Временная инструкция «Временная инструкция по составлению раздела \Оценка воздействия строительства на окружающую среду\ в проектах железных и автомобильных дорог (ОВОСтрансстрой)» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
Велко
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ
Сфера

Временная инструкция «Временная инструкция по составлению раздела \Оценка воздействия строительства на окружающую среду\ в проектах железных и автомобильных дорог (ОВОСтрансстрой)»

Научно-исследовательский институт транспортного строительства
(АО ЦНИИС)

Государственный дорожный научно-исследовательский институт
(СОЮЗДОРНИИ)

СогласованаМинистерством
охраны окружающей среды
и природных ресурсов
Российской Федерации
10.11.93 № 20-4/13-501

ВРЕМЕННАЯИНСТРУКЦИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА "ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА НАОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ" В ПРОЕКТАХ ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ(ОВОСтрансстрой)

Москва 1994

Настоящая Временная инструкция разработана вНаучно-исследовательском институте транспортного строительства (АО ЦНИИС)совместно с Государственным дорожным научно-исследовательским институтом(Союздорнии).

Авторы Временной инструкции: академик академии транспортаА.А. Цернант, канд. техн. наук А.И. Песов (АО ЦНИИС), д-р техн. наук И.Е.Евгеньев (Союздорнии).

В разработке Временной инструкции принимала участие зав.ЦНИЭЛ "Трансстройэкологии" И.А. Оськина (АО ЦНИИС)

При разработке Временной инструкции учтены замечания ипредложения Ленгипротранса, Мосгипротранса и Союздорпроекта.

Временная инструкция согласована Министерством охраныокружающей среды ж природных ресурсов Российской Федерации и рекомендована вкачестве нормативного документа (свода правил) для использования проектнымиорганизациями при разработке ТЭО и проектов строительства (реконструкции)железных и автомобильных дорог.

Введение

Железная или автомобильная дорога, как комплексфункционально связанных инженерных сооружений и объектов, обеспечивающихперевозочный процесс, является конечным товарным продуктом транспортногостроительства.

Строительство дороги всегда сопряжено с преобразованиемландшафта и изменением окружающей природной среды.

Задача заключается в том, чтобы найти и реализовать такиетехнические и организационно-технологические решения при строительстветранспортных объектов, которые обеспечат не только минимальные затратыприродных ресурсов и предотвратят нарушения экологического равновесия, но и приопределенных условиях позволят достичь улучшения в целом экологическойобстановки в регионе строительства. Для реализации поставленной задачи АО ЦНИИСсовместно с Союздорнии разработали настоящую инструкция по оценке воздействийна окружающую среду строительства транспортных объектов (ОВОСтрансстрой),являющуюся основным документом по экологическому обоснованию строительства(реконструкции) железных и автомобильных дорог и их техническогоперевооружения.1

1 Термины и определения кданной инструкции приведены в приложении 1.

Положения Инструкции основаны на законодательных актах инормативных документах Российской Федерации в области охраны природы, переченькоторых приведен в приложениях 2,3.

Наряду с этим при разработке ОВОСтрансстрой былииспользованы ведомственные методические указания и нормативные документы,решения 2-й и 8-й конференции представителей охран - членов содружестванезависимых государств по "Оценке воздействия на окружающую среду" иопыт работ АО ЦНИИС и Союздорнии по проведению ОВОС к проектам железных иавтомобильных дорог.

Методологическую основу инструктивных положений в работесоставляет экосистемная концепция оптимального управления природопользованиемпри строительстве (реконструкции) и эксплуатации транспортныхприродно-технических систем.

Цели управления рассматривались на федеральном,муниципальном (региональном) и локальном (объектном) уровнях. При этомучитывались требования обеспечения экологической, социальной и технической (функциональной)безопасности на всех стадиях жизненного цикла объекта (сооружения), включаястадию реконструкции или ликвидации после выработки ресурса.

Содержание

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. РАЗРАБОТКА ОВОСТРАНССТРОЯ НА ПРЕДПРОЕКТНОЙ СТАДИИ (КОНЦЕПЦИЯ, ТЭС, ТЭД и др. - 1 этап)

3. РАЗРАБОТКА ОВОСТРАНССТРОЯ НА СТАДИИ ТЭО

Приложение 1 Обязательное Термины и определения

Приложение 2 Обязательное Перечень основных законодательных актов, регламентирующих требования в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов

Приложение 3 Обязательное Перечень нормативных документов в области охраны природы

Приложение 4 Обязательное Перечень территориальных органов государственного контроля и надзора, участвующих в определении условий природопользования

Приложение 5 Рекомендуемое

Приложение 6 Рекомендуемое

Приложение 7 Рекомендуемое Структура отчёта по ОВОСтрансстрою ("Заявление об экологических последствиях" - ЗЭП)

Приложение 8 Рекомендуемое Состав исходной информации к экологическому обоснованию ОВОСтрансстроя1

Приложение 9 Рекомендуемое Источники и виды воздействия на окружающую среду при строительстве и эксплуатации железных и автомобильных дорог (вновь строящихся)

Приложение 10 Рекомендуемое Распространение экологических воздействий на территории, прилегающей к автомобильной дороге

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Назначение и область применения Инструкции

1.1. Инструкция содержит указания по составлению экологическогообоснования строительства (реконструкции) объекта на предпроектных и проектныхстадиях (ОВОСтрансстрой). Она предназначена для применения при проектированиижелезных и автомобильных дорог. Инструкция регламентирует порядок разработкираздела "Оценка воздействия на окружающую среду" объектовтранспортного строительства (ОВОСтрансстрой), а также может быть использованапри разработке других видов пред инвестиционной документации (генеральных схемразвития сетей дорог, технико-экономических докладов и т.п.).

Кроме проектных организаций, Инструкция предназначена длязаказчиков, обеспечивающих гарантию предотвращения отрицательных экологическихпоследствий в результате реализации проекта; специализированных организаций,привлекаемых к работе по составлению ОВОСтрансстроя; ведомственной экспертизыпроектов и смет; общественных организаций и населения при обсуждении проектныхрешений; государственных органов управления (власти) и природоохраннойэкспертизы, принимающих решение по реализации проектов.

1.2. В настоящей Инструкции унифицированы требования кэкологическому обоснованию строительства (реконструкции) железных иавтомобильных дорог с учётом необходимой сбалансированности экологических исоциально-экономических интересов развития рассматриваемого региона страны. Приэтом предусматривается:

- внедрение в практику разработки ТЭО и проекта изучениявзаимосвязей предлагаемых решений с особенностями экологических условий исоциально-экономической инфраструктуры, сложившихся в районах проектируемых железныхи автомобильных дорог;

- снижение негативных воздействий на окружающую среду ипредотвращение ее деградации в районах строительства новых и реконструкциидействующих железных и автомобильных дорог;

- обеспечение эколого-экономической сбалансированностибудущих объектов транспортного строительства с учётом изменений экологическихусловий при функционировании объектов других отраслей восстановление нарушенныхв результате хозяйственной деятельности природных систем;

- создание благоприятных условий для жизнедеятельностинаселения в районе размещения и эксплуатации объектов транспортногостроительства;

- разработка мероприятий по снижению или предотвращениюотрицательных экологических последствий строительства и эксплуатации железных иавтомобильных дорог (системы привентивных экологических и социальныхкомпенсаций).

Железные и автомобильные дороги как источники воздействий наэкосистемы

1.3. Железнодорожный и автомобильный транспорт даетсущественный социально-экономический эффект в региональном масштабе, однако вузколокализованных зонах может вызывать нарушение естественного равновесия вприродных или природно-технических системах.

1.4. Воздействия железных иавтомобильных дорог на окружающую среду возможно разделить на три группы:

- транспортное загрязнение (выбросы продуктов сгораниятоплива и другие виды загрязнения пути и придорожной полосы, механические,физические воздействия транспортных средств);

- изменение ландшафта вследствие введения в него линейноготранспортного сооружения (расчленение, изменение рельефа, влияние нагидрологию, микроклимат и т.п.);

- технологические воздействия (загрязнение машинами,временное изъятие территорий).

Особенности оценки воздействий на окружающую среду втранспортном строительстве (ОВОСтрансстрой)

1.5. С целью обоснования и принятия инженерных решений,обеспечивающих рациональное, экологически безопасное природопользование, оценкавоздействия на окружающую среду строительства (реконструкции) железных иавтомобильных дорог рассматривается на всех этапах - до начала строительства,во время строительства и после его окончания из условия минимизации ущербаприродной среде и социально-экологической напряженности в рассматриваемомрегионе с прогнозированием изменения состояния окружающей среды вследствиехозяйственной деятельности.

1.6. Разработка ОВОСтрансстроя должна производиться настадии ТЭО с использованием материалов, полученных ранее на предпроектныхстадиях. Повторной разработки ОВОС на стадии проекта не требуется. Приодностадийном проектировании (без разработки ТЭО) ОВОС выполняется на стадиипроекта.

