АЗ 971 «Рекомендации по проектированию локализующей вентиляции заливочных и охладительных участков литейных конвейеров» - технические нормативы по охране труда в России
Меню
НАОТ
Велко
Сфера
Новатика - обучение для СОТ

АЗ 971 «Рекомендации по проектированию локализующей вентиляции заливочных и охладительных участков литейных конвейеров»

Обозначение: АЗ 971
Название рус.: Рекомендации по проектированию локализующей вентиляции заливочных и охладительных участков литейных конвейеров
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.01.2009
Дата добавления в базу: 10.11.2009
Дата введения в действие: 01.01.1990
Разработан: ГПИ Сантехпроект Госстроя СССР
Сантехниипроект Госстроя России 105203, г. Москва, ул.Нижняя Первомайская, 46
ЦНИИпромзданий 127238, г. Москва, Дмитровское ш., 46 к. 2
Гипроавтопром 125299, Москва, ул. Космонавта Волкова, 18
Утвержден: СантехНИИпроект (01.01.1990)
Опубликован: СантехНИИпроект № 1990

ГОССТРОЙСССР

САНТЕХНИИПРОЕКТ

РЕКОМЕНДАЦИИ
попроектированию локализующей вентиляции
заливочных и охладительных участков литейных конвейеров

AЗ - 971

Москва 1990

Рекомендации составлены на основе работЦНИИпромзданий, ГПИ Сантехпроект и Гипроавтопрома по заданию 05.01.02 программы0.74.08 на XII пятилетку и предназначены для проектированиялокализирующей вентиляции заливочных и охладительных участковформовочно-заливочно-выбивных линий вчугунолитейных и сталелитейных производствах автомобильной промышленности.

Приведенные решения могут бытьиспользованы в других отраслях машиностроения.

При выполнении работы былисистематизированы прогрессивные, имеющие перспективу повторного применения,компоновочные и конструктивные решения заливки и охлаждения литейных формсовременных автоматических линий.

Технические обоснования и расчетыпредлагаемых компенсационных воздушно-струйных укрытий (КВСУ) и локализующихустройств компенсационного типа (ЛУКТ) выполнены Гипроавтопромом.

Настоящая работа рекомендована Главнымуправлением проектирования Госстроя СССР для распространения в качестведополнения к "Рекомендациям по расчету локализирующих устройствкомпенсационного типа" серии AЗ-961 (M., 1987).

Составители: канд. техн. наук М.Ю. Иваницкая,Е.О. Шилькрот (ЦНИИпромзданий), инженеры С.Е. Богданов, В.Я. Гольдин, Л.А.Ефремова, В.И. Чугунова (Гипроавтопром), Л.Ф. Моор, Р.И. Сапрыкина (ГПИСантехпроект).

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Локализующие устройства компенсационноготипа представляют собой местные отсосы, в зону всасывания которых длявозмещения удаляемого подастся компенсационный воздух. В результате сокращаетсярасход воздуха, забираемого отсосом из помещения.

КВСУ и ЛУКТ предназначены для заменыместных отсосов, приведенных в "Рекомендациях по проектированию отопленияи вентиляции машиностроительных заводов. Литейные цехи", АЗ-489 (М., 1970.Для заливочных участков вместо панелей равномерного всасывания предложены КВСУ,для охладительных участков ЛУКТ заменяют систем удаления воздуха, забираемогоиз цеха через торцовые проемы охладительных тоннелей и камер.

Применение КВСУ и ЛУКТ для вентиляциизаливочных и охладительных участков литейных цехов обеспечивает экономию теплана нагрев приточного воздуха не менее 30%.

2. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВОЗДУШНО-СТРУЙНЫЕ УКРЫТИЯ (КВСУ)

2.1.Технические решения КВСУ

КВСУ представляют собой сочетаниенаклонной всасывавшей панели с пристроенным приточным каналом, подающим снебольшой скоростью струю компенсационного воздуха, которая изолирует зонудыхания рабочего от источника выделения вредных веществ.

