В Российской Федерации учет несчастных случаев на предприятиях доверен нескольким федеральным структурам. ФСС подсчитывает, сколько из них явились страховыми, Роструд интересуется инцидентами со смертельным исходом или тяжелыми последствиями, а Росстат мониторит как отдельные отрасли экономики, так и ситуацию с производственным травматизмом в целом. Росстат анализирует сведения за три года, Роструд – каждый квартал. Статистику трех ведомств нельзя назвать противоречивой, однако и четкое представление об уровне травматизма на производствах составить по ней сложно.
Некоторые эксперты считают, что в официальную статистику ведомств попадает лишь около 6% от реальных производственных травм. Например, в нее не попадают случаи легких телесных повреждений или тех, которые не привели к утрате трудоспособности. Хотя среди них могут быть и достаточно серьезные травмы, которые могут напомнить о себе в будущем, приведя к тяжелой болезни. Или работник по каким-то причинам решил перетерпеть недомогание и не брать больничный.
Другая проблема статистических данных о несчастных случаях на производстве – отсутствие конкретных причинно-следственных показателей. Интересно, что Роструд недавно проанализировал статистику несчастных случаев на рабочих местах, не связанных с производственным травматизмом. В 2017 году граждане больше всего умирали на работе из-за проблем с сердцем и кровоснабжением организма. Второе место заняли самоубийства, третье – отравления алкоголем. Но узнать о профессиях, представители которых чаще других уходили из жизни по указанным причинам, их возраст, стаж работы и иные более узкие сведения не представляется возможным, т.к. Роструд их не учитывает. Хотя они могли бы помочь более глубоко проанализировать имеющуюся ситуацию с целью ее улучшения.
И то же самое происходит и со статистикой по производственному травматизму. Она не уделяет внимания ни обстоятельствам, при которых был травмирован работник, ни профессиональной принадлежности пострадавших граждан. Ее интересует общая, усредненная картина. Например, Росстат ведет учет наиболее травматичных видов экономической деятельности. Лидером в этой области является строительство, где фиксируется больше всего несчастных случаев со смертельным исходом. Однако какие именно строительные специальности подвержены повышенному риску, в отчетах ведомства не уточняется. Также из статистики невозможно узнать, что именно приводит к увечьям и смерти строителей в количественном соотношении: падение с высоты, электротравмы, обрушение конструкций или что-то другое.
Хотя отдельные отраслевые ведомства такую статистику ведут. В частности, Минэнерго регулярно не только мониторит общие данные о травматизме на подведомственных ему энергетических предприятиях, но и максимально их конкретизирует. Ведомство интересует:
На основе проанализированных данных за 2017 год, министерство пришло к выводам:
Используя такие данные, гораздо проще составить эффективный план действий по снижению травматизма. Однако общей базы по всем предприятиям страны, с подробной классификацией происшествий, которую можно было бы проанализировать, до сих пор нет. Как нет и четкого законодательного определения, какой точно федеральный орган уполномочен вести статистический учет всех несчастных случаев на производстве, а также отвечать за его объективность и достоверность. Было бы логичным, если бы им стало Министерство труда, однако пока подобный мониторинг не входит в сферу его деятельности.
Сокрытие реальной картины по производственному травматизму работодателями также является причиной необъективности статистической отчетности, так как огромное количество происшествий в нее не включается. Не желая иметь проблем с руководством, и сами пострадавшие работники часто не настаивают на признании травмы производственной, чем значительно улучшают официальные отчеты. Чтобы минимизировать искажение статистики, предлагается ужесточить ответственность работодателя за намеренное представление недостоверных данных об уровне травматизма на производстве.
Во многих развитых странах мира информация о производственном травматизме доступна для всех граждан, желающих с ней ознакомиться. Существуют национальные банки данных, где можно найти различные сведения о несчастных случаях на предприятиях. Они представлены в многочисленных разрезах (классификациях), что позволяет проанализировать широкий спектр сторон данной проблемы.
Комментарии
- всё-равно от них толку нет, а так хоть, под предводительством минбреда, будет наведён "порядок"!
А электромонтажники чаще без конечностей от всяких последствий контакта.
У работников госслужб гарантированная импотенция перешедшая из профессиональной в физическую.
ФСС наиболее полно собирает информацию, почти 100%. Вот как он обрабатывает - другой вопрос. Тут вопрос в организации. Росстат в полном объёме не собирает, как в СССР. А вообще тут просматривается чел. фактор.
ежегодно жду от них только денег на компенсацию
- представляю, сколько можно ждать:
порядочная сумма)