Работники используют личный транспорт в служебных целях. Как работодателю обезопасить себя? - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Новатика - обучение для СОТ
Велко

Работники используют личный транспорт в служебных целях. Как работодателю обезопасить себя?

Работники используют личный транспорт в служебных целях. Как работодателю обезопасить себя?

Работа с выездом в организации, находящиеся за территорией предприятия, характерна для многочисленных должностей. Менеджеры по снабжению часто выезжает на встречи с поставщиками, финансисты – по делам в банк, специалисты по охране труда – в надзорные органы. Если у предприятия есть служебный транспорт, тогда проблем нет. В случае его отсутствия работники либо пользуются общественными средствами передвижения, либо своим личным автомобилем. Второй вариант более рискованный, причём в большей мере для работодателя, чем для работника. Прежде всего, потому, что техническое состояние автомобиля не проверяется в соответствии с законодательством. Как и не проводится предрейсовый медосмотр. Несмотря на это, расходы на топливо часто оплачиваются предприятием. Конечно, в юридической практике существует возможность заключения договора между предприятием и сотрудником на безвозмездное пользование автомобилем. Однако, все эти попытки узаконивания выглядят достаточно зыбкими и предположения, что в случае ДТП или проверки ГИТ работодатель не понесет ответственность весьма преувеличены.

Выходом является внести в Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) запрет на пользование личным транспортом в служебных целях. Пример такого варианта рассмотрен в судебном заседании Мосгорсуда. Работник ОАО «РЖД» подал иск на работодателя по причине наложения на него дисциплинарного взыскания за пользование личным автомобилем для решения служебных вопросов, что явилось нарушением установленных на предприятии ПВТР. По мнению работника, эти действия идут вразрез с требованиями ст.8 ТК РФ, которая гласит: «Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права … не подлежат применению». К тому же, в ходе служебного выезда с целью получению выписок ЕГРН в МФЦ личным автомобилем он не пользовался.

Что же выяснилось в ходе судебного рассмотрения дела? Сотрудник трудоустроен в структурном подразделении ОАО «РЖД» в должности ведущего инженера (по имуществу) производственно-технического отдела с 2015 года. При приеме на работу он ознакомился со всеми локальными нормативными актами предприятия, в том числе и с ПВРТ. Должностные обязанности работника предполагают выезды в органы государственной регистрации и учета недвижимого имущества по вопросу получения сведений из государственного, кадастрового учета. Да, в тот день, когда зафиксировано нарушение, сотрудник не пользовался личным автомобилем, чтоб доехать до МФЦ – он воспользовался мотоциклом, который также является транспортным средствам и требует наличия прав для вождения. В рабочее время он вышел через проходную, расписался в журнале разъездов, сел на мотоцикл и уехал, что подтверждается записью с камеры видеонаблюдения. Объяснения на этот счет сотрудником так и не были даны. Ссылки истца на расхождение действий работодателя с требованием ст. 8 ТК РФ не подтвердились, в связи с тем, что как раз запрет на пользование личным транспортом является улучшением положения работника в сфере безопасности труда. Таким образом, в удовлетворении иска было отказано.

Мария Гаврилова

Комментарии

7 июня 2018 08:26
какой бред: "Прежде всего, потому, что техническое состояние автомобиля не проверяется в соответствии с законодательством". А как же ежегодный техосмотр, а как же подготовка к движению, осмотр по ПДД перед поездкой?
7 июня 2018 09:52
"специалисты по охране труда – в надзорные органы."
- в наше время, в надзорные органы, специалисты по ОТ, на своём личном транспорте, не ездят!
p.s. Пешком надо ходить и воздухом дышать, а не выхлопными газами в пробках!..
7 июня 2018 10:30
Цитата
Василий Носов пишет:
какой бред: "Прежде всего, потому, что техническое состояние автомобиля не проверяется в соответствии с законодательством". А как же ежегодный техосмотр, а как же подготовка к движению, осмотр по ПДД перед поездкой?
по ПДД водители и пешеходов должны пропускать на ПП, но аварии одна за одной у нас в городе, да и по России. А речь именно про законодательство, которое обязывает РАБОТОДАТЕЛЯ контролировать на чем ездят сотрудники в рабочее время.
7 июня 2018 10:48
Цитата
Андрей Литвинов пишет:
"специалисты по охране труда – в надзорные органы.  "
- в наше время, в надзорные органы, специалисты по ОТ, на своём личном транспорте, не ездят!
p.s. Пешком надо ходить и воздухом дышать, а не выхлопными газами в пробках!..
Это точно!) Я иной раз лучше прогуляюсь перед визитом в ГИТ. Пару часиков от рабочего времени как не бывало)  
как я понял из статьи, нужно сделать приказ о запрете использования личного транспорта в служебных целях, ознакомить с ним всех кто его имеет и использует, а дальше вся ответственность при ДТП ложиться на работника?
или я что то не так понял? 8)  
8 июня 2018 10:27
Цитата
Василий Трапезников написал:
как я понял из статьи, нужно сделать приказ о запрете использования личного транспорта в служебных целях, ознакомить с ним всех кто его имеет и использует, а дальше вся ответственность при ДТП ложиться на работника?
:up4:  в депутаты не пробовали баллотироваться?
Цитата
павел пишет:
в депутаты не пробовали баллотироваться?
старый я уже в депутаты... :laugh4:  
9 июня 2018 10:08
Цитата
Василий Трапезников пишет:
[QUOTE]  павел  пишет:
в депутаты не пробовали баллотироваться?[/QUOTE]старый я уже в депутаты...    
Наверное, не старее Жириновского))
9 июня 2018 10:12
Езжу сам на общественном транспорте, заодно людей поизучаю в транспорте, люблю выхватить человека и угадывать его профессию, семейное положение, интересы и т.д. Опережая вопрос Павла "А в сыск пойти не хотите?", скажу: " Нет, нас и здесь неплохо кормят"))
9 июня 2018 11:07
Цитата
Алим Журтов написал:
людей поизучаю в транспорте, люблю выхватить человека и угадывать его профессию, семейное положение, интересы и т.д.
этим делом на вводном инструктаже можно заниматься... и тут же сравнивать свои догадки с ответами... :D  8)  
9 июня 2018 13:50
Цитата
павел пишет:
этим делом на вводном инструктаже можно заниматься..
Это да)) Но так неинтересно, когда заходят и сразу  в нос суют заявление о приёме на работу, где уже раскрыта вся его работа)) Кстати, коллеги, а вы проводите инструктаж вводный после окончательной подписи руководителя организации на заявлении или когда там есть хоть подпись руководителя структурного подразделения, куда направлен данный работник?))
9 июня 2018 13:56
когда уже принят на работу...
9 июня 2018 14:52
Цитата
павел пишет:
когда уже принят на работу...
спасибо) А принят он на работу считается после заключения трудового договора))
22 июня 2018 09:12
есть служебный транспорт, но он постоянно занят, а хочешь сделать поскорей дела поэтому дир заправляет личное авто сотрудника...
7 сентября 2018 12:44
С личным ладно, запретим. Но, допустим, сотрудникам выдан корпоративный транспорт, на котором он ездит по делам (например, менеджер по продажам). И как в этом случае организовать ему предрейсовый медосмотр, если он живет в Москве, на работу ездит в Московскую область за 30 км от дома, а потом едет по делам в другой конец Московской области? Где ему организовывать медосмотр? Т.е., оплачивать ему дополнительно еще полчаса до работы, чтобы он доехал  до какого нибудь медцентра и прошел утром медосмотр, перед тем, как ехать на работу? А если, допустим, он не едет никуда по делам, а просто использует транспорт, чтобы добраться до места работы, все равно проводить медосмотр?
13 марта 2019 08:30

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл