МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР
«Утверждено» Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР 13 июля 1972 г. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫКОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ВСН 10-72
Минавтодор РСФСР
МОСКВА «ТРАНСПОРТ»1974
В сборнике представленытиповые технологические схемы комплексной механизации по основным видамдорожно-строительных работ. Типовые технологические схемы предназначены дляразработки на их основе проектов производства работ и рабочих технологическихкарт. При разработке схем комплексной механизации учтены последние достижениянауки и техники в области дорожного строительства.
Схемы сопровождаютсяподробными технико-экономическими расчетами, по каждой схеме дается величинаприведенных сопоставимых затрат на единицу продукции (1 км, 1000 м3,1000 м2).
Табл. 182, рис. 29.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ I.ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА. A. Линейные работы Схема 1. Возведение насыпи (h = 1,0 м) из боковых резервов при использовании в качестве основной машины бульдозера типа Д-492А Схема 2. Возведение насыпи (h = 1,0 м) из боковых резервов при использовании в качестве основной машины скрепера типа Д-498 Схема 3. Возведение насыпи (h = 1,0 м) из боковых резервов при использовании в качестве основной машины грейдер-элеватора типа Д-437 Б. Сосредоточенные работы Схема 4. Выполнение сосредоточенных земляных работ объемом 48 000 м3 по возведению высоких насыпей на подходах к искусственному сооружению из специальных грунтовых карьеров или из кирпичных выемок при продольном перемещении скреперами типа Д-498 емкостью ковша 8 м3на расстояние от 100 до 500 м Схема 5. Возведение высоких насыпей со средним объемом земляных работ 48 000 м3на подходах к искусственному сооружению из специальных грунтовых карьеров или из крупных выемок при продольном перемещении грунта самоходными скреперами типа Д-357М на расстояние от 300 до 1000 м Схема 6. Возведение высоких насыпей со средним объемом земляных работ 48 000 м3на подходах к искусственному сооружению из специальных грунтовых карьеров или крупных выемок при продольном перемещении грунта самоходными скреперами типа Д-357М на расстояние от 1 до 5 км Схема 7. Возведение высоких насыпей со средним объемом земляных работ 48 000 м3на подходах к искусственному сооружению из специальных грунтовых карьеров или крупных выемок при разработке грунта экскаваторами типа Э-652 и перевозке грунта автомобилями-самосвалами на расстояние 1 км и выше B. Возведение земляного полотна в условиях пустыни Схема 8. Возведение насыпи высотой до 10 м в заросших песках скреперами типа Д-357М при средней дальности возки грунта 0,5 км Схема 9. Возведение насыпей высотой до 1,0 м в подвижных песках бульдозером типа Д-492А Г. Возведение земляного полотна на болотах Схема 10. Возведение насыпи. высотой 1,6 м на болоте I типа глубиной 3,5 м с устройством дренажных прорезей экскаватором-драглайном типа Э-652 (при работе экскаватора без щитов) Схема 11. Возведение насыпи высотой 1,6 м на болоте II типа глубиной 3,5 м с устройством дренажных прорезей многоковшовым экскаватором типа ЭТУ-354 Схема 12. Возведение насыпи высотой 1,5 м на болоте II типа глубиной до 2 м с выторфовыванием слабого основания экскаватором-драглайном типа Э-652 с передвижением его по сланям РАЗДЕЛ II. УСТРОЙСТВО ГРАВИЙНОГО И ЩЕБЕНОЧНОГО ОСНОВАНИЯ Схема 13. Устройство двухслойного основания шириной 7,6 м и толщиной 28 см из гравийной смеси на песчаном подстилающем слое толщиной 15 см универсальным укладчиком дорожно-строительных материалов типа Д-724 Схема 14. Устройство двухслойного щебеночного основания шириной 7,6 м, толщиной 25 см на песчаном подстилающем слое самоходным универсальным укладчиком дорожностроительных материалов типа Д-724 РАЗДЕЛ III УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ ИЗ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ А. Укрепление грунтов с использованием однопроходной машины типа Д-391 Схема 15. Устройство 1 км однослойного дорожного основания шириной 8 м и толщиной 16 см из супесчаного грунта, укрепленного цементом, с помощью однопроходной грунтосмесительной машины типа Д-391 Схема 16. Устройство 1 км однослойного дорожного основания шириной 8 м и толщиной 16 см из супесчаного грунта, укрепленного битумной эмульсией, с помощью однопроходной грунтосмесительной машины Д-391 Схема 17. Устройство 1 км однослойного дорожного основания шириной 8 м и толщиной 16 см из супесчаного грунта, укрепленного битумной эмульсией с добавкой цемента, с помощью однопроходной грунтосмесительной машины Д-391 Б. Укрепление грунтов с использованием дорожной фрезы типа Д-530 Схема 18. Устройство 1 км однослойного дорожного основания шириной 8 м и толщиной 16 см из супесчаного грунта, укрепленного цементом, с помощью дорожной фрезы типа Д-530 Схема 19. Устройство 1 км однослойного дорожного oснования шириной 8 м и толщиной 16 см из супесчаного грунта, укрепленного битумной эмульсией, с помощью дорожной фрезы типа Д-530 Схема 20. Устройство 1 км однослойного дорожного основания шириной 8 м и толщиной 16 см из супесчаного грунта, укрепленного битумной эмульсией с добавкой цемента, с помощью дорожной фрезы типа Д-530 Схема 21. Устройство однослойного дорожного основания шириной 8 м и толщиной 16 см из супесчаного грунта, укрепленного битумом, с использованием дорожной фрезы типа Д-530 Схема 22. Устройство 1 км однослойного дорожного основания шириной 8 м и толщиной 16 см из суглинистого грунта с добавкой 50 % песка, укрепленного битумом, с использованием дорожной фрезы типа Д-530, Схема 23. Устройство 1 км однослойного дорожного основании шириной 8 м и толщиной 16 см из супесчаного грунта, укреплённого битумом с добавкой извести, с использованием дорожной фрезы. типа Д-530 В. Укрепление грунтов с использованием смесительной установки типа Д-709, установленной