Меню
Навигация
Пробный доступ к системе Гарант
Техносферная безопасность- обучение

Новое положение о федеральном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства

Новое положение о федеральном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства

На официальном портале для размещения сведений о подготовке органами исполнительной власти проектов НПА опубликован проект нового положения о федеральном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, которые содержат нормы трудового права.

Изменения вызваны необходимостью внедрения более гибкого подхода к принятию решения о проведении контрольных мероприятий в отношении отдельных работодателей, а также сокращения избыточного государственного регулирования. Новое положение позволит создать условия для более широкого выбора видов контрольно-надзорные мероприятий с целью стимулирования предпринимателей к выполнению обязательных требований.  

В проекте положения прописано 7 форм профилактических мероприятий при выполнении государственного контроля: 

  • консультирование, 
  • профилактический визит, 
  • обобщение правоприменительной практики, 
  • информирование, 
  • объявление предостережения, 
  • самообследование, 
  • меры стимулирования добросовестности.

Два последних - новые виды контроля, поэтому остановимся на них подробнее. 

Самообследование (ст.51 №248-ФЗ) проводится контролируемыми субъектами, попадающими под регулирование пункта А ст.8 данного Положения (работодатели юрлица и физлица). Выполняется в автоматизированном режиме с применением любого способа, указанного на сайте Роструда. Методические рекомендации по проведению самообследования утверждаются этим ведомством.

В случае получения высокой оценки предприниматель должен принять декларацию соблюдения обязательных требований с дальнейшим направлением ее в Роструд. Ведомство регистрирует документ и публикует его на своем официальном сайте. Зарегистрированная декларация действует в течение года, после чего понадобится новое самообследование.

При необходимости изменения сведений, содержащихся в декларации, в Роструд направляется скорректированная версия документа. В этом случае ведомство должно в течение месяца выполнить новую регистрацию.

Меры по стимулированию добросовестности (ст.48 №248-ФЗ) реализуются Рострудом и связаны с нематериальным поощрением добросовестных контролируемых субъектов. Оценка добросовестности выполняется по пяти критериям:

  • прохождение добровольной сертификации, которая удостоверяет высокий необходимый уровень безопасности охраняемых законодательством сведений;
  • проведение независимой оценки выполнения обязательных требований;
  • проведение контролируемым субъектом мероприятий, направленных на уменьшение риска причинения вреда (ущерба) и предотвращение таких последствий в отношении охраняемых законом ценностей;
  • запуск в работу сертифицированных систем внутреннего контроля в профильном направлении деятельности;
  • открытие доступа представителям контрольных органов к информационным системам контролируемого лица
Оценка соответствия критериям добросовестности проводится за период от 1 до 3 года. Точный срок определяется категорией риска, к которой отнесена операционная деятельность контролируемого субъекта.

Кроме профилактических мер Положение предусматривает ряд контрольных мероприятий. Среди них инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Последнее мероприятия может проводиться внепланово, но только после согласования с органами прокуратуры. Во время выезда на место контролеры вправе опрашивать, осматривать, истребовать документацию, выполнять экспертизу и получать письменные объяснения от контролируемого лица.

До 1 февраля 2023 года на портале проектов НПА regulation.gov.ru будет идти обсуждение проекта Положения, ID проекта 02/07/12-22/00134753. Мы призываем наших читателей принять самое активное участие в этой процедуре и высказать свое мнение по поводу предлагаемых новшеств.

Денис Ронжин

Комментарии

Отрицательное.

"2.2.59 риск: Название и мера случайного причинения вреда, совокупно сочетающая степень возможности причинения вреда и степень его медицинской, или технической, или социально-экономической значимости (тяжести).
Примечания
1 Определение дано с позиции безопасности труда с учетом того факта, что пока не существует однозначного, надежного, практичного и общепринятого способа такого сочетания.
2 На практике чаще всего качественный характер вреда фиксируют его наименованием, а возможность его причинения оценивают как малую, среднюю, большую."

В результате замены термина "риск" его определением в сочетании слов "риск причинения вреда", на мой взгляд, проявляется тавтология.

Мне понятно то, что отражено сочетанием следующих слов:

"(малая; средняя; большая) (вероятность причинения) (тяжкого; средней тяжести; легкого) (вреда охраняемой законом ценности)"

а то, что отражено сочетанием следующих слов:

"(чрезвычайно высокий; высокий; значительный; средний; умеренный; низкий) (риск причинения вреда охраняемой законом ценности)"

я понимаю так:

"(чрезвычайно высокая; высокая; значительная; средняя; умеренная; низкая) вероятность причинения не важно какой "степени" вреда охраняемой законом ценности".

Еще мне как-то более понятно то, что если в определенных условиях неизбежно существует "фактор, воздействие которого МОЖЕТ стать прямой или косвенной причиной (тяжкого; средней тяжести; легкого) вреда охраняемой законом ценности", то в этих условиях неизбежно существует и "возможность причинения (тяжкого; средней тяжести; легкого) вреда такой "ценности" в результате воздействия такого "фактора"", еще мне более понятно то, что на "степень" такой "возможности" (малая; средняя; большая) влияют /конкретные "обстоятельства времени и места"/*, потому мне более понятно и то, что для понижения "степени" такой "возможности" (с целью недопущения "ее" реализации) требуется выявление таких "факторов" и таких "обстоятельств" (регулярным сбором объективной информации, образованной такой "возможностью", анализом такой информации) и влияние на "них" (управление над "ними" установлением на основе такого анализа "требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей", исполнением и контролем над исполнением таких "требований").

* - факторы (в том числе: исполнение "требований"; неисполнение "требований" по причинам "халатность", "непреодолимые обстоятельства", и другим причинам), наличие и влияние совокупности которых на "степень" такой "возможности" в определенный момент времени определить невозможно/крайне затруднительно/затруднительно/возможно.

"Обеспечение безопасности трудовой деятельности требует максимальной однозначности, четкости и единообразия понимания границ понятий и отражающих их терминов, как по отдельности, так и в цельной понятийно-терминологической системе, какой является безопасность труда."

Комментарий разработчика:
Изложено мнение по проекту, предложений по его корректировке не представлено.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл