На главную
На главную

Роструд выпустил Методические рекомендации для инспекторов труда по расследованию несчастных случаев на производстве

Роструд выпустил Методические рекомендации для инспекторов труда по расследованию несчастных случаев на производстве

Роструд выпустил Методические рекомендации (МР) по расследованию несчастных случаев (НС) на производстве для инспекторов труда. Документ не был официально опубликован, его первоисточник – один из форумов по охране труда.Как сказано в рекомендациях, они созданы для помощи инспекторам по труду в расследовании производственных НС. Чтобы в полной время выполнить требования трудового законодательства (ст. 227 – 231 ТК РФ).
В новом документе отражены инстанции-союзники ГИТ, с которыми требуется заключать соглашения о передаче необходимой информации по НС. Это ГУВД, Следственный комитет и государственные медицинские учреждения.
В разделе общих вопросов указано, что при получении извещения о НС, сотруднику ГИТ необходимо проверить его на соответствие требуемой формы. Также нужно обратить внимание на своевременность направления работодателем извещения. Если сроки (1 сутки с момента НС) нарушены, необходимо принять меры – привлечь организацию и должностное лицо, ответственное за отправку извещения к административной ответственности.
Как мы знаем, ГИТ принимает участие в расследовании только тяжелых, смертельных и групповых несчастных случаев. К тому же, по жалобе пострадавшего работника о травме сокрытой предприятием может быть проведена внеплановая проверка. В разделе 1.8 МР указано, что при поступлении информации от СМИ, ФСС и медицинских организаций о произошедшем НС инспектор должен связаться с предприятием, выехать на место происшествия и начать проведения проверки по факту сокрытого НС.
Если НС произошел в организации, зарегистрированной в другом субъекте РФ – расследование проводит территориальная ГИТ. А после завершения расследования передает материалы дела в инспекцию по месту регистрации юридического лица.
Необходимо отметить, что в случае изменения степени тяжести НС (с легкой на тяжелую) в ходе расследования работодатель должен в течение 3-х суток направить повторное извещение в ГИТ для участия инспектора в дальнейшем расследовании.
Интересная ремарка в разделе 2 - участвовать в расследовании НС преимущественно должны инспекторы, имеющие опыт расследования НС на производстве.
По завершению расследования НС и оформлении заключения инспектор определяет основную причину произошедшего. Указано, что в первую очередь необходимо установить техническую причину. Кроме того, следует рассматривать все выявившиеся в ходе расследования несчастного случая причины, и в качестве основной выбрать ту, устранение которой исключает действие остальных.
Копия акта расследования вместе с картой учета НС и анкетой расследования НС загружаются в систему отчетности ГИТ.
В анкете описываются обязательные поручения и их исполнение инспектором. Интересный факт – в п. 6 анкеты инспектор указано: «В раздел акта о лицах, допустивших нарушение требований охраны труда, включать ген. директора и начальника службы по охране труда организации.» А в пункте 8 необходимо указать сумму административного штрафа выписанного начальнику отдела охраны труда на основании ст. 212 ТК РФ. Вот только в статье 212 указана лишь обязанность работодателя обеспечивать безопасные условий и охрану труда. При этом больше в этой анкете не указывается никаких других виновных оштрафованных лиц.
Пугают и внушительные размеры штрафов указанные в п. 5 анкеты – 150 000 руб. за тяжелый НС и 1 млн. руб. за смертельный. Кстати в КоАП отсутствуют данные «расценки».
При прочтении новых рекомендаций бросается в глаза недоработанность документа – например, абзацы текста повторяются по несколько раз. Возможно это опечатки, а возможно и следование известной пословице – «Повторенье – мать ученья».
Только появившийся документ вызвал активное обсуждение в рядах специалистов по охране труда
Конечно, методические рекомендации не обязывают инспектора по труду следовать им в точности. Но можно предположить, что ГИТ воспримет их как руководство к действию. А поскольку этот НПА применяется для внутренней работы инспекции, то повлиять на его изменения работодатель будет не в силах.

Методические рекомендации  по расследованию несчастных случаев для инспекторов ГИТ
Статьи 227-231 Трудового кодекса РФ о расследовании несчастных случаев на производстве
Постановление N 73 от 24 октября 2002 г. Формы документов необходимых для расследования несчастных случаев на производстве и Положение об особенностях расследования НС
Приказ Минздравсоцразвития № 275 от 15.04.2005 Формы документов для расследования несчастных случаев предоставляемых медицинской организацией
Размеры штрафов за нарушения требований трудового законодательства и охраны труда по ст. 5.27, 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях


Мария Гаврилова
7 024 10 6
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

1 Мне нравится
Вячеслав
"... в п. 6 анкеты инспектор указано: «В раздел акта о лицах, допустивших нарушение требований охраны труда, включать ген. директора и начальника службы по охране труда организации.» А в пункте 8 необходимо указать сумму административного штрафа выписанного начальнику отдела охраны труда на основании ст. 212 ТК РФ...."
этого достаточно, вместо всего рулона. Роструд, конечно, выставил себя помойкой всех мозгов страны, но теперь ожидаем объявления во всех нс виновными сотов. :russia:
4 Мне нравится
м.Евгений
Это позор, полная дискредитация государственной власти и объявление войны специалистам по охране труда.
Очевидна необходимость обращения профессиональной общественности к Ольге Юрьевне Голодец с просьбой о вразумлении не в меру радивых и зарвавшихся чиновников. Иначе планы Президента И Правительства по переходу к управлению профессиональными рисками выполнять будет некому.
1 Мне нравится
Лёлька
Цитата
Конечно, методические рекомендации не обязывают инспектора по труду следовать им в точности. Но можно предположить, что ГИТ воспримет их как руководство к действию. А поскольку этот НПА применяется для внутренней работы инспекции, то повлиять на его изменения работодатель будет не в силах.
А зачем ему менять? Ему наоборот, это наруку! Написали в акте Н-1 начальника службы ОТ виновным в том, что не отстранили вовремя работника по мед показаниям, вот он и будет возмещать моральный вред. А РБТДЛ в стороне... подумаешь, отдел кадров вовремя приказ не издал об отстранении, потому что замены ему нет, или потому что вообще плевать хотели на результаты медосмотра... :abuse2:
0 Мне нравится
Майя Полевая
Служба ОТ контролирующий орган, а не исполнительный!!! И гендиректор тоже не проводит инструктажи и прочее. Наказывать надо тех руководителей, которые упорно не ведут работу, а предписаниями "стены оклеивают". Конкретных виновников! Если будут штрафовать ОТ, то останутся вообще без специалистов.
1 Мне нравится
В АДРЕС V-го СЪЕЗДА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА!

Профессиональное сообщество специалистов по охране труда просит обратить внимание и навести порядок в регулировании такого направления социальной политики, как охрана труда на производстве, и, в частности, организационно-правовое положение службы охраны труда. Именно данная служба является центром всей планомерной работы по обеспечению профилактики травм и аварий, но к сожалению, абсолютно не ценится работодателями ни по статусу, ни по заработной плате.
Повсеместно и массово допускаются следующие нарушения законодательства:
1) несоответствующее требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н наименование должностей («начальник отдела охраны труда и промышленной безопасности», «начальник управления производственного контроля и безопасности труда», «начальник бюро охраны труда и пожарной безопасности», «начальник отдела экологии, ГОЧС и охраны труда», «инженер по технике безопасности и охране труда», «менеджер по экологии, охране труда и ГОЧС» и другие, на сколько хватит фантазии и фронта работ по смежным вопросам безопасности);
2) возложение на работников служб охраны труда дополнительных функциональных обязанностей (не предусмотренных приказами Минтруда России №№ 559н и 524н), а также возложение таких обязанностей без дополнительной оплаты на основании статей 60.2 и 151 ТК РФ.
3) несоответствие, необоснованное сокращение численности служб охраны труда.
Все это возможно сегодня в отсутствие четких и обязательных для исполнения нормативных правовых актов, устанавливающих статус, численность и подчиненность служб охраны труда, а также отсутствием желания Роструда в проверках учитывать и эти критерии. Участились случаи привлечения специалистов по охране труда к административной и даже к уголовной ответственности по «усмотренческим» мнениям, что абсолютно не соответствует функциям специалиста по охране труда как аудитора и эксперта, не должностного лица. Профессиональное сообщество специалистов по охране труда на многочисленных форумах и в ходе реальных встреч считает такие тенденции абсолютно неприемлемыми и не способствующими реализации государственной политики в социально-трудовой сфере.
Полагаем, что деятельность Роструда как органа надзора недостаточно эффективна и направлена не на профилактику нарушений требований охраны труда (в том числе содействие надлежащей деятельности служб охраны труда), а на максимальное извлечение административных штрафов. Службы охраны труда на предприятиях, которые по закону созданы в целях содействия работодателям в решении организационно-технического планирования мероприятий по охране труда, вынуждены сегодня служить защитным барьером между собственниками бизнеса и многочисленной когортой проверяющих. Неприемлемо также взятое Рострудом направление по назначению специалистов служб охраны труда виновными во всех несчастных случаях, чем фактически прикрывается тотальное нежелание работодателей заниматься улучшением условий труда (имеются ввиду пресловутые Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев для ГИТ, утвержденные 14.12.2016).
В целях организации надлежащей работы и взаимодействия с органами надзора и контроля просим обсудить указанные проблемы, включить по итогам обсуждения проекты решений в соответствующую резолюцию, незамедлительно выйти на Правительство Российской Федерации и содействовать принятию неотложных и адекватных мер по решению указанных проблем в сфере охраны труда.
0 Мне нравится
Вместо ответа был эпичный фейл!

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.