На главную
На главную

От нарушений требований охраны труда в магазине погиб покупатель

От нарушений требований охраны труда в магазине погиб покупатель
ФОТО: СК РФ по Тюменской области
Прослушать новость
00:00

4 августа 2020 года в Тюмени погиб 33-летний покупатель сети магазинов для дома и дачи Leroy Merlin.

В день трагедии мужчина приехал в торговый центр для приобретения стройматериалов. После совершения покупки водитель погрузчика в зоне уличной торговли стал грузить паллету со 104 ориентированно-стружечными плитами, поверх которой были размещены еще 66 плит. При выполнении операции автопогрузчик повело в сторону и стройматериалы упали на покупателя. Он получил многочисленные переломы и был направлен в одну из местных больниц, но медикам спасти жизнь мужчины не удалось.

Супруга погибшего покупателя через соцсети стала разыскивать свидетелей трагедии. По ее словам, сотрудники магазина во время расспросов воздерживались от комментариев и говорили о том, что никаких происшествий на территории магазина не происходило. Женщина утверждает, что прибывшие на место трагедии врачи заявили о несовместимости с жизнью полученных травм. При этом мужчина от падения паллеты, весившей свыше 400 кг, потерял около двух литров крови.

Официальные представители гипермаркета оказались скупы на комментарии. Они признали факт несчастного случая, выразили сожаление по поводу случившегося и заявили о сотрудничестве со следственными органами, но до завершения расследования отказались давать пояснения по поводу произошедшей трагедии.

По факту несчастного случая сотрудниками следственного отдела по Ленинскому району Тюмени были установлены обстоятельства и причины трагедии, опрошены свидетели, назначена судебно-медицинская экспертиза, а также изъяты документы по охране труда на объекте. По версии следственных органов, к трагедии привело нарушение правил охраны труда со стороны специалиста цепи поставок.

В понедельник 31 августа прокуратура Ленинского района Тюмени утвердила обвинительное заключение в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении специалиста цепи поставок тюменского магазина сети Leroy Merlin. Мужчине инкриминируется совершение преступного деяния по ч.2 ст.109 УК РФ — причинение смерти по неосторожности, вызванное ненадлежащим выполнением профессиональных обязанностей. Наказание по этой статье предусматривает ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Правила охраны труда предусматривают проведение погрузочно-разгрузочных работ с помощью грузоподъемной техники при отсутствии людей в зоне их производства. Перед началом операции груз необходимо надежно зафиксировать, а оператор спецтехники во время движения обязан подавать звуковые сигналы. Однако фигурант уголовного дела пренебрег этими правилами, что и привело к трагедии.

Сейчас материалы уголовного дела уже переданы в Ленинский районный суд Тюмени с целью их рассмотрения по существу.

Денис Ронжин
2 697 4 8
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

1 Мне нравится
Попова Светлана
"Правила охраны труда предусматривают проведение погрузочно-разгрузочных работ с помощью грузоподъемной техники при отсутствии людей в зоне их производства".

Если в этой фразе статьи имеется в виду п.20 Правил по ОТ при погрузо-разгрузочных работах и размещении грузов, утв. приказом Минтруда от 17.09.2014 №624н, то этот пункт не подойдет. В п.20 и по смыслу в п.19 речь идет о ГПМ, подконтрольных Ростехнадзору. Там требование к наличию ТК и ППРк в соответствии с правилами промышленной безопасности. В п.20 учтены стропальщики, а это соврешенно другая тема.

Судя по фото, речь идет о погрузчике инностранного производителя компании Jungheinrich или как ее у нас называют Юнгхайнринх.

В сети можно найти инструкции для оператора погрузчика этой компании. К примеру, скачать Operation Instruction для погрузчика колмпании DFG/TFG 316-435 по этой ссылке.

https://www.pdfmanual4trucks.com/jungheinrich/

Что мы увидем в инструкции? Ссылки на нормы ЕС и директиву 98/37/ ЕEC, а также комплексный подход к безопасности на основе оценки рисков.
Знаки безопасности в инструкции показывают различную степень риска для оператора.

