Меню по разделу
+
Мы регулярно пишем о судебных процессах в отношении специалистов по охране труда и реальных сроках лишения свободы, которые они нередко получают за совершение уголовных правонарушений. Подобная тенденция наблюдается и по другим уголовным делам – современная Россия по числу оправдательных приговоров уступает даже тоталитарному периоду советской истории.
В 2014 году было оправдано только 0,54% обвиняемых, в 2016-м 0,43%, а в минувшем году и того меньше – всего 0,2%. Между тем, в самый разгар репрессий (период с 1935 по 1938 годы) средний процент оправдательных решений составил 11,2%. В годы войны он немного снизился, но все равно оставался значительно выше нынешнего уровня – от 8,9% до 11,6%. Правда, эта статистика отражает ситуацию с общими делами. Фигуранты дел, рассматриваемых в особом порядке, могли рассчитывать на оправдание с вероятностью 0,03%.
Сегодня чуть менее 30% дел прекращается по нереабилитирующим основаниям – лицу официально выносится обвинительный приговор, но в реальности оно не получает реального наказания. В одних случаях по причине истечения срока давности, в других из-за амнистии.
Принятые поправки в Уголовно-процессуальный кодекс оставляют надежду, что количество несправедливых судебных решений заметно сократится, а статистика оправдательных приговоров станет более позитивной. Наиболее значимые изменения связаны с формированием новой системы апелляционных и кассационных судов. Эти судебные инстанции позволяют гражданам обжаловать решения, которые они считают несправедливыми.
Нынешняя трехступенчатая структура локализована в общую территориально-организационную структуру и не приносит желаемого эффекта. При вынесении приговора райсудом апелляции и кассации направляются в областной, краевой или республиканский суд и дела на рассмотрении находятся в одном здании до момента возможной передачи дела в ВС РФ. Формально в этом нет никаких нарушений, ведь составы судей постоянно меняются, только в реальности все они хорошо знакомы друг другу, что не позволяет рассчитывать на максимальную объективность.
Обновленные правила в корне меняют эту систему. Теперь при рассмотрении апелляции или кассации дело будет «переезжать» в другой регион. Это минимизирует влияние на принятие решения клановых и семейно-дружеских связей. Незнакомые друг другу судьи вряд ли будут заниматься круговой порукой. Учитывая вероятность рассмотрения дела в кассационной инстанции и влияния этого факта на реноме каждого судьи желающих портить статистку будет немного.
По всей стране планируется создать 5 апелляционных инстанций 9 кассационных судов общей юрисдикции. Пока трудно сказать каков будет эффект от резкого сокращения количества судов, но уже ясно одно – затраты на эту систему значительно уменьшатся.
Предполагается ввести экстерриториальный принцип подсудности, поэтому судебные округа будут отличаться в своих границах от регионов. Это не совсем удобно для людей, так как им придется с целью защиты своих прав выезжать за пределы своего субъекта проживания. Однако подобная модель уменьшит влияние муниципальных и региональных чиновников на судебные решения. Рассмотрение кассационных дел возложат на коллегию из трех судей, которая должна в месячный срок выполнить свою работу (исключение дела, запрошенные самим судом – тогда 2 месяца).
В Соединенных Штатах доля оправдательных приговоров достигает 20%. При этом цифра высчитывается от числа тех фигурантов, которые не стали сотрудничать со следствием, а решили доказать свою невиновность в суде. Но таких граждан всего 3% – остальные предпочитают идти по более легкому пути. С учетом этого факта американская судебная система не имеет принципиальных отличий от российской.
Комментарии