Ќа главную
Ќа главную

ќхрана труда в –оссии по показател€м производственного травматизма, профзаболеваемости и условий труда через 7-10 лет может достигнуть уровней развитых стран (—Ўј, япони€)

ќхрана труда в –оссии по показател€м производственного травматизма, профзаболеваемости и условий труда через 7-10 лет может достигнуть уровней развитых стран (—Ўј, япони€)
28 јпрел€ 2012 | ѕередовой опыт
ћинздравсоцразвити€ –‘ опубликовал справку о состо€нии охраны труда, о причинах, преп€тствующих созданию качественных рабочих мест. ќпределены первостепенные задачи, реализаци€ которых позволит подн€ть состо€ние охраны труда в –оссии до уровней развитых странах (—Ўј, япони€). „то это: фантази€, бред или реальность?

ћинздравсоцразвити€ –‘ в насто€щей справке указало, что "¬ажнейшим направлением работы €вл€етс€ создание национальной информационной системы о состо€нии условий труда и профессиональных рисках".
ѕри этом очень странным звучит информаци€ о том, что "¬ насто€щее врем€ .. работают в тестовом режиме ј— «ѕрофриски» и ≈»—ќ“ (≈дина€ информационна€ система по охране труда)".
Ёто очень похоже на прикрытие неисполненных госконтрактов. ¬едь создание ≈»—ќ“ было закончено уже в 2010г, проведены приемно-сдаточные испытани€ этой —истемы, на создание которой и на последующую модернизацию потрачено государством 1 млн долларов! но как оказалось она и до сих пор находитс€ в тестовом режиме!
¬ текущем году выйгран конкурс на 8млн рублей на сопровождение и информационное наполнение ≈»—ќ“, приказом ћинздравсоцразвити€ –‘ от 06.10.2011 N 1137 утвержден –егламент подготовки и размещени€ информации в единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда и задействованы ресурсы органов госвласти, профсоюзов, муниципалитетов, однако реально значимой работы до сих пор не проведено, так например на сегодн€шний день "актуальна€ информаци€" в ≈»—ќ“ датирована 18 но€бр€ 2011.

—ледующее: ћинздравсоцразвити€ –‘ определило в справке "¬ цел€х широкого вовлечени€ в процесс подготовки по охране труда руководителей и специалистов организаций микро- и малого бизнеса необходимо внедрение дистанционных форм обучени€ и проверки знаний в области охраны труда на основе единых электронных тестирующих программ".
Ќесложно предположить что такое "единые электронные тестирующие программы": это скорее всего многомиллионные государственные контракты на их создание, а далее на их модернизацию, и скорее всего участвовать в конкурсе на их "разработку" найдетс€ только один смельчак, максимум два. ’орошо, если пользоватьс€ ими (едиными электронными тестирующими программами) обучающие организации смогут бесплатно, ведь исключительные права будут принадлежать государству в лице министерства (заказчика). Ќо сложивша€с€ практика подсказывает, что может случитьс€ все наоборот, а именно† в пользу одной компании. » самое главное: само собой разумеетс€, что исключив конкуренцию на этой ниве, качество единственного информационного продукта хорошим быть в принипе не сможет, даже за дес€тки миллионов рублей из государственного бюджета. ј вс€ конкуренци€ в дистанционном обучении сведетс€ к вопросу стоимости доступа обучаемого к этой единой электронной тестирующей программе.

Ёто только одна составл€юща€ работы в сфере охраны труда на которую ћинистерство, исход€ из затраченных средств, удел€ет особое внимание.

Ќо достаточно пессимизма! ћожет надо более позитивно смотреть на будущее охраны труда? ƒавайте пофантазируем, а вдруг действительно через 7 лет мы процитируем доклад о том, что в –оссии все же удалось достигнуть в охране труда показателей развитых стран (—Ўј и японии) благодар€ правильной и эффективной работе ћинздравсоцрзвити€ –‘ в интересах всего нашего общества, всех граждан –‘. Ќу что же, подождем, осталось совсем недолго.

Ѕудем наде€тьс€ именно на такое светлое будущее! как минимум сегодн€, в праздничный день 28 апрел€. — праздником, уважаемые специалисты ќ“!




