На главную
На главную

Надзор закручивает гайки

Надзор закручивает гайки

На протяжении последних 6 лет в России наблюдалась устойчивая тенденция сокращения количества плановых и внеплановых проверок. Однако в 2019 году ситуация изменилась в обратную сторону и активность контрольно-надзорных органов стала возрастать. Подобный вывод содержится в исследовании Института проблем правоприменения Европейского университета Санкт-Петербурга.

Сейчас в России существует более 220 видов государственного контроля, при этом на подготовку и проведение контрольных мероприятий расходуется около 0,2% рабочего времени.

Авторы исследования пришли к неутешительному выводу, что несмотря на начало внедрения в 2016 году риск-ориентированного подхода к организации проверок российский подход все еще воспроизводит советский вариант контроля. Он предполагает строгий мониторинг выполнения множества правил и предписаний, а также выявление несоответствия между содержащимися в них положениями и документарной реальностью.

Основные статистические показатели проверок в 2019 году

В абсолютных значениях чаще всего плановые проверки происходят в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Подмосковье (в пределах 4,7-5,3%), внеплановые в Москве, городе на Неве и Подмосковье. Однако, если коррелировать эти цифры с учетом количества зарегистрированных в регионе компаний и ИП, то отчетливо видно лидерство Чукотского АО по сумме плановых и внеплановых проверок (показатель — количество надзорных мероприятий на 100 тысяч организаций).

В большинстве регионов возросло количество плановых проверок. Только 20 субъектов РФ «не поддержали» общий тренд. В их числе Новосибирская, Омская, Орловская, Амурская области, Ненецкий АО, Санкт-Петербург, Красноярский край и ряд других.

По сферам экономической деятельности вне конкуренции по числу плановых проверок образование - 31,5%. Следом идет с большим отрывом торговля (13,4%), обрабатывающая промышленность (9,3%) и здравоохранение (7,9%).

Наибольший интерес контролирующих структур вызывают организации, находящиеся в муниципальной собственности. На их долю приходится более 23% проверок, при этом их зарегистрировано всего 2,3%. По абсолютному количеству таких мероприятий лидирует коммерческий сектор - 42,3%, но подобных компаний зарегистрировано свыше 45%.

Если смотреть по ведомствам наибольшую лепту в статистику роста плановых проверок в 2019 году внесли МЧС (+45619) и Роспотребнадзор (+19685). Далее с большим отставанием идет Роструд (+1902). Именно для этих структур сейчас ярче всех характерен контрольно-надзорный ренессанс. Наибольшее снижение проверяющей активности показали МВД (-7314) и Россельхознадзор (-5725).

Лидером по увеличению числа внеплановых проверок стал Роспотребнадзор - на 29455 мероприятий больше, чем годом ранее. Тренд роста количества проверяющих мероприятий активно поддержали МЧС (+15888), Ростехнадзор (+14361) и Россельхознадзор (+12227). А вот Роструд выполнил внеплановых проверок на 10111 меньше, что стало недосягаемым результатом для других ведомств.

Специалисты по охране труда могут с облегчением вздохнуть, однако и у них не обошлось без ложки дегтя. Столичные госинспекторы труда по итогам третьего квартала 2019 года сумели выявить на 65% больше нарушений в области охраны труда по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). По словам ревизоров, такие цифры объясняются внедрением риск-ориентированного подхода.

В настоящее время вопросы ОТ и техники безопасности стали главным направлением проверок. Московские трудинспекторы вместе с прокуратурой продолжают серию надзорных мероприятий, направленных на снижения уровня травматизма на производстве. В периметр проверки также входят должностные инструкции специалистов по ОТ.

17 октября на публичные слушания был представлен доклад о правоприменительной практике Госинспекции труда в г. Москве, в котором был дан анализ результатов проверок, проведенных за период с января по сентябрь 2019 года.

Всего за 9 месяцев было выполнено 3684 проверки соблюдения норм трудового законодательства и иных НПА, которые содержат нормы трудового права. Динамика изменения числа плановых и внеплановых проверок показала обратную зависимость. Если первых стало меньше на 47%, то количество вторых возросло на7%.

Сравнительный анализ обнаруженных нарушений норм трудового законодательства показывает, что наибольшую динамику прироста обеспечила сфера охраны труда (+65%). В числе проблемных оказались вопросы оформления трудовых правоотношений - увеличение составило 49%. Одно из объяснений подобной статистики связано с тем, что вопрос легализации трудовой деятельности, осуществляемой в границах Москвы, выступает одним из приоритетных для столичной Госинспекции труда.

Общее количество административных штрафов, наложенных на юридических лиц, за январь-сентябрь 2019 года относительно данных минувшего года увеличилось на 4,1%. В абсолютных значениях сумма составила 193 млн 688 тыс. рублей. 

Как говорится, «Ну, Вы там держитесь».

Денис Ронжин
2 450 4 8
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

3 Мне нравится
Дмитрий Денисенко
Специалисты по охране труда могут с облегчением вздохнуть

За данный период я, являясь только пермским СОТом (без доплаты за совмещение), принял плановую + внеплановую проверки РТН + проверка РТН по башенным кранам, плановую + внеплановую в связи с н/c проверки ГИТ, плановую + внеплановую по столовой проверки РПН + проверка РПН ресторана в гостиничном комплексе Работодателя, плановая проверка Госпожнадзора + внеплановая проверка Госпожнадзора гостиничного комплекса + проверка Госпожнадзором выведения систем пожарной безопасности гостиничного комплекса на "тревожную кнопку" МЧС РФ.

