по оказанию доврачебной помощи при обморожении.

15.4. В местахпроизводства работ должны быть средства и оборудование для обогрева рабочих.

15.5. Рабочиеместа сварщиков в трассовых и базовых условиях следует оборудовать средствамизащиты от ветра, атмосферных осадков (укрытие, переносные щиты, тенты и т.д.).

15.6. В летнийпериод работающие должны быть обеспечены защитными и отпугивающими средствамиот гнуса (сетки Павловского, химические вещества - диэтилтулоамид, бензамин идр.) и проинструктированы о порядке пользования ими.

15.7. Строительнаяорганизация обязана осуществлять регулярную связь с ближайшей метеорологическойстанцией и своевременно оповещать свои подразделения о предстоящей переменепогоды (пурга, ураганный ветер, снегопад и т.д.).

15.8. В каждойгруппе, работающей вдали от других групп, руководитель работ (прораб, мастер)должен назначать старшего знающего специфические условия районов производстваработ. Старший группы должен принимать меры по обеспечению безопасности всейгруппы в случае плохой погоды или при других неблагоприятных условиях.

15.9. Каждаягруппа машин с рабочими, направляемая в дальний рейс, должна быть обеспеченанеобходимым инструментом, инвентарем, запасом продуктов, рацией, палаткой скаркасом, обогревательным прибором, аптечкой, пеньковыми канатами, сигнальнымиракетами, запасом топлива, карманными электрическими фонарями.

15.10. Вовремя пурги находящиеся в пути машины должны остановиться. Между отдельнымимашинами автоколонны следует натянуть пеньковый канат для пользования им вовремя перехода от одной машины к другой.

15.11. Толщинульда на действующей ледовой переправе следует измерять:

а) зимой одинраз в 10 дней, при пересечении фарватера с быстрым течением - один раз внеделю;

б) осенью ивесной - ежедневно.

15.12. Привыполнении работ, связанных с электроподогревом грунта, прогреваемую площадьследует ограждать, устанавливать на ней предупредительные сигналы, в ночноевремя освещать. Расстояние между ограждением и контуром прогреваемого участкадолжно быть не менее 3 м.

На участкахпрогреваемой площади, находящихся под напряжением, пребывание людей недопускается.

15.13. Приперекладке трубопровода от места монтажа на берму траншеи рабочим запрещаетсянаходиться между траншеей и трубопроводом.

15.14. Трассадействующего трубопровода и его сооружений в границах зоны производства работдолжна быть обозначена знаками, особенно на углах поворота, в местахпересечения со строящимися коммуникациями.

1 461
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.