Охрана труда на производстве — возможно ли перенести обучение рабочих в онлайн? - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Велко
Сфера
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

Охрана труда на производстве — возможно ли перенести обучение рабочих в онлайн?

Охрана труда на производстве — возможно ли перенести обучение рабочих в онлайн?
18 июля 2022 | Передовой опыт

Как соблюсти требования законодательства

Работодатель обязан организовать обучающие мероприятия по охране труда для всех работников производства, включая руководителей. Знать правила должны специалисты, рабочие, управленцы, члены комиссии по охране труда и др. Пройти обучение нужно в течение месяца после подписания рабочего договора. Впоследствии обучать и проверять знания рабочих нужно не реже, чем раз в двенадцать месяцев. Для руководителей и специалистов на производстве законодательство устанавливает периодичность не реже раза в тридцать шесть месяцев.

Обязанности работодателя по поддержанию безопасности на производстве указаны в статье 212 ТК РФ:

  • Обеспечить условия для работы с оборудованием и инструментами без риска для здоровья.
  • Создать условия для прохождения работниками медицинских осмотров.
  • Составить распорядок труда и отдыха, который будет соответствовать требованиями ТК РФ.
  • Регулярно приобретать СИЗ (средства индивидуальной защиты) для тех, кто трудится на вредном производстве.
  • Организовать обучение, а также проведение инструктажей и тестирования работников.

За несоблюдение этих требований компании грозит штраф или более серьёзная ответственность. К тому же отсутствие знаний и навыков безопасной работы повышает риск несчастных случаев на производстве. Поэтому обучение рабочих навыкам безопасной работы носит обязательный характер.

Проведение инструктажей и обучения по безопасности

В состав программы по охране труда входят инструктаж и курсы по технике безопасности. Инструктажи бывают вводными, первичными, повторными, а также внеплановыми. На них сотрудники узнают о существующих рисках, принятых правилах, инструкциях и способах безопасной работы. 

Вводный инструктаж проводят для всех сотрудников перед тем, как допустить их к выполнению рабочих обязанностей. Первичный инструктаж также рассчитан на новых работников, но его проводят только для работающих с оборудованием. Повторный инструктаж проводят 2-3 раза в год, а для внепланового обучения нужен повод. Как правило, это — изменения в действующем законодательстве, внедрение нового оборудования или технологических процессов. Также внеплановый инструктаж нужен для тех, кто приступает к новым обязанностям в новой должности.

После прохождения занятий сотрудники ставят подпись в журнале рядом с соответствующей пометкой инструктора и получают удостоверение.

Занятия могут проходить не только очно, но и дистанционно. Статья 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» придаёт онлайн-обучению тот же статус, что и офлайн-занятиям.

Преимущества дистанционного обучения

Возможность выбрать дистанционный формат позволяет экономить время и бюджет. Какие плюсы для есть у онлайн-обучения сотрудников навыкам безопасной работы?

Прежде всего это снижение затрат. Достаточно один раз вложиться в разработку материала, и можно будет обучать с его помощью любое количество работников. Не нужно оплачивать работу тренера и аренду помещения, а также надолго вырывать сотрудников из рабочего процесса. Работники могут проходить обучающий курс в удобное время со своих мобильных телефонов или компьютеров. Чтобы повысить вовлечённость в процесс обучения и помочь работникам лучше запомнить материал, можно использовать геймификацию и систему рейтингов и бонусов.

Весь процесс — от назначения курсов нужным сотрудникам до контроля прохождения курсов и тестирования полностью автоматизирован. Руководителю не нужно привлекать специалистов, которые будут объяснять материал и проверять результаты тестов. 

Дистанционные курсы помогают быстро и без больших вложений обучить работников безопасным приёмам работы на производстве, которые полностью соответствуют требованиям законодательства РФ.

Посмотрите, как этот процесс уже организован в компаниях LafargeHolcim и Казахмыс.

Как организовать онлайн-обучение на производстве

  1. Составьте список — каким работникам, какие курсы обучения и в какие сроки нужно пройти. В перечень должны попасть все сотрудники, в том числе руководители.
  2. Выберите платформу для онлайн-обучения. Обратите внимание на функционал, которые они предлагают. Например, на платформе Эквио можно не только обучать сотрудников, но и мотивировать и поощрять их с помощью бонусов, давать обратную связь и получать отчёты о прохождении обучения.
  3. Создайте или приобретите готовый обучающий контент для наполнения платформы. Можно записать видеоуроки на телефон, создать лонгриды и статьи и добавить задания и тесты для закрепления материала. Также можно загрузить на платформу готовые курсы.
  4. Добавьте элементы геймификации. Например, можно давать баллы за прохождение обучающих модулей. Набранные баллы сотрудники будут обменивать на материальные и нематериальные подарки.
  5. Назначьте комиссию для официальной проверки полученных знаний. В неё должны входить не менее трёх работников, которые прошли обучение в аккредитованной организации. Проверка может проходить в виде очного или удалённого тестирования.

Современные платформы помогают превратить обучение безопасным методам работы из скучного обязательного мероприятия в интересный квест. Сотрудники выполняют задания, накапливают поощрительные баллы и получают места в общем рейтинге. Благодаря игровой форме знания усваиваются проще, а обучение проходит интереснее. Это помогает выполнить две главных задачи обучения: соблюсти требования законодательства РФ и свести к минимуму травмы и несчастные случаи на производстве.

Предлагаем вам бесплатно протестировать LMS-платформу Эквио. Для этого нужно заполнить заявку на сайте e-queo.com.

Эквио – одна из крупнейших EdTech-компаний в России по версии РБК. С 2014 года занимается разработкой мобильной LMS платформы, единого цифрового решения для эффективного обучения, тестирования, адаптации, управления, коммуникации и мотивации персонала. Клиенты Эквио — это более 350 компаний, пользователями которых было совершено свыше 650 тысяч установок платформы на мобильные устройства.