В ОАО “РЖД” начнут управлять профессиональными рисками - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Сфера
Новатика - обучение для СОТ

В ОАО “РЖД” начнут управлять профессиональными рисками

В ОАО “РЖД” начнут управлять профессиональными рисками
15 апреля 2013 | Передовой опыт
Газета “Гудок” опубликовала интервью с начальником департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО “РЖД” Дмитрием Раеноком, из которого стало известно следующее.

За минувший 2012 год производственный травматизм в компании снизился на 14%, а общий коэффициент (число травмированных на 1 тыс. работающих) на 13%, по сравнению с 2011 годом. Помимо этого, снизилось число тяжелых и смертельных несчастных случаев. На двух полигонах - Калининградском и Западно-Сибирским случаев гибели сотрудников на производстве в 2012 году зафиксировано не было.

При этом Раенок отметил, что несмотря на то, что уровень смертельного травматизма, коэффициент частоты и общий коэффициент в ОАО “РЖД” в среднем ниже по стране, говорить о хорошем результате пока рано. Это не более чем “положительная динамика”. Выход из сложившейся ситуации он видит в переходе от реактивной системы управления охраной труда к проактивной, которая основана на управлении профрисками. И именно это на данный момент является стратегической задачей компании.

Говоря об охране труда не только в ОАО “РЖД”, но и в целом в России, Дмитрий Леонидович подчеркнул, что данная система носит реактивный характер, то есть представляет собой “работу над ошибками”. Данная система имеет свои положительные черты, однако с точки зрения современных требований и построению управленческой деятельности она себя уже изжила. В настоящее время необходимо начинать работать над предотвращением ошибок.

В 2013 году в ОАО “РЖД” планируется разработка стандарта по управлению профессиональными рисками. Именно этот документ будет определять всю последующую работу. В течении ближайших пяти лет предприятие должно полностью перейти на новую систему. “Сама система управления профессиональными рисками будет интегрирована с функциональностью «Охрана труда» единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами ОАО «РЖД» (ЕКАСУТР)”, - заявляет начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО “РЖД”.

Также в своем интервью Дмитрий Раенок обратил внимание на то, что никакие нормативные документы не в состоянии сделать труд человека безопасным, если сам сотрудник не относится серьезно к своей жизни и здоровью. В первую очередь необходимо менять культуру безопасности труда. То есть все сотрудники должны осознавать, что и жизнь и здоровье являются ключевым приоритетом. И именно это “важнее любого производственного результата”.

Раенок выделяет несколько уровней культуры безопасного труда. к первому он относит бескультурье. Самый худший вариант, при котором человек не знаком с требованиями и вполне естественно, что выполнять их не в состоянии. Ко второму уровню относятся ситуации, при которых человек знает правила и нормы, однако сознательно нарушает их, боясь наказания. На третьем уровне - понимание ответственности перед самим собой и социумом, стремления не нарушать. В этом случаи понимается исключительно только личная ответственность. Четвертый, высший уровень предполагает знание правил, их выполнение и ответственность не только лично за себя, но и за своих коллег и клиентов. “При этом важнейший элемент культуры безопасности труда – это приверженность руководителей всех уровней принятой в компании политике”, говорит Дмитрий Леонидович. Руководство РЖД ставит перед собой задачу сделать так, что бы каждый сотрудник компании работал по принципу «я делаю это, потому что не хочу пострадать сам и чтобы пострадал кто-то ещё!».

Исходя из того, что основная часть несчастных случаев на производстве происходит по причине того, что работник не знал правила техники безопасности, Раенок полагает, что воспитывать культуру безопасного производства необходимо начинать с обучения по охране труда. При этом необходимо применять дистанционные образовательные технологии. Так же отмечено, что использование мультимедийных тестирующих программ повышает интерес к занятиям, а сама программа имеет четкую практическую направленность.

В 2012 году ОАО “РЖД” на проведение мероприятий по улучшению и охране труда в пересчете на одного работника израсходовало более четырнадцати с половиной тысяч рублей. При этом Дмитрий Леонидович обратил внимание на то, что в среднем по стране тратится меньше восьми тысяч рублей. При этом такие траты оправдывают себя, ведь человеческая жизнь бесценна. Однако, несчастные случаи на производстве влекут за собой материальные потери. Страна теряет миллионы рублей из-за смерти или тяжелой травмы одного работника.

В прошлом году ОАО “РЖД” направило на предупредительные меры, которые были запланированы согласно комплексной программе, не только средства компании, но и деньги, полученные от ФСС в рамках действующего законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве. В 2012 году эта цифра составила 185 млн рублей. Основная часть была направлена на приобретение сертифицированных СИЗ для сотрудников компании - 135,6 млн руб. Почти 22 миллиона рублей были потрачены на проведение обязательных медицинских осмотров, более 11,5 млн рублей ушло на санаторно-курортное лечение сотрудников, работающих во вредных условиях.

Помимо разработки нового стандарта по управлению профессиональными рисками, ОАО “РЖД” планирует масштабную автоматизацию процессов, связанных с безопасностью труда. На данный момент компания пришла к целевому состоянию, которое предусматривает систему управления охраной труда с учетом начала работы Дирекции инфраструктуры. В настоящее время насущной проблемой является необходимость понимания каждым сотрудником своих задач в обеспечении безопасного труда. При этом деятельность и порядок взаимодействия всех подразделений должна быть строго регламентирована.

Комментарии

31 июля 2013 05:35
Хороши намерения наших монополистов.
Но я думаю, дальше трескотни, дело не пойдет.
"... В настоящее время необходимо начинать работать над предотвращением ошибок...". А в 1990, 2000, и последующих годах руководство РЖД не знало о существовании "рисков"? Они что, не работали в этом направлении все эти годы и ждали предсказанного неким медиумом срока 2013г. в котором введут понятие "риски" и надо будет все же поработать!
буду отслеживать почин РЖД чтобы слизать их шедевры к применеию.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл