Ќа главную
Ќа главную
/ / / “иповые инструкции по охране труда дл€ работников по должност€м, отдельным професси€м.

»нструкци€ по охране труда дл€ летного состава экипажа самолета »л-86

“ипова€ инструкци€ по охране труда
дл€ летного состава экипажа самолета »л-86

(утв. ƒепартаментом воздушного транспорта ћинтранса –‘
от 10 апрел€ 1996 г. N ƒ¬-51/и)

“ќ» –-54-003-96

†††† »нструкци€ вводитс€ в действие с 01.06.96 взаимен инструкции, утвержденной
ћ√ј от 11.06.90 N 15/»

1. ќбщие требовани€ безопасности

†††† 1.1. Ќасто€ща€ “ипова€ инструкци€* распростран€етс€ на летный состав
экипажа самолета »л-86: командира ¬—, второго пилота, штурмана и бортинженера
и содержит основные требовани€ по охране труда членов экипажа при выполнении
ими своих должностных об€занностей.
†††† —пециальные требовани€, обеспечивающие безопасность труда членов экипажа
в процессе подготовки к полету и во врем€ полета, изложены в –уководстве по
летной эксплуатации самолета »л-86 (далее по тексту - –ЋЁ) и Ќаставлении по
производству полетов (далее по тексту - Ќѕѕ).
†††† 1.2. „лены экипажа самолета (далее по тексту - члены экипажа) независимо
от квалификации и стажа работы должны своевременно и в полном объеме пройти
все виды инструктажа по безопасности труда (вводный, первичный на рабочем
месте, повторный). ѕри перерывах в летной работе более чем на 60 календарных
дней, а также в случае нарушени€ требований инструкции по охране труда, члены
экипажа должны пройти внеплановый инструктаж (индивидуально или всем экипажем
самолета).
†††† Ћица, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаютс€.
†††† 1.3. ¬о врем€ работы на членов экипажа могут оказывать воздействие в
основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
†††† - движущиес€ по территории аэродрома ¬—, спецавтотранспорт и самоходные
механизмы;
†††† - струи отработавших газов авиадвигателей, а также камни, песок и другие
предметы, попавшие в них;
†††† - воздушные всасывающие потоки, движущиес€ с большой скоростью (зона
сопел авиадвигателей);
†††† - вращающиес€ винты сто€щих на сто€нках самолетов и вертолетов;
†††† - выступающие части самолета и его оборудовани€ (элементы конструкции
двигателей, острые кромки антенн, незакрытые створки люков, лючков и т.п.);
†††† - повышенное скольжение (вследствие обледенени€, увлажнени€ и замасливани€
поверхностей самолета, складных трапов, стрем€нок, места сто€нки и покрыти€
аэродрома);
†††† - предметы, наход€щиес€ на поверхности места сто€нки самолета (шланги,
кабели, тросы заземлени€ и др.);
†††† - выполнение работы вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стрем€нке,
приставной лестнице, плоскости самолета, у незакрытого люка, входной двери
и т.п.);
†††† - электрический ток, который в случае замыкани€ может пройти через тело
человека;
†††† - повышенный уровень шума от работающих авиадвигателей и ¬—”;
†††† - повышенна€ или пониженна€ температура и влажность воздуха;
†††† - разр€ды статического электричества;
†††† - недостаточна€ освещенность рабочей зоны, места сто€нки самолета, перрона;
†††† - пожар или взрыв.
†††† 1.4. ƒл€ контрол€ состо€ни€ здоровь€ члены экипажа должны ежегодно проходить
медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии (¬ЋЁ )
и периодические медицинские осмотры в установленном пор€дке.
†††† „лены экипажа, не прошедшие периодический медицинский осмотр и годовое
освидетельствование во ¬ЋЁ , к летной работе не допускаютс€.
†††† 1.5. „лены экипажа должны пользоватьс€ спецодеждой, спецобувью и другими
средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Ќормами.
†††† 1.6. ¬ случае заболевани€, плохого самочувстви€, недостаточного предполетного
отдыха (при нахождении вне места базировани€) члены экипажа об€заны доложить
о своем состо€нии командиру ¬— и обратитьс€ за медицинской помощью.
†††† 1.7. ≈сли с членом экипажа произошел несчастный случай, то ему необходимо
оказать медицинскую помощь и сообщить о случившемс€ в установленном пор€дке
дл€ организации расследовани€ этого случа€ в соответствии с действующим ѕоложением
о пор€дке расследовани€ и учета несчастных случаев на производстве.
†††† 1.8. „лены экипажа должны уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоватьс€
бортовой медицинской аптечкой.
†††† 1.9. „лены экипажа должны соблюдать установленный дл€ них режим рабочего
времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного
отдыха, правила поведени€ во врем€ нахождени€ на дежурстве, в резерве и т.д.
†††† 1.10. ƒл€ предупреждени€ возможности возникновени€ пожаров и взрывов
члены экипажа должны сами соблюдать требовани€ пожаро- и взрывобезопасности
и не допускать нарушений со стороны пассажиров (не курить на месте сто€нки
¬—, не пользоватьс€ открытым огнем и т.п.).
†††† 1.11. „лены экипажа, не соблюдающие требовани€ инструкции по охране труда,
могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности; если нарушение св€зано
с причинением предпри€тию материального ущерба, члены экипажа могут привлекатьс€
к материальной ответственности в установленном пор€дке.