В том случае, когда на стадии рабочего проекта (придвухстадийном проектировании) принятые в ТЭО проектные решения изменены илиустарели и существенно отличаются по воздействиям на окружающую среду, ОВОСвыполняется повторно.

1.7. В результате проведения ОВОСтрансстроя выполняютсяпроектные решения, осуществление которых возможно, если они удовлетворяютследующим условиям:

- не представляют угрозы для здоровья человека при прямом,косвенном, кумулятивном и других видах воздействия с учётом отдаленныхпоследствий;

- не приведут к необратимым или кризисным явлениям вокружающей среде в период строительства и эксплуатации дорог, а также в случаяхих ликвидации;

- не смогут вызвать (с заданной надежностью) катастрофическихпоследствий в случае технического отказа каких-либо элементов сооружения.

При невозможности выполнения какого-либо из приведенныхтребований должны быть рассмотрены варианты компенсации негативных явлений.

1.8. При разработке раздела ОВОСтрансстроя должен бытьпредусмотрен комплекс мероприятий по оперативному экологическому контролю иуправлению в процессе строительства и эксплуатации дорог (мониторинг).

1.9. При оценке воздействия на окружающую среду объектовтранспортного строительства следует руководствоваться следующими основнымипринципами:

- рассмотрение во взаимосвязи технических, технологических,экологических, социальных и экономических показателей;

- вариантность проектных решений и сравнение их поэкологическим показателям;

- учёт состояния конкретных экосистем и их устойчивости кпрогнозируемым воздействиям объектов транспортного строительства в зависимостиот местных условий;

- учёт в проектных решениях строительства региональныхособенностей - перспектив социально-экономического развития региона, гдепредполагается новое строительство или реконструкция существующих транспортныхобъектов, состояния здоровья населения, исторических, культурных, этнических идругих интересов района.

1.10. ОВОСтрансстрой является самостоятельным этапом всистеме подготовки решений о развитии хозяйственной деятельности, делается допринятия проектных решений, входит в состав проектно-сметной документации иоформляется в отдельный документ.

Раздел "Охрана окружающей среды", выполняемый всоответствии со СНиП 1.02.01-85, содержит проектные решения по комплексуконкретных мероприятий, обеспечивающих выполнение положений ОВОС поэкологической безопасности.

1.11. По мере утверждения законодательных актов нормативныхдокументов и научных разработок по оценке воздействия на окружающую природнуюсреду (ОВОС) в Инструкцию будут вноситься соответствующие дополнений иизменения.

Ответственность участников проведения ОВОСтрансстроя1

1 В данном разделе изложенытребования применительно к полному составу проектной документации, применяемойв транспортном строительстве.

1.12. Ответственность за организацию и проведениеОВОСтрансстроя возлагается на заказчика ТЭО (рабочего проекта), который вместес заданием на разработку ТЭО или проекта передает разработчику имеющуюся в егораспоряжении информацию о состоянии окружающей среды и возможных экологическихпоследствиях эксплуатации объекта строительства (по аналогии действующихобъектов), собранную службами отраслевого мониторинга.

1.13. Заказчик обеспечивает финансирование ОВОС, включаяпроведение сбора информации, экологических изысканий и научных исследований.Средства на финансирование ОВОС заказчиком предусматриваются дополнительно ксмете расходов на разработку ТЭО и проекта строительства.

1.14. При необходимости доработки проекта, вызваннойрезультатами обсуждения или рассмотрения его экспертизой, заказчикпредусматривает дополнительное финансирование для соответствующих дополнений иизменений ОВОСтрансстрой.

1.15. Заказчик обеспечивает организацию необходимыхконтактов с органами власти, управления и контроля, а также общественныхслушаний в ходе проектирования.

1.16. Заказчик при участии генерального проектировщикаосуществляет согласование с местными территориальными государственными органамимест размещения объектов проектирования и оформление разрешения наприродопользование1. Одновременно в обязанность заказчика входитоформление отвода земель под временные поселки строителей, технологическиеплощадки, места вывоза в отвал строительных отходов, временного складированиягрунта и других площадок, необходимых для реализации проекта. Заказчик потребованию разработчика согласовывает с владельцами существующих хозяйственныхсистем возможность подключения к ним проектируемых коммуникаций (водопровода,канализации, теплофикации и др.).

1 Перечень государственныхорганов, участвующих в определении условий природопользования, форма ихсогласования и разрешения приведены в приложениях 4,5.

1.17. Заказчик представляет результаты проведенияОВОСтрансстроя в составе предпроектной и проектной документации на государственнуюэкологическую экспертизу.

1.18. Разработку ОВОСтрансстроя и оформление ее материаловосуществляет генеральный проектировщик, привлекая, при необходимости, длявыполнения этой работы специализированные научно-исследовательские организации.При этом, генеральный проектировщик несет перед заказчиком и контролирующимиорганами ответственность за полноту, качество ОВОС и достоверность используемойпри ее проведении информации, а также за соблюдение обусловленных настоящейИнструкцией требований ОВОСтрансстроя.

1.19. Генеральный проектировщик несет ответственность засвоевременность предоставления привлекаемым организациям исходных данных дляпроведения ОВОСтрансстроя и отвечает за их достоверность и качество.

Состав ОВОСтрансстроя

1.20. Первый этап.Выполняют до начала проектирования одновременно с разработкой концепции(экономического обоснования) строительства железной или автомобильной дорогиили на других предпроектных стадиях. На этом этапе проводится предварительноеразмещение и согласование трассы (площадки), анализируются природныеособенности, производится экологическая оценка состояния природной среды врайоне предполагаемого строительства, определяется потребность в природныхресурсах и энергии, рассматривается возможность альтернативных решений(вариантов трассы, площадок). На этой стадии на основе разработанных материаловзаказчиком составляется "Уведомление (или Декларация) о намерениях",в которой содержится информация о предполагаемом строительстве (реконструкции)."Уведомление" передается в местные органы государственнойэкологической экспертизы для согласования условий природопользования иоформления разрешения на проведение изысканий и проектирования.1

1 Рекомендуемая форма"Уведомления" приведена в приложении 6.

1.21. Второй этап.На стадии ТЭО (или рабочего проекта) выявляются все возможные воздействияобъекта на окружающую природную среду с учётом местных природных условий как настадии строительства, так и после его завершения. По каждому из выделенныхнаправлений (см. п. 1.4) выявляютсяисточники воздействий и воспринимающие эти воздействия объекты - элементыокружающей природной и социально-экономической среды. На основе результатованализа и интеграции оценок проводится прогнозирование изменений в природнойсреде после строительства и эксплуатации объекта. Критерием таких измененийявляются установленные санитарные нормы, а при их отсутствии - необратимостьнегативных для геобиоценоза процессов.

Устанавливаются границы санитарно-защитной зоны, в пределахкоторой возможные воздействия на все компоненты природной среды на всех стадияхжизненного цикла транспортных коммуникаций (объектов) могут превышатьнормативно установленные пределы.

1.22. Третий этап.На основании анализа комплексного взаимодействия сооружения со средойокончательно определяются экологические последствия, вызываемые строительствомобъекта и его эксплуатацией после строительства, которые завершаются общественнымслушанием - "Заявлением с воздействии на окружающую среду" (ЗВОС).Разрабатываются мероприятия, направленные на предотвращение отрицательныхэкологических изменений в окружающей природной среде и сокращение загрязнений.Условия природопользования согласовываются с местными органами охраны природы.

1.23. Четвертый этап.Осуществляется корректировка проекта с учётом согласованных условийприродопользования и замечаний согласующих и общественных организаций, сподготовкой "Заявления об экологических последствиях" (ЗЭП), котороесогласовывается с органами Минприроды РФ.1 После рассмотрения исогласования материалов ОВОС органы государственной экологической экспертизывыдают заказчику "Разрешение на природопользование".

1 Рекомендуемая структураотчёта ОВОСтрансстроя (ЗЭП) приведена в приложении 7.

1.24. ОВОСтрансстрой долженпроводиться в полном объёме для следующих объектов:

- железнодорожных магистральных линий (скоростных, особогрузонапряженныхи I-IY категорий);

- магистральных и скоростных автомобильных дорог I и IIтехнических категорий, а для дорог III категории - в местах прохождения трассычерез селитебные и особо охраняемые территории.

Для остальных объектов объём ОВОС может быть сокращензаказчиком совместно с проектной организацией по согласованию с местнымиорганами Минприроды РФ.

2. РАЗРАБОТКА ОВОСТРАНССТРОЯ НА ПРЕДПРОЕКТНОЙСТАДИИ (КОНЦЕПЦИЯ, ТЭС, ТЭД и др. - 1 этап)

Задачи и содержание ОВОСтрансстроя на предпроектной стадии

2.1. Разработку ОВОСтрансстроя следует начинать одновременнос разработкой концепции (ТЭС, ТЭД, ЭО) строительства железной или автомобильнойдороги.

