На главную
На главную

Альбом СК 6117 «Альбом конструкций дорожных одежд с использованием продуктов переработки промышленных и строительных материалов (базальтовых, отходов бетонных и железобетонных конструкций, асфальтобетонов, изношенных шин, металлургических шлаков, гор...

Обозначение: Альбом СК 6117
Название рус.: Альбом конструкций дорожных одежд с использованием продуктов переработки промышленных и строительных материалов (базальтовых, отходов бетонных и железобетонных конструкций, асфальтобетонов, изношенных шин, металлургических шлаков, горелой формовочной земли)
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 23.02.2001
Разработан: ГУП "НИИМосстрой" 119192, Москва, Винницкая ул, 8
НИИ МК МАДИ (ГТУ)
Утвержден: Мосинжпроект (23.02.2001)
Опубликован: ООО "Техполиграфцентр" № 2000

КОМПЛЕКСАРХИТЕКТУРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА, РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА

УПРАВЛЕНИЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
ГУП НИИМОССТРОЙ

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ

«СОГЛАСОВАНО»
Генеральный директор ООО «ТОЗА»
А.А. Цаплин
”_____”___________2000 г.

«СОГЛАСОВАНО»
Главный инженер института Мосинжпроект
Л.К. ТИМОФЕЕВ
”____”_____________2000 г.

СК 6117

АЛЬБОМКОНСТРУКЦИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ
ПРОМЫШЛЕННЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
(БАЗАЛЬТОВЫХ, ОТХОДОВ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
КОНСТРУКЦИЙ, АСФАЛЬТОБЕТОНОВ, ИЗНОШЕННЫХ ШИН,
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ШЛАКОВ, ГОРЕЛОЙ
ФОРМОВОЧНОЙ ЗЕМЛИ)

МОСКВА 2000

РАЗРАБОТАН:

ГУП НИИМОССТРОЙ

Директоринститута, д.т.н.____________________________________ Е.Д. Белоусов

Заведующийлабораторией____________________________________ Л.В.Городецкий

Заведующийсектором, д.т.н.__________________________________ В.Н.Кононов

Заведующийсектором, к.т.н.__________________________________ Р.И.Бега

НИИ МК МАДИ (ТУ)

Директоринститута, к.т.н.____________________________________ Э.В.Котлярский

Заместительдиректора, к.т.н._________________________________ Ю.Э.Васильев

Введен вдействие указанием по институту Мосинжпроект № 29/49 от 23.02.2001 г.

Альбом конструкций дорожныходежд с использованием продуктов переработки промышленных и строительныхматериалов разработан институтами ГУП НИИМосстрой и НИИ МК МАДИ (ТУ) по заданиюУправления экономической, научно-технической и промышленной политики встроительной отрасли Комплекса архитектуры, строительства, развития иреконструкции города.

Альбом согласован синститутом «Мосинжпроект», ОАО «Гордорстрой», дорожно-строительной фирмой ООО«ТОЗА».

Альбом разработан впервые ипредусматривает широкое использование в дорожном строительстве отходов бетонныхи железобетонных конструкций, асфальтобетонов, изношенных шин, металлургическихшлаков, базальтовых материалов.

Альбом разработан:

ГУП «НИИМосстрой» (к.т.н.Городецкий Л.В. - руководитель работы, к.т.н. Бега Р.И., Демин В.Ф., д.т.н.Кононов В.Н., Клейман М.И.).

НИИ МК МАДИ (ТУ) (к.т.н.Котлярский Э.В. - руководитель работы, к.т.н. Васильев Ю.Э).

Мосинжпроект (главныйинженер института Тимофеев Л.К., главный инженер проекта (Щепин Л.П.).

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка. 2

2. Конструкции дорожных одежд с использованием материалов и продуктов переработки отходов бетонных, железобетонных конструкций, асфальтобетонов. 4

3. Конструкции дорожных одежд с использованием материалов и продуктов переработки изношенных шин. 8

4. Конструкции дорожных одежд с использованием металлургических шлаков, горелой формовочной земли. 10

5. Конструкции дорожных одежд с использованием базальтовых материалов. 14

Приложение 1 Перечень  используемой нормативно-технической документации. 16

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Продукты переработки бетона,железобетона и асфальтобетона рекомендуются наряду с природными материалами вопределенных соотношениях, для использования в нижних конструктивных слоях магистральныхулиц, улиц и дорог местного значения при устройстве земляного полотна,подстилающих слоев, оснований, а также в качестве заполнителей для бетонакласса по прочности на сжатие В15, малоцементного укатываемого бетона классовВ7,5 - В15.

Продукты переработки отснятия и фрезерования асфальтобетона используются для приготовленияасфальтобетонных смесей, которые применяются при укладке основного слояасфальтобетонного покрытия, устраиваемого по основаниям из малоцементныхукатываемых бетонов и щебеночных оснований или при капитальном ремонтеасфальтобетонного покрытия. Применение регенерируемых смесей определяется типомсмеси и назначением улиц. Отсевы дробления (фрезерования) асфальтобетона могутиспользоваться частично с основными компонентами в качестве добавки приприготовлении асфальтобетонных смесей различных марок.

Использование продуктовпереработки цементобетонов и асфальтобетонов определяется в каждом конкретномслучае в зависимости от наличия материалов, их качества, физико-механических показателейи требований к приготавливаемым смесям. Требования, предъявляемые к материаламот переработки вторичного сырья рекомендуемым для применения в дорожномстроительстве, направлены на обеспечение качества дорожных сооружений не нижечем в случае применения материалов первичного использования, и на снижениестоимости строительства.

Применение продуктовпереработки цементо- и асфальтобетона в дорожных конструкциях нормируетсяследующими нормативными документами:

- «Технические рекомендациипо применению новых материалов и конструкций с повышенными свойствами поэксплуатационной надежности и декоративности», вошедших в альбомы типовыхпроектов дорожных одежд СК 6101 1997 г, ТР 105-98;

- «Инструкция построительству дорожных асфальтобетонных покрытий» ТР103-00,

- «Инструкция по применениюукатываемого малоцементного бетона в конструкциях дорожных одежд» ВСН16-95.