2. “ребовани€ безопасности перед вылетом в процессе
предполетной подготовки

†††† 2.1. „лены экипажа перед полетом об€заны пройти медицинский осмотр.
†††† ѕри выполнении полетов за рубежом предполетный медицинский осмотр не
проводитс€. ќтветственность за соблюдение членами экипажа полноценного отдыха
несет командир ¬—.
†††† 2.2. ѕри перемещении по территории аэродрома члены экипажа должны соблюдать
следующие правила:
†††† 2.2.1. ’одить только по специально предназначенным дл€ этого маршрутам.
†††† 2.2.2. ¬о избежание несчастных случаев от наезда транспортных средств
и самоходных механизмов во врем€ ходьбы быть внимательным, особенно в сложных
метеорологических услови€х (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное
врем€ суток; следует помнить, что в услови€х авиационного шума звуковые сигналы,
подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигател€ приближающегос€
автомобил€, самоходного механизма могут быть не слышны.
†††† 2.2.3. —облюдать осторожность вблизи зон повышенной опасности (зон работающих
авиадвигателей, вращени€ воздушных винтов самолетов, несущих и рулевых винтов
вертолетов, излучени€ антенн наземных и бортовых радиотехнических средств,
рулени€ и буксировки воздушных судов, маневрировани€ спецавтотранспорта и
средств механизации у воздушного судна, заправки самолета √—ћ, погрузочно-разгрузочных
работ и др.), а также на проезжей части дорог; обращать внимание на неровности
и скользкие места на поверхности аэродрома и избегать передвижени€ по ним.
†††† ќпасно находитьс€ на рассто€нии:
†††† - менее 50 м в направлении выхода газов из двигател€;
†††† - менее 10 м перед воздухозаборником двигател€;
†††† - менее 20 м при работе бортовых радиолокационных станций.
†††† 2.3. ¬ процессе предполетного осмотра воздушного судна необходимо:
†††† 2.3.1. ѕользоватьс€ исправными стрем€нками и приставными лестницами,
предусмотренными дл€ самолета »л-86. ќсобую осторожность следует про€вл€ть
при неблагопри€тных погодных услови€х (например, во врем€ дожд€, снега). Ќельз€
спрыгивать со стрем€нки или спускатьс€, шага€ через несколько ступенек.
†††† 2.3.2. —облюдать осторожность при передвижении по сто€нке, чтобы не споткнутьс€
и не ударитьс€ о шланги, кабели, тросы, рукава, упорные колодки, тележки,
баллоны и т.п.
†††† 2.3.3. ¬о избежание травмировани€ головы, быть внимательным при передвижении
под фюзел€жем возле низкорасположенных частей самолета (например, мотогондол
двигателей).
†††† 2.3.4. ƒл€ исключени€ причин имевших место несчастных случаев с членами
экипажей следует:
†††† - соблюдать осторожность внутри самолета дл€ исключени€ травмировани€
незакрытыми панел€ми и створками и падений в незакрытые люки;
†††† - не держатьс€ за проемы незакрытых дверей внутри самолета дл€ исключени€
возможного прищемлени€ пальцев;
†††† - при спуске по трапу застегнуть пальто или плащ, держатьс€ за поручни.
†††† 2.4. ¬ процессе предполетной подготовки каждый член экипажа об€зан руководствоватьс€
требовани€ми –ЋЁ, в том числе:
†††† 2.4.1. Ѕортинженер:
