На главную
На главную

Философская сфера и безопасность

Философская сфера и безопасность

«Мы не сможем
переварить
 эту цивилизацию,
если у нас не будет
мощных внутренних
 ориентиров»
доктор биологических наук,
профессор
Т.В. Черниговская

Чем более тревожным и беспокойным становится наш современный мир, тем больше хочется понимания. Философия – это наука о форме познания мира, мировоззрении. В наше время философские основы жизни меняются. То, что корни мировых проблем находятся в философской сфере, говорят многие ученые.

Цель данной статьи показать современные мнения ученых- философов разных стран о меняющемся мире, чтобы найти ответы на вопросы: «Каким будет наше будущее мировоззрение?», «Что такое «новое Просвещение»?», «Каким будет образование?».

Выбор между «возможностями и безопасностью»

Татьяна Черниговская, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая Лабораторией когнитивных исследований, доктор биологических наук, профессор кафедры общего языкознания, член Совета программы «Свободные искусства и науки» Санкт- Петербургского государственного университета.

В сети интернет и в сети на канале Ютуб можно найти много ее выступлений. Она популярный и активный современный отечественный российский ученый. В 2018 году Татьяна Черниговская выступала на Гайдаровском форуме как специалист в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания с лекцией об искусственном интеллекте и перспективах его развития. 


В этом ролике можно найти и послушать не только увлекательное выступление, посмотреть интересную презентацию замечательного лектора, но и почувствовать тревогу ученого о будущем. Выводы выступления могут показаться неутешительными. По мнению лектора перед человечеством сейчас открыт широкий спектр технологических возможностей, и в тоже время людям придется выбирать между «возможностями и безопасностью».

«Есть разные сценарии», - утверждает ученый, ссылаясь на доклад членов Римского клуба (далее – доклад). С ее слов в этом докладе говорится о необходимости эпохи «нового Просвещения» и эпохе переосмысления главных цивилизационных принципов.

В качестве примера она привела намерение членов Римского клуба отойти от «редукционизма», в том числе и в науке. Объясняя понятие «редукционизм» слушателям, лектор отмечает, что естественная наука исходит из анализа (разделения) и это, вероятно, неправильно. Ошибка также в том, что ученый находится в том же мире, который он исследует, а позиция ученого влияет на то, что в итоге получится.

Подробно и интересно рассказывая про нейронную сеть, когнитивную науку, квантовую физику и «кота Шредингера», искусственный интеллект, вместе с тем, как ученый, Татьяна Черниговская задается вопросами, на которые, по ее мнению, ответов нет: «Какая физика действует в мозге?», «Какая математика управляет мозгом?».

Со слов Татьяны Черниговской мы уже находимся в другой цивилизации. Не стоит делать вид, что это где-то в будущем. Она описала наш мир как: текучий, прозрачный, не стабильный, невероятно сверх - быстрый, гибридный и мерцающий. Один из слайдов ее презентации – на рисунке к этой статье.

Поэтому большая роль с ее слов принадлежит образованию. Этика и мировоззрение будут играть решающую роль в будущем.

Проблемы «редукционизма» в современной жизни

Если кто-то из читателей этой статьи, прочитав про «редукционизм», о котором говорила профессор Татьяна Черниговская, думает, что это что-то абстрактное, далекое и нас совсем не касающееся, то он ошибается.

Научный и философский подход «редукционизма», как исследования по частям, касается каждого в нашей стране, так как именно в этой научной парадигме разрабатывается большинство наших законов и правил в сфере труда. Истоки редукционизма идут со времен Декарта, ньютоновской физики, механистических убеждений в производстве, принципов научного управления « тейлоризма», который в нашей стране известен как «научная организация труда» (НОТ).

Примером редукционистского подхода может служить и современное российское законодательство по охране труда, разработанное Министерством труда – рисунок ниже.

Давайте посмотрим на эти правила с философской стороны, со стороны наблюдателя, которому   надлежит все требования этих правил «собрать в своей голове вместе» и соблюдать.

философия безопасности1.JPG

При попытке соединить информацию обязательных требований в единое осознанное мышление человека – ничего не получится, и вовсе не потому, что работники – плохие специалисты. Просто правила «разделяют» мировосприятие человека, не учитывая взаимодействия между людьми в рамках деятельности всего предприятия, целей предприятия и поставленных перед работником задач.

