Меню
Навигация
Вебинар
Медикум

ВСН 12-87 «Причальные комплексы для перегрузки нефти и нефтепродуктов. Противопожарная защита. Нормы проектирования»

Нормы распространяются на проектирование системы автоматической противопожарной защиты (САПЗ) причального комплекса для перегрузки нефти и нефтепродуктов в морских портах Минморфлота СССР.
Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании противопожарной защиты вновь строящихся, реконструируемых и технических перевооружаемых причальных комплексов.

Обозначение: ВСН 12-87
Название рус.: Причальные комплексы для перегрузки нефти и нефтепродуктов. Противопожарная защита. Нормы проектирования
Статус: действующий (Введены впервые)
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.06.1987
Разработан: Союзморниипроект Минморфлота СССР
Утвержден: Министерство морского флота СССР (29.05.1987)
Опубликован: Типография В/О "Мортехинформреклама" № 1988

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

ПРИЧАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ НЕФТИ
И НЕФТЕПРОДУКТОВ

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

ВСН 12-87

Минморфлот СССР

 

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТАСССР

 

РАЗРАБОТАНЫ

Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта «Союзморниипроект»

 

Главный инженер

Ю. А. Ильницкий

Начальник отдела стандартизации

и метрологии

 

М. И. Калашников

Ответственный исполнитель

Главный специалист

Г. Ф. Баранов

Исполнитель

В. И. Ярошенко

Одесским филиалом института
«Черноморниипроект»

Главный инженер

В. М. Таран

Исполнители

Г. Ф. Колесников
А. И. Козловский

ВНЕСЕНЫ

В/О «Морстройзагранпоставка»

Заместитель председателя

М. Г. Тетенко

СОГЛАСОВАНЫ

Госстроем СССР
письмо от 26.05.87 № АЧ-2418-8,

ГУПО МВД СССР
письмо от 15.12.86 № 7/6/3373

Госкомнефтепродуктом РСФСР
письмо от 17.07.86 № 31/5

Миннефтепромом СССР
письмо ГУПиКС от 05.12.86 № 6-1-33/1155

 

Министерство
морского флота
СССР
(Минморфлот
СССР)

Ведомственные строительные нормы

ВСН 12-87

Причальные комплексы перегрузки нефти и нефтепродуктов. Противопожарная защита.
Нормы проектирования

Минморфлот СССР

Вводится впервые

Нормы распространяются на проектирование системыавтоматической противопожарной защиты (САПЗ) причального комплекса дляперегрузки нефти и нефтепродуктов в морских портах Минморфлота СССР.

Настоящиенормы должны соблюдаться при проектировании противопожарной защиты вновьстроящихся,реконструируемых и технических перевооружаемых причальных комплексов.

Припроектировании системы противопожарной защиты причальных комплексов следуеттакже руководствоваться требованиями, установленными строительными нормами иправилами, государственными стандартами, инструкциями, "Правиламиперевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота", «Общимиправилами морских торговых и рыбных портов», нормами технологическогопроектирования морских портов и другими действующими нормативными документами,утвержденными в установленном порядке. Перечень нормативных документов приведенв справочном приложении 1.

Тушение пожара на стоящем у причала танкере предусматриваетсямобильными средствами при немедленном отводе танкера на рейд, длячего любая нефтегавань должна быть обеспечена плавсредствами с системамиводопенного тушения и водяного орошения, отвечающими требованиям,изложенным в приложении 2.

Внесены
В/О «Морстройзагранпоставка»

Утверждены Министерством морского флота СССР
29.05.87 г.

Срок введения
в действие
1 июня 1987 г.

Настоящие нормы не распространяются наследующие сооружения:

сливо-наливныепричалы для перегрузки сжиженных газов, органических кислот,спиртов и других полярных легковоспламеняющихся и горючих жидкостей,свойства которых,в том числе по взрывопожарной опасности, несходны с аналогичнымисвойствами нефти и нефтепродуктов (справочное приложение 3);

береговыеобъекты комплекса,требования к противопожарной защите которых устанавливаются нормативнымидокументами,утвержденными или согласованными Госстроем СССР;

стационарныесудовые системы пожаротушения танкера.

Примечание. Системы пожаротушениятанкера, противопожарные устройстваи оборудование на них должны отвечать требованиям ОСТ 5.5491-80, «Правил классификации и постройки морскихсудов», Регистра СССР и «Правилперевозки нефти и нефтепродуктов на танкерах морского флота».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Причальные комплексы,на которые распространяются настоящие нормы, включают:

причалы(пироны) и причальные сооружения, размещенные на них служебные помещения,швартовые и отбойные устройства;

технологическую(оперативную) площадку причала (пирса) с размещенными на ней перегрузочным оборудованием(в том числе шлангующими устройствами), грузовыми ибункеровочными трубопроводами.

1.2. Припроектировании причальных комплексов перегрузки нефти и нефтепродуктов следуетпредусматривать устройство САПЗ, обеспечивающей тушение пожара на технологическойплощадке причального комплекса либо в любой точке причала (пирса).

