Полет из Москвы в Мурманск, закончившейся гибелью людей еще долго будет вызывать споры и давать больше вопросов не только по самому ЧП, но и по состоянию отечественного авиапрома.
Пассажирский лайнер Сухой Суперджет 100, принадлежащий авиакомпании «Аэрофлот» совершал регулярный рейс из Москвы в Мурманск. Через десять минут после взлета командир воздушного судна принял решение вернуться из-за повреждения аппаратуры в результате попадания молнии. При жесткой посадке произошел облом стойки шасси, в результате чего были повреждены топливные баки, горючее, разлившееся по полосе и самолету, воспламенилось и баки взорвались. Из охваченного пламенем самолета не удалось выбраться сорока пассажирам и одному члену экипажа – бортпроводнику.
Среди основных версий трагедии: низкая квалификация пилотов, диспетчеров и технического персонала, погодные условия, техническая неисправность. Все чаще звучит мнение о неправильных действиях пилота, который принял верное решение вернуться в порт вылета, но дальше пошла череда ошибок: неверная скорость посадки, превышение нормативов по посадочной массе. Специалисты сходятся во мнении, что именно полные топливные баки стали причиной, что судно не село на ВПП, а фактически столкнулось с землей. Возможно, это произошло по причине низкой квалификации командира судна.
По словам экспертов в «Аэрофлоте» длительное время действует запрет на ручное управление самолетом – экипаж должен постоянно использовать автопилот. Только раз в полгода во время тренировочной подготовки летный состав может пилотировать самолеты без помощи автоматики и то, только на тренажере. В данной ситуации пилот был вынужден перейти на ручной режим, и ему элементарно могло не хватить навыков пилотирования, а тем более такого сложного маневра, как посадка в условиях большой массы судна. Как отметил, Юрий Сытник, заслуженный пилот России, данная катастрофа – свидетельство системного кризиса в системе подготовки летного состава.
По информации «Аэрофлота» все системы спасения сработали в штатном режиме. Пассажиры покинули самолет по надувным трапам за 55 сек., вместо нормативных 90. В то же время очевидцы отмечают, что спасти больше людей, возможно, помешали пассажиры, спасающие ручную кладь. Очевидцы и эксперты также замечают, что, почему-то не сработала система подачи кислорода – аварийный выброс кислородных масок, что тоже сказалось на большом числе погибших.
Это не первая катастрофа Сухой Суперджет 100, за последние 8 лет произошло не менее 25 происшествий с данным самолетом без пострадавших. Самой же крупной катастрофой стало происшествие 9 мая 2012 года, когда во время демонстрационного полета судно врезалось в склон горы. Тогда погибли все 45 человек, находившиеся на борту.
Всего произведено 186 лайнеров Сухой Суперджет 100, из них 55 самолетов находятся в парке Аэрофлота. Причем авиаперевозчик регулярно жалуется на частые поломки, но условия контракта с концерном Сухой предусматривают компенсацию за простой судна по причине поломки, поэтому с экономической точки зрения частые неисправности Аэрофлот не обременяют. В то время иные авиакомпании, в том числе зарубежные, минимизируют использование данных воздушных судов, а в некоторых случаях и вовсе разбирают их на запасные части, которые также либо низкого качества, либо находятся в дефиците. От судна уже отказались в Ирландии, на грани отказа мексиканский авиаперевозчик. По статистике, только 54% Сухих Суперджет за прошлый год не подвергалось ремонтным работам. Ю.Сытник, заслуженный пилот России, отметил, что Сухой Суперджет 100 «негодный» самолет, на котором не стоит вовсе перевозить людей. Эксперт отмечает, что 85% комплектующих в этом «российском» самолете иностранного происхождения. Кстати, спикер верхней палаты Парламента Валентина Матвиенко, еще пять месяцев назад также не менее жестко раскритиковала Сухой Суперджет: «Мы же великая авиационная страна. Нельзя разработать региональный самолет? Этот Sukhoi Superjet 100 сделали. Ну кому он нужен? Он не годится для региональных перевозок, он ни для чего не годится. "Аэрофлот" говорит: "Купили, стоит у борта". За рубеж никто не покупает. Самолет на самом деле на 80 процентов, если не больше, зарубежный. И чего мы достигли? А денег сколько закачано. Где эффективность, где самолеты?». По официальным данным «Ростеха», корпорация занималась разработкой самолета, сумма вложений в проект составила около 44 миллиардов рублей.