Наблюдатель в редукционистском подходе видит не «большую и цельную картину» действий, а статично концентрирует свое внимание на деталях, в нашем примере - своих функций по профессии или должности. Требования правил по форме и по содержанию - набор, возможно и технически-правильных, но разделенных или слабо связанных между собой источников знаний.

Таких примеров и проблем множество. Редукционистский подход может быть везде, в любой отрасли и в любой стране. Именно эта проблематика «редукционистского разделения» и имеется в виду в докладе Римского клуба.

В 21 веке «редукционистский подход» стал проблемой общемирового масштаба.

Проблема «редукционизма» в мировом масштабе

В 2017 году к году своего 50-летия Римский клуб представил новый доклад «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» и уделил большое внимание в том числе и философской сфере. На содержание этого доклада и ссылалась профессор Татьяна Черниговская в своем выступлении на Гайдаровском форуме - 2018, говоря о будущей цивилизации и проблемах.

На рисунке ниже – обложка знаменитого доклада. В сети интернет можно найти текст доклада на английском языке в электронном виде, сокращенные переводы доклада на русском языке, много комментариев журналистов и «экспертов», среди которых есть и откровенно критические и даже политизированные мнения.

Философская часть по тексту доклада в некоторых комментариях журналистов отсутствует или представлена без должного понимания. Как это бывает и в жизни – «непонятное – исключаем». А ведь вопросы мировоззрения в докладе – самое важное.

философия безопасности2.JPG

Философской проблеме мировоззрения посвящена вторая часть Доклада, а «редукционистской» философии – пункт 2.7. (стр.83- стр.89).

Название пункта 2.7. Доклада и подпуктов к нему говорят сами за себя:

2.7 Редукционистская философия поверхностна и неадекватна

2.7.1 Редукционистская философия

2.7.2 Неправильное использование технологи

Как пример «редукционистского подхода» к природе в этой части доклада описывается промышленное сельское хозяйство и применение химических пестицидов, приводящих к гибели пчел и факторов, влияющих на экосистему в целом.

Как говорится в докладе «небоскребы и самолеты, компьютеры и аппараты ЭКГ - все это проявления редукционистской формы научных исследований и разработок». Это можно считать достижениями. Однако существуют некоторые формы понимания, которые «отлично подходят для создания ракет и совершенно бесполезны для воспитания детей или понимания влияния культуры на изменение климата».

Как следует из доклада, редукционистский подход имеет пределы для описания и понимания биологической и человеческой реальности. Редукционистский подход может работать для машин, но недостаточен для изучения живых систем.

Говоря о технологиях, авторы доклада говорят о том, что ограниченность редукционизма также и в неспособности оценивать последствия технологической революции. Невозможно прогнозировать «технологический ландшафт» на несколько лет вперед. По мнению Римского клуба, ни на международном, ни на национальном уровне у нас нет институтов, чья задача - широко следить за научными и технологическими разработками и оценивать их последствия и, в частности, их риски.

Какой же выход предлагают авторы доклада?

Альтернативная философия «нового Просвещения» и «системного видения жизни»

Ссылаясь на мнения и работы современных ученых, Римский клуб предлагает новую альтернативную философию в виде «нового Просвещения» и «системное видение жизни».

Таким образом предложения по переустройству нашего мировоззрения в докладе идут не от политиков, финансистов или военных, как считают некоторые политизированные журналисты. Так думать – ошибочное заблуждение.

Предложения по изменению нашего философского мировоззрения и смены парадигм идет от ученых – философов мира, которые своим многолетним трудом, исследованиями, аргументами и выводами, изложенными в работах, предложили новую философскую парадигму, которая сможет подойти: и нашему современному миру, и нашей планете.

Вот краткий список ученых, а также краткий обзор их книг, которые упоминаются в философской части доклада Римского клуба. По гиперссылкам можно посмотреть биографии ученых на страницах Википедии или найти дополнительную информацию.

Gregory Bateson (1904 – 1980) - английский антрополог, социолог, лингвист, визуальный антрополог, семиотик и кибернетик, чьи работы пересекались с работами ученых многих других областей. Среди его работ «Шаги к экологии разума» (1972) и «Разум и природа» (1979).

Некоторые из его книг можно найти в электронной библиотеке «Куб».

Fritjof Capra - родился в 1939 году. Американский физик австрийского происхождения, системный теоретик и глубокий эколог. Является автором нескольких книг, в том числе «Дао физики» (1975 г.), «Поворотный момент» (1982 г.), «Необычная мудрость» (1988 г.), «Сеть жизни» (1996 г.), «Скрытые связи» (2002 г.) и «Системный взгляд на жизнь». (2014).