†††† при осмотре самолета снаружи (в соответствии с установленным маршрутом):
†††† - убедитьс€ в том, что возле самолета имеютс€ необходимые средства пожаротушени€,
под колесами основных опор шасси установлены упорные колодки, токосъемники
на шасси имеют контакт с землей, самолет заземлен;
†††† - проверить отсутствие посторонних предметов под самолетом и возле него;
†††† - убедитьс€ в чистоте выпускных трапов дл€ входа в самолет.
†††† при осмотре внутри самолета:
†††† - убедитьс€ в том, что все технологические люки, панели пола и потолка
закрыты; при этом следует иметь в виду, что незакрытые люки и панели €вились
причиной значительного числа несчастных случаев с членами экипажей;
†††† - осмотреть багажники, проходы в пассажирских салонах и кабине экипажа
и убедитьс€ в отсутствии в них посторонних предметов;
†††† - убедитьс€ в закрытии дверей, в том числе, аварийных и грузовых;
†††† - убедитьс€ в том, что аварийно-спасательное оборудование и плавсредства
наход€тс€ на борту и надежно закреплены, бортовые ручные огнетушители наход€тс€
на своих местах, бортовые медицинские аптечки укомплектованы;
†††† - проверить наличие кислородных масок и кислорода в системе;
†††† - убедитьс€ в том, что кресло надежно стопоритс€, прив€зные ремни не
повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло
и длину прив€зных ремней);
†††† - проверить карманы кресел во избежание травм рук оставленными колющими
и режущими предметами.
†††† 2.4.2. ¬торой пилот:
†††† - произвести внешней осмотр кабины, после чего зан€ть свое рабочее место,
убедитьс€ в том, что кресло надежно стопоритс€, прив€зные ремни не повреждены
и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло и длину прив€зных
ремней);
†††† - проверить наличие дымозащитных очков, кислородных масок и кислорода
в системе.
†††† 2.4.3.  омандир ¬—:
†††† - прин€ть доклады членов экипажа о готовности самолета и его оборудовани€
к полету;
†††† - осмотреть кабину и убедитьс€ в отсутствии посторонних предметов;
†††† - зан€ть свое рабочее место, убедитьс€ в том, что кресло надежно стопоритс€,
прив€зные ремни не повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать
кресло и длину прив€зных ремней).
†††† 2.5. ѕри заправке самолета топливом должны быть соблюдены следующие требовани€:
†††† 2.5.1. ѕеред заправкой необходимо проверить наличие заземлени€ самолета
и топливозаправщика, их соединение тросом дл€ выравнивани€ потенциалов статического
электричества.
†††† 2.5.2. ”бедитьс€ в наличии необходимых средств пожаротушени€ на месте
сто€нки самолета.
†††† 2.5.3. ¬о врем€ заправки самолета запрещаетс€:
†††† - выполн€ть любые виды работ по техническому обслуживанию самолета, а
также погрузочно-разгрузочные работы и обработку самолета противообледенительной
жидкостью "јрктика";
†††† - присоедин€ть и отсоедин€ть аэродромный источник электропитани€ к бортовой
электросети;
†††† - пользоватьс€ открытым огнем и светильниками, не удовлетвор€ющими требовани€м
пожарной и взрывной безопасности;
†††† - продолжать заправку в случае приближени€ грозы.

3. “ребовани€ безопасности
в процессе выполнени€ полетного задани€

†††† 3.1. ќсновным условием обеспечени€ безопасности членов экипажа в процессе
выполнени€ полетного задани€ €вл€етс€ соблюдение ими требований Ќѕѕ и –ЋЁ.
†††† 3.2. Ѕуксировку самолета можно осуществл€ть только при наличии давлени€
в тормозной системе в установленных пределах.
†††† 3.3. ¬о врем€ буксировки самолета члены экипажа должны находитьс€ на
своих рабочих местах и, в случае необходимости, прин€ть меры к своевременной
остановке самолета.
†††† 3.4. ѕри буксировке самолета в ночное врем€ и в услови€х плохой видимости
следует включить импульсный ма€к, аэронавигационные и габаритные огни и убедитьс€
в том, что фары и габаритные огни на т€гаче также включены.
†††† 3.5. —корость буксировки по сухой бетонированной дорожке "носом" вперед
допускаетс€ не более 10 км/ч, "хвостом" вперед - не более 5 км/ч, вблизи преп€тствий
- не более 5 км/ч.
†††† 3.6. «апуск двигателей может быть начат только после получени€ разрешени€
от диспетчера ”¬ƒ, авиатехника, выпускающего самолет, и докладов членов экипажа
о готовности самолета к полету.
†††† 3.7. ѕеред запуском двигателей необходимо убедитьс€ в том, что:
†††† 3.7.1. —кладные трапы убраны.
†††† 3.7.2. Ќаземный состав, выпускающий самолет, готов к запуску двигателей.
†††† 3.7.3. —амолет поставлен на сто€ночный тормоз.
†††† 3.7.4. —трем€нки и другое оборудование по обе стороны от самолета убраны
на рассто€ние, обеспечивающее безопасный запуск и опробование двигателей;
†††† 3.8. ѕеред выруливанием необходимо дать команду авиатехнику, выпускающему
самолет, отсоединить аэродромный источник питани€.
†††† 3.9. —корость рулени€ должна поддерживатьс€ в зависимости от состо€ни€
–ƒ, условий видимости и наличи€ преп€тствий.
†††† 3.10. –уление вблизи преп€тствий, в зонах интенсивного движени€ ¬—, спецавтотранспорта,
людей, а также при ограниченной видимости должно выполн€тьс€ на скорости,
обеспечивающей своевременную остановку самолета.
†††† 3.11. „лены экипажа при выполнении полета, наход€сь на своих рабочих
местах, должны быть пристегнуты к сидени€м кресел прив€зными ремн€ми.
†††† 3.12. „лены экипажа не должны прикасатьс€ к оголенным выводам открытых
антенн дл€  ¬ радиостанции.
†††† 3.13. ѕри замене предохранителей следует пользоватьс€ пинцетом с изол€цией;
нельз€ примен€ть предохранители, рассчитанные на большую силу тока.
†††† 3.14. ѕри необходимости проверить наличие напр€жени€ в электрической
цепи не допускаетс€ пользоватьс€ методом "на искру".
†††† 3.15. „лены экипажа должны следить за тем, чтобы электрические щитки,
распределительные и клеммные коробки были всегда закрыты.
†††† 3.16. ѕри полетах продолжительностью более 4-х часов в профилактических
цел€х следует дышать кислородом в течение 10 минут через каждые 2 часа полета,
а также перед снижением.
†††† 3.17. „лены экипажа при пользовании кислородным оборудованием должны
следить за тем, чтобы руки были чистыми, без следов жира.
†††† 3.18. „лены экипажа при каждом выходе из кабины должны закрывать входную
дверь на замок и открывать ее только по условному сигналу.
†††† 3.19. ѕри проходе по пассажирским салонам членам экипажа следует быть
внимательными, чтобы не споткнутьс€ о возможные складки на ковровом покрытии,
а также о ручную кладь пассажиров; принимать меры к устранению этих нарушений.
†††† 3.20. ¬рем€ и очередность приема пищи членами экипажа в полете устанавливает
командир ¬—. ќдновременно принимать пищу обоим пилотам запрещаетс€.
†††† 3.21. ѕри перевозке на борту ¬— оружи€ следует руководствоватьс€ требовани€ми
авиационной безопасности, изложенными в нормативных документах по производству
досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего
персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов питани€.
†††† 3.22. ѕри заруливании на сто€нку после полета члены экипажа должны наблюдать
за преп€тстви€ми и своевременно докладывать об этом командиру ¬— во избежание
столкновени€.