в карьере Схема 24. Устройство однослойного дорожного основания шириной 8 м и толщиной 16 см из супесчаного грунта, укрепленного цементом, с использованием смесительной установки Д-709, установленной в карьере. Схема 25. Устройство однослойного дорожного основания шириной 8 м и толщиной 16 см из супесчаного грунта, укрепленного битумом (битумной эмульсией), с использованием смесительной установки Д-709, установленной в карьере РАЗДЕЛ IV. УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ Схема 26. Устройство двухслойного асфальтобетонного покрытия с шероховатой поверхностью шириной 7,5 м и общей толщиной 8 см (4,5 + 3,5 см) по готовому основанию Схема 27. Устройство шероховатых асфальтобетонных покрытий методом втапливания черного щебня в верхний слой асфальтобетона РАЗДЕЛ V. УСТРОЙСТВО ОБЛЕГЧЕННЫХ ЧЕРНЫХ ПОКРЫТИЙ Схема 28. Устройство покрытия или основания толщиной 8 см из крупнозернистых черных щебеночных или гравийных смесей, обработанных в установке вязким битумом и укладываемых в горячем состоянии Схема 29. Устройство покрытия или основания толщиной 8 см из крупнозернистых черных щебеночных или гравийных смесей, обработанных в установке жидким битумом (дегтем) или битумной эмульсией и укладываемых в холодном состоянии Схема 30. Устройство черного щебеночного покрытия или основания по способу глубокой пропитки на толщину 8 см Схема 31. Устройство черного щебеночного покрытия или основания по способу облегченной пропитки на толщину 6 см Схема 32. Устройство шероховатой поверхности асфальтобетонного или черного щебеночного покрытия методом одиночной поверхностной обработки с применением битумной эмульсии. Схема 33. Устройство шероховатого слоя на цементобетонном покрытии методом двойной поверхностной обработки Схема 34. Устройство тройной поверхностной обработки толщиной 3 см с применением битума Схема 35. Устройство тройной поверхностной обработки толщиной 4 см с применением битумной эмульсии необработанного покрытия РАЗДЕЛ VI. УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ Схема 36. Устройство однослойного цементобетонного покрытия шириной 7,5 м и толщиной 22 см по песчаному выравнивающему слою толщиной 5 см РАЗ ДЕЛ VII. УСТРОЙСТВО ТРУБ Схема 37. Сооружение железобетонных круглых одноочковых бесфундаментных (d = 1,0 м и фундаментных труб d = 1,0 и 1,5 л. ПРИЛОЖЕНИЕ. Расчеты производительности машин |
Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР | Ведомственные строительные нормы | всн 10-72 |
Технологические схемы комплексной механизации основных видов дорожно-строительных работ |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕСХЕМЫ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ основных видов ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Разработанные схемыкомплексной механизации работ состоят из пяти разделов, включающих в себя семьвидов дорожно-строительных работ:
1) возведение земляногополотна;
2) устройство гравийногои щебеночного основания;
3) устройство основанияиз укрепленного грунта;
4) устройство облегченныхчерных покрытий;
5) устройство асфальтобетонногопокрытия;
6) устройство цементобетонногопокрытия;
7) устройство труб.
Схемы предназначены дляоблегчения выбора наиболее рациональных способов производства работ, болееправильного комплектования отрядов и обеспечения лучшей организации производстваработ.
Схема комплексной механизации содержит описание процессов в ихтехнологической, последовательности с указанием и расчетом потребности средствмеханизации, с помощью которых процессы выполняются.
Внесены Государственным Всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом Союздорнии | Утверждены Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР 13 июля 1972 г. | Срок введения 1 июля 1973 г. |
Крометого, в схеме указывается, на каких захватках выполняется тот или иной процесс,приводятся объемы работ по процессам на укрупненный измеритель (например, наустройство 1 км двухслойногоасфальтобетонного покрытия), а также производительность по процессам в смену соссылкой на нормативный источник. В том случае, когда производительность определяетсярасчетом, последний прикладывается к соответствующей схеме.
В конце схемы помещаютсявведения о необходимом количестве рабочих (в чел. днях) и машинах (машино-сменах).
Количество захваток,должно быть оптимальным. Чем меньше общий фронт работ, тем легче управлятьработами и легче, при необходимости, использовать машины на двух-трехзахватках.
В тех случаях, когда машины не могут быть полностьюзагружены на одной захватке, следует стремиться к сокращению количествазахваток. Но, с другой стороны, количество захваток должно быть подобрано так,чтобы обеспечить бесперебойную работу всех работающих машин.
С этой цельюнерационально, например, процессы по отсыпке очередного слоя насыпи и по егоуплотнению выполнять на одной и той же захватке.
Скорость потока -производительность отряда в смену в расчетных показателях - или задаетсязаранее, или определяется исходя из наличия в отряде комплекта машин.
В первом случае для заданной скорости потока,пользуясь составленной технологической схемой, подбирают необходимое количествомашин, исходя из соображений максимальной загрузки всех машин в отряде.Учитывая, что это не всегда удается выполнить, надо обеспечить, в первуюочередь, полную загрузку основных и дорогостоящих машин: скреперов, катков ит.п., т.е. коэффициент их загрузки в течение: смены (по производительности)должен быть близок к единице.
Во втором случае поналичию основных машин в отряде (если не имеется возможности их дополучить)рассчитывают, также с использованием технологической схемы, возможнуюпроизводительность отряда и по этой производительности подбирают остальныемашины отряда.
При поточном способеработ скорость потока, занятого на устройстве основания или возведенияземляного полотна, должна нормироваться более высокой, чем потока, занятого наустройстве асфальтобетонного покрытия.
