Альбом «Альбом типовых конструкций по применению геосинтетических материалов производства компании \СТЕКЛОНИТ\» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
НАОТ
Сфера
Велко
Новатика - обучение для СОТ

Альбом «Альбом типовых конструкций по применению геосинтетических материалов производства компании \СТЕКЛОНИТ\»

АЛЬБОМ ТИПОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

по применению геосинтетических материалов
производства компании «СТЕКЛОНИТ»

Издание 3

Москва2008

Содержание

1. Область применения

2. Нормативные ссылки

3. Термины и определения

4. Основные показатели геосеток и геометрические размеры

5. НАСЫПИ. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

5.1 Насыпи на переувлажненных грунтах

5.2 Насыпи на болотах 1 типа

5.2* Насыпи на болотах 1 типа

5.3 Насыпи на обводненных участках и болотах 2 типа,

5.3* Насыпи на обводненных участках и болотах 2 типа,

5.4 Насыпи на торфянистых грунтах

5.5 Насыпи на глинистых грунтах

5.6 Насыпи более 2,20 м на марях и болотах в условиях вечной мерзлоты

5.6* Насыпи более 2,20 м на морях и болотах в условиях вечной мерзлоты

5.7 Насыпи на сухих, торфянистых грунтах

5.8 Дорожная одежда грунтовой дороги и укрепление откосов в условиях вечной мерзлоты,

6. Технология производства работ

7. ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

7.1 Дорожная одежда с использованием геосеток ССНП-ХАЙВЕЙ на дорогах II тех.категории (новое строительство)

7.2 Дорожная одежда на дороге I тех. категории на участках сложных грунтово-гидрологических условии (реконструкция, пример)

7.3 Дорожная одежда с использованием геосеток ССНП-ХАЙВЕЙ на основании, укрепленном цементом

7.4 Армирование а/б покрытий на жестком основании

7.4* Армирование а/б покрытий на жестком основании

7.5 Дорожная одежда городской улицы ( Ремонт)

7.6 Устройство дорожной одежды в корыте с заменой слабого грунта основания

7.7 Дорожная одежда парковочной площадки

7.8 Дорожная одежда лыжероллерной трассы и беговой дорожки

7.9 Конструкция под тротуарную плитку

8. Технология производства работ

9. АЭРОДРОМНЫЕ ПОКРЫТИЯ. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

9.1 Площадь армирования асфальтобетона геосетками ССНП на площадке для доводочных робот

9.2 Конструкция армирования однослойного асфальтобетона геосетками ССНП над швом жесткого покрытия

9.3 Конструкция армирования двухслойного асфальтобетона геосетками ССНП над швом жесткого покрытия:

9.4 Деформационный шов в двухслойном асфальтобетонном покрытии:

9.5 Дорожная одежда рулежной дорожки (РД).

10. Технология производства работ

11. ОТКОСЫ. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

11.1 Противоэрозионная защита откосов

11.1* Противоэрозионная защита откосов

11.2 Повышение устойчивости откосов

11.3 Укрепление откосов насыпи и кюветов

11.4 Укрепление оврага

12. Технология производства работ

13. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

13.1 Армирование балластного слоя

13.2 Создание многослойного покрытия из геотекстиля и геосетки

13.3 Создание многослойного покрытия из пенополистирола и геосетки

13.4 Участки переменной жесткости на подходах к мостам

13.5 Противоэрозионная защита железнодорожного пути

13.6 Устройство защитного слоя из геоматов

14. Технология производства работ

15. Требования к грунтам земляного полотна

16. Требования безопасности и охраны окружающей среды

17. Библиография

1. Область применения

Настоящийальбом дает возможность рассмотреть применение геосинтетических материалов всоответствии с проектными решениями при строительстве, реконструкции икапитальном ремонте автодорог, аэродромов, городских улиц, проездов, площадок идр. сооружений.

Применениегеосинтетических материалов в сложных погодно-климатических игрунтово-гидрологических условиях может оказаться более существенным с точкизрения работоспособности и транспортно-эксплуатационной надежности конструкции,чем получение единовременной экономии средств. Отечественный и зарубежный опытприменения геосинтетиков показывает на их универсальность (обширное полеприменения), экономичность (снижение затрат на строительство и эксплуатацию,экономию строительных материалов, сокращение сроков производства работ),экологичность (сокращение использования природных ресурсов).

Геосетки изстекловолокна ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ и ССНП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ, выпускаемые ОАО«СТЕКЛОНиТ» по СТО 00205009-001-2005, и полимерные геосетки ПС-ПОЛИСЕТ,выпускаемые по СТО 00205009-003-2006, рекомендуется применять в качестверазделительных и фильтрующих прослоек, а также армоэлементов для обеспеченияустойчивости и стабильности дорожных конструкций и других сооружений.

Данныематериалы находят свое применение в следующих видах строительных работ:

-строительство насыпей на слабых основаниях (болота 1-2 типа, грунты повышеннойвлажности, переувлажнённых торфах, песках, глинистых грунтах);

- строительствовременных дорог, кустовых площадок, вдольтрассовых проездов, подъездных путей кмагистральным трубопроводам и других коммуникаций временного характера;

- устройстводорожных одежд (капитальных и переходного типа);

-строительство армогрунтовых подпорных конструкций;

- специальноефундаментостроение искусственных сооружений;

-строительство малых искусственных сооружений;

-строительство магистральных трубопроводов;

-строительство хранилищ для отходов (армирование изоляционных слоев -поверхностная изоляция и изоляция основания).

Геосетки изстекловолокна ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ, ССНП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ и полимерныегеосетки ПС-ПОЛИСЕТ следует применять в соответствии с проектными решениямидля:

- разделенияразличных типов грунтов при возведении насыпи, а также предотвращениясмешивания (взаимопроникновения) грунта насыпи со слабым грунтом основания;

- повышениянесущей способности слабого основания (болота 1-2 типа, грунты повышеннойвлажности, переувлажнённые суглинки, глины, мелкодисперсные пески);

- обеспеченияравномерной осадки насыпи и сокращения сроков консолидации основания;

- повышенияустойчивости грунтовых конструкций на сдвиг, тем самым обеспечиваетсянеобходимая стабильность сооружений.

- повышения несущейспособности дорожных одежд, как капитальных, так и дорожных одежд переходноготипа;

- укрепления иповышения общей устойчивости крутых откосов высоких насыпей;

- укреплениеоснований водопропускных труб, армирование грунта после замены;

- усиление свайныхоснований автомобильных дорог путем равномерного переноса нагрузки на оголовкисвай (устройство гибкого ростверка), за счет чего достигается снижениенеобходимого количества свай и экономия затрат на их устройство;

-балластировки трубопроводов.

Все решения,связанные с использованием геосеток, должны выполняться на основе проектов(конструктивная часть) и технологических регламентов (технологическая часть).

В случаях,когда в основании насыпи находятся переувлажненные глины, суглинки, а также вслучаях, когда отсыпка насыпи ведется скальным, крупнообломочным грунтом,рекомендуется в качестве армирующего элемента применять полимерные геосеткиПС-ПОЛИСЕТ в сочетании с разделительной прослойкой из нетканогогеосинтетического материала. Геосетки ССНП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ и ССПНефтегаз-ГРУНТСЕТ следует применять в качестве армирующей и разделяющейпрослоек при строительстве насыпей на болотах 1-2 типа, переувлажненных торфахи мелкодисперсных песчаных грунтах основания.

Матытрехмерные (геоматы), выпускаемые ОАО «СТЕКЛОНиТ» по СТО 00205009-002-2006,следует применять в качестве армирующих и фильтрующих составляющих для созданияустойчивого растительного покрова с целью предотвращения эрозионных процессов ипри необходимости отвода большого количества воды. Области применения:

- укреплениеоткосов, кюветов насыпей и выемок;

- укреплениемостовых конусов;

- озеленениеоткосов армогрунтовых подпорных стен и шумозащитных экранов;

- защитаоползневых склонов оврагов и сооружений на участках оползней;

- укрепление береговыхлиний и русел водотоков;

- созданиерастительного покрова на скалистых склонах и гладких поверхностях;

- полигоныпромышленных и бытовых отходов;

- озеленение иблагоустройство кровли.

Дляасфальтобетонов характерным является зависимость механических свойств оттемпературы. Пластичность при высоких температурах сменяется на хрупкость приотрицательных. Так как асфальтобетон является материалом недостаточно прочным ипри растяжении до 2 % начинается образование трещин (разрушения), появиласьнеобходимость в его армировании. Напрашивается необходимость введения васфальтобетон материала, свойства которого не зависели бы от температуры.Геосетки из стекловолокна не меняют своих свойств от -70°до +350° С. Дляармирования асфальтобетонных покрытий предприятием выпускаются геосетки изстекловолокна ССНП-ХАЙВЕЙ (геосетки стеклянные нитепрошивные пропитанные СТО00205009-001-2005). Геосетки ССНП-ХАЙВЕЙ представляют собой тканый материал издвух систем стеклоровингов или комплексных нитей, прошитых между собой третьей- прошивной нитью, пропитаными комплексными полимерными составами на основелатексных связующих, адаптированных для работы в битумосодержащих материалах(асфальтобетоне). Геосетки ССНП-ХАЙВЕЙ предназначены для армированияасфальтобетонных покрытий при ремонте, реконструкции и строительствеавтомобильных дорог I-V техническихкатегорий.

Армированиеасфальтобетона позволяет:

- бороться сусталостными, отраженными и температурными трещинами;

-предотвращать колейность;

-предупреждать появление наплывов и сдвигов в покрытии;

- увеличиватьсрок службы покрытия (межремонтный срок увеличивается в 2-3 раза).

2. Нормативные ссылки

В настоящемальбоме использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ12.0.004-90 ССБТ Организация обучения безопасности труда

ГОСТ12.1.044-89 Пожаровзрывоопасность веществ и материалов

ГОСТ 25100-95 Грунты.Классификация

ГОСТ3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства

ГОСТ8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ

ГОСТ12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного иаэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и основанийавтомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностейоснований и покрытий

ГОСТ22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие

ГОСТ18659-73 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон

ГОСТ12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного иаэродромного строительства

3. Термины и определения

В настоящемальбоме применены следующие термины с соответствующими определениями.

Покрытие- верхние слои дорожной одежды, воспринимающие усилия от колес автотранспортныхсредств и подвергающиеся непосредственному воздействию атмосферных факторов;покрытие должно обеспечивать необходимые эксплуатационные качества проезжейчасти.

Грунтземляного полотна (подстилающий грунт) - это тщательно уплотненные испланированные слои земляного полотна.

Основание- слои дорожной одежды, обеспечивающие совместно с покрытием перераспределениеи снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунтземляного полотна.

Верхняячасть земляного полотна (рабочий слой) - часть земполотна, располагающаясяв пределах земляного полотна от низа дорожной одежды на 2/3 глубиныпромерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия проезжей части.

Дополнительныеслои основания (морозозащитные, теплоизоляционные, дренирующие и др.) -слои между основанием и верхом рабочего слоя земляного полотна, обеспечивающиеморозоустойчивость и дренирование дорожной одежды и верхней части земляногополотна.

Стабильныеслои насыпи - слои, сооружаемые из талых или сыпучемерзлых грунтов,плотность которых в насыпи соответствует нормам.

Нестабильныеслои насыпи - слои из мерзлых или талых переувлажненных грунтов, которые внасыпи имеют плотность, не отвечающую нормам, вследствие чего при оттаиванииили длительном действии нагрузок могут возникать деформации слоя.

Временнаядорога - дорога, срок службы которой определяется продолжительностьюпроизводства строительных или ремонтных работ на данном объекте.

Постояннаядорога - дорога, которая устраивается для обеспечения проезда транспорта идругой техники на срок более 5 лет.

Типы болот:

I типа- заполненные болотными грунтами, прочность которых в природном состоянииобеспечивает возможность возведения насыпи высотой до 3 м без возникновенияпроцесса бокового выдавливания слабого грунта;

II типа- содержащие в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который можетвыдавливаться при некоторой интенсивности возведения насыпи высотой до 3 м, ноне выдавливается при меньшей интенсивности возведения насыпи;

III типа - содержание в пределах болотной толщи хотя бы одного слоя, который привозведении насыпи высотой до 3 м выдавливается независимо от интенсивностивозведения насыпи.

Геосетка- материал, состоящий из провязанных между собой нитей повышенной прочности ипропитанной связующим.

«ССНП»- сетки стеклянные нитепрошивные пропитанные.

«ССП» -сетки стеклянные пропитанные.

«ПС» -полимерные сетки.

«МТ» -мат трехмерный.

«МТК» -мат трехмерный композиционный.

«МТД» -мат трехмерный дренажный.

4. Основные показатели геосеток и геометрическиеразмеры

4.1 ГеосеткиССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ и ССНП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ разработаны на основестекловолокна и представляют собой плоский тканый рулонный ячеистый материал.Основные прочностные и деформативные свойства приведены в СТО 00205009-001-2005на их изготовление. Наличие и размер ячеек обеспечивают механическую связь засчёт трения с дорожно-строительными материалами (их поверхностью или внутреннимиэлементами), а также обладают распределяющей способностью под действиемтранспортных нагрузок. Разнообразие размеров ячеек, плотности и прочностистеклосеток марки «Нефтегаз» позволяют подобрать оптимальный размер геосетокдля любого грунта по его составу и состоянию. Специальная обработкастеклосеток, выполняемая путём пропитки соответствующими химическими составами,обеспечивает устойчивость их к возможным агрессивным воздействиям в процессестроительства и эксплуатации (водная, щелочная, кислотная среда, воздействиеположительных и отрицательных температур).

