На главную
На главную

Риск-ориентированный подход будет совершенствоваться

Риск-ориентированный подход будет совершенствоваться

Риск-ориентированный подход, внедренный в систему контрольно-надзорных проверок, требует доработки. Так считает представитель Федеральной службы по труду и занятости - начальник Управления государственного надзора в сфере труда Егор Иванов.

По действующему законодательству в сфере трудовых отношений уровень риска предприятия зависит лишь от задолженностей по заработной плате, производственного травматизма и выявленных административных правонарушений. Тогда как комплекс мер по организации безопасных условий труда на рабочих местах, реализуемый работодателем, не учитывается. В особенности такие важные мероприятия как специальная оценка условий труда и оценка профессиональных рисков.

"Если бы на каждом предприятии была проведена оценка рисков в полном объеме и эту информацию мы могли бы взять из системы, нам оставалось бы только добавить сведения о привлечении работодателя к ответственности. В этом случае можно было бы более объективно говорить о том, где действительно наиболее высокий уровень риска", – считает Егор Иванов.

Еще один критерий, требующий доработки – это зависимость уровня риска от отраслевой принадлежности. По действующей методике один из показателей учитывает отрасль предприятия при расчете категории риска. Однако пока таких отраслей с точной формулировкой всего 10, а все остальные подлежат характеристике «Прочие виды деятельности».

Кроме того, деятельность большинства предприятий соотносится не  с одним кодом ОКВЭД (код, характеризующий вид экономической деятельности предприятия), а с несколькими. Также некоторые работодатели даже не вносят коррективы в установленный код ОКВЭД при изменении своего рода деятельности. К примеру, вначале фирма занималась производством металлоконструкций, а затем сдала помещение со всем оборудованием в аренду, тем самым изменив вид своей основной деятельности.

К тому же, категорированию по уровню риска сейчас подлежит юридическое лицо в целом. Тогда как расчет категории риска филиалов, входящих в него и зачастую занимающихся другими видами деятельности, не предусмотрен. Поэтому Роструд, определив высокий уровень риска юр.лица, вынужден проверять и его филиалы. Хотя есть вероятность в отсутствии необходимости таких проверок.

Стоит отметить, что у предприятий есть право подать в ГИТ заявление об изменении присвоенной категории риска. Правда, пока основанием для снижения является лишь отсутствие административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки. Поэтому Роструд сейчас ведёт работу по дополнению перечня критериев для обоснования изменения категории риска (например, наступление смертельного несчастного случая не по вине работодателя). "Мы понимаем, что система несовершенна, потому в законодательстве и предусмотрена возможность снижения уровня риска. Необходимо провести большую работу, чтобы процедура приблизилась к идеалу и риск-ориентированный подход был более полным. Но я честно скажу, это лучше, чем было", – прокомментировал представитель ведомства.

Еще одним грядущим новшеством является законопроект, согласно которому работодатель, прошедший самопроверку при помощи сервиса "онлайн-инспекция", сможет получить освобождение от проверок на 5 лет. Затем можно снова пройти самопроверку и продлить освобождение. При этом нужно чтоб у работодателя не было тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве.

Считаем нужным отметить, что Минюст России 22 января всё-таки зарегистрировал приказ Роструда, содержащий 107 форм чек-листов. До 1 июля 2018 года проверки с их использованием будут проводиться только в отношении работодателей, которым присвоен умеренный уровень риска. С 1 июля начнут проверять всех. Представитель Роструда Егор Иванов к этой дате приурочил появление еще около 50 дополнительных проверочных листов.

По данным Роструда на сегодняшний день проверки охватывают всего 1,7 % хозяйствующих субъектов из 8 млн. Хотя по рекомендациям Международной организации труда охват должен составлять 20-25 %. Однако, на фоне снижения плановых проверок сейчас заметен рост внеплановых. "Мы видим, что при снижении плановых проверок увеличивается число обращений, но не знаем, взаимосвязано ли это напрямую или зависит от повышения качества работы ГИТ и осведомленности населения о ее деятельности. В любом случае нужно найти золотую середину и понять, сколько должно быть плановых проверок, чтобы было как можно меньше нарушений" – отметил Егор Иванов.

Мария Гаврилова
1 808 6 3
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

3 Мне нравится
Ушёл в ЗакатЪ
Если коротко - Егор Иванов говорит, что предприятия должны сами писать на себя малявы, чтобы в дистанционном режиме собирать подати...  
0 Мне нравится
При этом содержание многих проверочных листов является координационно-усмотренчиким
1 Мне нравится
Попова Светлана
Мнение начальника Управления государственного надзора в сфере труда - некорректно.

Предположим, что риск (влияние неопределенности на цели) - это процесс рыбалки в почти запретной зоне на старом судне в плохую погоду.

Вопросы. Каким образом рассчитанный интегральный показатель профессионального риска и отнесения работодателя к ОКВЭД может влиять на безопасность конкретной рыбалки и конкретных рыбаков? Через статистику происшествий на озерах страны и сумму расходов на застрахованных в истекшем календарном году? Экономическое влияние на техническое?

Примерно также (анекдотически) и проект СОУТ влияет. Квадратное не соединяется с круглым.

"Привлечь работодателя" через "оценку рисков" - это анекдот, так как в системе управления рисками термин "работодатель" отсутствует и в международных стандартах по социальной ответственности тоже отсутствует.

Почитайте международные стандарты ISO 26000: 2010 по социальной ответственности ( у нас ГОСТ Р ИСО 26000-2012) и ISO 31000:2009 по управлению рисками ( у нас ГОСТ Р ИСО 31000-2010 со словарем ).

Международная наука - умная наука и наилучшая техническая практика. Эти стандарты имеют двойной уровень консенсуса : между категориями заинтересованных лиц, включая владельцев бизнеса и между странами ( 163 страны - члены ИСО).

Стандарты рассчитаны не на "работодателя", а на владельца организации или владельца риска (risk owner) - лицо или организационную структуру, которая имеет полномочия  и несет ответственность за управление рисками. При этом термины стандартов "потребитель", "продукт", "цепочка поставок", "клиент", "поставщик", "заинтересованная сторона" прямо указывают не на профессии и должности работников, а на бизнес процессы (технологические процессы), которые учитывают всех: работников и трудящихся.

Всему этому, конечно, нужно обучаться, долго и настойчиво, в том числе инспекторам и аудиторам.

С уважением,

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.