1.3. При проектировании САПЗ причальногокомплекса в расчет следует принимать один пожар, независимо от количествапричалов и одновременно обрабатываемых танкеров. При обслуживании САПЗпричального комплекса и нефтебазы принимается 2 пожара - один на танкере ивторой на нефтебазе, если нефтебаза I-йи II-й категории по СНиП II-106-79.

1.4. САПЗ причального комплекса являетсявзаимоувязанной частью порта и нефтебазы. Управление САПЗ портовой части должноосуществляться с центрального поста диспетчерской причальных комплексов.

1.5. Проектирование САПЗ зданий и сооружений(кроме сооружений технологической площадки) причального комплекса выполняется всоответствии с главами СНиП2.04.02-84 и СНиП2.04.09-84 с учетом настоящих норм.

1.6. Вид пожарной техники, ее количество иштаты пожарной охраны порта устанавливаются заданием на проектирование, по согласованиюс органами государственного пожарного надзора, и другими заинтересованнымиорганизациями.

2. СОСТАВ САПЗ ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

2.1. САПЗ причального комплекса предназначена для автоматическогообнаружения и извещения о возникновении очага пожара на технологическойплощадке, автоматического тушения его воздушно-механической лентой, подачи водыдля создания водяной завесы, предотвращающей распространение огня с причала натанкер либо наоборот, охлаждения водой несущих металлических конструкций причала(при их наличии), а также подачи воды для наружного пожаротушения зданий исооружений, размещенных на технологической площадке.

2.2. САПЗ состоит из:

системы обнаружения и сообщения о пожаре(автоматическая пожарная сигнализация);

пожарнойнасосной станции подачи пресной воды (при недостаточном напоре в водопроводнойсети) либо с устройством для забора морской воды из акватории,расположенного на берегу или непосредственно на причале (пирсе);

системыавтоматического,дистанционного и местного управления насосными станциями;

резервуаровдля хранения пенообразователя или его раствора;

наружных сетейтрубопроводов (постоянно заполненных водой и раствором пенообразователя илисухих) с гидрантами;

системырастворопроводов со стационарно установленными пеногенераторами для тушенияпожара на технологической площадке;

линии водянойзавесы причала (пирса).

Принципиальные схемы САПЗ и ее элементовприведены на рис. 1-4.

Рис. 1. Принципиальная схема САПЗ сводяной завесой.

1.    Гребенка подключения пожарных машин или плавсредств,

2.      Пожарные гидранты или распределительные гребенки на подводящемрастворопроводе,

3.    Растворопровод,

4.    Пожарныегидранты или распределительные гребенки на водопроводе,

5.    Водопровод,

6.    Узелуправления,

7.    Вентильдля опорожнения,

8.    Питающийтрубопровод,

9.    Водянаязавеса,

10. Пеногенераторы.

Принципиальная схема насосной станции для подачи раствора
пенообразователя с насосами - дозаторами пенообразователя

Рис. 2

1.    Насос-дозатор;

2.    Насос для раствора пенообразователя;

3.    Резервуардля воды;

4.    Резервуарс пенообразователем;

5.    Дозировочнаяшайба для расхода Q1;

6.    Дозировочнаяшайба для расхода Q2;

7.    Задвижкас электроприводом;

8.    Щитуправления;

9.    Шкафуправления и автоматики;

10. Водо-воздушныйбак;

11. Насос для пополнения водо-воздушного бака раствором пенообразователя

Условные обозначения:  РП - растворопенопровод;

П - пенопровод.

 

Принципиальнаясхема насосной станции с дозированием
пенообразователя смесителями эжекторного типа

Рис. 3

1.    Насосдля раствора пенообразователя;

2.    Резервуардля воды;

3.    Резервуардля пенообразователя;

4.    Эжектор-смесительпроизводительностью Q1;

5.    Эжектор-смесительпроизводительностью Q2;

6.    Щитуправления;

7.    Шкафуправления и автоматики;

8.    Водо-воздушныйбак;

9.    Насос для пополнения водо-воздушного бака растворомпенообразователя.

Условные обозначения:  РП - растворопенопровод;

П - пенопровод.

 

Принципиальнаясхема пожарной насосной с подачей готового раствора пенообразователя и воды всистему САПЗ

Рис. 4

1.    Насосподачи раствора пенообразователя;

2.    Насосподачи воды;

3.    Резервуарс раствором пенообразователя;

4.    Резервуардля воды;

5.    Водо-воздушныйбак;

6.    Щитуправления;

7.    Пусковоеустройство;

8.    Предохранительныйклапан.

Примечания: 1. Прилагаемые в инструкции фрагменты (рисунки) автоматических системпри проектировании корректируются с учетом привязки и назначения защищенногообъекта (здания, сооружения), а также местных условий и принятого типа побудителя установки САПЗ.