Целесообразнокомплектовать отряды так, чтобы их передислокация происходила не чаще чем 1-2раза в месяц. Экскаваторные отряды могут перемещаться еще реже.
После определенияскорости потока составляется схема потока, на которой производится разделениеработ по захваткам, длина захватки и перечень машин, работающих на каждойзахватке.
На схеме работы потокауказывают порядковые номера процессов, выполняемых на разных захватках. Онидолжны соответствовать нумерации, принятой в технологических схемах.
После того как назначеноколичество захваток, рассчитывают потребное число разных машин по захваткам иопределяют коэффициент внутрисменной их загрузки. В тех случаях, когда одна ита же машина используется на двух или нескольких захватках, она на схеме потокаобозначается одинаковым номером.
Учитывая, что коэффициентзагрузки является средней величиной, при комплектовании отряда можно допускатьповышенную загрузку отдельных машин. В этом случае в скобках должны бытьпроставлены индексы (1,1) или (1,2), чтобы указать строителям о болеенапряженном режиме работы этих машин.
Работа выполнена отделомэкономики и организации дорожного строительства Союздорнин.
В разработке схемкомплексной механизации принимали участие: канд. техн. наук М.Н. Ритов (руководитель работы), инженеры В.И.Чуев, Л.А. Здрилько, Е.А. Журневич, К.И. Рубцова и Е.С. Аракчеева.
В составлении таблиц ксхемам по описанию рабочих процессов в порядке их технологическойпоследовательности участвовали: инженеры В.И. Чуев, Л.А. Здрилько и Ю.В. Пудов(раздел 1); В.И. Исаев (раздел 2), В.Д. Гущин и В.С. Арутюнов (раздел 3); канд.техн. наук Н.М. Авласова, инженеры М.Б. Сокальская и П.Т. Петербургской (раздел4); канд. техн. наук М.М. Журавлев,инж. Л.П. Верхова (раздел 5).
Зам. директораСоюздорнии, канд. техн. наук ГОРЕЛЫШЕВ Н.В.
РАЗДЕЛ 1
ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
А.ЛИНЕЙНЫЕ РАБОТЫ
Схема комплексной механизации № 1
Возведение насыпи (h = 1,0 м) избоковых резервов при использовании в качествеосновной машины бульдозера типа Д-492А
№ сменных захваток | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Наименование процессов | Снятие растительного слоя грунта и перемещение его за пределы резервов. Рыхление грунта в резерве | Разработка и перемещение грунта в насыпь для отсыпки нижнего слоя. Разравнивание грунта в насыпи | Уплотнение нижнего слоя насыпи. Рыхление грунта в резерве | Разработка и перемещение грунта в насыпь для отсыпки среднего слоя. Разравнивание грунта в насыпи | Уплотнение среднего слоя насыпи. Рыхление грунта в резерве | Разработка и перемещение грунта для отсыпки верхнего слоя насыпи. Разравнивание грунта в насыпи | Уплотнение верхнего слоя насыпи | Планировка откосов насыпи и боковых резервов. Планировка насыпи и дна резервов. Покрытие растительным грунтом откосов насыпи и резервов |
№ процессов | 1, 2 | 3, 4 | 5, 6 | 7, 8 | 9, 10 | 11, 12 | 13 | 14, 15, 16 |
№ звеньев | 1 | 1 | 2 | 1А | 2А | 1Б | 2Б | 3 |
Длина захватки, м | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 |
Длина специализированного потока, м | 1600 |
Машины, потребные на каждую смену, и их загрузка на захватках | Бульдозер Д-492А № 1. (1,0). Рыхлитель Д-515 на тракторе Т-100М № 1 (0,2) | Бульдозер Д-492А на тракторе Т-100М № 2 (1,0), № 3 (0,6) | Каток на пневматических шинах Д-469 в сцепе с трактором Т-100М № 1 (0,8), № 2 (0,2).. Рыхлитель Д-515 па тракторе Т-100М № 2 (0,2) | Бульдозер Д-492А на тракторе Т-100М № 3 (0,4), № 4 (1,0), № 5 (0,1) | Каток на пневматических шинах Д-469 в сцепе с трактором Т-100М № 2 (0,6), № 3 (0,3). Рыхлитель Д-515 на тракторе Т-100М № 3 (0,1). | Бульдозер Д-492А на тракторе Т-100М № 5 (0,9), № 5 (0,2) | Каток на пневматических шинах Д-469 в сцепе с трактором Т-100М № 3 (0,5), № 4 (0,2) | Автогрейдер Д-557 № 1 (0,3). Бульдозер Д-492А № 6 (0,7) |

Таблица 1
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ ипотребных ресурсов
№ процессов | № захваток | Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) | Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ | Единицы измерения | Количество работ на 1 км | Производительность в смену | Потребность машино-смен |
1 | I | §2-1-5, табл. 2, п.3а | Снятие растительного слоя грунта толщиной 0,1 м бульдозером Д-492А и перемещение его в обе стороны от оси дороги за пределы резервов в количестве (21,0 + 18×2) 0,1·1000 = 5760 м3. | м3 м2 | 5760 57600 | __1__ 11500 | - 5 |
2 | I | §2-1-1, табл. 2, п. 1б | Рыхление грунта II группы в резерве на глубину до 0,2 м рыхлителем Д-515 на тракторе Т-100М | м3 | 5730 | 7100 | 0,8 |