—ѕ–ј¬ ј

ќбеспечение экономики квалифицированными кадрами, привлечение молодежи требует повышени€ качества и комфортности рабочих мест путем улучшени€ условий труда и обеспечени€ безопасности зан€тых на них работников.

¬ своем докладе 11 апрел€ текущего года в √осударственной ƒуме вновь избранный ѕрезидент –оссийской ‘едерации ¬.¬. ѕутин обозначил в качестве приоритетной задачу создани€ качественных рабочих мест.

¬месте с тем, достижению указанной цели объективно преп€тствует сложивша€с€ ситуаци€ в сфере условий и охраны труда.

I. —осто€ние условий труда по-прежнему сохран€ет тенденцию к ухудшению.

ѕо данным –осстата продолжаетс€ увеличение доли работников, зан€тых во вредных услови€х труда.

“ак, на конец 2011 года дол€ таких работников составила 30,5 % (в 2010 году – 29,0%). “аким образом, практически каждый третий работник в –оссийской ‘едерации трудитс€ во вредных услови€х.

ѕри этом:

в промышленности дол€ работников, зан€тых во вредных услови€х труда составл€ет 33,3% от общего количества работающих;

в строительстве – 20,2%;

на транспорте – 34,5%,

в организаци€х, осуществл€ющих де€тельность по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, превышает 75 % . ¬о всех этих видах экономической де€тельности в 2011 году отмечен рост доли работающих во вредных услови€х труда.

II. Ќеблагопри€тные услови€ труда порождают также высокий уровень производственного травматизма.

Ќесмотр€ на то, что за п€тилетний период (с 2007 по 2011 г.г.) по данным –осстата произошло снижение производственного травматизма в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом – в 1,4 раза), его уровень крайне высок.

“ак, по оперативным данным –оструда, в результате несчастных случаев на производстве в 2011 году в –оссийской ‘едерации в организаци€х всех видов экономической де€тельности погибло 3063 работника. „исленность погибших на производстве в –оссийской ‘едерации значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах (в √ермании – в 4 раза, во ‘ранции – в 5,5 раза, в японии – в 2,5 раза).

ѕри этом, общие тенденции снижени€ производственного травматизма, наблюдаемые в –оссийской ‘едерации, не отражают реального положени€ в области охраны труда, поскольку во многом обусловлены снижением численности зан€тых в базовых, наиболее травмоопасных отрасл€х экономики (транспорт, строительство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства).

 роме того, официальные статистические данные, формируемые на основе выборочных наблюдений, не дают достоверной картины состо€ни€ производственного травматизма.

ќ существенном числе несчастных случаев, сокрытых работодател€ми от учета, свидетельствуют данные –оструда. “ак, только в 2011 г. государственными инспекторами труда было вы€влено 1484 сокрытых несчастных случа€ на производстве, в том числе 316 смертельных случаев.

Ёто свидетельствует о необходимости формировани€ единой системы статистического наблюдени€, котора€ будет способствовать устранению существующих разногласий в показател€х, формируемых по результатам оценки условий труда, отобража€ более полную картину в исследуемой области с учетом создани€ в –оссийской ‘едерации системы управлени€ профессиональными рисками.

≈жегодно наибольшее количество погибших в результате несчастных случаев на производстве (более 70%) наблюдаетс€ в организаци€х таких видов экономической де€тельности, как строительство, обрабатывающие производства, сельское хоз€йство, транспорт, добыча полезных ископаемых.

¬редные услови€ труда €вл€ютс€ причиной большого числа профессиональных заболеваний.

¬сего по данным центров профпатологий в –оссийской ‘едерации насчитываетс€ около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний. ѕри этом численность заболевших на производстве ежегодно увеличиваетс€ на 8 тыс. человек.

—ледует отметить, что ежегодно почти треть всех вы€вленных профессиональных заболеваний и отравлений в стране регистрируетс€ при обращении работников за медицинской помощью, а не в ходе медосмотров.

ќдной из существенных проблем €вл€етс€ вы€вление профессиональных заболеваний на поздних стади€х, когда работник уже стал инвалидом и по объективным причинам не может продолжать работу по профессии, а нередко тер€ет и общую трудоспособность. ”казанное свидетельствует о низком качестве проведени€ предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров, а также недостаточной эффективности системы оказани€ профпатологической помощи.

III. Ќеудовлетворительные услови€ труда, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевани€ ведут к серьезным экономическим потер€м как со стороны государства, так и со стороны работодателей.