2. Принципиальная схема автономных систем САПЗ, установок для поддержания давления в растворопенопроводе и подачи егов систему, а такжеподачи раствора пенообразователя с установкой клапана БК или КБ2ЭМ и схемыавтоматики и электрической системы управления САПЗ приведены в разделах 1¸10 "Временных рекомендаций по проектированию стационарных системавтоматического тушения пожаров ¼" ВНИИПО МВД СССР, М. 1974 (поз.20 перечня нормативно-технических документов).

2.3. САПЗ должна быть единой для всехзащищаемых сооружений причального комплекса и береговых объектов, в том численефтебазы. Для нефтебаз, расположенных на расстоянии 1 км и более отпричального комплекса устройство общей САПЗ определяется на основанииэкономической целесообразности.

Для небольших объектов или отдельно стоящихзданий и сооружений допускается применение автономной автоматическойстационарной системы пожаротушения с использованием противопожарноговодопровода.

3. ТРЕБОВАНИЯ К САПЗ ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

3.1. В качестве основного средства тушения пожара должна предусматриватьсявоздушно-механическая пена средней кратности (80-100) с использованиемпенообразователя на морской или пресной воде. Характеристики пенообразователейприведены в справочном приложении3.

3.2. САПЗ причального комплекса должны обеспечивать тушение расчетногопожара на технологической площадке или танкере по наибольшему требуемому натушение расходу*.

__________

* Если существующие системыСАПЗ обеспечат пожаротушение технологической площадки и нефтебазы, потребныйрасход воды и пенообразователя для тушения пожара на танкере из САПЗ (см. рис. 1), при реконструкции и техническомперевооружении существующих причальных комплексов, допускается снижать на 50 %.

Расчетнаяплощадь тушения определяется равной площади горизонтального сечения наибольшегозащищаемого помещения (танка). Интенсивность подачи пены 0,1 л/сек. на м2(табл. 3.7.1.3. и п. 3.7.1.1. Регистра СССР).

3.3. На технологической площадке причаланеобходимо предусматривать установку стационарных пеногенераторов,обеспечивающих подачу пены на всю площадь технологической площадки, но неменее, чем на 500 м2.

3.4. Установка водопенного тушения должна обеспечивать подачу растворапенообразователя с интенсивностью не менее 0,08 л/с на м2.

3.5. Для создания  минимального слоя пены, обладающего изолирующей способностью притушении пожара, высота бортиков ограждения технологической площадки должна бытьне менее 0,4 м. Бортик устанавливается по контуру технологической площадки, несокращаю пожарные проезды.

3.6. Для САПЗ должны применяться стационарноустановленные пеногенераторы типа ГПС с подключением их к распределительномутрубопроводу раствора пенообразователя при помощи резьбовых соединений.

3.7. Пеногенераторы устанавливаются равномернопо периметру площадки с таким расчетом, чтобы пена подавалась преимущественнона шлангующие устройства (стендеры), задвижки, продуктовые трубопроводы идругие сооружения транспорта нефтепродукта.

3.8. Расчетное время работы установки по тушению пожара следует приниматьравным 10 мин., а запас пенообразователя и воды на приготовление растворапенообразователя из условния обеспечения трехкратного раствора. При этомследует учитывать потребность в дополнительном количестве растворапенообразрвателя для заполнения сухих растворопенопроводов и создания егозапаса не менее 10 т (п. 30 приложения 13 "Правил перевозки ¼ ").

3.9. Процентное содержание пенообразователя в растворе устанавливается взависимости от вида пенообразователя и применяемой воды (пресной или морской) всоответствии с приложением 4.С целью повышения устойчивости воздушно-механической пены средней кратности(80-100) от влияния на нее морской воды, концентрацию пенообразователя врастворе необходимо принимать не менее 12 %.

3.10. С целью регулирования подачипенообразователя в зависимости от расчетного расхода допускается использованиедозирующих шайб на пенопроводах (см. рис. 2).

3.11. По расчетной длине следуетпредусматривать устройство водяной завесы, с прокладкой трубопроводов вдольбортика по линии кордона причала с внутренней стороны. В водяной завесе можетбыть применена морская вода.

3.12. Расчетную длину линии водяной завесыследует принимать равной длине выступающей части причала технологическойплощадки плюс 10 м в обе стороны, либо длине цилиндрической вставки расчетноготанкера при сплошной причальной стенке.

3.13. Расход воды, оросители (насадки) завесы,напор в сети и внутренний диаметр питающего (распределительного) трубопроводаследует выбирать по расчету, обеспечивая сплошную водяную завесу, превышающуюне менее, чем на 3 м грузовую палубу в начале загрузки танкера по высоте.Свободный напор в сети трубопроводов водяной завесы должен быть не менее 0,7МПа.

Расстояние между оросителями (насадками) недолжно превышать 0,5 м. Минимальная интенсивность подачи воды водяной завесойдолжна быть не менее 1 л/с на 1 м ее длины.

3.14. При проектировании питательных(распределительных) трубопроводов водяной завесы и водопенной установкинеобходимо обеспечивать выполнение следующих требований:

питающий (распределительный) трубопровод следуетпроектировать кольцевым, в том числе и ответвления его на отдельные участки(технологическая площадка и т.д.). Подключение питающих трубопроводов кподводящей сети производится через задвижки с электроприводом или клапаныгруппового действия;

узлы управления следует устанавливать внепосредственной близости от трубопроводов подводящей сети, а приводозаполненной подводящей сети - отапливаемом помещении с температурой не ниже5 °С;

питающие и распределительные трубопроводыследует проектировать с уклоном к узлам управления. Узлы управления должныоборудоваться устройством для опорожнения трубопроводов.

3.15. При наличии металлических несущих гидротехнических конструкций причалаи эстакад с трубопроводами кольцевая сеть противопожарного водопровода, с учетомрасхода воды для работы водяной завесы, в соответствии с требованиями п. 2.1, должна обеспечивать расход воды наохлаждение этих металлических конструкций из расчета 0,05 л/с на 1,0 м2или 0,1 л/с на 1,0 м длины причала в пределах технологической площадки, а также10 м за ее пределами.

При размещении на технологической площадкезданий и сооружений (операторные помещения, канализационные насосные станции,очистные сооружения и другие), связанных с работой перегрузочного комплекса,сеть пожарного водопровода, с учетом требований СНиП II-106-79, должна обеспечить расход воды нанаружное и внутреннее пожаротушение этих зданий и сооружений.

3.16. Проектирование водопровода и зданийнасосных станций следует осуществлять в соответствии со СНиП 2.04.02-84.

3.17. Противопожарный водопровод долженобеспечить одновременно орошение конструкции по п.3.15 и тушение сооружений комплекса (но не менее 50 л/сек) и подачу воды наводяную завесу.

3.18. Сеть растворопроводов может бытьпостоянно заполненной раствором пенообразователя или сухотрубной (незаполненной раствором). Возможность применения сухотрубной системы определяетсярасчетом по допускаемой инерционности системы.

3.19. При проектировании системы пожаротушенияс сухими растворопроводами инерционность всей системы САПЗ с моментавозникновения пожара с учетом инерционности срабатывания извещателей(датчиков), не должна превышать 3 мин.

3.20. На подводящих трубопроводах(водопроводных и растворопенопроводных) у каждой технологической площадкиследует предусматривать установку пожарных гидрантов или распределительныхгребенок с соединительными головками диаметром 70 мм для подключения пожарных мобильныхсредств (автомашин, катеров и т.п.) с запорной арматурой, обеспечивающих подачуводы и раствора пенообразователя в их сеть.

3.21. Запорная трубопроводная арматура (задвижки, клапаны), а также пожарныегидранты рожки, гребенки и другое пожарное оборудование должна быть выполненапо I классу герметичности (ГОСТ 9544-75) в исполнении,предназначенном для эксплуатации на открытом воздухе в микроклиматическихрайонах с морским климатом в соответствии с ГОСТ 15150-69*.

3.22. Пожарные гидранты или распределительныегребенки устанавливаются не более 40 м от бортика технологической площадки.

3.23. Количество и места установки пожарныхгидрантов или распределительных гребенок принимают по расчету, исходя изтребуемых расходов воды и раствора пенообразователя на тушение пожара, но неменее двух на каждую технологическую площадку.

3.24. Распределительные гребенки оборудуютсяобщей задвижкой, установленной непосредственно у подводящего трубопровода, атакже задвижками (вентилями) у каждой соединительной головки, в том числе иустройством для опорожнения стояка.

3.25. На каждой технологической площадкеследует предусматривать пожарный пост с комплектом пожарного оборудования,согласно ГОСТ 12.4.009-83 и п.30 приложения 13 "Правил перевозки ¼ ".

3.26. На причальном комплексе, в соответствиис требованиями СНиП II-106-79,"Правил перевозки нефти и нефтепродуктов танкерами морского флота" идругих нормативных и руководящих документов ММФ, следует предусматриватьустройство проезда для пожарных автомобилей шириной 4,5 м, а также площадки дляразворота их размером не менее 12´12 м, в том числе для размещения на них неменее двух пожарных автомобилей для забора морской воды из акватории порта иподачи ее к месту очага пожара.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙБЕЗОПАСНОСТИ ПРИЧАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ТАНКЕРА, НАХОДЯЩЕГОСЯ У ПРИЧАЛА(ПИРСА)

4.1. Для предотвращения проливовнефтепродуктов на технологическую площадку причала (пирса) при аварии, а такжеотсоединения шлангующих устройств от приемных патрубков танкера,технологические трубопроводы и стендеры должны быть оборудованы быстрозакрывающимися клапанами, а также устройствами защиты от гидравлического удара.

4.2. При получении сигнала о возникновениипожара на причальном комплексе, технологической площадке или танкереавтоматически подается команда на автоматическую остановку продуктовых насосовс открытием задвижки на обводном сбросном трубопроводе в резервуар, закрытиеотсекающих задвижек технологических трубопроводов, прекращение всехпогрузочно-разгрузочных операций, закрытие секционных клапанов у шлангующихустройств, а после закрытия секционных клапанов, подается команда наотсоединение шлангующих устройств (стендеров) и затем на сброс швартовыхконцов.

