Ќа главную
Ќа главную
/ / / “иповые инструкции по охране труда дл€ работников по должност€м, отдельным професси€м.

»нструкци€ по охране труда дл€ летного состава экипажа самолета “у-154

“ипова€ инструкци€ по охране труда
дл€ летного состава экипажа самолета “у-154

“ќ» –-54-002-96

(утв. ƒепартаментом воздушного транспорта ћинтранса –‘
20 марта 1996 г.† N ƒ¬-40/»)

††† »нструкци€ вводитс€ в действие с 01.06.96 взамен инструкции, утвержденной
ћ√ј от 04.08.90 N 14/»

1. ќбщие требовани€ безопасности

†††† 1.1. Ќасто€ща€ “ипова€ инструкци€* распростран€етс€ на летный состав
экипажа самолета “у-154: командира ¬—, второго пилота, бортинженера и штурмана**
и содержит основные требовани€ по охране труда членов экипажа при выполнении
ими своих должностных об€занностей.
†††† —пециальные требовани€, обеспечивающие безопасность труда членов экипажа
и процессе подготовки к полету и во врем€ полета, изложены к –уководстве по
летной эксплуатации самолета “у-154.
†††† 1.2. „лены экипажа самолета*** независимо от квалификации и стажа работы
должны своевременно и в полном объеме пройти все виды инструктажа по безопасности
труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный). ѕри перерывах в летной
работе более чем на 60 календарных дней, а также в случае нарушени€ требований
инструкции по охране труда, члены экипажа должны пройти внеплановый инструктаж
(индивидуально или всем экипажем самолета).
†††† Ћица, не прошедшие инструктаж, к работе не допускаютс€.
†††† 1.3. ¬о врем€ работы на членов экипажа могут оказывать воздействие в
основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
†††† - движущиес€ по территории аэродрома ¬—, спецавтотранспорт и самоходные
механизмы;
†††† - струи отработавших газов авиадвигателей, а также камни, песок и другие
предметы, попавшие в них:
†††† - воздушные всасывающие потоки, движущиес€ с большой скоростью (зона
сопел авиадвигателей),
†††† - вращающиес€ винты сто€щих на сто€нках самолетов и вертолетов,
†††† - выступающие части самолета и его оборудовани€ (острые кромки антенн,
незакрытые створки люков, лючков, панели потолка в салоне и т.п.);
†††† - повышенное скольжение (вследствие обледенени€, увлажнени€ и замасливани€
поверхностей самолета, трапа, стрем€нок, места сто€нки и покрыти€ аэродрома).
†††† - предметы, наход€щиес€ на поверхности места сто€нки самолета (шланги,
кабели, тросы заземлени€ и др.),
†††† - выполнение работы вблизи от неогражденных перепадов по высоте (на стрем€нке,
приставной лестнице, плоскости самолета, у незакрытого люка, входной двери
при отсутствии трапа и т.п.);
†††† - электрический ток, который в случае замыкани€ может пройти через тело
человека;
†††† - повышенный уровень шума от работающих авиадвигателей;
†††† - повышенна€ или пониженна€ температура и влажность воздуха;
†††† - разр€ды статического электричества;
†††† - недостаточна€ освещенность рабочей зоны, места сто€нки самолета, перрона;
†††† - пожар или взрыв.
†††† 1.4. ƒл€ контрол€ состо€ни€ здоровь€ экипаж самолета должен ежегодно
проходить медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии
(¬ЋЁ ) и периодические медицинские осмотры в установленном пор€дке.
†††† „лены экипажа самолета, не прошедшие периодический медицинский осмотр
и годовое освидетельствование во ¬ЋЁ , к летной работе не допускаютс€.
†††† 1.5. „лены экипажа должны пользоватьс€ спецодеждой, спецобувью и другими
средствами индивидуальной зашиты в соответствии с действующими Ќормами.
†††† 1.6. ¬ случае заболевани€, плохого самочувстви€, недостаточного предполетного
отдыха (при нахождении вне места базировани€) члены экипажа об€заны доложить
о своем состо€нии командиру ¬— и обратитьс€ за медицинской помощью.
†††† 1.7. ≈сли с членом экипажа произошел несчастный случай, то ему необходимо
оказать медицинскую помощь и сообщить о случившемс€ в установленном пор€дке
дл€ организации расследовани€ этого случа€ в соответствии с действующим ѕоложениемо
пор€дке расследовани€ и учета несчастных случаев на производстве.
†††† 1.8. „лены экипажа должны уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоватьс€
бортовой медицинской аптечкой.
†††† 1.9. „лены экипажа должны соблюдать установленный дл€ них режим рабочего
времени и времени отдыха: нормы полетного времени, предполетного и послеполетного
отдыха, правила поведени€ во врем€ нахождени€ на дежурстве, в резерве и т.д.
†††† 1.10. ƒл€ предупреждени€ возможности возникновени€ пожаров и взрывов
члены экипажа должны сами соблюдать требовани€ пожаро- и взрывобезопасности
и не допускать нарушений со стороны пассажиров (не курить на месте сто€чки
¬—, не пользоватьс€ открытым огнем и т.п.).
†††† 1.11. „лены экипажа, не соблюдающие требовани€ инструкции по охране труда,
могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если нарушение св€зано
с причинением предпри€тию материального ущерба, члены экипажа могут привлекатьс€
к материальной ответственности в установленном пор€дке.