Одним из перспективныхнаправлений применения материалов промышленной переработки является резиноваякрошка различных фракций. Использование резиновой крошки в покрытияхмагистральных улиц и дорог, спортивных сооружений, открытых теннисных кортов,различных площадок, дорожек и др. дорожных сооружений улучшает деформационныесвойства бетонов и асфальтобетонов, их фильтрующую способность, увеличиваеткоэффициент сцепления и коэффициент безопасности покрытий.

Использование резиновойкрошки при приготовлении бетонных смесей для дорожных сооруженийрегламентируется следующими нормативными документами:

- «Смеси цементобетонныедорожные с использованием отходов переработки автопокрышек. Техническиеусловия», ТУ 5745-005-02066517-99;

- «Технический регламентпроизводства цементобетонных смесей с использованием отходов переработкиавтопокрышек»;

- «Технические рекомендациипо строительству монолитных дорожных конструкций из бетонных смесей,модифицированных резиновой крошкой или мукой» ТР 109-99.

Модифицированный резиновымидобавками бетон применяется для различных типов улиц и дорог при двухстадийномих строительстве в районах жилой застройки и одностадийном приблагоустроительных работах в жилых комплексах, у детских и учебных заведений,на остановках общественного транспорта и перекрестках.

Металлургические шлаки,горелая формовочная земля, а также золошлаки ТЭС в дорожном строительстве в г.Москве в ограниченных объемах используются, в основном, при засыпке выемок,вертикальной планировке, частично при устройстве насыпей дорожного полотна,устройстве дренирующих слоев. Широкое применение этих материалов ограничиваетсянесоответствием их качества требованиям нормативных документов, предъявляемым кматериалам для использования при строительстве дорожных сооружений.

«Указаниями по применениюметаллургических шлаков и горелой формовочной земли московских заводов вдорожном строительстве», ВСН 118-85 определены основные требования кметаллургическим шлакам,вяжущим их них, гранулируемому шлаку, используемому в качестве песка, щебню изшлака для приготовления цементобетонных, асфальтобетонных смесей, а такжетребования к горелой формовочной земле, используемой для устройства дренирующихслоев, вертикальной планировки, приготовления спецсмесей на органическом иминеральном вяжущем.

К заполнителям предъявляютсяжесткие требования по гранулометрическому составу: модуль крупности пескадолжен составлять 2,0-2,2. В крупном заполнителе ограничивается содержаниеслабых зерен 5-10 % по массе, а содержание зерен лещадной формы должносоответствовать требованиям ГОСТ8267-93.

Горелая формовочная земля,используемая для устройства дренирующих слоев, должна иметь коэффициентфильтрации более 3 м/сутки, содержание глинистых, пылеватых и других мелкихчастиц, определяемых методом отмучивания, недопустимо более 3 %; прииспользовании земли для вертикальной планировки местности и отсыпки насыпейкоэффициент фильтрации ее не должен быть менее 3 м/сутки, а общее содержаниемелких частиц - не должно быть более 5 %.

В соответствии стребованиями «Руководства по строительству оснований и покрытий автомобильныхдорог из необработанных и обработанных в верхней части неорганическими вяжущимигравийно-щебеночных материалов и отходов промышленности» (СОЮЗдорНИИ) вдорожном строительстве могут использоваться шлаки и золошлаки имеющие зерновойсостав 0-40 мм, прочность 300 кгс/см2, морозостойкость МРЗ 25. Всоответствии с требованием ГОСТ9128-97 «Смеси асфальтобетонные, дорожные, аэродромные и асфальтобетон»золы могут использоваться в качестве минерального порошка. При этом в золедолжно быть не менее 45 % частиц мельче 0,071 мм.

Перспективным направлениемдля совершенствования дорожных конструкций является введение в цементо- иасфальтобетонные смеси для дорожных одежд армирующих элементов из базальта -сеток и фибры. Заводом ОАО «Судогодское стекловолокно» освоено производствобазальтового и стеклянного ровинга, сеток стеклянных и базальтовых с специальнойпропиткой для применения в дорожном строительстве, фибры базальтовой.

Дорожные сетки избазальтового волокна могут применяться при армировании покрытий как в новомстроительстве, так и при усилении дорожных одежд в процессе ремонта; приукреплении обочин, откосов, оснований земляного полотна; укреплении различныхслоев дорожных одежд; стабилизации временных дорожных одежд; подъездных путей,водоотводных сооружений и др.

Базальтовые волокнадиаметром 80-400 мк (из однокомпонентного расплава базальта) конечной длины 1(1/d = 100-150) могут применяться для приготовления базальтофибробетоннойсмеси при изготовлении конструкций и изделий для дорожного строительства как вмонолитном, так и в сборном варианте, а также для приготовлениямодифицированных асфальтобетонов. Ориентировочное содержание базальтовых фибрпри приготовлении литых (ОК 14-18 см) базальтофибробетонных смесей длямонолитных и сборных конструкций составляет 10-25 % от массы цемента. Приприготовлении модифицированных асфальтобетонов, в зависимости от их вида и типаоптимальное содержание фибр находится в пределах 1,5-3,5 % по массе.

Базальтовые материалыобладают рядом преимуществ - имеют широкую сырьевую базу, более стойкие в средетвердеющего цемента, чем стеклянные волокна и 1,5-2 раза прочнее.

Выбор материалов дорожнойконструкции осуществляется на основании исходных данных, к которым относятся:категория дороги или улицы, расчетная интенсивность движения транспорта на однуполосу движения, приведенная к расчетному автомобилю по схеме Н-30,гидрологические и геологические условия, характер рельефа и окружающеголандшафта, требования к экологическим показателям и декоративности поверхности.