Физико-механические показатели геосеток из стекловолокна:

№ п/п

Условное обозначение геосеток

Масса на единицу площади не менее, г/м2

Разрывная нагрузка не менее, кН/м,

Удлинение при разрыве не более, %,

Допустимая потеря прочности на растяжение после 25 циклов промораживания-оттаивания не более, %,

Массовая доля веществ, удаляемых при прокаливании не менее, %,

Размеры стороны квадрата ячеек (±2%), мм

Ширина рулона (±2%), см

по основе

по утку

по основе

по утку

1

ССП 30/30-2,5 (540) Нефтегаз- ГРУНТСЕТ

150

30

30

4

4

10

12

2,5

540

2

ССНП 50/50-25 (400) Нефтегаз- ГРУНТСЕТ

300

50

50

20

25

400

3

ССНП 100/100-25 (400) Нефтегаз- ГРУНТСЕТ

500

100

100

400

4

ССНП 50/50-25 (400) -ХАЙВЕЙ

300

50

50

3

3

18

400

5

ССНП 100/100-25 (400) -ХАЙВЕЙ

500

100

100

400

Примечания:

1. Геосетки ССНП и ССП могут выпускаться различнойдлины и ширины рулона по согласованию с потребителем.

2. Температурный режим работы геосеток от - 70°С до +350°С.

3. Суффиксом «Нефтегаз - ГРУНТСЕТ» вмаркировке обозначены материалы, предназначенные для использования с инертнымиматериалами (в грунте, щебне, бетоне). Остальные материалы ориентированы наприменение в битумосодержащих слоях (например, асфальтобетоны).

4.2 Полимерныетканые геосетки ПС-ПОЛИСЕТ, выпускаемые ОАО «СТЕКЛОНиТ» по СТО 00205009-003-2006-это регулярные плоские структуры в виде прямоугольной геосетки, в которойобразующие геосетку элементы (высокопрочные нити или пучки нитей) скрепленыузлами, переплетены или спрессованы. При этом открытые ячейки геосеткисущественно больше составляющих ее элементов. Полимерные геосетки ПС-ПОЛИСЕТимеют пропитку на основе поливинилхлоридов, полиэтилена или латексов. Вкачестве сырья могут быть использованы полиамидные волокна (ПА), полиэтиленовыеволокна (ПЭ), полиэфирные (ПЭФ), полипропиленовые (ПП), волокна полиэстера (П)и др.

Наиболееэффективно применение полиэфирных геосеток для армирования крупнофракционныхматериалов (щебень, гравий).

Физико-механические показатели полимерных геосеток:

№ п/п

Условное обозначение геосеток

Поверхностная плотность, г/см2

Не менее (пропитанной сетки)

Разрывная нагрузка не менее, кН/м,

Удлинение при разрыве не более, %,

Допустимая потеря прочности на растяжение после 25 циклов промораживания-оттаивания не более, %

Размеры стороны квадрата ячеек, мм ± 4%

Ширина рулона (±2%), см

по основе

по утку

по основе

по утку

1

ПС 50/50-20 (500) -ПОЛИСЕТ

160

50

50

13

13

10

20

500

2

ПС 50/50-50 (500) -ПОЛИСЕТ

160

50

50

50

500

3

ПС 100/100-50 (500) -ПОЛИСЕТ

300

100

100

50

500

Примечания:

1. Геосетки ПС могут выпускаться различной длины иширины рулона по согласованию с потребителем.

2. Температурный режим работы геосетокот -60°С до +150°С.

4.3 Геоматы,производимые ОАО «СТЕКЛОНиТ» - трехмерные водопроницаемые структурыизготавливаются из полимерного сырья, методом экструзии, в качестве сырья могутбыть использованы полиэтилен (П), полипропилен (ПП), полиамидные волокна (ПА).Возможно использование технического углерода, колера или других добавок вколичестве не более 2% от общей массы сырья. При противоэрозионной защитеоткосов геоматы являются самым эффективным материалом: значительно превосходятобъемные георешетки по технологичности и стоимости конструкции. Возможенширокий спектр комбинаций с засевом трав по слою растительного грунта,заполнением торфо-песчаной смесью и мохо-растительным грунтом. Геоматывыпускаются в сочетании с неткаными геотекстильными материалами и полимернымигеосетками.

Физико-механические показатели геоматов:

№ п/п

Марка материала

Масса на единицу площади не менее, г/м2

Толщина, мм (высота)

Прочность продольная, не менее, кН/м

Прочность поперечная, не менее, кН/м

Удлинение при разрыве, %,

Ширина рулона, см

Длина рулона, м

Допустимая потеря прочности на растяжение после 25 циклов промораживания-оттаивания не более, %

1

МТ 15-350 (300)-ЭКСТРАМАТ

350

15 ±2

1,2

0,6

>15

300

50

10

2

МТК-15(300)-ЭКСТРАМАТ

550

15±2

>50

>50

<13

300

50

10

3

МТД1 -15(300)-ЭКСТРАМАТ

470

13 ± 2

>7

>5

>60

300

50

10

4

МТД2-15(300)-ЭКСТРАМАТ

590

15 ± 2

>10

>8

>25

300

50

10

Примечания:

1. Геоматы могут выпускаться различной длины рулона посогласованию с потребителем.

2. Температурный режим работы геоматов от -60 до +120°С.

3. Геомат МТК (мат трехмерный композиционный)изготавливается из геомата трехмерного МТ и геосетки ПС (полимерная) с размеромячеек 20´20 мм и разрывныминагрузками 50´50 кН/м, путем сшивания, склеивания, термоскрепления.

4. Геомат МТД изготавливается из геоматаМТ и нетканого геосинтетического материала путем сшивания, склеивания, термоскрепленияодного или двух слоев нетканого материала.

5. НАСЫПИ. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

5.1 Насыпи на переувлажненных грунтах

5.2 Насыпи на болотах 1 типа

5.2* Насыпи на болотах 1 типа

5.3 Насыпи на обводненных участках и болотах 2типа,

5.3* Насыпи на обводненных участках и болотах 2типа,

5.4 Насыпи на торфянистых грунтах

5.5 Насыпи на глинистых грунтах

5.6 Насыпи более 2,20 м на марях и болотах вусловиях вечной мерзлоты

5.6* Насыпи более 2,20 м на морях и болотах вусловиях вечной мерзлоты

5.7 Насыпи на сухих, торфянистых грунтах

5.8 Дорожная одежда грунтовой дороги и укреплениеоткосов в условиях вечной мерзлоты,

6. Технология производства работ

Строительство насыпей

6.1 При устройствепрослоек из геосинтетических материалов при отсыпке насыпей в применяемыеобычно технологии дополнительно вводятся операции:

- подготовкаоснования

-транспортировка, распределение по участку рулонов, их укладка, крепление и принеобходимости соединение полотен между собой;

- отсыпка нагеосинтетические материалы вышележащего слоя, его распределение и уплотнение.

