Ќа главную
Ќа главную
/ / ѕроисшестви€, аварии, пожары, несчастные случаи

ѕроблемы с эргономикой рабочего места привод€т к трагеди€м

ѕроблемы с эргономикой рабочего места привод€т к трагеди€м

¬ понимании большинства людей эргономика - это наука о создании рабочего места, наилучшим образом подход€щего человеку с целью предупреждени€ напр€женности в процессе труда и обеспечени€ безопасности. » в основном при упоминании слова «эргономика» в пам€ти всплывают цветовые комбинации, направлени€ движени€, зеленые кнопки дл€ старта, красные дл€ остановки, поворот по часовой стрелке приводит к увеличению значени€ и т.п. Ќо в данной статье внимание фокусируетс€ на несколько других аспектах этой науки и на том, каким образом эргономические проблемы могут приводить к серьезным авари€м и групповым несчастным случа€м на производстве.

¬ течение многих лет у автомобилей, произведенных в ¬еликобритании, указатели поворота располагались справа от рулевой кнопки, а включатель дворников – слева. “огда как у автомобилей, произведенных в других европейских странах, Ц наоборот. Ћюди, долгое врем€ управл€ющие британскими автомобил€ми, а потом пересаживавшиес€ на французские, например, вместо включени€ дворников часто ошибочно сигнализировали о повороте.  онечно, это кажетс€ вовсе не критичным, ведь страшного ничего произойти не могло. Ќо подобна€ замена выключателей с левого положени€ на правое €вилась одной из основных причин крушени€ самолета в 1989г в  егворте (¬еликобритани€), в результате которого погибли 47 человек и получили серьезные травмы 74. Ќиже приведены примеры наиболее крупных и серьезных происшествий, основные причины которых Ц недостатки в эргономике рабочих мест.

јвари€ на јЁ— “ри-ћайл-јйленд Ц одна из крупнейших аварий в истории €дерной энергетики. јвари€ произошла 28 марта 1979 года. ѕервопричиной аварии послужил отказ во втором контуре системы охлаждени€ €дерного реактора, который привел к возрастанию температуры в первом контуре и впоследствии к автоматической остановке реактора. Ќе сработал предохранительный клапан, но на пульте оператора эта информаций не отображалась. ¬ результате из первого контура системы охлаждени€ началась утечка теплоносител€, нагрева€ при этом реактор. ”течка продолжалась 2,5 часа. ќператоры же были не в состо€нии определить или адекватно отреагировать на внеплановую автоматическую остановку реактора, т.к. не были обучены действи€м в подобных ситуаци€х, а кроме того их пульт и индикаторы на нем не отображали фактическое состо€ние реактора.

ѕульт управлени€ операторов имел р€д проблем, которые в конечном итоге и не позволили им своевременно вы€вить и устранить аварийную ситуацию. ¬о-первых, световой индикатор, показывающий положение не сработавшего клапана, на самом деле показывал не статус клапана, а энергию его соленоида. »нтерпретиру€ показани€ индикатора, операторы решили, что клапан закрыт, и никакие действие не были предприн€ты до тех пор, пока нова€ смена не распознала проблему. ј тем временем теплоноситель продолжал вытекать. ¬о-вторых, датчике температуры показывал, что клапан открыт, но он располагалс€ задней части контрольной панели, вне пол€ зрени€ операторов и его показани€ не были учтены.  роме того операторы не были обучены тому, как использовать этот датчик. » в-третьих, на панели также не было индикатора уровн€ воды в реакторе. ќператоры определ€ли уровень воды в реакторе только по уровню воды в компенсаторе давлени€. Ќо так как поступление охлаждающей жидкости не происходило, температура возросла, и в результате стал образовыватьс€ пар, который вытесн€л воду из контура в компенсатор давлени€. ѕри этом уровень воды в компенсаторе показывал нормальное значение и операторы посчитали, что реактор в пор€дке.

“аким образом, панель операторов не отображала в полном объеме процессы, происходившие в оборудовании, что вместе с низким уровнем обученности персонала привело к трагическим последстви€м.

 атастрофа самолета DC8 в “оронто, 1970 г.

” каждого большого самолета есть специальные устройства Ц интерцепторы, которые представл€ют собой отклон€емые или выпускаемые поверхности на поверхности крыла, которые увеличивают аэродинамическое сопротивление и уменьшают подъемную силу. Ќа некоторых самолетах они используютс€ непосредственно в полете, но на самолете DC8 они предназначались к использованию во врем€ приземлени€. Ќа этом самолете интерцепторы могли управл€тьс€ в ручном и автоматическом режимах, при руко€тка ручного управлени€ и руко€тка перевода в автоматический режим одна и та же. ѕодъем руко€тки включает автоматический режим работы интерцепторов, опускание руко€тки переводит их в ручной режим. ѕри заходе на посадку пилоту необходимо подн€ть руко€тку. ≈сли он ее опустит, произойдет снижение подъемной силы и при недостаточной высоте это означает крушение самолета. “аким образом, получаетс€, что подъем руко€тки приводит интерцепторы в режим автоматической работы при каждом заходе на посадку, опускание же руко€тки приводит к крушению самолета. ѕоследнее и случилось в “оронто 5 июл€ 1970 года, когда интерцепторы были ошибочно выпущены пилотом в ручном режиме. 109 человек, наход€щихс€ на борту, погибли.

ƒругим фактором, приведшим к трагедии, €вилось то, что некоторые пилоты привод€т интерцепторы в автоматический режим, тогда как другие в нужный момент выпускают их в ручном. Ќа рухнувшем самолете были и тот и другой пилоты, что в конечном итоге в совокупности с руко€ткой, котора€ имела €вные эргономические проблемы, и привело к трагедии.

Ќесчастный случай в компании Welding Technologies в 2013 г.

 омпани€ приобрела сварочный аппарат с роботом, вмонтированным в блокирующуюс€ камеру. –обот находилс€ в машине недолго и в скором времени был модифицирован с возможностью ручного управлени€. –учное управление предполагало расположение кнопок вблизи приспособлени€ с гидравлическими зажимами. 23 августа 2013 года оператор ошибочно нажал не ту кнопку, в результате чего зажимы закрылись вблизи его руки, вызвав повреждение двух его пальцев, которые впоследствии были ампутированы.

 онечно, в этом случае много вопросов по поводу неэффективных блокировок, отсутствии ограждений и прочее, но расположение кнопок не соответствует эргономическим принципам.  нопки, нажатие которых сопровождаетс€ более высоким риском дл€ операторов, должны быть расположены отдельно от остальных кнопок, а также важные с точки зрени€ безопасности кнопки должны иметь ответную реакцию при их нажатии (например, звуковую сигнализацию), что дает возможность оператору пон€ть о нажатии на кнопку даже, если он на нее не смотрит.

Ѕольшинство аварий или несчастных случаев по причине недостатков в эргономике рабочего места происход€т на корабл€х, самолетах, химических заводах, но последний пример показывает, что даже обычное оборудование, с которым может столкнутьс€ обыкновенный работник, также требует внимани€ с точки зрени€ эргономики дл€ снижени€ рисков.†

јнна јндреева
2 017 5
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.