На первом этане решаются следующие задачи:

- определение места размещения трассы (объекта), рассмотрениеальтернативных решений (вариантов) с учётом состояния окружающей среды;

- предварительное выявление дополнительной техногеннойнагрузки на окружающую среду в районе предполагаемого строительства(реконструкции);

- определение масштабов вовлечения в переработку природныхресурсов и энергии;

- предварительное установление экологических ограничений поэксплуатации объекта.

2.2. Основой разработки концепции о намечаемой деятельностиявляется рассмотрение альтернативных решений и предложений по размещениюпроизводственных сил, определение возможных их воздействий на окружающую средуи учёт экологической обстановки в районе предполагаемого строительства(реконструкции).

2.3. На первом этапе ОВОСтрансстрой определяются основныетехнические и технологические показатели с учётом динамики фактическойэкологической обстановки в районе. Оцениваются альтернативные источникиресурсов и энергии, отходы строительства и возможность их использования,обеспечение экологической безопасности и ликвидация последствий создания дорогиили объекта. Проводится патентный поиск и обобщение опыта намечаемойдеятельности и выявляются прогрессивные конструкции и технологические процессыс учётом возможных изменений их технико-экономических показателей, цен наресурсы и платежей за загрязнение окружающей природной среды.

Предварительное изучение состояния окружающей среды

2.4. Изучение состояния окружающей среды осуществляется сцелью экологического обоснования планируемой деятельности на предпроектнойстадии. Необходимую информацию для предварительного изучения получают изсправочной литературы, фондовых материалов и данных рекогносцировочныхобследований.

2.5. Состояние окружающей среды определяется путемпредварительного изучения природных условий района (климата, геологии, гидрологии,почвы, растительности и животного мира) и показателей природной среды(атмосферы, водной среды, почвы, недр, флоры и фауны). Наряду с этим напредпроектной стадии рассматриваются основные показатели социальной среды врайоне предполагаемой деятельности (численность и размещение населения,хозяйственное использование территории, санитарно-эпидемиологическое состояние,наличие памятников архитектуры, истории, культуры и др.).

2.6. На основании предварительного изучения состоянияокружающей среды осуществляется выбор вариантов трассы (места размещенияобъекта). К экологическому обоснованию прикладывается ситуационный план суказанием возможных границ воздействия строительства и эксплуатации. Пландолжен содержать границы промышленных, селитебных территорий, сельхозугодий,зон рекреационного использования земель, особенно охраняемых территорий, и зонограниченного использования в привязке к предполагаемым объектам транспортногостроительства.

2.7. Материалы предпроектной стадии имеют предварительныйхарактер и при разработке ОВОС в полном объёме (см. п. 1.24.) должны уточняться на последующих этапах.

Обоснование целесообразности строительства

2.8. Для обоснования целесообразности строительствапредставляются следующие материалы:

- данные о местоположении и размерах территорий, изымаемыхво временное и постоянное пользование. Сведения об окружающей природной исоциальной средах;

- возможные воздействия намечаемой деятельности наокружающую среду;

- предварительная оценка изменений окружающей природнойсреды в результате намечаемой деятельности;

- обоснование места размещения объекта транспортногостроительства с учётом вариантности;

- рекомендации к последующей стадии разработки проекта.

2.9. По результатам обоснования целесообразностистроительства заказчиком готовится "Уведомление о намерениях".

Содержание "Уведомления о намерениях"

2.10. "Уведомление о намерениях" содержит (см. приложение 6):

- намерения заказчика по характеру планируемой деятельности;

- обоснование социально-экономической необходимостинамечаемой деятельности;

- потребность в ресурсах при строительстве и эксплуатацииобъекта;

- виды, объёмы, источник получения сырья, топлива и энергии;

- транспортное обеспечение;

- возможное влияние намечаемой деятельности на окружающуюприродную среду;

- источники финансирования намечаемой деятельности;

- сроки намечаемого строительства.

2.11. Местные органы управления после согласования"Уведомления о намерениях" органами экологической экспертизы выдаютразрешение на изыскания и проектирование. Наряду с этим организация, готовящаярешение, ставит заказчика в известность о своих требованиях и предложениях пореализации планируемой деятельности для учета их в проектной документации("Условия природопользования").1

2.12. В случаях, когда планируемая деятельностьпроектируемого объекта не требует разработки ОВОС в полном составе и не входитв перечень экологически опасных видов хозяйственной деятельности1,"Уведомление о намерениях" представляется заказчиком вгосударственные органы на стадии ТЭО (рабочего проекта).

1 См. "Временная инструкция поэкологическому обоснованию хозяйственной деятельности в предпроектных ипроектных материалах". М. Общество "Знание" РФ, 1992.

3. РАЗРАБОТКА ОВОСТРАНССТРОЯ НА СТАДИИ ТЭО

Анализ состояния окружающей среды, обоснование проекта, видывоздействия и мероприятия по их снижению (2 этап)

3.1. Анализ состоянияокружающей среды. Для определения воздействий на окружающую средупланируемых объектов транспортного строительства должны быть изучены на местестроительства существующие природные условия и установлены основные ихособенности. Наряду с этим определяется связь между ними и характер воздействияна них антропогенных факторов.

3.2. Характерные природные условия в районе строительстваобъекта устанавливаются на основании изучения геологических иинженерно-геологических, гидрогеологических, геоморфологических,гидрологических, климатических, почвенных и биологических факторов иодновременного анализа земельных ресурсов. Изучение этих факторов проводится наосновании публикаций и фондовых материалов, а также в процессеинженерно-геологических и экологических изысканий, в том числе с использованиемсовременных видов аэрокосмического зондирования (космических съёмок,многозональных и спектрозональных аэросъёмок и др.).

3.3. На основании анализа природных условий в районестроительства осуществляется типологическое районирование территории поприродным условиям. Для сложных и малоизученных районов выполняется комплексноегеоэкологическое картирование путем составления специализированноголандшафтно-экологического атласа. Карты, входящие в этот атлас, составляются натопографической основе с нанесением административного деления территории иобъекта планируемой деятельности.

3.4. Карты типологического районирования составляютсяследующих видов:

- инженерно-геологические, гидрогеологические,геоморфологические, землеустроительные, почвенные, климатические,гидрометеорологические, мерзлотные, растительного и животного мира.

Конкретно состав карт определяется в зависимости от местныхусловий и объёма предполагаемой деятельности, исходя из условия обеспечениядостаточной полноты информации об экологической ситуации, а также возможностиоценки устойчивости экосистемы в районе планируемой деятельности.

3.5. На каждую группу картируемых показателей могутсоставляться поэлементные карты, обусловленные спецификой условий и планируемойдеятельности.

3.6. Для изучения изменений окружающей среды, ихинтенсивности и направленности на основании выявленной антропогенной нагрузки итипологического районирования территории, составляется карта интегральнойоценки воздействий на окружающую среду.1

1 Состав исходной информациии экологического обоснования приведен в приложении8.

3.7. Состояние окружающей среды оценивается путемсравнения фонового значения содержания загрязняющих веществ в районепредполагаемой деятельности с параметрами состояния среды, не затронутойантропогенным воздействием, и государственными стандартами и нормами предельнодопустимых концентраций (ПДК).

3.8. Фоновые значения содержания загрязняющих веществ вприродных компонентах предоставляются заказчиком по данным территориальныхгидрометеорологических служб. В случае, когда показатели качества среды ненормируются, степень отрицательного воздействия антропогенных нагрузок наокружающую среду устанавливается методами аналогий и экспертных оценок.Основным критерием допустимости антропогенных нагрузок является гарантированноеотсутствие необратимых изменений природных компонентов.

3.9. Определение источниковвоздействия на окружающую среду. При анализе воздействия планируемойдеятельности на окружающую среду по видам источников следует рассматриватьдвижение транспортных средств (автотранспорт, тепловозы и др.), изменениеландшафта в результате прокладки дороги и технологические воздействия впроцессе строительства.

3.10. В качестве источников загрязнений кроме транспортныхсредств следует рассматривать отдельные объекты и предприятия (подстанция,котельная и др.), связанные технологически с транспортным процессом(автозаправочные станции, котельные для обслуживания основного производства идр.), предприятия, чья деятельность связана со строительством планируемоготранспортного объекта (мехколонна, СМП и др.) и самого процесса строительства(отсыпка земляного полотна, балластировка пути, строительство искусственныхсооружений и др.). При оценке источников воздействий, связанных непосредственнос процессом строительства, должны рассматриваться и учитываться источникивоздействий других видов производств, расположенных в зоне возможногосуммирования воздействий.

3.11. При этом для действующих предприятий отрасли,разработка ОВОСтрансстроя должна выполняться с использованием информации,содержащейся в экологическом паспорте предприятия, согласованной соответствующимислужбами Минприроды РФ.

При проектировании новых предприятий транспортного комплексанеобходимо разрабатывать нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вокружающую природную среду (ПДВ, ПДС). В связи с этим в задании на ТЭО (рабочийпроект) должна быть указана необходимость в разработке приведенных нормативов ссоответствующим финансированием этих работ.

3.12. Состав видов воздействий и показателей окружающейсреды, которые они изменяют, определяются в каждом конкретном случае взависимости от местных условий (см. приложения 9,10).