6.2 Применениезащитно-армирующих прослоек из геосеток ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ, ССНПНефтегаз-ГРУНТСЕТ, ПС-ПОЛИСЕТ (в сочетании с неткаными материалами) в основаниинасыпи при строительстве временных дорог или дорог низких категорий на слабыхгрунтах осуществляют для снижения неравномерности осадки, а также с цельюуменьшения толщины насыпного слоя низких насыпей. При этом снижается колейностьот движения транспорта при устройстве низких насыпей. При сооружении временныхавтомобильных дорог, подъездов, площадок, построечных дорог с низшими типамипокрытий, использование геосеток в качестве армирующей и одновременно защитной(разделительной) прослойки на границе между насыпным и подстилающим грунтомпозволяет улучшить условия движения транспортных и уплотняющих средств.Защитные (разделительные) прослойки из геосеток рекомендуется применять также втех случаях, когда нижняя часть насыпи возводится из торфа или глинистогогрунта повышенной влажности. При этом разделительные прослойки размещают награнице контакта грунтов различного состава, что обеспечивает повышение несущейспособности земляного полотна. Минимальную толщину насыпи назначают по расчетуили ориентировочно по таблице 1:

Таблица 1

Среднемесячная интенсивность движения в одном направлении, авт./сут

Минимальная толщина насыпей, см при грунтах основания

Осушенный торф (w <300%)

Маловлажный торф (w= 300¸600%)

Глинистый грунт (w <0,9wт)

Заторфованный или глинистый грунт (w>0,9wт)

Одиночные автомобили

40-60

50-70

25-40

40-60

до 50

50-80

60-90

40-60

50-80

Свыше 50

60-90

70-100

50-80

60-90

Сверхтяжелые нагрузки (разовый проезд)

60-80

60-90

40-60

60-90

Примечание.Общая продолжительность периодов эксплуатации дороги с названной интенсивностьюдо одного года; меньшие значения толщин принимают для насыпей из песчано-гравийныхсмесей оптимального состава, большие - для насыпей из мелких непылеватыхпесков.

6.3 Подготовкаоснования состоит в профилировании его поверхности и уплотнении. Кустарник,деревья вырубают и спиливают в одном уровне с поверхностью. В этом случаекорчёвка пней может не производиться. При наличии пней, кочек, углублений,колей глубиной более 5см на поверхности основания насыпи перед укладкойгеосетки следует отсыпать выравнивающий слой, для устранения неровностей. Приустройстве прослойки из геосеток в основании насыпи, устраиваемой на слабыхгрунтах, подготовка может не выполняться, если отсутствует опасностьповреждения материала.

6.4 Рулоныгеосетки (нетканого геосинтетического материала) транспортируют к меступроизводства работ непосредственно перед укладкой и распределяют по длинеучастка работ через расстояние, соответствующее длине полотна в рулоне. Еслидоступ к стройплощадке затруднен, должны быть предприняты специальные меры поорганизации на период строительства временных подъездных путей. В удобномместе, близко к объекту проведения работ, должны быть устроены рабочая площадкаи площадка складирования, на которых осуществляются хранение и подготовка (принеобходимости) геосинтетических материалов к укладке.

Технологическиесхемы устройства прослоек из геосеток ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ в один слой:

1 - 7 - рулоны (полотна) геосетки ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ параллельноили перпендикулярно оси дороги; 13 - бульдозер; 14 - автомобиль-самосвал;15-каток.

Технологическаясхема устройства прослоек из геосеток ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ и ССНПНефтегаз-ГРУНТСЕТ в два слоя:

1 - 7 - рулоны (полотна) геосетки ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТперпендикулярно оси дороги; 8 - 12 - рулоны (полотна) геосетки ССНПНефтегаз-ГРУНТСЕТ параллельно оси дороги; 13 - бульдозер; 14 -автомобиль-самосвал; 15 - каток.

Технологическаясхема устройства прослоек из двух типов геосеток ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ и ССНПНефтегаз-ГРУНТСЕТ (силовая обойма) применяется на болотах II типа:

1 - 7 - рулоны (полотна) геосетки ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТукладываются перпендикулярно оси дороги с запасом по сторонам на высоту обоймы;8 - 12 - рулоны (полотна) геосетки ССНП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ параллельно осидороги; 13 - бульдозер; 14 - автомобиль-самосвал; 15 - каток.

Нахлестгеосетки ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ по верху обоймы должен быть не менее 0,3 м.

Резку геосеткина полотна необходимой длины производить в соответствии со схемой укладкипринятой проектными решениями для размещения в земляном полотне. Остаткиследует упаковать и сдать на склад.

6.5 Укладкуполотен геосеток ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ и ССНП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ выполнять всоответствии с проектными решениями. При двух слоях геосетки в конструкции,укладывают сначала слой в поперечном, а затем в продольном направленииотносительно оси насыпи. Раскатку рулонов и укладку полотен в земляном полотневыполнять вручную звеном из трех дорожных рабочих. Полотна укладывают сперекрытием по проекту, но не менее 0,3м.

Креплениеполотен геосеток определяется при проектировании конкретных конструкций, и вслучаях больших ветровых нагрузок необходимы анкера для крепления геосетки,которые изготавливаются на месте из металлической проволоки в виде П-образныхскоб (анкеров). Крепление производят с периодическим разравнивание полотна снебольшим продольным его натяжением через 10-15 м. Анкеры - стержни диаметром3-5 мм, длиной 15-20 см с отогнутым верхним и заостренными нижними концами:

Рис. 4

6.6 Отсыпкуматериала на геосетки ведут по способу «от себя» «сверху» «отдельными кучами»«вприжим» без заезда занятых на строительстве машин на открытое полотногеосетки.

Толщинаотсыпаемого слоя в плотном теле должна быть не менее 15 см, а при устройствепрослойки из геосеток на слабом основании - не менее 20 см при разовом пропускетранспорта. Разравнивание производят бульдозером с последовательной срезкой инадвижкой его не менее чем за три прохода. Отсыпку на геосетки материалавышележащего слоя необходимо вести с таким расчетом, чтобы они находились поддействием дневного света не более 5 ч.