КАТЕГОРИИ И НАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДСКИХ УЛИЦ И ДОРОГ

Категории улиц и дорог

Основное назначение

Интенсивность движения, авт/сутки

Магистральные улицы:

 

 

Общегородского значения

Транспортная связь между жилыми, промышленными складскими - районами, а также с центром населенного пункта, объектами общегородского значения, скоростными магистралями и автомобильными дорогами общей сети

4000

Районного значения

Местная транспортная связь в пределах жилых и промышленных районов, транспортная связь жилых и промышленных районов с магистральными улицами общегородского значения и скоростными дорогами

1000

Улицы и дороги местного значения: жилых районов

Транспортная и пешеходная связь отдельных групп зданий и микрорайонов с магистральными улицами

500

Промышленных и складских районов

Транспортная и пешеходная связь отдельных промышленных предприятий и складов с магистральными улицами

300

Проезды

Транспортная и пешеходная связь внутри микрорайонов с улицами местного движения; подъезды к отдельным объектам промышленных районов

250

2.КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИОТХОДОВ БЕТОННЫХ, ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, АСФАЛЬТОБЕТОНОВ

Материалы, полученные отпереработки цементо- и асфальтобетонных конструкций, наряду с натуральнымиматериалами рекомендуется использовать в нижних конструктивных дорожных слояхкак магистральных, так и улицах и дорогах местного значения с покрытием из цементобетона,в том числе с декоративной поверхностью.

Щебень и песок, полученныеот переработки бетонов при разборке зданий, сооружений и дорожныхасфальтобетонных конструкций, рекомендуется использовать при устройствеоснований, подстилающих слоев, а также в качестве заполнителей для бетонакласса по прочности на сжатие В15 и малоцементного укатываемого бетона классаВ7,5 (марка 2).

Смесиукатываемого бетона делятся на четыре марки. Выбор марок укатываемого бетонадля конструктивных слоев дорожных одежд различных типов должен быть обоснованпроектом и соответствовать данным, приведенным в таблице.

Марка укатываемого бетона

Предел прочности на (кгс/см2)

Назначение

При сжатии

На растяжение при изгибе

1

75

10

Для тротуаров, технологического слоя

2

100

16

Для улиц и дорог общегородского и районного значения (в том числе скоростных дорог, магистральных улиц)

3

200

24

Для двухстадийного строительства улиц и дорог в районах массовой жилой застройки

4

300

32

 

Марка укатываемого бетонадля основания по морозостойкости должна быть не ниже 50 для марки 1 и не ниже100 для марок 2, 3, 4.

Ориентировочныесоставы малоцементных укатываемых бетонов

№№

п/п

Класс бетона

Жесткость смеси, сек

Расход материалов, кг/м3

Материалы переработки

Вода

Цемент

Песок

Щебень

Добавка, % от массы цемента

Природный

Дробленый

Природный

Дробленый

С-3

БЭ

1.

В7,5

90-120

110-125

100

630-650

-

1410-1440

-

-

-

Дробленый асфальтобет.

2.

«

«

110-125

100

630-650

-

565-580

845-865

-

10-15

«

3.

«

«

110-125

100

285-295

345-360

705-720

705-720

-

15-20

«

4.

«

«

110-125

100

190-195

440-455

1410-1440

-

-

10-15

«

5.

«

«

110-125

100

630-650

-

840-870

565-575

-

-

Дробленый цементобет.

6.

«

«

110-125

100

380-390

250-260

985-1010

425-435

0,25

-

«

7.

«

«

110-125

100

250-260

380-390

1410-1440

-

0,2

-

«

8.

«

«

110-125

100

630-650

-

840-870

-

-

15-20

«

9.

«

«

110-125

100

380-390

250-260

985-1010

425-435

-

20-30

«

10.

«

«

110-125

100

250-260

380-390

1410-1440

-

-

20-25

«

Ориентировочныесоставы бетонных смесей класса В15

№№

Класс

Подвижность

Расход материалов, кг/м3

Материалы переработки

Вода

Цемент

Песок

Щебень

Природный

Дробленый

Природный

Дробленый

1.

В15

4-5

170

290

680

-

1220

-

-

2.

В15

4-5

170-175

290

680

-

670

550

Дробленый асфальтобетон

3.

В15

4-5

170-175

290

410

270

790

430

«

4.

В15

4-5

170-175

290

300

380

1220

-

«

5.

В15

4-5

170-175

290

680

-

850

370

Дробленый цементобет.

6.

В15

4-5

170-175

290

480

200

910

300

«

7.

В15

4-5

170-175

290

400

270

1200

-

«

Принципиальные схемы конструкций магистральных дорог иулиц местного значения с цементобетонными покрытиями и основаниями измалоцементных укатываемых бетонных смесей.

1. Покрытие из цементобетонакласса В25 - В30;

2. Основание из укатываемогобетона с частичной или полной заменой щебня и песка на материалы от переработкицементо- и асфальтобетонных конструкций;

3. Основание из щебня,полученного от переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций;

4. Подстилающий слой изпеска, полученного от переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций;

5.Полиэтиленовая пленка, пергамин.

Расстояния между швамисжатия в метрах

Покрытие из цементобетона толщиной, см

Основание из укатываемого малоцементного бетона

До 18

20-24

5

6

30-50

Расстояния междушвами расширения в метрах

 

Толщина плиты

Температура воздуха во время укладки бетона, градус С

Менее 5

5-15

10-25

более

Покрытие

20-24

25-28

50-96

80-90

90-110

20

24-25

35-42

50-54

80-90

18

18-20

25-30

30-35

40-45

Рекомендуемыетолщины конструктивных слоев магистральных улиц и дорог

№№

п/п

Материалы конструктивных слоев дорожной одежды

Толщины конструктивных слоев одежды, см

Магистральные дороги

Магистральные улицы

Скоростного и регулируемого движения

Общегородского значения

районного значения

 

Покрытия из цементобетона класса

В30

В27,5

В30

В27,5

В30

В27,5

1.