3 | II | §2-1-15, табл. 1, п. 9б, д | Разработка и перемещение грунта II группы бульдозером Д-492А из боковых резервов в насыпь на расстояние до 15 м для отсыпки нижнего слоя насыпи на высоту 0,25 м в количестве  | » | 5730 | 890 | 6,4 |
4 | II | §2-1-20, табл. 2, п. 3б | Разравнивание нижнего слоя грунта в насыпи бульдозером Д-492А с перемещением 30 % грунта на расстояние до 5 м | » | 1720 | 1000 | 1,7 |
5 | III | §2-1-22Б, табл. 6, п.1, 2, 6 и 7б | Уплотнение нижнего слоя грунта в насыпи толщиной 0,25 м в плотном теле катком Д-469 на пневматических шинах в сцепе с трактором Т-100М при 10 проходах по одному следу | » | 5730 | 1150 | 5,0 |
6 | III | §2-1-1, табл. 2, п. 1б | Рыхление грунта в резерве на глубину до 0,2 м с рыхлителем Д-515 на тракторе Т-100М | » | 5720 | 7 100 | 0,8 |
7 | IV | §2-1-.15, табл. 2, п. 9б, д | Разработка и перемещение грунта II группы бульдозером Д-492А из резерва в насыпь на расстояние до 15 м для отсыпки среднего слоя насыпи толщиной 0,25 м в количестве  | м3 | 5320 | 890 | 6,0 |
8 | IV | §2-1-20, табл. 2, п. 3б | Разравнивание среднего слоя грунта в насыпи бульдозером Д-492А при перемещении 30 % грунта на расстояние до 5 м. | » | 1600 | 1000 | 1,6 |
9 | V | §2-1-22Б, табл. 6, п.1, 2, 6, 7б | Уплотнение второго слоя в насыпи катком Д-469 в сцепе с трактором Т-100М при 10 проходах по одному слою | » | 5320 | 1150 | 4,6 |
10 | V | §2-1-1, табл. 2, п. 1б | Рыхление грунта в резерве на глубину до 0,2 м рыхлителем Д-515 на тракторе Д-100М. | » | 3960 | 7100 | 0,6 |
11 | VI | §2-1-15, табл. 1, п. 9б, д | Разработка и перемещение грунта II группы из боковых резервов для отсыпки верхнего слоя насыпи толщиной 0,2 м бульдозером Д-492А в количестве  | » | 3960 | 890 | 4,4 |
12 | VI | §2-1-09, табл. 2, п. 3б | Разравнивание верхнего слоя грунта в насыпи бульдозером Д-492А с перемещением. 30 % грунта на расстояние до 5 м | » | 1200 | 1000 | 1,2 |
13 | VII | §2-1-22Б, табл. 6, п.1, 6б | Уплотнение верхнего слоя грунта в насыпи катком Д-469 в сцепе с трактором T-100M при 10 проходах в среднем по одному следу | » | 3960 | 960 | 4,1 |
14 | VIII | §2-1-26, табл. 2, п. 2в | Планировка откосов насыпи и боковых резервов длиной до 3,5 м автогрейдером Д-557 в количестве (3,5 + 0,65) 2· 1000 = 8300 м2 | м2 | 8300 | 34 000 | 0,4 |
15 | VIII | §2-1-26, табл. 3, п. 1б | Планировка насыпи и дна резервов автогрейдером Д-557 с приданием дну резерва уклона в сторону от оси дороги в количестве (17,4+15,6 2) 1000 = 48600 м2. | » | 48600 | 47000 | 1,0 |
16 | VIII | §2-1-21, табл. 2, п. 10а, г | Покрытие откосов насыпи и дна резервов растительным грунтом бульдозером Д-492А в количестве 5760 м2 при перемещении грунта на расстояние 10 м | » | 5760 | 1700 | 3,4. |
Потребностьмашин на одну смену, маш.-смен: бульдозеров Д-492А - 29,7; катков Д-469 - 13,7,автогрейдеров Д-557 - 1,4, рыхлителей Д-515 - 2,2, тракторов к каткам ирыхлителям - 15,9.
Таблица 2
Состав отряда и стоимость эксплуатации машин
Машины | Расчетная стоимость машин, тыс. руб. | Количество машин и коэффициент загрузки | Стоимость всех машин, тыс. руб. | Стоимость машино-смены, руб., |
всех машин | одной машины |
Бульдозер Д-492А на тракторе Т-100М | 6 | 6(1,0) | 36,0 | 34 | 204 |
Скрепер Д-374 с трактором Т-100М | 4,4 + 4,8 = 9,2 | - | - | - | - |
Грейдер-элеватор Д-374 с трактором Т-100М | 7,7 + 4,8 = 12,5 | - | - | - | - |
Автогрейдер Д-557 | 11,3 | 1(0,3) | 11,3 | 26 | 26 |
Каток Д-469 | 4,8 | 3(0,9) | 14,4 | 7 | 21 |
Рыхлитель Д-515 | 2,1 | 1(0,4) | 2,1 | 3 | 3 |
Трактор Т-100М к каткам и рыхлителю | 4,8 | 4(0,8) | 19,2 | 30 | 120 |
Итого | - | - | 83 | - | 374 |
Таблица 3
Заработная платарабочих в смену
Рабочие | Количество рабочих | Тарифная ставка, руб. | Заработная плата, руб. |
Машинисты 6 разряда То же, 5 разряда Рабочие 2-го разряда при машинах | 7 3 1 | 6,47 5,75 4,04 | 45,29 17,25 4,04 |
Итого | 11 | - | 66,58 |
Таблица 4
Технико-экономическиепоказатели
№ п./п. | Показатели | Количество |
1 | А. Общие данные | 83 |
Расчетная стоимость машин, тыс. руб. |
2 | Производительность отряда: | |
а) в смену, пог.м б) в год ( при 250 сменах), км | 200 50 |
3 | Количество рабочих, занятых в смену: а) на машинах б) при машинах в) на ремонте машин г) итого | 10 1 3 14 |
4 | Основная заработная плата в смену, руб. | 82 |
5 | Прямые затраты в смену, руб.: а) стоимость эксплуатации машин б) заработная плата рабочих при машинах. в) итого | 374 4 378 |
| Б. Показатели на 1 км | |
6 | Прямые затраты, руб. | 1800 |
7 | Основная заработная плата рабочих, руб. | 410 |
8 | Трудовые затраты, чел.-дни | 70 |
9 | Накладные расходы, руб.: а) условно-постоянные (10 % от суммы прямых затрат) б) зависимые затраты от трудоёмкости работ (1 р. 90 к. в) зависимые от основной заработной платы (15 %) г) итого. | 189 133 62 384 |
