В наступающем 2021 году ожидается настоящий рывок в развитии охраны труда и это не шутка.
Вчера Департамент социальной защиты населения Ямало-ненецкого автономного округа провел замечательный онлайн-семинар "Профессиональные риски как элемент системы управления охраной труда на современном этапе".
Ведущим данного онлайн мероприятия выступил гендиректор Центра исследований и разработок в области безопасности и здоровья Москвичев Андрей Викторович. Трансляция велась в свободном доступе, не требовалось никакой регистрации пользователей и что особо важно, никакой оплаты.
Отрадно и то, что в этом семинаре принял участие директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Молебнов Георгий Владимирович, а также региональные представители Роструда, Фонда Социального Страхования, Роспотребнадзора, своим передовым опытом поделились представители служб охраны труда крупного бизнеса.
Скажем сразу - изменений много и коснутся они без исключений каждого специалиста по охране труда и каждого работодателя.
В своем докладе Георгий Молебнов отметил, что в реализации регуляторной гильотины есть трудности и сложности, которые все же удается преодолевать.
На данный момент Минтруд реализует переход от реагирующей системы к предупреждающим действиям, предупреждающей системе управления, в т.ч. системе управления профессиональными рисками. На самом деле эта работа была начата еще в 2016 году, когда был принят Приказ Минтруда России №438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», в котором описаны, по мнению Минтруда, все существующие опасности. В 2017 Минтруд РФ присоединился к международной программе Vision Zero, на данный момент уже 25 субъектов РФ также присоединились к ней, подписав соответствующие соглашения. Цель этой программы – нулевой травматизм, при этом процедура оценки профессиональных рисков является одной из ее главных составляющих.
Минтрудом был переработан 10 раздел Трудового Кодекса РФ «Охрана труда», который находится на последней стадии согласования. В обновленном разделе предусмотрена отдельная статья по профессиональным рискам. Молебнов отметил, что в России уже многие компании, в основном из крупного бизнеса, достаточно давно проводят оценку рисков и теперь Трудовой Кодекс позволит распространить эту практику на всех работодателей, одновременно систематизировав подход в решении этой задачи.
Важной задачей стоит необходимость обеспечения взаимодействия между всеми существующими процессами в охране труда (обучение, обеспечение СИЗ, медосмотры и т.д.), которые сейчас описаны по раздельности и нет никакого связующего звена. Планируется объединить все эти обязанности в новую единую систему. Все это будет происходить в рамках оценки профессиональных рисков. При внедрении оценки профрисками работодателю будет проще управлять существующими опасностями, которые будут у него выявлены. Точечно управлять 20-30-50 опасностями и проводить финансирование устранения причин этих опасностей намного проще и дешевле, чем соблюдать все существующие на данный момент требования и распыляться на улучшение условий труда на всех недостаточно опасных и рискованных местах.
Отдельно было отмечено, что какого-либо навязывания единой методики проведения оценки профессиональных рисков со стороны государства не будет. Методики на текущий момент уже подготовлены. ВНИИ труда занимается типовыми решениями, которые работодатель сможет использовать в своей практике оценки профрисков. Однако единой методики для всей страны, субъекта РФ или для отдельной отрасли не будет. Работодатель будет вправе использовать любую методику, которую считает наиболее подходящей для себя, в т.ч. собственную, разработанную внутри компании.
Минтруд понимает, что нагрузки на специалистов по ОТ стало больше, в том числе умственной, и существующие нормативы стали неактуальны. Особенно возрастает необходимость пересмотра устаревших нормативов численности в связи с внедрением на предприятиях новой системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками. Предостерегая специалистов от завышенных ожиданий, Молебнов отметил: «Не скажу, что в сторону увеличения».
Новый порядок обучения по охране труда, появится до июля 2021 года. Новый порядок обучения будет приниматься постановлением Правительства РФ. В нем будут расширены формы и виды обучения, возрастные группы. Молодежь теперь с малых лет начнут готовить по вопросам самосохранения.
Единые типовые нормы выдачи СИЗ с риск-ориентированным подходом. Единые типовые нормы выдачи СИЗ на сегодня фактически уже готовы и в начале следующего года появятся для публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Новое положение о системе управления охраной труда в организациях. Разработкой Положения будет по госзаказу заниматься ВНИИ труда.
Однако все эти перечисленные выше документы появятся только после принятия новой редакции Трудового кодекса РФ, произойдет это согласно плану в начале 2021 года.
В проекте Трудового кодекса РФ прописан электронный документооборот по охране труда. Данное нововведение уже поддержали несколько крупнейших предприятий страны.
