Меню по разделу
+
В 2014 году в России вступила в силу ст.217.2 УК РФ, которая предполагает уголовную ответственность за предоставление заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности. Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет в случае нанесения тяжкого вреда здоровью или гибели человека по неосторожности.
Одновременно начала действовать ч.4 ст.9.1 КоАП, предусматривающая административное наказание за заведомо ложное заключение экспертизы промбезопасности, если оно не содержит уголовно наказуемого деяния. В случае нарушения закона на юридических лиц накладывается штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей.
В юридической практике дела, возбужденные по ч.4 ст.9.1 КоАП, встречаются довольно часто. Гораздо реже нарушителям инкриминируются деяния по ст.217.2 УК РФ. Сдвинуть дело с мертвой точки получилось в Кемеровской области, где возбуждено сразу 22 уголовных дела о заведомо ложных экспертизах промышленной безопасности.
Как пишет «Интерфакс Россия» со ссылкой на слова замдиректора ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области» в Кузбассе В. Еремина, экспертами Росстандарта наработана судебная практика, связанная с документированием и сопровождением уголовных дел, которые возбуждены по ст.217.2 УК РФ.
Отдел экспертизы промбезопасности Кемеровского ЦСМ находится в тесном контакте с Кемеровской межрайонной прокуратурой. В течение последнего года заключения экспертов центра стали основанием для возбуждения 22 уголовных дел. Активность лже-экспертов приводила к выходу из строя оборудования и гибели людей на производстве.
Одно из дел возбуждено против руководителя экспертной компании из г. Новокузнецка. Он ставил подписи под экспертизами, якобы выполненными специалистом в компании «Евразруда». Однако последний ничего не проверял и даже не был работником данной организации. В ходе проверки выяснилось, что здания и сооружения «проверенной» компании находились в аварийном состоянии, что создавало угрозу для жизни и здоровья его сотрудников.
Среди наиболее часто встречающихся нарушений со стороны мнимых экспертов — предоставление сертификатов соответствия без подтверждения исправности установок и оборудования и, как следствие, без оформления протокола испытаний. У многих для проведения поверки отсутствуют технические возможности, однако это не мешает выдавать бумажные сертификаты предприятиям. Показательным является случай, когда Росаккредитация прекратила действие аттестата аккредитации структуре, выдавшей 664 свидетельства на приборы, входящие в систему аэрогазового контроля угольных предприятий Кузбасса.
Ситуация может улучшиться в сентябре, когда начнут действовать поправки в №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». С этого времени юридически значимым удостоверением факта законности поверки станет наличие записи в государственном реестре о результатах поверки средств измерений в ФГИС «Аршин». Она включает данные о компании-поверителе, эталонах, заводском номере средства измерений, которое применяется при поверке, а также дату очередной поверки.
Комментарии