4.3. На нефтепричалах, у которыхобрабатываются танкеры грузоподъемностью 45 тыс. т и более, необходимопредусматривать, взамен швартовых тумб, швартовные устройства быстроотдающегося типа (откидные гаки) для обеспечения возможности быстрого отводатанкера при возникновении пожара на нем или на причале.

4.4. Быстро отдающиеся швартовые гаки должныбыть сблокированы с положением отсекающих задвижек на технологическихтрубопроводах и шлангующих устройств (стендеров), отсоединенных от приемныхпатрубков танкера. При этом, в случае необходимого экстренного сбросашвартовных концов танкера во время подачи на танкер жидкого груза иприсоединенных к нему шлангующих устройств, действие быстроотдающихся гаковвыполняется по установленной программе: закрытие задвижек, отсоединение и отводстендеров и лишь затем - отдача швартовов.

5. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГОУПРАВЛЕНИЯ, СВЯЗЬ
И СИГНАЛИЗАЦИЯ

5.1. При проектировании САПЗ следуетпредусматривать единую систему пожарной сигнализации, автоматики, блокировки ителефонной связи, объединяющую системы противопожарной защиты нефтебазы,причального комплекса с технологической площадкой, а также стоящего у причалатанкера.

5.2. При получении сигнала о возникновениипожара на причальном комплексе, технологической площадке или танкереавтоматически включается водяная завеса.

5.3. САПЗ должна быть обеспеченаавтоматическим, дистанционным и местным ручным управлением. Автоматическоеуправление осуществляется при срабатывании пожарных извещателей (датчиков).Дистанционный пуск может осуществляться с операторского или диспетчерскогопункта причала (пирса), на которых имеется постоянный дежурный персонал, и стехнологической площадки от узлов управления установок, а местное (ручное) - изнасосной станции нефтебазы.

5.4. Пожарные извещатели (датчики) размещаютсяна технологической площадке и внутри защищаемых помещений зданий причала(пирса). Расстояние между автоматическими извещателями (датчиками),устанавливаемыми на технологической площадке, должно быть не более 6 м, арасстояние между извещателями ручного действия, устанавливаемыми по периметрупричального сооружения - не более 100 м. Количество и схемы подключения, типпожарных извещателей определяется с учетом требований главы СНиП 2.04.09-84.

5.5. Объекты и сооружения нефтегавани должныбыть соединены прямой телефонной связью (миную коммутаторы) с обслуживающимпричальный комплекс пожарным депо, насосной пожарной станцией и помещением узлаприготовления раствора пенообразователя, продуктовой насосной станцией,диспетчером нефтерайона, оператором припортовой нефтебазы и нефтеналивнымпричалом (пирсом). При этом пожарное депо должно иметь прямую телефонную связьс пунктом пожарной связи города.

5.6. Диспетчер (оператор) причальногокомплекса должен быть обеспечен прямой связью с обслуживающим пожарным депо,пунктом пожарной связи города, вахтенным дежурным на стоящем под погрузкойтанкере. Кроме того, на танкере, пришвартованном к причалу (пирсу), долженустанавливаться выносной пожарный извещатель типа ИПР, включаемый черезискробезопасное устройство, - сигнализатор (ИУС) для подачи сигнала о пожаре натанкерах и автоматического включения САПЗ.

5.7. На причале (пирсе) следует предусматриватьпункт подключения к системе громкоговорящей связи штабного пожарного автомобиляруководителя тушения пожара.

 

Приложение1

(справочное)

ПЕРЕЧЕНЬ
нормативно-техническихдокументов

1. СНиП 2.01.02-85. Противопожарныенормы.

2. СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение.Наружные сети и сооружения.

3. СНиП 2.04.09-84. Пожарная автоматиказданий и сооружений.

4. СНиП II-60-75. Планировка изастройка городов,поселков и сельских населенных пунктов.

5. СНиП II-89-80. Генеральные планы промышленных предприятий.

6. СНиП II-106-79. Склады нефти инефтепродуктов.

7. СН 527-80. Инструкция по проектированиютехнологических стальных трубопроводов Ру до 10 МПа.

8. ГОСТ 12.1.004-85. Пожарнаябезопасность. Общие требования.

9. ГОСТ 12.4.009-83. Пожарная техникадля защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.

10. ОНТП24-86/МВД СССР. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной ипожарной опасности.

11. РТМ25.488-82. Установки пожаротушения автоматические и установки пожарной,охранной и охранно-пожарной сигнализации. Нормативы численности персонала,занимающегося техническим обслуживанием и текущим ремонтом.

12. РД 31.31.37-78. Нормы технологическогопроектирования морских портов.

13. РД 31.82.01-79. Требования безопасноститруда, которые должны учитываться при проектировании морских портов.

14. Правила перевозки нефти и нефтепродуктовна танкерах морского флота. М., 1981, Минморфлот.

