Ќа главную
Ќа главную
/ / / “иповые инструкции по охране труда дл€ работников по должност€м, отдельным професси€м.

»нструкци€ по охране труда дл€ летного состава экипажа самолета »л-76

“ипова€ инструкци€ по охране труда
дл€ летного состава экипажа самолета »л-76
(утв. ƒепартаментом воздушного транспорта ћинтранса –‘
10 апрел€ 1996 г. N ƒ¬-52/» )

“ќ» –-54-004-96

1. ќбщие требовани€ безопасности

†††† 1.1. Ќасто€ща€ “ипова€ инструкци€* распростран€етс€ на экипаж самолета
»л-76 (командира ¬—, второго пилота, штурмана, бортинженера, бортрадиста,
старшего бортоператора, бортоператора) и содержит основные требовани€ по охране
труда членов экипажа при выполнении ими своих должностных об€занностей. —пециальные
требовани€, обеспечивающие безопасность труда членов экипажа в процессе подготовки
к полету и во врем€ полета, изложены в –уководстве по летной эксплуатации
самолета »л-76 (далее по тексту - –ЋЁ) и Ќаставлении по производству полетов
(далее по тексту - Ќѕѕ).
†††† 1.2. „лены экипажа самолета (далее по тексту - члены экипажа) независимо
от квалификации и стажа работы должны своевременно и в полном объеме пройти
все виды инструктажа по безопасности труда (вводный, первичный на рабочем
месте, повторный). ѕри перерывах в летной работе более чем на 60 календарных
дней, а также в случае нарушени€ требований инструкции по охране труда, члены
экипажа должны пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всем экипажем
самолета). Ћица, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаютс€.
†††† 1.3. ¬о врем€ работы на членов экипажа могут оказывать воздействие в
основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
†††† - движущиес€ по территории аэродрома ¬—, спецавтотранспорт и самоходные
механизмы;
†††† - струи отработавших газов авиадвигателей, а также камни, песок и другие
предметы, попавшие в них;
†††† - воздушные всасывающие потоки, движущиес€ с большой скоростью (зона
сопел авиадвигателей);
†††† - вращающиес€ винты сто€щих на сто€нках самолетов и вертолетов;
†††† - выступающие части самолета и его оборудовани€ (острые кромки антенн,
незакрытые створки люков, лючков и т.п.);
†††† - повышенное скольжение (вследствие обледенени€, увлажнени€ и замасливани€
поверхностей самолета, трапа, стрем€нок, места сто€нки и покрыти€ аэродрома);
†††† - предметы, наход€щиес€ на поверхности места сто€нки самолета (шланги,
кабели, тросы заземлени€ и др.);
†††† - выполнение работы вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стрем€нке,
приставной лестнице, плоскости самолета, у незакрытого люка, входной двери
и т. п.);
†††† - электрический ток, который в случае замыкани€ может пройти через тело
человека;
†††† - острые кромки, заусенцы, шероховатость на поверхности оборудовани€,
грузов, канатов и т.п.;
†††† - перемещаемые грузы во врем€ погрузки-выгрузки самолета;
†††† - падающие грузы, обрушающиес€ конструкции грузоподъемных механизмов;
†††† - повышенный уровень шума от работающих авиадвигателей и ¬—”;
†††† - повышенна€ или пониженна€ температура и влажность воздуха;
†††† - разр€ды статического электричества;
†††† - недостаточна€ освещенность рабочей зоны, места сто€нки самолета, перрона;
†††† - пожар или взрыв.
†††† 1.4. ƒл€ контрол€ состо€ни€ здоровь€ члены экипажа должны ежегодно проходить
медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии (¬ЋЁ )
и периодические медицинские осмотры в установленном пор€дке.
†††† 1.5. „лены экипажа, не прошедшие периодический медицинский осмотр и годовое
освидетельствование во ¬ЋЁ , к летной работе не допускаютс€. „лены экипажа
должны пользоватьс€ спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Ќормами.
†††† 1.6. ¬ случае заболевани€, плохого самочувстви€, недостаточно предполетного
отдыха (при нахождении вне места базировани€) члены экипажа об€заны доложить
о своем состо€нии командиру ¬— и обратитьс€ за медицинской помощью.
†††† 1.7. ≈сли с членом экипажа произошел несчастный случай, то ему необходимо
оказать медицинскую помощь и сообщить о случившемс€ в установленном пор€дке
дл€ организации расследовани€ этого случа€ в соответствии с действующими ѕоложением о пор€дке расследовани€ и учета несчастных случаев на производстве.
†††† 1.8. „лены экипажа должны уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоватьс€ бортовой медицинской аптечкой.
†††† 1.9. „лены экипажа должны соблюдать установленный дл€ них режим рабочего
времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного отдыха, правила поведени€ во врем€ нахождени€ на дежурстве, в резерве и т. д.
†††† 1.10. ƒл€ предупреждени€ возможности возникновени€ пожаров и взрывов
члены экипажа должны сами соблюдать требовани€ пожаро- и взрывобезопасности
и не допускать нарушений со стороны пассажиров (не курить на месте сто€нки
¬—, не пользоватьс€ открытым огнем и т. п.).
†††† 1.11. „лены экипажа, не соблюдающие требовани€ инструкции по охране труда,
могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. ≈сли нарушение инструкции
св€зано с причинением предпри€тию материального ущерба, члены экипажа могут
привлекатьс€ к материальной ответственности в установленном пор€дке.