Наши операторы не умеют работать с такой информацией. Их этому никто не учит.

Комплексный подход - потому что в инструкции для оператора учтено все: шум, вибрация, механическая система подъемника, диаграмма нагрузок, электрическая система, гидравлическая система, условия эксплуатации и т.д.

В наших правилах, также как и в Техрегламенте по безопасности машин и оборудования комплексная безопасность на основе "оценки рисков" не учтена от слова "совсем".

То, что произошло - это очень трагично. Но, погибший не был работником. Правила по охране труда ссылаются на ТК РФ, т.е написаны для работодателей и учитывают трудовые отношения.

Погибший был "клиентом". Исходя из международной практики для безопасности всех, включая клиентов, необходимы "системные подходы" к безопасности.

По ссылке - хорошая практика и зарубежный опыт. На странице - перечислены ключевые приоритетные опасности и риски повышенного уровня, которыми нужно управлять.

https://www.safework.nsw.gov.au/hazards-a-z

В Перечне есть и подъемники - Forklifts. В конце страницы после описания безопасности работы с подъемниками - много обучающего видео.

Защита осуществляется через проектное разделение потоков движения погрузчиков и людей на складах, установку барьеров, ограждений, обозначение проходов и рабочих зон, мероприятия по контролю за грузом, планы управления движением, инструктирование, взаимодействие и пр.

https://www.safework.nsw.gov.au/hazards-a-z/forklifts

В целом портал NSW (Новый Южный Уэльс) - очень информативный. На нем можно найти много материала, в том числе и описание системного подхода к безопасности, а также много конкретных постеров для работы по теме безопасности.
1 Мне нравится
Игорь Завитков
Давайте без"умняка". Новый Уэльс нас никаким боком не касается. Налицо системный конфликт НПА. Как там оказался посторонний человек? Он оказался законно, на основании требований документа "о защите прав потребителей". Наконец случилась эта конфузия. Клиент следил, чтоб услугу ему оказали качественную. Зайдите на любой автодилер в цех автосервиса- и вы увидите обязательно среди рядов автоподъёмников и снующего транспорта клиента в сигнальном жилете и в каске. У некоторых автодилеров даже имеются каски с проблесковыми фонарями для клиентов (как в фильме "Кин-дза-дза"). Но это ряд клиентов не останавливает. Они требуют присутствия личного из-за страха, что им что-то заменят или установят старую деталь, старое масло итп. Хотя по правилам в цехе автосервиса посторонних быть не должно. Это старая история. И финал я предрекал давно.Клиент, по правилам, должен был ждать за воротами, когда ему вывезут товар.
1 Мне нравится
Попова Светлана
Ссылка на закон "О защите прав потребителей" - некорректна.

Термины "потребитель" (consumer) и термин "клиент" (customer) - отличаются по смыслу.

Клиент оказывает финансовое влияние на организацию, покупает. Потребитель - конечный пользователь - может и не покупать сам вещь и не участвовать в процессе покупки.

Пример. Родители купили игрушку ребенку в магазине (они клиенты магазина). Ребенок будет играть с игрушкой. Ребенок - пользователь.

Эта разница хорошо прописана в ГОСТ Р ИСО 26000 о социальной ответственности. Там используются оба термина: "клиент" и "потребитель" - определения похожие, но смысл разный.

В стандартах управления ИСО (качество, безопасность, экология) используется термин "заинтересованные лица" или "стейкхолдеры". Клиенты включены в это понятие. В стандарте ИСО 45000 по безопасности "клиенты" учитываются также как и в ИСО 9000:2015 по качеству (производству).

В российских НПА по охране труда - этих терминов в принципе нет.

В добровольном ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. СУОТ Общие требования этого термина тоже нет. Несмотря на то, что этот стандарт ссылается на ILO -OSH 2001 - его разработчики все равно "привязали" к Трудовому Кодексу.
Получилось: две противоположные концепции по системе безопасности "в одном флаконе".