3.13. При анализе источников следует учитывать ихпространственное положение - казенное, подземное, воздушное, водное иподводное, а также их формы - линейные; (автомобильные и железные дороги, ЛЭП идр.), точечные (трубы котельных, вентиляционные устройства и др.) и площадные(пруды - отстойники, водохранилища и др.).

3.14. Выявленные источники воздействия наносятся натопооснову с учётом масштабов и их интенсивности и подразделяются надействующие, проектируемые и ликвидируемые.

3.15. Виды воздействия классифицируются на вносимые вокружающую среду и изымаемые. К вносимым воздействиям по фазовому состояниюотносятся вещества твердого, жидкого и газообразного вида, а по составу -химические и биологические вещества, радиация, высокие частоты и др. Кизымаемым воздействиям относятся земли, леса, водные ресурсы, недра,атмосферный воздух и т.д. Кроме того, встречаются специфические видывоздействия - различные излучения, шум и отходы.

3.16. При проведении ОВОСтрансстроя необходимо осуществитьвыбор значимых воздействий. Основными критериями значимости являются условиясоблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) и ПДС.

3.17. Состав существенных воздействий определяется методомпоиска, при этом устанавливаются следующие показатели:

- состав видов воздействия;

- состав объектов воздействия;

- величина (интенсивность) воздействия;

- географический (территориальный) охват;

- динамика изменения во времени;

- вероятность и условия возникновения.

Процесс поиска включает соответствующую обработку данныхобщих проектных и специальных экологических изысканий, анализ информации обэкологических последствиях в процессе эксплуатации, анализ последующейэкологической ситуации.

3.18. Для интегральной оценки воздействий, как правило,следует использовать метод "экологической матрицы", позволяющийпривести дифференцированные качественные показатели к общей количественнойоценке (приложение9).

В матрицах фиксируются источники и объекты воздействия. Напересечении граф отмечают наличие воздействия, либо оценивают его в баллах сучётом интенсивности (силы), распространения по территории и временнойхарактеристики.

Суммы оценок позволяют сравнивать варианты приложениятрассы, организационные и конструктивно-технологические решения.

3.19. Определение источников воздействия на окружающую средудолжно осуществляться после или одновременно с разработкой проекта организациистроительства (ПОС).

3.20. Состав объектов,воспринимающих воздействия. При проведении ОВОСтрансстроя должны бытьопределены объекты окружающей среды, воспринимающие воздействия от планируемойдеятельности как на стадии строительства, так и после его завершения в условияхэксплуатации.

3.21. Объекты, воспринимающие воздействия, рассматриваютсякак в пределах полосы отвода, так и за ее пределами, в зоне возможногопревышения допустимого уровня воздействий, где могут возникать необратимыеизменения природных систем.

3.22. Определение границ воздействий осуществляется наосновании материалов инженерно-экономических и экологических изысканий. Впределах этих границ по протяженности трассы должны быть выделеныприродно-территориальные комплексы (ПТК) с однородными инженерно-геологическимиусловиями, биоландшафтными признаками и хозяйственным землепользованием.Границы ПТК наносят на планах положения трассы.

3.23. Полоса, в пределах которой загрязнения и физическиевоздействия могут с определенной надежностью превзойти установленные санитарныенормы, относится к санитарно-защитной зоне дороги. Её ширина в зависимости отинтенсивности движения автомобильного транспорта (при отсутствии препятствийзагрязнению) приведена в приложении10, а для железной дороги должна приниматься шириной 100 м (в каждуюсторону). При реконструкции железной дороги в условиях сложившейся застройкитерритории размер санитарно-защитной зоны может быть принят менее 100 м приусловии обеспечения нормативных требований по шуму на прилегающей территории, вжилых и общественных зданиях.

3.24. Объекты воздействий рассматриваются по компонентамокружающей среды: атмосферный воздух, водные объекты, литосфера (включаяпочву), растительный и животный мир, эстетические показатели ландшафта,землепользование, исторические, архитектурные и природные памятники исоциальные условия местного населения.

Конкретный состав объектов воздействия в каждой извыделенных групп определяется в зависимости от местных условий и в каждомслучае индивидуален.

3.25. Прогнозированиеизменений в результате воздействий. Прогнозирование изменений состоянияокружающей среды разрабатывается на период строительства и отдельно нарасчетный период эксплуатации объекта. При этом проводится сравнение основныхпоказателей в расчетный период (при наименее благоприятных условиях) приотсутствии и при функционировании объекта по основным вариантам проектныхрешений.

3.26. Прогнозирование возможных изменений выполняется последующим показателям:

- изменение количественных соотношений веществ в воздухе,поверхностных и подземных водах и в почве;

- изменение растительного покрова - состояние растительныхсообществ и площадь их распространения;

- изменение животного мира - видового состава, численностипопуляций, места обитания популяционных сообществ, условия воспроизводства идр.;

- изменение местного климата - режима температуры ивлажности, особенностей воздушной циркуляции, снеговетрового переноса и др.;

- изменение недр (при строительстве тоннелей) - термическогорежима горных пород, их динамической напряженности и др.;

- изменение ландшафта, в том числе визуальных доминант,материальных и культурно-исторических памятников и др.

3.27. Обоснование места ивремени строительства. Обоснование места и времени строительстваосуществляется как на предпроектной стадии проведения ОВОС, так и на стадииТЭО.

На стадии ТЭО (проекта) проводится более детальнаяпроработка места размещения объекта и его сроков строительства с использованиемданных, полученных на первом этапе. Осуществляется анализ положительных иотрицательных последствий намечаемой хозяйственной деятельности экологического,социального и экономического характера, обоснование мероприятий, необходимыхдля обеспечения экологической безопасности населения как на стадиистроительства, так и в период эксплуатации объекта. При этом должен проводитьсяанализ природных особенностей территории, её современного состояния ипрогнозируемых изменений.

3.28. Предпроектная и проектная документация для обоснованияместа размещения планируемого объекта строительства должна предусматриватьоценку возможных вариантов размещения площадок и анализ допустимости уровнядополнительной технологической нагрузки на окружающую среду. Наряду с этимдокументация должна включать сравнительный анализ характеристик природныхкомплексов и селитебных территорий, попадающих в зону влияния планируемойдеятельности, и при необходимости - наличие площадок для утилизации иобезвреживания отходов как на стадии строительства, так и после его завершения- в условиях эксплуатации.

3.29. Оценка временного фактора должна предусматриватьобоснование срока начала и окончания воздействия планируемой деятельности ивзаимоувязку со временем ввода в эксплуатацию сопряженных производств, а такжесо сроками реализации природоохранных мероприятий.

3.30. Ресурснаяобеспеченность.

При рассмотрении ресурсной обеспеченностипланируемой деятельности предусматривается определение необходимого количествасырья и энергии для обеспечения работы и возможности вовлечения в производствонеобходимого количества природных ресурсов (изъятие земель, забор воды и др.).Наряду с этим должна быть выявлена обеспеченность планируемой деятельноститрудовыми ресурсами, возможность использования вторичных сырьевых ресурсов вкачестве сырьевой базы, а также будущего объекта строительства в организациирегиональных сырьевых и энергетических комплексов.

3.31. На стадии ТЭО (проект) должны быть конкретнорассмотрены источники природных ресурсов и их объём, способы доставки их кместу работы. Наряду с этим определяются заводы стройиндустрии, с которых должнаосуществляться доставка строительных материалов и конструкций на объектыпланируемой деятельности. Кроме того, определяются существующие сетиводоснабжения, канализации и энергоснабжения и другие хозяйственныекоммуникации для использования их во время строительства.

3.32. Анализ воздействийна социально-экономическую среду. Социально-экономическая оценкапроектных ре гений выполняется в основном на основе сопоставления позитивныхсоциально-экономических последствий строительства объекта (улучшение транспортнойдоступности, сокращение времени проезда, расширение зоны приложения труда ит.д.) с ущербом в основном в сфере санитарных параметров среды обитания.

3.33. В состав социально-экономической оценки следуетвключать затраты на природозащитные сооружения и мероприятия и на компенсациюнаселению за снос домов, перенос приусадебных участков и сельхозугодий иухудшение условий землепользования.

3.34. Проектированиемероприятий по снижению отрицательных воздействий. Для предотвращениянежелательных изменений в окружающей среде, вызванных планируемойдеятельностью, которые могут отрицательно повлиять на условия жизни и здоровьенаселения, должна осуществляться оценка полноты и достаточности мероприятий,предусматриваемых в ТЭО (проекте) по предотвращению отрицательных экологическихи связанных с этим социальных и экономических последствий. Оценка эффективностии полноты мероприятий выполняется по следующим направлениям:

- охрана здоровья населения;

- предупреждение необратимых изменений в окружающей среде;

- социально-экономические последствия (изменениетранспортной доступности, торговли и сферы обслуживания, занятость населения,сохранение культурных и исторических ценностей и др.).

3.35. Мероприятия по снижению и предотвращению воздействийна окружающую среду осуществляются на основании анализа местных условий ивоздействий, экономической ситуации и технических решений, принятых в ТЭО(проекте).