В качестве компенсационного может бытьиспользован наружный необработанный воздух, удаляемый из соседних помещений,или смесь наружного и рециркуляционного воздуха. Требования к параметрамкомпенсационного воздухи определяются по п. 2.7 и 1.2.11 Рекомендаций серииAЗ-961.

Технические характеристики КВСУ для 12типов линий приведены в табл.1, привязка КВСУ к линиям и размеры даны на рис. 1-12*.

______________

* На рисунках показаны приточный канал 1; вытяжной канал 2, фланец дляприсоединения приточного воздуховода сверху 3, фланец для присоединениявытяжного воздуховода сверху 4, фланец для присоединения приточного воздуховодасбоку 5, фланец для присоединения вытяжного воздуховода сбоку 6, подвижныелопатки для регулирования направления приточной струи 7, выравнивающая решетка8, вытяжная решетка 9, стойка 10, стальной лист 11.

2.2.Конструктивные решения КВСУ

КВСУ выполнено в виде отдельных секцийдлиной 2 м. Количество секций определяется в зависимости от длины заливочногоучастка. При длине участка, не кратной длине секции (2 м), количество секцийрекомендуется принимать с перекрытием зоны заливки.

Каждая секция снабжена фланцами дляприсоединения вытяжных и приточных воздуховодов в двух вариантах: сверху илисбоку.

В верхней части приточного каналапредусмотрена выравнивающая решетка, а в нижней - подвижные лопатки,обеспечивавшие регулировку направления приточной струи.

Секция устанавливается на стойки, которыекрепятся к полу фундаментными болтами. Высота стоек принята в зависимости отвысоты тележек конвейера с установленными на них литейными формами. При иныхразмерах следует корректировать высоту стоек.

После установки и монтажа для повышенияэффективности КВСУ пространстве между стойками следует закрыть ограждением изтонколистовой стали, оставив щель между ограждением и полом не более 100 мм.

При разработке узлов и деталей КВСУ заоснову следует принимать типовой проект серии 5.904-19 "Компенсационныевоздушно-струйные укрытия".

2.3.Подбор КВСУ

По табл. 1 в зависимости от типалинии, вида литья и размеров опок принимаются расходы удаляемого и приточного(компенсационного) воздуха. Размеры КВСУ приведены на рис. 1-12.

Расчета КВСУ проведены по серии AЗ-961 изусловия улавливания конвективных тепловыделений, равных 40% общих по серииАЗ-489, то есть 14 кВт на 1 т чугуна и 16,3 кВт на 1 т стали в час.

Приведенные в табл. 1 расхода, воздухаобеспечивают ПДК вредных веществ на расстоянии до фронта рабочей зоны χ ≥ 0,5 м при концентрации ихв воздухе помещения qц ≤0,5 ПДК.

Если заданная технологамипроизводительность по залитому металлу G', отличается от приведенной G длявыбранного решения, то делается пересчет расходов удаляемого и приточного (компенсационного)воздуха по формуле

L' = L·(G'/G)1/3,

где L- расход удаляемого и приточного воздуха приведенный в табл. 1;

L' - требуемый расход удаляемого и приточного воздуха.

3. ЛОКАЛИЗУЮЩИЕ УСТРОЙСТВА КОМПЕНСАЦИОННОГО ТИПА (ЛУКТ)

3.1. Технические решения ЛУКТ

ЛУКТ представляет собой протяженноевентилируемое укрытие с открытыми транспортными проемами, защищеннымивоздушными завесами (в канале). Удаление воздуха осуществляется вытяжнымипатрубками, чередующимися по длине укрытия с приточными насадками, подающимикомпенсационный воздух. Воздушные завесы также работают на компенсационномвоздухе.

В качестве компенсационного рекомендуетсяиспользовать необработанный наружный воздух. Может быть также использованвоздух, удаляемый из соседних помещений.

Для одноходовых линий охлаждения вкачестве укрытия используются охладительные тоннели с двумя торцовыми проемами,оборудованными завесами.

При двух и более ветвях охлажденияпопользуются камеры, входные и выходные проемы которых оформляются тоннельнымитамбурами с завесами. Когда по конструктивным соображениям невозможноустановить завесы, допустимо устройство ЛУКТ без завес с подачей наружноговоздуха приточными насадками.