6.7 Припроведении строительства на сильно сжимающихся или очень слабых грунтах(показатель текучести lp ³0,65, модуль осадки epz > 50 мм/м, модуль деформации < 5 Мпа) особыезатруднения могут вызвать операции транспортировки, так как в этом случаенеобходимо обеспечивать очень низкое давление на грунт в процессе проведениястроительства, в частности, при перемещении по строительной площадкетранспортных и строительных механизмов. В этих случаях необходимопредусматривать устройство технологических прослоек, например, из нетканыхматериалов в комбинации с полимерными геосетками ПС-ПОЛИСЕТ. Технология укладкигеосеток ПС-ПОЛИСЕТ совместно с неткаными материалами принципиально неотличается от укладки геосеток ССП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ и ССНП Нефтегаз-ГРУНТСЕТ.Первым слоем укладываются нетканые геосинтетические материалы, затемукладываются геосетки ПС-ПОЛИСЕТ.

6.8Технологическая схема устройства прослойки из полимерной геосетки с нетканымматериалом:

Рис.5. Технологическая схема устройства прослойки из геосеткиПС-ПОЛИСЕТ.
1 - 4 - рулоны (полотна) нетканого геотекстиля -вдоль полотна; 5 - 9 - рулоны(полотна) геосетки ПС-ПОЛИСЕТ - вдоль полотна; 13 - бульдозер; 14 -автомобиль-самосвал; 15 - каток.

6.9 Вблагоприятных условиях материалы для укладки на поверхности основания должнытранспортироваться на место проведения работ в рулонах и там раскатываться свыполнением соединения. Дополнительные трудности могут возникать, если геосеткидолжны быть помещены через воду на поверхность болота. Там, где слой воды мал,материал можно размещать вручную после предварительной выемки и монтажапрослоек. Всплывание геосинтетиков с удельным весом меньше единицы должно бытьпредотвращено локальным погружением. При большом слое воды или в случаеневозможности ручного размещения прослоек используют средства малоймеханизации.

7. ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

7.1 Дорожная одежда с использованием геосетокССНП-ХАЙВЕЙ на дорогах II тех.категории
(новое строительство)

7.2 Дорожная одежда на дороге I тех. категории на участках сложных грунтово-гидрологическихусловии (реконструкция, пример)

7.3 Дорожная одежда с использованием геосетокССНП-ХАЙВЕЙ на основании, укрепленном цементом

7.4 Армирование а/б покрытий на жестком основании

7.4* Армирование а/б покрытий на жестком основании

7.5 Дорожная одежда городской улицы
( Ремонт)

7.6 Устройство дорожной одежды в корыте с заменойслабого грунта основания

7.7 Дорожная одежда парковочной площадки

7.8 Дорожная одежда лыжероллерной трассы и беговой дорожки

7.9 Конструкция под тротуарную плитку

8. Технология производства работ

Устройство дорожной одежды

8.1Армирование асфальтобетона геосетками из стекловолокна ССНП-ХАЙВЕЙ.

Введение вслои дорожной одежды прослоек из геосинтетических материалов не вноситсущественных изменений в обычную технологию производства работ. Определенныеособенности связаны лишь с устройством слоев, непосредственно контактирующих спрослойкой и введением дополнительной операции по укладке геосетки. Последняяоперация ввиду технологичности геосетки, удобной формой их поставки несдерживает строительный поток. В связи с этим принимаемая длина захватки несвязана обычно с укладкой геосетки, но желательно соблюдать кратность длинызахватки длине материала в рулоне.

Армирование асфальтобетонныхпокрытий рекомендуется производить путем устройства прослойки из геосеткиССНП-ХАЙВЕЙ между верхним и нижним слоем покрытия или непосредственно наблочном основании. В случае, когда дефекты старого покрытия настолько велики,что выполнение мероприятий по ремонту нецелесообразно (наличие сетки трещин призанимаемой ею площади более 20 %, колейности, просадок или проломов), прослойкуиз геосеток с предварительным розливом битума следует устраивать между новымислоями асфальтобетона.

Технологическаясхема устройства прослоек из геосеток предусматривает прослойку из геосетки подслоем асфальтобетонного покрытия, укладываемую по всей ширине проезжей части вдва этапа: сначала на одной, потом другой половине по ширине покрытия.Перечисленные операции выполняют в одну смену с планированием минимальновозможного расстояния по потоку между ними. Величину сменной захватки назначаютпо производительности ведущей машины - асфальтоукладчика. Работа по устройствуасфальтобетонных покрытий армированных геосеткой следует вести по типовымтехнологиям:

1. подготовкаоснования;

2. розливбитумного вяжущего (битумной эмульсии);

3. укладка ипри необходимости крепление геосетки;

4. устройствоасфальтобетонного покрытия.

В качествевяжущего для розлива по подготовленному основанию могут быть использованы битумБНД 40/60 или БНД 60/90, а также битумные эмульсии (что предпочтительно). Неследует применять разжиженный битум, поскольку наличие растворителя можетсущественно повлиять на прочность геосеток и даже привести к их разрушению.Следует обратить особое внимание на равномерность розлива и норму расходавяжущего. Основной розлив вяжущего выполняют автогудронаторами. Температурабитума при этом должна составлять 140 - 160°С. Розлив выполняют обычно наполовине ширины проезжей части, причем ширина распределения вяжущего должна на0,15 - 0,20 м превышать ширину устраиваемой прослойки. В том случае, когдавозможно обеспечение объезда при ремонте или покрытие устраивается сразу на всюширину при строительстве, розлив выполняют на всю ширину. Распределениебитумной эмульсии осуществляют из расчета 0,3-0,5 л/м2. При избыткебитума отмечается налипание геосетки на колеса автомобилей подвозящихасфальтобетонную смесь. Укладку геосетки ведут непосредственно после розливавяжущего. Для борьбы с отраженными трещинами, передающимися от основанийсодержащих неорганические вяжущие (цементобетонные), геосетки ССНП-ХАЙВЕЙдополнительно укладывают симметрично над температурными швами жестких оснований(ширина сеток принимается от 100 см до 300 см в зависимости от длины плитнижележащего основания).