10 | Плановые накопления (6 % от суммы прямых затрат и накладных расходов), руб. | 136 |
11 | Сопоставимая себестоимость работ (сумма пп. (6 + 9 + 10), | 2410 |
12 13 | Удельные капиталовложения в машины (п.1 : п. 2б), руб. Приведенные сопоставимые затраты (п.11 + 0,12 п.12),руб. | 1660 2609 |
Схема комплексной механизации № 2
Возведение насыпи [h = 1,0 м]из боковых резервов при использовании в качестве основноймашины скрепера типа
Д-498
№ сменных захваток | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Наименование процессов | Снятие растительного слоя грунта и перемещение его за пределы резервов. Рыхление грунта в резерве | Разработки и перемещение грунта в насыпь для отсыпки нижнего слоя. Разравнивание грунта в насыпи | Уплотнение нижнего слоя насыпи. Рыхление грунта в резерве | Разработка и перемещение грунта в насыпь для отсыпки среднего слоя. Разравнивание грунта в насыпи | Уплотнение среднего слоя насыпи. Рыхление грунта в резерве | Разработка и перемещение грунта в насыпь для отсыпки верхнего слоя. Разравнивание грунта в насыпи | Уплотнение верхнего слоя насыпи | Планировка откосов насыпи боковых резервов. Планировка верха земляного полотна и дна резервов. Покрытие откосов насыпи и дна резервов растительным грунтом |
№ процессов | 1 2 | 3, 4 | 5, 6 | 7, 8 | 9, 10 | 11, 12 | 13 | 14, 15, 16 |
№ звеньев | 1 | 2 | 3 | 2А | 3А | 2Б | 3Б | 4 |
Длина захватки, м | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 | 200 |
Длина специализированного потока, м | 1600 |
Машины, потребные на каждую смену, и их загрузка на захватах | Бульдозер Д-492 № 1 (1). -Рыхлитель Д-515 на тракторе Т-100М № 1 (0,2) | Скрепер Д:498 № 1 (1), № 2 (1), № 3 (0,3). Бульдозер Д-492А № 2 (0,4) | Каток на пневматических шинах Д-469 в сцепе с трактором Т-100М № 1 (0,8), № 2 (0,2). Рыхлитель Д-515 на тракторе. Т-100М № 2 (0,2) | Скрепер Д-498 в сцепе с трактором Т-100 № 3 (0,7), № 4 (1), № 5 (0,5). Бульдозер Д-492А № 2 (0,3) | Каток на пневматических шинах в сцепе с трактором Т-100М, Д-469 № 2 (0,6), № 3 (0,3). Рыхлитель Д-515 на тракторе Т-100М № 3 (0,1) | Скрепер Д-498 в сцепе с трактором Т-100М № 5 (0,6), № 6 (1). Бульдозер Д-492А № 2 (0,3) | Каток на пневматических шинах Д-469 в сцепе с трактором Т-100М № 3 (0,6), № 4 (0,2) | Автогрейдер Д-557 № 1 (0,3). Бульдозер Д-492А № 3 (0,7) |

Таблица 5
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ ипотребных ресурсов
№ процессов | № захваток | Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) | Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ | Единица измерения | Количество работ на 1 км | Производительность в смену | Потребность машино-смен |
1 | I | §2-1-5, табл. 2, п. 3а | Снятие растительного слоя грунта толщиной 0,1 м бульдозером Д-492А и перемещение его в обе стороны от оси дороги за пределы резервов в количестве (21,6 + 13 × 2)0,1 · 1000 = 5700 м3 | м3 м2 | 5760 57600 | 11500' | 5,0 |
2 | I | §2-1-1, табл. 2, п.1б | Рыхление грунта II группы в резервах на глубину до 0,2 м-рыхлителем Д-515 на тракторе Т-100М | м3 | 5730 | 7100 | 0,8 |
3 | II | §2-1-14А, табл. 3, п.3 | Разработка грунта II группы в резерве прицепным скрепером Д-498 емкостью ковша 6 м3для отсыпки нижнего слоя насыпи 21,6+20,1 толщиной 0,25 м в количестве при дальности перемещения грунта 75 м | » | 5730 | 480 | 11,9 |
4 | II | §2-1-20, табл. 2, п. 3б | Разравнивание нижнего слоя отсыпной насыпи с перемещением 30 % грунта на расстояние до 10 м бульдозером Д-492А | » | 1720 | 1000 | 1,7 |
5 | III | §2-1-22Б, табл. 6, п.1, 2, 6, 7б | Уплотнение нижнего слоя грунта в насыпи толщиной 0,25 м в плотном теле катком на пневматических шинах Д-469 в сцепе с трактором Т-100М при 10 проходах по одному следу | » | 5730 | 1150 | 5,0 |
6 | III | §2-1-1, табл. 2, п. 1б | Рыхление грунта II группы в резервах на глубину до 0,2 м рыхлителем Д-515 на тракторе Т-100М | м3 | 5320 | 7100 | 0,8 |
7 | IV | §2-1-14А | Разработка грунта II группы в резерве прицепным скрепером Д-498 для отсыпки среднего слоя насыпи толщиной 0,25 и в количестве  | » | 5320 | 480 | 11,1 |
8 | IV | § 2-1-20, табл. 2, п.3 б | Разравнивание среднего слоя насыпи бульдозером Д-492А с перемещением 30 % отсыпного грунта на расстояние до 5 м | » | 1600 | 1000 | 1,6 |
9 | V | §2-1-22Б табл. 6, п.1, 2, 6, 7б | Уплотнение среднего слоя грунта в насыпи толщиной 0,25 м катком на пневматических шинах Д-469 при 10 проходах по одному следу. | » | 5320 | 1150 | 4,6 |
10 | V | §2-1-1. табл. 2 | Рыхление грунта II группы в резерве рыхлителем Д-515 на тракторе Г-100М на глубину до 0,2 м | » | 3960 | 7100 | 0,6 |