2. “ребовани€ безопасности перед вылетом
в процессе предполетной подготовки

†††† 2.1. „лены экипажа перед полетом об€заны пройти медицинский осмотр.
†††† ѕри выполнении полетов за рубежом предполетный медицинский осмотр не
проводитс€. ќтветственность за соблюдение членами экипажа полноценного отдыха
несет командир ¬—.
†††† 2.2. ѕри перемещении по территории аэродрома члены экипажа должны соблюдать
следующие правила:
†††† 2.2.1. ’одить только по специально предназначенным дл€ этого маршрутам.
†††† 2.2.2. ¬о избежание несчастных случаев от наезда транспортных средств
и самоходных механизмов, во врем€ ходьбы быть внимательным, особенно в сложных
метеорологических услови€х (дождь, туман, снегопад, гололед и т.п.) и в темное
врем€ суток, следует помнить, что в услови€х авиационного шума звуковые сигналы,
подаваемые транспортными средствами, и шум работающего двигател€ приближающегос€
автомобил€, самоходного механизма могут быть не слышны.
†††† 2.2.3. —облюдать осторожность вблизи зон повышенной опасности (зон работающих
авиадвигателей, вращени€ воздушных винтов самолетов, несущих и рулевых винтов
вертолетов, излучени€ антенн наземных и бортовых радиотехнических средств,
рулени€ и буксировки воздушных судов, маневрировани€ спецавтотранспорта и
средств механизации у воздушного судна, заправки самолета √—ћ, погрузочно-разгрузочных
работ и др.), а также на проезжей части дорог; обращать внимание на неровности
и скользкие места на поверхности аэродрома и избегать передвижени€ по ним.
†††† ќпасно находитьс€ на рассто€нии:
†††† - менее 50 м в направлении выхода газов из двигател€;
†††† - менее 10 м перед воздухозаборником двигател€;
†††† - менее 20 м при работе бортовых радиолокационных средств.
†††† 2.3. ѕри рассто€нии от јƒѕ до сто€нки воздушного судна 500 м и более
членам экипажа должен, как правило, предоставл€тьс€ автотранспорт дл€ следовани€
к воздушному судну. ¬ зимний период, при ненастной погоде и при рассто€нии
свыше 1500 м автотранспорт должен предоставл€тьс€ об€зательно.
†††† 2.4. ¬ процессе предполетного осмотра воздушного судна необходимо:
†††† 2.4.1. ѕользоватьс€ исправными стрем€нками и приставными лестницами,
предусмотренными дл€ самолета “у-154. ќсобую осторожность следует про€вл€ть
при неблагопри€тных погодных услови€х (например, во врем€ дожд€, снеге). Ќельз€
спрыгивать со стрем€нки или спускатьс€, шага€ через несколько ступенек.
†††† 2.4.2. —облюдать осторожность при передвижении по сто€нке, чтобы не споткнутьс€
и не ударитьс€ о шланги, кабели, тросы, рукава, упорные колодки, тележки,
баллоны и т.п.
†††† 2.4.3. ¬о избежание травмировани€ головы, быть внимательным при передвижении
под фюзел€жем возле низкорасположенных частей самолета (например, наружной
антенны ” ¬ радиостанции в районе 30 шпангоута).
†††† 2.4.4. —ледить за установкой ограничительного ремн€ на открытом проеме
двери самолета, который можно снимать только на период посадки и высадки пассажиров.
ƒл€ прохода членов экипажа и технического персонала, обслуживающего самолет,
ограничительный ремень снимают и сразу же устанавливают.
†††† 2.4.5. ¬о избежание имевших место несчастных случаев с членами экипажей
следует:
†††† - соблюдать осторожность внутри самолета дл€ исключени€ травмировани€
незакрытыми панел€ми и створками и падений в незакрытые люки;
†††† - не держатьс€ за проемы незакрытых дверей внутри самолета дл€ исключени€
возможного прищемлени€ пальцев;
†††† - при необходимости спуститьс€ в технический отсек пользоватьс€ специальной
лестницей;
†††† - не допускать выхода на отъезжающий трап;
†††† - при спуске по трапу застегнуть пальто или плащ.