3.36. Мероприятия по снижению и предотвращению воздействийна окружающую среду рассматриваются как на каждом этапе строительства (отподготовительного периода до его завершения), так и на стадии эксплуатацииобъекта строительства. Наряду с этим в ТЭО (проекте) при необходимости должныпредусматриваться мероприятия по уменьшению воздействий на окружающую среду отдействующих в пределах района строительства производств, принадлежащихзаказчику.

3.37. Предложения по мероприятиям для предотвращения илиснижения выявленных возможных неблагоприятных воздействий осуществляются поосновным вариантам.

3.38. Анализальтернативных решений. На предпроектной и проектной стадиях должнырассматриваться альтернативные решения. На основании их анализа в документациювключаются описание и сравнительные технологические и эколого-экономическиепоказатели, а также обоснование выбора альтернативных решений.

3.39. При рассмотрении альтернативных решений должны бытьпроанализированы следующие вопросы:

- анализ основных технических и технологических вариантов;

- степень проектной и технологической их проработки;

-оценка допустимости реализации вариантов по экологическим,технико-экономическим, социальным соображениям;

- сроки реализации альтернативных решений.

3.40. Подготовка"Заявления о воздействии на окружающую среду" (ЗВОС). Для проведенияэкологической экспертизы, согласования с органами власти, управления иконтроля, а также для общественного обсуждения TЭO (проекта) результатыразработки ОВОСтрансстроя обобщаются в "Заявлении о воздействии наокружающую среду" (ЗВОС).

3.41. ЗВОС должно содержать достаточно полную информацию овозможных видах экологических, социальных, экономических и других последствийпри реализации проекта, а также описание принятых мероприятий по предотвращениюотрицательных последствий.

3.42. Для объектов, проектируемых без разработки ТЭО, ссокращенной разработкой ОВОС (см. п. 1.24)допускается составление ЗВОС на основе первого (предварительного) этапа ОВОС,выполняемого на предпроектной стадии.

3.43. "Заявление о воздействии на окружающую среду(ЗВОС)" должно состоять из следующих разделов:

- цель и необходимость намечаемой деятельности; анализальтернатив;

- обоснование места и времени реализации намечаемойдеятельности;

- ресурсная обеспеченность;

- анализ технологий;

- экологическая ситуация на территории;

- социально-экономические и хозяйственные аспекты.

3.44. ЗВОС представляется для рассмотрения в государственныеорганы власти, управления и контроля, организации экологически ориентированнойобщественности и местного населения.

Обсуждение экологических последствий (3 этап)

3.45. Общественныеслушания и выявление непредусмотренных экологических последствий.Выявление непредусмотренных проектными решениями на предыдущих этапахэкологических последствий осуществляется с помощью общественных слушаний.

При этом наряду с непосредственным выявлением последствийосуществляется анализ реакции на них общественности и местного населения.

Общественное обсуждение объектов, проектируемых сОВОС в сокращенном объёме (см. п. 1.24.),проводится по усмотрению заказчика и согласующих организаций.

3.46. Общественные слушания организует заказчик. Участиеобщественности в нем заключается в выработке мнений по поводу последствий наоснове представленной информации по проекту намечаемой деятельности ирезультатам научных исследований. В общественных слушаниях принимают участиевсе заинтересованные организации и местное население.

3.47. Во время слушаний местное население и общественностьинформируют в отношении достоинств и недостатков проекта планируемойдеятельности, осуществляется дискуссия о возможности изменения качества средыобитания, выявляются и фиксируются позитивные неблагоприятные изменения аокружающей среде и осуществляется поиск решений по предотвращению илиуменьшению отрицательных последствий планируемой деятельности.

3.48. Для достижения поставленной задачи должно бытьобеспечено массовое оповещение заинтересованных организаций и населения черезсредства массовой информации о намечаемой деятельности, сроках и местеслушаний.

3.49. Основными вопросами при обсуждении проекта являютсясоциальные последствия строительства (влияние на здоровье населения,переселение населения в другие районы, изменение привычных условий жизни, сменатрадиционных форм занятости, нарушение зон отдыха, заповедников,археологических, этнических и исторических памятников, использование земель идр.). Обязательным является обсуждение альтернативных решений, в том числеотказа от строительства.

3.50. После обсуждения проекта общественностью, заказчикопределяет возможность продолжения реализации проекта без изменений или свключением дополнительных мероприятий, разработанных на основе предложенийобщественности. В ряде случаев возникает необходимость в специальных научныхисследованиях, если современными техническими средствами невозможно снизитьвоздействия, или в направлении проекта на доработку, если обнаруженыдополнительные воздействия. Если предполагаемое воздействие на окружающую средунедопустимо, после переработки проекта вновь организуется обсуждение.

3.51. Результаты общественных слушаний оформляютсяпротоколом, на основании которого производится корректировка проектных решенийи при необходимости составляется программа дальнейших научных исследований иизыскательских работ.

Корректировка проекта и составление "Заявления обэкологических последствиях (ЗЭП)" (4 этап)

3.52. Корректировкапроекта с учётом замечаний и предложений, внесённых при обсуждении.Корректировка проекта выполняется на основании замечаний и дополнений,внесенных при общественном обсуждении, экспертизе и согласовании ЗВОС. При этомпо выявленным экологически значимым воздействиям разработчиком прогнозируютсяизменения, которые произойдут в результате осуществления проекта.

3.53. Проектные решения и прогнозирование их воздействий наокружающую среду могут рассматриваться по аналогии с уже имеющими место натерритории со сходными природными условиями.

3.54. Прогноз проводится для тех природных компонентов,воздействие на которые приведет к нежелательным экологическим социальным,экономическим и другим, связанным с ними, последствиям.

3.55. Разработкамониторинга. Является обязанностью заказчика хозяйственной деятельностии является обязательной как на стадии строительства, так и на стадииэксплуатации.

3.56. В условиях эксплуатации объекта хозяйственнойдеятельности мониторинг осуществляется до момента исчезновения негативныхпоследствий, вызванных функционированием объекта.

3.57. Особое внимание в проведении мониторинга требуютпроекты, которые характеризуются следующими качествами:

- воздействие на окружающую среду и меры по его снижению неясны;

- предлагаемые решения носят опытный или экспериментальныйхарактер или могут изменяться вследствие определенных обстоятельств;

- проектные решения в условиях эксплуатации могут меняться.

3.58. Аварийные ситуации(анализ экологической опасности). Является составной частью ОВОС и можетиспользоваться при оценке значимости воздействия планируемой деятельности. Приэтом анализ экологической опасности складывается из анализа возможных аварий вусловиях строительства и эксплуатации и вероятности стихийных бедствий.

3.59. Причинами транспортных аварий могут быть:

- полные или частичные отказы технических системтранспортных средств или путей движения;

- ошибки обслуживающего персонала;

- опасные природные явления (землетрясения, оползни и др.).

3.60. При анализе возможных аварийных ситуаций рассматриваютследующие этапы:

- аварийная ситуация существует, имеется возможностьуменьшить ее масштабы;

- авария, когда происходит разрушение;

- выход аварии за пределы территории планируемойдеятельности;

- ликвидация последствий аварий.

3.61. Уровень риска при аварийной ситуации определяетсяпутем проведения формального анализа, методом аналогий, экспертным инормативным методами.

3.62. Причинами разрушения объекта планируемой деятельностив случае неблагоприятных опасных природных явлений стихийных бедствий (НОЯ),являются следующие:

- ошибки изысканий и проектирования;

- неполный учет вероятного экономического ущерба из-занедостатка данных и отсутствия методик прогноза;

- активизация происходивших ранее НОЯ;

- изменения деятельности планируемого объекта послепроектирования защиты от НОЯ.

3.63. В проекте необходимо рассматривать возможности аварий подвоздействием НОЯ, которые могут привести к прекращению энергоснабжения,перерыву движения железнодорожного и автомобильного транспорта и т.д.

Во избежании таких событий на предприятиях должны бытьразработаны схемы (сценарии) действий в различных чрезвычайных ситуациях, вкоторых указываются:

- неблагоприятные последствия аварийной ситуации и её сроки;

- последствия, недопустимые с технологической,экономической, социальной, экологической точек зрения;

- действия, необходимые для предотвращения аварийнойситуации и снижения нежелательных последствий.

3.64. Схема обоснования решений по защите от НОЯ должнавключать:

- определение безопасности природных условий и оценка ихсостояния;

- результаты сопоставления безопасного и действительногосостояния природных условий;

- варианты решения способов снижения воздействия НОЯ напланируемую деятельность с последующей разработкой детальных рекомендаций позащите от НОЯ объекта строительства;

- периодическая оценка эффективности осуществленныхмероприятий защиты от НОЯ.

3.65. Оценка рискаповышения заболеваемости населения в зоне планируемой деятельности.Основывается на данных результатов анализа состояния здоровья населения иэкологической обстановки в районе строительства объекта. При этомрассматриваются влияющие на здоровье населения факторы, наличие которых связанос планируемой деятельностью.