Технические характеристики ЛУКТ для трехтипов линий приведены в табл.2, установка на линиях и размеры даны на рис. 13-15*.

_______________

* На рисунках показаны воздушная завеса с веерным насадком 1, воздушнаязавеса с щелевым насадком 2, вытяжной патрубок 3, приточный насадок 4.

ЛУКТ обслуживается основной, -круглогодичной зимней и летней, обозначенной на рисунках 3(Л) и дополнительной- летней, обозначенной Л, системами приточно-вытяжной вентиляции.Дополнительная система работает при температуре наружного воздуха 10°С и более.

3.2. Конструктивнее решения ЛУКТ

ЛУКТ состоит из ограждающих конструкцийукрытия тоннелей и камер, воздушных завес у транспортных проемов, вытяжныхпатрубков и приточных насадков.

Укрытие следует максимально изолироватьот объема цеха, для чего торцовые проемы должны быть защищены створками,фартуками и т.п. в пределах, не мешающих технологическому процессу.

Приточные короба воздушных завес,располагаемые на расстоянии от проема l > 4H, где Н -высота транспортного проема камеры оформляются щелевыми насадками. Приустановке коробов в местах поворота одноходовой камеры или при специальномустройстве в многоходовой камере тамбуров на расстоянии l@ 2,5Н, щель завесыоформляется плоским веерным насадком.

Вытяжные патрубки устанавливаются по осикаждой из ветвей охлаждения. Первый вытяжной патрубок следует располагать зазавесой на расстоянии (1÷1,5)Н от нее. Для коротких камер (l≤ 8Н) достаточно установки одноговытяжного патрубка в центре укрытия.

Приточные насадки устанавливаются вперекрытии камеры и представляет собой дисковые плафона, образующие полныевеерные настилающиеся струи.

Расстояние между чередующимися приточнымии вытяжными устройствами следует принимать не менее 3H.

3.3. Подбор ЛУКТ

По табл. 2 в зависимости от типалиний, вида укрытия и литья принимаются расходы воздуха в завесах, приточныхнасадках и всасывающих патрубках. Размеры укрытий показаны на рис. 3-15.

Расчеты ЛУКТ даны по Рекомендациям серииAЗ-961.

Приведенные в табл. 2 расходы уходящего воздуха Lух определены при общих тепловыделениями, равных 100 кВтна 1 т чугуна и 160 кВт на 1 т стали. Температура уходящего воздуха принятаравной 45 °C. Расходы воздуха забираемого из цеха Lц,обеспечивают ПДК вредных веществ на расстоянии до фронта рабочей зоны Х ≥ 0,5 м при концентрации их ввоздухе помещения qц ≤0,5 ПДК

Если заданная технологамипроизводительность по залитому металлу и расчетные температуры наружноговоздуха отличаются от приведенных в табл. 2 для выбранного решения, тонеобходимые суммарные расходы уходящего Lух иподаваемого Lк воздухаследует определять по графикам рис.16-18.При этом сохраняются неизменчивыми расходы воздуха на воздушные завесы Lз и забираемого из цеха через транспортные проемы Lц. Размещение и число приточных насадков и вытяжныхпатрубков также сохраняется, а их диаметры уточняются к принимаются приобеспечении скорости движения воздуха в них не более 10 м/с.

Графики рис.16-18 дляопределения требуемых расходов Lух, и Lк построены по формулам

                                                                                                    (1)

Lk = Lн-Lз;                                                                                                                    (2)

                                                                                        (3)

где Q - тепловыделения от металла на участке охлаждения,кBт;

ρн; ρц; ρух -плотность воздуха соответственно наружного, в помещении цеха, уходящего, кг/м3;

tн; tц; tух - температуравоздуха соответственно наружного, в помещении цеха, уходящего, °С.

Если заданные технологическиегазовыделения G' больше приведенных G втабл. 2,то следует уменьшить площади живого сечения транспортных проемов Fприли увеличить расход воздуха забираемого из цеха через эти проемы Lц.Определение требуемых f'при L'ц производится по формулам

Последующийрасчет Lyхи Lк проводится по формулам (1)-(3). При этом расходвоздуха на завесы L3, если G'oг≤ 1,5Goг, допустимо сохранятьнеизменным. При G'oг ≥ 1,5Goг, величину Lз следует определять по п.2.2.11. Рекомендаций серии АЗ-961.

Если размеры и площади транспортных проемовотличаются от приведенных в табл. 2, то следует пересчитать Lц и Lз по п. 2.2.7, 2.2.8 и 2.2.11 Рекомендаций сорилAЗ-961. Определение Lух и Lк проводится по формулам (1)-(3).

Если устройство завес в канале утранспортных ворот не представляется возможным (по конструктивнымособенностям), то численное значение расхода воздуха, забираемого из цеха черезпроем L'ц, м3/с, при tyx = 45 °C, определяется по формуле

где Fгaб -  площадь габаритного сечения транспортногопроема, м2;

Fпp -площадь живого сечения (площадь габаритного сечения за вычетом площади опоки)проема, м2;

Нпр -высота проема м;

Дальнейший расчет Lух и Lкпроводится по формулам (1)-(3) настоящих Рекомендаций.

Таблица 1

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КВСУ

тип линии

Номер рисунка

Литье

Размеры

Производительность по металлу на 1 м длины конвейера, G, т/м

Габаритный размер укрытия Г=в2+в3, мм

Высота нависания укрытия Н, мм

Расход воздуха на одну секцию (l=2 м)×3/4,

удаляемого Lв

приточного Lп

SРO

I (вI = 1100 мм)

Сталь

1100×1500

0,49

1100

1140

8650

3250

SРO

II = 1100 мм)

Сталь

1000×750

0,3

1100

1140

7650

2450

SPO

2

Чугун

900×600

0,16

900

750

4100

1260

Л646Б

3

Чугун

3250×2250

0,16

1370

1300

10370

2600

 

4

Чугун

1600×1300

0,29

1100

600

4100

1700

"Мультаматик" 40,5

5

Сталь

1000×800

0,18

1000

600

3150

1500

Л613С1

6

Сталь

Чугун

1600×1200

0,25

0,24

1000

800

6000

5600

2700

2500

АС-5440

7

Чугун

700×650

0,47

715

1000

10600

2600

АС-6080

8

Чугун

700×1000

0,33

880

600

4500

1500

ДИЗ-7013

9

Сталь

800×630

0,31

650

450

2500

1500

ДИЗА-2013

10

Чугун

630×480

0,245

715

700

5400

1580

АФА-30

11

Чугун

630×800

0,6

800

600

6000

2400

7234

12

Чугун

340×390

0,03

500

520

2100

600

Примечание. В таблице приведенмаксимальный расход приточного воздуха при коэффициенте, учитывающим влияниетемпературы приточного (компенсационного) воздуха КТ=1 илитемпературе приточного воздуха tп ≥ 10°C.

Таблица 2

технические характеристикилукт

Тип литья

Номер рисунка

Вид укрытия

Литье

Размеры опок, мм

Производительность по металлу, G, т/ч

Газовыделения (в пересчете на окись углерода) Goг, кг/ч

Транспортные проемы

Число проемов (завес)

габаритные размеры проема, м

площадь живого сечения Fпр, м2

АС-6080

13

Одноходовой тоннель

Чугун

700×1000

4,94

29,12

2×2,2

3,2

2

SPO

14

Трехходовая камера

Сталь

1000×750

11,3

12,96

1,3×1,4

1,8×1,4

1,75

2

Л646Б

15

Четырехходовая камера

Чугун

3250×2250

12

9,6

4,25×3

9

3

Примечание.Для всех приведенных решений диаметры приточных насадков и вытяжных патрубковприняты равными 800 мм.