Вся жизнь БТ (безопасность труда), покой нам только снится.
1 Мне нравится
В_ЗакатЪ Ушёл
Чёж там можно в образовании то проверять?
Нет чтоб стройки контролировать, ЖКХ, производства, инспектора по лёгкому пути пошли...
0 Мне нравится
Иван Иванов
Вот только гайки закручивать и умеют.
0 Мне нравится
BogoDen
Цитата
В_ЗакатЪ Ушёл пишет:
Чёж там можно в образовании то проверять?
3,5 года работал в образовании. Проверяют в первую очередь ЛМК, обучения
3 Мне нравится
Попова Светлана
"несмотря на начало внедрения в 2016 году риск-ориентированного подхода к организации проверок российский подход все еще воспроизводит советский вариант контроля"

Нет. На самом деле все не так.

Риск-ориентированный подход. Откуда он у нас появился?
Ниже - ссылка на статью по истории развития законодательства по безопасности труда и здоровью в Великобритании (1802-2014).

Находим главу 12. Managing change (управление изменениями).
В ней раздел "а risk-based inspection rating system".

https://www.historyofosh.org.uk/brief/index.html#chapter11Похоже отсюда к нам и пришел этот риск-ориентированный подход контроля и надзора. Не понимая сути и смысла наши "реформаторы" скопировали с британского законодательства, не проведя реформу нашего трудового законодательства? Поэтому он у нас и не работает.

Что предшествовало риск-ориентированному надзору в Британии? Ответ в истории развития охраны труда - в главе 11.
Глава 11 - Chapter 11: A great leap forward: the Act of 1974.

Этот Акт 1974 в Британии называют "водоразделом" между старым и новым законодательством по охране труда.

http://www.hse.gov.uk/aboutus/40/hswa-40.htm

Коротко. После доклада лорда Робенса (бывшего председателя Национального совета по углю) в 1972 году и начались широкомасштабные реформы по охране труда на производстве и в самой Британии и в мире через руководства МОТ. В историю охраны труда он попал как "Отчет Робенса".

Комитет лорда Робенса пришел к выводу, что необходима более саморегулирующаяся система обеспечения безопасности и гигиены труда на рабочем месте. Предполагалось, что традиционный подход ( у нас - советский подход) основан на постоянно растущем предписывающим нормативном регулировании и он - устарел, был слишком сложным и неадекватным.

Лорд Робенс рекомендовал объединить усилия по охране труда через создание единой законодательной базы. Намного шире использовать согласованные добровольные стандарты и кодексы, практики для продвижения прогрессивно лучших условий.
Рекомендовал создать Национальный орган по безопасности и гигиене труда для замены
существующих фрагментированных административных механизмов и объединения нескольких инспекций, разбросанных по департаментам.
Создать менее предписывающую систему регулирования, основанную на общих задачах по постановке целей, в структуре, подкрепленной правилами, кодексами.

Впервые в истории учитывались все заинтересованные стороны. Впервые учитывалась безопасность населения, когда оно подвергалось риску «поведения предприятия».

Инструментом для реализации новых подходов стала "оценка рисков", которая до этого применялась только в высоко-рисковых отраслях (атомной энергетике, эпидемиологии, медицине). Вот откуда пришло к нам в охрану труда "риск - ориентирование". С контрактной системой - не связано.

Добровольные кодексы практики приобрели особый юридический статус. Их стали признавать суды как доказательства нарушения так же как и обязательные правила.

"Советский подход" надзора или как его называют в науке "традиционный", работал в парадигме "опасность". Он и теперь способен работать в простых системах "поскальзывания, спотыкания, падения", наблюдениях за работой простых механических станков.

В сложных технологических системах этот подход, основанный на классическом анализе, не работает - устарел.
1 Мне нравится
Виталий Вавилов
Я работаю в образовании. Нас каждый год проверяют. Проверки только увеличиваются. Нас проверяют ежегодно, ежеквартально, раз в три года, в зависимости от органа надзора.
Нас проверяют: Пожнадзор, Отдел образования администрации, КСП (контрольно-счетная палата), Финотдел администрации, полиция, СЭС, Ростехнадзор, Госадмнадзор, Министерство образования, Специалисты по охране труда от администрации, Отдел безопасности администрации и т.д........ Только успевай. Штрафы платим ежегодно, т.к. физически не можем устранить все недостатки и предписания из-за плачевного финансирования. Нам даже по предписаниям мало выделяют. На ремонты и т. д. не хватает. Мы пока держимся :))
0 Мне нравится
Цитата
Попова Светлана пишет:

"несмотря на начало внедрения в 2016 году риск-ориентированного подхода к организации проверок российский подход все еще воспроизводит советский вариант контроля"
Всегда очень качественный комментарий. Я бы сходил на Ваш семинар :type:
0 Мне нравится
Попова Светлана
"Всегда очень качественный комментарий". Спасибо. :flag:

Советский инженерный опыт и многолетний опыт работы в международной компании в системе безопасности труда соединились.
"Лапша на уши" - не проходит.
А вообще-то на этом сайте уже 17 моих публикаций. Даются они не легко. Приходится сопоставлять огромный объем информации. Но знаниями нужно делиться - так понимаю.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.