Производитель подъемника Jungheinrich работает в системном подходе по всей цепочке поставок от производителя до конечного пользователя. Страница по безопасности на русском языке - ссылка ниже. В приложении - инструкция по защите персонала.

https://www.jungheinrich.ru/servis/sistemy-bezopasnosti-jungheinrich/bezopasnost-personala-449176
0 Мне нравится
Игорь Завитков
Это вы зря говорите "некоректно". Инопроизводители в своих документах всё прописывают, но обязательно пишут, что помимо своих требований обязательны требования законов страны нахождения (России). А "защита прав потребителей" конфликтует у нас давно из-за некачественного предоставления услуг. Поэтому масса жалоб и масса судебных разбирательств, где чаще всего оказываются правы потребители которых не пускают куда они хотят, и ссылки на безопасность не проходят, тк всегда найдут "стрелочников". В той же Германии или в Южном Уэльсе (сияющих градах на холме) потребителю доски привезут и разгрузят в указанном месте. Мало того, потребитель будет жестоко наказан, если самостоятельно займётся ремонтно-строительными работами у себя , а не сертифицированной фирмой.
Речь идёт о постороннем человеке, который оказался не там, где ему положено. К примеру на западе, в строительных фирмах, используются синие каски. Это каски для посторонних (экскурсии, пресса итп). У нас такое не знает большинство, и ГОСТ об этом не указывает (только белые, красные и жёлтые). Т.е. это исключительный случай там, у нас это в порядке вещей.
0 Мне нравится
Попова Светлана
Уважаемый Игорь,
История нашего "Закона прав потребителей" идет от американского "Билля о правах потребителя" от 1962 года, утв. президентом Джоном Кеннеди. Почитайте по ссылке.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Защита_прав_потребителей
Среди 8 - ми прав у потребителя (анг. consumer) есть и право на безопасность. В этом вы правы.
Но, кто такие по смыслу consumer ? Это не тот, кто покупает продукт/услугу, а тот, кто по-факту пользуется, потребляет товар/услугу.

Не тот, кто купил в магазине молоко, а тот кто выпил молоко. В этом смысл закона: и американского и нашего.

Клиент чаще всего по анг. customer. Это тот человек или организация, которая покупает продукт/услугу, платит за получение товара.
Далее он может этот товар перепродать другому лицу/организации, а может использовать/употребить товар сам. В этом случае клиент становится одновременно и потребителем - две роли.

Так как есть много вариантов взаимоотношений между всеми участниками бизнеса/деятельности организации, говорят просто "заинтересованные лица".
Посмотрите, терминологию стандартов управления ИСО по ссылке ниже - пункты 3.2.3 и п.3.2.4.
Учтены все в понятии stakeholder : клиенты, потребители, персонал организации, провайдеры, банкиры, регуляторы, партнеры, общественность и т.д.

https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:9000:ed-4:v1:en

Все эти люди учтены и в ИСО 45000 по безопасности, не только "работники". Это и есть комплексный системный взгляд. Так во всем мире это и понимают.

В наших НПА по охране труда учтены только "работники" на основе трудовых письменных договоров или если докажут трудовые отношения. Клиенты, потребители и прочие "заинтересованные" в безопасности в нашей охране труда - не учитываются.
Это совершенно разные подходы, а не "национальные особенности" страны нахождения. Они "объединяют" людей по вопросам безопасности, а мы "разделяем".
0 Мне нравится
Игорь Завитков
У нас даже нет определения НПА. Найдите действующее определение. Лучше не тратьте время.
Налицо отсутствие чётких оргмероприятий на всех уровнях. Налицо только причинение по УК тяжких последствий, повлёкших смерть. И это при "Гильотине". Любят у нас вычурные словечки.
0 Мне нравится
Игорь Завитков
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96
N 781-II ГД но оно не имеет силы. И на этом всё.
0 Мне нравится
Миннефарит Ахметов
Охрана труда - к покупателю отношение не имеет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.