Меню по разделу
+
В России продолжается работа по созданию новых профессиональных стандартов. Внедрение этих документов поможет многим россиянам быть успешными на рынке труда, позволит получить доступ к интересной работе с достойной зарплатой. Работодатели смогут нанимать работников, имеющих нужные компетенции. Такими ожиданиями от профессиональных стандартов поделился руководитель Минтруда РФ А.Котяков в ходе VI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России».
Как заявил министр, в настоящее время, когда многие усилия связаны с решением текущих дел, остается важным удержать в центре внимания национальные цели. Если говорить об этих целях в разрезе совершенствования системы квалификации видится актуальными четыре из их – поддержание численности населения, здоровье и благополучие граждан, создание условий для развития талантов и самореализации, а также обеспечение достойного и эффективного труда, успешного занятия предпринимательской деятельностью и цифровой трансформации. Чтобы достичь этих целей необходимо по максимуму использовать возможности граждан получать знания, которые востребованы на рынке труда. Это позволит им рассчитывать на достойный заработок и понимать траекторию карьерного роста, одновременно профессионально развиваясь.
По словам министра, ожидания и требования работодателей в отношении своих подчиненных выступают основой профстандартов. На начало декабря разработано и утверждено свыше 1370 стандартов, которые охватывают 34 сферы профессиональной деятельности. Только в 2020 году прошли утверждение 92 профстандарта, актуализировано 85, в том числе документы, подготовленные в инициативном порядке. Еще около 100 профстандартов находятся на стадии общественного обсуждения или будут представлены для этого в скором времени. Финансирует разработку стандартов Минтруд РФ, при этом содержание определяют представители профессионального сообщества.
При подготовке профстандартов разрабатываются квалификационные требования, соответствующие конкретной должности или профессии. Главную роль в этом выполняют советы по профессиональным квалификациям. На сегодняшний день их 39, что подтверждает востребованность со стороны бизнес-сообщества такого инструмента для создания общих требований к стандартам. Сейчас сформировано более 2 тысяч квалификаций.
Документы, подтверждающие квалификацию работников, выдаются в 510 официально зарегистрированных центрах. До экзаменов было допущено порядка 90 тысяч претендентов, из них 77 тысяч сумели подтвердить профессиональные знания и умения. В связи с принятием закона об удаленной занятости будет ускорено внедрение профстандартов для административных и инженерно-технических работников, людей, занятых в сфере сервиса. В нынешних условиях обмен опытом между работниками затруднен, а оценивание профессиональных компетенций может идти более длительное время.
Профстандарты превращаются в основу для учебных программ образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования. 1 ноября был запущен пилотный проект, связанный с ускоренной подготовкой профстандартов по перспективным профессиям будущего, подчеркнул министр.
Напомним, тема профстандартов не раз поднималась нашим порталом. Так, в 2016 году тогдашний глава Министерства труда и социальной защиты М. Топилин сообщал о создании за три года почти 840 профессиональных стандартов. Это означает, что Минтруд не останавливается и ведет постоянную системную работу в этом направлении. И уже сейчас можно утверждать, что в России профстандарты есть практически на все востребованным на рынке труда профессии.
Комментарии
"Профстандарты превращаются в основу для учебных программ образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования."
Методика Минтруда, утвержденная в 2013 году, в определении "обобщенная трудовая функция" прямо ссылается на "разделение труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе". Это видно и по макету профстандартов, который предложили разработчикам.
Получилось, что все документы прописаны в научно- понятийной парадигме "редукционизм" и основаны на "поведенческом" подходе к человеку.
Вообще-то цели и смыслы утверждения профстандартов во всем мире совершенно иные. Можно сказать даже - противоположные - уйти от традиционного командно-административного и "поведенческого" подхода.
Небольшая предыстория. Постараюсь дать ссылки на источники информации.
Карл Роджерс - американский психолог, один из основоположников гуманистического (или клиентоориентированного) подхода. Ссылка на Википедию.
В своих книгах он отверг детерминированную природу психоанализа и разработал личностно-ориентированный подход к консультированию - Person centered therapy (PCT).
Цель его теории - создать условия для клиентов, чтобы терапевты могли участвовать в осмыслении самоисследований своих чувств, убеждений, поведения, мировоззрения, помогать клиентам в процессе роста справляться с проблемами.
Роджерс утверждал, что терапевт должен обладать 3-мя атрибутами: искренность или реальность, позитивное отношение или забота, способность понимать субъективный мир другого человека.
По его теории люди заслуживают доверия, находчивы, способны к самопониманию и самоуправлению, способны к конструктивным изменениям и могут вести себя эффективно.
В период с 1930 -х по 1960- е годы его теория превратилась в комплексную теорию (holistic theory). Эта теория понимала человека как целостный организм. Карл Роджерс первым применил терапевтические ВЗАИМОСВЯЗЬ между людьми.
Именно поэтому все международные профессиональные стандарты написаны в комплексном системном подходе, исключающим reductionism , который объясняет исследование объекта разбив его на самые простые части ( к примеру, трудовые функции).
Пример профессионального стандарта для медсестер , разработанным Колледжем в Онтарио. Можно скачать.
Пример профессионального стандарта для педагогов, разработанным в Британии. Можно скачать.
В примерах профстандартов мы видим "клиентоориентированность", "самооценку", "самоуправление", "самообразование", "обмен знаниями", "обратную связь со сверстниками и коллегами", "лидерство", "этику", "взаимодействие". Клиентом может быть не только человек, но и члены его семьи, сообщество.
К примеру, медсестры могут стать экспертами в своей области практики, иметь обратную связь, дополнительные роли: администратора, воспитателя, исследователя. Учителя могут творчески экспериментировать.
Профстандарты действительно разрабатываются профессиональными сообществами, но цель у них - иная - поддержать коллег, объяснить "ожидания", которые к ним предъявляются, дать знания, показать доверие, уважение к профессии и дать возможность самореализоваться, строить карьеру. Профстандарты связаны с практикой, а не с учебным процессом.
Выигрывают все, в том числе клиенты.