9. АЭРОДРОМНЫЕ ПОКРЫТИЯ. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

9.1 Площадь армирования асфальтобетона геосеткамиССНП на площадке для доводочных робот

9.2 Конструкция армирования однослойногоасфальтобетона геосетками ССНП над швом жесткого покрытия

1 - геосетка ССНП по СТО 00205009-001-2005;

2 - два слоя пергамина;

3 - побелка известковым молоком (выполняется только там, где укладывается пергамин);

4 - асфальтобетонный слои;

5 - подгрунтовка битумной эмульсией, жидким или вязким битумом;

6 - существующее жесткое покрытие;

7 - место приклейки пергамина;

tаb - толщина асфальтобетона

9.3 Конструкция армирования двухслойного асфальтобетонагеосетками ССНП над швом жесткого покрытия:

1 - геосетка ССНП по СТО 00205009-001-2005;

2 - два слоя пергамина;

3 - побелка известковым молоком (выполняется только там, где укладывается пергамин);

4 - асфальтобетонный слои;

5 - подгрунтовка битумной эмульсией, жидким или вязким битумом;

6 - существующее жесткое покрытие;

7 - место приклейки пергамина;

tаb - толщина асфальтобетона

9.4 Деформационный шов в двухслойномасфальтобетонном покрытии:

1 - геосетка ССНП по СТО 00205009-001-2005 ;

2 - верхний и нижний слои асфальтобетона;

3 - подгрунтовка горячим битумом;

4 - существующее жесткое покрытие;

5 - шов сжатия;

6 - возбудитель трещины

9.5 Дорожная одежда рулежной дорожки (РД).

10. Технология производства работ

Особенности устройства армированных асфальтобетонных покрытийаэродромов

10.1Конструктивные решения предназначены для проектирования, строительства,реконструкции и ремонта асфальтобетонных аэродромных покрытий всех типов, вовсех климатических зонах.

Армирующиегеосетки, в зависимости от типа покрытия, применяются с различными целями. Васфальтобетонных покрытиях на нежестких основаниях для предотвращения сдвиговыхдеформаций в местах страгивания или интенсивного торможения воздушных судов(ВС). В асфальтобетонных покрытиях на жестком основании для снижениявероятности образования «отраженных» трещин над швами жесткого основания.

10.2 Сплошноеармирование асфальтобетонных слоев с целью повышения их сдвигоустойчивости иаэродинамической устойчивости при строительстве новых и при усилениисуществующих покрытий аэродромов рекомендуется выполнять под верхним слоемасфальтобетонного покрытия.

Сплошноеармирование рекомендуется предусматривать:

- на концевыхучастках взлетно-посадочной полосы (ВПП) на всю ширину покрытия ВПП. В случаеотсутствия магистральной рулежной дорожки (МРД) и концевых соединительныхрулежных дорожек (РД), концевой участок ВПП армируется по всей площади вместе сразворотным карманом;

- в местепримыкания соединительной РД к ВПП;

- в местахзапуска двигателей на всю ширину РД;

- по всейплощади предстартовой площадки;

- в зонепредварительного старта по всей ширине РД;

- на площадкахдоводочных работ и в местах запуска двигателей на мест стоянок (МС), вдоль линииосновных опор расчетного типа самолета. Геометрические размеры участковсплошного армирования в каждом случае принимаются индивидуально в зависимостиот их предназначения и от габаритов расчетного воздушного судна (ВС).

При реконструкции,капитальном ремонте или усиления существующих жестких аэродромных покрытийасфальтобетоном для снижения вероятности образования отраженных трещин наддеформационными швами необходимо предусматривать армирование асфальтобетонагеосетками.

10.2.1 Научастках существующих жестких покрытий, имеющих сквозные трещины или швы сосредним расстоянием между ними менее 4 м, рекомендуется применять сплошноеармирование, а в остальных случаях - ленточное над трещинами и швами бетонныхплит.

10.2.2 При ленточномармировании ширина геосеток ССНП в соответствии с выпускаемой номенклатуройравна 150 см для плит длиной 5 м, 200 см при длине плиты 7 - 7,5 м и 300 см дляплит длиной 10 м.

В случаеусиления асфальтобетоном сборных покрытий из плит типа плиты аэродромныегофрированные (ПАГ) рекомендуется выполнять сплошное армирование.

10.2.3Геосетки ССНП могут повысить трещиностойкость аэродромных асфальтобетонныхпокрытий на жестких основаниях, а также могут способствовать повышениюсдвигоустойчивости покрытий на нежестких основаниях.

Использованиегеосеток ССНП отодвигает срок начала образования трещин и замедляет процесс ихразвития во времени, что приводит к повышению безопасности полетов ВС ипродлевает межремонтный срок службы аэродромных покрытий.

11. ОТКОСЫ. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

11.1 Противоэрозионная защита откосов

11.1* Противоэрозионная защита откосов

11.2 Повышение устойчивости откосов

11.3 Укрепление откосов насыпи и кюветов

11.4 Укрепление оврага

12. Технология производства работ

Укрепление откосов

12.1Укрепление откосов, береговых линий, оползневых склонов оврагов от водной иветровой эрозии. При укреплении откосов геоматы служат постоянным элементом,выполняющими в первую очередь функцию защиты и играющими роль: покрытия на откосе,арматуры, повышающей устойчивость грунтов поверхностной зоны откоса, фильтра,предотвращающего вынос частиц грунтовыми водами. Как правило, геоматыиспользуют в комбинации с другими типами укрепления: биологическими, несущими,защитными и изолирующими.

Конструкцияукрепления подтопляемого откоса, скорость и глубина водного потока показана втаблице 2. При небольших скоростях водного потока, геоматы возможно укреплятьгрунтами.

Табл.2

№ п/п

Конструкция укрепления

Скорость потока V, м/сек

Глубина потока Нв, м

1

растительный грунт с посевом трав

0,5

0,2

2

укрепленный грунт

1,1

(продолжительность подтопления до 20 суток)

0,4

(продолжительность подтопления до 20 суток)

Прискорости водного потока > 1,0 м/сек, укрепление (засыпка) геоматовпроизводится щебнем или песко-цементной смесью.

При этом применяемые материалы в конструкции используются всоответствии со скоростью и глубиной потока.

№ п/п

Конструкция укрепления

Скорость потока V, м/сек

Глубина потока Нв, м

1

щебнем 6-10мм

1,0

0,3

2

щебнем 6-10мм и дополнительным укреплением цементным раствором (g3 > 1,95 т/м3)

1,5

0,7

Технологическаясхема укрепления откосов геоматами:

12.2 При укладке геоматов в применяемые обычно технологиидополнительно вводятся операции:

- передначалом укрепительных работ необходимо выполнить подготовку поверхности конусовили откосов насыпей (планировку, уборку крупных посторонних предметов);

- подготовкатраншеи вдоль бровки земляного полотна для закрепления прослойки в верхней егочасти. Подготовку траншеи выполняют, если не предусмотрен иной вариантзакрепления геоматов в верхней части откоса, например, путем укладки ее подконструкцию укрепления обочин. Траншею треугольного сечения с заложениемоткосов 1:2 глубиной 0,4 м или трапецеидального сечения с заложением откосов1:1 глубиной 0,3 м и шириной (по низу) 0,2 м устраивают на расстоянии 0,2 - 0,6м от бровки земляного полотна;

- устройствоанкерной канавы в основании откоса для крепления геоматов возможно производитьс помощью автогрейдера или экскаватора;