†††† 2.5. ¬ процессе предполетной подготовки члены экипажа об€заны:
†††† 2.5.1. Ѕортинженер:
†††† - получить от ответственного за выпуск самолета информацию о готовности
воздушного судна к полету, его особенност€х;
†††† - проверить записи в бортжурнале об устранении дефектов, вы€вленных в
предыдущем полете;
†††† при осмотре самолета снаружи (в соответствии с установленным маршрутом)
необходимо:
†††† - убедитьс€ в том, что возле самолета имеютс€ необходимые средства пожаротушени€,
под колесами главных ног шасси установлены упорные колодки, самолет заземлен;
†††† - проверить отсутствие посторонних предметов под самолетом и возле него;
†††† - убедитьс€ в чистоте трапа дл€ входа в самолет, а также правильности
его установки и совпадении уровней верхней площадки трапа и порога двери самолета.
¬ противном случае следует потребовать у водител€ трапа правильной его установки.
†††† при осмотре внутри самолета следует:
†††† - убедитьс€ в том, что все технологические люки, панели пола и потолка
закрыты; при этом следует иметь в виду, что незакрытые люки и панели €вились
причиной значительного числа несчастных случаев с членами экипажей,
†††† - осмотреть багажники, проходы в пассажирских салонах и кабине экипажа
и убедитьс€ в отсутствии в них посторонних предметов;
†††† - убедитьс€ в закрытии дверей, аварийных и багажных люков;
†††† - проверить исправность кислородного оборудовани€, наличие спасательных
жилетов, бортовых огнетушителей и других аварийно-спасательных средств;
†††† - убедитьс€ в том, что кресло надежно стопоритс€, прив€зные ремни не
повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло
и длину прив€зных ремней);
†††† - проверить карманы кресел во избежание травм рук оставленными колющими
и режущими предметами.
†††† ѕо окончании посадки пассажиров бортинженер дает разрешение на отгон
трапа от передней входной двери.
†††† 2.5.2. ¬торой пилот:
†††† - проверить загрузку, размещение и крепление грузов в самолете;
†††† - произвести внешний осмотр кабины, после чего зан€ть свое рабочее место,
убедитьс€ в том, что кресло надежно стопоритс€, прив€зные ремни не повреждены
и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать кресло и длину прив€зных
ремней);
†††† - проверить наличие кислородных масок и кислорода в системе.
†††† 2.5.3.  омандир ¬—:
†††† - прин€ть доклады членов экипажа о готовности самолета и его оборудовани€
к полету, затем лично произвести наружный осмотр самолета;
†††† - осмотреть кабину и убедитьс€ в отсутствии посторонних предметов;
†††† - зан€ть свое рабочее место, убедитьс€ в том, что кресло надежно стопоритс€,
прив€зные ремни не повреждены и замок ремней исправен (при необходимости отрегулировать
кресло и длину прив€зных ремней).
†††† 2.6. ѕри заправке самолета топливом должны быть соблюдены следующие требовани€:
†††† 2.6.1. ѕеред заправкой необходимо проверить наличие заземлени€ самолета
и топливозаправщика, их соединение тросом дл€ выравнивани€ потенциалов статического
электричества.
†††† 2.6.2. ”бедитьс€ в наличии необходимых средств пожаротушени€ на месте
сто€нки самолета:
†††† 2.6.3. ¬о врем€ заправки самолета запрещаетс€:
†††† - выполн€ть любые виды работ по техническому обслуживанию самолета, а
также погрузочно-разгрузочные работы и обработку самолета противообледенительной
жидкостью "јрктика";
†††† - присоедин€ть и отсоедин€ть аэродромный источник электропитани€ к бортовой
электросети;
†††† - пользоватьс€ открытым огнем и светильниками, не удовлетвор€ющими требовани€м
пожарной и взрывной безопасности:
†††† - продолжать заправку в случае приближени€ грозы.

