На главную
На главную

Совместимы ли безопасность и рывок в развитии отечественной беспилотной авиации

Совместимы ли безопасность и рывок в развитии отечественной беспилотной авиации

В России вводятся новые правила использования беспилотников. Начиная с 27 октября, любые аппараты взлетной массой от 250 граммов до 30 кг должны быть зарегистрированы в Росавиации. Дроны, ввезенные из-за рубежа, необходимо поставить на учет в течение 10 суток.

Правительственное постановление квалифицирует вертолеты с ПУ, дроны, квадрокоптеры и другие летательные аппараты как беспилотные гражданские суда. Они должны быть зарегистрированы в течение 30 дней с момента вступления документа в законную силу. Скольким количеством беспилотников владеют россияне точно не знает никто. Если верить данным о продажах получается около 1 млн единиц.

Механизм регистрации дронов и меры ответственности

Владелец беспилотника должен направить в Росавиацию соответствующее заявление по почте, через Госуслуги или портал учета беспилотных воздушных судов. Правда, на первых порах подать документ можно только почтой.

К заявлению прикладывается фотография аппарата, информация о производителе и владельце, а также технические характеристики. Вся процедура полностью бесплатна. Зарегистрированным дронам присваивается уникальный номер, который наносится на его корпус. Если аппарат оказался неработоспособен или разбит его необходимо снять с учета, только после этого его уникальный номер становится недействительным.

Кроме регистрации нужно получить разрешения на использование воздушного пространства (ИВП). Это совершенно разные процедуры, так как даже зарегистрированный дрон не может подняться в воздух при отсутствии допуска. При этом не имеет значения, где будет летать беспилотник - в мегаполисе или малолюдной местности.

В случае несоблюдения законодательных требований запуск незарегистрированных устройств будет наказываться штрафом - для физических лиц 2 тысячи рублей, для юридических лиц до 300 тысяч.

Сотрудники Росгвардии, ФСБ, МВД и других силовых структур получат право ликвидировать дроны и перехватывать управление ими во время проведения оперативных, розыскных и контртеррористических мероприятий. Власти могут вводить запрет на полеты беспилотников при организации массовых мероприятий и над социально значимыми объектами.

Очевидно, что теперь будет гораздо сложнее организовать слежение с воздуха за коттеджами и виллами лиц, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений, чем успели прославиться отдельные журналисты. Впрочем, в актуальности нововведений российских властей не приходится сомневаться, вспоминая недавнюю атаку дронов на нефтеперерабатывающий комплекс в Саудовской Аравии.

Какие документы нужны владельцу беспилотника

По информации ТАСС, здесь многое зависит от двух обстоятельств — массы аппарата (меньше/больше 30 кг) и цели его использования. Для категории менее 30 кг при условии съемок только для себя понадобится разрешение на ИВП, свидетельство о регистрации и полис страхования гражданской ответственности. Выдача разрешений на ИВП находится в компетенции зонального центра ОРВД, координаты ближайшего можно узнать на сайте Росавиации. В случае коммерческого использования нужен сертификат эксплуатанта. Последними могут быть только юридические лица или ИП.

Владельцам дронов для личных целей массой свыше 30 кг необходимо иметь свидетельство внешнего пилота и сертификат летной годности.

При запуске беспилотника на территории города потребуется дополнительное разрешение муниципальных властей (в городах федерального подчинения - органов исполнительной власти). Также нужно получать отдельное разрешение при полетах над территорией организаций.

Бывает и так

Безопасность полетов - одна из главных причин принятия законодательных поправок, утверждающих особый порядок обращения с дронами. Происшествия, случившиеся с российскими беспилотниками, доказывают актуальность этого вопроса.

Весной 2018 года аппарат Почты России стоимостью 1,2 млн рублей должен был доставить груз из столицы Бурятии Улан-Удэ в отдаленное село, расположенное примерно в 60 км от города. Однако вместо этого он погиб на первой минуте полета, врезавшись на высокой скорости в жилой дом. Все произошло на глазах журналистов, чиновников и руководителей ведомства. Тогда крушение поспешили объяснить высокой концентрацией точек wi-fi, сбивших с курса беспилотник.


Еще один инцидент случился с прототипом аэротакси, упавшим на территории Сколково, в декабре 2018 года. Воздушный путь аппарата стоимостью 12 млн рублей также был недолог - оторвавшись от площадки он неуверенно пробалансировал и упал в сугроб. Представители компании, участвовавшей в проекте, не увидели в случившемся ничего страшного, так как испытания организуются как раз для выявления и решения проблем. Между тем, в 2020 году разработчик планирует продемонстрировать полноценный экземпляр воздушного такси для четырех человек, что похвально. Да и положительные примеры такого такси в мире уже есть, например 3 года назад была представлена рабочая модель Drone Taxi Dubai. Такси - дрон в автоматическом режиме с пассажиром на борту совершало перелет по заданному клиентом маршруту.


Есть к чему стремиться

Чтобы запуски дронов были удачными нужен технологический прорыв в этом направлении и когда это случится мы сможем воочию наблюдать шоу беспилотников, подобные тем, которые неоднократно проводились в Китае. Во время праздника фонарей в Гуанчжоу около тысячи аппаратов создавали сложные фигуры, не допуская столкновения друг с другом. Особенно эффектно представление смотрится в ночном небе, когда дроны, оснащенные светодиодными элементами, выписывают затейливые виражи.



А как там у них?

Многие передовые страны уже давно начали регулировать беспилотные полеты. Естественно, что в правовом государстве главное – строгое исполнение законов. Именно поэтому они кроме своего здравого содержания еще и на порядок более либеральны. Так в США дроны массой от 0,25 до 25 кг регистрируют в Federal aviation administration прямо через онлайн-форму. Регистрация платная - 5 долларов, срок регистрации - три года и регистрируются сразу же все принадлежащие физлицу аппараты. Если дрон из категории спортивных или развлекательных, то лицензия на управление им не требуется.

В Великобритании законы еще более либеральны: дроны весом до 20 кг вообще не нужно регистрировать и их пилотам не нужна лицензия. Но если Вы собирается управлять дроном, то обязаны пройти платные курсы по основам пилотирования. Разрешение нужно получать только для коммерческих перевозок и полётов за пределами зон, допустимых для беспилотников.

Выводы

Заканчивая статью, хочется предостеречь всех законопослушных читателей, которые мечтают о собственном дроне или планируют покупку такой игрушки (наверняка массой более 250гр) для своего ребенка. Остановитесь, подумайте и для начала внимательно изучите представленный ниже алгоритм реализации Вашей мечты.

algoritmdrona.jpg

Денис Ронжин
1 444 1 3
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

0 Мне нравится
Владимир Сомов
диспетчеры офигеют
0 Мне нравится
В_ЗакатЪ Ушёл
Снимал дачи охреневших зажравшихся людей Навальный, а лупанули по всем, у кого есть дрон.
Россия :)
0 Мне нравится
Aziat
Дык из-за Лешки Навального скоро и Яндекс прихлопнут. Срочно надо организовать антиНавальновский митинг с просьбой ввести крепостное право, народ уже готов!!!

Кто смотрит по утрам в выходные телеканал "Звезда", то помнит недавнюю передачу, что у нас самые супер-пуперные системы электронного подавления и перехвата управления дронов как малого, так и большого калибра, ими прикрыты все важные объекты и Олимпиады и ЧМ по футболу. Так что однозначно, все против Лешки придумано. Силен, бродяга!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.