3.66. Оценка риска включает следующие этапы:

- сбор, обработка и анализ информации о здоровье населения;

- установление связи факторов, вызываемых планируемойдеятельностью, с состоянием здоровья населения;

- изучение факторов планируемой деятельности и характеристикздоровья населения с выявлением количественных взаимосвязей;

- прогноз состояния здоровья населения после реализациипроекта;

- оценка проектируемых оздоровительных и профилактическихмероприятий.

3.67. ОформлениеОВОСтрансстроя. На заключительной стадии заказчиком совместно сразработчиком проекта готовится "Заявление об экологических последствиях"(ЗЭП). ЗЭП представляет документ, содержащий гарантии заказчика о недопущенииотрицательных экологических и связанных с ними социальных и экономическихпоследствий в случае реализации проекта. Составление ЗЭП необходимо для всехобъектов проектирования независимо от объёма выполнения ОВОС.

ЗЭП рассматривается как отчёт разработчика о проделаннойработе по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОСтрансстрой) намечаемойдеятельности и представляется заказчиком на государственную экологическуюэкспертизу в составе проектной документации. Примерная структура отчётаприведена в приложении7.

Одновременно ЗЭП передается заказчиком всем заинтересованнымсторонам, участвовавшим в обсуждении ЗВОС.

Приложение 1
Обязательное

Термины и определения

1. АВАРИЯ - отклонение от нормативно-допустимыхэксплуатационных условий хозяйственной деятельности по причинам, связанным сдействием человека, или по техническим причинам, а также в результате любыхприродных явлений, включая наводнения, дрейф льдов, землетрясения, оползни,ураганы и другие стихийные бедствия;

- разрушительное высвобождение собственного энергозапасапромышленного предприятия, при котором сырье, промежуточные продукты, продукцияпредприятия и отходы производства, установленное на промышленной площадкетехнологическое оборудование, вовлекаясь в аварийный процесс, создаетпоражающие факты для населения, персонала, окружающей среды и самогопромышленного предприятия.

2. АВАРИЙНЫЕ СОСТОЯНИЯ - существенные отклонения отэксплуатационных состояний, которые, как можно ожидать, будут возникать нечасто и которые, если соответствующие технические средства обеспечениябезопасности не выполнят своих функций, предусмотренных проектом, могут привестик разрушительному высвобождению собственного энергозапаса промышленногопредприятия, при котором сырье, промежуточные продукты, продукция предприятия иотходы производства, установленное на промышленной площадке технологическоеоборудование, вовлекаясь в аварийный процесс, создают поражающие факторы длянаселения, персонала, окружающей среды и самого промышленного предприятия.

3. ВОЗДЕЙСТВИЕ - действие, направленное на что-нибудь сцелью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь; реакция на раздражитель,определяемая за счёт обратных связей.

4. ЗАКАЗЧИК - организатор деятельности, располагающийфинансовыми и материальными ресурсами, необходимыми для подготовки и реализациинамечаемых хозяйственных решений.

5. ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ЗВОС) -документ, содержащий описание основных видов воздействия намечаемойдеятельности на окружающую среду и предназначенный для обсуждения со всемизаинтересованными сторонами с целью выявления логических, социальных,экономических и других связанных с ними последствий реализации обсуждаемогопроекта - официальное сообщение заказчика об изменении окружающей среды врезультате ведения хозяйственной деятельности.

6. ИЗЫСКАНИЯ - исследование с целью проектирования,использования чего-нибудь.

7. ИНВЕСТИЦИЯ - долгосрочное вложение капитала в какое-либодело, предприятие.

8. ИЕРАРХИЯ - расположение и функциональное соподчинениеэлементов целого (его подсистем) в порядке от высшего к низшему (или наоборот -от низшего к высшему).

9. КОНЦЕПЦИЯ:

- оформление замысла реализации намечаемой хозяйственной илииной деятельности;

- "эмбрион" программы, в котором фиксируетсяпредмет предстоящей работы, ее ориентация и общая направленность (а неконкретные цели), исходные принципы (доктрина) будущей программы и, по возможности,логика ее развертывания.

10. МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА - система повторяющихся,запланированных, регулярно осуществляемых наблюдений за комплексом природныхусловий на территории предполагаемого размещения объекта с целью оценкисостояния и прогноза их изменений в случае реализации проектных предложений, атакже эффективного управления этими изменениями.

11. НАГРУЗКА АНТРОПОГЕННАЯ - степень прямого и косвенноговоздействия людей и их хозяйства на природу в целом или на её отдельныеэкологические элементы и компоненты.

12. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

- система мероприятий, оптимизирующих взаимоотношениячеловеческого общества со средой его обитания и производственной деятельностью,в том числе рациональное природопользование;

- одна из функций хозяйственной деятельности.

13. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (ОВОС):

- определение и прогноз масштабов, характера, опасности дляздоровья населения и состояния компонентов природной среды, ближайших и долгосрочныхэкологических и других связанных с ними, в том числе социальных иэкономических, последствий совокупности всех видов потенциального техногенноговлияния проектируемого объекта;

- метод проектной работы;

- средство самооценки действий заказчика по отношению кокружающей среде;

- инструмент экспертной деятельности;

- способ обоснования возможности осуществления деятельности,которая внесет изменения в состояние окружающей среды;

- средство для понимания экологических и других связанных сними последствий реализации проекта развития хозяйственной и иной деятельности;

- инструмент принятия решений через понимание экологическихпоследствий их реализации.

14. ОЦЕНКА РИСКА:

- научный или экспертный анализ генезиса риска, включая еговыявление и определение степени опасности в конкретной ситуации;

- процедура нахождения индивидуального и социального рискадля конкретного промышленного предприятия.

15. ПРОГНОЗ:

- заключение о предстоящем развитии и исходе чего-нибудь наосновании каких-либо данных.

16. ПРОЕКТ:

- план, замысел;

- предварительный текст какого-нибудь документа;разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь; элемент в системеподготовки решения.

17. ПРОЕКТИРОВАНИЕ:

- процесс составления проекта прототипа, прообразапредполагаемого или возможного объекта; средство решения проблем.

18. ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ:

- совокупность проектных решений, реализация которыхпозволит достичь поставленной заказчиком перед собой цели;

- оформление процесса подготовки решений для обеспечениявозможности соответствующим лицам их принять.

19. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ СБРОС ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ (ПДС)- масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению сустановленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с цельюобеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

20. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ (ПДК) - максимальнаяконцентрация примеси в атмосфере, отнесенная к определенному времени,осреднённая, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизничеловека не оказывает на него вредного действия, включая отдаленные последствияи на окружающую среду в целом.

21. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ ВЫБРОС (ПДВ) - научно-техническийнорматив, устанавливаемый из условия, что содержание загрязняющих веществ вприземном слое воздуха от источника или их совокупности не превышало нормативовкачества воздуха для населения, животного и растительного мира.

22. РАЗРАБОТЧИК - научно-исследовательская, проектная,проектно-технологическая, технологическая или другая организация, осуществляющаяпо заданию заказчика разработку проекта хозяйственной деятельности или другойдокументации, реализация которой сюжет оказать воздействие на окружающую среду.

23. РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ - документ, содержащийусловия на пользование природными ресурсами для достижения целей заказчикахозяйственной деятельности.

24. РИСК:

- возможная опасность;

- совокупный эффект вероятности возникновения аварии имасштабы её воздействия;

- темп реализации опасностей определенного класса.

25. РЕСУРСЫ - любые-источники и предпосылки получения людьмиматериальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующихтехнологиях и социально-экономических отношениях.

26. РЕСУРСЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - ресурсная группа, включающая всебя все экологические ресурсы, которые непосредственно воздействуют начеловечество и являются объектами его хозяйства.

27. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ - факторсоциального беспокойства, вызванного нарушением экологического равновесия впределах территории жизнедеятельности населения (социальной группы),характеризуемый повышенным по сравнению со среднестатистическими показателямиуровнем заболеваемости (утомляемости) или смертности.

28. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ (ТЭО):

- элемент системы подготовки и принятия решений о развитиихозяйственной деятельности;

- предплановый и предпроектный обосновывающий документ,содержащий исчерпывающую информацию об объекте и намечаемой деятельности.

Приложение 2
Обязательное

Перечень основных законодательных актов, регламентирующихтребования в области охраны природы и рационального использования природныхресурсов

1. Водный кодекс РСФСР.30.06.72 г.

2. Земельный кодексРСФСР. 25.04.91 г.

3. Лесной кодекс РСФСР. 03.08.78 г.

4. Законы РСФСГ:

"Онедрах". 21.02.92 г.

"О собственности в РСФСР". 24.12.90 г.

"Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения". 19.04.91 г.

"О местном самоуправлении в РСФСР". 06.07.91 г.

"Оплате за землю". 02.02.91 г.

"Овнесении изменений и дополнений в статьи 6, 8 и 12 Закона РСФСР "О платеза землю". 14.02.92 г.