4. “ребовани€ безопасности в аварийных ситуаци€х

†††† 4.1. ¬ случае пролива топлива во врем€ заправки на поверхность самолета
или покрытие места сто€нки заправка должна быть прекращена до полного удалени€
пролитого топлива. ѕри этом запуск двигателей можно производить не ранее чем
через 10 - 15 минут после удалени€ пролитого топлива с поверхности самолета
и места его сто€нки.
†††† 4.2. ѕри возникновении пожара в самолете на земле члены экипажа должны
немедленно сообщить об этом службе ”¬ƒ, одновременно начать эвакуацию пассажиров.
ѕри ликвидации пожара кроме бортовых средств необходимо дополнительно использовать
наземные средства пожаротушени€, имеющиес€ на аэродроме.
†††† 4.3. ¬ полете при обнаружении дыма, гари или открытого пламени в пилотской
или пассажирской кабине, а также в багажных отсеках необходимо немедленно
доложить об этом командиру ¬— и приступить к поиску и тушению очага пожара
с помощью ручных огнетушителей и других доступных средств. ќ пожаре необходимо
сообщить диспетчеру ”¬ƒ.
†††† 4.4. ѕри по€влении дыма в кабине экипажа всем членам экипажа следует
надеть дымозащитные средства (кислородные маски и дымозащитные очки).
†††† 4.5. ¬ случае возникновени€ пожара в каком-либо потребителе электрической
энергии необходимо немедленно его обесточить.
†††† 4.6. „лены экипажа должны предотвращать возникновение паники среди пассажиров.
†††† 4.7. ≈сли пожар не ликвидирован в полете, то после посадки самолета необходимо
использовать аварийные средства дл€ эвакуации пассажиров из самолета на безопасное
рассто€ние.
†††† 4.8. ƒействи€ членов экипажа в случае аварийной посадки самолета и в
других особых случа€х должны соответствовать требовани€м –ЋЁ.

5. “ребовани€ безопасности по окончании полета

†††† 5.1. ќткрывать входные двери и двери кухни при наличии избыточного давлени€
в кабине запрещаетс€. ƒл€ выравнивани€ давлени€ в кабине с наружным второму
пилоту следует приоткрыть форточку.
†††† ѕеред открытием входных дверей бортинженеру необходимо убедитьс€, что
световые табло "ќткройте дверь" над внутренними пультами управлени€ гор€т.
†††† 5.2. ¬ыходить на трап можно только после полного раскладывани€ трапа,
установки половин трапа в их сочленении на замки и загорании зеленого светосигнального
табло "“рап выпущен".
†††† 5.3. „лены экипажа должны выходить из самолета на выпускной трап только
после полной остановки двигателей; не допускаетс€ спускатьс€ по трапу через
несколько ступенек; во избежание проскальзывани€ (особенно в дождь и снег)
во врем€ спуска по трапу следует держатьс€ за поручень.
†††† 5.4. Ѕортинженер должен убедитьс€ в том, что:
†††† 5.4.1. ¬ карманах кресел экипажа не оставлены режущие или колющие предметы.
†††† 5.4.2. ѕод колеса шасси установлены упорные колодки, самолет заземлен.
†††† 5.5. ѕри выполнении внешнего послеполетного осмотра самолета, необходимо
соблюдать меры предосторожности, изложенные в пункте 2.3. насто€щей “иповой
инструкции.
†††† 5.6. „лены экипажа должны следовать от самолета по перрону в установленных
местах безопасным путем с учетом мер безопасности, изложенных в пункте 2.2.
насто€щей “иповой инструкции.

†††† Ќасто€ща€ инструкци€ разработана ќтделом охраны труда ƒ¬1 (≈ленским ¬.¬.),
037 лабораторией √осЌ»» √ј (¬асиленко ј.≈.) и согласована с отделами ƒ¬1:
ќЋЁи— (—тол€ровым Ќ.ј.), ќ“Ё–ј“ (¬оробьевым ¬.».), ќјЅ (—алеевым ¬.Ќ.), ћедотделом
(’ватовым ≈.¬.), ёротделом (≈фимуркиным —.ћ.).

ѕервый заместитель директора
ƒепартамента воздушного
транспорта †√.Ќ.«айцев

-------------------------------------------------------------------------
†††† * Ќа основе “иповой инструкции разрабатываетс€ инструкци€ по охране труда
с учетом конкретных условий на предпри€тии (в организации).

36 397
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

ƒобавить инструкцию

ѕомогите развитию библиотеки инструкций по охране труда. ѕришлите нам свою инструкцию и она будет размещена в каталоге. дл€ их размещени€

‘айл с текстом инструкции (rtf,doc,rar,zip):

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.