15. Общие правила морских торговых и рыбныхпортов Союза ССР.

16. Инструкция по применению, транспортировке,хранению и проверке качества пенообразователя. ВНИИПО МВД СССР. М., 1976.

17. Временные рекомендации по проектированиюсистем автоматической защиты открытых нефтеперерабатывающих заводов. ВНИИПО МВДСССР. М., 1978.

18. Правилапожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР.Изд-во "Недра", М., 1985.

19. Методы оценки экономической эффективностизатрат на средства противопожарной защиты. Госстрой СССР, М., 1985.

20. Временные рекомендации по проектированиюстационарных автоматических систем тушения пожаров нефти и нефтепродуктов врезервуарных парках и насосных станциях. ВНИИПО МВД СССР, институтаГипротрубопровод Миннефтепрома СССР, М., 1974 - (дополнение к главе СНиП II-106-79).

21. "Правила классификации и постройкиморских судов" Регистр СССР, 1985 г.

22. ОСТ 5.5491-80 "Система пенногопожаротушения".

 

Приложение2

(обязательное)

Требования к пожарному оборудованию мобильных
плавсредств, участвующих в тушении пожара на танкере

1. Мобильные плавучие средства должны бытьоборудованы системой водопенного тушения, рассчитанной на пожаротушениерасчетного танкера, обрабатываемого в нефтегавани и отводимого от причала вовремя пожара. Расчет пенотушения производится в соответствии с п. 3.1, п. 3.2, п. 3.4, п. 3.8и 3.9 настоящих ВСН, а подача воды наохлаждение из лафетных стволов - в соответствии с ОСТ 5.5491-80 "Системапенного пожаротушения".

2. Высота расположения генераторов пены илафетных водяных стволов должна быть переменной и достигать уровня на 3 м вышепалубы порожнего расчетного танкера. Для этих целей следует использоватьтелескопические подъемники.

3. Радиус действия генераторов пены и лафетныхстволов принимается из условия подачи воздушно-механической пены и воды в любуюточку расчетной площади очага пожара на расчетном танкере.

4. На мобильных плавучих средствах должны бытьпредусмотрены гребенки с соединительными головками диаметром 70 мм (см. п. 3.21) для возможности подключения в САПЗ.

 

Приложение3

(справочное)

ХАРАКТЕРИСТИКА
взрывопожарной опасности нефти и нефтепродуктов

Жидкость

Относительная плотность (при температуре 20 °С)

Температура, °С

Пределы взрываемости паров по отношению к воздуху

вспышки

самовоспламенения

Объемные, м23

Температурные, °С

нижний

верхний

нижний

верхний

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Нефть сырая

Зольнистая

0,8400

-35

-

-

-

-34

-14

Карадагская

0,8310

-21

320

-

-

-21

19

Туймазинская

0,8520

-20

320

-

-

-21

-8

Сураханская, месторождения Гаусаны

0,8581

-5

330

-

-

5

24

Бибиэйбантская легкая

0,8670

5

260

-

-

2

26

Сураханская отборная

0,8518

12

300

-

-

12

60

Сураханская обыкновенная

0,8648

13

270

-

-

13

56

Бинагадинская

0,8064

18

300

-

-

12

39

Сураханская масляная

0,8880

22

300

-

-

18

43

Балахинская тяжелая

0,9170

23

310

-

-

23

50

Щубакинская

0,9161

26

375

-

-

22

53

Бибиэйбантская тяжелая

0,8859

27

310

-

-

26

57

Карачухарская (нижнего отдела)

0,8742

34

290

-

-

31

80

2. Топливо дизельное

Арктическое марки ДА

0,8471

64

330

-

-

57

105

Автотракторное марки I

0,8670

71

310

-

-

62

100

Зимнее марки ДЗ для быстроходных дизелей

0,8310

78

240

-

-

69

119

Топливо для быстроходных дизелей, специальное ДС

0,8440

92

345

-

-

76

115

Топливо для тихоходных дизелей, ДТ-I

0,9168

110

370

-

-

99

137

Топливо дизельное ДТ-2

0,9212

110

350

-

-

91

135

3. Топливо моторное

Топливо мото (мототопливо)

0,7740

-38

250

-

-

-38

-7

Топливо Т-2 (малосернистое)

0,7900

-25

300

-

-

-25

18

Топливо Т-4 (малосернистое)

0,7740

-19

340

-

-

-8

4

Топливо Т-I (сернистых нефтей)

0,7780

29

290

-

-

24

59

Топливо Т-I (бакинское)

0,8130

28

345

-

-

25

57

Топливо Т-I (выщелоченное)