Не меньшую сумму планируется вложить и в новый проект МС-21, счет уже идет на миллиарды. При этом никто особо не скрывает, что и в этот «отечественный» самолет войдет более половины зарубежных комплектующих.
Между тем правительственная комиссия по импортозамещению уже одобрила покупку самолетов американского и европейского производства на 17 миллиардов долларов. Например, «Аэрофлот» закупит 22 самолета Airbus А-350 стоимостью 365 миллионов долларов каждый. В то же время российский, действительно российский, самолет схожего класса ИЛ-96-400 стоит 160 миллионов долларов. И это тоже вызывает определенные вопросы к Минпромторгу и Правительству РФ в целом.
По данным открытых источников большинство самолетов российских авиакомпаний зарегистрировано за пределами страны, например, у «Аэрофлота» множество воздушных судов имеют регистрацию на Бермудах. Все это также вызывает определенные вопросы, на которые пока трудно найти ответы.
Расследование катастрофы продолжается, Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст.263 УК РФ – нарушение правил безопасности и движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Пока наиболее вероятным подозреваемым называют командира воздушного судна, если его признают виновным, то ему грозит до семи лет лишения свободы.
Кроме того, в ряде СМИ появилась информация, что мать одного из погибших обратилась в правоохранительные органы с просьбой, возбудить уголовное дело в связи с халатностью аварийных служб аэропорта Шереметьево, которые не приняли должных мер к обеспечению посадки аварийного судна.
Отметим, что решение о приостановке эксплуатации Сухой Суперджет-100 принято не было, авиакомпании самостоятельно принимают решение об использовании этих судов до выяснения причин аварии. В частности «Аэрофлот» пока официально не сообщал об ограничении в использовании данных самолетов.
По истечении нескольких дней после катастрофы в интернете стали появляться сведения о том, что разрушение стойки шасси SSJ-100 после жесткой посадки не должно было повлиять на утечку топлива и согласно «Нормам летной годности самолета в транспортной категории», стойки шасси должны быть собраны таким образом, чтобы в случае их поломки не возникла утечка из любой части топливной системы в количестве, достаточном для возникновения пожара. Каким же образом тогда была проведена сертификация самолета?
По данным «Коммерсанта», только за время, прошедшее с момента трагедии в Шереметьево, «Аэрофлот» отменил около 50 рейсов на самолётах Sukhoi Superjet 100.
5 мая, в день, когда произошла авария в аэропорту Шереметьево, на сайте change.org появилась петиция о «Запрете полетов Sukhoi Superjet 100». На момент написания заметки предложение о запрете поддержали 193 тысячи человек. При этом пользователи интернета призывают президента и глав госструктур самим летать только на отечественных «Суперджетах». Только так граждане будут уверены в качестве отечественного авиастроения.
Мы продолжим следить за развитием ситуации и расскажем об итогах расследования катастрофы.
Комментарии
Ну и комплектующие только рос.производства, само собой, ибо нечего людей таскать из Франций всякх на "новинках" кататься.
"По мнению (лётчик испытатель) Сытника, авария была предсказуемой и к этому привело низкое качество лайнеров. Он также сказал, что самолеты, разработанные еще во время СССР, после модернизации перевозили бы пассажиров без всяких проблем. Сытник сказал, что о низком качестве SSJ 100 он заявлял неоднократно. Летчик считает, что в этом виновата коррупция и «распил» бюджетных денег, которые были направлены на проектирование самолета.Он также заявил, что этот проект создан специально для отмывания бюджетных средств. По данным Википедии, на создание самолета потратили около 44 млрд рублей."