Некоторые его книги можно прочитать в электронной библиотеке «Куб».

Фритьоф Капра приезжал в нашу страну в Санкт-Петербург и выступал 12 мая 2015 года со своей открытой лекцией «Системное видение жизни», где и представлял свою новую книгу, написанную в соавторстве с П.Л. Луизи, и которую можно приобрести в сети. На рисунке - обложки книги на английском и на русском языках.

    философия безопасности.JPG     

Его лекция с переводом на русский язык доступна для просмотра на канале Ютуб. 


Представление о творчестве и мировоззрении ученого русскоязычному читателю можно также составить по выдержкам из книги «Поворотный пункт» (The Turning Point, 1983) в переводе В. И. Постникова. Уже в то время ученый говорил о новом видении реальности, фундаментальных переменах в мышлении, восприятии и ценностях в нашей жизни.

Pier Luigi Luisi - родился в 1938 году. Итальянский ученый, профессор биохимии. В 2014 году совместно с Фритьоном Капрой написал книгу « The Systems View of Life: A Unifying Vision» или «Системный взгляд на жизнь. Целостное представление».

Humberto Maturano - родился в 1928 году. Чилийский биолог, ставший философом. Многие считают его членом группы теоретиков кибернетики второго порядка.

Совместно с Франсиско Варела известен созданием термина «аутопоэзис», означающий самогенерируемую, самоподдерживающуюся структуру в живых системах, а также таких понятий, как структурный детерминизм и структурное сцепление. Как указано в Википедии его работы оказали влияние во многих областях, в основном в области системного мышления и кибернетики, а в целом его работа посвящена биологии познания.

Francisco Varela (1946 – 2001). Чилийским биолог, философ, кибернетик и нейробиолог, который вместе со своим наставником Умберто Матураной представил концепцию « аутопоэзиса» в биологии. Он же сооснователь Института разума и жизни ( the Mind and Life Institute) для содействия диалогу между наукой и буддизмом.

Необходимо отметить, что значение буддизма по вопросам философии о природе сознания признают сейчас и современные отечественные ученые. Информацию о диалоге российских ученых Института философии РАН и буддийских ученых можно найти по следующей ссылке.

Andreas Weber – современный ученый из Германии (родился в 1967 году). Немецкий академик, биолог, журналист, философ. Он является лидером в развивающихся областях «биопоэтика» и «биосемиотика».

В докладе Римского клуба упоминается его новая книга 2016 года «The biology of wonder. Aliveness, feeling and the metamorphosis of science. New Society Publishers, Gabriola» или на русском языке «Биология чуда. Живость, чувство и метаморфоза науки». Книга на английском языке продается в сети.

В анонсе к книге сказано, что «Биология чуда» Андреас Вебер предлагает новый подход к биологическим наукам, который возвращает человека к природе. Он утверждает, что чувства и эмоции, отнюдь не лишние для изучения организмов, являются самой основой жизни. Из этой основной предпосылки вытекает развитие «поэтической экологии», которая тесно связывает наш вид со всем, что нас окружает, показывая, что субъективность и воображение являются предпосылками биологического существования.

Примиряя науку со смыслом, выражением и эмоциями, эта знаменательная работа приводит нас к решающему пониманию нашего места в богатой и разнообразной структуре жизни - революции для биологии, столь же революционной, какой стала теория относительности для физики.

В сети в электронном виде доступна для прочтения его работа «Enlivenment. Towards a Fundamental Shift in the Concepts of Nature, Culture and Politics» или «Оживление. К фундаментальному сдвигу в представлениях о природе, культуре и политике».

Такие ученые - философы, как указано выше, чьи книги и взгляды выбраны Римским клубом для переустройства нашей цивилизации, и продвигают «новое Просвещение» и новое философское мировоззрение во всем мире. В этой парадигме и планируется развивать будущее просвещение и мироустройство, а также образование, в котором предполагается доминирование этики, экологии и культуры. Полноценной частью этой культуры должно стать и системное мышление в сфере безопасности производства и труда.

Для многих такая философия может показаться слишком сложной, кому-то непонятной, кому-то невыгодной. Но как отметила профессор Т.В.Черниговская: «Мы уже находимся в другой цивилизации. Не стоит делать вид, что это где-то в будущем».

Вера Надеждина
1 192 3
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.