0,8240

31

290

-

-

27

59

4. Керосин

Осветительный

0,8100

48

265

-

-

45

96

Осветительный

0,8340

58

250

1,40

7,50

57

87

Тракторный

0,8190

28

260

-

-

26

26

5. Бензин

Автомобильный А-74

0,7300

-36

300

0,79

5,16

-36

-7

Автомобильный А-66

0,7280

-39

255

0,76

5,03

-39

-8

Авиационный Б-70

0,7450

-34

300

0,79

5,16

-34

-8

Марки Б-91/115

0,7295

-38

453

-

-

-38

+5

Авиационный (каталитический) Б-95

0,7362

-37

380

0,98

5,48

-37

-10

Авиационный (каталитический) Б-100

0,7282

-34

474

0,98

5,48

-34

-4

Бензин-растворитель для резиновой промышленности

0,7220

-17

350

1,10

5,40

-17

10

6. Прочие нефтепродукты

Бензол

0,8800

-14

626

1,10

6,80

-14

12

Уайтспирит (бензин-растворитель для лакокрасочной промышленности)

0,7760

35

270

1,4

6,00

35

68

Лигроин

0,7698

10

380

1,40

6,00

2

34

 

Приложение4

(справочное)

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПЕНООБРАЗОВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ
ПОЖАРОТУШЕНИЯ (КРАТНОСТЬЮ 1
:10 и 80-100)

Марка пенообразователя

Пресная вода, %

Морская вода, %

ПО-3А "И"

3

6

ПО-I, ПО-IД

6

12

ПО-6К

6

12

"САМПО"

6

12

"ТЭАС"

6

12

"Полюс"

6

12

"Фарелол"

6

12

 

Приложение5

(справочное)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРОВ
ВОЗДУШНО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕНЫ СРЕДНЕЙ КРАТНОСТИ
(ГОСТ 12962-80Е и ТУ 78-210-71)

Тип пеногенератора

Давление перед генератором, МПа

Расход раствора пенообразователя л/с

Кратность пены к раствору

Расход пены

Диаметр пакета соток, м

Длина с насадком, мм

Диаметр центробежного насадка, мм

Масса, кг

ГПС-600

0,4-0,6

6

80-100

600

320

610

20

4,5

ГПС-600

0,4-0,6

6

80-100

600

309

725

20

5,0

Воздушно механическая пена кратностью (80-100)на пресной воде.

 

Приложение6

(рекомендуемое)

РАСЧЕТ
средств тушения пожара разлившихся на поверхности
нефти и нефтепродуктов воздушно-механической пеной
средней кратности (кратность 80-100) с использованием
пресной воды (для нового строительства)

Определить общий расход воды ипенообразователя, необходимое число средств тушения пожара.

Исходные данные:

Площадь технологической площадки 470 м2,длина линии водяной завесы - 330 м, расчетный танкер - проект 1596, родперерабатываемого груза - сырая нефть.

Решение:

В качестве пенопроизводящих аппаратовиспользуются генераторы пены средней кратности ГПС-600 (расход растворапенообразователя при напоре 0,6 МПа составляет для генератора 6 л/с).

Расчетное время тушения пожара 10 мин. (600с).

Расход пенообразователя одним ГПС-600 равен0,36 л/с.

Расход воды на тушение пожара одним ГПС равен5.64 л/с.

Интенсивность подачи раствора пенообразователяна тушение пожара - 0,08 л/с на 1 м2 площади зеркала горящейжидкости.

В соответствии с п.3.1 определяем расчетную площадь очага пожара: технологическая площадка -470 м2, либо площадь наибольшего танка (270 м2 + 270 м2)= 540 м2. Суммарный расход пены для тушения пожара натехнологической площадке:

500 ´ 0,08 = 40 л/с

Секундный расход на тушение пожара на танкере:

540 ´ 0,1 = 54 л/с

Для расчетов принимаем наибольший расход - 54л/с.

Число ГПС-600, обеспечивающее необходимыйрасход раствора пенообразователя на тушение:

54 : 6 = 9 шт.

Количество пенообразователя, необходимое натушение в течение 600 с:

9 ´ 0,36 ´ 600 = 1944 л или 1944 ´ 1,1 = 2,138 т

(где 1,1 - плотность пенообразователя).

Количество пенообразователя, необходимое длятушения при трехкратном запасе:

1944 ´ 3 = 5832 л или 5832 ´ 1,1 = 6,415 т

Расходы воды на приготовление растворапенообразователя для тушения горящей разлившейся жидкости:

5,64 ´ 9 = 50,76 л/с = 50,8 л/сек

 

Приложение7

(рекомендуемое)

РАСЧЕТ
средств тушения пожара разлившихся на поверхности
нефтепродуктов воздушно-механической пеной средней
кратности (кратность 80-100) с использованием
морской воды (для реконструкции или техперевооружения)

Определить общий расход воды ипенообразователя, необходимое число средств тушения пожара.

Исходные данные:

Площадь технологической площадки 410 м2,длина линии водяной завесы - 330 м, расчетный танкер - проект 1598, родперерабатываемого груза - сырая нефть.

Решение:

В качестве пенопроизводящих аппаратовиспользуются генераторы пены средней кратности ГПС-600 (расход растворапенообразователя при напоре 0,6 МПа - составляет для одного генератора 6 л/с).