2. “ребовани€ безопасности перед вылетом в процессе
предполетной подготовки

†††† 2.1. „лены экипажа перед полетом об€заны пройти медицинский осмотр.
†††† ѕри выполнении полетов за рубежом предполетный медицинский осмотр не
проводитс€. ќтветственность за соблюдение членами экипажа полноценного отдыха
несет командир ¬—.
†††† 2.2. ѕри перемещении по территории аэродрома члены экипажа должны соблюдать следующие правила:
†††† 2.2.1. ’одить только по специально предназначенным дл€ этого маршрутам.
†††† 2.2.2. ¬о избежание несчастных случаев от наезда транспортных средств
и самоходных механизмов во врем€ ходьбы быть внимательным, особенно в сложных
метеорологических услови€х (дождь, туман, снегопад, гололед и т. п.) и в темное
врем€ суток; следует помнить, что в услови€х авиационного шума звуковые сигналы,
подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигател€ приближающегос€
автомобил€, самоходного механизма могут быть не слышны.
†††† 2.2.3. —облюдать осторожность вблизи зон повышенной опасности (зон работающих
авиадвигателей, вращени€ воздушных винтов самолетов, несущих и рулевых винтов
вертолетов, излучени€ антенн наземных и бортовых радиотехнических средств,
рулени€ и буксировки воздушных судов, маневрировани€ спецавтотранспорта и
средств механизации у воздушного судна, заправки самолета √—ћ, погрузочно-разгрузочных
работ и др.), а также на проезжей части дорог, обращать внимание на неровности
и скользкие места на поверхности аэродрома и избегать передвижени€ по ним.

†††† ќпасно находитьс€ на рассто€нии:

†††† - менее 50 м в направлении выхода газов из двигател€;
†††† - менее 10 м перед воздухозаборником двигател€;
†††† - менее 20 м при работе бортовых радиолокационных станций.