¬ рамках системы об€зательного социального страховани€ только потери в св€зи с несчастными случа€ми на производстве и профессиональными заболевани€ми по экспертным оценкам достигают 0,35 % ¬¬ѕ (137 млрд. руб. ежегодно).

 роме того, по данным ѕенсионного фонда –оссийской ‘едерации на выплату досрочных пенсий за работу во вредных услови€х труда ежегодно расходуетс€ около 300 млрд. рублей.  оличество граждан, получающих досрочные пенсии на основании списков, сформированных в 70-80 года прошлого столети€, составл€ет свыше 3,2 млн. человек.

—ущественные экономические потери также возникают из-за потерь фонда рабочего времени, св€занных с неблагопри€тными услови€ми труда (и, как следствие, необходимостью предоставлени€ компенсаций в виде сокращенного рабочего дн€ и дополнительного отпуска), травматизмом и введени€ дополнительных рабочих смен.

ѕотери фонда рабочего времени вызывают снижение объемов произведенной продукции и ¬¬ѕ.

“ак, расчеты, проведенные на основе данных –осстата, показывают, что только в таких отрасл€х экономики, как добыча полезных ископаемых, химическое производство, металлургическое производство и строительство потери фонда рабочего времени варьируютс€ от 3% до 12,6%. ¬следствие этого экономические потери составл€ют около 1,48 трлн. рублей.

¬сего потери из-за неудовлетворительного состо€ни€ условий и охраны труда работников составл€ют 1,94 трлн. рублей или 4,3% ¬¬ѕ.

ѕри этомуказанные расходынаправлены на устранение и компенсацию последствий травматизма и вли€ни€ вредных условий труда, а не на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда работников.

»сход€ из ситуации в сфере условий и охраны труда, очевидно, чтосформированна€ в советское врем€ система управлени€ охраной труда, в современных услови€х не позвол€ет успешно решать основные задачи – сокращение травматизма и заболеваемости работников на производстве, не стимулирует работодателей к улучшению условий труда, носит затратный характер и ориентирована на компенсацию и устранение последствий травматизма и заболеваемости работников, а не на предупреждение неблагопри€тных воздействий на здоровье работника.

“аким образом, основной целью модернизации системы управлени€ охраной труда работников, посто€нного улучшени€ условий труда €вл€етс€ переход от компенсационной, затратной модели управлени€ охраной труда к современной системе управлени€ профессиональными рисками, позвол€ющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровь€ работников на производстве и сократить все виды издержек, св€занных с неблагопри€тными услови€ми труда.

ƒл€ формировани€ современной системы управлени€ охраной труда, основанной на оценке профессиональных рисков и профилактике производственного травматизма, необходимо реализовать комплексные меры по следующим основным направлени€м:

1. —овершенствование трудового законодательства.

2. ¬недрение механизмов экономического стимулировани€ работодателей к улучшению условий труда.

3. —оздание национальной информационной системы о состо€нии условий труда и профессиональных рисках.

4. ‘ормирование прогноза возникновени€ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

5. —овершенствование системы нормативов в области охраны труда.

6. –еформирование системы медико-профилактического обслуживани€ работников.

7. ѕовышение качества обеспечени€ работников средствами индивидуальной защиты (—»«).

8. —овершенствование де€тельности органов исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации в сфере охраны труда

¬ рамках совершенствовани€ трудового законодательства первостепенными задачами €вл€ютс€:

а) подготовка и внесение изменений в “рудовой кодекс –оссийской ‘едерации в цел€х регламентации прав и об€занностей субъектов трудовых отношений, органов исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации и органов местного самоуправлени€ в сфере оценки и управлени€ профессиональными рисками, установлени€ ответственности работников за умышленные нарушени€ требований охраны труда (при условии соблюдени€ работодателем всех требований);

б) во исполнение поручени€ ѕрезидента –оссийской ‘едерации ƒ.ј. ћедведева в течение 2012 – 2013 г.г. осуществление гармонизации санитарных норм, устанавливающих требовани€ к уровн€м факторов рабочей среды, с нормами, установленными в развитых странах мира.

б) подготовка к ратификации  онвенции ћеждународной ќрганизации “руда є161 «ќ службах гигиены труда».