Продолжение табл. 2

Воздушные завесы

Приточные насадки

Расход воздуха, м3

Размеры щели δщ×hщ, м

Скорость выхода воздуха v3, м/с

Размеры коробов, м

Число коробов на 1 завесу

Число

Расход воздуха, м3

Общий

На 1 завесу, L'з

общий, Lк

на 1 насадок

З(А)

Л

З(Л)

Л

З(Л)

Л

7780

3890

0,1×2,2

4,9

0,3×0,7

1

1

2

20880

58320

20880

18720

3380

1690

0,1×1,4

3,3

0,3×0,5

1

5

7

110500

276470

22100

23710

28080

9360

0,1×3

4,3

0,3×0,8

2

3

5

57600

156250

19200

19730

Продолжение табл. 2

Вытяжные патрубки

Расход воздуха, забираемого из цеха через транспортные проемы Lц, м3

Расчетная температура наружного воздуха для теплого периода года (параметр А) tн.л, °С

Расчетная температура наружного воздуха для холодного периода года (среднесуточная температура отопительного периода) tн.з, °C

Число

Расход воздуха, м3

Общий, Lух

На 1 патрубок

З(Л)

Л

З(Л)

Л

З(Л)

Л

2

2

39020

76460

19510

18720

10360

22,8

-6

5

7

117400

283370

23480

23710

3520

24,7

-5

5

5

106900

214600

21380

21540

8100

21,2

-1

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

l1

h1

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

H7

Фвыт

Фпр

200

1100

600

300

1660

1562

1140

800

450

650

300

2550

2630

300

630

400

200

1000

300

300

1412

1835

1140

800

450

650

300

2950

2650

300

560

315

Рис. 1. КВСУ линии SPO(сталь)

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

H7

Фвыт

Фпр

200

300

700

200

750

750

350

750

250

2600

2300

300

400

250

Рис. 2.КВСУ линии SPO (чугун)

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

Фвыт

Фпр

200

3250

1000

3700

1300

800

450

650

250

2900

2750

630

355

Рис. 3. КВСУ линии Л646Б

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

H7

Фвыт

Фпр

300

1600

800

300

600

750

350

750

250

2650

2400

250

400

250

Рис. 4.КВСУ линии Л6534

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

H7

Фвыт

Фпр

250

1000

750

250

600

750

350

750

250

2650

2350

300

355

250

Рис. 5.КВСУ линии "Мультаматик 40,5"

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

H7

Фвыт

Фпр

200

1600

700

300

800

700

450

700

300

2750

2450

300

500

355

Рис. 6.КВСУ линии JI613СI

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

H7

Фвыт

Фпр

200

700

520

195

1000

900

600

600

300

2920

2620

300

630

355

Рис. 7.КВСУ линии АС-5440

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

H7

Фвыт

Фпр

400

700

640

240

600

900

500

750

250

2790

2450

300

450

250

Рис. 8.КВСУ линии АС-6080

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

H7

Фвыт

Фпр

100

800

600

250

450

600

250

900

200

2100

1600

500

355

250

Рис. 9.КВСУ линии ДИЗА-7013

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

H7

Фвыт

Фпр

200

630

520

195

700

800

400

800

850

2520

2220

300

500

250

Рис.10. КВСУ линии ДИЗА-2013

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

H7

Фвыт

Фпр

300

630

550

250

600

750

400

700

300

2600

2300

300

500

315

Рис.11. КВСУ линии АФД-30

Размеры, мм

а

в1

в2

в3

h

h1

H2

H3

H4

H5

H6

H7

Фвыт

Фпр

240

340

350

150

520

700

300

620

200

2170

1750

420

315

150

Рис. 12 КВСУ линии 7284

Разрез 1-1

Размеры укрытия, мм

длина l

ширима b

высота h

60500

2000

2200

Рис. 13. ЛУКТ одноходового тоннеля линии AC-6080

Разрез 1-1

Размеры укрытия, мм

длина l

ширима b

высота h

3330

10600

3190

Рис.14. ЛУКТ трехходовой камеры линии SPO

Разрез 1-1

Размеры укрытия, мм

длина l

ширима b

высота h

92500

24000

4500

Рис. 15. ЛУКТ четырехходовой камеры линии Л646Б

Рис. 16. График для определения расходов воздуха ЛУКТ одноходовоготоннеля линии АС-6080

Рис.17. график для определениярасходов воздуха ЛУКТ трехходовой камеры линии SPO

Рис. 18. график дляопределения расходов воздуха ЛУКТ четырехходовой камеры линии Л646Б