†††† 2.3. ¬ процессе предполетного осмотра воздушного судна необходимо:
†††† 2.3.1. ѕользоватьс€ исправными стрем€нками и приставными лестницами,
предусмотренными дл€ самолета »л-76; особую осторожность следует про€вл€ть
при неблагопри€тных погодных услови€х (например, во врем€ дожд€, снега). Ќельз€
спрыгивать со стрем€нки или спускатьс€, шага€ через несколько ступенек.
†††† 2.3.2. —облюдать осторожность при передвижении по сто€нке, чтобы не споткнутьс€ и не ударитьс€ о шланги, кабели, тросы, рукава, упорные колодки, тележки, баллоны и т. п.
†††† 2.3.3. ¬о избежание травмировани€ головы, быть внимательным при передвижении
под фюзел€жем возле низкорасположенных частей самолета (например, наружных
антенн, незакрытых люков, лючков и т. п.) и в районе рампы.
†††† 2.3.4. ѕеред подъемом в самолет необходимо убедитьс€ в надежной установке
бортовой лестницы, исключающей возможность ее самопроизвольного перемещени€;
при этом следует обратить внимание на то, чтобы проушины лестницы вошли в
гнезда, а также чтобы на поверхности лестницы отсутствовали лед, горюче-смазочные
материалы и другие вещества, способствующие скольжению.
†††† 2.3.5. ѕри подъеме (спуске) по бортовой лестнице следует про€вл€ть повышенную
осторожность, не спешить; на бортовой лестнице одновременно не должно находитьс€
более одного человека; подъем и спуск следует осуществл€ть лицом к бортовой
лестнице.
†††† 2.4. ¬ процессе предполетной подготовки каждый член экипажа об€зан руководствоватьс€
требовани€ми –ЋЁ, в том числе:
†††† 2.4.1. Ѕортинженер:
†††† при осмотре самолета снаружи (в соответствии с установленном маршрутом)
необходимо:
†††† - убедитьс€ в том, что возле самолета имеютс€ необходимые средства пожаротушени€, под колесами основных опор шасси установлены упорные колодки, самолет заземлен;
†††† - проверить отсутствие посторонних предметов под самолетом и возле него;
†††† при осмотре внутри самолета:
†††† - убедитьс€ в том, что все технологические люки, панели пола и потолка
закрыты;
†††† - убедитьс€ в том, что проходы в кабине экипажа свободны;
†††† - осмотреть грузовую кабину и кабину экипажа и убедитьс€ в отсутствии
в них посторонних предметов;
†††† - убедитьс€ в том, что двери, люки и рампа закрыты;
†††† - убедитьс€ в том, что аварийно-спасательное оборудование и плавсредства
наход€тс€ на борту и надежно закреплены, бортовые ручные огнетушители наход€тс€
на своих местах, бортовые медицинские аптечки укомплектованы;
†††† - проверить наличие кислородных масок и кислорода в системе;
†††† - убедитьс€ в том, что кресло надежно стопоритс€, прив€зные ремни не
повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло
и длину прив€зных ремней);
†††† - проверить карманы кресел во избежание травм рук оставленными колющими
и режущими предметами.
†††† 2.4.2. ¬торой пилот:
†††† - проверить размещение и крепление грузов в самолете;
†††† - произвести внешний осмотр кабины, после чего зан€ть свое рабочее место,
убедитьс€ в том, что кресло надежно стопоритьс€, прив€зные ремни не повреждены
и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло и длину прив€зных ремней);
†††† - проверить наличие кислородных масок и исправность кислородной системы.
†††† 2.4.3.  омандир ¬—:
†††† - прин€ть доклады членов экипажа о готовности самолета и его оборудовани€
к полету, затем лично произвести наружный осмотр самолета;
†††† - осмотреть кабину и убедитьс€ в отсутствии посторонних предметов;
†††† - зан€ть свое рабочее место, убедитьс€ в том, что кресло надежно стопоритс€,
прив€зные ремни не повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать
кресло и длину прив€зных ремней).
†††† 2.4.4. ¬се члены экипажа должны проверить исправность работы механизмов
кресла, прив€зных ремней и надежность фиксации сидень€ в установленном дл€
полета положении; во избежание получени€ травмы о кромку этажерки при откатывании
сидень€ в крайнее заднее положение следует держать руки на подлокотниках.
†††† 2.5. ѕри загрузке и выгрузке должны соблюдатьс€ следующие основные требовани€:
†††† 2.5.1. ƒл€ предотвращени€ опрокидывани€ самолета на хвостовую часть во
врем€ загрузки и разгрузки грузовой кабины должна быть выпущена хвостова€
опора; выпуск и уборку хвостовой опоры следует производить при горизонтальном
положении рампы.
†††† 2.5.2. ѕеред опусканием и подн€тием рампы, выпуском и уборкой хвостовой
опоры, открытием и закрытием дверей в грузовой кабине, имеющих электрогидравлическое
управление с переднего пульта старшего бортоператора и с пульта управлени€
штурмана, необходимо убедитьс€, что в районе действи€ механизмов, а также
в зонах перемещени€ рампы, опоры и дверей отсутствуют люди.
†††† 2.5.3. —тальные канаты, используемые при работе с грузами, должны соответствовать массе перемещаемого груза; канаты, не снабженные информацией (например, с помощью бирки) об их испытании, не должны использоватьс€ в работе.
†††† 2.5.4. ѕри погрузке и разгрузке контейнеров с помощью электролебедок,
бортоператору запрещаетс€ находитьс€ на пути их перемещени€ (соответственно
спереди или сзади контейнера). ƒл€ предупреждени€ случаев травматизма находитьс€
под контейнером или другим грузом, а также у кра€ рампы запрещено.
†††† 2.5.5. ѕри погрузке и разгрузке контейнеров и других грузов с помощью
тельферов бортоператор должен страховать груз от раскачивани€ специальными
стропами сопровождени€; дл€ предупреждени€ травмировани€ рук о стальные канаты
необходимо пользоватьс€ защитными рукавицами.
†††† 2.5.6. «агрузка и выгрузка самоходной гусеничной и колесной техники должна
производитьс€ своим ходом; после размещени€ техники в грузовой кабине следует
установить ее на сто€ночный тормоз, а под колеса с обеих сторон установить
упорные колодки.
†††† 2.5.7. ѕри погрузке и разгрузке с использованием подтрапников по схеме
"мост" старший бортоператор должен убедитьс€ в устойчивости и надежности креплени€
промежуточной опоры.
†††† 2.5.8. ѕосле размещени€ грузов в кабине необходимо произвести их швартовку
швартовочными цеп€ми, сеткой, ремн€ми и при помощи замков на контейнерах в
соответствии с центровкой самолета согласно схемы швартовки.
†††† 2.5.9. ѕодъем (спуск) грузов по бортовой лестнице запрещаетс€.
†††† 2.6. ѕри заправке самолета топливом должны быть соблюдены следующие требовани€:
†††† 2.6.1. ѕеред заправкой необходимо проверить наличие заземлени€ самолета
и топливозаправщика, их соединение тросом дл€ выравнивани€ потенциалов статического
электричества.
†††† 2.6.2. ”бедитьс€ в наличии необходимых средств пожаротушени€ на месте
сто€нки самолета.
†††† 2.7. ¬о врем€ заправки самолета запрещаетс€:
†††† - выполн€ть любые виды работ по техническому обслуживанию самолета, а
также погрузочно-разгрузочные работы и обработку самолета противообледенительной
жидкостью "јрктика";
†††† - присоедин€ть и отсоедин€ть аэродромный источник электропитани€ к бортовой
электросети;
†††† - пользоватьс€ открытым огнем и светильниками, не удовлетвор€ющими требовани€м
пожарной и взрывной безопасности;
†††† - продолжать заправку в случае приближени€ грозы.