 роме того, необходимо:

- внести изменени€ в ‘едеральный закон «ќб об€зательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в цел€х обеспечени€ в период 2013 – 2014 годов перехода к установлению страховых тарифов в системе об€зательного социального страховани€ на основе индивидуального уровн€ профессионального риска у каждого конкретного работодател€;

- установить минимальные размеры компенсаций за работу во вредных услови€х труда исключительно на основе фактических условий труда на каждом рабочем месте.

¬ насто€щее врем€ уже реализованы следующие меры:

- в цел€х формировани€ современной системы управлени€ профессиональными рисками в “рудовой кодекс –оссийской ‘едерации введены пон€ти€ «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками», а также установлены полномочи€ ћинздравсоцразвити€ –оссии по утверждению пор€дка оценки риска и управлени€ рисками (‘едеральный закон от 18 июл€ 2011 г. є 238-‘«).

- в цел€х повышени€ достоверности оценки условий труда и профессиональных рисков:

а) сформирована независима€ система оказани€ услуг в области охраны труда, в том числе в сфере оценки условий труда и профессиональных рисков, путем введени€ процедуры об€зательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в том числе по аттестации рабочих мест по услови€м труда (приказ ћинздравсоцразвити€ –оссии от 1.04.2010 г. є 205н);

б) прин€ты поправки в статью 217  одекса в части усилени€ требований к аттестующим организаци€м;

в) по поручению ѕредседател€ ѕравительства –оссийской ‘едерации ¬.¬. ѕутина проводитс€ системна€ работа по контролю за де€тельностью аттестующих организаций, качеством проводимых ими работ по оценке условий труда работников;

г) прин€т новый пор€док проведени€ аттестации рабочих мест по услови€м труда, устанавливающий прозрачные, пон€тные работодателю и работнику процедуры. — 1 сент€бр€ 2011 года аттестаци€ рабочих мест по услови€м труда может проводитьс€ только независимым оценщиком – аккредитованной аттестующей организацией. ¬ состав комиссии по аттестации рабочих мест в об€зательном пор€дке должны включатьс€ представители профсоюзов (приказ ћинздравсоцразвити€ –оссии от 26 апрел€ 2011 г. є 342н);

д) утвержден перечень измерений, производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, а также об€зательные метрологические требовани€ к данным измерени€м, которые позвол€т более точно определить принадлежность рабочего места к тому или иному классу условий труда (приказ ћинздравсоцразвити€ –оссии от 09.09.2011 г. є 1034н).

¬ цел€х экономического стимулировани€ работодателей к посто€нному улучшению условий труда работников необходимо внести изменени€ в ‘« «ќб об€зательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» дл€ обеспечени€ в период 2013 – 2014 г.г. перехода к установлению страховых тарифов в системе об€зательного социального страховани€ на основе индивидуального уровн€ профессионального риска у каждого конкретного работодател€.

  насто€щему времени в этом направлении проделана следующа€ работа:

а) прин€т ‘едеральный закон об об€зательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», устанавливающих пр€мую зависимость размера скидки к страховому тарифу от фактических условий труда на предпри€тии. ѕри этом работодател€м, у которых зафиксированы факты гибели работников на производстве, скидки не устанавливаютс€ и предусмотрена надбавка к страховому тарифу. ”становление пр€мой зависимости размера скидки к страховому тарифу от фактических условий труда на предпри€тии призвано стимулировать работодателей к улучшению условий труда работников;

б) во исполнение поручени€ ѕрезидента –оссийской ‘едерации ƒ.ј. ћедведева подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в “рудовой кодекс в части замены об€зательной дорогосто€щей процедуры сертификации работ по охране труда добровольным декларированием, что позволит снизить издержки работодателей, в первую очередь, микро- и малого бизнеса;

в) ежегодно в перечень предупредительных меропри€тий, направленных на снижение уровн€ производственного травматизма и заболеваемости работников, финансируемых за счет средств ‘онда социального страховани€ –оссийской ‘едерации, включаютс€ меропри€ти€ по аттестации рабочих мест по услови€м труда, обучению работодателей малого и среднего бизнеса по охране труда, по проведению медицинских осмотров работников, зан€тых во вредных услови€х труда. ‘инансирование указанных меропри€тий предусмотрено также в проекте бюджета ‘онда на 2012 г. и плановый период 2013 – 2014 г.г.;

