Меню по разделу
+
В начале ноября 2022 года на официальном портале правовой информации размещен текст федерального закона от 4 ноября 2022 года №411-ФЗ «О внесении изменений в ст.7.29.2 и 19.6.1 КоАП». Цель принятого документа — создание условий для соблюдения прав предпринимателей на получение информации и досудебное обжалование действий сотрудников контрольно-надзорных органов в связи с введением в стране единого реестра контрольных и надзорных мероприятий (Реестр КНМ).
В едином реестре согласуются планируемые контрольные мероприятия с органами прокуратуры, обеспечивается процедура создания планов таких мероприятий. В нем формируется унифицированная модель данных, применяемая для автоматического создания аналитики, которая направлена на дашборд для принятия управленческих решений. Невнесение сведений в реестр несет отрицательные последствия как для бизнеса, так и для системы государственного управления.
Ранее мы писали о реестре КНМ, который начал действовать с 1 июля 2021 года. Он синхронизирован с порталом Госуслуг, что позволяет юрлицам и индивидуальным предпринимателям знакомиться с решениями контрольных органов и получать информацию о запланированных мероприятиях. При этом единый реестр проверок продолжает существовать как подсистема Реестра КНМ для учета контрольных и профилактических проверок.
Закон дополняет действующие составы КоАП в отношении административных правонарушений, связанных с реестром контрольно-надзорных мероприятий (КНМ). В соответствии со ст. 19 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» контролеры не вправе проводить проверки, если информация о них не будет внесена в Реестр КНМ при условии обязательности такого внесения.
Статья 19.6.1 КоАП устанавливает ответственность за несоблюдение контролерами законодательных требований, которое выразилось в выполнении КНМ при отсутствии правовых оснований для этого, несоблюдении сроков проведения, отсутствии планового согласования проверок с органами прокуратуры, использовании во время КНМ неаккредитованных юрлиц или индивидуальных предпринимателей либо не аттестованных физлиц в роли экспертов, а также выполнении контрольных мероприятий, не прописанных в ежегодном плане проверок. Штраф от 3 до 5 тысяч рублей.
Также устанавливается ответственность за факт повторного совершение данных действий или грубое нарушение законодательных требований в виде выполнения планового/внепланового КНМ без приказа руководителя или замруководителя контрольно-надзорного органа, без решения о проведении проверки или за непредоставление акта о КНМ. Штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Контролеры могут понести наказание за невнесение в единый реестр сведений о профилактическом, контрольном мероприятии или в нарушении сроков внесения сведений о таких мероприятий, публикации недостоверной, неполной информации два и более раза на протяжении одного календарного года. Штраф от 1 до 3 тысяч рублей.
Введение административной ответственности в виде штрафов от одной тысячи рублей рассматривается как превентивная мера по отношению к негативным последствиям для бизнеса и системы госуправления.
Напомним, с 1 июля 2021 действует №248-ФЗ, который основной акцент в сфере контрольно-надзорной деятельности сместил на проведение профилактических мероприятий. Одна из причин этого шага — большие расходы на проверки, которые несут как контролеры, так и сам бизнес.