На главную
На главную

Отсутствие НПА по оценке профессиональных рисков беспокоит работодателей

Отсутствие НПА по оценке профессиональных рисков беспокоит работодателей

Риск-ориентированный подход в России сейчас находится в стадии зарождения. Все ведомства внедряют эту систему в свою контрольно-надзорную деятельность. Вскоре и предприятия обязаны будут применять оценку профессиональных рисков.

Однако, процедура оценки проф.рисков пока у большинства российских работодателей вызывает недоверие. Вероятно, из-за малой осведомленности о ней. Действующая нормативная правовая база пока не содержит документов, объясняющих порядок этой процедуры. Стоит отметить, что есть один методический документ - Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников». К сожалению, пока он не актуализирован. Однако, для понимания базовых принципов расчета проф.риска полезно с ним ознакомиться. Странно, но постоянно обновляемые Правила по охране труда, кроме традиционного перечня воздействующих на работника вредных и опасных факторов, не дополняются никакой отраслевой риск-методологией.

Работодатель после оценки проф.рисков должен определиться с мероприятиями, направленными на устранение либо снижение уровня риска. К сожалению, сейчас в отсутствие требуемой современной нормативной правовой базы, руководители организаций находятся в подвешенном состоянии. На бесконечных совещаниях чиновники сообщают лишь о планах грядущих реформ. Однако, пока утвержден только механизм категорирования предприятий по уровню риска, который никак не направляет работодателя в нужное русло именно по управлению проф.рисками.

Российские учебные центры, которые могли бы помочь предприятиям разобраться в методологии оценки рисков, пока не активизировались в этой области. Хотя зарубежного опыта для создания программ обучения более чем достаточно. К примеру, в Великобритании, на Ближнем Востоке и Северной Америке работает специализированная обучающая компания по управлению всеми видами рисков для бизнеса. Программы обучения ориентированы на специалистов в области безопасности процессов, техносферной безопасности, промышленной и атомной безопасности в крупных опасных отраслях промышленности, таких как нефтегазовая, нефтехимическая, химическая, ядерная, транспортная и горнодобывающая. В процессе обучения преподносят различные модели по управлению рисками, рассказывают о значительных авариях в истории промышленности и их коренных причинах, оценивают важность безопасности и организационной культуры в предотвращении несчастных случаев. Обучение может укладываться в несколько дней, либо быть долгосрочным. Одним словом, взаимодействие понятий безопасности и риска за рубежом является приоритетной целью для профессионалов.

В России же обучающие центры пока реализует лишь программы по управлению экономическими и страховыми рисками.

Мария Гаврилова
2 244 3 2
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

4 Мне нравится
Veles
Все смешали в одну кучу. Какая связь оценки рисков работодателя и риск ориентированного подхода у КНО? И причем тут "обучение" от учебных центров? И нафига тут еще примешивать риски для бизнеса?
0 Мне нравится
Попова Светлана
Вопросы, связанные с риском, очень важные. Полагаю, реформа законодательства изначально проведена неправильно. Поэтому получилось - много букв. Постараюсь пояснить на примере.

Реальная история, про которую расскажу, была опубликована в одной из городских газет в рубрике "Проблема".

Предприниматель покупает подвал в жилом доме - бывшее бомбоубежище, и после регистрации становится собственником помещений. Цель - сделать торговое заведение и получать прибыль.

Для обустройства магазина производится перепланировка помещений и переустройство коммуникаций. Для этого нанимаются временные рабочие, которые начинают делать ремонт.

В результате: в подвале сносятся перегородки, гремят отбойные молотки, грузовиками вывозится строительный мусор. В подвал поступает вода из-за деформации и прорыва коммуникаций, порождая запах канализации. Все действия рабочих происходят за закрытой дверью, проекта нет, технадзор отсутствует.

В органы власти и силовые структуры идут многочисленные обращения и жалобы от жильцов.

Полиция проверяет регистрацию у рабочих и отвечает, что "претензий нет", прокуратура отвечает дежурной фразой "принято к сведению". Межведомственная комиссия администрации посещает подвал и отвечает, что "несущие стены находятся на месте".

Жильцы не унимаются. Дело доходит до суда. Суды длятся годами. Так и выглядят РИСКИ в нашей стране, которые не управляются.

Что может сделать СОТ, если устроиться на работу к этому предпринимателю? Что может сделать ГИТ, проверив этого предпринимателя, как работодателя? Провести СОУТ и проконтролировать ее проведение?

Эта история про риск - неопределенность , которая влияет на цели предпринимателя и цели жильцов, которые хотят спокойствия и безопасности. Ситуация такова, что в лучшем случае может появиться новый магазин, а в худшем?

Жильцы считают, что есть угроза обрушения подвала. В этом случае, как говорят в бизнесе, может "прилететь черный лебедь", а за ним приплыть "белая акула" от СМИ. И тогда предприниматель может получить не прибыль от работы магазина, а "дырку от бублика".

Международные стандарты ISO 31000 по риск- управлению (у нас ГОСТ Р ИСО 31000-2010) - это, говоря простым языком, "правила игры" для правительств и организаций, а также повышение безопасности для общества, включая безопасность труда. В этом стандарте, как следует из введения к стандарту, прописаны две системы, которые нужно различать : "risk - management" и "managing risk".

Первая система - создается в целом по всей организации и является частью системы управления бизнесом. Эта система включает выработку стратегии, разработку бизнес-плана (включая разработку проекта и конструкторские расчеты), риск -регистр, операционную политику, выбор практических решений, к примеру, для производства ремонта. Работу по риск -управлению проводят топ-менеджеры из команды владельца компании и они должны иметь компетенции.

Вторая система по управлению риском ("managing risk") относиться к конкретным заданиям, например это риск выполнения ремонта как процесса и безопасность персонала в процессе. Управление рисками процесса требует анализа ситуации, определение опасностей, оценки риска, принятия решений, контроля, мониторинга, управления изменениями, подотчетность. Здесь и могут учитываться правила по охране труда в части выполнения конкретных работ.

Нужно ли из стандартов по управлению рисками делать НПА. НПА не учтут всех обстоятельств. Обязательность можно получить, прописывая стандарты в Договорах, так и делается в развитых рыночных странах.

С уважением,

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.