Покрытия на основаниях:

- из малоцементного укатываемого бетона класса В7,5 с добавлением материала от переработки

22

23

21

22

20

21

- из малоцементного укатываемого бетона класса В15 с добавлением материала от переработки

21

22

20

21

19

20

- из щебня с добавлением материалов от переработки

24

25

23

24

22

23

2.

Основания:

- из малоцементного укатываемого бетона или щебня с добавлением материалов от переработки

15

15

15

15

15

15

3.

Подстилающий слой

- из природного песка или песков полученных от переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций

Толщина назначается в зависимости от вида грунтов земляного полотна, степени увлажнения и коэффициента фильтрации песков, используемых для устройства подстилающего слоя в соответствии с требованиями СК 6101 97 г.

Рекомендуемыетолщины конструктивных слоев улиц и дорог местного значения

№№

п/п

Материалы конструктивных слоев дорожной одежды

Толщины конструктивных слоев одежды, см

Улицы и дороги в промышленных и коммунально-складских зонах

Внутриквартальные дороги, проезды, стоянки грузовых автомобилей

Стоянки легковых автомобилей

Покрытия из цементобетона класса

В30

В27,5

В30

В27,5

В30

В27,5

1.

Покрытия на основаниях:

- из малоцементного укатываемого бетона класса В 7,5 с добавлением материала от переработки

20

21

19

18

16

17

- из щебня с добавлением материалов от переработки

22

23

19

20

18

18

2.

Основания:

- из малоцементного укатываемого бетона или щебня с добавлением материалов от переработки

18

15

15

15

15

15

3.

Подстилающий слой

- из природного песка или песков полученных от переработки цементо- и асфальтобетонных конструкций

Толщина назначается в зависимости от вида грунтов земляного полотна, степени увлажнения и коэффициента фильтрации песков, используемых для устройства подстилающего слоя в соответствии с требованиями СК 6101 97 г.

Марку тип и вид асфальтовогобетона рекомендуется принимать в соответствии с таблицей, в зависимости откатегории улиц и дорог и от назначения конструктивных слоев.

Рекомендуемаяобласть применения асфальтобетонных смесей с учетом принятой классификацииулично-дорожной сети города

Категория улиц

Асфальтобетон конструктивного слоя

ГОСТ (марка)

Технические условия (тип)

Мелкозернистая

Песчаная

к/з

крупнозернистая

песчаная

Литая

Тип

I

II

III

I

II

III

IV

V

ВП

А

Б

В

Г

Д

КП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Магистральные улицы:

Общегородского значения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I класса

I

I

I

-

-

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

II класса

I

I

I

-

I

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

Районного значения

-

-

I

II

I

II

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Магистральные улицы центра:

Общегородского значения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I класса

I

I

I

-

-

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

II класса

I

I

I

-

I

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

Районного значения

-

-

I

II

I

II

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Улицы, дороги и проезды местного значения*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улицы в жилой застройке

-

-

I

II

-

II, III

+

+

+

+

+

+

+

-

+

Улицы и дороги в производственных и коммунально-складских зонах

-

-

I

II

I

II

-

+

+

-

-

-

-

-

+

Проезды в кварталах

-

-

II

II

-

II, III

-

+

+

+

-

-

-

+

+

Улицы и проезды местного значения *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улицы в жилой застройке

-

-

I

II

-

II, III

+

+

+

+

-

-

-

-

+

Проезды в кварталах

-

-

-

-

-

II, III

+

+

+

+

-

-

-

+

+

Асфальтобетоннаясмесь приготавливается путем смешения в смесительных установках в нагретомсостоянии минеральных материалов различной крупности и нефтяного дорожногобитума в рационально подобранных соотношениях. В необходимых случаях в смесьвводят добавки ПАВ, полимеров, серы, отсевов дробления (фрезерования)асфальтобетона. Отсевы дробления старого асфальта рекомендуется применять приприготовлении смесей для категорий улиц, отмеченных звездочкой *.

Принципиальные схемыконструкций дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями и основаниями измалоцементных укатываемых бетонных смесей:

а - конструкция для строительства на улицах идорогах местного значения;

б - конструкция для строительства на магистральныхулицах;

в, г - конструкции для стадийногостроительства одежд в районах массовой жилой застройки;

1 - асфальтобетон высокоплотный, плотный; 2 -асфальтобетон плотный, пористый; 3, 3а, 3б - цементобетон из укатываемых смесеймарок 2, 3, 4 соответственно; 4 - щебень М400; 5 - песчано-гравийная смесь; 6 -цементобетон марки 1 или цементогрунт; 7 - песок.

Ориентировочные толщиныконструктивных слоев дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями иоснованиями из малоцементных укатываемых бетонных смесей

Материал

Марка (тип)

№№ позиций конструктивного слоя

Магистральные улицы и дороги

Улицы и дороги местного значения

Конструкции для стадийного строительства в районах массовой жилой застройки

а

б

в

г

Асфальтобетон

Высокоплотный, плотный (мелкозернистый)

1

5

4

5

5

Плотный, пористый (крупнозернистый)

2

7

6

7

6

Бетон монолитный

Укатываемый В 15

3

20

23

25

16

21

23

-

-

-

-

-

-

В 25

-

-

-

-

-

-

18

24

27

-

-

-

В 27,5

-

-

-

-

-

-

-

-

-

19

26

30

В 7,5

6

15

-

-

15

-

-

15

-

-

18

-

-

Щебень

М400

4

-

15

-

-

15

-

-

20

-

-

20

-

Песчано-гравийная смесь

 

5

-

-

20

-

-

20

-

-

25

-

-

25

Песок

 

7

По проекту в зависимости от вида грунта земляного полотна, степени увлажнения и коэффициента фильтрации песков

3.КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИИЗНОШЕННЫХ ШИН

Характеристика резиновойкрошки и муки

Показатели

Един. изм.

Продукты переработки автопокрышек

Резиновая крошка

Резиновая мука

Фракции

мм

0,80-1,5

0,001-0,15

 

 

1,5-2,5

0,15-0,35

 

 

2,5-4,-

0,35-0,5

 

 

 

0,50-0,80

Модифицированныесоставы бетонных смесей

№№

п/п

Материалы

Размерность

Составы смесей

Марка (класс) бетонов

400 (В30)

350 (В27,5)

300 (В25)

200 (В15)

1.

Вода

л

185

170

170

175

2.

Цемент М 400

кг

485

430

390

290

3.

Песок

кг

540

590

640

650

4.

Щебень

кг

1120

1150

1130

1210

5.

Резиновая мука

% от массы

8-10

8-10

10

10

6.

Резиновая крошка

- « -

-

-

10-15

10-15

7.

Суперпластификатор

%

0,7-1,0

0,7-1,0

0,7-1,0

0,7-1,0

Характеристикадорожных бетонов с отходами от переработки автопокрышек

Тип смеси

Вид конструкций

Проектная марка (класс) бетона по прочности на сжатие

Начальный модуль упругости, кгс/см2

Прочность на растяжение при изгибе, не менее Rp

Марка по морозостойкости, не менее F

Водопоглощение, не более %

I

Покрытие улиц и дорог

400 (В30)

288750

5,5 (Rp, 4,8)

200

5

II

350 (В27,5)

266000

5,0 (Rp, 3,6)

200

5

III

Основания дорог

300 (В22,5)

234000

4,5 (Rp, 3,2)

150

6

200 (В15)

186000

3,5 (Rp, 2,2)

100

7

Расстояния между швамирасширения в конструкциях из бетонов, модифицированных резиновой крошкой илимукой

Конструкции дорог

Толщина плиты, см

Температура модифицированного бетона во время укладки

5

5-15

10-25

25

Покрытие

18-20

40

55

80

100

21-24

60

75

100

120

Основание

любая

100

Швы расширения не устраиваются

Принципиальные схемыконструкций дорог, тротуаров, площадок с использованием модифицированныхрезиновыми добавками бетонов:

а, б - конструкции магистральных дорограйонного значения и внутриквартальных проездов, устраиваемых в две стадии;

в - покрытия тротуаров, площадок, отмосток,устраиваемых в одну стадию;

г - конструкции дорог на благоустраиваемых территорияху детских садов, школ, больниц, жилых зданий, устраиваемых в одну стадию

1, 2, 3, 9 - цементобетон В30 (М400), В27,5(М350), В25 (М200), В15 (М200); 5 - песок; 6, 7 - плотный, пористыйасфальтобетон; 4 - полиэтиленовая пленка;8 - высокоплотный, плотный асфальтобетон.

Ориентировочныетолщины конструктивных слоев дорожных одежд с использованием модифицированныхрезиновыми добавками бетонов

Материал

Марка (тип)

№№ позиций

Магистральные дороги районного значения

Тротуары, площадки

Дороги внутриквартальные, у жилых домов, школ, детских садов

а

б

в

г

Бетон монолитный

В30

1

21

-

-

16

В27,5

2

20

-

10

18

В25

3

15-18

-

12

-

В15

4

-

30

-

-

Асфальтобетон

Плотный, пористый (крупнозернистый)

6

7

-

5

-

-

Высокоплотный плотный (мелкозернистый)

8

-

7

-

-

Песок

 

По проекту в зависимости от вида грунта земляного полотна, степени увлажнения и коэффициента фильтрации песков

ТИПЫ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ИРЕЗИНОБИТУМНЫХ ПОКРЫТИЙ СПОРТИВНЫХ ПЛОЩАДОК

Ориентировочные толщиныслоев

№ поз

Наименование материала

Ориент. толщина, мм

1.

Асфальторезина

Резинобитум

35

2.

Асфальтобетон

40

3.

Щебень (фр. 20-40)

150

4.

Песок

150

5.

Уплотненный грунт

-

Состав покрытий

I. Асфальторезиновые

Наименование материалов

кг

%

Битум

-

25

Резиновая крошка

-

20

Минеральный порошок

-

15

Песок

-

40

II. Резинобитумные

Наименование материалов

кг

%

Битум /БИ - П/

15

17

Резиновая крошка

12

14

Песок

61

69

4.КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ШЛАКОВ, ГОРЕЛОЙФОРМОВОЧНОЙ ЗЕМЛИ

Основныетребования к металлургическим шлакам, применяемым в дорожном строительстве

Вид шлаков

Модуль основности

Модуль активности

Устойчивость против всех видов распада, %

Содержание сернистых соединений в перерасчете на SO3, не более

Область применения

Камневидные

0,2-2,3

больше 0,15

меньше 3,0

-

При использовании в качестве щебня для приготовления цементо- и асфальтобетонных смесей

Гранулированные

0,6-0,90

0,15-0,45

-

3

Для приготовления вяжущего

Зерновой составфракций или смеси нескольких фракций щебня

Размер отверстий контрольных сит

Днаим

0,5 (Днаим.наиб.)

Днаиб.

1,25 Днаиб.

Полный остаток на ситах, % по массе

85-100

40-70

0-5

0

Требования к щебню изшлака для приготовления цементобетонных и асфальтобетонных смесей

Назначение щебня

Фракции щебня

Потеря в массе при испытании в полочном барабане, % по массе, не более

Потеря в массе при испытании на дробимость в цилиндре, % по массе (в водонасыщенном состоянии), не более

Примечание: класс щебня по ГОСТ 3344-83

1. Для приготовления бетонных смесей, предназначенных для устройства покрытий

5-20

25

15

1

20-40

25

15

1

2. Для приготовления бетонных смесей предназначенных для устройства оснований

10-40

45

35

3

40-70

45

35

3

3. Для приготовления асфальтобетонных смесей, предназначенных для устройства покрытия:

 

 

 

 

верхнего слоя

3-10

(5-20)

25

15

1

нижнего слоя

5-20

35

25

2

20-40

35

25

2

4. Для приготовления асфальтобетонных смесей, предназначенных для устройства оснований

5-20

45

35

3

20-40

45

35

3

Показателиморозостойкости щебня при испытании непосредственным замораживанием или врастворе сернокислого натрия должны соответствовать показателям, указанным в таблице.

Виды испытаний

Показатели морозостойкости щебня

МРЗ 100

МРЗ 200

Область применения

Непосредственным замораживанием:

 

 

Щебень предназначен для устройства бетонного покрытия

количество циклов

-

200

потеря в массе после испытания, % не более

-

5

В растворе сернокислого натрия:

 

 

Количество циклов

-

15

потеря в массе после испытания, % не более

-

3

Непосредственным замораживанием:

 

 

Предназначен для устройства бетонного основания

количество циклов

100

-

потеря в массе после испытания, % не более

5

-

В растворе сернокислого натрия:

 

 

Количество циклов

10

-

потеря в массе после испытания, % не более

5

-

Ориентировочныесоставы спецсмесей из горелой формовочной земли (ГФЗ)

№№ п/п

Спецсмеси на органическом вяжущем

Спецсмеси на минеральном вяжущем

Область применения

Состав смеси по весу

Состав смеси на 1 м3, кг

ГФЗ

минеральный порошок

битум БНД 60/90

ГФЗ

портландцемент

вода

1.

85

15

12

1320

120

130

Для устройства оснований под тротуары

2.

80

20

9

1320

198

190

Для устройства оснований под покрытие улиц местного значения

Ориентировочныйсостав бетонных смесей с использованием металлургических шлаков

Класс бетона

Состав бетона

Назначение

Вода, л

Вяжущие, кг

Мелкий заполнитель

Крупный заполнитель (фракции), кг

Гравий, щебень из гравия и естественного камня

Щебень из шлака

Портландцемент

Молотый гранулированный шлак

Пластифицирующие добавки (ЛСТ), % от цемента

Песок

Гранулированный шлак

5-20

10-40

20-40

40-70

5-20

20-40

В7,5

(МРЗ-100)

130-135

100

200-210

0,75

600-620

-

-

-

-

-

450-480

800-820

Для оснований улиц и дорог местного значения

В15

(МРЗ-100)

115-125

130

260-280

0,12

540-560

-

-

-

-

-

450-480

800-820

Для оснований магистральных улиц общегородского и районного значения

В15

(МРЗ-100)

150-155

150

210

0,12

380-440

-

650-680

-

810-850

-

-

То же

В15

(МРЗ-100)

155-160

250-270

-

0,12

225-250

225-250

450-470

-

810-850

-

-

То же

Зерновой состав золошлаковой смеси длятяжелых цементобетонов

Наименование показателя

Величина показателя

1. Содержание шлака, % по массе

Не менее 50

2. Содержание зерен золы и шлака, проходящих через сито с сеткой № 0315, % по массе

20

3. Максимальный размер зерен шлака, мм, не более

40

Влажность смеси не должнабыть более 20 %.

Насыпная плотностьзолошлаковой смеси не должна быть менее 1300 кг/м3 при влажности неболее 20 %.

Содержание SO2 должно составлять не менее40 %, содержание сернистых и сернокислых соединений в пересчете на SО3не должно превышать 3 % по массе (в том числе сульфидной серы в пересчете на SO3 не более 1 %)

Приприменении золошлаковых смесей в асфальтовом бетоне они должны удовлетворятьследующим требованиям.

 

Наименование показателя

Величина показателя

1.

Зерновой состав, % по массе, не менее

 

 

 

мельче 1,25 мм

10,0

 

 

мельче 0,315 мм

55

 

 

мельче 0,71 мм

35

2.

Пористость, % по объему, не более

45

3.

Коэффициент водостойкости образцов из смеси порошка с битумом, не более

0,6

4.

Содержание водорастворимых соединений, % по массе, не более

1

5.

Показатель битумоемкости, ч, не более

100

6.

Влажность, % по массе, не более

2,0

7.

Потери при прокаливании (п.п.п.), % по массе, не более

20

СХЕМЫ ТИПОВЫХ КОНСТРУКЦИИ СИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШЛАКОВ

1 -цементобетон В30. 2 - укатываемый цементобетон В7,5 на золошлаковых заполнителях.3 - песок по проекту. 4 - асфальтобетон высокоплотный, плотный(мелкозернистый). 5 - асфальтобетон плотный, пористый (крупнозернистый). 6 -цементобетон В15 на золошлаковых заполнителях. 7 - укрепленная золошлаковаясмесь (цемент 8-10 % по массе). 8 - железобетонные предварительно-напряженныеплиты марки 1П60.18, 1ПБ60.18. 9 - железобетонные предварительно напряженныеплиты марки 2П60.18, 2П30.18. 10 - железобетонные, бетонные сборные элементы (вт.ч. ЭДД). 11 - сухая цементопесчаная смесь

Ориентировочныетолщины конструктивных слоев дорожных одежд при использовании шлаков изолошлаковых заполнителей

Материал

Марка (тип)

№№ позиций конструктивного слоя

Магистральные улицы и дороги

Улицы и дороги местного значения

Временные построечные дороги

Конструкции для двухстадийного строительства

Тротуары

а

б

а

б

-

-

а

б

Бетон монолитный

В7,5 на золошлаковых заполнителях

2

15

15

-

-

-

20

12

-

В15 на золошлаковых заполнителях

6

-

21

-

-

-

20

-

-

В30

1

22

-

-

-

-

-

-

-

Бетон сборный

Ж.б. плиты:

1ПБ60.18

8

-

-

-

14

-

-

-

-

1ПБ60.18

2П60.18

9

-

-

-

-

14

-

-

-

2П30.18

 

 

 

 

 

16

 

 

 

Тротуарные ж.б., бетонные (в т.ч. ЭДД) элементы

10

-

-

-

-

-

-

-

5-10

Асфальтобетон

Высокоплотный, плотный (мелкозернистый)

4

-

4

4

-

-

5

3

-

Плотный, пористый

5

-

8

20

-

-

5 (7)

5

-

Золошлаковая смесь укрепленная (цемент 8-10 %)

7

-

-

20

10

10

-

-

12

Сухая цементо-песчаная смесь

11

-

-

-

-

-

-

-

3

Песок

3

По проекту в зависимости от вида грунта земляного полотна, степени увлажнения и коэффициента фильтрации песков

Дорожные конструкции применяемые при отрицательнойтемпературе воздуха:

I - работы, выполняемые при отрицательнойтемпературе воздуха;

II - работы, выполняемые при положительнойтемпературе воздуха.

