Просить рабочий стул у президента — история, более подходящая для жанра фантастики. Однако она реально произошла с одной из жительниц Свердловской области. У обвальщицы Рефтинской птицефабрики Татьяны Клюкиной и других ее коллег руководство предприятия в 2018 году забрало стулья, заставив сотрудниц работать стоя. Причина такого шага — желание повысить производительность труда.
Клюкина неоднократно ставила стул на прежнее место, но его каждый раз принудительно убирали. Однажды предмет мебели вырвали у работницы силой. При этом генеральный директор предприятия А. Засыпкин заявил, что подразделение, в котором трудится Клюкина считается эффективно работающим как раз по причине отсутствия стульев. Он сослался на опыт глобальный отрасли — мясники во всех странах работают стоя и Засыпкин видел это лично.
Однако Татьяна категорически не согласилась с вердиктом работодателя. По ее словам, работа заключается в обвалке тушек курицы на рулеты, чтобы добиться идеальной чистоты кости. В течение 20 лет она это делала сидя и вдруг оказалось, что это негативно влияет на производительность труда. После запрета стульев женщины стали садиться самовольно на пластмассовые ящики, но одна из сотрудниц неудачно упала, повредив пяточную кость.
Чтобы восстановить нарушенную справедливость Клюкина в одиночку объявила своей администрации «крестовый поход», начав обращаться во все профильные инстанции. Только в областную Госинспекцию труда было подано 136 заявлений. На птицефабрики начались постоянные проверки, но они не приносили ожидаемого результата.
Первое время активистку поддержали профсоюзы, благодаря их стараниям у Клюкиной появилось предписание областного Роспотребнадзора, вселившее надежду на положительный исход борьбы.
Было установлено, что по показателю «рабочая поза» класс условий труда обвальщицы соответствует 3.1 (вредный). Показатель «стоя» по факту составляет 80% от всей смены. При этом по действующему нормативу он не должен превышать 60% рабочего времени. Это означает, что позиция Татьяны Клюкиной о незаконном лишении рабочего стула была вполне правомерной.
Роспотребнадзор вынес предписание руководству предприятия изменить условия труда и весной 2021 года была установлена скамейка. На ней сотрудницы могут сидеть трижды за смену по 10 минут. Также разместили столы для обвалки, оснащенные перилами, приобрели подставки для ящиков на колесах, стали выдавать бесплатное питание, а также ввели должность грузчика на участке. Но стулья, о которых хлопотала Клюкина, тогда не вернули.
Видимо от безысходности, а может быть, испытывая последнюю надежду, летом 2021 года Татьяна Клюкина написала письмо на имя главы государства. В нем она пожаловалась на состояние охраны труда, а именно на вынужденную продолжительную работу стоя без стульев. В ответ представители администрации президента РФ пообещали разобраться в этом вопросе.
Между тем, вступившие в силу с 1 января 2021 года новые санитарные правила дали повод Татьяне для борьбы за свои права. Согласно п. 6.4 Санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" рабочее место, предназначенное для работы в положении стоя, следует оснащать сиденьем-поддержкой. Естественно, что в правилах забыли пояснить должны ли данные сиденья-поддержки быть сертифицированы, какие технические характеристики они должны иметь, есть ли требования к внешнему виду и т.д. Поэтому чиновники областного подразделения Роспотребнадзора не имели под рукой критериев оценки отнесения скамейки к сиденью-поддержке. Для этого нужны были лабораторные исследования.
После их проведения оказалось, что период работы стоя превышает 97%. Класс условий труда отнесли ко вредному II степени. При этом установили, что скамейка никак не меняет данный показатель. В итоге руководству птицефабрики вынесли предписание уменьшить тяжесть труда сотрудников до уровня, регламентированного санитарным законодательством.
В Роспотребнадзоре видят два варианта решения вопроса — сократить время стоящей работы до 60% или комплектовать рабочие места сиденьем-поддержкой для разгрузки опорно-двигательного аппарата. Недавно в качестве эксперимента Татьяне ввернули стул, правда ее коллеги продолжают работать стоя. Точка в деле еще не поставлена и мы обязательно расскажем о продолжении этой истории.
Комментарии
Статья интересная и пример для многих, как можно бороться за свои права. Удивительно другое, как Татьяна еще работает на своем месте)
Моя работа настолько сидячая, что когда я еду домой на общественном транспорте, это уже фитнес.
Но если серьезно, то под лежачий камень вода не течет. И реально я сталкиваюсь последнее время с таким количеством упорных людей в своих правах, что понимаю - не всё потеряно. ГИТ, кстати, если пнуть, очень охотно летит решать вопросы работников, а при условии, что после проверки работодатель на карандаше, никто не имеет никакого желания работника увольнять, а потом восстанавливать.
Я уже давно говорю, что в РФ нет НИКАКОЙ охраны труда!
Вся ОТ - это желание рабовладельца.
МинТруд не имеет никакого отношения к безопасности труда в РФ.
Роструд - это департамент паразит и враг работодателя №1!
ГИТ, кстати, если пнуть, очень охотно летит решать вопросы работников, а при условии, что после проверки работодатель на карандаше, никто не имеет никакого желания работника увольнять, а потом восстанавливать.
Вчера Президент уже говорил про концепции, которые нам "толкают" партнёры с целью размытия границ суверенности и повышения напряжённости в обществе
Татьяне нужен стул - тянет на мем, а-ля Васе нужен амперметр. причём по любому поводу, ибо фраза ритмична.
ГИТ, кстати, если пнуть, очень охотно летит решать вопросы работников
Я уже давно говорю, что в РФ нет НИКАКОЙ охраны труда!
ОТ на предприятии до тех пор, пока им управляет директор, который ЛИЧНО не хочет н/с, микротравм и профзаболеваний.
Я думаю, если поставить надсмотрщиков с плётками, то производительность труда будет ещё выше.
Портативное Спортивное легкое складное кресло Exoskeleton, складной стул для рыбалки, портативный многофункциональный стул для путешествий|Стулья для рыбалки| | АлиЭкспресс