3. “ребовани€ безопасности в процессе
выполнени€ полетного задани€

†††† 3.1. ќсновным условием обеспечени€ безопасности членов экипажа в процессе
выполнени€ полетного задани€ €вл€етс€ точное соблюдение ими требований Ќѕѕ
и –ЋЁ.
†††† 3.2. Ѕуксировку самолета можно осуществл€ть только при наличии давлени€
в тормозной системе.
†††† 3.3. ¬о врем€ буксировки самолета члены экипажа должны находитьс€ на
своих рабочих местах и, в случае необходимости, прин€ть меры к своевременной
остановке самолета.
†††† 3.4. ѕри буксировке самолета в ночное врем€ и в услови€х плохой видимости
следует включить импульсный ма€к, аэронавигационные и габаритные огни и убедитьс€
в том, что фары и габаритные огни на т€гаче также включены.
†††† 3.5. —корость буксировки по сухой бетонированной дорожке "носом" вперед
допускаетс€ не более 10 км/ч, "хвостом" вперед - не более 5 км/ч, вблизи преп€тствий
- не более 5 км/ч.
†††† 3.6. «апуск двигателей может быть начат только после получени€ разрешени€
от авиатехника, выпускающего самолет, и докладов членов экипажа о готовности
самолета к полету.
†††† 3.7. ѕеред запуском двигателей необходимо убедитьс€ в том, что в зоне
струи отработанных газов и всасывающего воздушного потока в зоне двигателей
нет посторонних предметов, авиатехник, выпускающий самолет, готов к запуску
двигателей и зан€л свое место.
†††† 3.8. ƒо запуска двигателей необходимо подать команду "ќт двигателей";
получив ответный сигнал от авиатехника, приступить к запуску.
†††† 3.9. „лены экипажа при выруливании на старт, наборе высоты и снижении,
наход€сь на своих рабочих местах, должны быть пристегнуты к сидени€м кресел
прив€зными ремн€ми.
†††† 3.10. ѕри рулении члены экипажа об€заны следить за окружающей обстановкой
и предупреждать командира ¬— о преп€тстви€х.
†††† 3.11. –уление вблизи преп€тствий, в зонах интенсивного движени€ ¬—, спецавтотранспорта,
людей, а также при ограниченной видимости выполн€етс€ на скорости, обеспечивающей
в случае необходимости безопасную остановку самолета.
†††† 3.12. ѕри полетах продолжительностью более 4 часов в профилактических
цел€х следует дышать кислородом в течение 7 минут через каждые 2 часа полета,
а также перед снижением; при пользовании кислородным оборудованием следует
помнить о том, что во избежание возможности взрыва необходимо исключить любой
контакт кислорода и жиров; поэтому работать с кислородным оборудованием следует
чистыми руками без следов жиров и масел.
†††† 3.13. ¬рем€ и очередность приема пищи членами экипажа в полете устанавливает
командир ¬—. ќдновременно принимать пищу обоим пилотам запрещаетс€.
†††† 3.14. ¬о избежание несчастных случаев запрещаетс€ разливать гор€чую воду
через верхнюю горловину электрокип€тильника.
†††† 3.15. ¬ экстренных случа€х открывать крышку электрокип€тильника с гор€чей
водой можно только спуст€ 10 минут после отключени€ его от электросети.
†††† 3.16. «апрещаетс€ заваривать чай и кофе в электрокип€тильнике, а также
подогревать жидкости в электродуховом шкафу.
†††† 3.17. –азлив гор€чей воды из электрокип€тильника необходимо осуществл€ть
только через краны.
†††† 3.18. ƒл€ открывани€ бутылок и консервных банок следует пользоватьс€
только исправными и предназначенными дл€ этого приспособлени€ми и инструментом.

