На главную
На главную

Работники используют личный транспорт в служебных целях. Как работодателю обезопасить себя?

Работники используют личный транспорт в служебных целях. Как работодателю обезопасить себя?

Работа с выездом в организации, находящиеся за территорией предприятия, характерна для многочисленных должностей. Менеджеры по снабжению часто выезжает на встречи с поставщиками, финансисты – по делам в банк, специалисты по охране труда – в надзорные органы. Если у предприятия есть служебный транспорт, тогда проблем нет. В случае его отсутствия работники либо пользуются общественными средствами передвижения, либо своим личным автомобилем. Второй вариант более рискованный, причём в большей мере для работодателя, чем для работника. Прежде всего, потому, что техническое состояние автомобиля не проверяется в соответствии с законодательством. Как и не проводится предрейсовый медосмотр. Несмотря на это, расходы на топливо часто оплачиваются предприятием. Конечно, в юридической практике существует возможность заключения договора между предприятием и сотрудником на безвозмездное пользование автомобилем. Однако, все эти попытки узаконивания выглядят достаточно зыбкими и предположения, что в случае ДТП или проверки ГИТ работодатель не понесет ответственность весьма преувеличены.

Выходом является внести в Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) запрет на пользование личным транспортом в служебных целях. Пример такого варианта рассмотрен в судебном заседании Мосгорсуда. Работник ОАО «РЖД» подал иск на работодателя по причине наложения на него дисциплинарного взыскания за пользование личным автомобилем для решения служебных вопросов, что явилось нарушением установленных на предприятии ПВТР. По мнению работника, эти действия идут вразрез с требованиями ст.8 ТК РФ, которая гласит: «Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права … не подлежат применению». К тому же, в ходе служебного выезда с целью получению выписок ЕГРН в МФЦ личным автомобилем он не пользовался.

Что же выяснилось в ходе судебного рассмотрения дела? Сотрудник трудоустроен в структурном подразделении ОАО «РЖД» в должности ведущего инженера (по имуществу) производственно-технического отдела с 2015 года. При приеме на работу он ознакомился со всеми локальными нормативными актами предприятия, в том числе и с ПВРТ. Должностные обязанности работника предполагают выезды в органы государственной регистрации и учета недвижимого имущества по вопросу получения сведений из государственного, кадастрового учета. Да, в тот день, когда зафиксировано нарушение, сотрудник не пользовался личным автомобилем, чтоб доехать до МФЦ – он воспользовался мотоциклом, который также является транспортным средствам и требует наличия прав для вождения. В рабочее время он вышел через проходную, расписался в журнале разъездов, сел на мотоцикл и уехал, что подтверждается записью с камеры видеонаблюдения. Объяснения на этот счет сотрудником так и не были даны. Ссылки истца на расхождение действий работодателя с требованием ст. 8 ТК РФ не подтвердились, в связи с тем, что как раз запрет на пользование личным транспортом является улучшением положения работника в сфере безопасности труда. Таким образом, в удовлетворении иска было отказано.

Мария Гаврилова
5 012 2 14
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

1 Мне нравится
Василий Носов
какой бред: "Прежде всего, потому, что техническое состояние автомобиля не проверяется в соответствии с законодательством". А как же ежегодный техосмотр, а как же подготовка к движению, осмотр по ПДД перед поездкой?
6 Мне нравится
"специалисты по охране труда – в надзорные органы."
- в наше время, в надзорные органы, специалисты по ОТ, на своём личном транспорте, не ездят!
p.s. Пешком надо ходить и воздухом дышать, а не выхлопными газами в пробках!..
0 Мне нравится
mari_sharm
Цитата
Василий Носов пишет:
какой бред: "Прежде всего, потому, что техническое состояние автомобиля не проверяется в соответствии с законодательством". А как же ежегодный техосмотр, а как же подготовка к движению, осмотр по ПДД перед поездкой?
по ПДД водители и пешеходов должны пропускать на ПП, но аварии одна за одной у нас в городе, да и по России. А речь именно про законодательство, которое обязывает РАБОТОДАТЕЛЯ контролировать на чем ездят сотрудники в рабочее время.
1 Мне нравится
Андрей
Цитата
Андрей Литвинов пишет:
"специалисты по охране труда – в надзорные органы.  "
- в наше время, в надзорные органы, специалисты по ОТ, на своём личном транспорте, не ездят!
p.s. Пешком надо ходить и воздухом дышать, а не выхлопными газами в пробках!..
Это точно!) Я иной раз лучше прогуляюсь перед визитом в ГИТ. Пару часиков от рабочего времени как не бывало)  
0 Мне нравится
как я понял из статьи, нужно сделать приказ о запрете использования личного транспорта в служебных целях, ознакомить с ним всех кто его имеет и использует, а дальше вся ответственность при ДТП ложиться на работника?
или я что то не так понял? 8)  
1 Мне нравится
павел
Цитата
Василий Трапезников написал:
как я понял из статьи, нужно сделать приказ о запрете использования личного транспорта в служебных целях, ознакомить с ним всех кто его имеет и использует, а дальше вся ответственность при ДТП ложиться на работника?
:up4:  в депутаты не пробовали баллотироваться?
0 Мне нравится
Цитата
павел пишет:
в депутаты не пробовали баллотироваться?
старый я уже в депутаты... :laugh4:  
0 Мне нравится
Алим Журтов
Цитата
Василий Трапезников пишет:
[QUOTE]  павел  пишет:
в депутаты не пробовали баллотироваться?[/QUOTE]старый я уже в депутаты...    
Наверное, не старее Жириновского))
0 Мне нравится
Алим Журтов
Езжу сам на общественном транспорте, заодно людей поизучаю в транспорте, люблю выхватить человека и угадывать его профессию, семейное положение, интересы и т.д. Опережая вопрос Павла "А в сыск пойти не хотите?", скажу: " Нет, нас и здесь неплохо кормят"))
3 Мне нравится
павел
Цитата
Алим Журтов написал:
людей поизучаю в транспорте, люблю выхватить человека и угадывать его профессию, семейное положение, интересы и т.д.
этим делом на вводном инструктаже можно заниматься... и тут же сравнивать свои догадки с ответами... :D  8)  
0 Мне нравится
Алим Журтов
Цитата
павел пишет:
этим делом на вводном инструктаже можно заниматься..
Это да)) Но так неинтересно, когда заходят и сразу  в нос суют заявление о приёме на работу, где уже раскрыта вся его работа)) Кстати, коллеги, а вы проводите инструктаж вводный после окончательной подписи руководителя организации на заявлении или когда там есть хоть подпись руководителя структурного подразделения, куда направлен данный работник?))
0 Мне нравится
павел
когда уже принят на работу...
0 Мне нравится
Алим Журтов
Цитата
павел пишет:
когда уже принят на работу...
спасибо) А принят он на работу считается после заключения трудового договора))
0 Мне нравится
Татьяна Зав
есть служебный транспорт, но он постоянно занят, а хочешь сделать поскорей дела поэтому дир заправляет личное авто сотрудника...

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.