г) реализуютс€ меры, направленные на переход от статусно - списочной системы установлени€ и определени€ размеров компенсаций за работу во вредных и (или) опасных услови€х труда к назначению этих компенсаций на основании реальных условий труда на рабочих местах, определ€емых по результатам аттестации рабочих мест по услови€м труда, закрепленный постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 20 но€бр€ 2008 г. є 870;

д) в цел€х серьезного усилени€ ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда ћинздравсоцразвити€ –оссии разработало проект федерального закона «ќ внесении изменений в  одекс –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х и статью 143 ”головного кодекса –оссийской ‘едерации». «аконопроект внесен в ѕравительство –оссийской ‘едерации.

¬ажнейшим направлением работы €вл€етс€ создание национальной информационной системы о состо€нии условий труда и профессиональных рисках. –ешение этой задачи включает в себ€:

а) создание единой системы статистических показателей, характеризующих состо€ние условий труда в –оссийской ‘едерации;

б) формирование и актуализацию банка данных об уровн€х профессиональных рисков на рабочих местах конкретных работодателей;

в) обеспечение в рамках системы межведомственного электронного взаимодействи€ обмена данными об услови€х труда федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации, иных заинтересованных органов и организаций.

¬ насто€щее врем€ часть блоков национальной информационной системы уже работает: формируетс€ база данных об услови€м труда по данным от аттестующих организаций в автоматизированной системе контрол€ за охраной труда (ј— ј ќ“), работают в тестовом режиме ј— «ѕрофриски» и ≈»—ќ“ (≈дина€ информационна€ система по охране труда).

»нформаци€ об уровн€х профрисков должна быть доступна ведущим научным организаци€м в сфере охраны труда, центрам профпатологии дл€ прогнозировани€ динамики состо€ни€ здоровь€ работников и планировани€ мер по профилактике профессиональных заболеваний.

‘ормирование национальной информационной системы позволит принимать обоснованные управленческие решени€ в сфере охраны труда на основе достоверной всеобъемлющей информации о состо€нии условий труда работников.

ƒл€ этих целей должны использоватьс€, в первую очередь, сведени€ об уровн€х профессиональных рисков, установленных по результатам аттестации рабочих мест и проведени€ медицинских осмотров работников.

ѕрогнозирование увеличени€ уровней рисков и, как следствие, производственного травматизма и заболеваемости работников должно осуществл€тьс€ в разрезе видов экономической де€тельности и субъектов –‘.

ѕо результатам прогноза должны выдел€тьс€ наиболее неблагополучные отрасли и субъекты –‘, на которых должно концентрироватьс€ внимание органов исполнительной власти, надзорных органов с целью прин€ти€ мер по предупреждению травматизма и заболеваемости работников.

Ёто позволит сконцентрировать основные ресурсы в наиболее проблемных сферах и решить задачу по профилактике неблагопри€тных последствий.

–еализаци€ системного подхода к сохранению здоровь€ работников на производстве требует, в первую очередь, обеспечени€ качественного наблюдени€ за состо€нием здоровь€ работников, вы€влени€ профессиональных заболеваний на ранних стади€х, когда возможно полностью восстановить трудоспособность работника.

ƒл€ качественного улучшени€ ситуации в области сохранени€ здоровь€ работников необходимо:

1) реализовать меры по совершенствованию материально-технической базы центров профпатологии, укомплектовать их необходимым оборудованием и штатами в соответствии с утвержденными стандартами;

2) обеспечить подготовку необходимого количества врачей-профпатологов;

3) создать федеральный центр профпатологии;

4) повысить качество проведени€ периодических медицинских осмотров работников путем совершенствовани€ материально-технической базы учреждений здравоохранени€ и усилени€ контрол€ за соблюдением пор€дка проведени€ медосмотров;

5) разработать и реализовать меры, направленные на повышение доступности профпатологической помощи работников предпри€тий, расположенных в сельской местности, труднодоступных районах;

6) подготовить поправки в действующее законодательство в части наделени€ ћинистерства полномочи€ми по утверждению списка профессиональных заболеваний, гармонизированного с основополагающими документами ћеждународной организации труда в данной сфере;

7) дл€ объективной оценки уровн€ профессиональной заболеваемости, оценки эффективности функционировани€ службы профпатологии, начина€ от момента подозрени€ на профессиональное заболевани€ до результатов лечебных и реабилитационных меропри€тий, создать персонифицированный регистр лиц, страдающих профессиональными заболевани€ми;

8) продолжить работу по совершенствованию нормативной базы в части медико-профилактического обеспечени€ здоровь€ работников, осуществить разработку и утверждение 30 стандартов оказани€ медицинской помощи при основных формах профзаболеваний, установить единые критерии проведени€ экспертизы св€зи заболеваний с профессией;

9) разработать и внедрить в практику предварительных и периодических медицинских осмотров скрининговых методов и методов ранней диагностики наиболее часто встречающихс€ профессиональных и социально значимых заболеваний.

–абота врачей-профпатологов должна строитьс€ на основе информации о реальных уровн€х рисков дл€ здоровь€ работников конкретных предпри€тий, накапливаемой национальной информационной системой.

–азвитие профпатологической службы –оссийской ‘едерации в сочетании с комплексными меропри€ти€ми, направленными на сохранение здоровь€ работающих и профилактику профзаболеваний, будет способствовать улучшению медицинского обслуживани€ работающего населени€, и, как следствие, снижению уровн€ профессиональной заболеваемости и св€занных с ней экономических потерь.

ќдной из основных причин, обуславливающих несчастные случаи на производстве, €вл€ютс€ недостатки в обучении по охране труда.

ѕо данным –оструда в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с т€желыми последстви€ми, происшедших в –оссийской ‘едерации в 2011 году, более 70% занимают типичные причины организационного характера, в числе которых, нар€ду с нарушени€ми требований безопасности, неудовлетворительной организацией производства работ, были отмечены недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушени€ трудовой дисциплины.

— учетом возрастающего из года в год количества работников, прошедших обучение по охране труда и проверку знани€ требований охраны труда, это свидетельствует о формальном подходе к проведению обучени€.

—ложившиес€ формы обучени€ по охране труда основываютс€ на традиционных методах аудиторных, по большей части, лекционных зан€тий, требуют отрыва руководителей предпри€тий и работников от производственной де€тельности, что увеличивает издержки бизнеса.

— учетом этого система подготовки работников в области охраны труда требует коренного реформировани€.

ќбучение по охране труда должно осуществл€тьс€ на основе единого пор€дка, устанавливающего дифференцированный подход к содержанию и длительности обучени€ различных категорий руководителей и работников, содержащего типовые программы обучени€ по охране труда различных категорий специалистов и работников рабочих профессий.

¬ цел€х широкого вовлечени€ в процесс подготовки по охране труда руководителей и специалистов организаций микро- и малого бизнеса необходимо внедрение дистанционных форм обучени€ и проверки знаний в области охраны труда на основе единых электронных тестирующих программ.

ќсобое место должна занимать подготовка специалистов по охране труда организаций – должностных лиц, призванных организовывать процессы управлени€ охраной труда, осуществл€ть контроль за безопасным производством работ.  валификаци€ указанных специалистов должна особо тщательно контролироватьс€ государством, в том числе путем их сертификации и ведени€ реестра специалистов по охране труда.

Ќеудовлетворительна€ организаци€ производства работ, €вл€юща€с€ причиной большинства несчастных случаев на производстве, свидетельствует о недостаточном уровне подготовки управленческих и инженерно-технических кадров организаций в сфере охраны труда.

¬ этой св€зи в цел€х повышени€ безопасности работников на производстве представл€етс€ необходимым введение об€зательных программ по охране труда в ¬”«ах и средних специальных учебных заведени€х дл€ инженерных, технических и управленческих специальностей.

ѕоследним барьером между работниками и вредными производственными факторами €вл€ютс€ средства индивидуальной защиты (—»«).

¬ насто€щее врем€ обеспечение работников —»« осуществл€етс€ на основе отраслевого подхода.

Ёто приводит к тому, что —»« предоставл€ютс€ работникам на основе принадлежности к той или иной профессии.

ѕри этом не учитываютс€ реальные услови€ труда, установленные по результатам независимой оценки – аттестации рабочих мест, наличие тех или иных реально воздействующих на работника факторов (или их полное отсутствие).

¬се это приводит к избыточным непродуктивным расходам работодателей.