4. “ребовани€ безопасности в аварийных ситуаци€х

†††† 4.1. ¬ случае пролива топлива во врем€ заправки на поверхность самолета
или покрытие места сто€нки заправка должна быть прекращена до полного удалени€
пролитого топлива. ѕри этом запуск двигателей можно производить не ранее чем
через 10-15 минут после удалени€ пролитого топлива с поверхности самолета
и места его сто€нки.
†††† 4.2. ѕри возникновении пожара в самолете на земле члены экипажа должны
немедленно сообщить об этом службе ”¬ƒ, одновременно начать эвакуацию пассажиров.
ѕри ликвидации пожара кроме бортовых средств необходимо дополнительно использовать
наземные средства пожаротушени€, имеющиес€ на аэродроме.
†††† 4.3. ¬ полете при обнаружении дыма, гари или открытого пламени в пилотской
или грузовой кабине, необходимо немедленно доложить об этом командиру ¬— и
приступить к поиску и тушению очага пожара с помощью ручных огнетушителей
и других доступных средств. ќ пожаре необходимо сообщить диспетчеру ”¬ƒ.
†††† 4.4. ѕри по€влении дыма в кабине экипажа всем членам экипажа следует
надеть дымозащитные средства (кислородные маски и дымозащитные очки).
†††† 4.5. ¬ случае возникновени€ пожара в каком-либо потребителе электрической
энергии необходимо немедленно его обесточить.
†††† 4.8. ƒействи€ членов экипажа в случае аварийной посадки самолета и в
других особых случа€х должны соответствовать требовани€м –ЋЁ.

5. “ребовани€ безопасности по окончании полета

†††† 5.1. ѕосле заруливани€ на сто€нку покидать рабочие места можно только
после полной остановки двигателей и обесточивани€ самолета с разрешени€ командира
¬—.
†††† 5.2. ѕри выходе из самолета необходимо быть внимательным и осторожным,
так как после полета организм утомлен после неблагопри€тного воздействи€ таких
производственных факторов, как шум, вибраци€, перепад давлени€ и т. п.
†††† 5.3. Ѕортмеханик должен убедитьс€ в том, что под колеса основных шасси
установлены упорные колодки, а самолет заземлен.
†††† 5.4. ѕри выполнении внешнего послеполетного осмотра самолета, необходимо
соблюдать меры предосторожности, изложенные в пункте 2.3. насто€щей “иповой
инструкции.
†††† 5.6. „лены экипажа должны следовать от самолета по перрону в установленных
местах безопасным путем с учетом мер безопасности, изложенных в пункте 2.2.
насто€щей “иповой инструкции.

†††† Ќасто€ща€ инструкци€ разработана ќтделом охраны труда ƒ¬1 (≈ленским ¬.¬.),
037 лабораторией √осЌ»» √ј (¬асиленко ј.≈.) и согласована с отделами ƒ¬1:
ќЋЁи— (—тол€ровым Ќ.ј.), ќ“Ё–ј“ (¬оробьевым ¬.».), ќјЅ (—алеевым ¬.Ќ.), ћедотделом
(’ватовым ≈.¬.), ёротделом (≈фимуркиным —.ћ.).

------------------------------------------------------------------------
†††† * Ќа основе “иповой инструкции разрабатываетс€ инструкци€ по охране труда
с учетом конкретных условий на предпри€тии (в организации).

41 160
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

ƒобавить инструкцию

ѕомогите развитию библиотеки инструкций по охране труда. ѕришлите нам свою инструкцию и она будет размещена в каталоге. дл€ их размещени€

‘айл с текстом инструкции (rtf,doc,rar,zip):

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.