05 января 2017 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на своем официальном сайте разместила информацию "Об оценке условий труда", в которой ведомство разъяснило, что дублирование полномочий Роспотребнадзора и Минтруда России в части проведения лабораторно-инструментальных измерений и исследований на рабочих местах при проведении спецоценки и производственного контроля отсутствует.
И действительно, существование двух похожих, на первый взгляд, процедур может показаться излишним и дублирующим друг друга. Так, и специальная оценка условий труда (СОУТ), и производственный контроль (ПК) проводятся на рабочих местах с целью контроля за состоянием условий труда (п. 4 ст. 7 ФЗ № 426-ФЗ, ч. 1 ст. 32 ФЗ № 52-ФЗ). Оба мероприятия предусматривают проведение лабораторных измерений. При этом оцениваемые производственные факторы и их нормирование частично совпадают. Однако на этом имеющиеся сходства заканчиваются.
Проведение СОУТ является требованием трудового законодательства, базируется на положениях ФЗ № 426-ФЗ и поднадзорен Государственным инспекциям труда. СОУТ имеет многоцелевой характер, и ее результаты позволяют решить ряд уникальных задач, среди которых:
1) установление работникам гарантий и компенсаций;
2) установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
3) расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) обоснование финансирования мероприятий по охране труда, в т. ч. за счет средств ФСС РФ;
5) установление причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пр.
Производственный контроль, в свою очередь, основан на нормах ФЗ № 52-ФЗ и контролируется Роспотребнадзором. ПК необходим для того, чтобы оценить соответствие условий труда всем существующим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. В таблице ниже приведен анализ различия требований СОУТ и ПК к проведению измерений некоторых факторов. Так, например, в рамках СОУТ не могут исследоваться аэроионы, пульсация, естественное освещение и пр.
№
|
СОУТ
|
ПК
|
1
|
Микроклимат
|
1.1
|
Температура воздуха
|
1.2
|
Относительная влажность воздуха
|
1.3
|
Скорость движения воздуха
|
1.4
|
Тепловое излучение
|
2
|
Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)
|
3
|
Отсутствует
|
Электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы
|
4
|
Виброакустические факторы
|
4.1
|
Шум
|
4.2
|
Инфразвук
|
4.3
|
Ультразвук воздушный
|
4.4
|
Общая вибрация
|
4.5
|
Локальная вибрация
|
5
|
Световая среда
|
5.1
|
Освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении
|
5.2
|
Прямая блесткость
|
5.3
|
Отраженная блесткость
|
5.4
|
Отсутствует
|
Пульсация освещенности
|
5.5
|
Отсутствует
|
Яркость
|
5.6
|
Отсутствует
|
Естественное (отсутствие или недостаточность)
|
6
|
Неионизирующие излучения
|
6.1
|
Переменное электромагнитное поле (пром. частота 50 Гц)
|
6.2
|
Переменное электромагнитное поле радиочастотного диапазона
|
6.3
|
Электростатическое поле
|
6.4
|
Постоянное магнитное поле
|
6.5
|
Отсутствует
|
Широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ
|
6.6
|
Отсутствует
|
Широкополосные электромагнитные импульсы
|
6.7
|
Ультрафиолетовое излучение
|
6.8
|
Лазерное излучение
|
7
|
Ионизирующие излучения
|
8
|
Химический фактор
|
9
|
Биологический фактор
|
10
|
Тяжесть трудового процесса
|
11
|
Напряженность трудового процесса
|
При этом возможность исследования даже имеющихся факторов в рамках СОУТ серьезно ограничена.
Так, например:
- микроклимат оценивается только на рабочих местах, расположенных в закрытых помещениях, на которых имеется оборудование, являющееся искусственным источником тепла и/или холода (за исключением климатического оборудования, не использующегося в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда);
- световая среда подлежит исследованиям только при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, или при осуществлении подземных работ, в т.ч. работ по эксплуатации метрополитена;
- неионизирующие излучения не измеряются на «офисных» рабочих местах и т. д. (Приложение № 2 к Приказу Минтруда № 33н).
Кроме того важным является и то, что ПК и СОУТ имеют разную периодичность. СОУТ проводится один раз в пять лет (в некоторых случаях, еще реже) и поэтому, дополнительно учитывая описанную выше выборочность в проведении измерений, не может являться единственным инструментом контроля за состоянием условий труда.
В рамках ПК работодатель должен разработать соответствующую программу, в которой периодичность проведения измерений по каждому фактору определяется индивидуально, исходя из требований санитарных норм и правил, специфики предприятия и его технологического процесса. В среднем, один раз в год каждому предприятию потребуется провести серию измерений на рабочих местах в рамках ПК. Данная периодичность позволяет следить за состоянием условий труда в динамике и обеспечивать своевременное принятие мер в случае выявления каких-либо несоответствий.
Следует признать, что в рамках ПК и СОУТ действительно присутствуют измерения и исследования, дублирующие друг друга. Однако в целях снижения нагрузки на бизнес действующим законодательством для таких случаев предусмотрен взаимный зачет подобных измерений. Так, на основании п. 2.5. Санитарных правил СП 1.1.1058-01 лабораторными исследованиями при ПК считаются исследования, проведенные любой лабораторией, аккредитованной в установленном порядке (т.е. в т. ч. и лабораторией организации, проводящей СОУТ). В свою очередь, ч. 7 ст. 12 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает процедуру, позволяющую использовать результаты ПК при проведении СОУТ.
Резюмирую вышесказанное, отметим, что Производственный контроль и СОУТ являются важнейшими процедурами, вытекающими из разных сфер законодательства и решающими собственный (не дублирующий друг друга) круг задач. Проведение работодателем какой-либо одной процедуры и игнорирование второй, помимо нарушения законодательства, приведет либо к недостаточному контролю за условиями труда либо к несоблюдению целого ряда трудовых прав работников.
Справедливо сказать, что государственное регулирование вопросов, связанных с условиями труда, сложно и комплексно. Именно поэтому оно происходит через несколько сфер законодательства. Помимо трудового и санитарно-эпидемиологического, здесь применяются нормы пенсионного, страхового законодательств, положения законодательства о техническом регулировании и метрологии и пр. Вполне логично, что соответствующее профильное ведомство контролирует свой блок вопросов. В связи с этим стоит признать, что при осуществлении государственного контроля над проведением СОУТ и ПК дублирование полномочий Минтруда России и Роспотребнадзора ОТСУТСТВУЕТ.