¬ цел€х исправлени€ сложившейс€ ситуации необходимо внести изменени€ в “рудовой кодекс –оссийской ‘едерации, установив пор€док обеспечени€ работников, исход€ исключительно из фактических условий труда на каждом рабочем месте, объективно установленных по результатам аттестации рабочих мест.

¬месте с тем, необходимо также боротьс€ с поставками на рынок –оссии контрафактных, некачественных средств защиты работников.

ѕоскольку свыше 80% поставщиков средств защиты €вл€ютс€ российскими производител€ми, системна€ работа по предотвращению поставок поддельных —»« позволит защитить интересы добросовестных отечественных производителей.

ѕредлагаетс€ во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, объединени€ми производителей средств защиты разработать комплекс программных мер, направленных на предотвращение поставок на рынок –оссии контрафактных, некачественных средств защиты работников.

¬ажнейшей составной частью системы государственного управлени€ охраной труда €вл€ютс€ органы исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации в сфере охраны труда.

»х де€тельность должна быть скоординирована с основными направлени€ государственной политики в области охраны труда, направленными на улучшение условий труда работников.

ѕри этом к полномочи€м органов исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации “рудовым кодексом –оссийской ‘едерации пр€мо отнесена разработка и реализаци€ региональных программ улучшени€ условий труда.

¬месте с тем, зачастую данные программы разрабатываютс€ формально, не содержат конкретных меропри€тий, целевых индикаторов и показателей.

ѕо поручению ѕредседател€ ѕравительства –оссийской ‘едерации ¬.¬. ѕутина ћинздравсоцразвити€ –оссии разработало и направило в регионы проект “иповой программы субъекта –‘ по улучшению условий труда.

¬ведение программного подхода к планированию и реализации на региональном уровне меропри€тий по улучшению условий труда работников, целевых показателей и индикаторов реализации программ позволит обеспечить единый системный подход в рамках страны к улучшению условий труда, сокращению производственного травматизма работников.

 омплексное решение вышеназванных задач позволит обеспечить достижение главной цели – качественного улучшени€ условий труда работников, снижени€ показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в среднесрочной перспективе (7-10 лет) в 1,5 – 2 раза, т.е. до уровней, достигнутых в развитых странах (—Ўј, япони€).

ѕереход к современной системе управлени€ охраной труда, сформированной на основе оценки профессиональных рисков, предупреждени€ случаев повреждени€ здоровь€ работников на производстве обеспечит сохранение жизни и здоровь€ работников на производстве, будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране и повышению качества трудового потенциала.


10 020 16 2
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

 омментарии

0 ћне нравитс€
”важаемые спенциалисты по охране труда, ¬ы находитесь на территории страны, котора€ €вл€етс€ правопреемником ———–.
 огда численность населени€ в ———– и —Ўј была одинаковой, профзаболеваний в ———– было меньше - раз в 30 (зарегестрированных). » с каждым годом, согласно указани€м партии (тогда она называлась иначе) их становилось всЄ меньше.
»нтересно отметить, что советсикие ѕƒ рз по аэрозолю марганца жЄстче американских аж в 100 раз. Ќо советские сварщики работали без респираторов - в картонных щитках, и нюхали "дым". ј дл€ американских сварщиков есть респираторы - в том числе с подачей воздуха под маску от вентил€тора, степень защиты превывшает 1000. ѕочему? ј там работодетелю дешевле купить маску с вентил€тором за 700-1000 долларов, чем платить рабочему за инвалидность, за нарушение требований охраны труда, которые об€зывают использовать респираторы, и чЄтко указывают - когда какие.
ѕоскольку в –‘ нет требований законодательства по выбору и организации применени€ —»«ќƒ, обучению рабочих - реальное количество профзаболеваний органов дыхани€ снизитс€, скорее всего, только на бумаге.
≈сли добавить отсутствие учебников по этой теме, и низкую подготовленность специалистов то охране труда и то, что как респиратор сертифицируют любую салфетку (даже без маркировки) - то проблема оп€ть будет решатьс€ общим алкогольным наркозом (за свой счЄт), завозом гастарбайтеров и попыткой стимулировать рождаемость.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:NIOSH_%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82­%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%­BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E_%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1­%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%B2_%D0%BF%D1%80%­D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%­D1%82%D0%B8_1987.pdf
„иркин јлександр

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.