Управление активами и безопасность производства - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Сфера
Новатика - обучение для СОТ

Управление активами и безопасность производства

Управление активами и безопасность производства
6 июня 2018 | Передовой опыт

Что такое «управление активами» и как это связано с охраной здоровья и безопасностью на производстве?

Во времена кризиса в основном говорят о финансовых, денежных активах (наличных деньгах, электронных деньгах). Однако реальными физическими активами для компаний все же являются объекты имущества. К ним по определению относятся здания, машины, механизмы, оборудование, товары, сырье в виде материалов. При этом активы могут быть не только в собственности владельцев, которые их контролируют, но и быть инвестиционными, например, таким активом можно назвать оборудование, приобретенное в кредит. Любые активы могут приносить прибыль.

Все это и составляет ту ценность предприятий и компаний, которой необходимо управлять и управлять всегда – какие бы политические, экономические бури не проносились мимо них.

Безопасность всех работающих и посетителей предприятий всегда взаимосвязана с техническим состоянием имущества, а, следовательно, и с состоянием «управления активами». Любые здания, сооружения, машины и оборудование, материалы, а также связанные с ними производственные процессы, могут порождать риски для людей, создавать своеобразные «ловушки», при попадании в которые люди могут быть травмированы или получить заболевание. Надлежащее управление активами и риск-управление помогает предусмотрительно защитить людей от таких ситуаций.

Поэтому очень интересен практический опыт развитых стран – каким образом управление активами происходит у них?

Базовой основой управления активами рыночных стран является серия стандартов ISO 55000. Серия этих глобальных международных стандартов интегрируется с другими стандартами управления, включая стандарт по качеству, стандарт по охране здоровья и безопасности, стандарт по охране окружающей среды.

Для практического применения и понимания этих стандартов предлагаю посмотреть наглядный информационный материал – своеобразное «путешествие» по изображениям большого Плаката.

На видео можно увидеть «большую картину» организации управления активами на примере завода. Наглядное путешествие по изображениям состоит из 3 сюжетных частей: движение происходит от плохой организации управления активами до наилучшей. Полагаю, нам есть чему поучиться.


Коротко переведу и прокомментирую сюжеты:

1) Первый сюжет.

Reactive decision- making – реактивное принятие решений.

Изображение завода размыто. Разобрать оборудование завода сложно. Активы не определены.

Должностные лица и руководство не имеют четких целей. Принимаются общие, неконкретные решения. Проектировщики, инженеры, риск-менеджеры, операторы, обслуживающий персонал, поставщики, подрядчики, то есть все сотрудники предприятия изображены в прозрачных шарах.

Это говорит о том, что между ними нет взаимодействия, информация ограничивается, они говорят «на разных языках», у каждого - свой подход.

Происходит инцидент с разрывом трубы. Героически спасается рабочий. Причины инцидента неизвестны. Сотрудники обвиняют друг друга. При этом сотрудники имеют личные сертификаты, которыми гордятся.

Как результат: клиенты уходят, финансы снижаются.

Какой можно сделать вывод из этого сюжета? На предприятии нет качественного управления активами и организационной структуры. Риски травматизма – высокие.

2) Второй сюжет.

Collective decision-making - коллективное принятие решений.

Сверху надпись. «Еще одна катастрофа и я могу попасть в тюрьму», - говорит руководитель. Показано давление от владельцев бизнеса и инвесторов. Где-то в облаках появляется цель (вид мишени), то есть ситуация предположительно меняется к лучшему.

Выходом после инцидента менеджеры считают сертификацию по стандарту управления активами по ISO 55000. При этом отмечается, что сертификация и соблюдение стандарта - только первый шаг.

На предприятии формируется комитет по коллективному принятию решений. Мы видим - круглый стол для взаимодействия подразделений. Вырабатывается стратегический план на основе законодательства. Члены комитета начинают воспринимать завод как ценность, но признаются в недостатке знаний для выработки решений.

На заводе риски от работы оборудования идентифицируются. Написано, что решения вынимают из «черного ящика». Можно предположить, что имеется в виду вся информация, которую могут собрать менеджеры по зданиям, машинам, оборудованию. Появляются новые возможности развития предприятия. Управление активами на заводе получает некоторое очертание, но на оборудовании изображено множество вопросов.

Меняется культура управления. Работники завода начинают принимать участие в управлении и высказывать свое мнение. Появляется дорожная карта трансформации управления с указанием цели.

3) Третий сюжет.

Optimized decision making – оптимизированное принятие решений.

На изображении завода появляется название «asset», что означает «актив».

Можно предположить, что активы уже определены. На заводе – порядок, установлены связи между подразделениями завода. Работники завода получают знания управления рисками и активами. Производство автоматизировано. Менеджеры завода формируют информационные базы данных как по стандартам, так и по оборудованию для будущего развития предприятия и инноваций. Рабочие завода активно вовлечены в сбор информации, передавая ее менеджерам и руководству. Таким образом поток информации, включая информацию по риск-факторам, идет по двум направления: сверху – вниз (от руководства) и снизу - вверх (от рабочих). Информация рассматривается как актив.

Руководство четко видит цель развития своего предприятия и даже отрасли.

Лидерство выражается в личном участии первого лица предприятия в процессе управления.

Каждое из подразделений играет свою роль в процессе принятия решений. Информация передается от команды к команде для достижения консенсуса. Показаны четкие связи взаимодействия между подразделениями.

Управление предприятием находится в цикле постоянного совершенствования и процессного подхода.

Процесс управления виден заинтересованным лицам и инвесторам.

Риск-менеджер, получая полную информацию, может оценить риски и выработать решения для снижения инцидентов.


Добавить к комментарию можно следующее.

В августе 2013 года Росстандартом был создан Технический Комитет №86 «Управление активами» как «зеркальный комитет» комитету ISO -TK 251 «Asset Management» - разработчику стандарта ISO 55000. Интересы российских компаний было поручено представлять НПП «СпецТек». Официальный сайт предприятия - http://trim.ru/.

Предприятием НПП «СпецТек» подготовлены идентичные международным 4 стандарта:

ГОСТ Р 55.0.001 Управление активами. Основные положения.

ГОСТ Р 55.0.002/ИСО 55000:2014 Управление активами. Общее представление и терминология.

ГОСТ Р 55.0.003/ИСО 55001:2014 Управление активами. Системы менеджмента. Требования.

ГОСТ Р 55.0.004/ИСО 55002:2014 Управление активами. Системы менеджмента. Руководство по применению ISO 55001 :2014.

Надеюсь, что рекомендованное мной видео «большой картины» управления активами поможет лучше понять суть этих стандартов и в нашей стране.

Вера Надеждина

Комментарии

6 июня 2018 20:15
Вопрос на засыпку вы  когда нибудь работали на производствах РФ.   Где вы видели  работодателей добросовестных в РФ. О Какой стандартизации вы вообще говорите ,  все ваши доводы об управлением активами связь производственных травм и профзаболеваний просто бред . Если предприятие работает стабильно и дает прибыль  и есть вредные и опасные условия труда , достаточно всего лишь страховки , а также мер по курортно  -  санаторному лечению рабочих занятых на таких производствах. Уровень Европейских стран  по охране труда и ТБ вообще сравнивать не надо  

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл