Заместитель министра труда и соцзащиты Григорий Лекарев посетил Омск, где 29 июня выступил на совещании, посвященном вопросам охраны труда в регионах России. Чиновник заметил, что более 70-ти процентов несчастных случаев на производстве связаны с человеческим фактором. И чтобы минимизировать количество подобных происшествий, необходимо повысить трудовую культуру.
Замминистра предложил изменить подход к данной проблеме и перейти от модели реагирования на уже случившуюся трагедию к модели ее предотвращения. Для этого сами работники должны своевременно выявлять имеющиеся недостатки в сфере производственной охраны труда и сигнализировать о них руководству. Цель новой модели – достижение нулевого травматизма на отечественных предприятиях.
Г. Лекарев посетовал, что сейчас проверки выявляют совсем иную ситуацию. К вопросам охраны труда и работники, и работодатели часто подходят формально. Даже пройдя необходимый инструктаж, сотрудник обычно не вникает в его детали, и тем более не требует от начальства его соблюдения.
Ранее, в апреле 2018 года, министр труда и соцзащиты Максим Топилин привел впечатляющие цифры о финансовых потерях государства из-за высокого уровня производственного травматизма и профзаболеваний. По словам главы ведомства, казна ежегодно теряет полтора триллиона рублей, выполняя страховые обязательства перед пострадавшими работниками. Снижение несчастных случаев на предприятиях, по мнению министра, могло бы привести к уменьшению размера страховых взносов, уплачиваемых работодателями.
Впрочем, в Омской области, на территории которой выступал г-н Лекарев, в сфере охраны труда удалось добиться неплохих успехов. За последние 5 лет производственный травматизм в регионе сократился на треть, что явилось результатом целого комплекса упреждающих мер. В частности, затраты работодателей на охранные мероприятия за это время значительно увеличились – более чем на 10%. Только в 2017 году на них было потрачено около 2,6 млрд. рублей. А обучение, как грамотно организовать охрану труда на предприятии, в том же году прошли 17800 человек – и сотрудников, и работодателей.
Нулевой травматизм, ага...
То есть их удручает ситуация, что из тех денег, которые платят работодатели в ФСС, им приходится выплачивать народу такие деньги...оригинальная забота о народе...не о том, что люди травмируются, а о том, что им приходится платить им деньги из уже их денег (по сути содранных с работодателей)...бедолаги какие, хотели бы совсем ничего не возвращать...а про снижение взносов - слышали мы эти байки в других сферах...и ЖКХ и акцизы на бензин и много чего еще...
Модель "нулевой травматизм" - это не наша модель, не российская. Поэтому корректно читать статьи тех стран, кто эти модели придумал и внедрил. Иначе получается как в детской игре про "испорченный телефон".
Вот ссылки на иностранную Википедию.
Ссылка про модель "нулевой травматизм" следующая.
Ссылка про культуру безопасности - здесь.
Электронный переводчик - в помощь. Что мы видим?
Модель "нулевой травматизм" - это философия, способ мышления, а не количественная цель.
Цель предполагает, что все несчастные случаи могут быть предотвращены.
Люди склонны делать ошибки, но ошибки не должны приводить к травмам.
Безопасность - причина для ПЛАНИРОВАНИЯ рабочей среды.
Философия "нулевого травматизма" важна для системы управления безопасностью и гигиеной труда и является частью общей структуры управления БИЗНЕСОМ.
Человеческая ошибка или поспешность часто рассматривается как первопричина аварии...но организационные факторы присутствуют до возникновения аварии.
Культура безопасности - это ПРАКТИКА безопасности на рабочих местах.
Каждое рабочее место отличается и сталкивается с разными рисками и имеет разных работающих - все рабочие среды являются уникальными комбинациями многих участников и ситуаций.
Оценка рисков и УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ на рабочем месте имеет решающее значение для достижения цели безопасности рабочего места.
Повышение безопасности - это бесконечная задача, даже когда она выполняется хорошо, она не заканчивается.
Вождение автомобиля - как пример. Необходимо смотреть вперед и готовиться к проблемам. Для предотвращения аварий необходимы регулярные оценки безопасности и отношение водителей к безопасности.
Тот же смысл заложен и в концепции МАСО "Семь "золотых правил" - Vizion Zero, которая активно продвигалась и в нашей стране.
У них - симфония, а у нас "игра на трех аккордах".
С уважением,
И что доля рабочих мест неуклонно росла до принятия закона 426-ФЗ, полтора десятилетия высоких цен на нефть - тоже не Минтруда и не работодатель виноваты. И что деньги в замену изношенных основных фондов (соответственно - безопасность и условия труда) кто-то не торопился вкладывать - а всё больше на счета в оффшоры, на яхты и куршавели - тоже работник виноват. И что состояние сотни российских долларовых миллиардеров превысило (в сумме) все сбережения россиян и резервы Центробанка - тоже работник виноват.
И действительно, нельзя же бесконечно смотреть на всё это безобразие, и терпеть - а раз терпел, то вот кто главный виновник!
!!!
Во как. Если забыть про разгромленную госинспекцию, не способную проверять предприятия чаще 1 раза в ~100 лет; чем работник может принудить работодателя выполнять требования ОТ (то есть - тратить деньги, время и внимание)? Угрозой увольнения (работодателя - работником), или тем, что он (работник) лишит работодателя премии? Пропишите механизм принуждения бережливых манагеров; а не подменяйте выдачей СИЗ улучшение условий труда (426-ФЗ), это лишь маскирвока неуклонного роста доли рабочих мест с вредными условиями труда. То есть - бездействия соответствующего регулирующего государственного органа.