3. “ребовани€ безопасности
в процессе выполнени€ полетного задани€

†††† 3.1. Ѕуксировку самолета можно осуществл€ть только при наличии давлени€
в тормозной системе.
†††† 3.2. ¬о врем€ буксировки самолета члены экипажа должны находитьс€ на
своих рабочих местах и, в случае необходимости, прин€ть меры к своевременной
остановке самолета.
†††† 3.3. ѕри буксировке самолета в ночное врем€ и в услови€х плохой видимости
следует включить аэронавигационные огни и убедитьс€ в том, что фары и габаритные
огни на т€гаче также включены.
†††† 3.4. —корость буксировки по сухой бетонированной дорожке "носом" вперед
допускаетс€ не более 15 км/ч, "хвостом" вперед - не более 5 км/ч. вблизи преп€тствий
- не более 5 км/ч.
†††† 3.5. «апуск двигателей может быть начат только после получени€ разрешени€
от диспетчера ”¬ƒ, авиатехника, выпускающего самолет, и докладов членов экипажа
о готовности самолета к полету.
†††† 3.6. ѕеред запуском двигателей необходимо убедитьс€ в том, что:
†††† 3.6.1. Ќаземный состав, выпускающий самолет, готов к запуску двигателей.
†††† 3.6.2. —амолет поставлен на сто€ночный тормоз.
†††† 3.6.3. —трем€нки и другое оборудование по обе стороны от самолета убраны
на рассто€ние, обеспечивающее безопасный запуск и опробование двигателей;
†††† 3.7. ѕеред выруливанием необходимо дать команду авиатехнику, выпускающему
самолет, отсоединить аэродромный источник питани€.
†††† 3.8. —корость рулени€ должна поддерживатьс€ в зависимости от состо€ни€
–ƒ, условий видимости и наличи€ преп€тствий.
†††† 3.9. –уление вблизи преп€тствий, в зонах интенсивного движени€ ¬—, спецавтотранспорта,
людей, а также при ограниченной видимости должно выполн€тьс€ на скорости,
обеспечивающей своевременную остановку самолета.
†††† 3.10. „лены экипажа при выполнении полета, наход€сь на своих рабочих
местах, должны быть в авиагарнитурах и пристегнуты к сидени€м кресел прив€зными
ремн€ми.
†††† 3.11. „лены экипажа не должны прикасатьс€ к оголенным выводам открытых
антенн дл€  ¬ радиостанции.
†††† 3.12. ѕри замене предохранителей следует пользоватьс€ пинцетом с изол€цией,
нельз€ примен€ть предохранители, рассчитанные на большую силу тока.
†††† 3.13. ѕри необходимости проверить наличие напр€жени€ в электрической
цепи не допускаетс€ пользоватьс€ методом "на искру".
†††† 3.14. „лены экипажа должны следить за тем, чтобы электрические щитки,
распределительные и клеммные коробки были всегда закрыты.
†††† 3.15. „лены экипажа при пользовании кислородным оборудованием должны
следить за тем, чтобы руки были чистыми, без следов жира.
†††† 3.16. ѕри проходе по пассажирским салонам членам экипажа следует быть
внимательными, чтобы не споткнутьс€ о складки на ковровом покрытии, а также
о ручную кладь пассажиров.
†††† 3.17. ѕри перевозке на борту ¬— оружи€ следует руководствоватьс€ требовани€ми
авиационной безопасности, изложенными в нормативных документах по производству
досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего
персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов питани€.
†††† 3.18. ѕри заруливании на сто€нку после полета члены экипажа должны наблюдать
за преп€тстви€ми и своевременно докладывать об этом командиру ¬— во избежание
столкновени€.

