Ќа главную
Ќа главную
/ / √осударственный надзор и контроль

–оструд о рас≠следовании н.сл. в результате противоправных действий других лиц и чрезвы≠чайных ситуаций

–оструд о рас≠следовании н.сл. в результате противоправных действий других лиц и чрезвы≠чайных ситуаций
‘едеральной службой по труду и зан€тости было рассмотрено обращение по вопросам рас≠следовани€ несчастных случаев в результате противоправных действий других лиц и чрезвы≠чайных ситуаций криминогенного характера, и сообщаетс€ следующее.

¬ соответствии со ст. 227 “рудового кодекса –‘ (далее —  одекс) в качестве основного квалифицирующего признака, определ€ющего об€занность соблюдени€ регламентированной трудовым законодательством процедуры расследовани€ происход€щих в организаци€х несчаст≠ных случаев, установлено исполнение пострадавшими во врем€ происшестви€ трудовых об€зан≠ностей или выполнени€ какой-либо работы по поручению работодател€ (его представител€), а также осуществление иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношени€ми с работодателем либо совершаемых в его интересах.

 роме основного в указанной статье перечислен р€д дополнительных квалифицирующих признаков (следование пострадавших к месту служебной командировки, при их работе вахтовым методом, при следовании к месту выполнени€ работ на транспортном средстве, предоставленном работодателем, и т.д.).

“аким образом, с учетом императивных норм трудового законодательства, при разрешении вопроса о пор€дке расследовани€ и квалификации любого несчастного случа€ следует учитывать, что только при наличии и сочетании указанных выше основного и дополнительных квалифици≠рующих признаков несчастные случаи подлежат безусловной квалификации, оформлению и учету как несчастные случаи на производстве.

Ќаличие хот€ бы одного из установленных признаков об€зывает работодател€ организовать и провести всестороннее расследование происшестви€ в цел€х прин€ти€ обоснованного решени€ о его квалификации. ѕри этом практика расследовани€ несчастных случаев на производстве свидетельствует, что при наличии основного квалифицирующего признака несчастный случай, как правило, подлежит квалификации как несчастный случай на производстве, тогда как наличие только дополнительного квалифицирующего признака еще не дает достаточных оснований дл€ точной квалификации несчастного случа€.

”читыва€ изложенное, в соответствии с положени€ми ст. 22  одекса следует, что если работник получил повреждени€ здоровь€ в результате противоправных действий других лиц или чрезвычайных ситуаций криминогенного характера при исполнении своих трудовых об€занностей или выполнении им правомерных действий в интересах работодател€ (его представител€), т.е. при наличии основного квалифицирующего признака, то данные несчастные случаи расследуютс€ комисси€ми (в предусмотренных  одексом случа€х — государственным инспектором труда, само≠сто€тельно провод€щим расследование несчастного случа€) в пор€дке, установленном ст. 227-230  одекса, и должны квалифицироватьс€ как несчастные случаи на производстве.

—огласно ч. 1 ст. 230  одекса каждый несчастный случай, квалифицированный по результатам расследовани€ как несчастный случай на производстве и повлекший за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в пор€дке, ус≠тановленном федеральными законами и иными нормативными правовым актами –оссийской ‘едерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дн€ либо смерть пострадавшего, оформл€етс€ актом о несчастном случае на производстве, который в соответствии с положени€ми ч. 1 ст. 230.1  одекса регистрируетс€ работодателем (его предста≠вителем), осуществл€ющим в соответствии с решением комиссии его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме.

ќдновременно информируем, что в насто€щее врем€ в цел€х совершенствовани€ норматив≠ной правовой базы в области охраны труда и в пор€дке реализации новых положений трудового законодательства, установленных ‘едеральным законом «ќ внесении изменений 8 “рудовой ко≠декс –оссийской ‘едерации, признании не действующими на территории –оссийской ‘едерации некоторых нормативных правовых актов ———–, утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) –оссийской ‘едерации» от 30.06.06 є 90-‘«, ћинздравсоцразвити€ –оссии инициирована разработка новой редакции ѕоложени€ об особенност€х расследовани€ несчастных случаев на производстве в отдельных отрасл€х и организаци€х.

¬ соответствии с полномочи€ми, установленными ч. 8 ст. 356  одекса и п. 5.5.6 ѕоложени€ о ‘едеральной службе по труду и зан€тости, утвержденного постановлением ѕравительства –‘ от 30.06.04 є 324, ‘едеральной службой по труду и зан€тости и ее территориальными органами по надзору и контролю в трудовой сфере осуществл€ютс€ формирование сведений о несчастных случа€х на производстве и проведение укрупненного анализа состо€ни€ и причин производствен≠ного травматизма.

ѕри этом оперативные данные о происшедших несчастных случа€х и пострадавших со смер≠тельным исходом представл€ютс€ государственными инспекци€ми труда в субъектах –оссийской ‘едерации в разрезе основных видов экономической де€тельности организаций (на основе дей≠ствующего с 1 €нвар€ 2003 г. ќбщероссийского классификатора видов экономической де€тель≠ности) и не предполагают учет количества погибших на производстве работников в результате противоправных действий других лиц и чрезвычайных ситуаций криминогенного характера, так как указанные погибшие могут быть работниками хоз€йствующих субъектов, осуществл€ющих свою де€тельность в различных видах экономики.

јнализ сведений о видах (типах) несчастных случаев с т€желыми последстви€ми (по данным федеральной инспекции труда) показывает, что дол€ вида, классифицированного как повреждени€ в результате противоправных действий других лиц, в процентном отношении от общего количе≠ства несчастных случаев на прот€жении р€да лет (2005-2009 гг.) колеблетс€ от 3,5 до 4,5%. ¬ частности, за 9 мес€цев 2010 г. данный показатель составил 4,4%.