-транспортировка рулонов геоматов к месту производства работ, их разгрузку ираспределение вдоль откоса, подготовку рулонов к укладке. Рулоны транспортируюти распределяют вдоль бровки через определенное расстояние, зависящее от длиныматериала в рулоне, длины образующей откоса;

- укладкагеоматов производиться сверху вниз с заделкой ее в верхней и нижней частианкерами. Анкерные траншеи после укладки геосетки заполняют песчано-гравийнойсмесью, щебнем или местным грунтом и уплотняют. Соседние полотна укладываютсяпараллельно с нахлестом 0,2 м и закреплением скобами-анкерами диаметром 3-5 мм,длиной 30 см с отогнутым верхним и заостренными нижними концами. Анкеры и скобыв процессе укладки устанавливают в 2 - 3 точках по ширине рулона через 5 - 6 мпо его длине. Работы могут проводиться одним или двумя фронтами в правую илевую стороны в вручную. - засыпка растительного грунта поверх геоматов производитсяс помощью экскаваторов, фронтальных погрузчиков сверху - вниз, разравнивание иуплотнение грунта производится вручную с постепенным перемещением по линиифронта работ. Сеять семена лучше всего в начале вегетационного периодарастений, наиболее благоприятного для их развития. Приблизительный расход семян- 40 г на 1 м2 поверхности. Две трети семян засеивается на открытыегеоматы или на поверхность склона перед укладкой и одна треть - после засыпкиматериала растительным грунтом. В некоторых случаях (при большой скоростипотока воды), геомат целесообразно заполнять отсевом щебня фракции 6-10 мм.Толщина засыпки геоматов определяется проектом. Перед отсыпкойпочвенно-растительного грунта, щебня проверяют качество укладки геоматов путемвизуального осмотра. Проверка сплошности, качества стыковки полотен и порезультатам осмотра составляют акт на скрытые работы.

Укладкугеоматов необходимо начинать сразу после проведения подготовительных работ.Должен соблюдаться максимальный период, в течение которого допускаетсявоздействие на полимерный армоэлемент прямого солнечного света (или другихисточников ультрафиолетового излучения). С момента удаления с рулона защитнойобертки и до засыпки слоем грунта, в соответствии со Стандартом организации(СТО 00205009-002-2006) должно пройти не более 7 часов.

13. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

13.1 Армирование балластного слоя

1 - очищенный щебень;

2 - полимерная геосетка ПС 100/100-50-ПОЛИСЕТ по СТО 00205009-003-2006;

3 - загрязненный балласт

13.2 Создание многослойного покрытия из геотекстиляи геосетки

1 - очищенный щебень;

2 - полимерная геосетка ПС 100/100-50-ПОЛИСЕТ по СТО 00205009-003-2006

3 - геотекстиль;

4 - загрязненный балласт

13.3 Создание многослойного покрытия из пенополистиролаи геосетки

1 - очищенный щебень;

2 - полимерная геосетка ПС 100/100-50-ПОЛИСЕТ по СТО 00205009-003-2006

3 - пенополистирол;

4 - загрязненный балласт

13.4 Участки переменной жесткости на подходах кмостам

1 - задняя грань устоя;

2 - устой;

3 - дренаж

13.5 Противоэрозионная защита железнодорожного пути

13.6 Устройство защитного слоя из геоматов

14. Технология производства работ

14.1Конструктивные решения предназначены для проектирования строительства, реконструкциии ремонта железнодорожного пути во всех климатических зонах.

Геосетка маркиПС 1007100-50-ПОЛИСЕТ предназначена для укладки на железных дорогах ОАО «РЖД» вследующих условиях.

Для повышениянесущей способности подшпального основания железнодорожного пути.

Дляпредупреждения и устранения интенсивных расстройств рельсовой колеи по уровню ив продольном профиле, включая места с возникающим отрясением шпал и выплесками,с целью снижения динамического воздействия поездной нагрузки на путь. Повышенноединамическое воздействие возникает в рельсовых стыках, в том числе сварных, вкрестовинах и остряках стрелочных переводов, особенно на железобетонныхпереводных брусьях.

Для устраненияпросадок пути в зонах примыкания земляного полотна к искусственным сооружениям.В данном случае армированный геосеткой ПС100/100-50-ПОЛИСЕТ балластный слойобеспечивает плавное изменение жесткости, которое достигается различнымколичеством слоев армирования на протяжении переходного участка.

При заменеасбестового балласта на щебень.

Геомат маркиМТ 15-350 предназначен для противоэрозионной защиты откосов земляного полотнажелезнодорожного пути и прилегающих участков.

14.2 Основныеположения технологии производства работ.

14.2.1Геосетка ПС100/100-50-ПОЛИСЕТ для армирования балластного слоя укладывается вкомплексе с ремонтами пути при снятой рельсошпальной решетки, а также приглубокой очистке щебня машиной типа СЧ-600.

Работы поукладке геосетки ПС100/100-50-ПОЛИСЕТ при глубокой очистке щебня машиной типаСЧ-600 делятся на подготовительные, основные и заключительные.

Во времяподготовительных работ выполняют:

срезкунакопленных балластных материалов в зоне обочин до проектного уровня подошвыбалластной призмы с использованием машины типа СЗП (MKT, МНК);

распределениерулонов вдоль фронта укладки геосеток; расстояние между рулонами назначают израсчета, чтобы после их раскатывания соседние полотна перекрывались в плане неменее чем на 0,25 м.

Состав рабочихпоездов: машины типа СЧ-600; ВПР; ДСП.

В составосновных работ по укладке геосетки ПС100/100-50 входят:

вырезка иочистка балласта на глубине 0,45 м ниже подошвы шпал с поперечным уклоном 0,04;

укладкагеосетки ПС100/100-50-ПОЛИСЕТ на подошве среза балластной призмы.

Вырезку,очистку и укладку очищенного балласта в путь производят по типовымтехнологическим схемам ремонта пути.

14.2.2Технологическая схема устройства участка переменной жесткости с применениемгеосетки ПС100/100-50-ПОЛИСЕТ на подходе к мосту с безбалластным мостовымполотном приведена в Руководстве по применению полимерных материалов(пенопластов, геотекстилей, георешеток, полимерных дренажных труб) для усиленияземляного полотна при ремонтах пути, утвержденном Департаментом пути исооружений МПС РФ.

14.2.3Технологическая схема укрепления откосов геоматами приведена в п.12.2.

15. Требования к грунтам земляного полотна

15.1 Грунты,используемые в дорожном строительстве, по происхождению, составу, состоянию вприродном залегании, набуханию, просадочности и степени цементации льдом должныподразделяться в соответствии с ГОСТ 25100-82. Разновидности грунтов похарактеру и степени засоления (таблица 3 обязательного приложения 2 СНиП 2.05.02-85).

15.2 Грунтыдля верхней части земляного полотна следует дополнительно подразделять посоставу (глинистые грунты), набухаемости, относительной просадочности исклонности к морозному пучению, а также по льдистости и просадочности приоттаивании (таблица 2, 4-10 обязательного приложения 2 СНиП 2.05.02-85).

15.3 К слабымследует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условияхприродного залегания менее 0,075 Мпа (при испытании прибором вращательногосреза) или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 Мпа (модуль деформацииниже 5,0 МПа). При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относитьторф и заторфованные грунты, илы, черноземы, пески барханные мергели,сапропели, техногенные грунты (отходы промышленности), глинистые сланцы исланцевые глины с коэффициентом консистенции свыше 0,5, иольдиевые глины,грунты мокрых солончаков.

15.4 Кдренирующим следует относить грунты, имеющие при максимальной плотности пристандартном уплотнении по ГОСТ22733-77 коэффициент фильтрации не менее 0,5 м/сут.

15.5 Пески состепенью неоднородности (по ГОСТ25100-82) менее 3, а также мелкие пески с содержанием по массе не менее 90% частиц размером 0,10 - 0,25 мм следует относить к однородным.

15.6 В случаяхиспользования для постоянных дорог в теле насыпи глинистого грунта верхняячасть насыпи отсыпается из крупнообломочного или песчаного грунта слоем порасчету, но не менее 0,4 м. При этом для северного региона запрещается удалятьили разрушать мохо-растительный покров в основании насыпи.

15.7 Влажностьталых глинистых грунтов не должна превышать допустимой в соответствии стаблицей 3:

Табл.3

Грунт

Допустимая относительная влажность грунта, доли оптимальной, при требуемом коэффициенте уплотнения КУ = 0,95*

Супесь легкая

0,95-1,35

Суглинок легкий пылеватый

0,85-1,30

Оптимальнуювлажность грунта WO ориентировочно можно определить через влажность на границетекучести WT:супеси легкой – WO = 0,7×WT;суглинка легкого пылеватого – WO = 0,6×WT. При использовании грунтов,имеющих влажность более допустимых значений, следует предусматриватьпросушивание грунта: естественным способом, введением песка, сухогомалосвязного грунта (п. 4.23 СНиП3.06.03-85).

15.8Характеристики мерзлых песчаных грунтов, условия их применения и способыразработки должны соответствовать ВСН84-89 «Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог врайонах распространения вечной мерзлоты».

Мерзлыеглинистые грунты должны иметь твердую, полутвердую и тугопластичнуюконсистенцию, устанавливаемую лабораторными испытаниями после их оттаивания.Физико-механические свойства талых и мерзлых грунтов, используемых вконструктивных слоях земляного полотна, устанавливают в соответствии сдействующими ГОСТами.

16. Требования безопасности и охраны окружающейсреды

Геосетки игеоматы изготавливают из малотоксичных компонентов с пониженной горючестью (ГОСТ12.1.044).

Применениегеосеток и геоматов не требует особых предосторожностей. Токсичных веществготовая продукция не выделяет.

В целяхпредотвращения самовоспламенения и возгорания необходимо соблюдать правилапожарной безопасности:

- не хранитьгеосетки и геоматы вблизи отопительных приборов, взрывоопасных материалов,легковоспламеняющихся веществ.

При работе сгеосеткой, для защиты рук необходимо применять перчатки, рукавицы или защитноесредство для рук, а по окончании работы смазывать кожу мазями на основеланолина, борного вазелина или 1% салициловой мазью.

При производстверабот соблюдать требования техники безопасности и производственной санитарии всоответствии с действующими нормами. СНиП12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

В случаепроведения работ в непосредственной близости с проезжей частью автомобильныхдорог без прекращения движения транспорта, место работ должно ограждаться всоответствии с ВСН37-84.

Геосетка несоответствующая СТО 00205009-001-2005 подлежит замене и возврату изготовителю.

17. Библиография

[1] СНиП2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах.

[2] СНиП 2.05.02-85* Автомобильныедороги.

[3] СНиП12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

[4] СНиП 3.06.03-85 Автомобильныедороги.

[5] СНиП 32-03-96. Аэродромы.

[6] СНиП 3.06.06-88. Организация, производствои приемка работ. Сооружения транспорта. Аэродромы.

[7] СНиП 2.05.08-85. Аэродромы.

[8] ВСН37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производстваработ.

[9] ВСН84-89 Изыскание, проектирование и строительство автомобильных дорог врайонах распространения вечной мерзлоты.

[10] ВСН137-89 Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильныхдорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР.

[11] ВСН195-83 Инструкция по изысканиям и проектированию притрассовых автомобильныхдорог в условиях Сибири и Дальнего Востока.

[12] «Пособиепо проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах» (к СНиП 2.05.02-85).

[13] «Пособиепо проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорогпромышленных предприятий» (к СНиП2.05.07-85).

[14]«Производство земляных работ в зимних условиях». Справочное пособие (издание2-е, переработанное и дополненное). Москва – 1971

[15]Руководство по проектированию конструкций аэродромных покрытий. ФГУП ГПИ и НИИГА «Аэропроект». 2004 г.

[15] Типовыерешения по восстановлению несущей способности земляного полотна иобеспечению прочности и морозоустойчивости дорожной одежды на пучинистыхучастках автомобильных дорог. Российское дорожное агентство. РОСАВТОДОР. Москва2000.

[16] Методическиерекомендации по применению армирующих сеток из стекловолокна пристроительстве нежестких дорожных одежд с зернистым основанием. Минтрансстрой.СОЮЗДОРНИИ. Москва 1988.

[17]Методические рекомендации по технологии сооружения земляного полотна изглинистых грунтов повышенно влажности в нечерноземной зоне РСФСР. Министерствотранспортного строительства СССР. СОЮЗДОРНИИ. Москва 1989.

[18] ОДМ. «Рекомендациипо применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонтеавтомобильных дорог». РОСАВТОДОР. Москва 2003.

[19]Рекомендации по использованию стеклосеток (геосеток из стекловолокна),выпускаемых фирмой ОАО «СТЕКЛОНиТ», в различных элементах дорожных и другихконструкциях с разработкой конкретных областей применения. СОЮЗДОРНИИ. Москва2004.

[20] СТО00205009-001-2005 Стандарт предприятия.

[21]Рекомендации по использованию стеклосеток (геосеток из стекловолокна),выпускаемых фирмой ОАО «СТЕКЛОНиТ», в различных элементах аэродромных покрытийФГУП ГПИ и НИИГА «Аэропроект» Москва 2006.

[22]Руководство по применению полимерных материалов (пенопластов, геотекстилей,георешеток, полимерных дренажных труб) для усиления земляного полотна приремонтах пути. МПС России. Москва 2002.