4. “ребовани€ безопасности в аварийных ситуаци€х

†††† 4.1. ¬ случае пролива √—ћ во врем€ заправки на поверхность самолета или
закрытие места сто€нки заправка должна быть прекращена до полного удалени€
пролитого топлива, при этом запуск двигателей можно производить не ранее чем
через 15 минут после удалени€ пролитого топлива с поверхности самолета и места
его сто€нки.
†††† 4.2. ¬ полете при обнаружении дыма или гари в пассажирской или пилотской
кабине, а также в багажных отсеках необходимо:
†††† 4.2.1. Ќемедленно доложить об этом командиру ¬— и приступить к поиску
и тушению очага пожара с помощью ручных огнетушителей и других доступных средств.
†††† 4.2.2. ѕри по€влении дыма в кабине экипажа всем членам экипажа следует
надеть дымозащитные кислородные маски.
†††† 4.2.3. „лены экипажа должны знать, что ручные огнетушители наход€тс€
в следующих местах:
†††† один - в кабине экипажа;
†††† один - в переднем гардеробе;
†††† два - у задних туалетов.
†††† 4.2.4. ƒл€ применени€ огнетушител€ необходимо выполнить следующие действи€:
†††† - расстегнуть замок легкоразъемного хомута, сн€ть огнетушитель с корзинки;
†††† - вз€ть правой рукой за руко€тку затвора;
†††† - повернуть левой рукой раструб огнетушител€ в направлении огн€ и нажать
указательным пальцем правой руки на спусковой крючок.
†††† —ледует помнить о том, что огнетушитель действует только при нажатом
спусковом крючке, но не более 45 секунд.
†††† 4.2.5. ¬ случае возникновени€ пожара в каком-либо потребителе электрической
энергии необходимо немедленно его обесточить.
†††† 4.2.6. „лены экипажа не должны допускать возникновени€ паники среди пассажиров.
†††† 4.2.7. ≈сли пожар не ликвидирован в полете, то после посадки самолета
необходимо использовать аварийные средства дл€ эвакуации пассажиров из самолета
на безопасное рассто€ние.
†††† 4.3. ѕри возникновении пожара в самолете на земле члены экипажа должны
немедленно сообщить об этом службе ”¬ƒ, одновременно начать эвакуацию пассажиров.
ѕри ликвидации пожара кроме бортовых средств необходимо использовать наземные
средства пожаротушени€, имеющиес€ на аэродроме.
†††† 4.4. ƒействи€ членов экипажа в других особых случа€х должны соответствовать
требовани€м –уководства по летной эксплуатации самолета “у-154.

5. “ребовани€ безопасности по окончании полета

†††† 5.1. „лены экипажа должны выходить из самолета на трап только после полной
остановки двигателей, не допускаетс€ спускатьс€ по трапу через несколько ступенек,
во избежание поскальзывани€ (особенно в дождь и снег) во врем€ спуска по трапу
следует держатьс€ за поручень.
†††† 5.2. Ѕортинженер должен убедитьс€ в том, что:
†††† 5.2.1. ¬ карманах кресел экипажа не оставлены режущие или колющие предметы.
†††† 5.2.2. ѕод колеса шасси установлены упорные колодки.
†††† 5.2.3. —амолет заземлен.
†††† 5.3. ѕри выполнении внешнего послеполетного осмотра самолета, необходимо
соблюдать меры предосторожности, изложенные в пункте 2.4. насто€щей “иповой
инструкции.
†††† 5.4. „лены экипажа должны следовать от самолета по перрону в установленных
местах безопасным путем с учетом мер безопасности, изложенных в пункте 2.2.
насто€щей “иповой инструкции.

†††† Ќасто€ща€ инструкци€ разработана ќтделом охраны труда ƒќ“ (≈ленским ¬.¬.),
037 лабораторией √осЌ»» √ј (¬асиленко ј.≈.) и согласована с отделами ƒ¬“:
ќЋЁи— (¬асильевым ¬.¬.), ќ“Ё–ј“ (√ипичем √.Ќ.), ќјЅ (—алеевым ¬.Ќ.), ћедотделом
(’ватовым ≈.¬.), ёротделом (≈фимкиным —.ћ.).

-------------------------------------------------------------------------
†††† * Ќа основе “иповой инструкции разрабатываетс€ инструкци€ по охране труда
с учетом конкретных условий на предпри€тии (в организации).
†††† ** ѕри наличии штурмана в составе экипажа.
†††† *** ƒалее по тексту - члены экипажа.

—огласовано 18 марта 1996 г. †
ѕрезидент профсоюза †—.ћ.ѕлевако
летного состава –оссии †

38 693
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

ƒобавить инструкцию

ѕомогите развитию библиотеки инструкций по охране труда. ѕришлите нам свою инструкцию и она будет размещена в каталоге. дл€ их размещени€

‘айл с текстом инструкции (rtf,doc,rar,zip):

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.