- Я это его интервью читал года 2 тому назад. Считаю совершенно верным.
Почему-то после крупных катастроф сразу начинается череда отмены рейсов на аналогичных типов самолетов
Это как с машинами, где производители отзывают десятки тысяч аппаратов, если у них обнаруживается системная ошибка...
Вчера с Казани летел на этом пепелаце, мб и самовнушение сработало, но больше не хочу на таком летать... Лучше боинг и аирбас. Ну или CRJ бомбардье
Группу профессоров-инженеров пригласили полетать на самолете.
После того как они удобно расселись, их проинформировали, что самолет построили их студенты.
Все, кроме одного, рванули к выходу в панике.
Оставшегося профессора, спокойно сидящего на своем месте, спросили:"Почему вы остались?"
«Я полностью уверен в своих студентах. Зная их, могу вас заверить, что этот кусок дерьма даже не взлетит».
Ну и помятуя средневековое правило приема построенных мостов...
"Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин на Международном молодежном юридическом форуме рассказал про выявленные миллиардные хищения в госкорпорации "Роскосмос".Он подчеркнул, что работа следователей идет уже "лет пять, и конца и края не видно".
При этом всё же что то в небо запускается и даже летает там где то...
Коллеги, не позорьтесь, уберите свой опросник. Заявляю вам как авиационный инженер, проработавший непосредственно с самолетами 20 лет в военной авиации СССР, нет тут одной причины, здесь комплекс причин, в статье неспроста выделена фраза, что это системный кризис в нашей авиации, да собственно и во всей экономике страны в целом.
И кому бы как не В. Матвиенко и её товарищам, которые сидят в своих креслах десятки лет, ответить, почему наш авиапром вынужден покупать зарубежные комплектующие? Зарубежные самолеты, автомобили, подшипники, детские игрушки, пардон, туалетную бумагу? А потому что им не нужна наша промышленность и мы с вами тоже с нашими проблемами им не нужны. Нефть качаем, лес продаем, газ перегоняем, у них все в шоколаде, а вы держитесь там...денег-то нет...и не будет...
Коммерсант пишет: "Как следует из данных параметрического самописца самолета, удалось, хотя и со второй попытки, выполнить заход на посадку с соблюдением всех нормативных требований. Экипаж поставил машину на глиссаду и прошел по ней, выдерживая как приборную, так и вертикальную скорости. Однако летчикам пришлось управлять самолетом в ручном режиме, с отключенным автопилотом и автоматом тяги. Возможно, по этой причине расчетную точку приземления в начале ВПП они перелетели. В середине полосы машина еще не коснулась ее колесами, и экипаж, как полагают специалисты, начал энергично «прижимать» к ней SSJ 100. Перед самым приземлением летчики, как показал параметрический самописец, резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолета.
Именно этот опасный и неоправданный, по мнению специалистов маневр, и погубил машину и ее пассажиров. SSJ 100 сел с существенно завышенными приборной и вертикальной скоростями, да еще и, как выразился один из экспертов, приземлился «на три точки». Сжавшаяся передняя стойка шасси подбросила машину вверх, обеспечив ей так называемый скоростной или прогрессирующий «козел» — серию еще более мощных отскоков от полосы. Второй удар, по данным экспертов, создал самолету и его пассажирам динамическую перегрузку около 5G, в то время как уже нагрузка 3,75G является предельной для воздушного судна этого типа и может привести к отделению крыльев от фюзеляжа."
Все еще самолет виноват?
я не призываю к бунту
А кто виноват?
Совсем тупой стал...
НЕТу.
С таким весом его не посадит ни один летун в мире.