"О предприятиях и предпринимательской деятельности вРСФСР". 25.12.90 г.

"О защите прав потребителей"'. 07.02.92 г.

"О краевом, областном Совете народных депутатов икраевой, областной администрации". 05.03.92 г.

"Об охране и использовании памятников истории икультуры". 15.12.78 г.

"Об охране атмосферноговоздуха". 14.07.82 г.

"Об охране и использовании животного мира".14.07.82 г.

"Об обеспечении экономической основы суверенитетаРСФСР". 31.10.91 г.

"Об инвестиционнойдеятельности в РСФСР". 26.06.91 г.

"Об охране окружающейприродной среды". 03.03.92 г.

"Об иностранных инвестициях в РСФСР".04.07.91 г.

"О мониторинге земли". 15.07.92 г.

"О создании единой государственной системыэкологического мониторинга". 24.11.93 г.

Приложение 3
Обязательное

Перечень нормативных документов в области охраныприроды

1. СНиП1.01.01-82. Система нормативных документов в строительстве. Основныеположения.

2. СНиП 1.02.01-85. Инструкция о составе, порядкеразработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации настроительство предприятий, зданий и сооружений.

8. СНиП 1.02.07-87. Инженерныеизыскания для строительства.

4. СНиП 3.01.01-85. Организациястроительного производства.

5. СНиП3.01.04-87. Приёмка в эксплуатацию законченных строительных объектов.Основные положения.

6. СНиПIII-10-75.Благоустройство территории.

7. ГОСТ17.0.0.01-76 (СТ СЭВ 1364-78). Система стандартов в области охраны природыи улучшения использования природных ресурсов. Основные положения.

8. СН213-73. Инструкция о порядке проведения экспертизы проектов и смет настроительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений.

9. ОНД1-84. Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и экспертизывоздухо-охранных мероприятий и выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществв атмосферу по проектным решениям.

10. ОНД1-86. Указания о порядке рассмотрения и согласования органами рыбоохранынамечаемых решений и проектной документации на строительство предприятий,зданий и сооружений. М.: Минрыбхоз СССР, 1986 г.

11. НВН 33.5.1.02-83. Инструкция о порядке согласования ивыдачи разрешений на специальное водопользование.

12. Инструкция о порядке представления горных отводов дляиспользования недр, не связанных с добычей головных ископаемых. М.:Госгортехнадзор СССР, 1984 г.

13. Инструкция о порядке предоставления горных отводов дляразработки месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных). М.:Госгортехнадзор СССР, 1986 г.

14. Инструкция по нормированию выбросов (сбросов),загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты. М.: Госкомприрода СССР,1989 г.

15. Временнаяинструкция по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности впредпроектных и проектных материалах. М.: Общество "Знание" РФ,1992 г.

16. Правила охраны атмосферного воздуха. Госкомприрода СССР,ОКА, 1990 г.

17. Положение об охране подземных вод. М.: Мингео СССР, 1985г.

18. Положениео порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых.М.: Госгортехнадзор СССР, 1985 г.

19. Указанияо порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснованийстроительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а принеобходимости и по другим объектам). Утв. Госпланом СССР и Госстроем СССР24.04.85 г.

20. Пособие по оценке Воздействий на окружающую среду (ОВОС)при разработке технико-экономических обоснований (расчётов) инвестиций и проектовстроительства народнохозяйственных объектов и комплексов. Госкомитет по охранеприроды. Главная государственная экологическая экспертиза. М. 1992.

Приложение 4
Обязательное

Перечень территориальных органов государственногоконтроля и надзора, участвующих в определении условий природопользования

1. Землепользователь.

2. Санитарно-эпидемиологический надзор.

3. Государственное геологическое предприятие, региональныйгеологический комитет.

4. Госгортехнадзор.

5. Госатомнадзор.

6. Бассейновое управление водного хозяйства.

7. Лесохозяйственное объединение.

8. Госохотинспекция.

9. Рыбоохрана.

10. Владелец инженерных сетей и коммуникаций.

11. Комитет по охране природы.

Примечания:

1.Перечень организаций устанавливается в зависимости от объектов природной среды,попадающих в зону воздействия намечаемого объекта.

2. При изменении условийприродопользования в процессе проектирования на стадии выбора места размещенияи ТЭО или при истечении срока действия согласований необходимо провестидополнительные согласования этих изменений до представления материалов втерриториальные органы Государственной экологической экспертизы.

Приложение 5
Рекомендуемое

 

 

(наименование органа,

 

 

 

выдавшего разрешение)

 

Разрешение на природопользование

Выдано

 

 

(наименование предприятия, учреждения организации,

 

их реквизиты

 

 

Действительно с "__"

 

19

 

г.

по "__"

 

19

 

г.

 

Дата выдачи " "

 

19

 

г.

 

(номер регистраций)

 

 

МП

 

(подпись должностного лица, выдавшего разрешение)

 

 

Срок действия разрешения продлен до "__"

 

19

 

г.

Дата продления "__"

 

19

 

г.

 

 

МП

 

(подпись должностного лица)

Приложение 6
Рекомендуемое

1.

Инвестор (заказчик)

 

 

Почтовый адрес

 

2.

Местоположение намечаемого к строительству предприятия

 

 

 

3.

Характеристика предприятия (ориентировочно, по объектам-аналогам)

 

 

 

 

технические и технологические данные

 

 

 

(виды и объемы

 

 

 

производимой продукции, срок эксплуатации)

4.

Обоснование социально-экономической необходимости намечаемой

 

деятельности

 

5.

Потребность (с соответствующим обоснованием) в ресурсах при строительстве и эксплуатации:

 

земельных

 

 

 

(площадь изымаемых земель во временное и

 

 

 

постоянное пользование, вид использования)

 

минеральных

 

 

(виды, объёмы, место разработки)

 

органических

 

 

(виды, объёмы, место добычи)

 

водных

 

 

(объёмы, требуемое качество, источники водообеспечения)

 

 

 

биологических

 

 

(вид, количество, источники получения)

 

трудовых

 

6.

Материалоёмкость

 

 

(виды, объёмы, источники получения сырья, топлива, энергии)

 

 

7.

Транспортное обеспечение (при строительстве и эксплуатации)

8.

Возможное влияние намечаемой деятельности на окружающую природную среду:

 

виды воздействия на компоненты природной среды

 

 

 

 

(типы нарушений, наименований ингредиентов-загрязнителей, их количество)

 

 

 

возможность аварийных ситуаций

 

 

 

(вероятность аварий, масштаб, продолжительность воздействия)

 

отходы производства

 

 

(виды, объёмы, токсичность, способы утилизации)

 

 

9.

Источники финансирования намечаемой деятельности

 

10.

Сроки намечаемого строительства

 

 

 

 

(сроки ввода в действие 1-й очереди)

Приложение 7
Рекомендуемое

Структура отчёта по ОВОСтрансстрою
("Заявление об экологических последствиях" - ЗЭП)

1. Титульный лист.

2. Список организаций и конкретных разработчиков,принимавших участие в проведении ОВОСтрансстрой:

- руководитель работ;

- координатор;

- специалисты, ответственные за технические разделы;

- специалисты, ответственные за экологические исоциально-экономические разделы.

3. Основные результаты исследований, выполненных на всехэтапах проведения ОВОСтрансстрой:

- цель и необходимость реализации намечаемой деятельности;границы проведения исследований;

- общие сведения об альтернативных вариантах планируемойдеятельности;

- технологический анализ проектных предложений; источникиприродных ресурсов, материалов и энергии; анализ природных условий территорий исуществующей антропогенной нагрузки;

- оценка социально-экономической инфраструктуры в районепланируемой деятельности;

- анализ и оценка источников и видов воздействия; выявлениеэкологически значимых общественных позиций; мероприятия по снижениюотрицательных воздействий планируемой деятельности;

- прогноз изменений окружающей среды по экологическизначимым позициям (критериям);

- выводы, сделанные на основе научных исследований иобщественных слушаний (ЗВОС);

- ущерб, наносимый территории планируемой деятельности;аварийная ситуация, мониторинг;

- сметная стоимость объектов и работ по охране окружающейприродной среды.

4. Экологические последствия воздействий на окружающуюсреду, здоровье населения и условия его жизнедеятельности, не сияние проектнымирешениями. Выводы и заключение.

5. Обязательства заказчика по реализации мероприятий,принятых в проектной документации, в соответствии с требованиями экологическойбезопасности и гарантирующих выполнение этих обязательств на весь период"жизненного цикла" предприятия.

Приложение 8
Рекомендуемое

Состав исходной информации к экологическомуобоснованию ОВОСтрансстроя1

1. Природная характеристика района пролегания трассы(литосфера)

1. Геоморфологическая:

- описание формы рельефа с указанием: абсолютных иотносительных высот; крутизны и длины склонов, откосов; количества, плотности игустоты оврагов; характеристики склоновых процессов.

2. Теологическая:

- общая геологическая характеристика (региональные,структурно-тектонические особенности); литолого-петрографический состав пород;характеристика геологических процессов; сейсмичность района; характеристикаопасных природных явлений; характеристика мерзлотных условий; мощность иглубина залегания водоносных горизонтов; местные и региональные водоупоры;данные о напорах; область питания и разгрузки; глубина залегания уровнягрунтовых вод; сезонные колебания уровня грунтовых вод; гидрогеологическиепараметры водоносных горизонтов и зоны аэрации; сведения о наличии полезныхископаемых.

3. Гидрогеологическая:

- гидрографическая сеть и водоёмы; минимальныйсреднемесячный расход воды в водотоках 95 % (85, 90 %) обеспеченности; полный иполезный объём водоёмов (водохранилищ); ширина и глубина водотоков; средняяскорость течения водотока; радиус кривизны русла2; коэффициентизвилистости2; коэффициент шероховатости дна2; уклонводной поверхности2; гидравлический радиус2; режим рек -наивысшие уровни воды, границы затопления, ледовые условия; режим болот,качество воды на заболоченных участках; режим прибрежной зоны морей - наивысшиеуровни воды, колебания уровней воды, волнения; многолетняя изменчивость стока.

1 Необходимый объём и уровень детализации информациипринимается в зависимости от местных условий и объекта намечаемой деятельностидля разных стадий ОВОСа.

2 При проектировании объектов, связанных сиспользованием водной среды.

4. Климатическая:

- радиационный баланс (за год и по месяцам); средняямаксимальная температура воздуха самого жаркого месяца; средняя температуравоздуха наиболее холодного периода; продолжительность периода с положительнымитемпературами; среднее количество дней в году; среднее количество осадков загод, их распределение в течение года, повторяемость моросящих осадков(интенсивность), ливневых осадков; химический состав осадков; толщина снежногопокрова; ветровой режим (повторяемость направлений ветров, средняя скоростьветра по направлениям - роза ветров, повторяемость штилей, максимальная иминимальная скорость ветра, наибольшая скорость ветра, превышение которой вгоду для данного района составит 5 %); повторяемость туманов; температурныеинверсии, их повторяемость, продолжительность, количество инверсионных дней вгоду, высота нижней границы инверсионного слон, его толщина, совпадениеинверсионных явлений и штилей.

5. Почвы:

- преобладающие типы почв (название, распространение);мощность почвенного профиля; почвенные разности (по смытости); плодородие почв;водно-физические свойства; химические свойства; биологические особенности;характеристика эрозионных процессов (склоновый смыв, ветровая эрозия);почвообразующие породы.

6. Растительность и животный мир (биосфера):

- характеристика зональной растительности (типы,преобладающие формации); интразональная растительность (типы, распространение);залесенность; основные типы леса, их распространение; заболоченность; типыболот, их распространение; редкие, эндемичные реликтовые, занесенные в Краснуюкнигу виды растений; состав Фауны; численность; статус; наличие местразмножения (гнездования, нагула), характеристика миграции (их природа;продолжительность, протяженность, сроки, состав миграционных групп); наличиередких, эндемичных, занесенных в Красную книгу видов фауны.

2. Современное состояние природной среды

1. Атмосфера (газосфера):

- существующее (фоновое) загрязнение, в том числехимическое, радиационное, шумовое и др.; потенциальное загрязнение атмосферы(ПЗА).

2. Водная среда (гидросфера):

- характеристика использования поверхностных и подземныхвод; эксплуатационные запасы подземных вод; фоновое значение показателейкачества поверхностных и подземных вод, включая грунтовые; величинаинфильтрационного питания, химический состав инфильтрующихся вод; соотношение меженногостока и объёма сбрасываемых сточных вод; гидробиологический режим (фито- изоопланктон, бентос - видовой состав, общая масса, доминирующие виды, сезоннаядинамика; рыбохозяйственная характеристика водоёмов (запасы, видовой составихтиофауны, места и сроки нереста и нагула, размеры зимовальных ям).

3. Земля (литосфера):

- особенности использования территории, в том числе пахотныхземель; мелиоративный фонд; состояние почвенного покрова; характеристиказагрязнения; использование запасов минерального и органического сырья и др.полезных ископаемых; наличие особо охраняемых территорий (статус, ценность,назначение, расположение).

4. Растительность и животный мир (биосфера):

- хозяйственное и функциональное значение преобладающихтипов растительности; кадастровая характеристика лесов; санитарное состояниелесов; характеристика корневых угодий; состояние агроценозов, урожайность;характеристика болот (состояние, использование); пожароопасность; рекреационноеиспользование; состояния генофонда; использование фауны; состояние биотоков(места размножения, состояние кормовой базы).

4. Социальная среда (социосфера)

Демографическая ситуация (этнический состав, численность,динамика); размещение по территории строительства, система расселения; традиционноеприродопользование, памятники природы; трудовые ресурсы, их использование(занятость населения); хозяйственное использование территории; данные озаболеваемости населения; санитарно-эпидемиологическое состояние,медико-биологическая характеристика среды жизнедеятельности; наличие памятниковархитектуры, истории, культуры; социальная организация территории.

5. Графические приложения

1. Ситуационный план зоны воздействия объект с указаниемпромышленных, селитебных территорий, сельхозугодий, зон рекреационногоиспользования, особо охраняемых территорий, зон ограниченного использования.

2. Карты по инженерно-геологической характеристикетерриторий (геологическая, гидрогеологическая, защищенность подземных вод,природных процессов и др.).

3. Почвенные карты.

4. Карты растительности.

5. Картографические материалы лесоустройства.

6. Карты (карты-схемы) землеустройства.

7. Зоологические карты (карты животного мира).

8. Карты-схемы размещения цепных биотоков и путей миграции.

9. Карты модулей поверхностного, стока и линий отеканияболотных вод (на заболоченных территориях) с обозначением границ болотныхэкосистем.

10. Карты-схемы размещения источников загрязнения.

11. Карты-схемы размещения источников физических воздействий(геофизических полей с указанием аномалий).

12. Карта-схема размещения сети наблюдения (мониторинга) закомпонентами природной среды.

13. Карта (карта-схема) современного экологическогосостояния.

14. Карте (карта-схема) экологического состояния(перспектива).

15. Сводная (интегральная) геоэкологическая карта собозначением экологических барьеров по трассе и уровней социально-экологическойнапряженности.

1 Состав картографическихматериалов устанавливается для конкретных объектов в зависимости от наличиясущественных воздействий и мероприятий для их предотвращения или сокращения.


Приложение 9
Рекомендуемое

Источники и виды воздействия на окружающую средупри строительстве и эксплуатации железных и автомобильных дорог (вновьстроящихся)

Источники воздействия

Виды воздействий

 

при строительстве

при эксплуатации

 

загрязнение воздуха

загрязнение водной среды

загрязнение почвы

нарушение флоры и фауны

шум от СДМ

шум от подвижного состава и автомобильного транспорта

загрязнение воздуха

загрязнение водной среды

загрязнение почвы

нарушение флоры и фауны

шум от технологических процессов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Подготовительные работы

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

Земляное полотно

+

-

+

+

+

-

-

-

-

-

-

Искусственные сооружения

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

Верхнее строение пути

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

Дорожная одежда

+

-

+

+

+

-

-

-

-

-

-

Электрификация

+

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

Водоснабжение, канализация и теплоснабжение

+

-

-

-

+

-

-

+

-

-

-

СЦБ и связь

+

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

Энергоснабжение (типовые подстанции)

+

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

Служебно-технические здания и сооружения. Жилая застройка

+

-

-

-

+

 

+

+

+

-

-

Эксплуатация железнодорожного транспорта

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

Эксплуатация автомобильного транспорта

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

Технологические процессы при эксплуатации железных и автомобильных дорог

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

Разработка и эксплуатация карьеров

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Примечания:

Знак + влияет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знак - не влияет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 10
Рекомендуемое

Распространение экологических воздействий натерритории, прилегающей к автомобильной дороге

Характеристика территории по уровню экологического воздействия

Расстояние от оси крайней полосы движения, м

магистрали, скоростные I-II кат., 4 и более полос

II-III кат. 2-3 полосы

прочие дороги

Расчётная интенсивность движения, прив, авт/сут.

более 10000

2000-10000

менее 2000

Резервно-технологическая полоса

 

 

 

Систематическое загрязнение атмосферы, почвы, воды выше санитарных норм. Переформирование ландшафта. Непригодная для селитьбы, рекреации, большинства видов сельскохозяйственного использования

12

-

Защитная полоса

 

 

 

Периодическое загрязнение атмосферы, шум выше санитарных норм. Частичное изменение ландшафта. Непригодная для селитьбы, рекреации, некоторых видов сельскохозяйственного использования

Зона влияния

 

 

 

Возможное несущественное превышение фоновых загрязнений воздуха, воды. Загрязнение стока. Возможны частичные изменения экосистемы

-

Числитель - значения для равнинной безлесной местности при отсутствии защитных сооружений.

Знаменатель - для пересеченной местности, при древесно-кустарниковой растительности, застройке, защитных посадках.