Расчетное время тушения пожара 10 мин. (600с);

Расход пенообразователя одним ГПС-600 равен0,72 л/с;

Расход воды на тушение пожара одним ГПС-600равен 5,28 л/с.

Интенсивность подачи раствора пенообразователяна 1 м2 зеркала горящей жидкости - 0,08 л/с.

В соответствии с п.3.1 определяем расчетную площадь очага пожара: технологическая площадка -410 м2, либо суммарная площадь наибольшего танка

(270 м2 + 270 м2) = 540 м2.

В п. 3.1 "Требуемый расход воды ипенообразователя для тушения пожара на танкере снижается на 50 % ¼ ". Отсюда расчетная площадь тушенияпожара на танкере - 270 м2 меньше, чем на технологической площадке именее 500 м2.

Секундный расход раствора пенообразователя натушение:

500 ´ 0,08 = 40,0 л/с

Число ГПС-600, обеспечивающее необходимыйрасход раствора пенообразователя на тушение:

40,0 : 6 = 6,6 - принимаем 7 шт.

Количество пенообразователя, необходимое натушение в течение 600 с:

7 ´ 0,72 ´ 600 = 3024 л или 3,03 ´ 1,1 = 3,33 т

Количество пенообразователя, необходимое длятушения при трехкратном запасе:

3024 ´ 3 = 9072 л или 9,072 ´ 1,1 = 9,979 т

Расходы воды на приготовление растворапенообразователя для тушения разлившейся жидкости:

5,28 ´ 7 = 36,96 л/с » 37 л/сек

 

Приложение8

(справочное)

Расчет водяной завесы на причале

Определить общий расход воды ипенообразователя, необходимое число средств тушения пожара.

Исходные данные:

Расчетная длина завесы - 180 м. Высота палубыпорожнего танкера составляет 6 м. Напор водяного насоса - 90м.

Диаметр спрыска определяется методом подбора,исходя из минимально-потребной высоты сплошной завесы, превышающей высотупалубы порожнего танкера на 3 м.

 м

где  - высота вертикальнойструи, м

Нспр.- напор воды у спрыска, м.в.ст.

j- коэффициент, определяемый в зависимости от диаметра спрыска с насадкой (всоответствии с табл. 104 справочника "Проектирование водопроводов").

j = 0,0825 при Æ 3 мм;

hmax = 6,7 м;

Нтр³ 15 м.в.ст.

j = 0,0615 при Æ 4 мм;

hmax = 8,6 м;

Нтр³ 18 м.в.ст.

j = 0,0487 при Æ 5 мм;

hmax = 10,8 мм;

Нтр³ 23 м.в.ст.

j = 0,0404 при Æ 6 мм;

 

 

j = 0,034 при Æ 7 мм

 

 

hmax - максимальная высота струи,используемая из спрыска указанного диаметра, м;

Нтр- минимальный напор, обеспечивающий максимальную высоту струи, м.в.ст.

Принеобходимой высоте завесы

 = 6 + 3 = 9 м

и высотерасположения распределительного трубопровода водяной завесы на отметке 2,6 м.

hmax принимается 6,7 м при диаметреспрыска, равным 5 мм.

 м;

Расход воды изспрыска с насадкой определяется по формуле

где q - расход воды в л/с,

Ви - величина расходаводы, зависимая от диаметра спрыска и равна (по табл. 105), л/с

Ви = 0,000981 для Æ3 мм;

Ви = 0,0031 для Æ4 мм;

Ви = 0,00756 для Æ5 мм;

Ви = 0,01568 для Æ6 мм;

Ви = 0,029 для Æ7 мм;

Отсюда  л/с

Принимаем q = 1 л/с на 1 м.

 м междуоросителями.

При Æ5 мм          Нтр = 23м.в.ст.

 л/с

 м

Общий расходопределяется в зависимости от диаметра распределительного трубопровода.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

2. Состав САПЗ причальногокомплекса

3. Требования к САПЗпричального комплекса

4.Требования по обеспечению пожарной безопасности причального комплекса итанкера, находящегося у причала

5. Системаавтоматического управления, связь и сигнализация

Приложение 1, справочное. Переченьнормативно-технических документов

Приложение 2, обязательное. Требования к пожарномуоборудованию мобильных плавсредств

Приложение 3, справочное. Характеристикавзрывопожарной опасности нефти и нефтепродуктов

Приложение 4, справочное. Концентрацияпенообразователей в системе пожаротушения (кратность 1:10 и 80-100)

Приложение 5, справочное. Тактико-техническаяхарактеристика генераторов воздушно-механической пены средней кратности

Приложение 6, рекомендуемое. Расчет средств тушенияпожара разлившихся на поверхности нефти и нефтепродуктов воздушно-механическойпеной средней кратности (80-100) с использованием пресной воды

Приложение 7, рекомендуемое. Расчет средств тушенияпожара разлившихся на поверхности нефти и нефтепродуктов воздушно-механическойпеной средней кратности (80-100) с использованием морской воды

Приложение 8,справочное. Расчет водяной завесы на причале