В ближайшее время ожидается выход 42 новых правил по охране труда. Некоторые из них - пересмотренные из ранее действовавших, некоторые - совершенно новые или объединенные. Молебнов уверен, что к 31 декабря будут выпущены все правила и никакого правового пробела в новом году не возникнет.
В заключении хочется сказать, что можно только приветствовать такой, по сути, новый и открытый онлайн формат выступлений, который очень полезен для всего сообщества по охране труда. Похвально, что новый директор Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ уже неоднократно принимал участие в подобных мероприятиях, например только в последнее время: онлайн-конференция «СИЗ - новые вызовы в новом мире», «Цифровые решения в сфере охраны труда», «Здоровье, ответственность, труд в новых инициативах».
Единственный минус заключается в том, что информация об этих мероприятиях появляется в сети интернет как правило постфактум, очевидно, что реальной задачи кратного увеличения аудитории еще не стоит, а жаль. Ведь именно сейчас, в период реализации регуляторной гильотины, требуется максимальная открытость федеральных органов власти и регулярное публичное доведение до сведения работодателей, органов муниципальной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ самой актуальной информации о планах и о ходе реформ законодательства в сфере охраны труда. Приоритет при этом должен быть именно за такими открытыми и массовыми онлайн мероприятиями, а не за условно засекреченными или того хуже дорогостоящими коммерческими семинарами, в которых по определению в свое рабочее время чиновники любого уровня участвовать не должны.
Комментарии
- регистрации профзаболеваний (которые уносят в 20 раз больше жизней, чем н/с со смертельным исходом) - в подавляющем большинстве случаев не будет.
- регистрации н/с без смертельного исхода - туда же.
- реальная работа по созданию безопасных и гигиеничных условий труда - заменится выдачей СИЗ в максимально возможной степени.Благо, есть кому это лоббировать:
- реальная работа по стимулированию работодателя улучшать условия труда - заменится бла-бла-бла плюс жонглирование новомодными словечками. Впрочем, это уже имеет место.
И наконец, что ждёт СОТов в условиях, когда не только они, но и рабсила - не нужны? Ваши коллеги в комментариях уже не раз жаловались, что на них навешивают не профильную работу - от экологии до покупки канцтоваров...
Одно непонятно - зачем нам такая правящая "элитка"...
Посчитайте вероятность, что вы сейчас помрёте? Нет? Бах, через минуту ты мёртв от сердечного приступа. Чего стоит твой расчёт.
Всю охрану труда надо передать в страховые компании как страхование рисков и убрать из охраны труда государство. Вот страховая компания вам 100% расчёт рисков сделает, чтоб бабки не платить.
"Приказ Минтруда России №438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», в котором описаны, по мнению Минтруда, все существующие опасности".
Сравним с ГОСТ ISO 12100-2013 по безопасности машин. В стандарте также описано большинство опасностей и рисков. В приложениях даже картинки есть - что может случиться. В стандарте нет фокуса на трудовые отношения. Есть взаимоотношения "конструктор - пользователь".
Совершенно разные смысловые истории.
С ГОСТом совпадает Руководство ILO OHS -2001 по охране труда. У нас это ГОСТ 12.0.230-2007 по СУОТ.
Минтруд не понимает "что такое система" в инженерном смысле и что такое "риск" в инженерном смысле. Документы пишутся в редукционизме (исследование по частям). СУОТ - по мнению Минтруда набор мероприятий - без взаимодействия между людьми. Так было до реформы, так и осталось.
ILO OHS -2001 написан в комплексном системном подходе. Система по определению стандарта - набор взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов. Риску по смыслу стандарта необходимо "событие", сценарий, воздействие.
Примеры.
Обгон автомобиля для водителя. Это и есть событие. Если обгоняет легковой автомобиль - риск небольшой. При обгоне автопоезда - риск высокий. Риск меняется с увеличением скорости - растет тяжесть последствий в случае ДТП . Вероятность события ДТП возрастает, если водитель попадает в гололед или туман.
Если дорогу перебегает заяц - риск небольшой, если косуля - риск увеличивается. Если дорогу перебегает лось с полтонны весом - риск крайне высокий.
В этом смысл риска.
Любые риски, выполненные не профессионалом для галочки, чтоб было, не имеют никакого смысла. Тем более в ТК сказано, что проф риски - это "Вероятность".
Посчитайте вероятность, что вы сейчас помрёте? Нет? Бах, через минуту ты мёртв от сердечного приступа. Чего стоит твой расчёт.
Всю охрану труда надо передать в страховые компании как страхование рисков и убрать из охраны труда государство. Вот страховая компания вам 100% расчёт рисков сделает, чтоб бабки не платить.
Свободный доступ, видимо, для высшей касты своих да наших. Индия отказалась от кастовой системы, а в России с приходом людей из Министерства финансов она только внедрилась, подобно коронавирусу.
Минтруд понимает, что нагрузки на специалистов по ОТ стало больше, в том числе умственной, и существующие нормативы стали неактуальны. Особенно возрастает необходимость пересмотра устаревших нормативов численности в связи с внедрением на предприятиях новой системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками. Предостерегая специалистов от завышенных ожиданий, Молебнов отметил: «Не скажу, что в сторону увеличения».
Почувствовала себя Алисой в стране...:
Нагрузка увеличилась, поэтому будем сокращать СОТов???
[QUOTE][URL=/ssot/user/72446/]Dexter Morgan[/URL] пишет:
Любые риски, выполненные не профессионалом для галочки, чтоб было, не имеют никакого смысла. Тем более в ТК сказано, что проф риски - это "Вероятность".
Посчитайте вероятность, что вы сейчас помрёте? Нет? Бах, через минуту ты мёртв от сердечного приступа. Чего стоит твой расчёт.
Всю охрану труда надо передать в страховые компании как страхование рисков и убрать из охраны труда государство. Вот страховая компания вам 100% расчёт рисков сделает, чтоб бабки не платить. [/QUOTE] сам подумал что написал? нормы СИЗ, поименные, контрольные обходы и т.д. - страховая будет делать?)
Вы вообще понимаете смысл страхования? Вы когда страховку на машину оформляете, за вас страховая за руль садится?
Речь не идёт о том, чтобы убрать специалиста, а чтобы убрать неэффективный контроль государства, а путём страхования заставить самого работодателя эффективно исполнять охрану труда у себя самого. Он тогда наймёт не одного спеца на 0.2 ставки, а 3 человека, лишь бы страховых случаев не было.
Риски отличаются спецификой, методами контроля.
Как видим из текста статьи - по безопасности выделяют несколько видов рисков.
Health, safety, environment risks (HSE) - в одной записи здоровье, безопасность и окружающая среда.
Почему так объединили? Возможно потому, что риски прочно связаны между собой, а причины связаны с организацией управления.
К примеру, дорожные рабочие и их специфика процессов. У них все связано - не разделить.
Insurance risks - страховые риски.
Эти риски имеют давнюю историю и связаны с обработкой или передачей рисков, к примеру, возможности наступления события, которое может привести к травме или заболеванию.
Occupational risk - профессиональные риски.
Связаны с опасностями на рабочем месте, а оно - рабочее место - чаще бывает коллективным.
Мы видим ссылку на OHSAS 18001:1999, который в 2018 году заменили на глобальный ISO 45001 по безопасности.
Терминология, как следует из статьи, - ISO Guide 73.
Safety risks - риски безопасности.
Контролируются через специальные методы управления рисками в высоко-рисковых отраслях.
Project risks - риски проекта.
Зависят от цели проекта и проектного управления. Здесь тоже может быть учтена безопасность и могут быть ошибки или неопределенность.
Стандарт , который объединяет, это ISO 31000 - по управлению (любыми) рисками.
В нем описаны общие принципы для любой организации, любой формы собственности и любой специфики.
У рисков страхования к примеру, "жизни и здоровья застрахованных" и рисков охраны труда - разная специфика.
В охране труда Работодатель осуществляет конкретные меры защиты работника от сущесвующих опасностей и предполагаемых рисков.
В страховании Работодатель как страхователь "передает часть риска, связанного с финансовой компенсацией, за событие, если что-то произойдет, страховщику".
Страхование - вариант (инструмент) обработки риска и разделения риска с другой стороной.
Страховой полис - это контракт. Чем выше связанный риск, тем дороже страховой полис, тем больше страховой взнос.
Много опасностей исключается из страхового покрытия, а это упрощение процесса.
Страхование - не принимает риск, который страхуется на себя, не устраняет источник опасности, не изменяет вероятность и последствия события и не держит источник опасности под наблюдением.
Удачи!!!
Минтруд свою муть под названием Приказ 438 сделал и плюнул на все ваши госты. Пока мы не уберём государство из неэффективного контроля за ОТ, никакой ОТ у нас не будет.
- У нас больше всего гаишников и больше всего ДТП
- Больше всего В МИРЕ пожарных инспекторов и больше всего пожаров. Вот ссылочка на этом же сайте
- Куча инспекторов труда и никакой охраны труда.
Список можно продолжать....
Знаю не по слухам, сам там работал, всем плевать на вашу ОТ.
Большинство "инспекторов" узнали словосочетание "трудовое законодательство" когда заявление на работу в ГИТ писали.
Категорически не согласна с "какая разница, какой там стандарт американский перевели на русский язык?".
Тот кто знает историю охраны труда в СССР подтвердит, что та охрана труда, которую все хорошо знают и думают, что она отечественная - ошибаются. Она не отечественная. Это тоже американская система - система Тейлора (был такой американский ученый, который писал книги по управлению производством).
Он придумал научное разделение труда. В то время это было логично - люди собирали вещи на сборочных линиях вручную. Тяжелый физический труд. В СССР в начале века скопировали, система получила название НОТ (научная организация труда). С тех пор в охране труда в РФ мало что поменялось фундаментально.
Сами американцы уважают эту систему управления как историю, изучают, кто-то называет устаревшей, некоторые пытается усовершенствовать...и знают, то она в России, у нас до сих пор действует. Удивляются нашему консерватизму.
Американцы ушли далеко вперед с появлением компьютеров и их вычислительной мощности и программ. Другие исчисления, динамическая физика. Сотни книг выпустили. Все это доступно, пожалуйста. Все есть в сети.
Их современные системы управления безопасностью намного сложнее, но более логичны и соответствуют реальности. Мы пытаемся брать у них какие -то фрагменты и пристраивать к системе Тейлора? В результате и получаются "приключения Алисы в стране чудес". Раздвоение законодательства "ни то ни се".
Они перешли на "объединение" через системный подход в связи с глобализацией, встроили систему безопасности в управление бизнесом через стартегическое управление, а мы "разделяем по Тейлору" как и раньше. В этом причина всех проблем в охране труда.
То, что мы в СССР индустриализацию делали, приглашая иностранных специалистов, рассказала сама министр образования Ольга Васильева ( видео с 20:11 мин) - ссылка.
История про внедрение системы Тейлора в СССР хорошо прописана в Википедии.
Сложнее понять современную систему управления из-за сложности. Здесь мне помогает бывший опыт инженера -конструктора.
У нас есть несколько мифов.
Миф 1. Википедия - это ...и дальше какое-нибудь нехорошее слово.
Это неправда. Для тех, кто умеет работать с информацией, это "золотой прииск". Технические архивы оцифрованы и выложены в сеть. Но, конечно, не в наших переводах, а в английском варианте. Информация структурирована, системна и есть много уточняющих ссылок.
Миф 2. Интернет, Ютуб - это ... и опять нехорошее слово.
Я бы сказала так. Смотря что и как искать. Если "шансон", "охоту", рыбалку", "развлечения", "политику", то это и прилипнет при поиске надолго.
Мне нравится научная информация по теме "безопасность". Сначала я ее ищу на английском языке, потом она сама ко мне приходит в виде ссылок на интересные видео и материал. И там много наглядных пояснений, разъяснений, руководств разных стран мира (это не только США). Простой английский, много наглядного материала. Профессионалы разных стран активно делятся опытом и информацией. Миллионы просмотров не у политиков, а на научных ресурсах.
Сравниваешь информацию и видишь у нас ... "Алису в стране чудес".
Вы вообще понимаете смысл страхования? Вы когда страховку на машину оформляете, за вас страховая за руль садится?
Речь не идёт о том, чтобы убрать специалиста, а чтобы убрать неэффективный контроль государства, а путём страхования заставить самого работодателя эффективно исполнять охрану труда у себя самого. Он тогда наймёт не одного спеца на 0.2 ставки, а 3 человека, лишь бы страховых случаев не было.
Так изъясняйте свои мысли правильно... не
Всю охрану труда надо передать в страховые компании как страхование рисков, а забрать у трудовой инспекции контрольно - надзорные функции частично и передать их страховым компаниям.Моё мнение, что из ГИТ надо изъять:
1. Контроль за выплатой з/п. ГИТ не обладает полномочиями, чтобы заставить рбтдателя выплачивать з/п в срок. При долге в несколько сот тыс или млн руб, штраф в 50 т.р. бесполезен. Передать в полицию. По факту, невыплата з/п это преступление, сравнимо с воровством.
2. Охрану труда. Надзор за ОТ в ГИТ неэффективен и выборочен. Инспекторы не компетентны и их не интересует улучшение ОТ в принципе. Их показатели - это взысканные штрафы. Всё остальное им безразлично. Передать в СК. Разработать общегосударственные тарифы, по принципу ОСАГО с понижающим и повышающим коэффициентами за соблюдение ОТ, несчастные случаи и т.д.
Естественно механизм будет совершенствоваться несколько лет. ОСАГО до сих пор правят. А ГИТ пусть занимается увольнениями, жалобами, СОУТ и т.п.