Меню по разделу
+
Коллегия Счетной палаты России проанализировала отчет о результатах проверки эффективности администрирования Росприроднадзором в 2015-2016 годах платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
В ходе проверки были обнаружены подозрительные факты. Установлено, что в 2016 году объем фактически собранных Росприроднадзором доходов от платы за НВОС сократился на 17 % по сравнению с 2015 годом (с 26,8 до 22,1 млрд рублей). Однако, уменьшения объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, как и сбросов их в водные объекты не наблюдалось.
Размер платы за выбросы в атмосферный воздух и сбросы в водные объекты определяется предприятиями самостоятельно, на основе объемов сбросов или выбросов каждого загрязняющего вещества.
Одной из причин сокращения объема доходов в 2016 году является изменение нормативно-правовой базы в области регулирования вопросов определения размера платы за НВОС.
К примеру, согласно изменениям, внесенным в федеральный закон «Об охране окружающей среды» в 2016 году, упразднилось применение дополнительного коэффициента при исчислении платы за НВОС юридических лиц, осуществляющих деятельность в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях.
В ходе проверки также установлено, что принятое Правительством распоряжение от 8 июля 2015 года № 1316-р утверждает перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды. Вместе с тем ряд веществ, по отношению к которым ранее применялись такие меры, этот перечень не содержит. К примеру, сажа (углерод) и оксид железа, которые относятся к 3 классу опасности и оказывают значительное негативное влияние на здоровье человека. Отсутствие их в перечне также не предполагает взиманию платы при их образовании.
Проведенный аудит показал и нечеткость действующего законодательства по охране окружающей среды – в частности регламентирующего порядок согласования лимитов на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов.
Кроме того, обнаружены недостатки правового регулирования вопросов исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и рассеивании попутного нефтяного газа.
Например, показатель покрытия затрат, применяемый для расчета дополнительного коэффициента для каждого пользователя недр, рассчитывается без учета территориальной географии реализации проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа. В связи с этим, сокращается размер платы по его выбросам в атмосферный воздух не только в регионах, где реализуются проекты по его полезному использованию, но и там, где такие мероприятия и не проводились.
По результатам проведенного аудита, Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление руководителю Росприроднадзора, обращение в Генпрокуратуру и информационное письмо заместителю председателя правительства, а также отчет о результатах проверки в Госдуму и Совет Федерации.