11 | VI | §2-1-14А, табл. 3, п. 3б | Разработка грунта в резерве прицепным скрепером Д-498 для отсыпки верхнего слоя насыпи толщиной 0,2 м в количестве  | » | 3960 | 480 | 8,3 |
12 | V | §2-1-20, табл. 2, п. 3б | Разравнивание верхнего слоя грунта в насыпи бульдозером Д-492А с перемещением 30 % отсыпного грунта на расстояние до 5 м | м3 | 1200 | 1000 | 1,2 |
13 | VII. | §2-1-22Б. табл. 6, п.1, 6б | Уплотнение верхнего слоя насыпи толщиной 0,2 м катком Д-469 на пневматических шинах при 10 проходах по одному следу . | » | 3960 | 960 | 4,1 |
14 | VIII | §2-1-26, табл. 3, п. 1б | Планировка насыпи и дна резервов автогрейдером Д-557 с приданием дну резервов уклона в сторону от оси дороги. Объем работ на 1 км равен (17,4+ 15,6 2) 1000 = 48600 м2. | » | 48600 | 47000 | 1,0 |
15 | VIII | §2-1-28, табл. 2, п. 2в | Планировка откосов насыпи и боковых резервов автогрейдером Д-557 или Д-144 в количестве (3,5+1,3)2 1000 = 9600 м2 . | » | 9600 | 34000 | 0,3 |
16 | VIII | §2-1-21, табл. 2, п. 10а | Покрытие откосов насыпи и дна резервов растительным грунтом и его распределение в количестве 5760 м3бульдозером Д-492А при перемещении грунта на расстояние до 10 м | » | 5760 | 1700 | 3,4 |
Потребностьмашин на 1 км маш.-смен:скреперов Д-498 на тракторе Т-100М - 31,3, бульдозеров Д-492 на тракторе Т-100М- 12,9, автогрейдеров Д-557 - 1,3, катков Д-469 - 13,7, рыхлителей Д-515 - 2,2,тракторов к каткам и рыхлителям - 15,9.
Таблица 6
Состав отряда истоимость эксплуатации машин
Машины | Расчетная стоимость тыс. руб. | Количество коэффициент загрузки | Стоимость всех машин, тыс. руб. | Стоимость машино-смены, руб. |
одной машины | Всех машин |
Бульдозер Д-492А на тракторе Т-100М | 6 | 3(0,9) | 18,0 | 33 | 99 |
Скрепер Д-498 с трактором | 4,4 + 4,8-9,2 | 6(1,0) | 55,2 | 9 + 32=41 | 246 |
Автогрейдер Д-557 . | 11,3 | 1(0,3) | 11,3 | 26 | 26 |
Каток Д-469. | 4,8 | 3(0,9) | 14,4 | 7 | 21 |
Рыхлитель Д-515 | 2/1 | 1(0,4) | 2,1 | 3 | 3 |
Трактор Т-100М к каткам и рыхлителю | 4,8 | 4(0,8) | 19,2 | 30 | 120 |
Итого | - | - | 120,2 | - | 515 |
Таблица 7
Заработная платарабочих в смену
Рабочие | Koличество рабочих | Тарифная 1 ставка, руб. | Заработная плата, руб. |
Машинисты 6-го разряда | 10 | 6,47 | 64,70 |
Машинисты 5-го разряда | 3 | 5,75 | 17,25 |
Рабочие 2-го разряда при машинах | 1 | 4,04 | 4,04 |
Итого | 14 | - | 85,99 |
Таблица 8
Технико-экономическиепоказатели
№ п/п | Показатели | Количество |
1 | А. Общие данные Расчётная стоимость машин, тыс. руб. | |
120 |
2 | Производительность отряда: а)в смену, пог.м | 200 |
б)в год(при 250 сменах) | 50 |
3 | Количество рабочих, занятых в смену: | |
а) на машинах | 13 |
б) при » | 3 |
в) на ремонте машин | 1 |
г) итого | 17 |
4 | Основная заработная плата в смену, руб. | 106 |
5 | Прямые затраты в смену, руб. | |
а) стоимость эксплуатации машин | 515 |
б) заработная плата рабочих при машинах | 4 |
в) итого | 519 |
Б. Показатели на 1 км | |
6 | Прямые затраты, руб. | 2595 |
7 | Основная заработная плата рабочих, руб. | 530 |
8 | Трудовые затраты, чел.-дни. | 190 |
9 | Накладные расходы, руб.: | |
а) условно-постоянные (10 % от суммы прямых затрат) | 259 |
б) зависимые от трудоемкости работ (1 р. 90 к. на 1 чел. – день) | 171 |
в) зависимые от основной заработной платы (5 %) | 79 |
г) итого | 509 |
10 | Плановые накопления (6 % от суммы прямых затрат и накладных расходов), руб. | 186 |
11 | Сопоставимая себестоимость работ (сумма п.п. 6 +9 +10), руб | 3290 |
12 | Удельные капиталовложения в машины (п.1: п. 2б),руб. | 2400 |
13 | Приведенные сопоставимые затраты (п.11 ÷ 0,12 · п.12), руб | 3578 |
Схема комплексной механизации № 3
Возведениенасыпи h = 1.0 м из боковых резервов прииспользовании в качестве основной машины грейдер-элеватора типа Д-437
№ сменных захваток | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IХ |
Наименование процессов | Снятие растительного слоя грунта и перемещение его за пределы резервов | Выравнивание продольного профиля со срезкой бугров и засыпкой низин | Разработка грунта в резерве с перемещением его в насыпь. Распределение грунта в насыпи | Уплотнение нижнего слоя насыпи | Разработка грунта в резерве с перемещением его в насыпь для отсыпки верхнего слоя. Распределение грунта в насыпи | Уплотнение среднего слоя насыпи | Разработка грунта в резерве с перемещением его в насыпь для отсыпки верхнего слоя. Распределение грунта в насыпи | Уплотнение верхнего слоя насыпи | Планировка откосов насыпи и боковых резервов. Планировка насыпи и дна резервов. Покрытие откосов насыпи и дна резервов растительным грунтом |
№ процессов | 1 | 2 | 3, 4 | 5 | 6, 7 | 8 | 9, 10 | 11, 12 | 13, 14 |
№ звеньев | 1 | 2 | 3 | 4 | 3А | 4 А | 3Б | 4Б | 5,1А |
Длина захватки, м | 450 | 450 | 450 | 450 | 450 | 450 | 450 | 450 | 450 |
Длина специализированного потока, м | 4050 |
Машины, потребные на каждую смену, и их загрузка на захватках | Бульдозер Д-492А № 1 (0,7) | Скрепер Д-498 № 1 (0,9): в сцепе с трактором Т-100М. | Грейдер-элеватор Д-437 № 1 (0,4) в сцепе с трактором Т-100М. Автогрейдер Д-557 № 1 (0,6) | Каток на пневмати-ческих шинах Д-469 № 1 (0,7) в сцепе с трактором Т-100М. | Грейдер элеватор Д-437 № 1 (0,4) в сцепе с трактором Т-100М. Автогрейдер Д-557 № 1 (0,4), № 2 (0,1) | Каток на пневмати-ческих шинах Д-469 в сцепе с трактором Т-100М. № 1 (0,3), № 2(0,4) | Грейдер элеватор Д-437 № 1 (0,2) в сцепе с трактором Т-100М. Автогрейдер Д-557 № 2 (0,4) | Каток на пневмати-ческих шинах Д-439 в сцепе: тракторов Т-100М. № 2 (0,6) | Автогрейдер Д-557 № 2 (0,3). Бульдозер Д-492А № 2 (0,5) |

Таблица 9
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ ипотребных ресурсов
№ процессов | № захваток | Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) | Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ | Единицы измерения | Количество работ на 1 км | Производительность в смену | Потребность машино-смен |
1 | I | §2-1-5, табл. 2, п.3 а | Снятие растительного слоя грунта II группы толщиной 0,1 м бульдозером Д-492А и перемещение его в обе стороны от оси дороги за пределы резервов в количестве (21,6 + 18,0-2) 0,1· 1000 = 5760 м3 | | | | |
м3 м2 | 5760 57600 | - 11500 | - 5,0 |
2 | II | §2-1-14А, табл. 3, п.3 б, г | Выравнивание продольного профиля путем планировки скрепером Д-498 в сцепе с трактором Т-100М со срезкой бугров и засыпкой низин в среднем на 0,1 м из расчета 1000-0,1 -21,6 = 2160 м3с перемещением грунта II группы на расстояние до 150 м | м3 | 2160 | 370 | 5,8 |
3 | III | §2-1-18, табл. 3, п.4 б | Разработка грунта II группы в резерве грейдер-элеватором Д-437 для отсыпки нижнего слоя насыпи толщиной 0,25 м в количестве  | » | 5730 | 2150 | 2,6 |
4 | III | §2-1-17, табл. 3, п. 3 д | Распределение грунта II группы автогрейдером Д-557 по всей ширине равномерным слоем толщиной 0,25 м путем дополнительного перемещения 50 % грунта на расстояние до 5 м | » | 2865 | 700 | 4,1 |
5 | IV | §2-1-22Б, табл. 6, п.1, 2, 6, 7б | Уплотнение нижнего слоя грунта в насыпи толщиной 0,25 м в плотном теле катком на пневматических шинах Д-469 в сцепе с трактором Т-100М при 10 проходах по одному следу | » | 5730 | 1150 | 5,0 |
6 | V | §2-1-18, табл. 3, п. 4б | Разработка грунта II группы в резерве грейдер-элеватором Д-437 для отсыпки среднего слоя насыпи толщиной 0,25 м с перемещением его на расстояние до 8,5 м в количестве  | м3 | 5320 | 2150 | 2,5 |
7 | V | §2-1-17, табл. 3, п. 3д | Распределение грунта II группы автогрейдером Д-557 по всей ширине равномерным слоем толщиной 0,25 м путем дополнительного перемещения его на расстояние до 5 м | » | 2660 | 700 | 4,6 |
8 | VI | §2-1-22Б, табл. 6, п. 1, 2, 6, 7б | Уплотнение среднего слоя грунта в насыпи толщиной 0,25 м в плотном теле катком на пневматических шинах Д-469 при 10 проходах по одному следу | » | 5320 | 1150 | 4,6 |
9 | VII | §2-1-18, табл. 3, п. 4б | Разработка грунта II группы в резерве грейдер-элеватором Д-437 для отсыпки верхнего слоя насыпи толщиной 02 м с перемещением его на расстояние до 8,5 м в количестве  | » | 3960 | 2150 | 1,8 |
10 | VII | §2-1-17, табл. 3, п. 3д | Распределение грунта автогрейдером Д-557 по всей ширине равномерным слоем 0,2 м путем дополнительного перемещения 50 % отсыпного грунта на расстояние до 5 м | » | 1980 | 700 | 2,8 |
11 . | VIII | §2-1-22Б, табл. 6, п.1, 6б | Уплотнение верхнего слоя грунта в насыпи толщиной 0,2 м катком Д-4б9 на пневматических шинах в сцепе с трактором Т-100М при 10 проходах по одному следу | м3 | 3960 | 960 | 4,1 |
12 | IX | §2-1-28, табл. 2, п. 2а | Планировка откосов насыпи . и боковых резервов длиной до 3,5 м автогрейдером Д-557 или Д-144 в количестве (3,5+1,3) × 2·1000+9600 м2 | м2 | 9600 | 34000 | 0,3 |
13 | IX | §2-1-26, табл. 3, п. 1б | Планировка насыпи и дна резервов автогрейдером Д-557 с приданием дну резервов уклона в сторону от оси дороги в количестве (17,4 + 15,6 · 2) 1000 = 48600 м2 | » | 48 600 | 47000 | 1,0 |
14 | X | §2-1-21, табл. 2 п. 10а, г | Покрытие откосов насыпи и дна резервов растительным грунтом и его распределение бульдозером Д-492А в количестве 5760 м3 на 1 км при перемещении грунта до 10 м. | м3 | 5760 | 1700 | 3,4 |
Потребностьмашин на 1 км, маш.-смен:грейдер-элеваторов Д-437 - 6,9, автогрейдеров Д-557 - 12, прицепных скреперовД-498 - 5,8, катков Д-469 - 13,7, бульдозеров Д-492А -8,4, тракторов к катку -13,7.
Таблица 10
Состав отряда истоимость эксплуатации машин
Машины | Расчетная стоимость машины, тыс. руб. | Количество машин и коэффициент загрузки | Стоимость всех машин, тыс. руб. | Стоимость машино-смен, руб. |
одной машины | Всех машин |
Грейдер-элеватор с трактором Т-100М | 7,7 + 4,8 = 12,5 | 1(1,0) | 12,5 | 31+32 = 63 | 63 |
Автогрейдер Д-557 | 11,3 | 2(0,9) | 22,6 | 33 | 66 |
Скрепер Д-498 с трактором | 4,4+4,8 = 9,2 | 1(0,9) | 9,2 | 31+8 = 39 | 39 |
Бульдозер Д-492А на тракторе Т-100М. | 6,0 | 2(0,6) | 12,0 | 29 | 58 |
Каток Д-469 | 4,8 | 2(0,9) | 9,6 | 7 | 11 |
Трактор Т-100М к каткам и рыхлителям | 4,8 | 2(0,9) | 9,6 | 31 | 62 |
Итого | - | - | 76 | - | 392 |
Таблица 11
Заработнаяплата рабочих в смену
Рабочие | Количество рабочих | Тарифная ставка, руб. | Заработная плата, руб. |
Машинисты: 6 разряда 5 разряда | 6 2 | 6,47 5,75 | 38,82 11,50 |
Рабочие 2-го разряда при машинах . | 1 | 4,04 | 4,01 |
Итого | 9 | - | 54,36 |
Таблица 12
Технико-экономическиепоказатели
№ п/п | Показатели | Количество |
1 | А. Общие данные Расчетная стоимость машин, тыс. руб. | 76 |
2 | Производительность отряда: а) в смену, пог. м | 150 |
| б) » год (при 250 сменах), км . | 37,5 |
3 | Количество рабочих, занятых в смену: а) на машинах | 8 |
| б) при машинах . | 1 |
| в) на ремонте машин | 3 |
| итого | 12 |
4 5 | Основная заработная плата рабочих в смену Прямые затраты в смену, руб. а) эксплуатация машин. | 69 302 |
| б) заработная плата рабочих при машинах итого итого | 4 306 |
| Б. Показатели на 1 км | |
6 | Прямые затраты | 2040 |
7 | Основная заработная плата рабочих, руб. | 460 |
8 | Трудовые затраты, чел.-дни | 80 |
9 | Накладные расходы, руб.: | |
| а) условно-постоянные | 204 |
| б) зависимые от заработной платы рабочих (15 %). | 69 |
| в) зависимые от трудовых затрат (1 р. 90 к. на 1 чел. день) | 152 |
| итого | 425 |
10 | Плановые накопления (6 % от суммы прямых затрат и накладных расходов), руб. | 148 |
11 | Сопоставимая себестоимость работ (сумма п.п. 6 + 9 + 10),руб. | 2613 |
12 | Удельные капиталовложения в машины (п.1 : п. 2б), руб. | 2010 |
13 | Приведенные сопоставимые затраты (п.11 +0,12; п.12), руб. | 2856 |
Б. СОСРЕДОТОЧЕННЫЕ РАБОТЫ
Схема комплексной механизации № 4
Выполнение сосредоточенных земляных работ объемом 48000 м3 по возведению высоких насыпей на подходах к искусственномусооружению из специальных грунтовых карьеров или из крупных выемок припродольном перемещении скреперами типа Д-498 емкостью ковша 8 м3 нарасстояние от 100 до 500 м

Таблица 13
Технологическаяпоследовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
№ процессов | № захваток | Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) | Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов, работ | Единица измерения | Количество работ | Производительность в смену | Потребность машино-смен |
1 | Грунтовый карьер | § 2-1-1, табл. 2, п. 2а | Рыхление грунта II группы в грунтовом карьере рыхлителем Д-515А на тракторе Т-100М при глубине рыхления 0,3 м | м3 | 48000 | 6500 | 7,4 |
2 | То же | § 2-1-14,-табл. 3, п. 5б, г | Разработка грунта II группы в грунтовом карьере и. перемещение его на среднее расстояние до 300 м скреперами Д-498, работающими в сцепе с трактором Т-100М. | » | 48000 | 250 | 192,0 |
3 | I | § 2-1-20, табл. 2, п. 3б | Послойное разравнивание грунта в насыпи слоями по 0,3 м бульдозером Д-492А с перемещением 50 % отсыпного грунта на расстояние до 5 м | » | 24000 | 1 000 | 24,0 |
4 | |