Ќачальник ”правлени€ надзора и
контрол€ за соблюдением
законодательства о труде ».ј. ¬оробьев



ѕолученные разъ€снени€ из –оструда оптимизма не придали. Ќа мно≠гие принципиальные вопросы, постав≠ленные редакцией и интересующие читателей, ответов не дано.

Ќапример, сколько работников раз≠личных отраслей экономики ежегод≠но гибнет и травмируетс€ в период исполнени€ ими трудовых об€заннос≠тей в результате криминальных пре≠ступлений?   сожалению, в ћ¬ƒ –ос≠сии, √енеральной прокуратуре –‘, —ледственном комитете –‘, –оструде, –осстате и ‘—— –оссии такими данными не располагают.

¬ представленном ответе даетс€ ссылка на процентное соотношение числа криминальных несчастных слу≠чаев и общего количества несчастных случаев. Ќа прот€жении р€да лет (2005-2009 гг.) это соотношение, по утверждению –оструда, колеблетс€ от 3,5 до 4,5%, но при этом конкретна€ цифра погибших и пострадавших от криминального травматизма не назы≠ваетс€.

ѕриведенна€ ранее статистика ћ¬ƒ –оссии за 2010 г. показывает, что пострадало более 80 тыс. граж≠дан. »х здоровью был причинен т€ж≠кий вред. ј здоровью скольких ра≠ботников нанесен вред легкой и средней степени т€жести?

ѕочему в стране нет истинной кар≠тины криминального травматизма? Ёто, по мнению автора, €вл€етс€ результа≠том разного подхода к учету и рассле≠дованию несчастных случаев крими≠нального характера. ¬о многом такое положение обусловлено отсутствием ру≠ковод€щих документов, изданных на уровне ћинздравсоцразвити€ –оссии и –оструда, которые должны устанавли≠вать механизм взаимодействи€ с пра≠воохранительными органами, занимаю≠щимис€ расследованием преступлений и правонарушений.


ƒефицит правового регулировани€

≈ще одно сомнение в объективнос≠ти и правильности учета несчаст≠ных случаев на производстве в ре≠зультате противоправных действий третьих лиц вытекает из содержани€ нормативного акта –оструда.

ѕриказом –оструда от 21.02.05 є 21 определены формы отчетности, по которым территориальные государ≠ственные инспекции труда (√»“) пред≠ставл€ют информацию о несчастных случа€х, имевших место в их субъек≠те федерации.

¬ сведени€х о видах (типах) несча≠стных случаев с т€желыми послед≠стви€ми (приложение 5 к приказу) предусмотрена графа 15 «ѕоврежде≠ни€ в результате противоправных дей≠ствий других лиц». »сходными дан≠ными дл€ нее €вл€етс€ информаци€, представленна€ в √»“ субъекта –‘ добросовестными работодател€ми. ѕри этом сверку с правоохранитель≠ными органами по травмам крими≠нального характера в √»“ не делают, и приказ –оструда их на это не наце≠ливает.

¬ графе 17 этого же отчета учитыва≠ютс€ «ѕовреждени€ при чрезвычайных ситуаци€х природного, техногенного, криминального или иного характера». „ем принципиально отличаютс€ «по≠вреждени€ в результате противоправ≠ных действий других лиц» от «повреж≠дений криминального характера»?  аждый субъект отчитываетс€ так, как ему заблагорассудитс€.

ƒокументы, которые регламентиро≠вали бы механизм обмена информа≠цией об учете несчастных случаев кри≠минального характера между ћинздравсоцразвити€ –оссии, –острудом и правоохранительными органами на ре≠гиональном и федеральном уровн€х, отсутствуют.

Ќеобходимо подготовить докумен≠ты, которые соответствовали бы ре≠али€м сегодн€шнего дн€, но никто не про€вл€ет инициативу и желание зан€тьс€ их разработкой. ј ведь при≠казом ћ¬ƒ –оссии от 04.05.10 є 333 утверждена «»нструкци€ о пор€дке приема, регистрации и разрешени€ в органах внутренних дел –оссийской ‘едерации за€влений, сообщений и иной информации о происшестви€х», котора€ возлагает на органы внут≠ренних дел (полицию) об€занность принимать, регистрировать и прини≠мать решени€ по за€влени€м (сообщени€м) о несчастных случа€х раз≠личного характера.

»з-за дефицита правового регули≠ровани€ были созданы услови€ дл€ искажени€ информации о криминаль≠ном травматизме. ћножество людей гибнет и получает травмы в резуль≠тате противоправных действий треть≠их лиц, в том числе в результате терактов. ѕри этом мы имеем низкий процент криминального травматизма на производстве.

ƒолжностные лица –оструда пыта≠ютс€ обойти молчанием ситуацию, ког≠да гибель или получение работником травмы €вл€етс€ следствием его про≠фессиональной де€тельности, — несмот≠р€ на то, что такие случаи нередки, как видно из представленного письма.

ѕодвод€ итог, можно отметить, что положительных результатов в работе по предупреждению гибели и травми≠ровани€ работников на производстве можно достигнуть двум€ пут€ми — упорной работой по предупреждению несчастных случаев или лукавой ста≠тистикой.

ѕока, похоже, мы идем по второ≠му пути, который удовлетвор€ет не общество, не пострадавших на про≠изводстве от противоправных дей≠ствий третьих лиц, а чиновников, ра≠портующих о своих достижени€х и подтверждающих это данными о по≠сто€нном снижении травматизма на производстве.




¬сероссийский Ёлектропрофсоюз
3 107
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.