1 - песчаный подстилающий слой; 2 -технологический слой; 3 - основания из пластичного, литого, укатываемогомалоцементного бетона и уплотняемых щебеночных смесей; 4 - нижний слой покрытияиз асфальтобетона; 5 - верхний слой покрытия из асфальтобетона; 6 - сухаяцементно-песчаная смесь; 7 - покрытие из штучных элементов; 8 - покрытие изжелезобетонных плит; 9 - пергамин или полиэтиленовая пленка (при укладке литыхбетонных смесей); 10 - бетонное покрытие; 11 - укрытие бетонного покрытия отпромерзания; 12 - укрытие бетонного основания от промерзания; 13 - дорнит.

Глубина промерзания грунта вМосковской области

Глубина промерзания грунта, по месяцам

Грунты

Не вспаханный, см

Вспаханный, см

Ноябрь - декабрь

60

20

Январь - февраль

140-170

80-95

Март - апрель

170

90-30

Толщина слояутеплителя в зависимости от времени производства работ

Вид утеплителя

Время производства работ

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

Зола ТЭЦ (сухая) шлак

15

25

35

40

45

Снег

13-15

21-25

31-35

35-40

38-40

Опилки

15

25

35

40

45

Дорнит

Один слой

Коэффициенты,зависящие от вида грунта и материала утеплителя

№№ п/п

Наименование грунта

Древесные утеплители

Шлак, зола

Грунт

Снег

листья

стружка

Опилки

сухой

влажный

разрыхленный

в плотном теле

рыхлый

слежавшийся

1.

Песчаный пылеватый

3,3

3,2

2,8

2

1,6

1,4

1,1

3,5

2,5

2.

Суглинистый

2,7

2,6

2,3

1,6

1,3

1,2

1,06

3

2

3.

Супесчаный мелкий

3,1

3,1

2,7

1,9

1,6

1,3

1,08

3

2

4.

Глинистый

2,2

2,1

1,9

1,3

1,1

1,2

1

3

2

Расчет толщиныутепляемого слоя

Глубина промерзаниянеутепленного грунта через 7 дней после начала зимнего периода определяется поформуле B.C. Лукьянова:

где Hz - глубина промерзаниянеутепленного грунта через z дней после начала зимнегопериода, м;

Нм - максимальная глубинапромерзания для данного грунта в местных метеорологических условиях, м;

qz - сумма град.-дн. за срок;

Qm - сумма град.-дн. за весь зимний период.

Глубина промерзания грунта,поверхность которого имеет теплозащиту, определяется по формуле:

Нут= Hz- (K1h1 + K2h2 + ... + Knhn),

где Hz - глубина неутепленногогрунта, м;

Нут - глубина утепленного грунта,м;

h1, h2,… hn - толщинаотдельных слоев теплозащиты, м;

К1, К2...Кп - коэффициенты,зависящие от вида грунта и материала утеплителя (см. табл.).

При однослойном утеплителеиз заданного материала толщина слоя последнего определяется по формуле:

.

Если утеплитель состоит изнескольких слоев, то задаются толщины всех, кроме одного (hn), который определяется по формуле:

.

5.КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАЗАЛЬТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

Физико-механические показателисетки стеклянной нитепрошивной пропитанной ССНП (ТУ 2296-041-00204949-96)

Наименование показателей

Значение (диапазон)

Ширина, мм

1000+50

2000+50

Средний размер сетки в свету, мм

25´25

25´25

Поверхностная плотность, г/м2

320+40

320+40

Плотность, стеклоровингов/метр

 

 

По основе

40+2

40+2

По утку

40+5

40+5

Разрывная нагрузка, тн/метр, не менее

 

 

По основе

4,5

4,5

По утку

4,0

4,0

Содержание связующего, % не менее

26

26

Физико-механическиепоказатели аналогичной сетки из базальтового волокна в 1,5-2 раза выше.Изготовление сеток может производиться с ячейками в диапазоне от 1 до 40 мм наразличные разрывные нагрузки.

Для армирования бетонных иасфальтобетонных смесей производится рубленое стекловолокно. ОАО «Судогодскоестекловолокно» производит рубленое базальтовое волокно (фибру) по ТУ5952-034-00204949-96. Микронаж, размеры, вид замасливателя при изготовлениифибры могут быть выполнены по требованию потребителя.

Ориентировочное содержаниебазальтовых фибр при изготовлении литых (ОК 14-18 см) базальто-фибробетонныхсмесей для монолитных и сборных дорожных конструкций составляет 10-25 % отмассы цемента. При приготовлении модифицированных асфальтобетонов, взависимости от их вида и типа, оптимальное содержание фибр находится в пределах1,5-3,5 % по массе.

Рекомендуемый размер ячеекгеосеток под верхний слой покрытий дорожных одежд дол жен быть 25´25 мм.

Геосетки рекомендуются дляукрепления откосов, насыпей и выемок с уклоном не более 45°. При этом сеткиукрепляются шпильками, металлическими скобами и др. с последующим высевом травспециальных сортов.

Принципиальные схемыконструкций дорог, тротуаров с использованием базальтовых материалов.

1 - литой цементобетон В30, В27,5, В25; 2 -щебень; 3 - укатываемый бетон В7,5; 4 - песок; 5 - геосетки из базальтового илистекловолокна; 6 - песчано-гравийная, щебеночная смесь; 7 - укрепленнаязолошлаковая смесь (цемент 8-10 % по массе); 8 - сухая цементо-песчаная смесь;9 - базальтофибробетонные сборные элементы (в т.ч. ЭДД); 10 - полиэтиленоваяпленка.

Примечание: Укладка покрытия из литогоцементобетона производится непосредственно после подготовки технологическогослоя и укладки геосетки без заезда автотранспорта.

Ориентировочныетолщины конструктивных слоев дорожных одежд с использованием базальтовыхматериалов (цементобетонное покрытие)

Материал

Марка (тип)

№№ позиций конструктивного слоя

Магистральные улицы и дороги

Улицы и дорога местного значения

Тротуары, площадки

Бетонное монолитное покрытие

Сборное бетонное покрытие

Бетон монолитный

Литые В30

1

20-22

22-24

18-22

-

-

В27,5

1

21-23

23-25

-

10

-

В25

1

-

-

18-33

12

-

Укатываемый В7,5

3

15

-

-

-

-

Бетон сборный

Тротуарные базальтофибробетонные элементы (в т.ч. ЭДД)

9

-

-

-

-

5-7

Щебень

 

2

-

15

-

-

-

Песчано-гравийная щебеночная смесь

 

6

-

-

20

-

12

Сухая цементо-песчаная смесь

 

8

-

-

-

-

3

Песок

 

4

-

 

¬

Определяется расчетом

®

Укрепленная золошлаковая смесь (цемент 8-10 % по массе)

 

7

-

-

-

-

7

Варианты конструкцийдорожных одежд с применением базальтовых материалов в асфальтобетонныхпокрытиях.

I - двухслойное покрытие на основании из бетона марки200, верхний слой из базальтофиброармированного асфальтобетона.

II - двухслойное покрытие на основаниииз укатываемого бетона В7,5, верхний слой из базальтофиброармированногоасфальтобетона, под нижний слой покрытия заложена геосетка.

III - двухслойное, верхний слой (слой износа) избазальтофиброармированного асфальтобетона, нижний (основной) слой выполняетфункции основания, уложен по щебеночному (технологическому) слою.

1 - верхний слой покрытия изасфальтобетона, армированного фибрами из базальтового волокна (толщина слоя 3см на 1 см меньше, чем у базовой конструкции без армирования); 2 - нижний слойпокрытия из асфальтобетона по ГОСТ9128-97 ; 3 -песчаный подстилающий слой; 4 - пластичный цементобетон марки 200модифицированный резиновыми добавками; 4 - основание из укатываемого бетонаВ7,5; 5 - основной слой из асфальтобетона для монолитных покрытий поТУ-400/24-107-91х; 6 - технологический слой из уплотняемыхщебеночных смесей; 7 - геосетка из базальтового или стекловолокна.

Ориентировочные толщиныконструктивных слоев дорожных одежд
с использованием базальтовых материалов (асфальтобетонные покрытия)

Материал

Марка (тип)

№№ позиций конструктивного слоя

Схема I

Схема II

Схема III

Магистральные дороги и улицы

Асфальтобетон

Высокоплотный, плотный (мелкозернистый) - армированный базальтовой фиброй

1

3

3

3

Высокоплотный, плотный (мелкозернистый) ГОСТ 9128-97

2

5

4

-

Плотный (крупнозернистый) ТУ 400-24-107-91

5

-

-

17-23

Бетон монолитный

В15

34

17

-

-

В7,5

4'

-

24

-

Щебень

 

6

-

-

15

Песок

 

3

По проекту в зависимости от вида грунта земляного полотна, степени увлажнения и коэффициента фильтрации песков

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перечень
используемой нормативно-технической документации

1. «Технические рекомендации по применению новых материалов иконструкций с повышенными свойствами по эксплуатационной надежности идекоративности», ТР 105-98.

2. «Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций сприменением асфальтобетона», ТР 103-00 .

3. «Инструкция по применению укатываемого малоцементного бетона в конструкцияхдорожных одежд», ВСН 16-95 .

4. «Смеси цементобетонные дорожные с использованием отходов переработкиавтопокрышек. Технические условия», ТУ 5745-005-02066517-99.

5. «Технический регламент производства цементобетонных смесей сиспользованием отходов переработки автопокрышек».

6. «Технические рекомендации по строительству монолитных дорожныхконструкций из бетонных смесей, модифицированных резиновой крошкой или мукой»,ТР 109-99.

7. «Указания по применению металлургических шлаков и горелой формовочнойземли московских заводов в дорожном строительстве», ВСН 118-85.

8. «Инструкция по применению литых бетонных смесей в дорожномстроительстве», ВСН 7-98.

9. «Инструкция по технологии строительства городских дорог в зимнеевремя», ВСН 51-96 .

10. «Технические рекомендации по конструкциям и технологии строительствадорог, тротуаров, площадок на территориях культурно-бытового назначения», ТР 72-98 .

11. «Технические рекомендации по технологии применениядисперсно-армированных бетонных смесей для строительства монолитных покрытий иоснований городских дорог повышенной эксплуатационной надежности» ТР 86-98 .

12. «Смеси асфальтобетонные, дорожные, аэродромные и асфальтобетон.Технические условия», ГОСТ 9128-97 .

13. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ.Технические условия», ГОСТ 8267-93 .

14. «Песок для строительных работ. Технические условия», ГОСТ 8736-93 .

15. «Сетка стеклянная нитепрошивная пропитанная ССНП» ТУ2296-041-00204949-96.

16. «Сетка базальтовая пропитанная дорожная СБП-Д» ТУ 2696-056-00204949-99.

17. «Рубленое базальтовое волокно» ТУ 5952-034-00204949-96.

18. «Инструкция по проектированию и технологии производствадисперсно-армированных строительных конструкций с применением базальтовой фибрыи арматуры (ГУП НИИЖБ-99).

2
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.