На протяжении последних 6 лет в России наблюдалась устойчивая тенденция сокращения количества плановых и внеплановых проверок. Однако в 2019 году ситуация изменилась в обратную сторону и активность контрольно-надзорных органов стала возрастать. Подобный вывод содержится в исследовании Института проблем правоприменения Европейского университета Санкт-Петербурга.
Сейчас в России существует более 220 видов государственного контроля, при этом на подготовку и проведение контрольных мероприятий расходуется около 0,2% рабочего времени.
Авторы исследования пришли к неутешительному выводу, что несмотря на начало внедрения в 2016 году риск-ориентированного подхода к организации проверок российский подход все еще воспроизводит советский вариант контроля. Он предполагает строгий мониторинг выполнения множества правил и предписаний, а также выявление несоответствия между содержащимися в них положениями и документарной реальностью.
В абсолютных значениях чаще всего плановые проверки происходят в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Подмосковье (в пределах 4,7-5,3%), внеплановые в Москве, городе на Неве и Подмосковье. Однако, если коррелировать эти цифры с учетом количества зарегистрированных в регионе компаний и ИП, то отчетливо видно лидерство Чукотского АО по сумме плановых и внеплановых проверок (показатель — количество надзорных мероприятий на 100 тысяч организаций).
В большинстве регионов возросло количество плановых проверок. Только 20 субъектов РФ «не поддержали» общий тренд. В их числе Новосибирская, Омская, Орловская, Амурская области, Ненецкий АО, Санкт-Петербург, Красноярский край и ряд других.
По сферам экономической деятельности вне конкуренции по числу плановых проверок образование - 31,5%. Следом идет с большим отрывом торговля (13,4%), обрабатывающая промышленность (9,3%) и здравоохранение (7,9%).
Наибольший интерес контролирующих структур вызывают организации, находящиеся в муниципальной собственности. На их долю приходится более 23% проверок, при этом их зарегистрировано всего 2,3%. По абсолютному количеству таких мероприятий лидирует коммерческий сектор - 42,3%, но подобных компаний зарегистрировано свыше 45%.
Если смотреть по ведомствам наибольшую лепту в статистику роста плановых проверок в 2019 году внесли МЧС (+45619) и Роспотребнадзор (+19685). Далее с большим отставанием идет Роструд (+1902). Именно для этих структур сейчас ярче всех характерен контрольно-надзорный ренессанс. Наибольшее снижение проверяющей активности показали МВД (-7314) и Россельхознадзор (-5725).
Лидером по увеличению числа внеплановых проверок стал Роспотребнадзор - на 29455 мероприятий больше, чем годом ранее. Тренд роста количества проверяющих мероприятий активно поддержали МЧС (+15888), Ростехнадзор (+14361) и Россельхознадзор (+12227). А вот Роструд выполнил внеплановых проверок на 10111 меньше, что стало недосягаемым результатом для других ведомств.
Специалисты по охране труда могут с облегчением вздохнуть, однако и у них не обошлось без ложки дегтя. Столичные госинспекторы труда по итогам третьего квартала 2019 года сумели выявить на 65% больше нарушений в области охраны труда по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). По словам ревизоров, такие цифры объясняются внедрением риск-ориентированного подхода.
В настоящее время вопросы ОТ и техники безопасности стали главным направлением проверок. Московские трудинспекторы вместе с прокуратурой продолжают серию надзорных мероприятий, направленных на снижения уровня травматизма на производстве. В периметр проверки также входят должностные инструкции специалистов по ОТ.
17 октября на публичные слушания был представлен доклад о правоприменительной практике Госинспекции труда в г. Москве, в котором был дан анализ результатов проверок, проведенных за период с января по сентябрь 2019 года.
Всего за 9 месяцев было выполнено 3684 проверки соблюдения норм трудового законодательства и иных НПА, которые содержат нормы трудового права. Динамика изменения числа плановых и внеплановых проверок показала обратную зависимость. Если первых стало меньше на 47%, то количество вторых возросло на7%.
Сравнительный анализ обнаруженных нарушений норм трудового законодательства показывает, что наибольшую динамику прироста обеспечила сфера охраны труда (+65%). В числе проблемных оказались вопросы оформления трудовых правоотношений - увеличение составило 49%. Одно из объяснений подобной статистики связано с тем, что вопрос легализации трудовой деятельности, осуществляемой в границах Москвы, выступает одним из приоритетных для столичной Госинспекции труда.
Общее количество административных штрафов, наложенных на юридических лиц, за январь-сентябрь 2019 года относительно данных минувшего года увеличилось на 4,1%. В абсолютных значениях сумма составила 193 млн 688 тыс. рублей.
Как говорится, «Ну, Вы там держитесь».
Комментарии
За данный период я, являясь только пермским СОТом (без доплаты за совмещение), принял плановую + внеплановую проверки РТН + проверка РТН по башенным кранам, плановую + внеплановую в связи с н/c проверки ГИТ, плановую + внеплановую по столовой проверки РПН + проверка РПН ресторана в гостиничном комплексе Работодателя, плановая проверка Госпожнадзора + внеплановая проверка Госпожнадзора гостиничного комплекса + проверка Госпожнадзором выведения систем пожарной безопасности гостиничного комплекса на "тревожную кнопку" МЧС РФ.
Вся жизнь БТ (безопасность труда), покой нам только снится.
Нет чтоб стройки контролировать, ЖКХ, производства, инспектора по лёгкому пути пошли...
Чёж там можно в образовании то проверять?
Нет. На самом деле все не так.
Риск-ориентированный подход. Откуда он у нас появился?
Ниже - ссылка на статью по истории развития законодательства по безопасности труда и здоровью в Великобритании (1802-2014).
Находим главу 12. Managing change (управление изменениями).
В ней раздел "а risk-based inspection rating system".
Что предшествовало риск-ориентированному надзору в Британии? Ответ в истории развития охраны труда - в главе 11.
Глава 11 - Chapter 11: A great leap forward: the Act of 1974.
Этот Акт 1974 в Британии называют "водоразделом" между старым и новым законодательством по охране труда.
Коротко. После доклада лорда Робенса (бывшего председателя Национального совета по углю) в 1972 году и начались широкомасштабные реформы по охране труда на производстве и в самой Британии и в мире через руководства МОТ. В историю охраны труда он попал как "Отчет Робенса".
Комитет лорда Робенса пришел к выводу, что необходима более саморегулирующаяся система обеспечения безопасности и гигиены труда на рабочем месте. Предполагалось, что традиционный подход ( у нас - советский подход) основан на постоянно растущем предписывающим нормативном регулировании и он - устарел, был слишком сложным и неадекватным.
Лорд Робенс рекомендовал объединить усилия по охране труда через создание единой законодательной базы. Намного шире использовать согласованные добровольные стандарты и кодексы, практики для продвижения прогрессивно лучших условий.
Рекомендовал создать Национальный орган по безопасности и гигиене труда для замены
существующих фрагментированных административных механизмов и объединения нескольких инспекций, разбросанных по департаментам.
Создать менее предписывающую систему регулирования, основанную на общих задачах по постановке целей, в структуре, подкрепленной правилами, кодексами.
Впервые в истории учитывались все заинтересованные стороны. Впервые учитывалась безопасность населения, когда оно подвергалось риску «поведения предприятия».
Инструментом для реализации новых подходов стала "оценка рисков", которая до этого применялась только в высоко-рисковых отраслях (атомной энергетике, эпидемиологии, медицине). Вот откуда пришло к нам в охрану труда "риск - ориентирование". С контрактной системой - не связано.
Добровольные кодексы практики приобрели особый юридический статус. Их стали признавать суды как доказательства нарушения так же как и обязательные правила.
"Советский подход" надзора или как его называют в науке "традиционный", работал в парадигме "опасность". Он и теперь способен работать в простых системах "поскальзывания, спотыкания, падения", наблюдениях за работой простых механических станков.
В сложных технологических системах этот подход, основанный на классическом анализе, не работает - устарел.
Нас проверяют: Пожнадзор, Отдел образования администрации, КСП (контрольно-счетная палата), Финотдел администрации, полиция, СЭС, Ростехнадзор, Госадмнадзор, Министерство образования, Специалисты по охране труда от администрации, Отдел безопасности администрации и т.д........ Только успевай. Штрафы платим ежегодно, т.к. физически не можем устранить все недостатки и предписания из-за плачевного финансирования. Нам даже по предписаниям мало выделяют. На ремонты и т. д. не хватает. Мы пока держимся :))
"несмотря на начало внедрения в 2016 году риск-ориентированного подхода к организации проверок российский подход все еще воспроизводит советский вариант контроля"
Советский инженерный опыт и многолетний опыт работы в международной компании в системе безопасности труда соединились.
"Лапша на уши" - не проходит.
А вообще-то на этом сайте уже 17 моих публикаций. Даются они не легко. Приходится сопоставлять огромный объем информации. Но знаниями нужно делиться - так понимаю.